К основному контенту

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ

  Н ОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ РЕСУРСА     17 .11.2025 2025 ChenJH _ AcklandD .   Авторы в эксперименте доказали роль  LCF  в разгрузке верхнего сектора вертлужной впадины и головки бедра.  2025 SrinivasanS _ SakthivelS . Перевод статьи, посвященной морфологии LCF у населения Индии.   2024 GillHS . Для уточнения роли LCF автор рекомендует сочетание экспериментальных исследований с компьютерным моделированием.   16 .11.2025 АрхиповСВ. К вопросу о прочности LCF .  2024StetzelbergerVM_TannastM.     Авторы обнаружили низкую прочность LCF при фемороацетабулярном импинджменте .  1996 ChenHH _ LeeMC . Авторы исследуют прочность LCF при аваскулярном некрозе и переломе шейки бедренной кости.  2025 ChenJH _ AcklandD . Авторы в эксперименте доказали роль LCF  в разгрузке верхнего сектора вертлужной впадины и головки бедра. 15 .11.2025 2002МалаховОА_КосоваИА.   Авторами показано, что двойное контрастирование тазо...

Рассуждение о морфомеханике. 3.5.4 Строение гиалиновой оболочки головки бедренной кости

 

3.5.4 Строение гиалиновой оболочки головки бедренной кости

Строение гиалиновой оболочки ГБК принципиально не отличается от строения прочих суставных поверхностей. Особый интерес вызывает ее микроанатомическое «устройство». Оно было изучено автором при проведении морфологических исследований ТБС (аутопсия), интраоперационно, а также при препарировании ТБС у домашних животных. Кроме этого, исследовались ГБК удаленные при эндопротезировании по поводу перелома ШБК.

Рассечение хряща острым инструментом, не позволяет выявить каких-либо его особенностей. Отсутствие таковых подтверждается и при гистологическом изучении срезов гиалинового хряща, выполненных в различных плоскостях. Вместе с тем разрыв или излом гиалиновой оболочки выявляет ее структурированность. Она заметна даже невооруженным глазом, но больше в боковом свете.

Рис.3.45. Костно-хрящевой блок головки
бедренной кости с отслоенной надхрящницей (схематично).

Из поверхностного участка ГБК с хрящевым покровом, не имеющим видимых изменений, остеотомом, высекался плоский блок - участок хряща с тонкой пластинкой подлежащей кости. Затем костный блок ломался, а его поверхность излома изучалась с увеличением и без такового (Рис.2.27). Отмечено, что наружная поверхность гиалиновой оболочки, обращенная в полость сустава, в норме блестящая, гладкая, белесоватого цвета. Обращало на себя внимание то, что при изломе блестящего, без видимых повреждений хряща на его поверхности выявлялась тонкая, практически прозрачная пленка, в виде обрывков выступающих за кромку излома. Захватив за край данной пленки хирургическим зажимом или пинцетом, удавалось ее отделить от суставного хряща, правда, на незначительном протяжении (Рис.3.45). Она была более выражена у молодых лиц, и зачастую отсутствовала у пожилых. Изучение ее с 5-кратным и даже 100-кратным увеличением не выявляло, какой-либо структурности. Надхрящница представлялась гомогенной прозрачной пленкой и была достаточно прочной на разрыв. К периферии гиалиновой оболочки ее толщина увеличивалась и была утолщенной также в области ЯГБК. В тех же областях, где гиалиновая оболочка была матовой, тусклой, имела эрозии или дефекты, поверхностная пленка отсутствовала. По периферии ГБК надхрящница переходила в синовиальную оболочку латерального торца. Вокруг ЯГБК надхрящница продолжалась оболочкой СГБ (Рис.3.43). При остром рассечении гиалиновой оболочки надхрящница имела менее интенсивный белый цвет, чем глубже расположенный хрящ. Так же как и в отношении надхрящницы ВВ, мы считаем, что надхрящница ГБК образована аналогом волокнистой хрящевой ткани.

Поверхность торца излома хряща имела хорошо выраженную вертикальную исчерченность, образуемую множеством гребней и граней. Данные вертикальные выступы – зубцы, следовали от подлежащей кости к надхрящнице и были перпендикулярны касательным к поверхностям гиалиновой оболочки ГБК (Рис.3.45). Структура поверхности излома напоминала таковую гиалиновой оболочки ВВ. Зубчатость излома, наличие граней, сходящихся чаще под тупым углом, аналогичность строения в разных областях гиалиновой оболочки позволяет утверждать, что она имеет призматическое строение. С нашей точки зрения наименьшим структурным элементом гиалиновой оболочки ГБК, также является гиалиновая призма. Ее высота несколько меньше толщины гиалиновой оболочки в соответствующем месте (толщина гиалиновой оболочки за вычетом толщины надхрящницы). На 2 мм длины торца излома насчитывается около 10 граней. Соответственно можно говорить о том, что ширина грани гиалиновой призмы составляет приблизительно 0.2 мм. Отделить механическим путем одну гиалиновую призму от другой, без их повреждения, не удавалось.

Учитывая, что природа в живом мире следует общим принципам построения тел, можно предположить, что форма гиалиновой призмы напоминает семя цветка подсолнуха. Излом цветка созревшего подсолнуха в зоне расположения семян отчасти напоминает увеличенное строение гиалиновой оболочки. В отношении 

Рис.3.46. Предполагаемый вид гиалиновой призмы
 головки бедренной кости.

С нашей точки зрения гиалиновая призма ГБК представляет собой граненый клиновидный стержень из гиалинового хряща (Рис.3.46). Означенные гиалиновые призмы прослеживались во всех участках секторов неизмененной гиалиновой оболочки. По мере ее истончения, в области периферического края, высота призм соответственно уменьшается. В связи с этим гиалиновые призмы по краям гиалиновой оболочки практически не дифференцировались. Вокруг ЯГБК высота гиалиновых призм увеличивалась, при этом складывалось впечатление, что краевые гиалиновые призмы переходили в ткань СГБ и были началом ее волокон (Рис.3.43).

Так как выделить отдельную гиалиновую призму не представилось возможным, уточнить форму плоскости ее поперечного сечения нам не удалось. Однако, изучая поперечный срез торца поверхности излома гиалиновой оболочки, можно предположить, что гиалиновые призмы ГБК имеют четырехгранную форму, а в поперечном сечении близки к ромбу (Рис.3.39, 3.40).

Анализируя форму гиалиновых призм и ширину граней, можно говорить, что площадь их наибольших торцов приблизительно равна 0.3-0.5 мм. Количество сегментов гиалиновой оболочки вполне определенно. Если площадь гиалиновой оболочки ГБК принять равной 43.58 см2 (Лесгафт П.Ф., 1968), то общее число гиалиновых призм ГБК примерно составляет порядка 9–15 тысяч. С нашей точки зрения гиалиновая призма есть наименьший элемент микроанатомического уровня строения гиалиновой оболочки и ГБК.

Гиалиновые призмы плотно прилежат друг к другу, без каких-либо промежутков. Боковые их грани прочно соединены. Обычно гиалиновые призмы отделялись группами, что подчеркивает большую прочность их сцепления. По нашему мнению, это соединение обеспечивается основным веществом хрящевой ткани основу которого составляют ГАГ. Так как известно коллагеновые волокна средней зоны гиалинового хряща суставных поверхностей имеют вертикальное направление (Клионер И.Л., 1962), а значит, не могут принимать участие в скреплении гиалиновых призм. Волокнистые элементы принимают участие в скреплении гиалиновых призм только в поверхностных областях, за счет надхрящницы (Рис.1.18, 1.19).

Как уже было сказано, длинные оси гиалиновых призм перпендикулярны касательным к наружной поверхности ГБК и совпадают с ее радиусами. Наличие граней у гиалиновых призм хряща обнаруживалось визуально с увеличением и без него. Разрезая острым инструментом, торец излома гиалиновой оболочки поперек продольной оси гиалиновых призм, можно было наблюдать явно зубчатый край. Его выступы имели чаще тупые, чем острые углы. Грани гиалиновых призм были плоские и гладкие. Их форма напоминает трапеции с большой высотой.

Необходимо отметить, что исследование суставного хряща с привлечением светового микроскопа и обычным путем проводки материала не выявляла обнаруженную нами структурность. И это несмотря на то, что срезы выполнялись в различных плоскостях, в том числе и в поперечном направлении. Наблюдаемая в световой микроскоп картина строения гиалинового хряща ничем не отличалась от той, что описывается в руководствах по гистологии.

Как было показано выше, внешняя поверхность гиалиновой оболочки ГБК гладкая, выпуклая с различной кривизной сферичности в зависимости от локализации квадранта. Внутренняя же ее поверхность, обращенная в сторону подлежащей кости, вогнутая. Она в норме шероховатая, имеет множество выступов и впадин ответных костной поверхности. Форму внутренней поверхности удается рассмотреть при тупом отслоении хрящевого покрова, что порой достаточно затруднительно. Внешний вид внутренней поверхности гиалиновой оболочки и поверхности обнаженной субхондральной кости позволяет провести аналогию с дермоэпидермальным соединением кожи, имеющим аналогичный вид.

С учетом конечности числа гиалиновых призм, образующих гиалиновую оболочку и закономерно меньшую площадь внутренней ее поверхности, можно говорить о различии в площади наружного и внутреннего торцов гиалиновых призм. Естественно, большим по размерам является наружный торец гиалиновой призмы, обращенный в полость сустава. Меньший по размерам оказывается внутренний торец, контактирующий с костью. Наружный торец закономерно имеет выпуклую форму с радиусом кривизны равным радиусу ГБК в области расположения данной гиалиновой призмы. Поверхность же внутреннего торца, вследствие волнообразности костно-хрящевой границы - неровная. Она, по большей части, вогнутая, так как размеры ячеек губчатого вещества подлежащей кости больше размеров контактирующих с ними торцов гиалиновых призм. Следствием разницы в величине наружного и внутреннего торцов является наличие клиновидности гиалиновых призм. Причем, в отличие от гиалиновых призм ВВ, клиновидность гиалиновых призм ГБК обратная. Больший по площади торец обращен в полость сустава. Соответственно при контакте гиалиновых оболочек ГБК и ВВ, одна гиалиновая призма ВВ будет контактировать с несколькими гиалиновыми призмами ГБК (Рис.2.29, 3.39).

Каждая из гиалиновых призм ГБК оказывается, как бы заклинена между себе подобными. Гиалиновые призмы плотно прилежат друг к другу своими боковыми гранями. Наружные торцы гиалиновых призм соединяет надхрящница, а внутренние торцы опираются на подлежащую губчатую субхондральную кость. Волокна оссифицированного хряща внутренней поверхности взаимодействуют с волокнами пластинок кости. Этим достигается прочное соединение гиалиновых призм.

Таким образом, гиалиновая оболочка ГБК на микроанатомическом уровне также состоит из гиалиновых призм. По своему строению принципиально она не отличается от прочих гиалиновых оболочек.


                                                                     

Автор:

Архипов С.В. – С.В. Архипов-Балтийский является псевдонимом, который использовался до начала 2006 года с целью более точной дифференцировки на научном поле.

Цитирование:

Архипов-Балтийский СВ. Рассуждение о морфомеханике. Норма. В 2 т. Т. 1. Гл. 1-4. - Испр. и доп. изд. Калининград, 2004. [aleph.rsl.ru]

Архипов-Балтийский СВ. Рассуждение о морфомеханике. Норма. В 2 т. Т. 2. Гл. 5-6. - Испр. и доп. изд. Калининград, 2004. [aleph.rsl.ru]

Примечания:

Первая крупная публикация автора, посвященная морфомеханике живых систем, биомеханике пояса нижних конечностей и связки головки бедра, ligamentum capitis femoris (LCF).

Ключевые слова

ligamentum capitis femorisligamentum teres, связка головки бедра, анатомия, морфомеханика, биомеханика

СОДЕРЖАНИЕ РЕСУРСА

Биомеханика и морфомеханика

Популярные статьи

Каталог тестов патологии LCF

   каталог тестов патологии ligamentum capitis femoris Архипов С.В.     Содержание [i]   Резюме [ii]   Введение [iii]   Тестирование в положении лежа [iv]   Тестирование в положении стоя [v]   Изучение походки [vi]   Список литературы [vii]   Приложение [i]   Резюме Представлено описание тестов для выявления и дифференциальной диагностики патологии ligamentum capitis femoris ( LCF ). [ii]   Введение Одна из первых работ посвященная диагностике травмы LCF, показала многообразие симптомов: боль в паху, ригидность тазобедренного сустава, иногда длительно существующие минимальные клинические данные или же признаки такие же как при остеоартрите (1997GrayA_VillarRN). По прошествии более десятилетия исследователи констатировали: «к сожалению, не существует специального теста для обнаружения разрывов LCF», известные на то время признаки являлись неспецифичны и наблюдались также при другой внутрисуставной патологии тазобедренн...

К вопросу о прочности LCF

  К  вопросу о прочности   ligamentum   capitis   femoris Архипов С.В.     Содержание [i]   Аннотация [ii]   О прочности LCF [iii]   Список литературы [iv]   Приложение [i]   Аннотация Наше мнение по поводу низкой прочности  ligamentum   capitis   femoris  ( LCF ), согласно исследованию  Stetzelberger   V . M . и соавт. (2024). [ii]   О прочности LCF Статья  Stetzelberger   V . M . и соавт . « Насколько прочна круглая связка бедра? Биомеханический анализ»  (2024), примечательна строгой методологией и глубиной изучения литературы. В полученных авторами результатах наше внимание привлекла низкая  предельная нагрузка до разрушения 126±92 Н у  LCF   ( 2024StetzelbergerVM_TannastM ).  Усредненно это эквивалентно 13 кг. При определении прочности LCF, полученной у группы лиц неустановленного возраста с переломом шейки бедренной кости, другая команда исследователей о...

Кто и когда впервые описал повреждение LCF? Часть 1

  Кто и когда впервые описал повреждение   ligamentum capitis femoris?  Часть 1. Архипов С.В.   Содержание Часть 1 [i]   Аннотация [ii]   Введение [iii]   Доисторический период Часть 2 [iv]   Исторический период [v]   Вмешательства в текст Часть 3 [vi]   Египетский врач Часть 4 [vii]   Азиатский прорицатель [viii]   Хронологическая таблица Часть 5 [ix]   Заключение [x]   Список литературы [xi]   Приложение [i]   Аннотация Книга «Берешит», в переводе именуемая «Бытие», является одним из древнейших художественных текстов. Кроме тенденциозно трансформированных легенд и вымысла, она содержит важные медицинские и естественнонаучные факты. Произведение написано на севере Египта вскоре после минойского извержения, вероятно в конце 17-го века до современной эры. Над протографом работал азиатский прорицатель, ставший чиновником и египетский врач-энциклопедист. Последний впервые в истории описывает механизм повреждени...

Кто и когда впервые описал повреждение LCF? Часть 5

  Кто и когда впервые описал повреждение   ligamentum capitis femoris?  Часть 5. Архипов С.В.     Содержание Часть 1 [i]   Аннотация [ii]   Введение [iii]   Доисторический период Часть 2 [iv]   Исторический период [v]   Вмешательства в текст Часть 3 [vi]   Египетский врач Часть 4 [vii]   Азиатский прорицатель [viii]   Хронологическая таблица Часть 5 [ix]   Заключение [x]   Список литературы [xi]   Приложение [i]   Аннотация Книга «Берешит», в переводе именуемая «Бытие», является одним из древнейших художественных текстов. Кроме тенденциозно трансформированных легенд и вымысла, она содержит важные медицинские и естественнонаучные факты. Произведение написано на севере Египта вскоре после минойского извержения, вероятно в конце 17-го века до современной эры. Над протографом работал азиатский прорицатель, ставший чиновником и египетский врач-энциклопедист. Последний впервые в истории описывает механизм пов...

1996ChenHH_LeeMC

     Аннотация статьи Chen HH, Li AF, Li KC, Wu JJ, Chen TS, Lee MC. Adaptations of ligamentum teres in ischemic necrosis of human femoral head (Адаптация круглой связки при ишемическом некрозе головки бедренной кости человека, 1996). Авторы исследуют прочность ligamentum capitis femoris (LCF) при аваскулярном некрозе и переломе шейки бедр енной кости. Оригинал на английском языке доступен по ссылке: 1996ChenHH_LeeMC . Аннотация О биомеханических свойствах круглой связки человека известно немного. Для более полного изучения круглой связки были измерены её размеры и механические свойства в 22 случаях острого перелома шейки бедренной кости и в 21 случае ишемического некроза головки бедренной кости. Образцы сначала были предварительно подготовлены, а затем нагружены до разрушения на испытательной машине с высокой скоростью деформации 100% с(-1). Группа с ишемическим некрозом имела значительно больший объём (3,09 ± 1,81 мл против 1,30 ± 0,62 мл) и площадь поперечного сечения ...