Рационально-критическое богословие
Сергей Архипов
Пролегомены
Этично ли
буквальное или сверхъестественное толкование книги Берешит (Бытие)
и Евангелий детям, больным и малообразованным если существует разумное
объяснение? Я предлагаю рациональное прочтение Священного Писания с точки
зрения врача. В результате сквозь завесу мистицизма, проступают очертания
древней медицины – ранние представления о человеческом теле, недугах и
исцелении. Это эссе не отрицает духовные поиски, а отстаивает право понимать
основополагающие религиозные тексты как культурные, философские и, отчасти, старейшие
научные сочинения. Такие произведения могут служить человечеству, не сковывая
страхом. Рассматривая книгу Берешит и Евангелия как собрание
метафорических, медицинских и исторических притч, мы преодолеваем иллюзию чуда
и обретаем знание, укрепляющее как здоровье, так и разум.
Сцена
Нурмес – малоречивый городок, заякорившийся средь волн
изумрудных сопок Северной Карелии. Ночами окна и
фонари поселения отражаются в сопредельных озерах,
подобно огням внушительного корабля в зеркале рейда. Днями вдоль протяжённой
улицы-палубы, мимо берёзовых мачт неспешно шествуют умудрённые «пассажиры» и
проносятся говорливые «велоюнги». Пронзительный клёкот чаек, влажный порывистый
ветер, рокот катеров, сверкающая рябь и изобилие шлюпок не оставляют сомнений в
том, где ты находишься.
Лайнер надежно
удерживают незримые цепи, и, верно, поэтому вопреки плещущимся водам, качка
неощутима. Огромное судно даже не кренится под тяжестью въезжающих по мостам
груженых автомобилей и железнодорожных вагонов. Бескозырок не видно, но
флотский порядок кругом подразумевает – моряки добросовестно несут свою вахту.
Вместо кратких ударов в рынду часы ими отмериваются колокольным благовестом,
стелющимся над акваторией. Того и гляди отзвучит оригинальная склянка,
переливчато запоет боцманская дудка – «Все наверх!», а шкипер прикажет:
«Поднять паруса!». Команда явно готовится к рейсу, звонко роняет и гулко
скатывает брёвна, вероятно, в трюм. В светлое время проплывающим лодкам
трудники салютуют радужными фонтанами поливальных машин, а в сумраке
предупредительно озаряют розово-золотистым свечением фарватер и заодно небесную
твердь. Воздух насыщен ароматом распиленного смолистого леса, прозрачен,
напорист и свеж. Кэп медлит, дожидаясь то ли прилива, то ли попутного бриза, а
может, заветной приметы, по которой отправится в путь.
Исподволь
застывшее волнение малахитовых холмов инкрустируется мерцающим мрамором. Сквозь
морозное марево город-ковчег подсвечивается скупым медным Солнцем, зависшим у
извилистой кромки близкого горизонта. Постепенно величественная ладья
украшается искрящимися снежинками, пленяется льдами и погружается в
сосредоточенную задумчивость. Царит ощущение зимовки затёртой в торосах морской
экспедиции, охраняемой суровыми айсбергами. Везде режущая взор белизна и
недвижимая тишь. Лишь только изредка слышно, как дятел починяет рангоут,
хлёстко вбивая в него пару-тройку гвоздей.
Умиротворение…
Вдруг, – в
конце лаконичных приарктических суток происходит загадочное оживление пейзажа.
Повсюду зажигаются цветные гирлянды, возгораются лампады у входов и за стеклами
жилищ. Рукотворным свершениям вторят всполохи полярных сияний, заволакивающих
перламутром гроздья ослепительных созвездий. Земные и заоблачные светляки перемигиваются, напоминая друг другу о неком
грядущем событии.
Однажды
подмеченная тайность разъясняется: и почему капитан задержался с отплытием, и чего
ожидал экипаж драккара-полуострова и Мир. В тот вечер учащаются вспышки проёмов
дверей, а иссинемолочные тропы заполняют спешащие силуэты. Впотьмах их ручейки,
огибая сугробы, жестикулируют, скрипят рыхлым пухом и парят, будто дымные
линкоры в походе. Окрестность стремится ко Храму, что взвился к чёрнобездонному
своду, увенчанному Вифлеемской звездой. Словно по сигналу корабельного горна,
сбежавшиеся сгрудились возле подмостков, точно матросы у рубки. Поплотнее
укутавшись от летящих хладных кристаллов, разновозрастное
сообщество благоговейно замирает в предвкушении действа.
Спектакль
«Иммануил»
И разверзлась
антрацитно-студёная мгла. И возник уголок Назарета, непостижимо завязший в
безбрежных снегах. И отнюдь никого не смутила ни южность местечка, ни плотник
Иосиф в утепленном наряде. И вот, размеренную праведность краснодеревщика
рассекает нисшедший Архангел. И, предстоя на пригорке в блистающем оттиске
канувшей в Лету Луны, Посланец вещает: «…не бойся принять Марию, жену твою,»
ибо по пророку она: «…родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил»!
Смиренное
смятение мужа во взрослом собрании вызывает мозаику чувств. Как будет всё
дальше? Не изгнал! Приветил! Сажает на пони, влечет торопливо прочь через тьму.
Позади – посвист вьюги, сверху – тянутся еловые лапы, по сторонам – притихший
зритель, впереди – неизвестность.
Грозный Ирод
мрачно внемлет речь степенную волхвов, о скором рождении и восшествии на
престол Вселенского Правителя. В отчаянном страхе крушения власти царь-лютый шлёт
войско чадам в погибель. С копьями и факелами, не дрогнув душою, злодеи ретиво
бросаются вслед беглецам.
Мечутся
путники, ищут в буране приюта и не находят состраданья вокруг. Отвергнув
гонимых, не ведают люди, что близится миг их расплаты детьми.
Эпизод
постановки завораживает, окончательно сковывая созерцателей. Воспоминания
воскрешают ужас собственных предков, неоднократно спасавшихся от супостата с
узлами скарба и безысходной обездоленностью на плечах. Немощных и малолетних
настигала длань лихолетий, отливая иконописные облики почивших из сплава
ненависти и печали в памяти оставшихся чудом в живых.
Пещерка в
заснеженном склоне укрыла беглянку, а рядом в тревоге ступает Иосиф.
Приостанавливаясь, старец всплескивает озябшими руками и сокрушённо оглядывает
подножье своего возвышения. Чуть ниже, также волнуясь, раскинулось терпеливое
море блещущих искренних глаз. С каждой секундой мороз свирепеет: обжигает
напряженные лица, студит кисти и яростней хлещет поземь. Натиски завихрений
пурги и пронзающий холод усугубляют испытание выдержки и Веры.
Как яркий
проблеск маяка в кромешном мраке, внезапно к небу вознесся новорожденного
вскрик. Откинув завесу, выносит из грота Мария дитя на заклание и во спасенье
толпе. Подходят учтиво мудрецы с пастухами, спускаются Ангелы Божии, склоняются
вершины косматых сосен и ветви прозрачных берёз. Приближающиеся горние светила
пристально всматриваются в сердца свидетелей произошедшего.
Дивертисмент
Некогда
безликая, молчаливая разрозненность пробуждается, объединяется воодушевлением,
улыбаясь, гомонит на всевозможные лады, пускается в пляс под незамысловатую
мелодию и трогательный напев.
Он явился!
Всеобщую
радость заслоняет знание судьбы младенца, туманит думы об уготованной участи
Сыну Человеческому.
Преображённая
публика, направляясь к домашнему уюту, осторожно прячет от колючей метели в
заиндевелых ладонях, робкую пламень обретённых свечей Рождества. Доселе
задернутый воронёной драпировкой город-корабль – светлеет. Улицами овладевает
приподнятая суета, ровно набережной при встрече вернувшейся в порт флотилии.
Расходящиеся мысленно переносятся из современного Нурмеса в новозаветный
Вифлеем и далее – к истокам библейских преданий. В те минуты очевидцы и актеры
воспаряют над тяготами повседневья, забывают о бренном здоровье, зрят луч
надежды в бытие. Дивным образом становится много теплее внутри и снаружи.
Каким был
родившийся той ночью и жил ли в действительности? Существовало ль Святое
Семейство, ныне неусыпно радеющее о нас в божественной обители? Когда
странствовали по Земле их ветхозаветные пращуры и откуда пришли? В какую эпоху
и где началась эта эпическая история? Кем она написана и зачем перекроена в
легенду?
Прелюдия
Завершилось
духоподъёмное представление в финском Нурмесе, пересказавшее сюжет рождения
новозаветного Еммануила в иудейском Вифлееме. Озаряемая полярным сиянием
публика поспешила с мороза к теплу очагов. Кто-то расставил яства и налил
глёги, а нами раскрыты фолианты. Их корешки и обрезы преломили библейский эпос,
как грани хрустальных призм расщепляют белый луч на радужное разноцветье.
Творение
и Рождение
И узрели мы, –
вначале было движение, и не ясно чего и отчего, и непонятно в точности, где и
когда. И древнейшим движением явилось творение, и ничего ранее не было, и
движения, в том числе. И оно стало вступительным аккордом созидания Космоса,
ведомого нам. И если и было что прежде, то не известно, что было и было ли,
вообще, это: Нечто, Некто или Ничто. И возникло движение, и образовался Мир, и
всё в нём пришло в движение. И до сего дня всё в движении и будет в движении, и
есть движение. И прекратится движение, опять-таки, неким движением в конце
всего, в заключительном акте пьесы Бытие Вселенной. И только сие нам и
ведомо, и более не знаем, и не догадываемся вовсе. И не разумеем ни структуры,
ни сути предстоящего тёмного, величественного Покоя.
И по причине
движения, из чего-то, произошли: и вещество, и энергия, и информация, и
спаялись временем. И те субстанции заструились и перетекали одна в другую, и
убывали, и прибывали, и обретали форму, и лишались её, и синтезировались, и делились,
и соединялись, и разделялись, и непрестанно находились в движении. И сгустился
газ межзвёздный, и возгорелось Солнце, и завихрило вокруг пространство, и пыль,
и та слепилась и в малые тела, и в планеты. И вращались последние, и теснились,
и сталкивались, и нагревались, и охлаждались. И каменные сферы средь них, в
«зоне Златовласки», собирали жидкую влагу в океаны. И вскипали воды, и
замерзали, и испарялись, и конденсировались, и обогащались солями, и падали в
них глыбы с небес, и били молнии, и вспенивались, и перемешивались, и
застаивались, и приходили в движение снова.
И вдруг,
неведомо как, видимо, лишь на земном мелководье зародилось из неживого – живое.
И, в отличие от безжизненного, живое обрело способность воспроизводить самоё
себя и регулировать величины среднесуточных механических напряжений своих
организмов. И живое в пучине тоже непрерывно двигалось, но не подобно
бездыханному, а целенаправленно и далее вышло на сушу, и углубилось в почву, и
взлетело, и заселило всё и вся. И зарождались живые существа, и росли, и
изменялись, и давали жизнь, и отнимали её, и умирали. И переходили и в живое, и
в геоморфное, и в газообразное, и в жидкое, и не останавливались ни на миг в
неустанном движении до смертного часа – необратимого несоответствия энергии,
массы и информации.
И, наконец, на
севере Африки расцвёл человек – сознательное, напористое и любознательное
создание. И пришествие современных людей на лицо земли было также движением, но
ума, и столь же загадочным, как происхождение самой жизни. И не сиделось
разумным на месте, и заинтересовали их края за морями. И, перейдя с
материка-колыбели на просторы иные, часть поселилась в Загрос-горах. И
старейших переселенцев с прозвищами Адам и Хавва заточил холод суровый и не
выпускал, оберегая в укромной и удобной долине. И пару ту сменила вторая, а её
третья, и следующая, и последующая. И там пребывало Человечество в движении и
удовлетворяя потребности, и в соответствии с естественным ходом событий, и
сообразно сезонам, и преображало округу и предметы, и внешний свой облик, и
подвергалось изменчивости. И об этом безмятежном прошлом наследники сложили
предание о райском саде в Эйдэне. И уходили потом с нагорья, и возвращались
туда, сохраняя сказание пращуров в сердцах.
И однажды
разверзлись небесные хляби, и обрушились наземь потоки, и отворились источники
бездны великой, и наводнили равнины, и утопили меж хребтов племена. И
исключительно дальновидные, и сметливые сокрылись в скальном ковчеге и так
пережили локальный «всемирный» потоп. И затем плодились, и размножались, и
осваивали местность, и овладевали ею, и взращивали злаки и виноград, и
расселялись. И в неусыпном движении и враждовали, и дружились, и трудились, и
бездельничали, и женились, и расставались, и пытались постичь всё, и склонялись
к непостижимости. И изыскивали нужное, и делали собственными руками, и
закладывали поселения, и строили башни, и сформировали первую цивилизацию –
шумерскую.
И вот муж с
именем Тэрах в городе Ур-Касдим Месопотамской области Шинар «родил» Авраама, а
тот Ицхака в Кынаане, подарившего нам легендарного Яакова, воспитавшего
Йосэйфа, что вместе с врачом-хирургом сотворил в Египте при гиксосах книгу Берешит
и в ней описал начало сущего и своего рода. И положили потомки произведение то
в основу нравственности и Веры. И читали, и изучали, и дополняли манускрипт
этот тысячи лет и в годы поражений, и в пору побед, и черпали в нём и мощь, и
волю, и установления. И правили Судьи, и восседали на престолах Цари, и
выстраивались и распадались государства, и угонялся народ в рабство, и возвращался
из него, продолжая держаться заветов, изложенных предками.
И к череде
династий прибавился названый отец Иисуса Христа, плотник по прозванию Иосиф. И
жил он праведно, и трудился, и сочетался браком с Марией. И, заметив необычно
рано забеременевшую жену, уводит её прочь с глаз односельчан в Египет. И пошло
семейство из Назарета через Иудею, избегая тем самым и лишних вопросов, и
кривотолков. И над чадом в утробе и будущей матерью нависла Дамокловым мечом
дорога, некогда погубившая Рахэйль. И супруг, и супруга осознавали вероятный
трагичный исход их исхода. И чувствовали эту мрачность те, к кому взывали
путники и просили пристанища. И никто не желал видеть и в доме, и рядом смерть,
пусть и чужую.
И встретился
хлев в Вифлееме, к счастью, не занятый скотиной. И, наскоро очистив строение,
Иосиф готовится к родам Марии. И поспешает к стоящему недалеко каравану, с
которым, возможно, идет повитуха. И уверены мы в милостивом отклике: помощь
женщине приходит в срок. И спеленали, и уложили кроху в ясли. И возрадовались
очевидцы благополучному появлению дитя на свет. И пришедшие с близлежащего поля
пастухи, найдя обитель опекаемого поголовья, вычищенную и преобразованную в
жилище, приветливо согласились не тревожить отдохновение родильницы и её первенца.
И рассказывали каждому встречному о примечательном происшествии со счастливым
финалом. И стар и млад дивились покровительству Свыше странникам тем.
И накрывает
Иосиф праздничный стол для случайных добросердечных знакомых. И званые на
трапезу вручают Иисусу единственные в жизни дары. И набирались сил Мария и
младенец под крышей убежища стада. И по заповеди Моше, чрез тридцать три дня
приходят в Иерусалим, куда спустя тридцать три года явятся вновь, – он в славе,
а она в печали.
Служение и
Учение
Возвращение в
Назарет с новорожденным, несомненно, поднимет волну злословия. Предвидя
пересуды, Иосиф направляется, как и планировал, в противоположную сторону – в
Египет. В долину Нила он идет стезёй Авраама и Мидьянских купцов, доставивших
туда Йосэйфа. Скитальцы обосновываются в диаспоре единоверцев, где глава
семейства, владея столярным ремеслом, зарабатывает на хлеб в период малолетства
пасынка. Когда оказывается невозможным однозначно исчислить возраст ребенка,
совершается обратное путешествие «в землю Израилеву» в Назарет Галилейский. В
том селении проходит детство Иисуса, проявляются присущие ему необычные
наклонности, а в отрочестве обнаруживается тяга к познанию. Мальчика, не
ведающего родного отца, предпочтительно взращивает мать. Впоследствии её внимание
поглощают младшие дети.
Взрослеющий
Иисус постепенно отдаляется от родителей, братьев и сестёр. Юноша погружается в
мысли, проницательно вглядывается в окружающую действительность, черпая
исходные сведения о природе в Первой книге Моисеевой. Конспект самой
ранней научной энциклопедии увлекает. В ней завораживают тайны устройства
мироздания, уровни организации живого, анатомия и физиология людей. Сей труд
вдохновляет к постижению искусства врачевания, подвигает к выяснению истинных
причин недугов и нарушения походки после повреждения таинственной жилы «сустава
бедра» – связки головки бедренной кости.
Сродни Йосэйфу,
в 16-17 лет Иисус, снабжённый начальным капиталом, покидает провинциальный
Назарет и устремляется в высокоразвитую Александрию. Пример успешной карьеры
любимого наследника Патриарха Яакова дает надежду на лучшие перспективы судьбы.
Талантливость и памятливость абитуриента высоко оценивают преподаватели
«Мусейона» и зачисляют в медицинскую школу. В стенах прославленной Академии
уникальный студент впитывает знания и становится доктором.
Клинический
опыт Иисусом накапливается при лечении населения дельты Нила почти десятилетие.
Витающий над Египтом дух врача-полимата, научного редактора книги Берешит
Имхотепа Младшего, возжигает факел полиглота, врача-философа Иисуса Назорея.
Однако риск обострения тлеющего этнического конфликта в Александрии вынуждает
подвижника-интеллектуала вернуться в отчий край – в Галилею.
В поисках
смысла жития Иисус осуществляет паломничество к Иордану. Мудрый Иоанн подмечает
и оглашает пастырское призвание крестника. Уединение в пустыне расставляет по
местам приоритеты, а убеждения окончательно кристаллизуются в фантасмагоричном
сновидении. Встреченный земляками отпрыск краснодеревщика не воспринимается
медицинским специалистом. Он поселяется поодаль, в Капернауме, где открывает
врачебную практику. Привлекательные черты характера, эффективная терапия,
полезные рекомендации и добрые напутствия способствуют популярности. К нему
тянутся и для восстановления здоровья, и за пояснениями, и за просвещением.
Ввиду
несостоятельности системы здравоохранения Римской Палестины, множество
пациентов вожделеют исцеления. Жрецы заботятся о профилактике, а имеющиеся
доктора не в состоянии охватить всех страждущих. Иисус видит необходимость в
медиках и начинает подготовку учеников. Они отрабатывают практические навыки в
стажировках, а идеологию перенимают через притчи с комментариями.
Несистематический процесс обучения в полевых условиях влечёт жалобы на
курсантов и бросает тень на методики Наставника.
В проповеди на
холме близ Галилейского озера Иисус обнародует оригинальную социальную доктрину
и разъясняет её краеугольные камни-положения. Им определяется главная цель
Служения – создание гармоничного сообщества соплеменников на фундаменте
откорректированных принципов иудейского исповедания. По идеалистическому
замыслу в человеколюбивой сети снизится конфликтность, увеличится уровень
взаимного доверия, улучшится психологический климат и в семьях, и в поселениях,
и в стране. Горизонтальные связи помогут единомышленникам поддерживать друг
друга вне зависимости от власти, религиозных предписаний, а также области
проживания. Указанное оздоровит социум в целом, предупредит травмы,
соматические и душевные заболевания конкретных субъектов. Позже Иисус
соглашается принимать в общину иные этносы, воспринявшие провозглашенные им
универсальные формулы обустройства ноосферы.
В деятельности
и вразумлениях новоявленного Мессии священники усматривают угрозу
благосостоянию и влиянию на паству. Появляются сигналы о готовящейся расправе
над основателем ширящейся гуманной общности. Иисус размышляет, как не дать
разрушиться товариществу при личной гибели, и сочиняет беспримерный сценарий
кончины. В кульминационном эпизоде предполагается оставить запоминающееся
послание приверженцам, свидетельство о себе и Учении, одновременно обличив
зложелателей и ободрив идущих вослед. В иносказательных изречениях Иисус
обещает воскреснуть, подразумевая воспоминания о своём образе. Пастырь говорит
о дальнейшем обитании «на облаках небесных», а именно в чаяниях новых
поколений.
По нашему
мнению, в разработанной Иисусом концепции «Бог» не обезличен, а вполне
определенный покровитель трех Ветхозаветных Патриархов и месопотамского Ура –
шумеро-аккадский «владыка знаний» Нанна. Эта сущность есть Постоянство, свод
неизменного: законов бытия человека, живой и безжизненной материи, а также
перечней, правил, эффектов, процессов, порядков, констант. Схематично и кратко:
Божество Иисуса – Наука. Понимание им неизбывных алгоритмов природы, позволило
ясно увидеть и перекроить грядущее точно Сыну «Всевышнего».
Акция распятия,
– спланированная и реализованная эвтаназия при содействии безупречного
соратника Иуды Искариота, произвела задуманное впечатление. Зрители, «бия себя
в грудь», брели от Голгофы и, закрывая глаза, представляли символ – Врач на кресте.
Предсказанное вознесение на «небо», как задумывалось, оказалось не физическим
воспарением и не медико-биологическим оживлением, а переходом в положительную
коллективную память.
Каденция
Успение
целителя душ и плоти породило поток социального излучения, импульс которого,
пройдя сквозь эпохи, повлиял на миллиарды судеб. В отсутствие Учителя искажения
и добавления в Учение понятны, а равно побочные негативные явления. Вместе с
тем принятие реальности Иисуса и беспристрастный анализ его Послания удаляет
налет мистицизма, копившийся две тысячи лет.
Естествознание
высвобождает тезисы Нагорного манифеста и сопутствующие идеи из догматического
плена, инициирует прагматичное отношение к фантазиям, лукавству, снам,
галлюцинациям и сверхъестественным сущностям, описанным в книге Берешит.
В результате обретается стройное и прочное мировоззрение – «научная религия»,
опирающаяся на непреложные закономерности Вселенной. Объединенные ею земляне
или колонисты Марса, сплоченные этическими узами, когда-нибудь смогут
образовать прогрессивно развивающееся общество без лжи и паразитизма. Их опорой
явится: здравое восприятие непонятного и научных фактов, важность личности и
моральные нормы.
Имя и благие
намерения Врача Галилейского бережно сохраняются на берегах финского озера
Пиелинен. Здесь Рождественские гимны и помыслы Сына Человеческого доныне
наполняют паруса города-корабля Нурмес. Он плывет по малахитовым волнам
Северной Карелии в гармоничное Будущее, увлекая за собой и нас, Детей
Человеческих. Аминь!
Размышления
после слов и музыки
Я — врач,
ортопедический хирург и исследователь в меру сил. Моё мышление формировалось в
лабораториях, больничных палатах и аудиториях, но я всегда чувствовал: за
пределами выверенных формул и точных диагнозов есть иной смысл. Это эссе – попытка взглянуть на традиционный религиозный
нарратив глазами современного специалиста, для кого эмпатия, причинность и
проверяемость не противопоставлены духовности, а составляют её фундамент.
Я не стремился ниспровергать веру в святых персонажей. Я попытался
вернуть в пространство живых: неведомого медика, работавшего над книгой Берешит и, полагаю, ставшего богом Имхотепом, а также врача Иисуса
– вдохновителя Евангелий. Им будет комфортнее в мире людей, чувств, боли, труда
и разума, чем в безвестности и в скорбных пределах храмов. Мне важно было
показать, что Человек может быть святым не по праву божественного
происхождения, а по силе сострадания, стремления к познанию и благородства
поступка. Наука, изучающая звездное небо, освобождает нас от суеверий, но не
лишает смысла представления о нравственности в религиозном обличии. Напротив,
понимание устройства Вселенной делает нас внимательнее к жизни вокруг, ближе
друг к другу, терпимее. В этом теологический потенциал науки: не в поклонении
математическим расчетам, а в уважении к истине и человеку.
Почему именно
Имхотеп и Иисус? Потому что их образы – это универсальные сосуды для идей
милосердия, ответственности и служения. От первого осталась лишь тень в мифах,
строки в книге Берешит, хирургический Папирус Эдвина Смита и
статуэтка писца во храме. Второй, прославляется за чудеса, а не за ежедневную
работу во благо пациентов, ставший жертвой
жестокости тех, кого стремился излечить. Переписывая их жизнь вне
мистики, я не унижал, а усиливал значение их подвига. Для меня Врач на кресте –
символ тех, кто жертвует собой ради исцеления и мира.
Предлагаемый текст,
– это реконструкция и гипотеза. Эксперимент. Попытка объединить древние легенды
и современное знание в единой смысловой структуре. Возможно, в ней кому-то
станет легче действовать и дышать – без страха и с надеждой. Если Имхотеп и
Иисус – это не боги, значит, их путь открыт каждому. Любой может пройти их
дорогой и, попробовав избежать страдания, превзойти в созидании.
Соответственно, спасение – не обещание извне, а труд изнутри.
Как врач и
учёный, я склонен объяснять, а не мистифицировать. Но это не означает
равнодушия к духовным вопросам. Я пересобрал знакомые образы в координатах
науки и гуманизма. Оказалось – они не сверхъестественные существа, а яркие
личности, чьи поступки и идеи заслуживают внимания и памяти.
Йоэнсуу
2025
Автор
Архипов С.В. – независимый исследователь, кандидат медицинских наук, врач-хирург, травматолог-ортопед, медицинский писатель, Йоенсуу, Финляндия.
Адрес для переписки: Сергей Архипов, эл. почта: archipovsv @ gmail.com
История статьи
22.09.2025 - опубликована интернет-версия.
Рекомендуемое цитирование
Архипов СВ. Врачи, ставшие Богами: Рационально-критическое богословие. О круглой связке бедра. 22.09.2025. https://kruglayasvyazka.blogspot.com/2025/09/blog-post_22.html
Примечание
Эссе создано на основе материала книги: Архипов С.В. Дети человеческие: истоки библейских преданий в обозрении врача. Эссе, снабженное ссылками на интерактивный материал. 2-е изд. перераб. и доп. Йоэнсуу: Издание Автора, 2025. Google Play , Google Book
PDF версия эссе доступна по ссылке:
drive.google
Ключевые слова
ligamentum capitis femoris, ligamentum teres, связка головки бедра, круглая связка, связка головки бедренной кости, Библия, художественная литература, проза, богословие