К основному контенту

Сообщения

Сообщения за сентября 21, 2025

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ

  Н ОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ РЕСУРСА      02 .10.2025 1260Trebizond.  Фреска. Изображение обстоятельств и механизма травмы LCF.  18c.Augsburg. Картина. Изображение обстоятельств и механизма травмы LCF.  1923KubinA.  Рисунок. Изображение обстоятельств и механизма травмы LCF.  17c.Carmen_de_Puebla.  Фреска . Изображение обстоятельств и механизма травмы LCF.  1550CampañaP.   Рисунок. Изображение обстоятельств и механизма травмы LCF.  1802PalmeraniÁ.   Рисунок. Изображение обстоятельств и механизма травмы LCF.  17c.Anonymous.    Рисунок. Изображение обстоятельств и механизма травмы LCF. 01 .10.2025 Публикации о LCF в 2025 году (Сентябрь)   Статьи и книги с упоминанием LCF опубликован ные в се нтябре 2025 года.  30 .07.2025 Создан раздел Г ИСТОЛОГИЯ LCF   (Каталог обзоров по истории изучения основных функций  LCF)  Интернет-жур нал "О КРУГЛОЙ СВЯЗКЕ БЕДРА", сентябрь 2025 22 .09.202...

Врачи, ставшие Богами

  

Врачи, ставшие Богами:
Рационально-критическое богословие

Сергей Архипов

 

Пролегомены

Этично ли буквальное или сверхъестественное толкование книги Берешит (Бытие) и Евангелий детям, больным и малообразованным если существует разумное объяснение? Я предлагаю рациональное прочтение Священного Писания с точки зрения врача. В результате сквозь завесу мистицизма, проступают очертания древней медицины – ранние представления о человеческом теле, недугах и исцелении. Это эссе не отрицает духовные поиски, а отстаивает право понимать основополагающие религиозные тексты как культурные, философские и, отчасти, старейшие научные сочинения. Такие произведения могут служить человечеству, не сковывая страхом. Рассматривая книгу Берешит и Евангелия как собрание метафорических, медицинских и исторических притч, мы преодолеваем иллюзию чуда и обретаем знание, укрепляющее как здоровье, так и разум.

Сцена

Нурмес – малоречивый городок, заякорившийся средь волн изумрудных сопок Северной Карелии. Ночами окна и фонари поселения отражаются в сопредельных озерах, подобно огням внушительного корабля в зеркале рейда. Днями вдоль протяжённой улицы-палубы, мимо берёзовых мачт неспешно шествуют умудрённые «пассажиры» и проносятся говорливые «велоюнги». Пронзительный клёкот чаек, влажный порывистый ветер, рокот катеров, сверкающая рябь и изобилие шлюпок не оставляют сомнений в том, где ты находишься.

Лайнер надежно удерживают незримые цепи, и, верно, поэтому вопреки плещущимся водам, качка неощутима. Огромное судно даже не кренится под тяжестью въезжающих по мостам груженых автомобилей и железнодорожных вагонов. Бескозырок не видно, но флотский порядок кругом подразумевает – моряки добросовестно несут свою вахту. Вместо кратких ударов в рынду часы ими отмериваются колокольным благовестом, стелющимся над акваторией. Того и гляди отзвучит оригинальная склянка, переливчато запоет боцманская дудка – «Все наверх!», а шкипер прикажет: «Поднять паруса!». Команда явно готовится к рейсу, звонко роняет и гулко скатывает брёвна, вероятно, в трюм. В светлое время проплывающим лодкам трудники салютуют радужными фонтанами поливальных машин, а в сумраке предупредительно озаряют розово-золотистым свечением фарватер и заодно небесную твердь. Воздух насыщен ароматом распиленного смолистого леса, прозрачен, напорист и свеж. Кэп медлит, дожидаясь то ли прилива, то ли попутного бриза, а может, заветной приметы, по которой отправится в путь.

Исподволь застывшее волнение малахитовых холмов инкрустируется мерцающим мрамором. Сквозь морозное марево город-ковчег подсвечивается скупым медным Солнцем, зависшим у извилистой кромки близкого горизонта. Постепенно величественная ладья украшается искрящимися снежинками, пленяется льдами и погружается в сосредоточенную задумчивость. Царит ощущение зимовки затёртой в торосах морской экспедиции, охраняемой суровыми айсбергами. Везде режущая взор белизна и недвижимая тишь. Лишь только изредка слышно, как дятел починяет рангоут, хлёстко вбивая в него пару-тройку гвоздей.

Умиротворение…

Вдруг, – в конце лаконичных приарктических суток происходит загадочное оживление пейзажа. Повсюду зажигаются цветные гирлянды, возгораются лампады у входов и за стеклами жилищ. Рукотворным свершениям вторят всполохи полярных сияний, заволакивающих перламутром гроздья ослепительных созвездий. Земные и заоблачные светляки перемигиваются, напоминая друг другу о неком грядущем событии.

Однажды подмеченная тайность разъясняется: и почему капитан задержался с отплытием, и чего ожидал экипаж драккара-полуострова и Мир. В тот вечер учащаются вспышки проёмов дверей, а иссинемолочные тропы заполняют спешащие силуэты. Впотьмах их ручейки, огибая сугробы, жестикулируют, скрипят рыхлым пухом и парят, будто дымные линкоры в походе. Окрестность стремится ко Храму, что взвился к чёрнобездонному своду, увенчанному Вифлеемской звездой. Словно по сигналу корабельного горна, сбежавшиеся сгрудились возле подмостков, точно матросы у рубки. Поплотнее укутавшись от летящих хладных кристаллов, разновозрастное сообщество благоговейно замирает в предвкушении действа.

Спектакль «Иммануил»

И разверзлась антрацитно-студёная мгла. И возник уголок Назарета, непостижимо завязший в безбрежных снегах. И отнюдь никого не смутила ни южность местечка, ни плотник Иосиф в утепленном наряде. И вот, размеренную праведность краснодеревщика рассекает нисшедший Архангел. И, предстоя на пригорке в блистающем оттиске канувшей в Лету Луны, Посланец вещает: «…не бойся принять Марию, жену твою,» ибо по пророку она: «…родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил»!

Смиренное смятение мужа во взрослом собрании вызывает мозаику чувств. Как будет всё дальше? Не изгнал! Приветил! Сажает на пони, влечет торопливо прочь через тьму. Позади – посвист вьюги, сверху – тянутся еловые лапы, по сторонам – притихший зритель, впереди – неизвестность.

Грозный Ирод мрачно внемлет речь степенную волхвов, о скором рождении и восшествии на престол Вселенского Правителя. В отчаянном страхе крушения власти царь-лютый шлёт войско чадам в погибель. С копьями и факелами, не дрогнув душою, злодеи ретиво бросаются вслед беглецам.

Мечутся путники, ищут в буране приюта и не находят состраданья вокруг. Отвергнув гонимых, не ведают люди, что близится миг их расплаты детьми.

Эпизод постановки завораживает, окончательно сковывая созерцателей. Воспоминания воскрешают ужас собственных предков, неоднократно спасавшихся от супостата с узлами скарба и безысходной обездоленностью на плечах. Немощных и малолетних настигала длань лихолетий, отливая иконописные облики почивших из сплава ненависти и печали в памяти оставшихся чудом в живых.

Пещерка в заснеженном склоне укрыла беглянку, а рядом в тревоге ступает Иосиф. Приостанавливаясь, старец всплескивает озябшими руками и сокрушённо оглядывает подножье своего возвышения. Чуть ниже, также волнуясь, раскинулось терпеливое море блещущих искренних глаз. С каждой секундой мороз свирепеет: обжигает напряженные лица, студит кисти и яростней хлещет поземь. Натиски завихрений пурги и пронзающий холод усугубляют испытание выдержки и Веры.

Как яркий проблеск маяка в кромешном мраке, внезапно к небу вознесся новорожденного вскрик. Откинув завесу, выносит из грота Мария дитя на заклание и во спасенье толпе. Подходят учтиво мудрецы с пастухами, спускаются Ангелы Божии, склоняются вершины косматых сосен и ветви прозрачных берёз. Приближающиеся горние светила пристально всматриваются в сердца свидетелей произошедшего.

Дивертисмент

Некогда безликая, молчаливая разрозненность пробуждается, объединяется воодушевлением, улыбаясь, гомонит на всевозможные лады, пускается в пляс под незамысловатую мелодию и трогательный напев.

Он явился!

Всеобщую радость заслоняет знание судьбы младенца, туманит думы об уготованной участи Сыну Человеческому.

Преображённая публика, направляясь к домашнему уюту, осторожно прячет от колючей метели в заиндевелых ладонях, робкую пламень обретённых свечей Рождества. Доселе задернутый воронёной драпировкой город-корабль – светлеет. Улицами овладевает приподнятая суета, ровно набережной при встрече вернувшейся в порт флотилии. Расходящиеся мысленно переносятся из современного Нурмеса в новозаветный Вифлеем и далее – к истокам библейских преданий. В те минуты очевидцы и актеры воспаряют над тяготами повседневья, забывают о бренном здоровье, зрят луч надежды в бытие. Дивным образом становится много теплее внутри и снаружи.

Каким был родившийся той ночью и жил ли в действительности? Существовало ль Святое Семейство, ныне неусыпно радеющее о нас в божественной обители? Когда странствовали по Земле их ветхозаветные пращуры и откуда пришли? В какую эпоху и где началась эта эпическая история? Кем она написана и зачем перекроена в легенду?

Прелюдия

Завершилось духоподъёмное представление в финском Нурмесе, пересказавшее сюжет рождения новозаветного Еммануила в иудейском Вифлееме. Озаряемая полярным сиянием публика поспешила с мороза к теплу очагов. Кто-то расставил яства и налил глёги, а нами раскрыты фолианты. Их корешки и обрезы преломили библейский эпос, как грани хрустальных призм расщепляют белый луч на радужное разноцветье.

Творение и Рождение

И узрели мы, – вначале было движение, и не ясно чего и отчего, и непонятно в точности, где и когда. И древнейшим движением явилось творение, и ничего ранее не было, и движения, в том числе. И оно стало вступительным аккордом созидания Космоса, ведомого нам. И если и было что прежде, то не известно, что было и было ли, вообще, это: Нечто, Некто или Ничто. И возникло движение, и образовался Мир, и всё в нём пришло в движение. И до сего дня всё в движении и будет в движении, и есть движение. И прекратится движение, опять-таки, неким движением в конце всего, в заключительном акте пьесы Бытие Вселенной. И только сие нам и ведомо, и более не знаем, и не догадываемся вовсе. И не разумеем ни структуры, ни сути предстоящего тёмного, величественного Покоя.

И по причине движения, из чего-то, произошли: и вещество, и энергия, и информация, и спаялись временем. И те субстанции заструились и перетекали одна в другую, и убывали, и прибывали, и обретали форму, и лишались её, и синтезировались, и делились, и соединялись, и разделялись, и непрестанно находились в движении. И сгустился газ межзвёздный, и возгорелось Солнце, и завихрило вокруг пространство, и пыль, и та слепилась и в малые тела, и в планеты. И вращались последние, и теснились, и сталкивались, и нагревались, и охлаждались. И каменные сферы средь них, в «зоне Златовласки», собирали жидкую влагу в океаны. И вскипали воды, и замерзали, и испарялись, и конденсировались, и обогащались солями, и падали в них глыбы с небес, и били молнии, и вспенивались, и перемешивались, и застаивались, и приходили в движение снова.

И вдруг, неведомо как, видимо, лишь на земном мелководье зародилось из неживого – живое. И, в отличие от безжизненного, живое обрело способность воспроизводить самоё себя и регулировать величины среднесуточных механических напряжений своих организмов. И живое в пучине тоже непрерывно двигалось, но не подобно бездыханному, а целенаправленно и далее вышло на сушу, и углубилось в почву, и взлетело, и заселило всё и вся. И зарождались живые существа, и росли, и изменялись, и давали жизнь, и отнимали её, и умирали. И переходили и в живое, и в геоморфное, и в газообразное, и в жидкое, и не останавливались ни на миг в неустанном движении до смертного часа – необратимого несоответствия энергии, массы и информации.

И, наконец, на севере Африки расцвёл человек – сознательное, напористое и любознательное создание. И пришествие современных людей на лицо земли было также движением, но ума, и столь же загадочным, как происхождение самой жизни. И не сиделось разумным на месте, и заинтересовали их края за морями. И, перейдя с материка-колыбели на просторы иные, часть поселилась в Загрос-горах. И старейших переселенцев с прозвищами Адам и Хавва заточил холод суровый и не выпускал, оберегая в укромной и удобной долине. И пару ту сменила вторая, а её третья, и следующая, и последующая. И там пребывало Человечество в движении и удовлетворяя потребности, и в соответствии с естественным ходом событий, и сообразно сезонам, и преображало округу и предметы, и внешний свой облик, и подвергалось изменчивости. И об этом безмятежном прошлом наследники сложили предание о райском саде в Эйдэне. И уходили потом с нагорья, и возвращались туда, сохраняя сказание пращуров в сердцах.

И однажды разверзлись небесные хляби, и обрушились наземь потоки, и отворились источники бездны великой, и наводнили равнины, и утопили меж хребтов племена. И исключительно дальновидные, и сметливые сокрылись в скальном ковчеге и так пережили локальный «всемирный» потоп. И затем плодились, и размножались, и осваивали местность, и овладевали ею, и взращивали злаки и виноград, и расселялись. И в неусыпном движении и враждовали, и дружились, и трудились, и бездельничали, и женились, и расставались, и пытались постичь всё, и склонялись к непостижимости. И изыскивали нужное, и делали собственными руками, и закладывали поселения, и строили башни, и сформировали первую цивилизацию – шумерскую.

И вот муж с именем Тэрах в городе Ур-Касдим Месопотамской области Шинар «родил» Авраама, а тот Ицхака в Кынаане, подарившего нам легендарного Яакова, воспитавшего Йосэйфа, что вместе с врачом-хирургом сотворил в Египте при гиксосах книгу Берешит и в ней описал начало сущего и своего рода. И положили потомки произведение то в основу нравственности и Веры. И читали, и изучали, и дополняли манускрипт этот тысячи лет и в годы поражений, и в пору побед, и черпали в нём и мощь, и волю, и установления. И правили Судьи, и восседали на престолах Цари, и выстраивались и распадались государства, и угонялся народ в рабство, и возвращался из него, продолжая держаться заветов, изложенных предками.

И к череде династий прибавился названый отец Иисуса Христа, плотник по прозванию Иосиф. И жил он праведно, и трудился, и сочетался браком с Марией. И, заметив необычно рано забеременевшую жену, уводит её прочь с глаз односельчан в Египет. И пошло семейство из Назарета через Иудею, избегая тем самым и лишних вопросов, и кривотолков. И над чадом в утробе и будущей матерью нависла Дамокловым мечом дорога, некогда погубившая Рахэйль. И супруг, и супруга осознавали вероятный трагичный исход их исхода. И чувствовали эту мрачность те, к кому взывали путники и просили пристанища. И никто не желал видеть и в доме, и рядом смерть, пусть и чужую.

И встретился хлев в Вифлееме, к счастью, не занятый скотиной. И, наскоро очистив строение, Иосиф готовится к родам Марии. И поспешает к стоящему недалеко каравану, с которым, возможно, идет повитуха. И уверены мы в милостивом отклике: помощь женщине приходит в срок. И спеленали, и уложили кроху в ясли. И возрадовались очевидцы благополучному появлению дитя на свет. И пришедшие с близлежащего поля пастухи, найдя обитель опекаемого поголовья, вычищенную и преобразованную в жилище, приветливо согласились не тревожить отдохновение родильницы и её первенца. И рассказывали каждому встречному о примечательном происшествии со счастливым финалом. И стар и млад дивились покровительству Свыше странникам тем.

И накрывает Иосиф праздничный стол для случайных добросердечных знакомых. И званые на трапезу вручают Иисусу единственные в жизни дары. И набирались сил Мария и младенец под крышей убежища стада. И по заповеди Моше, чрез тридцать три дня приходят в Иерусалим, куда спустя тридцать три года явятся вновь, – он в славе, а она в печали.

Служение и Учение

Возвращение в Назарет с новорожденным, несомненно, поднимет волну злословия. Предвидя пересуды, Иосиф направляется, как и планировал, в противоположную сторону – в Египет. В долину Нила он идет стезёй Авраама и Мидьянских купцов, доставивших туда Йосэйфа. Скитальцы обосновываются в диаспоре единоверцев, где глава семейства, владея столярным ремеслом, зарабатывает на хлеб в период малолетства пасынка. Когда оказывается невозможным однозначно исчислить возраст ребенка, совершается обратное путешествие «в землю Израилеву» в Назарет Галилейский. В том селении проходит детство Иисуса, проявляются присущие ему необычные наклонности, а в отрочестве обнаруживается тяга к познанию. Мальчика, не ведающего родного отца, предпочтительно взращивает мать. Впоследствии её внимание поглощают младшие дети.

Взрослеющий Иисус постепенно отдаляется от родителей, братьев и сестёр. Юноша погружается в мысли, проницательно вглядывается в окружающую действительность, черпая исходные сведения о природе в Первой книге Моисеевой. Конспект самой ранней научной энциклопедии увлекает. В ней завораживают тайны устройства мироздания, уровни организации живого, анатомия и физиология людей. Сей труд вдохновляет к постижению искусства врачевания, подвигает к выяснению истинных причин недугов и нарушения походки после повреждения таинственной жилы «сустава бедра» – связки головки бедренной кости.

Сродни Йосэйфу, в 16-17 лет Иисус, снабжённый начальным капиталом, покидает провинциальный Назарет и устремляется в высокоразвитую Александрию. Пример успешной карьеры любимого наследника Патриарха Яакова дает надежду на лучшие перспективы судьбы. Талантливость и памятливость абитуриента высоко оценивают преподаватели «Мусейона» и зачисляют в медицинскую школу. В стенах прославленной Академии уникальный студент впитывает знания и становится доктором.

Клинический опыт Иисусом накапливается при лечении населения дельты Нила почти десятилетие. Витающий над Египтом дух врача-полимата, научного редактора книги Берешит Имхотепа Младшего, возжигает факел полиглота, врача-философа Иисуса Назорея. Однако риск обострения тлеющего этнического конфликта в Александрии вынуждает подвижника-интеллектуала вернуться в отчий край – в Галилею.

В поисках смысла жития Иисус осуществляет паломничество к Иордану. Мудрый Иоанн подмечает и оглашает пастырское призвание крестника. Уединение в пустыне расставляет по местам приоритеты, а убеждения окончательно кристаллизуются в фантасмагоричном сновидении. Встреченный земляками отпрыск краснодеревщика не воспринимается медицинским специалистом. Он поселяется поодаль, в Капернауме, где открывает врачебную практику. Привлекательные черты характера, эффективная терапия, полезные рекомендации и добрые напутствия способствуют популярности. К нему тянутся и для восстановления здоровья, и за пояснениями, и за просвещением.

Ввиду несостоятельности системы здравоохранения Римской Палестины, множество пациентов вожделеют исцеления. Жрецы заботятся о профилактике, а имеющиеся доктора не в состоянии охватить всех страждущих. Иисус видит необходимость в медиках и начинает подготовку учеников. Они отрабатывают практические навыки в стажировках, а идеологию перенимают через притчи с комментариями. Несистематический процесс обучения в полевых условиях влечёт жалобы на курсантов и бросает тень на методики Наставника.

В проповеди на холме близ Галилейского озера Иисус обнародует оригинальную социальную доктрину и разъясняет её краеугольные камни-положения. Им определяется главная цель Служения – создание гармоничного сообщества соплеменников на фундаменте откорректированных принципов иудейского исповедания. По идеалистическому замыслу в человеколюбивой сети снизится конфликтность, увеличится уровень взаимного доверия, улучшится психологический климат и в семьях, и в поселениях, и в стране. Горизонтальные связи помогут единомышленникам поддерживать друг друга вне зависимости от власти, религиозных предписаний, а также области проживания. Указанное оздоровит социум в целом, предупредит травмы, соматические и душевные заболевания конкретных субъектов. Позже Иисус соглашается принимать в общину иные этносы, воспринявшие провозглашенные им универсальные формулы обустройства ноосферы.

В деятельности и вразумлениях новоявленного Мессии священники усматривают угрозу благосостоянию и влиянию на паству. Появляются сигналы о готовящейся расправе над основателем ширящейся гуманной общности. Иисус размышляет, как не дать разрушиться товариществу при личной гибели, и сочиняет беспримерный сценарий кончины. В кульминационном эпизоде предполагается оставить запоминающееся послание приверженцам, свидетельство о себе и Учении, одновременно обличив зложелателей и ободрив идущих вослед. В иносказательных изречениях Иисус обещает воскреснуть, подразумевая воспоминания о своём образе. Пастырь говорит о дальнейшем обитании «на облаках небесных», а именно в чаяниях новых поколений.

По нашему мнению, в разработанной Иисусом концепции «Бог» не обезличен, а вполне определенный покровитель трех Ветхозаветных Патриархов и месопотамского Ура – шумеро-аккадский «владыка знаний» Нанна. Эта сущность есть Постоянство, свод неизменного: законов бытия человека, живой и безжизненной материи, а также перечней, правил, эффектов, процессов, порядков, констант. Схематично и кратко: Божество Иисуса – Наука. Понимание им неизбывных алгоритмов природы, позволило ясно увидеть и перекроить грядущее точно Сыну «Всевышнего».

Акция распятия, – спланированная и реализованная эвтаназия при содействии безупречного соратника Иуды Искариота, произвела задуманное впечатление. Зрители, «бия себя в грудь», брели от Голгофы и, закрывая глаза, представляли символ – Врач на кресте. Предсказанное вознесение на «небо», как задумывалось, оказалось не физическим воспарением и не медико-биологическим оживлением, а переходом в положительную коллективную память.

Каденция

Успение целителя душ и плоти породило поток социального излучения, импульс которого, пройдя сквозь эпохи, повлиял на миллиарды судеб. В отсутствие Учителя искажения и добавления в Учение понятны, а равно побочные негативные явления. Вместе с тем принятие реальности Иисуса и беспристрастный анализ его Послания удаляет налет мистицизма, копившийся две тысячи лет.

Естествознание высвобождает тезисы Нагорного манифеста и сопутствующие идеи из догматического плена, инициирует прагматичное отношение к фантазиям, лукавству, снам, галлюцинациям и сверхъестественным сущностям, описанным в книге Берешит. В результате обретается стройное и прочное мировоззрение – «научная религия», опирающаяся на непреложные закономерности Вселенной. Объединенные ею земляне или колонисты Марса, сплоченные этическими узами, когда-нибудь смогут образовать прогрессивно развивающееся общество без лжи и паразитизма. Их опорой явится: здравое восприятие непонятного и научных фактов, важность личности и моральные нормы.

Имя и благие намерения Врача Галилейского бережно сохраняются на берегах финского озера Пиелинен. Здесь Рождественские гимны и помыслы Сына Человеческого доныне наполняют паруса города-корабля Нурмес. Он плывет по малахитовым волнам Северной Карелии в гармоничное Будущее, увлекая за собой и нас, Детей Человеческих. Аминь!

Размышления после слов и музыки

Я — врач, ортопедический хирург и исследователь в меру сил. Моё мышление формировалось в лабораториях, больничных палатах и аудиториях, но я всегда чувствовал: за пределами выверенных формул и точных диагнозов есть иной смысл. Это эссе – попытка взглянуть на традиционный религиозный нарратив глазами современного специалиста, для кого эмпатия, причинность и проверяемость не противопоставлены духовности, а составляют её фундамент.

Я не стремился ниспровергать веру в святых персонажей. Я попытался вернуть в пространство живых: неведомого медика, работавшего над книгой Берешит и, полагаю, ставшего богом Имхотепом, а также врача Иисуса – вдохновителя Евангелий. Им будет комфортнее в мире людей, чувств, боли, труда и разума, чем в безвестности и в скорбных пределах храмов. Мне важно было показать, что Человек может быть святым не по праву божественного происхождения, а по силе сострадания, стремления к познанию и благородства поступка. Наука, изучающая звездное небо, освобождает нас от суеверий, но не лишает смысла представления о нравственности в религиозном обличии. Напротив, понимание устройства Вселенной делает нас внимательнее к жизни вокруг, ближе друг к другу, терпимее. В этом теологический потенциал науки: не в поклонении математическим расчетам, а в уважении к истине и человеку.

Почему именно Имхотеп и Иисус? Потому что их образы – это универсальные сосуды для идей милосердия, ответственности и служения. От первого осталась лишь тень в мифах, строки в книге Берешит, хирургический Папирус Эдвина Смита и статуэтка писца во храме. Второй, прославляется за чудеса, а не за ежедневную работу во благо пациентов, ставший жертвой жестокости тех, кого стремился излечить. Переписывая их жизнь вне мистики, я не унижал, а усиливал значение их подвига. Для меня Врач на кресте – символ тех, кто жертвует собой ради исцеления и мира.

Предлагаемый текст, – это реконструкция и гипотеза. Эксперимент. Попытка объединить древние легенды и современное знание в единой смысловой структуре. Возможно, в ней кому-то станет легче действовать и дышать – без страха и с надеждой. Если Имхотеп и Иисус – это не боги, значит, их путь открыт каждому. Любой может пройти их дорогой и, попробовав избежать страдания, превзойти в созидании. Соответственно, спасение – не обещание извне, а труд изнутри.

Как врач и учёный, я склонен объяснять, а не мистифицировать. Но это не означает равнодушия к духовным вопросам. Я пересобрал знакомые образы в координатах науки и гуманизма. Оказалось – они не сверхъестественные существа, а яркие личности, чьи поступки и идеи заслуживают внимания и памяти.

Йоэнсуу

2025



Автор 

Архипов С.В. – независимый исследователь, кандидат медицинских наук, врач-хирург, травматолог-ортопед, медицинский писатель, Йоенсуу, Финляндия.

Адрес для переписки: Сергей Архипов, эл. почта: archipovsv @ gmail.com 


История статьи

22.09.2025 - опубликована интернет-версия. 

 

Рекомендуемое цитирование

Архипов СВ. Врачи, ставшие Богами: Рационально-критическое богословие. О круглой связке бедра. 22.09.2025. https://kruglayasvyazka.blogspot.com/2025/09/blog-post_22.html

 

Примечание

Эссе создано на основе материала книги: Архипов С.В. Дети человеческие: истоки библейских преданий в обозрении врача. Эссе, снабженное ссылками на интерактивный материал. 2-е изд. перераб. и доп. Йоэнсуу: Издание Автора, 2025. Google Play , Google Book  

PDF версия эссе доступна по ссылке: drive.google


Ключевые слова

ligamentum capitis femorisligamentum teresсвязка головки бедра, круглая связка, связка головки бедренной кости, Библия, художественная литература, проза, богословие




                                                                   

Гипотеза эволюции LCF

    Гипотеза эволюции ligamentum capitis femoris Архипов С.В.     Содержание [i]   Аннотация [ii]   Гипотеза [iii]   Список литературы [iv]   Приложение [i]   Аннотация Представлена гипотеза эволюции ligamentum capitis femoris ( LCF ), согласно которой данная структура у млекопитающих является прогрессивной в сравнении с амфибиями, но примитивной при сопоставлении с рептилиями и птицами.  [ii]   Гипотеза В настоящее время древнейшим четвероногим животным признана кистеперая рыба Tiktaalik roseae , жившая около 375 млн. лет назад (2006 DaeschlerEB _ JenkinsJrFA ; 2008 ShubinN ; 2017ШубинН). Ее тазовая кость имела подвздошную и лобковую части, на стыке которых располагалась глубокая вертлужная впадина (2014 ShubinNH _ JenkinsFA ). P . E . Ahlberg (2018) обратил внимание на наличие задней вырезки вертлужной впадины. Изучив 3 D -модель тазовой кости  Tiktaalik   roseae  ( media.hhmi.org ) мы подметили вторую вырезку...