К основному контенту

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ

  Н ОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ РЕСУРСА     23 .12.2025 Проксимальное крепление LCF. Часть 5.   Проксимальное крепление LCF. Часть 6. Проксимальное крепление LCF. Часть 7 .  University_ of _ Guelph ( website ) . В публикации упомянута LCF животного и указана ее функция – фиксация головки бедренной кости в вертлужной впадине.  1938ЗерновДН. Автор обсуждает геометрию, длину и роль LCF в норме . 21 .12.2025 Проксимальное креп ление LCF. Часть 4. 20 .12.2025 Проксимальное крепление LCF. Часть 1.    Проксимальное крепление LCF. Часть 2 .  Проксимальное крепление LCF. Часть 3. 18 .12.2025 Обновление статьи: Архипов СВ.  Кто и когда в первые описал повреждение  LCF ? Часть 1.   Архипов С В. Кто и когда впервые описал повреждение  LCF ? Часть 2.   Архипов СВ. Кто и когда впервые описал повреждение  LCF ? Часть 3.   Архипов СВ. Кто и когда впервы е описал повреждение  LCF ? Часть 4.   Архипов СВ. Кто и когда вп...

Кто и когда впервые описал повреждение LCF? Часть 1

 

Кто и когда впервые описал повреждение ligamentum capitis femoris? Часть 1.
Архипов С.В.

 Содержание

Часть 1
[i] Аннотация
[ii] Введение
[iii] Доисторический период
Часть 2
[iv] Исторический период
[v] Вмешательства в текст
Часть 3
[vi] Египетский врач
Часть 4
[vii] Азиатский прорицатель
[viii] Хронологическая таблица
Часть 5
[ix] Заключение
[x] Список литературы
1.Печатные публикации
2.Папирусы в интернете



[i] Аннотация

Книга «Берешит», в переводе именуемая «Бытие», является одним из древнейших художественных текстов. Кроме тенденциозно трансформированных легенд и вымысла, она содержит важные медицинские и естественнонаучные факты. Произведение написано на севере Египта, вскоре после минойского извержения, вероятно, в конце 17-го века до современной эры. Над протографом работал азиатский прорицатель, ставший чиновником, и египетский врач-энциклопедист. Последний впервые в истории описывает механизм повреждения связки головки бедренной кости (ligamentum capitis femoris) и упоминает визуальный симптом данной травмы.

Исходная версия рукописи переведена с древнеегипетского на иврит с актуальной орфографией в первом тысячелетии до современной эры и неоднократно дополнялась. Так, по нашему мнению, появилась известная редакция книги «Берешит». Переложения и коррекции текста не смогли полностью стереть медицинские знания, собранные древним врачом. Более 3600 лет со страниц, ставших Священными, он продолжает напоминать о необходимости беречь связку головки бедренной кости. Замысел египетского мудреца потрясает. Гений, ставший Богом, намеренно не увековечил свое прозвище. Всевышний имени не имеет. 



[ii] Введение

С нашей точки зрения, книга «Берешит», – образец одного из старейших произведений искусства, ставшего основой авраамических религий. Оно находится в числе величайших творений древности подобного жанра. Ему соответствуют: египетская «Повесть о Синухете», месопотамский «Эпосо о Гильгамеше», греческая «Одиссея», еврейские книги «Царств», индийская «Рамаяна», англосаксонская поэма «Беовульв». В упомянутых эпосах имеются сюжеты, похожие на те, что содержатся в книге «Берешит» (1922LeeserI; 1978БроерМ_ЙосифонД). Это неудивительно, так как прошлые писатели свободно компилировали более ранние сочинения (1985LambertWG). Нам впервые популярно поведал о связи «Первой книги Моисеевой» (синоним «Берешит») и сказаний Междуречья видный популяризатор археологии Сэмюэл Крамер. Он нашел на шумерских табличках легенду о создании людей из глины, почти как в книге «Берешит» (1965КрамерС; 1981KramerSN). В шумеро-аккадском «Эпосе о Гильгамеше» богиня Аруру также из глины формирует богатыря Энкиду (1961ДьяконовИМ; 1989KovacsMG). Видимо, еще раньше египетский бог Хнему (Хнум) стал изображаться сидящим перед гончарным кругом и стоящими на нем людьми, что подразумевало их лепку (1917ВикентьевВМ; 2009БаджЭАУ). Бог Хнум, создающий людей с использованием гончарного станка, упоминается в «Наставлениях египетского мудреца» (Папирус Ипувера) (1909GardinerAH). Изначальная версия нравоучения Ипувера датируется не ранее конца 12-й Династии Египта, процветавшей в 1991-1783 годах до современной эры (2010WillemsH).

Какие мотивы и тексты появились изначально в полной мере неясно. Вместе с тем E.F.C. Rosenmuller (1797) первым предположил, что все еврейские рукописи библейских книг произошли от «одного источника» (2001ТовЭ). На каком языке он был написан? Мог ли протограф книги «Берешит» быть начертан прежде, чем появились схожие сказания шумеров, аккадцев и египтян?

Согласно раввинскому иудаизму, «Первая книга Моисеева» сложена в 13-м веке до современной эры, но критическая наука предполагает, что ее составили около 597 года до современной эры или, возможно, в 5-м веке до современной эры (2017OliverS). Есть мнение, что старейшие литературные памятники, вошедшие в «Пятикнижие» переложения еврейской «Торы», возникли в 10-м веке до современной эры (1992SuggsMJ_MuellerJR). Означенную точку зрения косвенно подтверждают самые первые надписи на иврите, относящиеся к концу 11-го – началу 10-го века до современной эры (2009MisgavH_GanorS; GarfinkelY_GanorS). Вместе с тем это не исключает то, что наш первоисточник изначально сочинен на ином наречии. По крайней мере, понятно: Ветхозаветный Моисей не писал ранее 11-го века до современной эры на иврите.

Здесь мы хотим изложить и обосновать собственное мнение о датировке и авторстве протографа книги «Берешит». Он не найден, так как мог быть естественным образом утрачен либо намеренно уничтожен при создании «обновленной» версии. Формулировка гипотезы потребовалась для уточнения начала обсуждения в литературе механизма повреждения связка головки бедренной кости человека и диагностики этой травмы. Данная патология и ее симптоматика описана в завершающей части 32-й главы «Первой книги Моисеевой» (Берешит 32:25-26,32-33). То, что в этом письменном памятнике упоминается связка головки бедренной кости, удостоверяется религиозными авторитетами, медиками и переводчиками различных эпох. Такого мнения придерживался врач раввин Моше бен Маймон (Маймонид, Рамбам), живший в Средние века (1851Mosche_ben_Maimon). Врач талмудист Юлиус Пройс подтвердил суждение коллеги в 20-м веке (1923,2004PreussJ). В 21-м веке при переводе «Торы» с иврита, Давид Сафронов следующим образом передал строки, вещающие о связке головки бедренной кости человека и животных: «Потому-то до сего дня не едят сыны Израиля связку, что на бедренном суставе, — ибо Он коснулся бедренного сустава Яакова, его связки.» (2010СафроновД).

Для установления времени сложения книги «Берешит» и, соответственно, отражения в литературе содержащихся в ней сведений мы произвели ее анализ, сверяясь с достижениями современного естествознания и исторической науки. Изначально в тексте выявлялись реальные факты, технические и технологические новации, представления людей прошлых эпох о природе, происходящих в ней и человеческом обществе процессах. На следующем этапе собранные сведения сгруппированы в разделы: исторический, технический, геофизический, биологический, медицинский, социальный, географический. Затем каждый пункт перечня рассмотрен на возможность датировки. В настоящей работе использован и обсужден нам доступный наиболее ревалентный материал.

 


[iii] Доисторический период

Книга «Берешит» начинается с изложения двух отличающихся космогонических версий и пары разных представлений об эволюции жизни на Земле (Берешит 1:1-31; 2:4-23). Знакомство со старейшими египетскими воззрениями на появление всего сущего, подвигает к мысли: первая вариация ближе ко взглядам гелиопольских жрецов, а вторая – мемфисских (2004РакИВ; 2009БаджЭАУ). Формирование обеих космогоний, относят к периоду Древнего царства, процветавшего в 2575-2134 годах до современной эры (2002BunsonMR; 2004РакИВ).

В завершении каждой библейской концепции следуют своеобычные рассказы о появлении и жизни первого мужчины Адама и женщины-прародительницы Евы. В них усматривается история человечества в эпоху присваивающего типа хозяйствования и переход к оседлому землепользованию (Берешит 2:15; 3:23). Из библейских стихов явствует, что в начале повествования события разворачиваются на востоке Передней Азии. Дети «первой пары» Авель и Каин, на наш взгляд, уже непосредственные участники неолитической революции (Берешит 4:2-4). Метаморфоза охотников-собирателей в скотоводов и растениеводов, согласуется с формированием на планете 12-10 тысяч лет назад (~10-8 тысяч лет до современной эры) особо мягкого климата (2015LittleMA_BlumlerMA).

Важным эпизодом ветхозаветного эпоса является гипотетическое «бегство» Каина «на восток от Эйдена» (Берешит 4:16). С прагматичной точки зрения оно воспринимается обычным переселением из предгорной долины Месопотамии глубже в горы Загрос. Похоже, миграция пришлась на потепление, наблюдавшееся на Земле в начале голоцена (2009WalkerM_SchwanderJ). При этом прототип Каина застает переход к похолоданию, начавшемуся приблизительно 11400 лет назад (2008KobashiaT_BarnolaJM). Указанное, видимо, побудило ветхозаветных переселенцев в горы Загрос, поименованных как земля «Нод», возводить стационарные жилища (Берешит 4:16-17). Автор книги «Берешит», конечно же, не ведал о климатическом Предбореальном колебании. Однако он понимал, что в определенный исторический момент человек стал возводить капитальные строения. Подвигнуть к этому могло стойкое понижение температур окружающей среды. Древнейшие фундаменты стационарных жилищ обнаружены на восточном крае Мианрахан-Камьяранской равнины, в центре Загроса, рядом с городом Керманшах. Данное архаичное поселение археологи нарекли Шейх-э Абад и датировали 10000-7590 годом до современной эры (2020MatthewsR_RaheemKR). Старейшие постройки в Междуречье раскопаны севернее Мосула на сайте Немрик. Здесь дома, относящиеся к девятому тысячелетию до современной эры, имели стены из тауфовых (глина/грязь+солома/трава) блоков (1990KozłowskiSK_KempistyA).

Упомянутое похолодание продолжалось 200-250 лет (2015BorzenkovaI_SubettoD). Оно внезапно обрывается 11270±30 лет назад (9270±30 лет до современной эры), повышением температуры на 4±1.5°C за считанные годы (2007KobashiT; 2008KobashiaT_BarnolaJM). Скоротечная погодная аномалия в виде глобального потепления приблизительно 11270 лет назад, вызывала повышение влажности на планете. Масштабные подтопления разлившимися реками и опорожнением ледниковых озер, длительные интенсивные осадки, могли явиться основой народных преданий о «всемирном потопе». По книге «Берешит», он начался в «шестисотый год жизни» Ноя (Берешит 7:11). Как представляется из повествования, прообраз этого персонажа проживал в горной долине западной части Иранского нагорья. Думается, его семье удалось спастись от затопления, естественно, не глобального масштаба, в пещере на возвышенности, но не в рукотворном «ковчеге», как представил литератор (Берешит 6:14-16).

Термин «ковчег» (Берешит 6:14-19; 50:26) имеет египетское происхождение, означающее «ящик, гроб, святилище, комната». Для лингвистов его появление в повествовании о потопе кажется несколько неожиданно, поскольку нет четкого египетского контекста, а египетское слово никогда не относилось к лодке (2021NoonanBJ). Предание о потопе имеет явно месопотамское происхождение, так как похожая легенда, есть в шумерском сказании о царе Зисудре (1965КрамерС).  В аккадском «Эпосе о Гильгамеше» ковчег Утнапиштима описан как огромный куб со сторонами 120 локтей и шестью палубами (1961ДьяконовИМ). Думается, просвещенный египтянин, имеющий представление о геометрических фигурах, такую конструкцию, скорее, назвал бы ящик, схожий с саркофагом, то есть «ковчег», а не судно. Могла ли быть пересказана история о потопе Египте? Если это так, то избрание слова для описания плавсредства неудивительно. Более того, по египетском мифу, заговорщики заключают Осириса в гроб и бросают в реку. В этом ковчеге бог, положительный во всех отношениях, как и Ной, совершил плавание по морю из Египта до финикийского Библа (2007РакИ).

Интересно отметить, что до событий потопа «сыны великих стали входить к дочерям человеческим, и они рожали им» (Берешит 6:4). Не иначе тут подразумеваются многочисленные «анунаки, дети бога небес Ана» из шумерского пантеона (2002КрамерС). Далее, в «Первой книге Моисеевой» усматривается снижение месопотамского влияния. В частности, число богов уменьшилось, среди которых назвались «Бог Авраама и Бог Нахора» (Берешит 31:53). Но их должно было быть больше, так как Рахиль похитила несколько «тырафим (идолов), что у отца ее» (Берешит 31:19). Монобожие сформировалось, когда спутники и родственники Иакова, отдали ему «всех богов чужих», а он их спрятал под «теребинтом близ Шехэма» (Берешит 35:4). Так, по легенде, в племени Израиля остался один бог, но называемый по-разному: то «Элохим», то «Яхве» (2011ФридманР).

В истории о бегстве из Шехэма (Сихема) Иаков приказывает спутникам: «очиститесь, и перемените одежды ваши» (Берешит 35:2). Действо нам напомнило древнеегипетский ритуал очищения из «Папирус Турин CGT 54050», сочиненный при 19-й Династии, то есть в 1307-1196 годах до современной эры (2002BunsonMR; sae.saw-leipzig.de). Более явственна схожесть с египетской церемонией наблюдается в истории с Моисеем, получившим повеление бога для народа «вымыть» одежды свои (Исход 19:10,14).

Ввиду указанного остается неясно, какое божество «наслало» на Землю потоп – египетское или месопотамское. В любом случае тут обсуждаемые события происходили на востоке Передней Азии. Так, после «глобального наводнения», упоминается туманное обстоятельство, вынудившее потомков Ноя последовать на запад. Причина пояснена исключительно кратко: «И случилось», после чего, «двинувшись с востока, они нашли долину в земле Шинар, и поселились там.» (Берешит 11:2). Обзор палеоклимата подвигает нас к заключению: переселение этноса, вызвала продолжительная засуха, развившаяся вследствие глобального похолодания. Масштабное климатическое изменение зарегистрировано 8175±30 лет назад (6225±30 лет до современной эры), когда температура только в Гренландии снизилась на 3.3±1.1°C менее чем за 20 лет (2007KobashiT_GrachevA). Миграция по книге «Берешит» представляется целесообразной, из ставших засушливыми гор Загрос к рекам Тигр и Евфрат. Примечательно совпадение: в Месопотамии самые ранние культуры расцвели ориентировочно в тот же временной промежуток: 7-6 тысячелетий до современной эры (2020Van_de_MieroopM).  

Дальнейшему уточнению хронологии библейских событий, помогает заметка об обожженных кирпичах и смоляном клее для них, при строительстве города и «башни» (Берешит 11:3-4). Крупное стационарное поселение с храмовым комплексом – несомненный признак деяния развитой цивилизации. В верхнем течении Тигра при раскопках Восточного святилища кургана Гавра обнаружены модельные кирпичи из терракоты (1999MooreyPRS). Древнейший слой залегания артефактов памятника «Гавра XIII» сформировался 4500 лет до современной эры (2002RothmanMS). Жители Ура замостили дорогу к дворцу закаленным кирпичом вблизи 3500 года до современной эры (2020HnaihenKH). Наиболее ранний каменный фундамент месопотамского зиккурата найден в Эриду (1965КрамерС). Согласно шумерскому сказанию, упомянутый населенный пункт заложен ориентировочно в 5400 году до современной эры (2015HeadT).

Первой в Месопотамии появилась шумерская цивилизация. Отдельные исследователи экспансию этого народа в Южную Месопотамию, в область с городом Эриду, датирует серединой шестого тысячелетия до современной эры (2020Van_de_MieroopM). По другому мнению, шумеры появляются во второй половине четвертого тысячелетия до современной эры (1965КрамерС). Соответственно, в два стиха нашего источника сочинитель уместил историю порядка двух тысячелетий. Такой полет фантазии легко принять, если он принадлежит произведению эпического типа. Тем не менее писатель демонстрирует четкое понимание последовательности доисторических событий в природе и человеческом обществе. По тексту: сначала люди «сшили листья смоковницы, и сделали себе опоясанья», затем обрядились в «одежды кожаные», а позже стали шить «разноцветные рубашки» (Берешит 3:7,21; 37:3). При этом основой ветхозаветных былин о появлении материального мира, эволюции жизни и первых социальных трансформациях оказываются древнеегипетские и месопотамский сюжеты.

Авторы статьи

Архипов С.В. – независимый исследователь, кандидат медицинских наук, врач-хирург, травматолог-ортопед, медицинский писатель, Йоенсуу, Финляндия.

Адрес для переписки: Сергей Архипов, эл. почта: archipovsv @ gmail.com

 

История статьи

09.11.2025 - опубликована интернет-версия статьи. 

18.12.2025 - обновление статьи.

 

Рекомендуемое цитирование

Архипов СВ. Кто и когда впервые описал повреждение ligamentum capitis femoris? Часть 1. О круглой связке бедраhttps://kruglayasvyazka.blogspot.com/2025/11/lcf-1.html

 

Примечание

Интернет-версия подразумевает периодические дополнения (см. Историю статьи).

 

Ключевые слова

ligamentum capitis femorisligamentum teresсвязка головки бедра, круглая связка, связка головки бедренной кости, история, Библия, упоминание, Тора



NB! Добросовестная практика использования: копирование для целей критики, обзора, комментариев, исследований и частного изучения в соответствии с Законами об авторском праве: Copyright Laws of the US: 17 U.S.C. §107; Copyright Law of the EU: Dir. 2001/29/EC, art.5/3a,d; Copyright Law of the RU: ГК РФ ст.1274/1.1-2,7.


                                                                   

Популярные статьи

Кто и когда впервые описал повреждение LCF? Часть 5

  Кто и когда впервые описал повреждение   ligamentum capitis femoris ?  Часть 5. Архипов С.В.     Содержание Часть 1 [i]   Аннотация [ii]   Введение [iii]   Доисторический период Часть 2 [iv]   Исторический период [v]   Вмешательства в текст Часть 3 [vi]   Египетский врач Часть 4 [vii]   Азиатский прорицатель [viii]   Хронологическая таблица Часть 5 [ix]   Заключение [x]   Список литературы 1.Печатные публикации 2. Папирусы в интернете [xi]   Приложение [i]   Аннотация Книга «Берешит», в переводе именуемая «Бытие», является одним из древнейших художественных текстов. Кроме тенденциозно трансформированных легенд и вымысла, она содержит важные медицинские и естественнонаучные факты. Произведение написано на севере Египта, вскоре после минойского извержения, вероятно, в конце 17-го века до современной эры. Над протографом работал азиатский прорицатель, ставший чиновником, и египетский врач-энциклопедист. ...

Проксимальное крепление LCF. Часть 3

  ПРОКСИМАльное крепление ligamentum capitis femoris . Часть 3 Архипов С.В.     Содержание [i]   Аннотация [ii]   Связочная порция LCF [iii]   Поперечная связка [iv]   Функция поперечной связки [v]   Развитие и габариты вертлужной впадины [vi]   Морфология и аналогии вертлужной губы [vii]   Значение вертлужной губы [viii]   Список литературы [ix]   Приложения Разделы статьи: Проксимальное крепление LCF. Часть 1. Проксимальное крепление LCF.  Часть 2 . Проксимальное крепление LCF. Часть 3. Проксимальное креп ление LCF. Часть 4. Проксимальное крепление LCF. Часть 5.   Проксимальное крепление LCF. Часть 6. Проксимальное крепление LCF. Часть 7 .  [i]   Аннотация Обсуждается прикрепление ligamentum capitis femoris ( LCF ) к поперечной связке вертлужной впадины (часть проксимальной области крепления). В качестве гипотезы выделяется внутрисвязочная порция LCF , располагающаяся в поперечной связке вертлужной вп...

Форма LCF человека. Обзор

  форма ligamentum capitis femoris человека .   Обзор Архипов С.В.     Содержание [i]   Резюме [ii]   Введение [iii]   Ранние представления о форме LCF [iv]   Средние века [v]   17-й век [vi]   18-й век [vii]   19-й век [viii]   20-й век [ix]   21-й век [x]   Внешняя форма в норме [xi]   Внешняя форма при патологии [xii]   Список литературы [xiii]   Приложение [i]   Резюме Представлены общие сведения о форме ligamentum capitis femoris ( LCF ) у человека. [ii]   Введение В конце 20-го века наш предметный анализ доступных источников информации, показал, что характеристики LCF недостаточно освещены даже в специальной литературе. При этом общее представление о роли и функции анатомического элемента возможно составить на основе сведений о его физических свойствах. Указанное подвигло заняться собственными научными изысканиями. Параллельно накапливались и анализировались мнения иных авторов. Этот...

Проксимальное крепление LCF. Часть 1

  ПРОКСИМАльное крепление  ligamentum   capitis   femoris . Часть 1 Архипов С.В.     Содержание [i]   Аннотация [ii]   Общие сведения о проксимальном креплении [iii]   Список литературы [iv]   Приложение Разделы статьи: Проксимальное крепление LCF. Часть 1. Проксимальное крепление LCF.  Часть 2 . Проксимальное крепление LCF. Часть 3. Проксимальное креп ление LCF. Часть 4. Проксимальное крепление LCF. Часть 5.   Проксимальное крепление LCF. Часть 6. Проксимальное крепление LCF. Часть 7 .  [i]   Аннотация Приводится обзор мнений о прикреплении ligamentum capitis femoris (LCF) человека в области вертлужной впадины. Данные о локализации проксимальной области крепления LCF из источников старше XVII века, будут представлены в иной работе. [ii]   Общие сведения о проксимальном креплении В отношении расположения проксимальной области крепления LCF, единства у исследователей существенно меньше, чем в отношении дистального...