Послесловие монографии «Девятый месяц, одиннадцатый день» посвященной древнейшему упоминанию травмы ligamentum capitis femoris (LCF) и судьбе первого пациента с данной патологией.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Рассуждение о тридцать второй главе книги Бытие
имело цель уточнить неясности текста с позиции врача. Мы высказали личное
мнение, навеянное прочтением Священного Писания и сформированное в
результате исследований. Представленный труд касается наиболее сложного
фрагмента Первой книги Моисеевой. В нем описана борьба Патриарха Иакова
с потусторонней силой у реки Иавок и повреждение «жилы на составе бедра». Хотелось
понять суть сюжета и оценить достоверность отдельных ветхозаветных сцен. В них, кроме религиозно-политического аспекта, усматривался еще и
медицинский. Последний существенно важнее, так как помогает прояснить
закономерности заболеваний тазобедренного сустава и улучшить качество жизни.
Патриарх
Иаков – историческая личность, анатомически – Homo sapiens. Наш герой появился на свет вторым из близнецов
Ревекки и Исаака около 1670 года до современной эры в южной части нынешнего государства Израиль.
При рождении у него пострадала рука и голова, вполне вероятно, с развитием детского церебрального паралича. Первый – Исав, без значимых отклонений
здоровья, стал удачливым охотником и рано вступил в брак. Ему, как первенцу,
принадлежало право наследования состояния отца. В юности это являлось причиной
конфликтов между отпрысками, что усугублялись физическими изъянами одного из
них и обострялись в неурожайные годы. Малоимущий, без радужных перспектив
судьбы Патриарх Иаков направляется в Харран с надеждой обрести супругу и
достаток. Уход из дома мы датируем 1653 годом до современной эры. В
семнадцатилетнем возрасте он нанимается пастухом к брату матери, а через семь
лет женится на двоюродных сестрах. Плодотворная трудовая деятельность на полях
тестя позволила разбогатеть. За два десятилетия семья разрослась и включала
одиннадцать сыновей и дочь.
Стремясь обзавестись собственным уделом,
Патриарх Иаков отправляется на родину. Караван выдвинулся из Северной
Месопотамии в марте 1633 года до современной эры. Путь пролегал через Евфрат, мимо Сирийской пустыни
и хребта Антиливан. В дороге процессию настигают родственники. Нерешенные
проблемы кланы улаживают посредством переговоров. В конце мая переселенцы
восходят на нагорье Джебель-Аджлун, ранее «Галаад». После краткой стоянки на плато, что
меж современными иорданскими селениями Эт-Тайба и Самма, мигранты спускаются с
возвышенности. Следуя на запад, они выходят в Иорданскую долину у настоящего
городка Северная Шуна. Восхищенный открывшимся прекрасным видом на весенние
цветущие луга отчего края, Патриарх Иаков называет местность «Маханаим». Отдыхая после странствия
и откармливая скот, племя неспешно перемещается вдоль восточного берега Иордана
в сторону Мертвого моря.
К ноябрю стойбище
откочевало в область современного города Дайр-Алла. Здесь Патриарх Иаков решается
сообщить брату и отцу о приближении. Его вестники пошли в «Хеврон», а
возвратились спустя примерно неделю. Они поведали предводителю, что Исав выдвигается
навстречу с дружиной. Испугавшись ограбления, Патриарх Иаков разделяет
имущество на две части. Одну оставляет на прежнем месте, а с другой идет южнее,
к речке «Иавок» (Нахр-эз-Зарка). Новый лагерь разворачивается вблизи северного
побережья, там, где сегодня процветает деревня Эс-Савалиха. Отсюда высылается
подходящему близнецу щедрый подарок, включающий разнообразные виды
хозяйственных животных.
В наступившую
ночь Патриарх Иаков со всем нажитым, женами и детьми в брод переходит поток
Иавок. Книга Юбилеев гласит: форсирование водной преграды происходило в
девятый месяц одиннадцатый день по древнееврейскому календарю. Согласно
григорианскому летоисчислению, это ориентировочно 20-е ноября. Мы не возражаем
против означенной даты. Перенося через стремнину ребенка, глава семейства в
темноте оступился и подвернул ногу в тазобедренном сочленении. Вследствие
инцидента у него травмируется связка головки бедра. Возникшую боль пострадавший
подавляет усилием воли и продолжает работу. Завершив переправу, Патриарх Иаков
отдыхает в одиночестве и незаметно засыпает. Перед рассветом уставший труженик
зрит краткий мистический сон, обусловленный преходящей гипоксией мозга.
Сновидец борется с незнакомцем, то ли с Ангелом, то ли с Богом, и обретает
второе имя – Израиль. Местность виртуального сражения им называется «Пенуэл». В
соответствие с нынешними ориентирами, это южный берег реки Нахр-эз-Зарка
западнее моста, возведенного на автостраде, соединяющей поселения Дайр-Алла и
Миадди.
Болезненность
полностью не проходит после пробуждения, сохраняются и механические нарушения в
тазобедренном суставе. Потому-то утром Патриарх Иаков продолжает путь,
прихрамывая «на бедро свое». Встреча и беседа с Исавом состоялась в районе
сегодняшнего населенного пункта Миадди. Близнец любезно предлагает помощь и
охрану, принимает дары и, умиротворенный, отступает назад в «Хеврон». Ему
вослед устремляется процессия Патриарха Иакова и останавливается в конце того
же дня. Похоже, бивуак разбивается на полях близ существующего поселка Дамия.
Стойбище получает наименование «Сокхоф». Перезимовав, родоплеменная группа в 1632 году до современной эры пересекает
Иордан и достигает города «Сихем» – ныне Наблус. Тут приобретается
земельный участок и строится жертвенник. Приблизительно через восемь лет
происходит трагический конфликт с коренным населением. Некий молодой человек покушается
на дочь Израиля. Братья мстят за поруганную честь сестры. Во избежание
обострения событий семья вынуждена сменить место жительства. Караван шествует
на юг по Иудейским горам. В дороге от осложнения родов, видимо, профузного
кровотечения, умирает Рахиль. Похоронив жену, Патриарх Иаков вскорости
достигает «Хеврона» и обнимает отца.
Дабы не
обременять своим присутствием Исава и не истощать родовые пастбища, Израиль проследовал
дальше на юг в «Вирсавию» (окрестности Быэйр-Шевы). Согласно нашей гипотезе, в
1622 году до современной эры его семнадцатилетний сын Иосиф тайно уходит с
кочевой фермы в урбанизированный Египет. Благодаря административным
способностям и стечению обстоятельств спустя тринадцать лет беглец становится
знатным вельможей при гиксосском правителе. С этого периода Иосиф начинает
работу над собственной генеалогией, призванной укрепить престиж. Историографию,
сдобренную фамильными мифами, позднее
положили в основу Первой книги Моисеевой. Автору помогал неведомый
врач-энциклопедист, условно обозначенный нами Имхотеп Младший. Сопоставление
исторических сведений позволило предположить, что указанный древнеегипетский
целитель написал трактат, известный как Хирургический Папирус Эдвина Смита.
Сообразно
египетским манускриптам, в 1603 и 1601 году до современной эры происходят
мощные извержения вулкана Санторин. Археологические находки говорят о влиянии
катаклизмов на все Средиземноморье. Это вызвало социальное бедствие, что
фигурирует в книге Бытие как «голод во всех землях». Недостаток
продовольствия и корма для скота понуждает Патриарха Иакова к переселению. В
возрасте почти семьдесят лет он с домочадцами приходит в северо-восточную часть
дельты Нила «в землю Гесем». Скорее всего, миграция проистекала в 1600 году до
современной эры. Здесь отец встречает пропавшего отпрыска. По протекции Иосифа,
Израиля консультирует высокопрофессиональный врач-хирург, травматолог-ортопед
Имхотеп Младший. Тот диагностирует отдаленные эффекты разрыва связки головки бедра
в виде тяжелой степени остеоартрита тазобедренного сустава. Рассказ Патриарха
Иакова о несчастном случае при переходе из Харрана в Ханаан записываются. По
инициативе доктора в стенограмму вносят уточнение касательно повреждения.
Думается, медик лично надиктовал фразу: «…и хромал он на бедро свое, … потому
что [Боровшийся] коснулся жилы на составе бедра Иакова».
Примечание о
характере нарушения анатомии тазобедренного сочленения, сделанное к сказанию,
объясняло возникшую аномалию ходьбы. Имхотеп Младший желал обратить внимание
окружающих на исключительную роль связки головки бедра в опорно-двигательной
системе. Энциклопедист понимал, что травмирование названной структуры приводит
к калечащей болезни и ухудшению благополучия. Таким образом, 3600 лет назад ему
стало понятно первичное звено в цепи развития коксартроза. Этот до сих пор
неизлечимый недуг поражает миллионы людей, обрекая на инвалидность.
В арсенале Имхотепа
Младшего не имелись снадобья и инструменты для исцеления увечья связки головки
бедра, равно как и его последствий. По смыслу стихов, врач рекомендует пациенту
спросить совета у жрецов. Письменно упомянув о важном анатомическом элементе,
мудрец передал нерешенную проблему лечения ее патологии коллегам-потомкам.
Доктором зафиксирована причинно-следственная связь между повреждением «жилы на
составе бедра», хромотой и медленной походкой, подразумевающей болевой синдром.
Он описал механизм травмы и даже привел дифференциально-диагностический тест,
дозволяющий исключить сопутствующее поражение нервной системы. Сегодня возможно
дистанционно выявлять дефекты связки головки бедра, но не с точностью 100%. При
этом, как и Имхотепу Младшему, неизвестны успешные методики восстановления
целостности и функции данной структуры. Почему это так – непонятно. На первый
взгляд в указанном прослеживается нечто таинственное, но то заурядное незнание.
Все загадки Первой
книги Моисеевой удовлетворительно разрешаются с позиции медицины и науки.
Анализ текста показал, что мемуары Патриарха Иакова за тысячелетия подверглись
редактуре. В угоду государственным и религиозным интересам в книгу Бытие
со временем внесены многочисленные дополнения. В действительности: Исав не
достиг сорока лет, когда «взял себе в жены» дочерей хеттов (Быт. 26:34). У него
отсутствовали признаки гипертрихоза (Быт. 25:25, 27:11,23). Он не пренебрегал
первородством (Быт. 25:34), не задумывал убить близнеца (Быт. 27:41-42) и не отселялся
в «Едом» (Быт. 36:6-7). Слепого Исаака супруга с младшим сыном не обманывали
(Быт. 27:15-19). Сон Патриарха Иакова в «Вефиле» (Быт. 28:11-19) вызван
эпизодом гипоксии головного мозга. Лаван не настигает родичей «на горе Галаад»
(Быт. 31:22-23). Израиль не посылал «вестников к брату своему Исаву в землю
Сеир, в область Едом» (Быт. 32:3). С ним никто физически не боролся у реки
Иавок и не наносил травму (Быт. 32:24-25). Беседа с незнакомцем состоялась в
сновидении, а прозвище «Израиль» (Быт. 32:26-29) – продукт его подсознания либо
вымысел переписчика. Патриарх Иаков не ведал о повреждении у него на переправе
жилы, «которая на составе бедра» (Быт. 32:32). Его дети не учиняли обрезание у
мужчин «Сихема», не умертвляли их, и не грабили город (Быт. 34:24-27). Маловероятно,
что после странствий клан обосновался в долине «Хевронской» (Быт. 37:14), но
поселился южнее – в «Вирсавии». Старшие братья не продавали Иосифа в египетское
рабство (Быт. 37:28). Израиль не дожил до возраста «сто сорок семь лет» (Быт.
47:28). Изначальные правки его
воспоминаний сделаны для развлечения читателя, придания значимости и
достоверности отретушированных обстоятельств. Так плод
воображения утомленного человека преобразовали в очную встречу с Всевышним и битву с Ангелом. В
противоположность этому явь ущерба тазобедренного сочленения при потоке Иавок
завуалировали.
Свыше
тридцати шести веков, прошедших с момента описания патологии тазобедренного
сустава, незначительно приблизили нас к уровню познаний безвестного древнеегипетского
врача. Со страниц тысяч вариантов перевода Библии он молчаливо призывает
к изысканиям и разработке средств профилактики изменений связки головки бедра.
В послании Имхотепа Младшего усматривается и добрый совет всемерно ее
оберегать. Полимат не преследовал корыстные интересы, не лукавил и не сулил Рай.
Выдуманная позже заповедь не употреблять в пищу «жилы, которая на составе бедра» – не его новация. Пищевое предписание практически не выполнимо. Связка головки
бедра слишком мала, к тому же имеет крайне низкую питательную ценность. С
позиции теологии, наверное, она напоминание о мистической борьбе с виртуальным
существом и мифических обстоятельствах обретения этносом самоназвания Израиль.
Неясность предания с умыслом по-разному трактуется представителями
авраамических верований. До сих пор доктринальная выгода доминирует над
прагматизмом.
Для медиков пассаж о связке головки бедра есть древнейшее письменное
свидетельство о нарушенной анатомии и биомеханике ходьбы. Мы расцениваем его и
как опус о нулевом пациенте со специфической травмой. Библейский отрывок с
информацией о повреждении связки головки бедра – оригинальная подпись
проницательного врача. Это резюме открытия пытливого ума анонима. Не исключено,
что подсказка содержится в утраченном томе-свитке Хирургического Папируса
Эдвина Смита, посвященного недугам пояса нижних конечностей. Переосмысление Первой книги Моисеевой способствует возвращению в летопись египетской цивилизации неординарного
доктора. Когда-нибудь удастся обнаружить в песках дельты Нила
его погребение, где можно будет поклониться гениальному естествоиспытателю.
Комплексно
взглянув на книгу Бытие, мы классифицировали ее как научно-фантастическое произведение с элементами энциклопедии.
Художественное творение талантливо составлено из родословия гиксосского
чиновника, приукрашенных семейных легенд, фактов, проектов, сновидений, галлюцинаций,
медицинских случаев и фрагментов популярных сказок Месопотамии, Древнего Египта
и царства Хеттов. Величайший письменный памятник сотворен мужчинами о мужчинах
и для мужчин, подспудно возвышая их над противоположным полом. Скрывая свои
имена и придерживаясь патриархальных воззрений, авторы следовали литературной
моде эпохи бронзы. На заложенном тандемом фундаменте позднейшие одаренные
личности построили доктрины трех религий. Они стали средствами улучшения
собственного благосостояния красноречивым манипуляторам, талантливым стратегам
и вождям-популистам. Витиеватая трактовка позволила обосновать: комфортные
теории, нужные государственные идеологии, притязания на территории. В
нечистоплотных руках «вероучения» явились инструментами обмана, запугивания,
эксплуатации: женщин, детей, необразованных, больных, морально и физически
ослабленных. Вместо дороги в реальное будущее приверженцы до сего дня
направляются по темной тропе в вымышленный мир для выгоды особой касты. Причем,
пользуясь плодами цивилизованности, приспособленцы до предела выжимают тормоз прогресса.
Притча о
переселении семьи Патриарха Иакова из Харрана в Ханаан, а далее в Египет
зиждется на подлинных событиях.
Изложили их обычные люди начала второго тысячелетия до современной эры,
находившиеся в плену у мистицизма. Между тем в нашем первоисточнике
обнаруживаются фрагменты архаичных представлений о возникновении материального
мира, эволюции живых организмов, внутреннем строении и физиологии позвоночных.
Писатели продемонстрировали высочайший для своего времени уровень познаний в
географии, биологии, истории, экономике, культуре, металлургии, искусствах,
сельском хозяйстве, ремеслах. Поэтому книга Бытие, но не Библия в
целом, нами рассматривается как специфический образец старейшего научного
произведения. Ошибки, заблуждения, гипотезы и открытия сочинители скрупулезно
зафиксировали в своем труде. Ими создана заметная веха в естествознании и
осуществлено ее датирование.
Нынешние
исследователи с полным основанием могут использовать сведения из Первой
книги Моисеевой для литературных обзоров, отсеивая выдумки и
искажения. Сюжет тридцать второй главы олицетворяет экзаменационный вопрос клиницистам,
что задал древнеегипетский коллега. Ответ на него еще предстоит
изыскать. Верится, что благодаря нашей монографии связка головки бедра, пока
«неизвестная связка» (ligamentum incognitum), станет «общеизвестной». В будущем
усилия коллективов ученых окончательно прояснят ее роль. Опираясь на это, врачи
наконец-то разработают эффективные способы лечения патологии связки головки
бедра и профилактики заболеваний тазобедренного сустава.
Калининград-Йоэнсуу
1991-2024
««назад || СОДЕРЖАНИЕ КНИГИ || вперед»»
Автор:
Архипов С.В. – кандидат медицинских наук, врач-хирург, травматолог-ортопед.
Цитирование:
Архипов С.В. Девятый месяц, одиннадцатый день: Рассуждение о XXXII главе книги Бытие; 2-е изд., перераб. и доп. Йоэнсуу: Издание Автора, 2024.
Приобретение:
PDF версия размещена на платформах Google Play и Google Book.
Ключевые слова
ligamentum capitis femoris, ligamentum teres, связка головки бедра, история, первый пациент, симптомы, травма, повреждение, синонимы
Комментарии
Отправить комментарий