К основному контенту

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ

  Н ОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ РЕСУРСА      1 0.05.2025 Комбинированная модель с аналогом LCF   Публикация в группе faceboo k.  14в.Церковь_Хора . Фреска. Изображение обстоятельств и механизма травмы LCF.  1965Milan_Cathedral  Барельеф. Изображение обстоятельств и механизма травмы LCF.  17c.TeniersD  Картина . Изображение обстоятельств и механизма травмы LCF.  1623WtenbrouckM   Картина . Изображение обстоятельств и механизма травмы LCF.  1640TornioliN   Картина . Изображение обстоятельств и механизма травмы LCF.  Постулаты механики LCF . Перечень.  Создан раздел  ВЕРТЛУЖНЫЙ КАНАЛ   (Анатомия, топография, значение области функционирования LCF) 09.05.2025 Создан  Каталог литературы о LCF   (Книги, статьи, ссылки, упоминания…)  17в.Ар хангельский_собор  Фреска. Изображение обстоятельств и механизма травмы LCF. 08.05.2025 1350Visoki_Dečani  Фреска. Изображение обстоятельств и механизма т...

2024АрхиповСВ. Глава 7

   

Глава 7 монографии «Девятый месяц, одиннадцатый день» посвященной древнейшему упоминанию травмы ligamentum capitis femoris (LCF) и судьбе первого пациента с данной патологией. Ниже размещена дополненная интерактивная версия.

 

Глава 7

СНОВИДЕНИЕ ПАТРИАРХА ИАКОВА

«И остался Иаков один» (Быт. 32:24). Из стиха понятно: после переправы он уединился по собственной инициативе. Вероятно, сопровождавшие пошли заниматься неотложными делами, а некоторые отправились отдыхать. Скот перед походом выпускается пастись. Нам видится: Патриарх Иаков располагается на южном берегу, в десяти-пятнадцати метрах от журчащего потока Иавок. Похоже, в это время не шел дождь, иначе бы пришлось укрываться в шатре с членами семьи, лишившись одиночества. Высокая вероятность осадков осенью заставляет предположить: Израиль избрал место под тополем или развесистым кустом тамариска. Изнеможденный расстилает походную лежанку. Времени долго спать нет. Надвигается утро. Нужна передышка после длительной эмоциональной перегрузки и многочасового пересечения реки. В тиши возвращаются мысли о близнеце: каков он через двадцать лет, что думает о прошлом и будущем, готов ли простить?


Карта местности, где проистекали события в ночь переправы через Иавок (Быт. 32:21-30), стрелкой указано направление к переправе от места стоянки; изображение создано с использованием сервиса earth.google.com.


Переведенные через речку стада шумят во тьме. Работники руководят животными, развьючивают верблюдов и ослов, сгружают поклажу. Супруги и дети общаются, устраиваясь почивать. Патриарха Иакова ожидает сложный разговор с непредсказуемым результатом. Над семьей нависла недвусмысленная угроза расправы и разорения (Быт. 32:8,11). Надо тщательно обдумать порядок действий и продвижения вперед. Израиль рассуждает о том, как следует вести себя во время мирной встречи и в случае нападения. Поэтому спать нежелательно. Необходимо сосредоточенно смоделировать различные варианты грядущего.


Топография местности, где проистекали события в ночь переправы через Иавок (Быт. 32:21-30), вид с запада на восток, стрелкой указано движение к переправе от места стоянки; 3D изображение создано с использованием сервиса earth.google.com.


Выделение и отправка даров, беспокойная ночь и день в трудах накануне форсирования водотока дают о себе знать. Двухсуточное предельное физическое и моральное напряжение, не компенсированное отдыхом, чрезмерно утомило. Израиль присел или прилег, дабы «перевести дух». Незаметно для себя он засыпает, как бы мы сказали, «проваливается в сон» и зрит сюрреалистичную анимацию. Сновидец виртуально сражается с неизвестной личностью, а затем разговаривает то ли с Ангелом, то ли с Богом (Быт. 32:24-29; Ос. 12:4). В начале беседы фигурируют слова: «отпусти меня» и «не отпущу тебя». фразы и обстоятельства напоминают хеттский ритуальный текст. В нем изображена борьба Богини Хебат с царем, который задерживал ее, пока она не благословила соперника [1]. Патриарх Иаков жил на одной территории с хеттами и, верно, слышал ту легенду. Его брат Исав женился на дочерях Беэра Хеттеянина и Елона Хеттеянина (Быт. 26:34). Кроме этого, Ефрон Хеттеянин продал деду Аврааму поле и пещеру «при Махпеле, против Мамре» (Быт. 23:10-18).

физиологи делят сны на периоды, один из которых: «сон с быстрым движением глаз», повторяющийся приблизительно каждые 1.5 часа и длящийся около 20 минут. Сновидения в данной стадии живые, экспансивные, зримые. Содержание подобных грез – чувственное, наполнено образами, запахами, звуками, кажется предметным и сильно влияет на человека. Как правило, впечатления после отрывочные и излагаются с трудом. Замечено, что сны в первую часть ночи более связаны с действительностью, в отличие от мистерий во вторую половину, меньше напоминающих подлинную жизнь [2].


Местность у брода через Иавок (Быт. 32:22), вид с запада на восток, стрелкой указано движение к переправе от места ночевки; изображение создано с использованием сервиса earth.google.com.


Мы полагаем, что обессиленный Патриарх Иаков засыпает в некомфортной позе на наскоро сделанном ложе под деревом. В изголовье помещена походная сума или камень, как некогда в Вефиле (Быт. 28:11). Мышцы расслабляются, затрудняется прохождение воздуха по дыхательным путям, понижается оксигенация организма. Недостаток кислорода в крови, омывающей головной мозг, может поспособствовать возникновению яркого сновидения [3]. Острая и хроническая гипоксия влияет на височно-теменное соединение и префронтальную кору, то есть области, связанные с измененным восприятием собственного тела и мистическими переживаниями [4]. Установлено: снижение кровотока в центральной нервной системе провоцирует памятные миражи [5]. Нарушение гемоциркуляции приводит к обкрадыванию мозга кислородом. Следствие – гипоксия, которая в 8% случаев сопровождается галлюцинациями [6]. Видения индуцирует и повышение уровня углекислого газа в крови, что воздействует на гиппокамп либо непосредственно стимулирует деятельность височных долей головного мозга [7]. Также известно, что дефицит сна, умственное и телесное переутомление способны вызвать галлюцинации у психически здоровых субъектов [8].


Область брода через реку Иавок (вид с севера на юг), на противоположном берегу справа поросль деревьев – предполагаемое место ночлега Патриарха Иакова (Иордания, ноябрь 2014, фотография автора).


Опора на приведенные научные факты, удовлетворительно объясняет причину религиозных фантазий Патриарха Иакова. Иллюзия возникла непосредственно перед пробуждением. Это явствует из фразы: «И сказал: отпусти Меня, ибо взошла заря.» (Быт. 32:26). Подобные сюрреалистические картины сформировались в фазу сна «с быстрым движением глаз» [9]. Их суть обычно прочно фиксируется в памяти, когда сновидца будят ближе к утру [10]. Изучение снов позволяет представить помыслы и восстановить картину действительности. Обилие работ на эту тему написано З. Фрейдом [11]. Научность метода психоанализа помогает разобраться в загадочном фрагменте тридцать второй главы книги Бытие.


Рельеф места предполагаемой травмы Патриарха Иакова, вид на брод через реку Иавок с запада на восток (Иордания, ноябрь 2014, фотография автора).


В повествовании о переходе чрез Иавок пропущено или намеренно вычеркнуто то, что после Израиль засыпает. Например, все разъясняла бы единственная фраза в 24-м стихе: [И пригрезилось ему во сне ночном], «…И боролся Некто с ним до появления зари;» (Быт. 32:24). Из первоисточника ясно: Патриарху Иакову привиделось, что у него повреждается тазобедренный сустав. Интервал времени указан достаточно определенно: «в ту ночь» (Быт. 32:22), а именно «до появления зари» (Быт. 32:24). К моменту, когда взошло Солнце, травмирование уже случилось (Быт. 32:25). Израиль видит сон о поединке с Ангелом на заре. Еще в сумерках, перед восходом Солнца, осознается полученное увечье. Тому поспособствовало ощущение боли. Мистерия длится считанные минуты в фазу «быстрого сна» и вдруг прерывается.


На дальнем плане предполагаемое место ночлега Патриарха Иакова у реки Иавок в местности «Пенуэл» (Быт. 32:30), вид с северного берега (Иордания, ноябрь 2014, фотография автора).


Вследствие усталости и недосыпания Патриарх Иаков пребывал кратком «медленном» сне по ныне принятой терминологии. Возникшее охранительное торможение нервной системы на время обеспечило обезболивающий эффект в пострадавшей области и утомленных мышцах. Глубокий сон «притупил» боль сродни наркозу. Спящий сидел или лежал в некомфортной позе под развесистой кроной «до появления зари» (Быт. 32:24). Восход Солнца совпадает с началом фазы «быстрого» сна. Пригрезившаяся сцена единоборства навеяна ожиданием атаки Исава. С ним предполагалось сражение «насмерть», так как написано: «боюсь его, чтобы он, придя, не убил меня» (Быт. 32:11). Вероятно, об этом уединившийся Израиль размышлял в вязкой дремоте последние секунды перед тем, как попал царство Морфея.


«И остался Иаков один» (Быт. 32:24); Хусепе де Рибера – Иаков со стадом Лавана (1638), оригинал в коллекции wikimedia.org (CC0 – общественное достояние, коррекция цветопередачи).


Далее, в галлюцинации, а правильнее, во сне, смутно припоминается темнота и стиснутый ребенок. В ночном видении то связалось с удержанием неведомого соперника (Быт. 32:26). В пользу этого свидетельствует эпитет «боролся» из рассказа Патриарха Иакова (Быт. 32:24-25,28). В мышцах, натруженных на переправе, ощущается дискомфорт, связанный как с микротравмами, так и накоплением молочной кислоты. Отсюда воображение схватки «на руках» усиливается.


Бобрьба Иакова с архангелом Михаилом
 
–  Собор святой Софии, Киев, Украина (11 век); оригинал в коллекции wikimedia.org (СС0 – общественное достояние, коррекция цветопередачи).


Поверхностный сон увеличил восприимчивость внутренних и внешних раздражителей. В предутренний час Израиль ощутил нездоровье в «суставе бедра» (Быт. 32:32). Боль инициировало кровоизлияние в тазобедренное сочленение после нарушения целостности связки головки бедра, снабженной нервами и сосудами. Ускользнувшая из памяти травма ноги, полученная при переходе реки, «вышла» из сумрака подсознания. Факт повреждения тогда четко не зафиксировался. Внимание целиком поглощала тяжелая работа и близость опасности. Подвывих в тазобедренном суставе, произошедший при передвижении с ребенком – забытый мимолетный инцидент, «воскрешается» в мыслях. Мышечная память виртуально отображает руки, обхватившие испугавшееся дитя. Пальцы на кистях у сновидца непроизвольно сжимаются. В думах он продолжает удерживать «своего любимого ангела»: Дину или Иосифа и ведет беседу. Как и тогда, во мраке, во сне Патриарх Иаков не видит черты лица. Внимание полностью поглощено «борением» за сохранность ноши и равновесие тела. Незнание пострадавшим основ современной медицинской терминологии упрощает наименование несчастного случая до понятия «вывих». Так и нынешние пациенты резюмируют проведенную самодиагностику.


Архипова Александра – Сон Патриарха Иакова (2008).


Временная гипоксия мозга способствует дальнейшему развитию сюжета: в грезах формируется мистическая личность и диалог. Религиозный настрой и особенности мировосприятия человека бронзового века создают образ непостижимого существа, дающего величественные прозвища (Быт. 32:28). В тот момент сон уже «неглубокий». Израиль понимает, что Солнце скоро выйдет из-за горизонта и нужно снова пускаться в путь. Пробуждению содействует нарастающая освещенность наряду с усилением шума вокруг. Звуки порождали: пастухи, скот, следующий на утренний водопой, просыпающийся лагерь. Не исключено, что Патриарха Иакова окликнул кто-то из спутников. Беспокойное сновидение внезапно прервалось, поэтому содержание запомнилось. Умозрительная личность «растворяется» в утренних сумерках, но успевает напоследок «благословить» спящего (Быт. 32:29). На неожиданное завершение грез указывает то, что мы не узнаём: куда исчезает таинственный собеседник и его имя (Быт. 32:24,29). С посланниками Всевышнего «Ангелами», а также самим «Богом» Израилю приходилось не раз «встречаться» и «беседовать» (Быт. 28:12-15; 31:11-13; 32:1). Потому привидевшееся на рассвете не стало противоестественным. Пробудившийся трактует ночной сон как часть повседневности. Воспринятое внутренним взором органично продолжается перипетиями грядущего дня. Видения в минуты утренней зарницы преломились, отразив в подсознании ожидаемое будущее, раскрашенное религиозной мистерией. Удивленный то ли сном наяву, то ли явью во сне Израиль называет местность «Пенуэл» и произносит: «…я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя.» (Быт. 32:30). Сентиментальная персона, – констатирует слушатель, не верящий в «чудеса».

Выше мы представили собственное материалистичное воззрение на форсирование Патриархом Иаковом речки Иавок и «борьбу» с неведомой силой. Но в Первой книге Моисеевой издавна пытались отыскать потаенный духовный смысл. Библейская переправа зачастую ассоциируется с кульминацией и рубиконом. Томас Манн в романе Иосиф и его братья ту пору именует «час Иавока» [12]. Преодоление ветхозаветного потока и возвращение Израиля на родину отдельные комментаторы отождествляют со странствиями Иисуса Христа и распятием [13]. По нашим оценкам, новозаветный мессия воспользовался тем же бродом через Иавок, когда следовал «за Иорданскою стороною» в Иерусалим, на Голгофу (Матф. 19:1; Мар. 10:1).


Олуф Хартманн – Бой Иакова с ангелом (1907), лик ангела не различим; оригинал в коллекции open.smk.dk (CC0 – общественное достояние, коррекция цветопередачи).


В нашем первоисточнике указано: Патриарх Иаков «видел Бога», и, несмотря на это, «сохранилась душа» его (Быт. 32:30). Перевод книги Бытие с иврита предает речь рассказчика так: «ангела видел я лицом к лицу, а жизнь моя спасена.» (Быр. 32:31) [14]. В соответствие с обеими редакциями мы понимаем: «единоборец» взаимодействовал с мистической сущностью. В результате он стал для потомков примером возможности успешного противостояния сверхъестественному (Быт. 32:25,28). Герой предания обретает второе имя – «Израиль» и благословение (Быт. 32:28-29), а главное – вечную память соплеменников. В означенном видится оптимистичный аккорд мифа о битве с божественной силой. Деятельная надежда на лучшее всегда должна присутствовать и при поражении, и при тяжелой болезни.

Повреждение сустава Патриарха Иакова, наверное, кто-то расценит как наказание, а хромоту – немым укором за содеянное. Символично и то, что пересечение водной преграды происходило ночью. Переправа чрез реку читай – «черту» знаменует переход «от тьмы к свету». По первоисточнику, и сама «схватка» проистекала на границе дня – заре. Став иным, очистившись от груза прошлого, дальнейший путь Израиля освещает Солнце как свидетельство Божественной благосклонности (Быт. 32:31). Видимо, таков подтекст истории, заложенный древнеегипетским прозаиком. В неопределенности сокрыта привлекательность литературного творения. Причем его изучение отрывками вуалирует противоречия и придает таинственную авторитетность.


Бартоломе Мурильо – Сон Иакова (1660-1665); оригинал в коллекции wikimedia.org (CC0 – общественное достояние, коррекция цветопередачи).


Много веков исследователи Библии задаются вопросами: с кем и почему «сражался» Израиль. Реальная или духовная битва протекала во тьме. Мнения Пророков, Раввинов, Мулл и Отцов Христианской Церкви по этим проблемам часто диаметрально разняться. Несмотря на минувшие 3600 лет, священники и миряне так и не пришли к единодушному пониманию. Столь же отличаются иллюстрации сна в Вефиле, когда Израиль видел лестницу на небо (Быт. 28:12).

Юлиус Шнорр фон Карольсфельд – Иаков борется с Ангелом (1851-1860), вероятно, иллюстрация к стиху Пророка Осии: «Он боролся с Ангелом - и превозмог; плакал и умолял Его;» (Ос. 12:4); оригинал в коллекции wikimedia.org (CC0 – общественное достояние, без изменений).


В синодальной редакции Священного Писания Патриарх Иаков физически вступил в бой со Всевышним (Быт. 32:24,28) и выдержал эту таинственную баталию (Быт. 32:30). В пользу натурального сражения говорит тот факт, что герой получил увечье (Быт. 32:25,32), после чего стал хромать (Быт. 32:31). В переводе Первой книги Моисеевой с иврита читаем о поединке «с ангелом и с людьми» (Быр. 32:29). По мнению Пророка Осии, Израиль «боролся с Богом», но также «боролся с Ангелом – и превозмог», в связи с чем призывает: «Обратись и ты к Богу твоему; наблюдай милость и суд и уповай на Бога твоего всегда» (Ос. 12:3-6). Раввин Якоб Бен-Ашер в комментарии к Торе, по поводу битвы указывал, что Патриарх Иаков «…смог одержать победу против небесной силы, пытающейся низвергнуть его на землю» [15]. Согласно классическому толкованию Сончино к Пятикнижию: «Борьба с ангелом происходит на духовном уровне. Яаков безупречен – ангел не может найти у него недостатка; однако, не желая сдаваться, он все же находит у Яакова слабое место и тогда оказывается в силах нанести ему удар» [16]. В углубленном толковании духа БиблииМидраше изъясняется: «…как в результате борьбы ангел не мог убить Яакова, а лишь повредил ему бедренную кость, так и народ Израиля в будущем будет лишь переносить невзгоды, порой невероятно тяжелые, но уничтожен не будет никогда» [17]. Поэт богослов Ефрем Сирин в Толковании на книгу Бытия полагал: «Иаков преодолел Ангела, но и сам был преодолен Ангелом, чтобы дознать чрез сие, сколь он бессилен и насколько силен» [18]. Писатель богослов Иоанн Златоуст повествует в Беседах на книгу Бытия о возникшей хромоте: «…чтобы и от потомков не утаилось бывшее ему видение» [19]. Философ богослов Августин Иппонийский в Проповеди о травме Патриарха Иакова вещает: «Прикосновение же Господне есть рука Господа, очищающая и животворящая» [20]. Богослов-полемист Кирилл Александрийский в Глафирах указывал: «…случившаяся с Иаковом во время его борьбы болезнь стегна служит прообразом мысленной хромоты Израиля» [21]. Христианский литератор, богослов Феодорит Кирский в Изъяснении трудных мест Божественного Писания отмечает: «…чтобы Иаков не стал о себе высоко думать, возмечтав, будто бы одолел Бога, прикосновением к стегну ангел показал, что добровольно уступает победу … и он продолжал хромать, чтобы не почесть ему видения мечтою, но в точности дознать истину сновидения» [22]. Православный архиепископ Филарет в Толковании на книгу Бытия пишет: «Борьба Божия, по-видимому, долженствовала происходить в духе, но борьба Иакова, сопровождавшаяся хроманием, кажется действием телесным. Дабы взаимно согласить сии понятия, должно признать начало действия в духе, а в теле – следствие» [23]. Профессор библеист А.П. Лопухин отмечал: «…борьба Иакова с Ангелом Господним, есть тип духовного борения веры, не поддающейся никаким испытаниям и трудностям жизни» [24]. Библеист и комментатор Священного Писания Н. Лейбович соглашается с Рашбамом, утверждавшим, что Израиль сражался с Ангелом, посланным Богом [25]. С точки зрения теолога и поэта Д.В. Щедровицкого, нападение осуществил Ангел-покровитель Исава, «…который не хотел, чтоб Иаков вошел в землю Ханаанскую». Аналогичного мнения придерживался комментатор Торы Ш.Р. Гирш [26].


Поль Гоген – Видение после проповеди (борьба Иакова с ангелом) (1888); оригинал в коллекции wikimedia.org (СС0 – общественное достояние, коррекция цветопередачи).

Процитированные мнения примиряет выдающийся реформатор христианской церкви Мартин Лютер: «Эта часть Писания – самая туманная во всем Ветхом Завете» [27]. Мыслится: неясность вызвана попытками трактовки пересказанных предрассветных грез незнакомой личности, жившей свыше трех тысяч лет назад.


Морис Дени – Иаков борется с ангелом (1893); оригинал в коллекции wikimedia.org (СС0 – общественное достояние, коррекция цветопередачи).


На границе сна и бодрствования обостряются чувства, наблюдается повышенная интеллектуальная активность. В эти моменты Сальвадор Дали видел феерические фигуры, позднее запечатленные в картинах, а Владимир Маяковский находил сложные рифмы. Известны легенды о творчестве великих ученых и изобретателей, на которых снисходило научное озарение в сновидении, но после исследований и продолжительных размышлений. Таковыми остались в летописи естествознания: философ и математик Рене Декарт [28], инженер и изобретатель Джеймс Уатт [29], естествоиспытатель и геолог Луи Агассис [30], механик Элиас Хоу [31], химик-органик Август Кекуле[32], химик-энциклопедист Дмитрий Менделеев[33], медик и физиолог Уолтер Кэннон [34], физик-теоретик Альберт Эйнштейн [35], физик-философ Нильс Бор [36], биолог и генетик Джеймс Уотсон [37]. Лауреат Нобелевской премии фармаколог Отто Леви поведал, что обнаруженные им вещества, высвобождающиеся при нервной стимуляции – изначально приснились [38].


Пьер Патель – Пейзаж с Иаковом, борющимся с ангелом (17 век); оригинал в коллекции wikimedia.org (СС0 – общественное достояние, коррекция цветопередачи).


Нам думается, что Патриарх Иаков – это незаурядный представитель бронзового века. Книга Бытие характеризует героя «человеком кротким» (Быт. 25:27), то есть скромным, любящим, снисходительным, негневливым, терпеливым [39]. Ненаглядный сын матери отличался мягкостью и послушанием (Быт. 25:28, 27:6-14). Его особенная впечатлительность отражена в насыщенных сновидениях. Так, после конфликта с близнецом он узрел во сне ступени в горний мир, идущих по ним Ангелов и Бога, произносящего пророчества (Быт. 28:12-15). Реалистичный мираж потрясает и обуславливает синтез возвышенных эпитетов: «дом Божий», «врата небесные» (Быт. 28:17). Эмоциональными реакциями на значимые события стала постройка Израилем жертвенников и совершение ритуалов (Быт. 28:18, 33:20, 35:6-7, 46:1). По приходу в Харран молодой человек при первой встрече влюбляется в двоюродную сестру и без колебаний соглашается трудиться семь лет за право вступить в брак (Быт. 29:18). Опасаясь злого умысла родичей, зрит сквозь сон разноцветных животных и разговаривает с Ангелом (Быт. 31:1-2,10-13). В пожилом возрасте приготовляясь к переселению в Египет и ощущая неизвестность грядущего, вновь в «видениях ночных» слышит обращение Всевышнего (Быт. 46:2-4).


Юргену Овенсу – Иаков сражается с ангелом (17 век); оригинал в коллекции wikimedia.org (СС0 – общественное достояние, коррекция цветопередачи).


Повышенная восприимчивость Израиля проявилась и при возвращении из Месопотамии в отчий край. Уладив угрожающие смертью разногласия с тестем, он с достигает Иорданской долины, видит цветущие поля, слышит пение птиц и чувствует ароматы трав. Душу переполняет благоговение на контрасте с пережитой мрачной ситуации. Это ключ к поэтичным фразам: «встретили его Ангелы Божии» и «ополчение Божие» (Быт. 32:1-2). Тонкая внутренняя организация прослеживается в иных речевых оборотах, свойственных для художника слова – мастера изложения красочных сюжетов (Быт. 31:36-42). Не мудрено, что ему принадлежит авторство первой молитвы авраамических верований (Быт. 32:9-12).

По нашему ведению, предание об исходе из Харрана сложено самим Патриархом Иаковом. Живописная, с массой правдивых деталей быль не оставляет сомнений в том, что рассказана участником похода. Не исключено, им в Сокхофе собственноручно выдавлен стикером на глиняной табличке конспект очерка о переходе чрез Иавок (Быт. 33:17), скорее аккадской клинописью. Писательские способности Израиля в полной мере раскрываются в устном завещании сыновьям (Быт. 49:1-28) при условии, что благословение не содержалось в ином произведении, которое «… автор использовал, а затем вплел в повествование» [40].


Андреа ди Лионе – Иаков борется с ангелом (1650-1670); оригинал в коллекции wikimedia.org (СС0 – общественное достояние, коррекция цветопередачи).


Будучи потомственным пастухом, Израиль преуспел в профессии (Быт. 30:43). В его караване, вышедшим из Харрана, присутствовало множество видов сельскохозяйственных млекопитающих (Быт. 32:7,14-15). Первоисточник констатирует результативность разведения скота (Быт. 30:29-30,43). Патриарху Иакову, бесспорно, были присущи: выносливость, стойкость и смелость (Быт. 31:39-40). Отгонное кочевое животноводство подразумевает передвижение по пересеченной местности с поклажей и ночевки «в поле». На труженика влияют неблагоприятные факторы в виде: зноя, холода и недостатка сна (Быт. 31:40). Подобная работа связана с опасностью бытовых травм, нападения хищников и грабителей, воздействием ветра, атмосферных осадков (Быт. 31:39). Ключевые аспекты деятельности скотовода: правильное кормление и уход за питомцами, их лечение и создание оптимальных условий для размножения. На «ферме» Израиля трудилось значительно число «рабов», то есть работников, смотревших за стадами коз, овец, коров, волов, ослов и верблюдов (Быт. 32:16-20). Это указывает на наличие знаний особенностей содержания разношерстного поголовья, основ руководства трудовым коллективом и предпринимательства. Усердие и обучаемость помогли Патриарху Иакову разбогатеть (Быт. 30:43). Рассудительность, дальновидность и способность находить компромиссы позволили избежать фатальных конфликтов (Быт. 31:44-45).\


Варфоломей Бринберг – Иаков борется с ангелом (1639); оригинал в коллекции wikimedia.org (СС0 – общественное достояние, коррекция цветопередачи). 


Кроме забот о своем обширном хозяйстве, Израиль возглавлял большое племя, на пике насчитывающее семьдесят «душ», не считая «жен сынов» (Быт. 46:26-27). Для поддержания авторитета и обретения достатка необходимы глубокие познания в скотоводстве, ремеслах, торговле, географии, метеорологии, понимание различных языков и родоплеменных взаимоотношений. Однако об образовании Патриарха Иакова ничего неизвестно. Мы однозначно не установили для себя, умел ли он читать и писать, но достоверно обучался счету как минимум до тысячи (Быт. 32:14-15). Израиль применял десятичную систему счисления, как математик нового времени. До второго тысячелетия современной эры практиковалась только шестеричная шумерская нумерация [41]. Скрупулезная передача нюансов подсчета животных невольно оказалась дополнительным маркером времени закладки фундамента Библии.

В течение двадцати лет Патриарху Иакову довелось работать у родственника в Харране (Быт. 31:41). Это подразумевает изучение: обычаев, технологий, наречия и культуры аборигенов. Израиль родился приблизительно в 1670 году до современной эры (Приложение 1). Означенная дата принадлежит старовавилонскому периоду месопотамской истории [42]. К интервалу жизни Патриарха Иакова уже высекли на камне Кодекс царя Хаммурапи, датируемый серединой восемнадцатого века до современной эры [43]. Авторы двуречья начертали множество деловых, теологических и художественных творений на аккадском и шумерском языке [44]. С некоторыми из них Израиль, похоже, познакомился, проживая в северной части Междуречья (Быт. 28:2,5-7, 31:18, 33:18).


Стела с законами Хаммурапи (слепок) и укрупненные фрагменты ее аккадского текста, так мог писать Патриарх Иаков (Старовавилонский период, середина 18 в. до совр. эры Сузы); экспонат Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (Москва); фотография автора.


Для эффективного ведения хозяйства Патриарх Иаков нуждался в грамотности. Учет животных и материальных ценностей, заключение контрактов понуждало главу клана уметь обращаться с пером. В царствах Шумера и Аккада документы подписывались специальными цилиндрическими печатями, на которых наносились рисунки, пиктограммы и текст с прозванием владельца. Подобный личный штемпель для визирования договоров имелся у Иуды, четвертого сына Израиля (Быт. 38:18,25). Надо полагать, что он тоже пользовался указанным идентификатором. Предположительно, им владел Авраам, происходивший из шумерского Ура (Быт. 11:28,31, 15:7). При раскопках поселения обнаружены всевозможные печати и оттиски. Датировка названных артефактов начинается с раннединастического периода или примерно с 2900 года до современной эры [45]. Цилиндрический штамп стал фирменным знаком Месопотамии. Традицию его употребления в деловом обороте переняли жители Анатолии, Египта, Кипра и Греции [46].

Грамотность позволяла недвусмысленно зафиксировать суть сделки, «освежать» нюансы договоров, вести деловые записи и идентифицировать контрагентов. Старейшие надписи на древнем иврите датируют концом 11-го – началом 10-го века до современной эры [47]. После 2000 года до современной эры, вплоть до 9-го века до современной эры аккадский являлся единственным официальным языком Вавилонии и Ассирии [48]. Патриарх Иаков если читал, то по-аккадски. Гипотетически аккадскую письменность понимал и дед Израиля Авраам, рожденный в Уре Халдейском (Быт. 11:28,31, 15:7). Кажется разумным, что он обучил грамоте сына Исаака и так передал важный навык потомкам.


Цилиндрическая печать и ее оттиск, Старовавилонский период (19 – 17 вв. до совр. эры), ровесница Патриаха Иакова и Иуды; экспонат Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (Москва); фотография автора.


Патриарх Иаков обладал познаниями и в медико-биологических науках. Труд пастыря предполагает знакомство с анатомией скота. При убое и разделке туш неизбежно постигается внутреннее строение подопечных. В Первой книги Моисеевой говорится, что для приготовления к трапезе на горе Галаад «заколол Иаков жертву» (Быт. 31:54). Так резчик познавал нормальную морфологию млекопитающих. Патологическая анатомия животных изучалась при осмотре «растерзанных» хищниками тел (Быт. 31:39). От пытливого ума не скрылась нормальная физиология зачатия и рождения домашних копытных (Быт. 31:8,10). Израиль имел представление о спонтанном прерывании беременности овец и коз, а также женском бесплодии и осложнениях родов людей (Быт. 29:31, 31:38, 35:16). Консультантом в ряде случаев выступала акушерка, шедшая с караваном (Быт. 35:17).

Приведенные сведения указывают: у Патриарха Иакова присутствовало ясное понимание анатомии и физиологии млекопитающих. Это помогало успешно выращивать скот (Быт. 30:29-30). Благодаря навыкам селекционной работы получался приплод задуманной масти (Быт. 30:41-43). Окружающие завидовали профессиональным успехам (Быт. 31:1-2,4-5). Даже старший родственник не ведал закономерности наследования внешних признаков домашних животных (Быт. 30:31-34). Следовательно, знания Израиля эксклюзивны. Они накоплены за 37 лет, что превышает «возраст Христа» – врача-философа Иисуса Назорея (Марк 10:47; Лука 3:23, 18:37; Иоанн 18:5,7, 19:19).

Патриарх Иаков – неординарный, явно прогрессивный персонаж эпохи бронзы, не был слепо религиозен. В его поступках просматривается рациональность, эпизодически лукавство, а иногда научный подход. Ночная схватка у потока Иавок, безусловно, пересказ сновидения обычного человека, но исключительно проницательного и художественно одаренного. Маловероятно, что описанная самобытная личность целиком плод фантазии беллетриста. Если мы ошибаемся, то сказанное выше в адрес Израиля относится к особенностям сочинителей прототипа книги Бытие.


Примечания к тексту 


[1] Уолтон ДХ, Мэтьюз ВХ, Чавалес МУ. Библейский культурно-исторический комментарий. В 2-х частях. Часть 1 Ветхий Завет. Перевод с англ. Т.Г. Батухтиной, А.П. Платуновой. Санкт-Петербург: Мирт, 2003.

[2] Шмидт Р, Тевс Г (Ред). Физиология человека. Перевод с английского. В 3-х томах, Т.1. Москва: Мир, 1996.

[3] Chokroverty S. 100 questions & answers about sleep and sleep disorders. Boston [etc]: Jones & Bartlett Publishers, 2007.

[4] Arzy S, Idel M, Landis T, Blanke O. Why revelations have occured on mountains? Linking mystical experiences and cognitive neuroscience. Med Hypotheses. 2005;65:841-5.

[5] Whinnery JE, Whinnery AM. Acceleration-induced loss of consciousness: a review of 500 episodes. Archives of Neurology. 1990;47(7)764-76.

[6] Manirafasha A, Umuhire OF, Muragizi J, Rosenberg N, Cattermole NG. The utilization of procedural sedation and analgesia at the University Teaching Hospital of Kigali, Rwanda. Rwanda Medical Journal. 2021;78(4)27-31.

[7] Morse ML, Venecia D, Milstein J. Near-death experiences: a neurophysiological explanatory model. J Near Death Stud. 1989;8:45-53.

[8] Mosso A. Fatigue. London, New York: S. Sonnenschein, G. P. Putnam's Sons, 1906.

Mullaney DJ, Kripke DF, Fleck PA, Johnson LC. Sleep loss and nap effects on sustained continuous performance. Psychophysiology. 1983;20(6)643-51.

Beyerstein BL. Visions and hallucinations. In: Stein G (Ed). Encyclopedia of the Paranormal. Buffalo: Prometheus Book, 1996;1-17.

Chaudhury S. Hallucinations: Clinical aspects and management. Industrial psychiatry journal. 2010;19(1)5-12.

Tanaka K, Wada‐Isoe K, Yamamoto M, Tagashira S, Tajiri Y, Nakashita S, Nakashima K. Clinical evaluation of fatigue in Japanese patients with Parkinson's disease. Brain and behavior. 2014;4(5)643-9.

[9] Mallick BN, Pandi-Perumal SR, McCarley RW, Morrison AR. Rapid eye movement sleep: regulation and function. Cambridge, New York: Cambridge University Press, 2011.

[10] 2022LeviR. Dreams, thesleepdoctor.com.

[11] Фрейд З. Толкование сновидений. Пер. с нем. М.К. Москва: Современные проблемы, 1913.

Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. Пер. с нем. М.В. Вульфа. Т.1. Москва: Государственное издательство, 1922.

[12] Манн Т. Иосиф и его братья. Москва: Правда, 1991.

[13] Козырев ФН. Искушение и победа святого Иова, Поединок Иакова. Москва: Дом надежды, 2005.

[14] Броер М, Йосифон Д. Пять книг Торы. Йырушалаим. Русс. перевод Д. Йосифона: Мосад арав Кук, 5738 [1978].

[15] Tur HaArokh. Genesis 32:33:1, sefaria.org.

[16] Герц Й. Пятикнижие и гафтарот. Ивритский текст с русским переводом и классическим комментарием «Сончино». Москва, Иерусалим: Гешарим, 1999 (5759).

[17] Вейсман М. Мидраш рассказывает. Берешит. Иерусалим: Швут Ами, 1997.

[18] Ефрем Сирин. Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина. Издание четвертое. Часть шестая. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901.

[19] Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе; Т. 4, Кн. 2. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургская духовная академия, 1898. 

[20] Шеридан М (Ред). Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII веков. Ветхий Завет. Том II: Книга Бытия 12-50 (научное издание). Перевод с английского, греческого, латинского, сирийского. Редактор русского издания Ю.Н. Варзонин и С.С. Козин. Тверь: Герменевтика, 2005.

[21] Творенiя святого Кирилла Александрiйского. Часть четвертая: ΓΛΑΦΥΡΑ, или искусные объясненiя избранных мест из книги Бытiя. Москва: Типографiя М. Г. Волчанинова, 1886.

[22] Блаженный Феодорит Кирский. Т. 1. Изъяснение трудных мест Божественного Писания. Москва: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003.

[23] Святитель Филарет (Дроздов) Толкование на книгу Бытия. Испытание мудростью. Вып. 10. Москва: Лепта-Пресс, 2004. (репринт 1867).

[24] Лопухин АП (Ред). Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета: в 7 т. издание 4-е. Москва: Дар, 2009.

[25] Лейбович Н. Новые исследования книги Берейшит в свете классических комментариев. Перевод с иврита. Иерусалим: Амана, 1997.

[26] Щедровицкий Д.В. Введение в Ветхий Завет. Пятикнижие Моисеево: Т.1. Книга Бытия. Москва: Теревинф, 2003.

Тора. Книга Берешит. Коментарий Ш.Р. Гирша. Иерусалим: Швут Ами, 1993.

[27] Джеске Д. Бытие. Ранняя история милостивого отношения Бога к человечеству. Duncanville: World Wide Printing, 1999.

[28] Bruno LC. Math and mathematicians: the history of math discoveries around the world. Vol.1. Detroit [etc]: UXL, [1999]. 

[29] Krippner S, Hughes W. Dreams and human potential. Journal of Humanistic Psychology. 1970;10(1)1-20.

[30] Nicholls H. Dreamscapes. Nature. 2008;451(129).

[31] Draper TWM. The Bemis History and Genealogy: Being an Account, in Greater Part of the Descendants of Joseph Bemis, of Watertown, Mass.... San Francisco: Stanley-Taylor Company, 1900.

[32] Rocke AJ. Image and Reality: Kekulé, Kopp, and the Scientific Imagination. University of Chicago Press, 2010.  

[33] Strathern P. Mendeleyev's dream: the quest for the elements. Нью-Йорк: St. Martins Press, 2001.  

[34] Krippner S, Hughes W. Dreams and human potential. Journal of Humanistic Psychology. 1970;10(1)1-20.

[35] Parker BR. Einstein’s Dream: The search for a unified theory of the universe. Springer Science & Business Media, 2013.

[36] Krippner S, Hughes W. Dreams and human potential. Journal of Humanistic Psychology. 1970;10(1)1-20.

[37] Kehoe J. Mind power into the 21st century. Sterling Publishers Pvt. Ltd. 2005.

[38] Loewi O. From the workshop of discoveries. Lawrence: University of Kansas Press, 1953.

[39] Даль ВИ. Толковый словарь живаго великорускаго языка. Томъ второй. И — О. Санкт Петербург, Москва: Тип. М.О. Вольфа, 1881.

[40] Фридман Р. Как создавалась Библия. Пер. с англ. Г. Ястребова. Москва: Эксмо, 2011.

[41] Вайман АА, Струве ВВ (Ред). Шумеро-вавилонская математика III-I тысячелетия до нашей эры. Москва: Издательство «Восточная литература». 1961.

Козырева НВ, Якобсон ВА. История древнего мира. Под ред. И.М. Дьяконова. Москва: Наука, 1983.

[42] Козырева НВ, Якобсон ВА. История древнего мира. Под ред. И.М. Дьяконова. Москва: Наука, 1983.

[43] Handcock PSP. The cod of Hammurabi. London, New York: Sociaety for promoting Christian knowledge, The Macmillan company, 1920.

[44] Азимов А. Ближний восток. История десяти тысячелетий. Пер. с англ. Б.Э. Верпаховского. Москва: Центрполиграф, 2002.

Белицкий М. Шумеры. Забытый мир. Москва: Вече, 2000.

Вулли Л. Ур халдеев. Москва: Издательство восточной литературы, 1961

Дьяконов ИМ. Эпос о Гильгамеше. Пер. с аккадского. Москва, Ленинград: Издательство Академии Наук СССР, 1961.

Крамер С. История начинается в Шумере. Москва: Наука, 1965.

Крамер С. Шумеры. Первая цивилизация на Земле. Москва: Центрполиграф, 2002.

[45] Вулли Л. Ур халдеев. Москва: Издательство восточной литературы, 1961.

[46] Крамер С. Шумеры. Первая цивилизация на Земле. Москва: Центрполиграф, 2002.

[47] Misgav H, Garfinkel Y, Ganor S. The Ostracon. In Khirbet Qeiyafa. Vol. 1: Excavation Report 2007–2008, pp.243–257. Jerusalem: Israel Exploration Society, 2009.

Garfinkel Y, Golub MR, Misgav H, Ganor S. The Eshbaal Inscription. In Khirbet Qeiyafa. Vol. 4. Jerusalem: Israel Exploration Society, 2018.

[48] Потапов В. Краткий лингвистический справочник. Языки и письменность. Москва: Фонд развития фундаментальных лингвистических исследований, 2014. 

 

««назад || СОДЕРЖАНИЕ КНИГИ || вперед»»

                                                                     

Автор:

Архипов С.В. – кандидат медицинских наук, врач-хирург, травматолог-ортопед.

Цитирование:

Архипов С.В. Девятый месяц, одиннадцатый день: Рассуждение о XXXII главе книги Бытие; 2-е изд., перераб. и доп. Йоэнсуу: Издание Автора, 2024.  

Приобретение:

PDF версия размещена на платформах Google Play и Google Books.

Ключевые слова

ligamentum capitis femorisligamentum teres, связка головки бедра, история, первый пациент, симптомы, травма, повреждение, синонимы

СОДЕРЖАНИЕ РЕСУРСА

Популярные статьи

2023АрхиповСВ. СВЯЗКА ГОЛОВКИ БЕДРЕННОЙ КОСТИ

  Монография:  Архипов СВ.  Связка головки бедренной кости: функция и роль в патогенезе коксартроза  (2023, 205 стр.) . Автор предлагает взаимовыгодное сотрудничество (50/50) по переводу на английский или родной язык. Предполагается коррекция машинного перевода и кооперация в редактировании. Требования к соавтору: 1. Носитель языка 2. Опыт писателя.  E-mail:  archipovsv(&)gmail.com   Аннотация Связка головки бедренной кости ( ligamentum capitis femoris , ligamentum teres ) – малоизвестное образование тела человека, поистине « ligamentum incognitum ». Предназначение этой структуры и ее роль в развитии болезней тазобедренного сустава до сих пор в полной мере не уточнены. Выполненные автором исследования показали, что связка головки бедренной кости – важная функциональная связь опорно-двигательной системы. В отдельных вертикальных позах и при ходьбе обсуждаемый анатомический элемент уменьшает давление на верхнюю часть головки бедра, стопорит тазоб...

ПОЭЗИЯ О БИБЛЕЙСКОЙ ТРАВМЕ LCF

  Поэтические произведения, напоминающие об эпизоде библейской травмы ligamentum capitis femoris. Тематический Интернет-журнал О круглой связке бедра Апрель, 2025   поЭзИЯ О Библейской травмЕ ligamentum capitis femoris С.В. Архипов   Древнейшее описание обстоятельств и механизма травмы ligamentum capitis femoris (LCF) содержится в книге «Берешит» (Бырэйшит), что значит «В начале». Произведение является первой частью «Торы» (Закон, Учение), ключевого текста иудаизма. В разделе «Ваишлах» мы читаем: «23 И встал он в ту ночь, и взял двух жен своих и двух рабынь своих, и одиннадцать детей своих, и перешел через Яббок вброд. 24 И взял их, и перевел через поток, и перевел то, что у него. 25 И остался Яаков один. И боролся человек с ним до восхода зари, 26 И увидел, что не одолевает его, и коснулся сустава бедра его, и вывихнулся сустав бедра Яакова, когда он боролся с ним. 27 И сказал: отпусти меня, ибо взошла заря. Но он сказал: не отпущу тебя, пока не благословишь меня. 28 И с...

Рассуждение о морфомеханике. Содержание

  Архипов-Балтийский С.В. Рассуждение о морфомеханике. Норма: В 2-х томах. – Калининград, 2004. – 820 с., ил. (электронная версия 1.5, исправленная и дополненная). Содержит 15 таблиц, 340 иллюстраций, библиография - 885 названий. В книге рассмотрены вопросы, касающиеся функции связки головки бедра и значения механического фактора для живых систем. Освещены статика и динамика опорно-двигательной системы человека. Обозначено новое научное направление – морфомеханика, представлен ее понятийный и математический аппарат. Книга рассчитана на широкий круг врачей, преимущественно травматологов-ортопедов, а также хирургов, биомехаников, ревматологов, реабилитологов, рентгенологов, морфологов, биологов.   Работа, написанная двадцать лет назад, остается актуальной до сих пор. Печатная версия книги имеется в Российской национальной библиотеке ( primo.nlr.ru ) и Российской государственной библиотеке ( aleph.rsl.ru ). Содержание   Предисловие автора ,  14 Список принятых сокращени...

18-й ВЕК

18 - й  век Каталог   архивированных  публикаций указанного периода:         1700-1709 1705 PetitJL .  Первое издание работы автора с обсуждением анатомии, роли и лечения повреждения  LCF  при вывихе бедра.  1705RuyschF.   Автор описывает анатомический препарат, содержащий  LCF , отмечает ее области крепления, геометрические и механические свойства.  1706 PolluxJ.  Автор называет  LCF  « νεῦρον », а также упоминает синоним « ἰσχίον ». 1709 PetitJL .  Второе издание работы автора с обсуждением анатомии, роли и лечения повреждения  LCF  при вывихе бедра.   1710-1719 1715 MunnicksJ .  Автор описывает крепление, роль, форму  LCF   и причину подвывиха бедра. 1717 HermannD.   Автор указывает дистальную область крепления  LCF  и использует редкий синоним. 1720-1729 1720 RuyschF.  Автор обращает внимание на хорошо развитое кровоснабжение вертлужной ямки, а ...

20-й ВЕК

  20- й  век Каталог   архивированных  публикаций указанного периода:       1900-1909 1900BetheE .   Julius Pollux называет  LCF  « ἰσχίον », а понятие «связка» обозначает термином « νεῦρον  /  νεῦρα ».   1902RilkeRM .  Созерцание. 1904FickR.  Автор суммирует основные сведения о  LCF   полученные к началу  XX   века. 1904TestutL.  Фрагменты книги резюмируют основные сведения об анатомии LCF, полученные к началу XX века. 1904ЛопухинАП.  Автор упоминает  LCF  животного и толкует библейский эпизод травмы данной структуры у человека.  1905BardeenCR.   Автор кратко обсуждает появление   ligamentum   capitis   femoris   ( LCF )   и отмечает ее связь с седалищной костью. 1908 GrayH .  Избранные фрагменты об анатомии  LCF  и иллюстрации. 1910-1919 1910 FickR.  Автор обсуждает функцию  LCF  (книга в полном объеме ...