Глава 7 монографии «Девятый месяц, одиннадцатый день» посвященной древнейшему упоминанию травмы ligamentum capitis femoris (LCF) и судьбе первого пациента с данной патологией. Ниже размещена дополненная интерактивная версия.
Глава 7
СНОВИДЕНИЕ ПАТРИАРХА
ИАКОВА
«И остался Иаков один» (Быт. 32:24). Из стиха понятно:
после переправы он уединился по собственной инициативе. Вероятно,
сопровождавшие пошли заниматься неотложными делами, а некоторые отправились
отдыхать. Скот перед походом выпускается пастись. Нам видится: Патриарх Иаков
располагается на южном берегу, в десяти-пятнадцати метрах от журчащего потока
Иавок. Похоже, в это время не шел дождь, иначе бы пришлось укрываться в шатре с
членами семьи, лишившись одиночества. Высокая вероятность осадков осенью
заставляет предположить: Израиль избрал место под тополем или развесистым
кустом тамариска. Изнеможденный расстилает походную лежанку. Времени долго
спать нет. Надвигается утро. Нужна передышка после длительной эмоциональной
перегрузки и многочасового пересечения реки. В тиши возвращаются мысли о
близнеце: каков он через двадцать лет, что думает о прошлом и будущем, готов ли
простить?
Переведенные через речку стада шумят во тьме.
Работники руководят животными, развьючивают верблюдов и ослов, сгружают
поклажу. Супруги и дети общаются, устраиваясь почивать. Патриарха Иакова
ожидает сложный разговор с непредсказуемым результатом. Над семьей нависла
недвусмысленная угроза расправы и разорения (Быт. 32:8,11). Надо тщательно
обдумать порядок действий и продвижения вперед. Израиль рассуждает о том, как
следует вести себя во время мирной встречи и в случае нападения. Поэтому спать
нежелательно. Необходимо сосредоточенно смоделировать различные варианты
грядущего.
Выделение и отправка даров, беспокойная ночь и день в
трудах накануне форсирования водотока дают о себе знать. Двухсуточное
предельное физическое и моральное напряжение, не компенсированное отдыхом,
чрезмерно утомило. Израиль присел или прилег, дабы «перевести дух». Незаметно
для себя он засыпает, как бы мы сказали, «проваливается в сон» и зрит
сюрреалистичную анимацию. Сновидец виртуально сражается с неизвестной
личностью, а затем разговаривает то ли с Ангелом, то ли с Богом (Быт. 32:24-29;
Ос. 12:4). В начале беседы фигурируют слова: «отпусти меня» и «не отпущу тебя».
фразы и обстоятельства напоминают
хеттский ритуальный текст. В нем изображена борьба Богини Хебат с царем,
который задерживал ее, пока она не благословила соперника [1].
Патриарх Иаков жил на одной территории с хеттами и, верно, слышал ту легенду.
Его брат Исав женился на дочерях Беэра Хеттеянина и Елона Хеттеянина (Быт.
26:34). Кроме этого, Ефрон Хеттеянин продал деду Аврааму поле и пещеру «при
Махпеле, против Мамре» (Быт. 23:10-18).
физиологи делят сны на периоды, один из которых: «сон с быстрым
движением глаз», повторяющийся приблизительно каждые 1.5 часа и длящийся около
20 минут. Сновидения в данной стадии живые, экспансивные, зримые. Содержание
подобных грез – чувственное, наполнено образами, запахами, звуками, кажется
предметным и сильно влияет на человека. Как правило, впечатления после
отрывочные и излагаются с трудом. Замечено, что сны в первую часть ночи более
связаны с действительностью, в отличие от мистерий во вторую половину, меньше
напоминающих подлинную жизнь [2].
![]() |
Местность у брода через Иавок (Быт. 32:22), вид с запада на восток, стрелкой указано движение к переправе от места ночевки; изображение создано с использованием сервиса earth.google.com. |
Мы полагаем, что обессиленный Патриарх Иаков засыпает
в некомфортной позе на наскоро сделанном ложе под деревом. В изголовье помещена
походная сума или камень, как некогда в Вефиле (Быт. 28:11). Мышцы
расслабляются, затрудняется прохождение воздуха по дыхательным путям,
понижается оксигенация организма. Недостаток кислорода в крови, омывающей
головной мозг, может поспособствовать возникновению яркого сновидения [3].
Острая и хроническая гипоксия влияет на височно-теменное соединение и
префронтальную кору, то есть области, связанные с измененным восприятием
собственного тела и мистическими переживаниями [4].
Установлено: снижение кровотока в центральной нервной системе провоцирует
памятные миражи [5].
Нарушение гемоциркуляции приводит к обкрадыванию мозга кислородом. Следствие –
гипоксия, которая в 8% случаев сопровождается галлюцинациями [6].
Видения индуцирует и повышение уровня углекислого газа в крови, что
воздействует на гиппокамп либо непосредственно стимулирует деятельность
височных долей головного мозга [7].
Также известно, что дефицит сна, умственное и телесное
переутомление способны вызвать галлюцинации у психически здоровых субъектов [8].
![]() |
Область брода через реку Иавок (вид с севера на юг), на противоположном берегу справа поросль деревьев – предполагаемое место ночлега Патриарха Иакова (Иордания, ноябрь 2014, фотография автора). |
Опора на приведенные научные факты, удовлетворительно
объясняет причину религиозных фантазий Патриарха Иакова. Иллюзия возникла
непосредственно перед пробуждением. Это явствует из фразы: «И сказал: отпусти
Меня, ибо взошла заря.» (Быт. 32:26). Подобные сюрреалистические картины
сформировались в фазу сна «с быстрым движением глаз» [9].
Их суть обычно прочно фиксируется в памяти, когда сновидца будят ближе к утру [10]. Изучение снов позволяет представить
помыслы и восстановить картину действительности. Обилие работ на эту тему
написано З. Фрейдом [11]. Научность метода
психоанализа помогает разобраться в загадочном фрагменте тридцать второй главы
книги Бытие.
![]() |
Рельеф места предполагаемой травмы Патриарха Иакова, вид на брод через реку Иавок с запада на восток (Иордания, ноябрь 2014, фотография автора). |
В повествовании о переходе чрез Иавок пропущено или
намеренно вычеркнуто то, что после Израиль засыпает. Например, все разъясняла
бы единственная фраза в 24-м стихе: [И пригрезилось ему во сне ночном], «…И боролся Некто с ним до
появления зари;» (Быт. 32:24). Из первоисточника ясно: Патриарху Иакову
привиделось, что у него повреждается тазобедренный сустав. Интервал времени
указан достаточно определенно: «в ту ночь» (Быт. 32:22), а именно «до появления
зари» (Быт. 32:24). К моменту, когда взошло Солнце, травмирование уже случилось
(Быт. 32:25). Израиль видит сон о поединке с Ангелом на заре. Еще в сумерках,
перед восходом Солнца, осознается полученное увечье. Тому поспособствовало
ощущение боли. Мистерия длится считанные минуты в фазу «быстрого сна» и вдруг
прерывается.
![]() |
На дальнем плане предполагаемое место ночлега Патриарха Иакова у реки Иавок в местности «Пенуэл» (Быт. 32:30), вид с северного берега (Иордания, ноябрь 2014, фотография автора). |
Вследствие усталости и недосыпания Патриарх Иаков пребывал кратком «медленном» сне по ныне принятой терминологии. Возникшее охранительное торможение нервной системы на время обеспечило обезболивающий эффект в пострадавшей области и утомленных мышцах. Глубокий сон «притупил» боль сродни наркозу. Спящий сидел или лежал в некомфортной позе под развесистой кроной «до появления зари» (Быт. 32:24). Восход Солнца совпадает с началом фазы «быстрого» сна. Пригрезившаяся сцена единоборства навеяна ожиданием атаки Исава. С ним предполагалось сражение «насмерть», так как написано: «боюсь его, чтобы он, придя, не убил меня» (Быт. 32:11). Вероятно, об этом уединившийся Израиль размышлял в вязкой дремоте последние секунды перед тем, как попал царство Морфея.
![]() |
«И остался Иаков один» (Быт. 32:24); Хусепе де Рибера – Иаков со стадом Лавана (1638), оригинал в коллекции wikimedia.org (CC0 – общественное достояние, коррекция цветопередачи). |
Далее, в галлюцинации, а правильнее, во сне, смутно припоминается темнота и стиснутый ребенок. В ночном видении то связалось с удержанием неведомого соперника (Быт. 32:26). В пользу этого свидетельствует эпитет «боролся» из рассказа Патриарха Иакова (Быт. 32:24-25,28). В мышцах, натруженных на переправе, ощущается дискомфорт, связанный как с микротравмами, так и накоплением молочной кислоты. Отсюда воображение схватки «на руках» усиливается.
![]() |
Бобрьба Иакова с архангелом Михаилом – Собор святой Софии, Киев, Украина (11 век); оригинал в коллекции wikimedia.org (СС0 – общественное достояние, коррекция цветопередачи). |
Поверхностный сон увеличил восприимчивость внутренних и внешних раздражителей. В предутренний час Израиль ощутил нездоровье в «суставе бедра» (Быт. 32:32). Боль инициировало кровоизлияние в тазобедренное сочленение после нарушения целостности связки головки бедра, снабженной нервами и сосудами. Ускользнувшая из памяти травма ноги, полученная при переходе реки, «вышла» из сумрака подсознания. Факт повреждения тогда четко не зафиксировался. Внимание целиком поглощала тяжелая работа и близость опасности. Подвывих в тазобедренном суставе, произошедший при передвижении с ребенком – забытый мимолетный инцидент, «воскрешается» в мыслях. Мышечная память виртуально отображает руки, обхватившие испугавшееся дитя. Пальцы на кистях у сновидца непроизвольно сжимаются. В думах он продолжает удерживать «своего любимого ангела»: Дину или Иосифа и ведет беседу. Как и тогда, во мраке, во сне Патриарх Иаков не видит черты лица. Внимание полностью поглощено «борением» за сохранность ноши и равновесие тела. Незнание пострадавшим основ современной медицинской терминологии упрощает наименование несчастного случая до понятия «вывих». Так и нынешние пациенты резюмируют проведенную самодиагностику.
![]() |
Архипова Александра – Сон Патриарха Иакова (2008). |
Временная гипоксия мозга способствует дальнейшему развитию сюжета: в грезах формируется мистическая личность и диалог. Религиозный настрой и особенности мировосприятия человека бронзового века создают образ непостижимого существа, дающего величественные прозвища (Быт. 32:28). В тот момент сон уже «неглубокий». Израиль понимает, что Солнце скоро выйдет из-за горизонта и нужно снова пускаться в путь. Пробуждению содействует нарастающая освещенность наряду с усилением шума вокруг. Звуки порождали: пастухи, скот, следующий на утренний водопой, просыпающийся лагерь. Не исключено, что Патриарха Иакова окликнул кто-то из спутников. Беспокойное сновидение внезапно прервалось, поэтому содержание запомнилось. Умозрительная личность «растворяется» в утренних сумерках, но успевает напоследок «благословить» спящего (Быт. 32:29). На неожиданное завершение грез указывает то, что мы не узнаём: куда исчезает таинственный собеседник и его имя (Быт. 32:24,29). С посланниками Всевышнего «Ангелами», а также самим «Богом» Израилю приходилось не раз «встречаться» и «беседовать» (Быт. 28:12-15; 31:11-13; 32:1). Потому привидевшееся на рассвете не стало противоестественным. Пробудившийся трактует ночной сон как часть повседневности. Воспринятое внутренним взором органично продолжается перипетиями грядущего дня. Видения в минуты утренней зарницы преломились, отразив в подсознании ожидаемое будущее, раскрашенное религиозной мистерией. Удивленный то ли сном наяву, то ли явью во сне Израиль называет местность «Пенуэл» и произносит: «…я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя.» (Быт. 32:30). Сентиментальная персона, – констатирует слушатель, не верящий в «чудеса».
Выше мы представили собственное материалистичное воззрение на форсирование
Патриархом Иаковом речки Иавок и «борьбу» с неведомой силой. Но в Первой книге Моисеевой издавна пытались отыскать
потаенный духовный смысл. Библейская переправа зачастую ассоциируется с
кульминацией и рубиконом. Томас Манн в
романе Иосиф и его братья ту пору именует «час Иавока» [12].
Преодоление
ветхозаветного потока и возвращение Израиля на родину отдельные комментаторы
отождествляют со странствиями Иисуса Христа и распятием [13].
По нашим оценкам, новозаветный мессия воспользовался тем же бродом через Иавок,
когда следовал «за Иорданскою стороною» в Иерусалим, на Голгофу (Матф. 19:1;
Мар. 10:1).
![]() |
Олуф Хартманн – Бой Иакова с ангелом (1907), лик ангела не различим; оригинал в коллекции open.smk.dk (CC0 – общественное достояние, коррекция цветопередачи). |
В нашем первоисточнике указано: Патриарх Иаков «видел Бога», и,
несмотря на это, «сохранилась душа» его (Быт. 32:30). Перевод книги Бытие
с иврита предает речь рассказчика так: «ангела видел я лицом к лицу, а жизнь моя спасена.» (Быр. 32:31) [14].
В соответствие с обеими редакциями мы понимаем: «единоборец» взаимодействовал с
мистической сущностью. В результате он стал для потомков примером возможности успешного
противостояния сверхъестественному (Быт. 32:25,28). Герой предания обретает
второе имя – «Израиль» и благословение (Быт. 32:28-29), а главное – вечную
память соплеменников. В означенном видится оптимистичный аккорд мифа о битве с
божественной силой. Деятельная надежда на лучшее всегда должна присутствовать и
при поражении, и при тяжелой болезни.
Повреждение сустава Патриарха Иакова, наверное, кто-то расценит
как наказание, а хромоту – немым укором за содеянное. Символично и то, что
пересечение водной преграды происходило ночью. Переправа чрез реку читай – «черту»
знаменует переход «от тьмы к свету». По первоисточнику, и сама «схватка»
проистекала на границе дня – заре. Став иным, очистившись от груза прошлого,
дальнейший путь Израиля освещает Солнце как свидетельство Божественной
благосклонности (Быт. 32:31). Видимо, таков подтекст истории, заложенный
древнеегипетским прозаиком. В неопределенности сокрыта привлекательность
литературного творения. Причем его изучение отрывками вуалирует противоречия и
придает таинственную авторитетность.
![]() |
Бартоломе Мурильо – Сон Иакова (1660-1665); оригинал в коллекции wikimedia.org (CC0 – общественное достояние, коррекция цветопередачи). |
Много веков исследователи Библии задаются вопросами: с кем и почему
«сражался» Израиль. Реальная или духовная битва
протекала во тьме. Мнения Пророков, Раввинов, Мулл и Отцов Христианской Церкви
по этим проблемам часто диаметрально разняться. Несмотря на минувшие 3600 лет,
священники и миряне так и не пришли к единодушному пониманию. Столь же
отличаются иллюстрации сна в Вефиле, когда Израиль видел лестницу на небо (Быт. 28:12).
В синодальной редакции Священного Писания Патриарх Иаков
физически вступил в бой со Всевышним (Быт. 32:24,28) и выдержал эту
таинственную баталию (Быт. 32:30). В пользу натурального сражения
говорит тот факт, что герой получил увечье (Быт. 32:25,32), после чего стал
хромать (Быт. 32:31). В переводе Первой книги Моисеевой с иврита читаем
о поединке «с ангелом и с людьми» (Быр.
32:29). По мнению Пророка Осии, Израиль «боролся с Богом», но также
«боролся с Ангелом – и превозмог», в связи с чем призывает: «Обратись и ты к
Богу твоему; наблюдай милость и суд и уповай на Бога твоего всегда» (Ос.
12:3-6). Раввин Якоб Бен-Ашер в
комментарии к Торе, по поводу битвы указывал, что Патриарх Иаков «…смог
одержать победу против небесной силы, пытающейся низвергнуть его на землю» [15].
Согласно классическому толкованию Сончино к Пятикнижию: «Борьба с
ангелом происходит на духовном уровне. Яаков безупречен – ангел не может найти
у него недостатка; однако, не желая сдаваться, он все же находит у Яакова
слабое место и тогда оказывается в силах нанести ему удар» [16].
В углубленном толковании духа Библии – Мидраше изъясняется: «…как
в результате борьбы ангел не мог убить Яакова, а лишь повредил ему бедренную
кость, так и народ Израиля в будущем будет лишь переносить невзгоды, порой
невероятно тяжелые, но уничтожен не будет никогда» [17].
Поэт богослов Ефрем Сирин в Толковании на книгу Бытия полагал: «Иаков
преодолел Ангела, но и сам был преодолен Ангелом, чтобы дознать чрез сие, сколь
он бессилен и насколько силен» [18].
Писатель богослов Иоанн Златоуст повествует в Беседах на книгу Бытия о
возникшей хромоте: «…чтобы и от потомков не утаилось бывшее ему видение» [19].
Философ богослов Августин Иппонийский в Проповеди о травме Патриарха
Иакова вещает: «Прикосновение же Господне есть рука Господа, очищающая и
животворящая» [20].
Богослов-полемист Кирилл Александрийский в Глафирах указывал:
«…случившаяся с Иаковом во время его борьбы болезнь стегна служит прообразом
мысленной хромоты Израиля» [21].
Христианский литератор, богослов Феодорит Кирский в Изъяснении трудных мест
Божественного Писания отмечает: «…чтобы Иаков не стал о себе высоко думать,
возмечтав, будто бы одолел Бога, прикосновением к стегну ангел показал, что
добровольно уступает победу … и он продолжал хромать, чтобы не почесть ему
видения мечтою, но в точности дознать истину сновидения» [22].
Православный архиепископ Филарет в Толковании на книгу Бытия пишет:
«Борьба Божия, по-видимому, долженствовала происходить в духе, но борьба
Иакова, сопровождавшаяся хроманием, кажется действием телесным. Дабы взаимно
согласить сии понятия, должно признать начало действия в духе, а в теле –
следствие» [23].
Профессор библеист А.П. Лопухин отмечал: «…борьба Иакова
с Ангелом Господним, есть тип духовного борения веры, не поддающейся никаким
испытаниям и трудностям жизни» [24].
Библеист и комментатор Священного Писания Н. Лейбович соглашается с Рашбамом,
утверждавшим, что Израиль сражался с Ангелом, посланным Богом [25].
С точки зрения теолога и поэта Д.В. Щедровицкого, нападение осуществил
Ангел-покровитель Исава, «…который не хотел, чтоб Иаков вошел в землю
Ханаанскую». Аналогичного мнения придерживался комментатор Торы Ш.Р.
Гирш [26].
![]() |
Поль Гоген – Видение после проповеди (борьба Иакова с ангелом) (1888); оригинал в коллекции wikimedia.org (СС0 – общественное достояние, коррекция цветопередачи). |
Процитированные мнения примиряет выдающийся реформатор
христианской церкви Мартин Лютер: «Эта часть Писания – самая туманная во
всем Ветхом Завете» [27].
Мыслится: неясность вызвана попытками трактовки пересказанных предрассветных
грез незнакомой личности, жившей свыше трех тысяч лет назад.
![]() |
Морис Дени – Иаков борется с ангелом (1893); оригинал в коллекции wikimedia.org (СС0 – общественное достояние, коррекция цветопередачи). |
На границе сна и бодрствования обостряются чувства, наблюдается
повышенная интеллектуальная активность. В эти моменты Сальвадор Дали видел
феерические фигуры, позднее запечатленные в картинах, а Владимир Маяковский
находил сложные рифмы. Известны легенды о
творчестве великих ученых и изобретателей, на которых снисходило научное
озарение в сновидении, но после исследований и продолжительных размышлений.
Таковыми остались в летописи естествознания: философ и математик Рене Декарт [28],
инженер и изобретатель Джеймс Уатт [29],
естествоиспытатель и геолог Луи Агассис [30],
механик Элиас
Хоу [31],
химик-органик Август Кекуле[32],
химик-энциклопедист Дмитрий Менделеев[33],
медик и физиолог Уолтер Кэннон [34],
физик-теоретик
Альберт Эйнштейн [35], физик-философ
Нильс Бор [36], биолог и генетик
Джеймс Уотсон [37]. Лауреат Нобелевской премии фармаколог Отто Леви
поведал, что обнаруженные им вещества, высвобождающиеся при нервной
стимуляции – изначально приснились [38].
![]() |
Пьер Патель – Пейзаж с Иаковом, борющимся с ангелом (17 век); оригинал в коллекции wikimedia.org (СС0 – общественное достояние, коррекция цветопередачи). |
Нам думается, что Патриарх Иаков – это незаурядный представитель бронзового века. Книга Бытие характеризует героя «человеком кротким» (Быт. 25:27), то есть скромным, любящим, снисходительным, негневливым, терпеливым [39]. Ненаглядный сын матери отличался мягкостью и послушанием (Быт. 25:28, 27:6-14). Его особенная впечатлительность отражена в насыщенных сновидениях. Так, после конфликта с близнецом он узрел во сне ступени в горний мир, идущих по ним Ангелов и Бога, произносящего пророчества (Быт. 28:12-15). Реалистичный мираж потрясает и обуславливает синтез возвышенных эпитетов: «дом Божий», «врата небесные» (Быт. 28:17). Эмоциональными реакциями на значимые события стала постройка Израилем жертвенников и совершение ритуалов (Быт. 28:18, 33:20, 35:6-7, 46:1). По приходу в Харран молодой человек при первой встрече влюбляется в двоюродную сестру и без колебаний соглашается трудиться семь лет за право вступить в брак (Быт. 29:18). Опасаясь злого умысла родичей, зрит сквозь сон разноцветных животных и разговаривает с Ангелом (Быт. 31:1-2,10-13). В пожилом возрасте приготовляясь к переселению в Египет и ощущая неизвестность грядущего, вновь в «видениях ночных» слышит обращение Всевышнего (Быт. 46:2-4).
![]() |
Юргену Овенсу – Иаков сражается с ангелом (17 век); оригинал в коллекции wikimedia.org (СС0 – общественное достояние, коррекция цветопередачи). |
Повышенная восприимчивость Израиля проявилась и при
возвращении из Месопотамии в отчий край. Уладив угрожающие смертью разногласия
с тестем, он с достигает Иорданской долины, видит цветущие поля, слышит пение
птиц и чувствует ароматы трав. Душу переполняет благоговение на контрасте с
пережитой мрачной ситуации. Это ключ к поэтичным фразам: «встретили его Ангелы
Божии» и «ополчение Божие» (Быт. 32:1-2). Тонкая внутренняя организация
прослеживается в иных речевых оборотах, свойственных для художника слова –
мастера изложения красочных сюжетов (Быт. 31:36-42). Не мудрено, что ему
принадлежит авторство первой молитвы авраамических верований (Быт. 32:9-12).
По нашему ведению, предание об исходе из Харрана
сложено самим Патриархом Иаковом. Живописная, с массой правдивых деталей быль
не оставляет сомнений в том, что рассказана участником похода. Не исключено, им
в Сокхофе собственноручно выдавлен стикером на глиняной табличке конспект
очерка о переходе чрез Иавок (Быт. 33:17), скорее аккадской клинописью.
Писательские способности Израиля в полной мере раскрываются в устном завещании сыновьям
(Быт. 49:1-28) при условии, что благословение не содержалось в ином
произведении, которое «… автор использовал, а затем вплел в повествование» [40].
![]() |
Андреа ди Лионе – Иаков борется с ангелом (1650-1670); оригинал в коллекции wikimedia.org (СС0 – общественное достояние, коррекция цветопередачи). |
Будучи потомственным пастухом, Израиль преуспел в
профессии (Быт. 30:43). В его караване, вышедшим из Харрана, присутствовало
множество видов сельскохозяйственных млекопитающих (Быт. 32:7,14-15).
Первоисточник констатирует результативность разведения скота (Быт.
30:29-30,43). Патриарху Иакову, бесспорно, были присущи: выносливость,
стойкость и смелость (Быт. 31:39-40). Отгонное кочевое животноводство
подразумевает передвижение по пересеченной местности с поклажей и ночевки «в
поле». На труженика влияют неблагоприятные факторы в виде: зноя, холода и
недостатка сна (Быт. 31:40). Подобная работа связана с опасностью бытовых
травм, нападения хищников и грабителей, воздействием ветра, атмосферных осадков
(Быт. 31:39). Ключевые аспекты деятельности скотовода: правильное кормление и
уход за питомцами, их лечение и создание оптимальных условий для размножения.
На «ферме» Израиля трудилось значительно число «рабов», то есть работников,
смотревших за стадами коз, овец, коров, волов, ослов и верблюдов (Быт.
32:16-20). Это указывает на наличие знаний особенностей содержания
разношерстного поголовья, основ руководства трудовым коллективом и
предпринимательства. Усердие и обучаемость помогли Патриарху Иакову разбогатеть
(Быт. 30:43). Рассудительность, дальновидность и способность находить
компромиссы позволили избежать фатальных конфликтов (Быт. 31:44-45).\
![]() |
Варфоломей Бринберг – Иаков борется с ангелом (1639); оригинал в коллекции wikimedia.org (СС0 – общественное достояние, коррекция цветопередачи). |
Кроме забот о своем обширном хозяйстве, Израиль
возглавлял большое племя, на пике насчитывающее семьдесят «душ», не считая «жен
сынов» (Быт. 46:26-27). Для поддержания авторитета и обретения достатка
необходимы глубокие познания в скотоводстве, ремеслах, торговле, географии,
метеорологии, понимание различных языков и родоплеменных взаимоотношений.
Однако об образовании Патриарха Иакова ничего неизвестно. Мы однозначно не
установили для себя, умел ли он читать и писать, но достоверно обучался счету
как минимум до тысячи (Быт. 32:14-15). Израиль применял десятичную систему
счисления, как математик нового времени. До второго тысячелетия современной эры
практиковалась только шестеричная шумерская нумерация [41].
Скрупулезная передача нюансов подсчета животных невольно оказалась дополнительным
маркером времени закладки фундамента Библии.
В течение двадцати лет Патриарху Иакову довелось
работать у родственника в Харране (Быт. 31:41). Это подразумевает изучение:
обычаев, технологий, наречия и культуры аборигенов. Израиль родился приблизительно
в 1670 году до современной эры (Приложение 1). Означенная дата принадлежит
старовавилонскому периоду месопотамской истории [42].
К интервалу жизни Патриарха Иакова уже высекли на камне Кодекс царя
Хаммурапи, датируемый серединой восемнадцатого века до современной эры [43].
Авторы двуречья начертали множество деловых, теологических и художественных
творений на аккадском и шумерском языке [44].
С некоторыми из них Израиль, похоже, познакомился, проживая в северной части
Междуречья (Быт. 28:2,5-7, 31:18, 33:18).
Для эффективного ведения хозяйства Патриарх Иаков
нуждался в грамотности. Учет животных и материальных ценностей, заключение
контрактов понуждало главу клана уметь обращаться с пером. В царствах Шумера и
Аккада документы подписывались специальными цилиндрическими печатями, на
которых наносились рисунки, пиктограммы и текст с прозванием владельца.
Подобный личный штемпель для визирования договоров имелся у Иуды, четвертого
сына Израиля (Быт. 38:18,25). Надо полагать, что он тоже пользовался указанным
идентификатором. Предположительно, им владел Авраам, происходивший из
шумерского Ура (Быт. 11:28,31, 15:7). При раскопках поселения обнаружены
всевозможные печати и оттиски. Датировка названных артефактов начинается с
раннединастического периода или примерно с 2900 года до современной эры [45].
Цилиндрический штамп стал фирменным знаком Месопотамии. Традицию его
употребления в деловом обороте переняли жители Анатолии, Египта, Кипра и Греции [46].
Грамотность позволяла недвусмысленно зафиксировать
суть сделки, «освежать» нюансы договоров, вести деловые записи и
идентифицировать контрагентов. Старейшие надписи на древнем иврите датируют
концом 11-го – началом 10-го века до современной эры [47].
После 2000
года до современной эры, вплоть до 9-го века до современной эры аккадский
являлся единственным официальным языком Вавилонии и Ассирии [48]. Патриарх Иаков
если читал, то по-аккадски. Гипотетически аккадскую письменность понимал и дед
Израиля Авраам, рожденный в Уре Халдейском (Быт. 11:28,31, 15:7). Кажется
разумным, что он обучил грамоте сына Исаака и так передал важный навык
потомкам.
Патриарх Иаков обладал познаниями и в
медико-биологических науках. Труд пастыря предполагает знакомство с анатомией
скота. При убое и разделке туш неизбежно постигается внутреннее строение
подопечных. В Первой книги Моисеевой говорится,
что для приготовления к трапезе на горе Галаад «заколол Иаков жертву» (Быт.
31:54). Так резчик познавал нормальную морфологию млекопитающих. Патологическая
анатомия животных изучалась при осмотре «растерзанных» хищниками тел (Быт.
31:39). От пытливого ума не скрылась нормальная физиология зачатия и рождения
домашних копытных (Быт. 31:8,10). Израиль имел представление о спонтанном
прерывании беременности овец и коз, а также женском бесплодии и осложнениях родов
людей (Быт. 29:31, 31:38, 35:16). Консультантом в ряде случаев выступала
акушерка, шедшая с караваном (Быт. 35:17).
Приведенные сведения указывают: у Патриарха Иакова
присутствовало ясное понимание анатомии и физиологии млекопитающих. Это
помогало успешно выращивать скот (Быт. 30:29-30). Благодаря навыкам
селекционной работы получался приплод задуманной масти (Быт. 30:41-43).
Окружающие завидовали профессиональным успехам (Быт. 31:1-2,4-5). Даже старший
родственник не ведал закономерности наследования внешних признаков домашних
животных (Быт. 30:31-34). Следовательно, знания Израиля эксклюзивны. Они
накоплены за 37 лет, что превышает «возраст Христа» – врача-философа Иисуса
Назорея (Марк 10:47; Лука 3:23, 18:37; Иоанн 18:5,7, 19:19).
Патриарх Иаков – неординарный, явно прогрессивный
персонаж эпохи бронзы, не был слепо религиозен. В его поступках просматривается
рациональность, эпизодически лукавство, а иногда научный подход. Ночная схватка
у потока Иавок, безусловно, пересказ сновидения обычного человека, но
исключительно проницательного и художественно одаренного. Маловероятно, что
описанная самобытная личность целиком плод фантазии беллетриста. Если мы
ошибаемся, то сказанное выше в адрес Израиля относится к особенностям
сочинителей прототипа книги Бытие.
Примечания к тексту
[1] Уолтон ДХ, Мэтьюз ВХ, Чавалес МУ. Библейский
культурно-исторический комментарий. В 2-х частях. Часть 1 Ветхий Завет. Перевод
с англ. Т.Г. Батухтиной, А.П. Платуновой. Санкт-Петербург: Мирт, 2003.
[2]
Шмидт Р, Тевс Г (Ред). Физиология
человека. Перевод с английского. В 3-х томах, Т.1. Москва: Мир, 1996.
[3] Chokroverty S. 100 questions &
answers about sleep and sleep disorders. Boston [etc]: Jones & Bartlett
Publishers, 2007.
[4] Arzy S, Idel M, Landis T, Blanke O.
Why revelations have occured on mountains? Linking mystical experiences and cognitive
neuroscience. Med Hypotheses. 2005;65:841-5.
[5] Whinnery JE, Whinnery AM.
Acceleration-induced loss of consciousness: a review of 500 episodes. Archives
of Neurology. 1990;47(7)764-76.
[6] Manirafasha A, Umuhire OF, Muragizi
J, Rosenberg N, Cattermole NG. The utilization of procedural sedation and
analgesia at the University Teaching Hospital of Kigali, Rwanda. Rwanda Medical
Journal. 2021;78(4)27-31.
[7] Morse ML, Venecia
D, Milstein J. Near-death experiences: a neurophysiological explanatory model.
J Near Death Stud. 1989;8:45-53.
[8] Mosso A. Fatigue.
London, New York: S. Sonnenschein, G. P. Putnam's Sons, 1906.
Mullaney DJ, Kripke DF, Fleck
PA, Johnson LC. Sleep loss and nap effects on sustained continuous performance.
Psychophysiology. 1983;20(6)643-51.
Beyerstein BL. Visions and
hallucinations. In: Stein G (Ed). Encyclopedia of the Paranormal. Buffalo:
Prometheus Book, 1996;1-17.
Chaudhury S. Hallucinations:
Clinical aspects and management. Industrial psychiatry journal. 2010;19(1)5-12.
Tanaka K, Wada‐Isoe K,
Yamamoto M, Tagashira S, Tajiri Y, Nakashita S, Nakashima K. Clinical
evaluation of fatigue in Japanese patients with Parkinson's disease. Brain and
behavior. 2014;4(5)643-9.
[9] Mallick BN, Pandi-Perumal SR,
McCarley RW, Morrison AR. Rapid eye movement sleep: regulation and function.
Cambridge, New York: Cambridge University Press, 2011.
[10] 2022LeviR. Dreams, thesleepdoctor.com.
[11] Фрейд З. Толкование сновидений. Пер. с нем. М.К.
Москва: Современные проблемы, 1913.
Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. Пер. с нем. М.В. Вульфа.
Т.1. Москва: Государственное издательство, 1922.
[12]
Манн Т. Иосиф и его братья. Москва: Правда, 1991.
[13]
Козырев ФН. Искушение и победа святого Иова, Поединок Иакова. Москва: Дом
надежды, 2005.
[14]
Броер М, Йосифон Д. Пять книг Торы. Йырушалаим. Русс. перевод Д. Йосифона:
Мосад арав Кук, 5738 [1978].
[15] Tur HaArokh. Genesis 32:33:1,
sefaria.org.
[16]
Герц Й. Пятикнижие и гафтарот. Ивритский текст с русским переводом и
классическим комментарием «Сончино». Москва, Иерусалим: Гешарим, 1999 (5759).
[17]
Вейсман М. Мидраш рассказывает. Берешит. Иерусалим: Швут Ами, 1997.
[18]
Ефрем Сирин. Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина. Издание
четвертое. Часть шестая. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901.
[19]
Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа
Константинопольского, в русском переводе; Т. 4, Кн. 2. Санкт-Петербург:
Санкт-Петербургская духовная академия, 1898.
[20]
Шеридан М (Ред). Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII
веков. Ветхий Завет. Том II: Книга Бытия 12-50 (научное издание). Перевод с
английского, греческого, латинского, сирийского. Редактор русского издания Ю.Н.
Варзонин и С.С. Козин. Тверь: Герменевтика, 2005.
[21]
Творенiя святого Кирилла Александрiйского. Часть четвертая: ΓΛΑΦΥΡΑ, или
искусные объясненiя избранных мест из книги Бытiя. Москва: Типографiя М. Г.
Волчанинова, 1886.
[22]
Блаженный Феодорит Кирский. Т. 1. Изъяснение трудных мест Божественного
Писания. Москва: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003.
[23]
Святитель Филарет (Дроздов) Толкование на книгу Бытия. Испытание мудростью.
Вып. 10. Москва: Лепта-Пресс, 2004. (репринт 1867).
[24] Лопухин АП (Ред). Толковая Библия, или Комментарии на
все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета: в 7 т. издание 4-е. Москва: Дар,
2009.
[25]
Лейбович Н. Новые исследования книги Берейшит в
свете классических комментариев. Перевод с иврита. Иерусалим: Амана, 1997.
[26] Щедровицкий Д.В. Введение в Ветхий Завет. Пятикнижие
Моисеево: Т.1. Книга Бытия. Москва: Теревинф, 2003.
Тора.
Книга Берешит. Коментарий Ш.Р. Гирша. Иерусалим: Швут Ами, 1993.
[27]
Джеске Д. Бытие. Ранняя история милостивого отношения Бога к человечеству. Duncanville: World Wide Printing,
1999.
[28] Bruno LC. Math and mathematicians:
the history of math discoveries around the world. Vol.1. Detroit [etc]: UXL,
[1999].
[29] Krippner S, Hughes
W. Dreams and human potential. Journal of Humanistic Psychology.
1970;10(1)1-20.
[30] Nicholls H. Dreamscapes. Nature.
2008;451(129).
[31] Draper TWM. The Bemis History and
Genealogy: Being an Account, in Greater Part of the Descendants of Joseph
Bemis, of Watertown, Mass.... San Francisco: Stanley-Taylor Company, 1900.
[32] Rocke AJ. Image and Reality:
Kekulé, Kopp, and the Scientific Imagination. University of Chicago Press,
2010.
[33] Strathern P. Mendeleyev's dream:
the quest for the elements. Нью-Йорк: St.
Martins Press, 2001.
[34] Krippner S, Hughes
W. Dreams and human potential. Journal of Humanistic Psychology. 1970;10(1)1-20.
[35] Parker BR. Einstein’s Dream: The
search for a unified theory of the universe. Springer Science & Business
Media, 2013.
[36] Krippner S, Hughes
W. Dreams and human potential. Journal of Humanistic Psychology.
1970;10(1)1-20.
[37] Kehoe J. Mind power into the 21st
century. Sterling Publishers Pvt. Ltd. 2005.
[38] Loewi O. From the workshop of
discoveries. Lawrence: University of Kansas Press, 1953.
[39]
Даль ВИ. Толковый словарь живаго великорускаго языка. Томъ второй. И — О. Санкт
Петербург, Москва: Тип. М.О. Вольфа, 1881.
[40]
Фридман Р. Как создавалась Библия. Пер. с англ. Г. Ястребова. Москва: Эксмо,
2011.
[41] Вайман АА, Струве ВВ (Ред). Шумеро-вавилонская
математика III-I тысячелетия до нашей эры. Москва: Издательство «Восточная
литература». 1961.
Козырева НВ, Якобсон ВА. История древнего мира. Под ред. И.М.
Дьяконова. Москва: Наука, 1983.
[42]
Козырева НВ, Якобсон ВА. История древнего мира. Под ред. И.М. Дьяконова. Москва:
Наука, 1983.
[43] Handcock PSP. The cod of Hammurabi.
London, New York: Sociaety for promoting Christian knowledge, The Macmillan
company, 1920.
[44] Азимов А. Ближний восток. История десяти тысячелетий.
Пер. с англ. Б.Э. Верпаховского. Москва: Центрполиграф, 2002.
Белицкий М. Шумеры. Забытый мир. Москва: Вече, 2000.
Вулли Л. Ур халдеев. Москва: Издательство восточной литературы, 1961
Дьяконов ИМ. Эпос о Гильгамеше. Пер. с аккадского. Москва, Ленинград:
Издательство Академии Наук СССР, 1961.
Крамер С. История начинается в Шумере. Москва: Наука, 1965.
Крамер С. Шумеры. Первая цивилизация на Земле. Москва: Центрполиграф,
2002.
[45]
Вулли Л. Ур халдеев. Москва: Издательство восточной литературы, 1961.
[46] Крамер С. Шумеры. Первая цивилизация на Земле.
Москва: Центрполиграф, 2002.
[47] Misgav
H, Garfinkel Y, Ganor S. The Ostracon.
In
Khirbet Qeiyafa. Vol. 1: Excavation Report 2007–2008, pp.243–257. Jerusalem:
Israel Exploration Society, 2009.
Garfinkel Y, Golub MR, Misgav
H, Ganor S. The Eshbaal Inscription. In Khirbet Qeiyafa. Vol. 4. Jerusalem:
Israel Exploration Society, 2018.
[48] Потапов В. Краткий лингвистический справочник. Языки и письменность. Москва: Фонд развития фундаментальных лингвистических исследований, 2014.
««назад || СОДЕРЖАНИЕ КНИГИ || вперед»»
Автор:
Архипов С.В. – кандидат медицинских наук, врач-хирург, травматолог-ортопед.
Цитирование:
Архипов С.В. Девятый месяц, одиннадцатый день: Рассуждение о XXXII главе книги Бытие; 2-е изд., перераб. и доп. Йоэнсуу: Издание Автора, 2024.
Приобретение:
PDF версия размещена на платформах Google Play и Google Books.
Ключевые слова
ligamentum capitis femoris, ligamentum teres, связка головки бедра, история, первый пациент, симптомы, травма, повреждение, синонимы