Глава 3 монографии «Девятый месяц, одиннадцатый день» посвященной древнейшему упоминанию травмы ligamentum capitis femoris (LCF) и судьбе первого пациента с данной патологией. Ниже размещена дополненная интерактивная версия.
Глава 3
ЖИТИЕ ПАТРИАРХА ИАКОВА
Центральный персонаж тридцать второй главы книги Бытие – Иаков (Я‘аков, Якоб). Он входит
в когорту особо почитаемых героев Библии наряду с отцом Исааком и дедом Авраамом.
Согласно нашему первоисточнику, Патриарх Иаков прожил 147 лет (Быт. 47:28), но годы
рождения и смерти не указываются. Древнейшее литературное произведение, датирующее его явление на свет и кончину – это Книга Юбилеев, написанная между 153 и 105 годом до современной
эры. По данному письменному памятнику Патриарх Иаков, урожденный в 2046 году от
сотворения мира, почил в 2188 году от сотворения мира [1].
В пересчете на григорианское летоисчисление даты соответствуют приблизительно
1714 и 1572 году до современной эры. Отдельные
авторы полагали, что он появился в 1954 году до современной эры, а умер в 1807
году до современной эры [2]. Согласно
рациональной датировке библейских эпизодов, Патриарх Иаков родился примерно в 1670 году до современной эры, а скончался
около 1583 года до современной эры, но скорее ранее [3]. По легенде, скорбное событие зарегистрировано через семнадцать лет после
переселения клана в Египет (Быт. 47:28). Думается, миграция
состоялась в 1600 году до современной эры (Приложение1).
Бенджамин Уэст – Исав и Иаков представлены Исааку (1738-1820); оригинал в коллекции wikipedia.org (CC0 – общественное достояние, коррекция цветопередачи). |
Как явствует из Библии, родина Патриарха Иакова
находилась при «Беэр-лахай-рои», в местности, где кочевала семья (Быт. 24:62,
25:11). Перевод Первой книги Моисеевой, выполненный непосредственно с
иврита, поясняет: упомянутый топоним есть колодец «в земле Нэгэв» (Быр. 16:14,
24:62) [4].
В свою очередь, Негев – пустыня на юге современного государства Израиль в
приграничье с Египтом. Младенчество Патриарха Иакова пришлось на царствование в
Месопотамии внука Хаммурапи Амми-дитаны, занимавшего престол с 1683 по 1647 год
до современной эры [5]. В
Египте мог править фараон Ментуемзаф, точный период деятельности которого не
определен. До него властвовал Айя с 1707 по 1690 год до современной эры, а
после – Дедумос Второй ориентировочно с 1640 года до современной эры [6].
Крайние годы Патриарх Иаков провел на севере Египта, «в земле Гесем» (Быт.
46:28, 47:27). В это время дельта Нила управлялась, видимо, фараоном-гиксосом
Апофисом из пятнадцатой династии, восседавшим на троне с 1585 по 1553 год до
современной эры. Его единовременником являлся владыка Верхнего Египта Иниотеф
Седьмой [7]. В конце долгоденствия Патриарха Иакова в междуречье Тигра
и Евфрата царствовал Самсу-дитана с 1625 по 1595 год до современной эры, а затем возвысился
Илиман [8]. Уточнение
имен правителей позволяет представить быт, уровень развития наук, технологий и
искусств, временного интервала обсуждаемых обстоятельств.
Федор Петров (1868/70-1903/4) – пример проявлений врожденного гипертрихоза; оригинал в коллекции wikimedia.org (CC0 – общественное достояние, без изменений). |
В Библии достаточно четко, как во врачебной
карте, изложены нюансы рождения Патриарха Иакова и его старшего брата Исава
(Быт. 25:22-26). Анализируя текст с позиции нынешней
медицины, мы понимаем: они гетерозиготные близнецы. Их мать Ревекка, жена и
одновременно двоюродная сестра Исаака (Быт. 24:15, 25:24). Как сообщает книга Бытие:
на дату родов, отец «был шестидесяти лет» (Быт. 25:26). С нашей точки зрения, ему
исполнилось не свыше 35 лет, а супруге несколько меньше. Последнее заключение делается
на основании того, что первое упоминание о Ревекке приходится на отрочество
Исаака (Быт. 22:5,23).
Беременность протекала как минимум беспокойно:
«Сыновья в утробе ее стали биться» (Быт. 25:22). Возможно, посредством внешнего
осмотра, пальпации и выслушивания, кем-то установлено: Ревекка вынашивает
двойню (Быт. 25:23). Означенная акушерская ситуация влечет за собой комплекс
проблем для матери и близнецов. При многоплодной беременности в 5-10 раз чаще
отмечается неправильное положение плодов, а
в 4-8% случаев преждевременно «выпадают» их руки и ноги [9].
Подобное осложнение родового акта фигурирует
в первоисточнике: вышел в Мир Иаков «…держась
рукою своею за пяту Исава» (Быт. 25:26).
Джеймс Тиссо – Похлебка (1896-1902); оригинал в коллекции wikimedia.org (CC0 – общественное достояние, коррекция цветопередачи). |
Из описания внешности первого младенца (Быт. 25:25,
27:11,23) следует: у него имелись проявления врожденного гипертрихоза. То есть
избыточный рост волос необычных локализаций [10].
Названный симптом наблюдается при редких наследственных
синдромах, обуславливающих нарушение развития волосяного фолликула [11].
Опираясь на текст, допустимо предположить у Исава врожденный ланугинозный либо
врожденный генерализованный гипертрихоз [12].
В книге Бытие приведено второе в истории медицины описание указанной
аномалии. Самое раннее литературное свидетельство об этой патологии содержит Эпос
о Гильгамеше, сложенный в 18-17 веке до современной эры [13].
В нем богатырь Энкиду характеризуется следующими фразами: «Шерстью покрыто все
его тело, / Подобно женщине, волосы носит, / Пряди волос, как хлеба густые» [14].
Говерт Флинк – Исаак благословляет Иакова (1638); оригинал в коллекции wikimedia.org (CC0 – общественное достояние, коррекция цветопередачи). |
Каких-либо генетических дефектов у другого ветхозаветного
близнеца не отмечено. Вместе с тем Патриарх Иаков с высокой вероятностью
получил родовую травму. Выпадающая в момент рождения рука ребенка прижимается
головой к внутренней стенке родового канала, что часто приводит к перелому
плечевой кости [15].
Иногда ломается ключица, обычно при акушерском вмешательстве [16].
О вспоможении повитухой Ревекке не сообщается, что говорит в пользу нарушения
целостности плечевой кости Иакова. Дислокация руки может стать причиной
повреждения у младенца мышц шеи, нервов плечевого сплетения, с последующим
параличом и деформацией верхней конечности [17].
Обсуждаемый случай в родах способен спровоцировать и травму головы ребенка. Она
ущемляется между вытянутой вперед рукой и жесткими структурами таза роженицы.
Если ломается длинная кость скелета конечности, то равновероятно растрескивание
или значимая упругая деформация хрящей черепа новорожденного. Причем неизбежно кратковременное
сдавление мозга, а в ряде случаев внутримозговое кровоизлияние и образование гематомы.
Это предпосылка к комплексу неврологических патологий, известных как детский
церебральный паралич.
Джузепе де Рибера – Сон Иакова (1639); оригинал в коллекции wikimedia.org (CC0 – общественное достояние, коррекция цветопередачи). |
Близнецы выросли, «…и стал Исав искусным в
звероловстве, человеком полей, а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах» (Быт. 25:27). Стихи Священного
Писания опять напоминают месопотамский Эпос о Гильгамеше, где
товарищ главного героя Энкиду, также с проявлениями гипертрихоза
охарактеризован: «ловец-охотник» [18].
Библейские братья различались и визуально, и темпераментами. Исав с язвительным
прозвищем «Едом» (Быт. 25:30) – порывистый (Быт. 27:41), сильный и смелый (Быр.
25:27, 27:2-3), но в то же время чуткий и ранимый (Быт. 27:34,38, 33:4),
добродушный и нестяжательный (Быт. 25:31-33), трудолюбивый (Быт. 36:6-7). По Первой
книге Моисеевой, он – предок Идумеев (Быт. 36:43). Несмотря на сложную
судьбу, эта своеобычная личность не свершила ни одного
неблаговидного поступка. К сожалению, Исав оказался обделен вниманием
матери, любившей другого сына (Быт. 25:28). Отец, единственный из родичей, кто его
привечал (Быт. 25:28). Не исключено, поэтому после смерти родителя, тот уходит
в горную страну «Сеир» (Быт. 36:6-8).
Бартоломе Мурильо – Встреча Иакова и Рахили у колодца (1660); оригинал в коллекции wikimedia.org (CC0 – общественное достояние, коррекция цветопередачи). |
Патриарх Иаков определяется одним красноречивым
эпитетом – «кроткий» (Быт. 25:27). Понятие означает: «тихий, скромный,
смиренный, любящий, снисходительный; не вспыльчивый, негневливый, многотерпеливый» [19].
Наш герой напоминает привлекательный образ Бату из древнеегипетской Повести
о двух братьях [20].
Невзирая на предполагаемые родовые повреждения, Патриарх Иаков обладал
значительной физической силой. Он без посторонней помощи смещал камни, закрывающие
устье колодцев (Быт. 29:10), и поднимал скальные обломки (Быт. 31:45).
Из повествования явствует: Исав и Иаков – мирные
положительные персонажи. Близнецы воспринимаются реинкарнацией месопотамских
друзей: полубога Гильгамеша и силача Энкиду [21],
а также братьев: пастуха Бату и землевладельца Анупу по сказке долины Нила [22].
Приведенные аналогии склоняют мнение в пользу выдуманного внешнего облика
Исава. Писатель трансформировал
действующих
лиц из классической литературы
Двуречья и Египта. Они, узнаваемые на территории Плодородного
полумесяца, вызывали положительные эмоции и доверие.
Юлиус Шнорр фон Карольсфельд – Иаков работает на Лавана (1851-1860); оригинал в коллекции wikimedia.org (CC0 – общественное достояние, осветление). |
Описание гипертрихоза у собрата Патриарха Иакова не
соответствовало действительности. Нам понятно: писатель являлся образованной
личностью, знал мифы двух древних цивилизаций. Кроме прочего, в творении он описывает
редкое акушерское осложнение многоплодной беременности. Изложение в сочинении
деталей приобретенной и врожденной патологии указывает на вклад врача. Сопричастность
медика к возникновению книги Бытие заметна в
повествовании о хирургических операциях, травмах и заболеваниях.
Гвидо Каньяччи – Иаков, очищающий прутья (ок. 1650); оригинал в коллекции wikimedia.org (CC0 – общественное достояние, коррекция цветопередачи). |
Между библейскими близнецами случались конфликты, что следует
расценивать как поучительный жизненный опыт. В юности Патриарх Иаков, пользуясь
голодом и усталостью, за пищу выменял у Исава право первородства (Быт. 25:31).
Позднее, по наставлению матери, он обманывает слепого отца (Быт. 27:1), получая
благословение, предназначавшееся старшему брату (Быт. 27:35). Перечисленное
вызвало естественный гнев Исава, который «в сердце своем» поклялся погубить
обидчика (Быт. 27:41). Об этих мыслях нельзя
судить строго, даже отец желал ему свергнуть первенца
(Быт. 27:40). Страх
расплаты за содеянное понуждает Патриарха Иакова укрыться в Харране у брата
матери Лавана (Быт. 27:42-43, 28:1-2). По нашему мнению, к тому моменту беглецу
минуло 17 лет, а Исааку не было 50. Наиболее
вероятно, что нарушение зрения отца (Быт. 27:1) вызвали осложнения трахомы. До настоящего времени болезнь остается основной
инфекционной причиной слепоты [23].
В бронзовом веке при отсутствии антибиотиков недуг не могли излечить и эскулапы.
Патриарх Иаков отправляется в Харран из Вирсавии, что в земле Ханаанской (Быт. 28:1,10). В переводе
первоисточника с иврита он вышел из Быэйр-Шевы (Быр. 28:10). Сегодняшняя Беэр-Шева распростерлась
на юге Израиля, в северной части пустыни Негев. По преданию, тут развивались
события ранней жизни Патриарха Иакова. Харран (Harran) – ныне районный центр
провинции Шанлыурфа Турецкой Республики. На спутниковых фотографиях окружающая его
долина выглядит зеленым оазисом почти прямоугольной конфигурации. Местное население
до сих пор успешно занимается сельским хозяйством. Город процветал на перекрестке
караванных путей, а в начале второго тысячелетия до современной эры являлся
аванпостом купцов Ура [24].
Виллем ван Ньюлант – Иаков возвращается в Ханаан (1611); оригинал в коллекции wikimedia.org (CC0 – общественное достояние, коррекция цветопередачи). |
По дороге в Харран Патриарх Иаков зрит мистический сон близ Вефиля, что также назывался Луз (Быт. 28:5-19). Предположительно населенный пункт располагался на месте существующей
деревни Бейтин. Между 2000-1500 годом до современной эры селение имело стену и
ворота [25].
Согласно нашей реконструкции, путник приближается к ограде
поздно вечером. Вход закрыли. Приходится заночевать под открытым небом. Таинственное
сновидение Патриарха Иакова стало следствием сочетания усталости, богатого внутреннего
мира и эпизода гипоксии. Собираясь спать, он наскоро сооружает лежанку, помещая
в изголовье камень (Быт. 28:11). Во время глубокого сна с естественным
расслаблением мышц происходит избыточный изгиб шеи. Затрудняется прохождение
воздуха по дыхательным путям и недостаточно насыщается кислородом кровь. Это способно
вызвать яркие, динамичные грёзы [26].
Они, как правило, наблюдаются в фазу «быстрого сна», которая также именуется
«сном с быстрым движением глаз» [27].
Означенные видения варьируют от нормальных и заурядных, до причудливых и
совершенно сюрреалистичных, а воспоминания о них сохраняются, когда спящего
будят ближе к утру [28].
С позиции медицины подобное произошло с Патриархом Иаковом у Вефиля. Ему
привиделась лестница, по которой движутся Ангелы, и «Господь стоит на ней», обещая дать во
владение землю отцов (Быт. 28:12-13). Содержание мистерии показывает: уход из
дома оказался болезнен, и уже тогда зародилась идея о возвращении в Ханаан из
только начавшегося странствия (Быт. 28:21). Обсуждаемая сверхъестественность в пересказе
сна – домысел комментаторов без врачебного
образования.
Бартоломе Мурильо – Лаван ищет украденных домашних богов (1665-1670); оригинал в коллекции wikimedia.org (CC0 – общественное достояние, коррекция цветопередачи). |
Патриарх Иаков достигает Харрана, мы полагаем, в 1653 году до современной эры. Как и положено в
лирической пьесе, он сразу встречает любовь – младшую дочь Лавана (Быт. 29:10). Из повествования явствует: у юных особ «с первого взгляда» возникает взаимная
симпатия (Быт. 29:11-12). За право жениться на Рахили молодой человек
нанимается к ее отцу в качестве пастуха (Быт. 29:18-20). Разворачивающийся сюжет
стоит в одном ряду с трагедией Уильяма Шекспира Ромео и Джульетта.
Библейская версия не менее увлекательна и даже больше наполнена драматическими
эпизодами. Как и обещано, через семь лет Лаван играет свадьбу (Быт. 29:22). При
этом будущий тесть «проворачивает» махинацию, отдавая
в жены обеих дочерей и добивается продления контракта на семь лет (Быт. 29:26-27).
Старшая двоюродная сестра Лия страдала заболеванием глаз (Быт. 29:17). Наверно,
подразумевается хроническая инфекция – трахома либо близорукость высокой
степени. Недуг осложнял замужество, что естественно печалило отца (Быт. 29:26).
Желание
обустроить будущность дочери стало причиной плутовства
Лавана по окончании пира (Быт. 29:23). Празднество нами датировано 1646 годом до современной эры. По нашим
вычислениям жениху исполнилось 24 года, Рахили – 16-17 лет, а Лии на год или
два больше.
Франческо Айес – Встреча Исава и Иакова (1844); оригинал в коллекции wikimedia.org (CC0 – общественное достояние, коррекция цветопередачи). |
После завершения дополнительного семилетнего периода в Харране Патриарх Иаков вознамерился вернуться на родину (Быт. 30:25). План возникает в 1639 году до современной эры, сразу после рождения сына Иосифа (Быт. 30:23-24). Дабы удержать высокопрофессионального пастуха, Лаван соглашается на новый трудовой договор (Быт. 30:34) уже на условиях работника. Патриарх Иаков берется продолжать пасти стада тестя за плату вновь родившимися животными определенной масти (Быт. 30:31-33). Далее в книге Бытие приводится старейшее письменное свидетельство селекционной работы: «И отделял Иаков ягнят и ставил скот лицем к пестрому и всему черному скоту Лаванову; и держал свои стада особо и не ставил их вместе со скотом Лавана» (Быт. 30:40). Пастырь средь подопечных выделяет группы со схожим экстерьером, способствует размножению одним, а другим препятствует. Эффект стратегии не заставил себя ждать: «...сделался этот человек весьма, весьма богатым, и было у него множество мелкого скота» (Быт. 30:43). Секрет ветхозаветный селекционер объясняет лукаво: по наущению Бога (Быт. 31:7-9) подкладывал питомцам в корыта «прутья с нарезкою» (Быт. 30:38). Наблюдательный мудрец интуитивно постиг законы генетики на 3500 лет раньше Георга Менделя [29].
Дэвид Робертс – Колодец Иакова, Сихеме (1839); оригинал в коллекции wikimedia.org (CC0 – общественное достояние, коррекция цветопередачи). |
За двадцать лет обитания в Харране (Быт. 31:41) у Патриарха
Иакова появляется одиннадцать сыновей (Быт. 32:22) и дочь Дина (Быт. 30:21). Глава
рода собрал крупное, разнообразное поголовье и купил «рабов» (Быт. 30:43). Эффективная животноводческая
деятельность вызывала зависть двоюродных братьев – детей Лавана (Быт. 31:1). Опасаясь
притеснений (Быт. 31:2,5), Патриарх Иаков тайно уходит на родину «со всем, что
у него было» (Быт. 31:21). Мыслиться, покидая Харран в 1633 году до современной эры он достиг приблизительно 37 лет. Средняя продолжительность жизни в середине бронзового
века составляла 34.7 лет [30].
Соответственно, по меркам того времени Патриарх Иаков – «пожилой» отец
семейства. К моменту выхода из Северной Месопотамии его старшему сыну Рувиму минуло
12 лет, а младшему Иосифу – 6 лет (Быт. 29:32, 30:24).
Густав Фердинанд Мец – Смерть Рахили после рождения Вениамина (ок. 1847); оригинал в коллекции wikimedia.org (CC0 – общественное достояние, коррекция цветопередачи). |
Согласно Первой книге Моисеевой, через трое суток об уходе зятя узнаёт Лаван и со
сродниками бросается в погоню (Быт. 31:22-23). Преследование обусловило то, что
Патриарх Иаков не известил о разрыве договора, увел дочерей и детей (Быт.
31:26-28). Количество потенциальных тружеников в хозяйстве существенно
уменьшилось. К тому же обнаружилась пропажа домашних идолов (Быт. 31:30),
которых похитила Рахиль (Быт. 31:19). Погоня настигает путников через семь дней
на загадочной «горе Галаад» (Быт. 31:23). Здесь учиняется безрезультатный обыск
шатров, принадлежащих Патриарху Иакову. Несмотря на смертельную угрозу, проявляется
самообладание и остроумие Рахили (Быт. 31:31-35). Позже из эмоционального разговора родственников мы узнаем подробности
опасного труда животновода и ключевые сведения об интервалах времени пребывания семейства в Харране (Быт. 31:36-43).
В итоге разногласия улаживаются, и Патриарх Иаков с тестем заключают перемирие
(Быт. 31:44). Для увековечивания соглашения сооружается холм из камней (Быт.
31:45-46). Памятник именовался противоборствующими
сторонами:
«Иегар-Сагадуфа», «Галаад», а также «Мицпа» (Быт. 31:47-49). Напряженный день
завершился совместной трапезой (Быт. 31:54).
Следующим утром караван переселенцев трогается в путь (Быт. 31:55, 32:1). Вскорости Патриарх Иаков достигает необычного места, названного «Маханаим», где «встретили его Ангелы Божии» (Быт. 32:1-2). Кочуя еще какой-то срок, он решает примириться с Исавом и направляет парламентеров в «землю Сеир, область Едом» (Быт. 32:3). Получив известие, брат выдвигается на встречу с войском в «четыреста человек» (Быт. 32:6). Памятуя угрозу расправы (Быт. 27:41), Патриарх Иаков «испугался и смутился» (Быт. 32:6-7). Пред лицом нависшей опасности им разделяется имущество в надежде на сохранение части нажитого (Быт. 32:7-8) для тех, кто спасется от смерти.
Джованни Мария Боттала – Иосиф, проданный его братьями (1636-1642); оригинал в коллекции wikimedia.org (CC0 – общественное достояние, коррекция цветопередачи). |
Ниже мы читаем сокровенную молитву с поэтичными словами:
«Недостоин я всех милостей и всех благодеяний, которые Ты сотворил…» (Быт.
32:9-12). С целью заглаживания вины и умягчения сердца Исава Патриарх Иаков
высылает впереди себя дары (Быт. 32:13-15). По нашим подсчетам, «контрибуцию» составили
580 животных пяти одомашненных видов – примерно
четверть имевшегося поголовья. Затем под покровом ночи семейство переправляется через реку
Иавок (Быт. 32:22-23). Форсировав водную преграду, Патриарх Иаков один на один
борется с неведомой силой, получая в схватке повреждение тазобедренного сустава
(Быт. 32:24-25). Из последующей беседы с таинственной личностью явствует: соперником
выступил сам Бог (Быт. 32:28). Победитель сражения обретает пред рассветом благословение
и второе прозвище – Израиль (Быт. 32:28). Утром нового дня, хромая «на бедро
свое» (Быт. 32:31), он смело идет
навстречу армии Исава и смиренно просит прощения (Быт. 33:3).
Стефан Бакалович – Иаков узнаёт одежду сына своего Иосифа, проданного братьями в Египет (1880); оригинал в коллекции wikimedia.org (CC0 – общественное достояние, коррекция цветопередачи). |
Далее Патриарх Иаков останавливается в местности «Сокхоф», где
строит дом и возводит шалаши для скота (Быт. 33:17). Отсюда клан направляется в
«Сихем». Там покупается участок поля и сооружается жертвенник (Быт. 33:18-20).
Сихем ныне Наблус между 1650-1550 годом
до современной эры представлял собой зажиточный городской центр со стеной [31].
По книге Бытие, сын сихемского правителя обесчестил дочь Патриарха
Иакова Дину (Быт. 34:1-2). Из мести ее братья Симеон и Левий убивают мужчин
поселения, а остальные грабят домохозяйства, порабощают женщин и детей (Быт.
34:25-29). Согласно археологическим изысканиям, в 1650-1550 годах до современной
эры городище трижды превращается в развалины [32].
Нам думается, старшему брату Дины Рувиму миновало 19 лет, а Симеону и Левию,
наверное, 18 и 17 соответственно (Быт. 29:32-34). Отсюда невероятна вменяемая
двум молодым людям резня в Сихеме – это
художественный вымысел. Более того, наличие городской ограды подразумевает
готовность жителей к обороне и присутствие ратников.
По преданию, в населенном пункте, далеком от центров
цивилизаций и медицины до «побоища» кем-то производится массовая циркумцизия (Быт.
34:24). Свыше сотни обрезаний крайней плоти за сутки
невозможно выполнить даже бригаде хирургов. Между тем присутствие в Сихеме и одного
профессионала такого профиля кажется сомнительным. Уместно напомнить аналогичную ситуацию, связанную с
Авраамом. Ветхозаветный животновод (Быт. 13:7) единолично в течение дня сделал обрезание
всем мужчинам племени (Быт. 17:23). Но только взрослых работников мужского пола
в доме его, насчитывалось «триста восемнадцать» душ (Быт. 14:14). Приписывание лицам
без специальной подготовки способности совершать врачебные манипуляции,
характерно для народной сказки, а не документальной летописи.
Бюст М. В. Ломоносова (1711-1765); экспонат Музея истории медицины МГМСУ им. А.П. Евдокимова (Москва); фотография автора. |
Убоявшись дальнейшего обострения конфликта, Патриарх Иаков
принимает решение отступить «в Вефиль» (Быт. 35:1). Перед отправкой он изымает
у соплеменников «богов чужих» и закапывает «под дубом, который близ Сихема»
(Быт. 35:2-4). Похоже, с этого момента в племени Патриарха Иакова окончательно
вводится монотеизм. Семья странствует и, по легенде, не заходит в селения, ибо
после устроенной бойни «ужас Божий» пребывал на «окрестных городах» (Быт.
35:5). В дороге погибает Рахиль (Быт.
35:19), скорее от массивной послеродовой кровопотери.
Младенец выжил, принятый акушеркой, и наречен Вениамин (Быт. 35:18). К
сожалению, Первая книга Моисеева не датирует успение. Однако ясно: оно
происходит до того, как Иосифу исполняется 17 лет (Быт. 37:2), то есть прежде
1622 года до современной эры.
Ориентировочно Рахиль скончалась, не дожив до сорокалетнего
возраста. После похорон Патриарх Иаков прибывает «в Мамре, в Кириаф-Арбу, то
есть Хеврон» (Быт. 35:27). При нем умирает Исаак, которого погребают в фамильной
усыпальнице (Быт. 35:29, 49:31). Затем Исав уходит «от лица Иакова» и
поселяется на «горе Сеир» (Быт. 36:6-9). Израиль остается «в земле Ханаанской»
(Быт. 37:1). Тут его отпрыски взрослеют и помогают по хозяйству, выпасая скот
(Быт. 37:2). Отец испытывает особую благосклонность к Иосифу, которого одаривает
разноцветной рубашкой (Быт. 37:3). Древнеегипетские фрески запечатлели подобную
красочную одежду на гиксосах, наносивших визиты фараонам. В тексте наряд поясняется
тем, что юноша был «сын старости» (Быт. 37:3). Причем мы помним: самый младший из
домочадцев – это Вениамин (Быт. 35:18). Иосиф являлся старше на четырнадцать-пятнадцать
лет. Смена картин и смысловые включения позволяют предположить, что не родитель
выделяет отпрыска, а писатель – свое отражение.
Антонио дель Кастильо-и-Сааведра – Триумф Иосифа в Египте (1655); оригинал в коллекции wikimedia.org (CC0 – общественное достояние, коррекция цветопередачи). |
Подобно Патриарху Иакову, Иосиф периодически видит красочные
сны, в которых он возвышается над братьями (Быт. 37:6-10). В том усматриваются
признаки самомнения креативной личности с
художественным восприятием мира. Окружающие возненавидели Иосифа за
привилегии и стремление морально подавить (Быт. 37:4,8,11). Израиль, наблюдая разногласия
сыновей, бранит сновидца (Быт. 37:10-11).
Эгоцентричные высказывания и наушничество Иосифа (Быт.
37:2) обостряют микроклимат в семействе. Однажды он посылается отцом «из долины
Хевронской» в обход по отдаленным пастбищам (Быт. 37:13-14). По нашему
первоисточнику, братья сговариваются убить Иосифа (Быт. 37:18). В районе Сихема,
«в Дофане» (Быт. 37:17), злоумышленники учиняют расправу: срывают с «инспектора»
цветастый наряд и заточают в ров (Быт. 37:23-24). Посовещавшись, лиходеи
продают плененного купцам, следующим в Египет (Быт. 37:25-28). Чтоб скрыть
содеянное, братья пачкают кровью «козла» одежду Иосифа и приносят родителю
(Быт. 37:31-32). Патриарх Иаков, дерзко обманутый детьми, узнаёт о кончине
любимого сына и оплакивает очередную потерю «многие дни» (Быт. 37:33-35).
Гюстав Доре – Иаков переселяется в Египет (1866); оригинал в коллекции wikimedia.org (CC0 – общественное достояние, фрагмент, затемнение). |
В пересказанном фрагменте ощущается неестественность. Иосиф,
ведомый коммерсантами к берегам Нила мимо Хеврона, не пытается договориться о
выкупе. Отец был в состоянии выплатить любую мыслимую сумму, – сверхприбыльная сделка!
Похоже, в действительности «раб» стремился к самореализации в урбанизированном
обществе. До шести лет он прожил в цивилизованной Месопотамии и порядка восьми –
у крупного города. Труд на кочевой ферме тяготил одаренного юношу. Кроме того, его
недолюбливали братья, а тут еще на их сторону перешел отец (Быт. 37:10-11). Отношения
родственников накалялись, а моральная поддержка отсутствовала, так как мать
умерла (Быт. 35:19). Из фамильных легенд
о хождениях деда Авраама (Быт. 12:10,14): Иосиф ведал о культуре Египта и по-юношески
помышлял бежать туда в надежде на обретение радужных перспектив. Нам видится, он
инсценирует собственную гибель, для чего рвет и окровавливает одежду (Быт. 37:31).
Наверное, за плату о страшной находке, как-бы невзначай, сообщает братьям
незнакомец, встреченный недалеко от Сихема (Быт. 37:15-17).
Саломон де Брей – Иосиф принимает своего отца и братьев в Египте (1655); оригинал в коллекции wikimedia.org (CC0 – общественное достояние, коррекция цветопередачи). |
Сценарий явно для
трагической новеллы, где сын не щадит чувства отца. В случае самоочевидного
побега тот хотя бы знал, что отпрыск жив. Творцы книги Бытие
целенаправленно разработали особо бессердечный, увлекательный сюжет. Затронув
струны души, сочинители отвлекают внимание читателя и препятствуют логическому
рассуждению. В соответствие с географией Иудейских гор караван не мог
миновать Хеврон, следуя от Сихема в долину Нила. Имелась вероятность, что
кто-либо из сродников увидит закабаленного Иосифа. Торговцы не упустили бы
возможности получить легкий доход и прослыть благодетелями. Пленник знал
местность досконально, что дозволяло в удобный момент скрыться
в ночи. Риск неудачи коварной задумки исключительно велик. Юношу при очной ставке поддержала бы группа свидетелей
преступления. Суд над братьями ожидался неизбежно жестоким и выгодным
потерпевшему… Здравомыслие подсказывает: обсужденное есть часть художественного
произведения.
Оуэн Джонс – Иаков благословляет фараона (1869); оригинал в коллекции wikimedia.org (CC0 – общественное достояние, коррекция цветопередачи). |
На самом деле
семнадцатилетний Иосиф (Быт. 37:2)
сбежал из дома в поисках лучшей участи. Через тридцать три века аналогичный поступок
совершит российский мульти-гений Михаил Ломоносов (1711-1765). В девятнадцать
лет он три с половиной месяца добирался от Белого моря до Москвы, преодолев
пешком около 1000 км [33],
и слукавил, желая учиться в Славено-греко-латинской академии. Нам
представляется, что аналогичную цель преследовал автор и соавтор исходной
версии Первой книги Моисеевой. Оба вырвались из отеческого рабства к
свету знаний, с риском для жизни шли с караванами, и трудились не покладая рук.
Это, надо думать, сдружило писательский тандем, а история,
запечатленная на папирусе, – микст их судеб.
Джеймс Тиссо – Фараон приветствует Иосифа и его братьев (до 1903); оригинал в коллекции wikimedia.org (CC0 – общественное достояние коррекция цветопередачи). |
Прибыв в Египет с «Мадиамскими» купцами (Быт. 37:25,28), Иосиф нанимается в услужение к «Потифару, царедворцу фараонову, начальнику телохранителей» (Быт. 37:36). По избранной нами хронологии, карьера беглеца стартует в 1622 году до современной эры. Согласно документам и артефактам, в тот период дельта Нила и юг Леванта находились под властью гиксосов – пришельцев из Западной Азии [34]. Указанное поспособствовало успешной адаптации юноши на нильских берегах и подъему по служебной лестнице. Эпизод с обвинением Иосифа в домогательстве – калька с древнеегипетской Повести о двух братьях [35]. Внедренный пассаж развлекает читателя, раскрашивая трудовые будни молодого человека. Спустя тринадцать лет, в тридцатилетнем возрасте (Быт. 41:46), он занимает высочайший административный пост державы (Быт. 41:39-40). Такая практика в отношении чиновников из Западной Азии культивировалась царями-гиксосами [36]. Почти все сыновья Патриарха Иакова появились на юге нынешней Турции. Фактически это выходцы из Азии, рожденные месопотамскими женщинами. Их дети являются гиксосами по древнеегипетской терминологии. Они могли чувствовать себя комфортно под дланью азиатского властителя, достичь высот на службе.
Рембрандта Харменс ван Рейн – Иаков благословляет детей Иосифа (1656); оригинал в коллекции wikimedia.org (CC0 – общественное достояние, коррекция цветопередачи). |
Нам мыслиться, что попутно или изначально Иосиф
проявил себя как прорицатель. Подобные специалисты в Междуречье владели
письменным словом и в деталях знали анатомию животных [37].
Книга Бытие не полностью умалчивает
об этой стороне биографии нашего героя. В частности, он мастерски трактует сновидения
хлебодара, виночерпия и властителя государства (Быт. 40:8, 41:25). Успех на
данном поприще позволял сблизиться провидцу с учеными, жрецами, медиками,
литераторами. Убедительные тирады, полезные знакомства, ширящаяся молва
легковерных и сегодня путь к славе и достатку. Нас не удивляет, что пришелец из
провинции обрел должность премьер-министра (Быт. 41:41). Красноречие и пустые
посулы, выгодные элите, помогают даже занять кресло правителя.
Оуэн Джонс – Похоронная процессия Иакова (1869); оригинал в коллекции wikimedia.org (CC0 – общественное достояние, коррекция цветопередачи). |
В соответствии с прогнозом Иосифа, начинается «голод
по всей земле» (Быт. 41:56). Патриарх Иаков узнаёт, что зерно продается в Египте,
и посылает за ним делегацию (Быт. 42:1-3). Сыновья ходят за
хлебом дважды, каждый раз сталкиваясь с негативным отношением некой важной
персоны. Наконец Иосиф открывает им свою тайну (Быт. 45:4) и через них
призывает в нильскую долину отца, обещая расселить родичей «в земле Гесем» (Быт. 45:9-10). Братья
возвращаются в Хеврон (Быт. 37:14) с известием: «Иосиф жив, и теперь
владычествует над всею землею Египетскою», «…тогда ожил дух Иакова» (Быт.
45:25-27). Отец принимает приглашение, так как предсказано: «голод будет еще
пять лет» (Быт. 45:11).
Если библейский социальный катаклизм действительно обусловили последствия мощного извержения вулкана Санторин, то предугаданный Иосифом срок вполне вероятен. Установлено: попавшие в атмосферу соединения серы парят до пяти лет, а мелкодисперсная пыль – до пятнадцати лет, приводя к похолоданию и депрессии растениеводства [38]. На первом этапе Патриарх Иаков переходит в Вирсавию «со всем, что у него было» (Быт. 46:1). Территория эта южнее Иудейских гор, рядом с пустыней, где некогда заблудилась Агарь с Измаилом (Быт. 21:14). Отсюда сыновья повезли Израиля «…и детей своих, и жен своих на колесницах, которыепослал фараон» (Быт. 46:5). На закате дней Патриарх Иаков обосновывается в египетской земле «Гесем» (Быт. 46:28-29). Предполагается, так именовался северо-восток дельты Нила [39], что «недалеко» от страны [40], где угодья благоприятствовали выпасу скота [41].
Библия Фостера – Иосиф и его братья несут Иакова обратно в землю Ханаанскую (1897); оригинал в коллекции wikimedia.org (CC0 – общественное достояние, без изменений). |
Патриарх Иаков удостаивается аудиенции правителя (Быт. 47:7). После «…поселил Иосиф отца своего и братьев своих, и дал им
владение в земле Египетской, в лучшей части земли, в земле Раамсес» (Быт.
47:11). Патриарх Иаков жил в достатке семнадцать лет, до ста сорока семи,
отпущенных судьбой (Быт. 47:28-29). Вероятно, ослабев от болезней и ослепнув,
он призывает внуков, детей Иосифа, и благословляет их (Быт. 48:20). Предчувствуя кончину, Израиль оглашает завещание сначала Иосифу (Быт.
48:21), а затем другим сыновьям (Быт. 49:1-28). Его речь проникнута заботой о семье
и отчизне. Он демонстрирует хорошую память и с поэтическим мастерством формулирует
мысли. Умер Патриарх Иаков в кругу близких, будучи до последнего часа в
сознании (Быт. 49:33).
Тело по египетскому обычаю забальзамировали (Быт. 50:2-3). В соответствии с волей усопшего «…отнесли его сыновья его в землю Ханаанскую и похоронили его в пещере на поле Махпела, которую купил Авраам с полем в собственность для погребения у Ефрона Хеттеянина, пред Мамре» (Быт. 50:13). Так окончилось житие Патриарха Иакова, носившего другое имя – Израиль. Над скальной полостью в Хевроне, родовой усыпальнице, ныне высится величественный Храм. В нем, надо полагать, находятся прямые доказательства реальности судеб первых Патриархов. Естественность представленных картин издавна завораживала и деятелей искусств, и культов. Мы надеемся, что наши кратчайшие комментарии пролили дополнительный свет на суть эстетического творения, ставшего религиозным.
Примечания к тексту
[1] Charles RH (Ed). The Apocrypha and
Pseudepigrapha of the Old Testament in English, with introduction and critical
and explanatory notes to the several books. Vol. 2, Pseudepigrpha. Oxford: The
Clarendon press, 1913.
[2] Свирлинъ А. Полная хронлогiя
Священной исторiи Ветхаго и Новаго Завѣта (пособiе къ
изученiю библейской исторiи), в 2-хъ частях. Москва,1886.
Аверинцев СС (Ред). Христианство. Энциклопедический словарь: В 2-х т.,
Т.1. Москва: Большая Российская энциклопедия, 1993.
[3]
Архипов С.В. Дети человеческие: истоки библейских преданий в обозрении врача.
Обновляемое электронное эссе, снабженное ссылками на интерактивный материал.
Йоэнсуу: Издание Автора, 2023; версия 1.0.0.
[4]
Броер М, Йосифон Д. Пять книг Торы. Русс. перевод Д. Йосифона. Йырушалаим:
Мосад арав Кук, 5738 [1978].
[5] Chen F. Study on the Synchronistic
King List from Ashur. Brill, 2020.
[6] Bunson MR. Encyclopedia of ancient
Egypt. New York: Facts On File, 2002.
[7] Bunson MR. Encyclopedia of ancient
Egypt. New York: Facts On File, 2002.
[8] Chen F. Study on the Synchronistic
King List from Ashur. Brill, 2020.
[9]
Серов ВН, Стрижаков АН, Маркин СА. Практическое акушерство: Руководство для
врачей. Москва: Медицина, 1989.
[10]
Козлова СИ, Демикова НС, Семанова Е, Блинникова ОЕ. Наследственные синдромы и
медико-генетическое консультирование: Атлас-справочник. Москва: Практика, 1996.
[11] Poonia K, Gogia P, Bhalla M.
Localized Hypertrichosis at Vaccination Site. Int J Trichology.
2018;10(3)138-9.
[12] Wendelin DS, Pope DN, Mallory SB.
Hypertrichosis. Journal of the American Academy of Dermatology. 2003:48(2)161-82.
[13]
Крамер С. История начинается в Шумере. Москва: Наука, 1965.
[14]
Дьяконов ИМ. Эпос о Гильгамеше. Пер. с аккадского. Москва, Ленинград:
Издательство Академии Наук СССР, 1961.
[15]
Корж АА, Бондаренко НС. Повреждения костей и суставов у детей. Харьков: Прапор,
1994.
[16]
Трубников ВФ. Травматология и ортопедия. Киев: Вища школа, 1986.
[17]
Корнилов НВ, Грязнухин ЭГ (Ред). Травматология и ортопедия. Руководство в 4-х
т., Т. 2. Санкт-Петербург: Гиппократ, 2005.
[18]
Дьяконов ИМ. Эпос о Гильгамеше. Пер. с аккадского. Москва, Ленинград:
Издательство Академии Наук СССР, 1961.
[19]
Даль ВИ. Толковый словарь живаго великорускаго языка. Томъ второй. И – О. Санкт
Петербург, Москва: Тип. М.О. Вольфа, 1881.
[20]
Викентьев ВМ. Древне-египетская Повесть о двух братьях. Культурно-исторические
памятники древнего востока. Под общ. ред. проф. Б.А. Тураева; Выпуск 4. Москва:
Тов. скоропечатни А.А. Левинсон, 1917.
[21]
Дьяконов ИМ. Эпос о Гильгамеше. Пер. с аккадского. Москва, Ленинград:
Издательство Академии Наук СССР, 1961.
[22]
Викентьев ВМ. Древне-египетская Повесть о двух братьях. Культурно-исторические
памятники древнего востока. Под общ. ред. проф. Б.А. Тураева; Выпуск 4. Москва:
Тов. скоропечатни А.А. Левинсон, 1917.
[24] Green TM. The Presence of the
Goddess in Harran. In: Lange EN (Ed). Cybele, Attis and Related Cults. Essays
in Memory of M.J. Vermaseren. Leiden [etc]: Brill, 1996:87-100.
[25] Freedman DN. (Ed.) The anchor Yale
Bible Dictionary. 6 Vols. New York: Doubleday, 1992.
[26] Chokroverty S. 100 questions &
answers about sleep and sleep disorders. Boston [etc]: Jones & Bartlett
Publishers, 2007.
[27] Mallick BN, Pandi-Perumal SR,
McCarley RW, Morrison AR. Rapid eye movement sleep: regulation and function.
Cambridge, New York: Cambridge University Press, 2011.
[28] Levi R. Dreams, 2022, thesleepdoctor.com.
[29] Gayon J. From Mendel to epigenetics:
History of genetics. Comptes rendus biologies. 2016;339(7-8)225-30.
[30] Gabriel RA. Man and Wound in the
ancient World: A History of Military Medicine from Sumer to the Fall of
Constantinople. Washington: Potomac Books, 2012.
[31] Freedman DN (Ed.) The anchor Yale
Bible Dictionary. 6 Vols. New York: Doubleday, 1992.
[32] Dever WG. The MB
IIC stratification in the northwest gate area at Shechem. Bulletin of the
American Schools of Oriental Research. 1974;216(1)31-52.
[33] Ломоносов МВ. Полное
собрание сочинений и писем. В 11 т., Т. 10; Служебные документы. Письма.
1734-1765 гг. Ред. А.И. Андреев, Г.П. Блок, Г.А. Князев. Москва, Ленинград: Издательство
АН СССР, 1952.
[34]
Stantis C, Kharobi A, Maaranen N, Nowell GM, Bietak M, Prell S, Schutkowski H. Who were the Hyksos? Challenging traditional narratives using
strontium isotope (87Sr/86Sr) analysis of human remains from ancient Egypt.
Plos one. 2020;15(7)e0235414.
[35] Викентьев ВМ. Древне-египетская Повесть о двух
братьях. Культурно-исторические памятники древнего востока. Под общ. ред. проф.
Б.А. Тураева; Выпуск 4. Москва: Тов. скоропечатни А.А. Левинсон, 1917.
[36] Bietak M. Hyksos. In: Bagnell RS,
Brodersen K, Champion CB, Erskine A, Huebner SR (Eds). The Encyclopedia of
Ancient History. John Wiley & Sons, 2012.
[37] Cohen Y. An Old Babylonian List of Sheep Body Parts (BM
29663). In Panayotov SV, Vacin L. (Eds). Mesopotamian Medicine and Magic.
Leiden, Boston: Brill, 2018:131-48.
[38] Senel CB, Kaskes P, Temel O ...
Karatekin Ö. Chicxulub impact winter sustained by fine silicate dust. Nat.
Geosci. 2023, 30 Oct.
[39] Gardiner AH. The Geography of the
Exodus: An Answer to Professor Naville and Others. The Journal of Egyptian
Archaeology. 1924:10(1)87-96.
[40] Naville E. The Geography of the
Exodus. The Journal of Egyptian Archaeology 1924;10(1)18-39.
[41]
Герц Й. Пятикнижие и гафтарот. Ивритский текст с русским переводом и
классическим комментарием «Сончино». Москва, Иерусалим: Гешарим, 1999 (5759).
««назад || СОДЕРЖАНИЕ КНИГИ || вперед»»
Автор:
Архипов С.В. – кандидат медицинских наук, врач-хирург, травматолог-ортопед.
Цитирование:
Архипов С.В. Девятый месяц, одиннадцатый день: Рассуждение о XXXII главе книги Бытие; 2-е изд., перераб. и доп. Йоэнсуу: Издание Автора, 2024.
Приобретение:
PDF версия размещена на платформах Google Play и Google Book.
Ключевые слова
ligamentum capitis femoris, ligamentum teres, связка головки бедра, история, первый пациент, симптомы, травма, повреждение, синонимы
Комментарии
Отправить комментарий