Пресловие монографии «Девятый месяц, одиннадцатый день» посвященной древнейшему упоминанию травмы ligamentum capitis femoris (LCF) и судьбе первого пациента с данной патологией. Ниже размещена дополненная интерактивная версия.
ПРЕСЛОВИЕ
Тридцать
три года назад, при мимолетном соприкосновении с книгой Бытие, внимание автора,
тогда студента-медика, привлекли перипетии тридцать второй главы. Она вещала о повреждении
тазобедренного сустава Патриарха Иакова в загадочном единоборстве (Быт. 32:24) [1].
Прежде всего заинтересовало правдоподобное изложение нюансов и последствий полученной
травмы. Фрагмент походил на красочный рассказ несведущего в медицине, но содержал
подробности, которые не могли быть известны пострадавшему. Сообщенные детали патологической
анатомии и физиологии явно находились в диссонансе с духом почтенного сказания.
Позднее
эпизод из Библии периодически напоминал о себе в историях болезней и в беседах
с пациентами. У некоторых заболевание начиналось непостижимо, как у легендарного
персонажа. Аналогия предания и случаев из клинической практики невольно побуждала
к виртуальной диагностике недуга Патриарха Иакова. В дальнейшем выдержка из ветхозаветного
текста стала восприниматься экзаменационным вопросом, что задал безвестный доктор.
Ясного ответа не усматривалось. Коллега с высочайшей квалификацией знал тему
глубже. Невозмутимо взирая сквозь века, врач не требовал разъяснений немедленно
и, терпеливо ожидая, не давал ни намека. Профессиональный вызов подвиг к
самостоятельным исследованиям, начавшимся с изучения доступной литературы.
Выяснено,
что Бытие – адаптированный перевод древнееврейского произведения Бырэйшит (Берешит),
называемого также Первая книга Моисеева [2].
Она положена в основание иудаизма, христианства и ислама. В тридцать второй
главе зафиксирована старейшая молитва о помощи и заступничестве (Быт. 32:9-12).
Там смертный чудесным образом превозмог в рукопашной схватке божественного
посланника (Быт. 32:24-25). В результате победитель обрел священное благословение
и второе имя – «Израиль» (Быт. 32:28). Впоследствии сходно наречен народ и мощное
царство, а затем влиятельное государство Ближнего Востока. Из стихов мы узнаём,
что в поединке Патриарх Иаков поражается в некую «жилу» (Быт. 32:32). В связи с
чем племени завещано неукоснительно соблюдать диетическое правило (Быт. 32:32).
Над
тридцать второй главой задумывались богословы, миряне и духовенство разных вероисповеданий.
При этом доныне неясно, с кем сражался Израиль и как: физически или умозрительно
(Быт. 32:24)? В которой местности и в какие времена состоялась та мистическая борьба,
а значит, где и когда возникло самоназвание этноса (Быт. 32:28)? Какой части тела
центральной фигуры мифа нанесен ущерб, обусловивший нарушение стереотипа ходьбы
(Быт. 32:31)? Как исполнять пищевое предписание (Быт. 32:32), если непонятно, о
каком съедобном органе животного идет речь? Существовал ли благодатный Маханаим
– обитель ангелов (Быт. 32:1-2)? Где молился Патриарх Иаков (Быт. 32:9-12), а
где переправлялся чрез поток Иавок (Быт. 32:22)? Разрешение упомянутых вопросов
дозволяет: переосмыслить книгу Бытие, осознать ее отправное предназначение, пролить
свет на достоверность описанных сцен.
К
ярким пассажам фундамента Библии обращались не только религиозные деятели. В них
черпали вдохновение: поэты, прозаики, скульпторы, режиссеры, архитекторы, живописцы,
фотографы и аниматоры. В частности, борению Израиля посвящены десятки колоритных
полотен, украшающих сокровищницу мировой культуры. Отдельный стимул для
творчества – мотив переселения семейства Патриарха Иакова из Харрана в Ханаан (Быт.
31:1 – 33:20). Неординарный сочинитель, едва различимый за строками
талантливого сценария, повлиял на многие поколения служителей муз.
Изредка
о травмированном у Патриарха Иакова анатомическом элементе высказывались врачи.
Вместе с тем произошедшее при реке Иавок никогда не рассматривалось с позиции
официальной медицины. Это явилось главной целью нашей работы. Соответственно, на
раскрытых Вами страницах обсуждается буквальное значение Первой книги Моисеевой
как архаичного опуса о травме бедра. Параллельно мы стремились внести свою
лепту в толкование Ветхого Завета и поспособствовать прагматичному отношению к
нему.
Обозревая
тридцать вторую главу, хотелось высветить серьезную научную проблему. Речь идет
о понимании причины артроза тазобедренного сочленения. Коварная патология была ведома
Гиппократу, а углубленно изучается немногим более столетия. Однако по сей день не
установлен ни механизм ее развития, ни первичное изменение, инициирующее болезнь.
Оттого-то лечение коксартроза пока носит эмпирический характер и не ведет к
выздоровлению. Указанное актуально в последние десятилетия ввиду повышения
среднего возраста населения большинства стран. Как бы Вы не относились к Библии,
но она дает конкретный ориентир. В ней назван морфологический субстрат и ключевой
фактор генеза инвалидизирующего страдания. Стародавний монумент письменности тысячелетия
сберегает исчерпывающую подсказку нынешним диагностам и ортопедическим
хирургам.
В разбираемом
отрывке книги Бытие впервые говорится о повреждении важной структуры
опорно-двигательной системы – связки головки бедра (лат. ligamentum capitis femoris).
По сути, теологический документ констатирует материалистическую связь поражения
«жилы, которая на составе бедра» (Быт. 32:32) и хромоты (Быт. 32:31). Следует
учесть, что асимметрия и аритмия походки есть не субъективный, а объективный
симптом дисфункции, приводящей к разрушению тазобедренного сустава.
Обнаруженная в древности закономерность – вклад гениального энциклопедиста в
копилку медицинских знаний и в повышение качества жизни. Посредством притчи доктор
увещевает беречь связку головки бедра и иллюстрирует наставление наглядным примером.
За истекший срок профилактика негативных трансформаций оной так и не вошла в перечень
насущных задач здравоохранения. Сейчас в мире растет количество разноплановых
исследований связки головки бедра. Тем не менее иллюзорность исцеления ее
патологии продолжает сверхъестественно довлеть над заболевшими и уязвлять гордыню
харизматичных лидеров клинических мнений.
Обстоятельства
тридцать второй главы и патогенез артроза тазобедренного сочленения неуловимо
схожи. Их окружает ореол таинственности, присуща особая значимость, имеется
обилие взаимоисключающих суждений, а контекстные факты часто без внятного
объяснения. Подмеченное побудило к сбору информации и составлению в 2008 году первой
версии настоящей монографии [3].
По прошествии лет и накоплению материала теперь она расценивается как черновик.
Для проверки сформулированной в ней научной гипотезы выполнена и в 2013 году защищена
диссертация [4].
В 2014 году с единомышленниками предпринята экспедиция в Иорданию. Мы прошлись
по местам, ставшими декорациями анализируемого раздела Ветхого Завета. Итоги поездки
нашли отражение в статье рецензируемого медицинского журнала [5].
Нами сконструирована серия механических моделей, дабы выявить роль связки
головки бедра. Добровольные помощники оказали неоценимое содействие в реализации
технических идей. Низкий им поклон!
Тридцать вторая глава Первой книги Моисеевой представляется кульминацией высокохудожественной повести. Она рассказывает об исходе клана Израиля из Месопотамии (Быт. 31:1 – 33:20) и, несомненно, основана на реальных событиях. Это искусное творение – поистине жемчужина ветхозаветного эпоса. Блистательный замысел, запрос общества и неоднократные правки постепенно преобразовали часть историографии именитого рода в поворотный пункт сакрального кодекса. Несмотря на дополнения, сделанные священниками, еще прослеживается перо мастера детективно-приключенческого жанра. Безымянный литератор раскрасил рукописное панно компонентами триллера, лирики, драмы, комедии, фантастики, а для придания достоверности добавил медицинские сведения.
Ведущий
образ – Иаков, сын Исаака, внук Авраама, «странствующий Арамеянин» (Втор. 26:5).
В биографии Израиля переплелось: аномальное рождение, звероподобный близнец, жестокое
вымогательство, изобретательное лукавство, угроза убийства, уход из родного дома,
оккультные видения, романтическая встреча, тяжелое ремесло, компетентность, достаток,
большая семья, умысел расправы, кража, побег, погоня, тонкий юмор, выразительные
диалоги, географический ребус, тяготы переходов по горам, форсирование водных
преград, благоухающие пейзажи, наступление армады наемников, страх за близких, искреннее
моление, сражение с эфемерной силой, увечье в битве и вопреки всему –
феноменальная победа, вознагражденная покровительством свыше и достойным прозвищем.
На
протяжении повествования гармонично соседствуют: шуточное и трагическое, доброе
и ужасное, обыденное и возвышенное, действительное и выдуманное. И везде
интрига и неочевидный финал, в определенные моменты, похоже, неизвестный самому
сказителю. Вдобавок, после прихода в отчий край на главного героя обрушивается
череда новых несчастий: надругательство над дочерью, вероломная резня, устроенная
сыновьями, ограбление и пленение невинных. И опять нависла опасность, и снова в
путь, и неведомое впереди, и удар за ударом: смерть супруги, утрата отца, измена
наложницы с сыном, исчезновение любимого отпрыска, обман детьми, голод,
переселение в старости и кончина на чужбине. А в заключении – возвращение на
родину в роскошном саркофаге и почитание как символа стойкости, прилежания, кроткости,
мудрости.
Даже
поверхностное знакомство с фабулой одаренного беллетриста не может оставить
равнодушным. Придумать подобную сюжетную линию с чистого листа, мы полагаем, невозможно.
В легенде нам видятся отретушированные этюды жизни невымышленного ровесника
ранних Цивилизаций, странствовавшего по Плодородному полумесяцу. Судьба прототипа
кем-то органично вплетена в библейскую эпопею – базу трех крупнейших верований.
Желание уточнить ее истоки и личность писателя безотчетно оказалось в рамках
нашего изыскания. Деяния Патриарха Иакова тесно связаны с происшествиями из
бытия предков и потомков. Поэтому потребовалось проанализировать Ветхий Завет целиком.
При постижении исходного смысла учитывались преимущественно объективные
свидетельства и авторитетные оценки. Критический разбор позволил точнее
определить места действий и их датировку.
Рассуждая
о тридцать второй главе Первой книги Моисеевой, мы стремились к минимальной
эмоциональности. В полной мере избежать патетики не удалось, ибо Священное Писание
сегодня величественный памятник, апеллирующий к чувствам. Нами продемонстрировано,
что так было не всегда. Ранее книга Бытие являлась парадной летописью династии,
ведущей родословную с эпохи бронзы. К начертанию приукрашенной генеалогии причастны
два творца. Замыслил канон египетский царедворец, выходец из Западной Азии. Соавтором
выступил полимат с фундаментальной врачебной подготовкой. Ученый уместно отразил
личные воззрения на формирование Земли, историю человечества, живую и неживую природу.
Мудрец осветил важнейшие аспекты естественных наук, смелые проекты, технологии
и заблуждения своего времени. Благодаря этому утилитарный эстетический шедевр приблизился
к формату энциклопедии.
Верится,
что второе издание нашего труда повысит уровень образованности и послужит
гуманизации социума. Представленные на Ваш суд размышления помогут рационально
взглянуть на Библию. Однажды догматизм отступит, и мы признаем: книга Бырэйшит написана
в дельте Нила обычными людьми в период правления гиксосов. Религиозные распри
исподволь стихнут, на планете воцарится межконфессиональный мир, а теократии канут
в Лету. Храмы переоборудуют в офисы психотерапевтов и филиалы философских
факультетов. Читая заповедь о связке головки бедра, все будут подразумевать лишь
сохранение здоровья.
28
декабря 2024 г.
Примечания к тексту
[1]
Здесь и далее Священное Писание цитировано по синодальному тексту:
Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: канонические; в рус.
пер. с парал. местами. Москва: Библейское общество, 1993.
[2]
Броер М, Йосифон Д. Пять книг Торы. Русс. перевод Д. Йосифона. Йырушалаим:
Мосад арав Кук, 5738 [1978].
[3] Архипов СВ. Девятый месяц, одиннадцатый день (Рассуждение о
XXXII главе книги «Бытие»). Калининград, 2008.
[4] Архипов СВ. Роль связки головки бедренной кости в
патогенезе коксартроза: автореф. дис. … канд. мед. наук. Москва, 2012.
««назад || СОДЕРЖАНИЕ КНИГИ || вперед»»
Автор:
Архипов С.В. – кандидат медицинских наук, врач-хирург, травматолог-ортопед.
Цитирование:
Архипов С.В. Девятый месяц, одиннадцатый день: Рассуждение о XXXII главе книги Бытие; 2-е изд., перераб. и доп. Йоэнсуу: Издание Автора, 2024.
Приобретение:
PDF версия размещена на платформах Google Play и Google Book.
Ключевые слова
ligamentum capitis femoris, ligamentum teres, связка головки бедра, история, первый пациент, симптомы, травма, повреждение, синонимы
Комментарии
Отправить комментарий