Глава 11 монографии «Девятый месяц, одиннадцатый день» посвященной древнейшему упоминанию травмы ligamentum capitis femoris (LCF) и судьбе первого пациента с данной патологией. Ниже размещена дополненная интерактивная версия.
Глава 11
СЮЖЕТ В ЗЕРКАЛЕ ИСКУССТВА
Тридцать вторая глава книги Бытие – «ключ» к
расшифровке предания Патриарха Иакова об исходе из Харрана и Библии в целом…
Поворот. Замόк негромко щелкнул. Фолиант разверзся.
При свете науки мифичность эпоса потускнела. На передний план вышли медицинские
аспекты и захватывающий полет фантазии писателя.
Отдельные богословы и религиозные деятели в разбираемом
фрагменте усматривали кульминацию сочинения. База воззрения: здесь единственный
раз человек успешно боролся с Богом (Быт. 32:28). В некоторых интерпретациях в
схватке побежден посланец Всевышнего, безвестный Ангел (Быр. 32:29 [1];
Ос. 12:4). Неопределенность личности обычно не смущает читателя. Для
задумавшегося предлагается масса вариантов пояснения, включая непостижимость замысла
и самого Созидателя (Ис. 55:9; Рим. 11:33).
Яркое описание и необъяснимость событий при потоке
Иавок вдохновляли творцов большинства видов изобразительного искусства. Нами отмечено
присутствие сюжета баталии Израиля в элементах, украшающих архитектурные
сооружения, и в качестве декора утилитарных вещей. Тема запечатлена в скульптурах
из металла, глины, камня и дерева. Фотография и кино, а также компьютерная
графика не обошли вниманием противостояние человека и сверхсуществ. Особенно многообразно
прочтение рассказа о мистическом сражении в живописи. По приблизительным
подсчетам, создано свыше сотни полотен. Позвольте кратко остановиться на некоторых
примечательных творениях известных и безымянных мастеров. В обзоре мы не
претендуем на всестороннее обсуждение или критику эмоциональных особенностей.
Знакомство с разножанровыми произведениями показало,
что в них прослеживается противоречивая трактовка конфликта у брода чрез Иавок.
То же самое заметно в высказываниях священников и теологов. На подавляющем числе
картин увековечено физическое борение Патриарха Иакова с божественным посланником.
Некоторые живописцы передают бой буквально. Другие не сосредотачиваются на
прорисовке деталей и не стремятся к реалистичности. Преимущественно нас интересовало
мнение о непосредственном моменте нанесения травмы Израилю. Художники взглянули
на текст с эстетической позиции, отобразив возникшие ощущения.
Людмила Архипова – Переход через реку (2008). |
Патриарх Иаков повредил тазобедренный сустав при ночном
форсировании речки. Холсты о библейской переправе отсутствуют. Однако об этом
прямо говорится в Первой книги Моисеевой: «И встал в ту ночь, и, взяв
двух жен своих и двух рабынь своих, и одиннадцать сынов своих, перешел через
Иавок вброд; и, взяв их, перевел через поток, и перевел все, что у него [было]»
(Быт. 32:22-23). Как явствует из цитаты, Израиль непосредственно принимает
участие в переправе. Подразумевается, что глава семьи переносил на другой берег
малолетних детей – «взяв их» (Быт. 32:23). Для пытающегося изыскать тайный
смысл, в этом эпизоде еще больше внутреннего содержания и ассоциаций, чем в единоборстве
с Ангелом. Мужчина с ребенком на руках, решительно преодолевающий в сумраке стремнину
реки, осознающий нависшую опасность, принимающий неизбежность и неизведанность.
Указанный пробел в спектре мирового творчества восполнила Людмила Архипова.
Роберт Фладд – Тьма (1617), подписи: Et sic in infinitum (И так до бесконечности); оригинал в коллекции wikimedia.org (СС0 – общественное достояние, коррекция цветопередачи). |
Религиозный реформатор Мартин Лютер (1483-1546) писал о
битве Патриарха Иакова как о самом туманном месте Ветхого Завета [2].
Ориентируясь на это суждение, визуальным апофеозом загадки ночного поединка уместно
принять иллюстрацию Тьма в трактате врача-философа Роберта Фладда История физического и метафизического
космоса (1617) [3]. Спустя три века идею доктора развил Казимир
Малевич Черным супрематическим квадратом (1913) [4]
и прочими однотонными геометрическими фигурами. Взирая на помянутые лаконичные рисунки,
зритель невольно выходит за границы непосредственно наблюдаемого и додумывает
желаемый образ. На основе сходного восприятия зачастую комментировалось противоборство
Израиля и миг поражения связки головки бедра (Быт. 32:25,32).
Неясность фабулы красочно представил абстракционист
Рой Ньюэлл в картине Иаков борется с ангелом (1950) [5].
В калейдоскопе оттенков сложно разглядеть контуры людей или знакомых предметов.
Обозрение работы сродни прохождению психодиагностического теста «пятна Роршаха» [6].
Архипова Александра – Сон Патриарха Иакова (2008). |
Сцена рукопашной Израиля доминирует в выявленных
изображениях. Наиболее достоверно удалось показать виртуальность сражения Антону
Катышеву на полотне Борьба Иакова с Ангелом (2007) [7].
Из прорисовки протяженными мазками явствует: соперник Патриарха Иакова – существо
не телесное, а баталия происходит в «духе», как полагал архиепископ Филарет [8].
Толкованию священнослужителя созвучен карандашный набросок Александры Архиповой. Восьмилетний ребенок нарисовал не схватку, а «разговор» с Ангелом в
облаках.
Рембрандта Харменс ван Рейн – Борьба Иакова с ангелом (1659); оригинал в коллекции wikimedia.org (СС0 – общественное достояние, коррекция цветопередачи). |
Рембрандт в работе Борьба Иакова с ангелом (1659) [9]
наполняет события внутренним смыслом. Автор не живописует позы поединщиков. Патриарх
Иаков с полуоткрытыми глазами как бы дремлет на руках Ангела. Тот с печалью
умиротворяет лежащего человека, бережно держа в объятиях. Израиль не противится,
а лишь смотрит потухшим взором снизу-вверх, без намека на нападение.
Александр Иванов – Борьба Иакова с Богом (1849-1858); оригинал в коллекции ekzeget.ru (СС0 – общественное достояние, коррекция цветопередачи). |
Бой конкретен в произведении Александра Иванова Борьба
Иакова с Богом (1849-1858) [10].
Поединок реальный, но личность, материализовавшаяся из миража, только дотрагивается
до Патриарха Иакова и не наносит ущерба. Чувствуется: Всевышний указывает на ранее
травмированную часть тела. Это и узрел во сне Израиль, ощутив боль в
тазобедренном сочленении. Нарисовано прикосновение к левому бедру. Значит, живописец
полагал, что именно этой области причинен урон.
Гюстав Доре – Иаков, борющийся с Ангелом (1855); оригинал в коллекции wikimedia.org (СС0 – общественное достояние, уменьшение контраста). |
Пожалуй, самое знаменитое отображение ветхозаветной
стычки: Иаков, борющийся с Ангелом (1855) [11],
связано с творчеством Гюстава Доре. Гравер начертал настоящее единоборство.
Мышцы Патриарха Иакова напряжены, явственна агрессия по отношению к небесному
воину. Ангел противодействует, не прилагая усилий, останавливает, а не повреждает.
Невозмутимый лик зрит тщетность стараний атакующего молодого мужчины. Наши расчеты
показывают: в действительности возраст Израиля составлял около 37 лет.
Гюстав Моро – Иаков борется с ангелом (1874-1878); оригинал в коллекции wikimedia.org (СС0 – общественное достояние, коррекция цветопередачи). |
Гюстав Моро на холсте Иаков борется с ангелом
(1874-1878) [12] идет
еще дальше. Он рисует Патриарха Иакова в образе юноши.
Никколо Бамбини – Иаков борется с ангелом (17-18 век); оригинал в коллекции wikimedia.org (СС0 – общественное достояние, коррекция цветопередачи). |
Никколо Бамбини на картине Иаков борется с ангелом (17-18 век) [13] изобразил Израиля отроком.
У Шнорр фон Карольсфельда на гравюре Иаков борется с Богом (1851-1860) [14] Израиль – старик.
Безвестный мастер – Борьба Иакова с ангелом (17 век); оригинал в коллекции artvee.com (СС0 – общественное достояние, коррекция цветопередачи). |
Неведомый мастер Итальянской школы в Борьбе Иакова с ангелом (17 век) [15] тоже запечатлел Патриарха Иакова пожилым.
Эжен Делакруа – Иаков борется с Ангелом (1856-1861); оригинал в коллекции wikimedia.org (СС0 – общественное достояние, коррекция цветопередачи). |
Ряд художников максимально правдиво высказались о сражении.
Израиль обладает подчеркнуто мощным телом. Его мускулы контурируются, а
сухожилия натянуты. К означенным работам следует отнести фреску Эжена Делакруа Иаков борется с Ангелом
(1856-1861) [16], что в парижской
церкви Сен-Сульпис. Ангел захватывает левую
ногу Израиля, пытаясь вывихнуть.
Леон Боннат – Иаков борется с ангелом (1876); оригинал в коллекции wikimedia.org (СС0 – общественное достояние, коррекция цветопередачи). |
Израиля
и Ангела, похожих на олимпийских супертяжеловесов, выразил Леон Боннат на полотне
Иаков борется с ангелом (1876) [17].
Противник скован медвежьим зажимом. Вот-вот последует победный бросок.
Атлетизмом Израиля привлекает изваяние: Иаков
борется с Ангелом, высеченное Ангом Смигельски [18].
Подобное наблюдается и в скульптуре Хендрика Кристиана Андерсена [19].
Борьба Иакова с Богом или Ангелом – Часовня Палантина в Палермо, Сицилия; оригинал в коллекции worldhistory.org (CC BY-NC 4.0, коррекция цветопередачи). |
В религиозном искусстве сцена ратоборства Патриарха
Иакова и миг нанесения увечья чаще трактуется буквально. Пример тому – икона Андрея
Рублева Архангел Михаил с деяниями (15 век) [20],
где имеется композиция Борьба Иакова с Архангелом Михаилом. Фрески,
посвященные стычке у реки Иавок, присутствуют в Часовне Палантина (Палермо,
Италия) [21],
в южном пределе Софийского Собора (Киев, Украина) [22],
в Церкви Кьеза ди Сан Лоренцо (Рим, Италия) [23],
в Монастыре Высокие Дечаны (Сербия) [24].
Бобрьба Иакова с архангелом Михаилом – Собор святой Софии, Киев, Украина (11 век); оригинал в коллекции wikimedia.org (СС0 – общественное достояние, коррекция цветопередачи). |
Обстоятельства несчастного случая с Патриархом Иаковом отражены в мозаике Кафедрального Собора Монреаля [25], в витраже Церкви Фраумюнстер (Цюрих, Швейцария) [26], рельефе Доберанского Собора (Бад-Доберан, Германия) [27], в росписи алтаря Собора Монастыря Христа Пантократора (Дечаны, Сербия) [28], капители колонны Базилики Сент-Мари-Мадлен (Везель, Германия) [29]. Подлинный бой Израиля воспроизведен на печатях, медалях, декоративной плитке, гобеленах, тарелках, марках, барельефах, в основаниях каменного креста, кронштейна уличного фонаря и подсвечника.
Псалтырь Эгертона – миниатюра Борьба Иакова с ангелом (1270-1290); оригинал в коллекции wikimedia.org (СС0 – общественное достояние, коррекция цветопередачи). |
Завораживающий читателя поединок присутствует в религиозных изданиях: на обложках [30] и миниатюрах [31].
Библия Гутенберга – иллюстрация Иаков борется с ангелом (1558); оригинал в коллекции wikipedia.org (СС0 – общественное достояние, коррекция цветопередачи). |
Конрад Шлапперицин – иллюстрация Иаков, борющийся с Ангелом (1445); оригинал в коллекции digitalcollections.nypl.org (СС0 – общественное достояние, коррекция цветопередачи). |
Особое внимание привлекают крупные иллюстрации как в печатных [32],
так и рукописных [33]
Библиях
Поль Гоген – Видение после проповеди (борьба Иакова с ангелом) (1888); оригинал в коллекции wikimedia.org (СС0 – общественное достояние, коррекция цветопередачи). |
Борьба Патриарха Иакова как правило, символична у деятелей
«современного» искусства: Мориса Денни [34],
Поля Гогена [35], Марка
Шагала [36],
Одилона Редона [37], Ханании
Харари [38], Макса Бекманна [39],
Роя де Местра [40],
Кароля Бака [41]. Сражающийся
Израиль представлен в мультипликации, кинофильмах, фотографиях, компьютерном
дизайне. Израиль, Бог и Ангел стали героями комиксов, шаржей, детских зарисовок,
пиктограмм, кроссвордов. Популярные реплики, передающие битву «титанов духа»,
помещают на одежду, предметы обихода, спортивный инвентарь и на тела людей в
виде татуировок.
Морис Дени – Иаков борется с ангелом (1893); оригинал в коллекции wikimedia.org (СС0 – общественное достояние, коррекция цветопередачи). |
Единоборство Патриарха Иакова упомянул Томас Манн в романе Былое Иакова из тетралогии Иосиф и его братья [42]. Грани противостояния нашли отклик в философских и теологических трудах, фильмах, блогах, лекциях и статьях. Библейский фрагмент, повествующий о сражении Израиля, не ускользнул от стихотворцев. Связка головки бедра и механизм травмы обыгрывается в шестистишие Созерцатель из Книги картинок Райнера Рильке [43]. Своеобычное переложение на русский язык выполнил Борис Пастернак, переименовав в Созерцание:
Нашел соперника под стать.
Как арфу, он сжимал атлета,
Которого любая жила
Струною ангелу служила,
Чтоб схваткой гимн на нем сыграть» [44].
Вероятно, под впечатлением аутентичного текста поэт-переводчик развивает мысль в собственных строках Мне по душе строптивый норов:
стяжал он поздний опыт свой?
С кем протекли его боренья?
С самим собой, с самим собой» [45].
Разноликость трактовок инцидента, вызвавшего повреждение
связки головки бедра у Израиля, нисколько не умаляют ценность перечисленных произведений.
Как и сам сюжет, каждое, бесспорно, сокровище, обогатившее всемирное культурное
наследие. Одновременно креативные шедевры есть свидетельства неоднозначного
отношения к произошедшему на берегу потока Иавок. Художественные творения – это
оригинальные способы интерпретации сказочного эпизода тридцать второй главы
книги Бытие.
Мы взглянули на воспоминания Патриарха Иакова с
медицинской точки зрения. Рассуждение приподняло мистическую вуаль ветхозаветного
отрывка. Возможно, это даст новый стимул для самовыражения в эстетической среде.
Примечания к тексту
[1]
Броер М, Йосифон Д. Пять книг Торы. Русс. перевод Д. Йосифона.
Йырушалаим: Мосад арав Кук, 5738 [1978].
[2]
Джеске Д. Бытие. Ранняя история милостивого отношения Бога к человечеству. Duncanville: World Wide Printing,
1999.
[3] Fludd R. Utriusque Cosmi Maioris
scilicet et Minoris Metaphysica, Physica Atque Technica Historia: In duo
Volumina secundum Cosmi differentiam divisa. De Macrocosmi Historia: in duos
tractatos divisa. T. I. Oppenhemii: aere Johan-Theodori de Bry, typis Hieronymi
Galleri, 1617.
[4]
Горячева Т. Почти всё о «Чёрном квадрате». Приключения «Чёрного квадрата».
Санкт Петербург: Государственный Русский музей, 2007.;
[5] 1950RoyNewell, widewalls.ch.
[6] Белый
БИ. Тест Роршаха: практика и теория. Под ред. Л.Н. Собчик. Санкт
Петербург: Дорваль, 1992.
[8]
Святитель Филарет (Дроздов) Толкование на книгу Бытия. Испытание мудростью.
Вып. 10. Москва: Лепта-Пресс, 2004. (репринт 1867)]
[9] 1659Rembrandt, wikimedia.org.
[10] 1849-1858ИвановА, wikimedia.org.
[11] 1855GustaveDoré, wikimedia.org.
[12] 1874-1878Gustave Moreau, wikimedia.org.
[13] 17-18centNiccolòBambini, wikimedia.org.
[14] 1851-1860SchnorrCarolsfeld, wikipedia.org.
[15] 17cent.Jacob_wrestling_with_the_angel, artvee.com.
[16] 1856-1861EugèneDelacroix, wikipedia.org.
[17] 1876LeonBonnat, wikipedia.org.
[18] AngSmigielski, pngitem.com.
[19] Hendrik_Christian_Andersen, pinimg.com.
[20] АндрейРублев, icon-art.info.
[21] PalantineChapel. Palermo, worldhistory.org.
[22] St.Sophia. Kyev, artsandculture.google.com.
[23] Antonio Viviani, istockphoto.com.
[24] Высокие Дечаны. Сербия, pravoslavie.ru.
[25] Cattedrale di Monreale, wikimedia.org.
[26] Церковь-Фраумюнстер. Цюрих, 80aqecdrlilg.xn.
[27] Bad Doberan, wikimedia.org.
[28] 2012ТодичБ_ТуриловАА, pravenc.ru.
[29] [Basilique Sainte-Marie-Madeleine, wikimedia.org.
[30] 1634Davids Psalmes, wikimedia.org.
1612Bible, wikimedia.org.
[31] 1270-1290EgertonPsalter, wikimedia.org.
[32] 1558GutenbergBible, wikipedia.org.
16cent.JostAmman wikimedia.org.
[33] 1445SchlapperitzinK, digitalcollections.nypl.org.
[34] 1893MauriceDenis, wikimedia.org.
[35] 1888PaulGauguin, wikipedia.org.
[36] 1.MarcChagall, collections.lacma.org.
2.MarcChagall, mutualart.com.[37] 1905RedonO, wikiart.org.
1905-1910RedonO, brooklynmuseum.org.
[38] 1936HananiahHarari, americanart.si.edu.
[39] 1920MaxBeckmann, artsy.net.
[40] 1958Roy_de_Maistre, charlesnodrumgallery.com.au.
[41] 2011KarolBak, artyzm.com.
[42]
Манн Т. Иосиф и его братья. Перевод с немецкого Соломона Апта. Москва, Мюнхен: Im Werden Verlag, 2004.
[43] Rilke RM. Das Buch der Bilder.
Berlin, Leipzig, Stuttgart: Axel Juncker Verlag, 1906.
[44] 1.РилькеР. Созерцание, next-portal.ru.
2.РилькеР. Созерцание askbooka.ru.[45] 1935ПастернакБ, askbooka.ru.
««назад || СОДЕРЖАНИЕ КНИГИ || вперед»»
Автор:
Архипов С.В. – кандидат медицинских наук, врач-хирург, травматолог-ортопед.
Цитирование:
Архипов С.В. Девятый месяц, одиннадцатый день: Рассуждение о XXXII главе книги Бытие; 2-е изд., перераб. и доп. Йоэнсуу: Издание Автора, 2024.
Приобретение:
PDF версия размещена на платформах Google Play и Google Book.
Ключевые слова
ligamentum capitis femoris, ligamentum teres, связка головки бедра, история, первый пациент, симптомы, травма, повреждение, синонимы
Комментарии
Отправить комментарий