К основному контенту

2024АрхиповСВ. Глава 11

   

Глава 11 монографии «Девятый месяц, одиннадцатый день» посвященной древнейшему упоминанию травмы ligamentum capitis femoris (LCF) и судьбе первого пациента с данной патологией. Ниже размещена дополненная интерактивная версия.

 

Глава 11

СЮЖЕТ В ЗЕРКАЛЕ ИСКУССТВА

Тридцать вторая глава книги Бытие – «ключ» к расшифровке предания Патриарха Иакова об исходе из Харрана и Библии в целом…

Поворот. Замόк негромко щелкнул. Фолиант разверзся. При свете науки мифичность эпоса потускнела. На передний план вышли медицинские аспекты и захватывающий полет фантазии писателя.

Отдельные богословы и религиозные деятели в разбираемом фрагменте усматривали кульминацию сочинения. База воззрения: здесь единственный раз человек успешно боролся с Богом (Быт. 32:28). В некоторых интерпретациях в схватке побежден посланец Всевышнего, безвестный Ангел (Быр. 32:29 [1]; Ос. 12:4). Неопределенность личности обычно не смущает читателя. Для задумавшегося предлагается масса вариантов пояснения, включая непостижимость замысла и самого Созидателя (Ис. 55:9; Рим. 11:33).

Яркое описание и необъяснимость событий при потоке Иавок вдохновляли творцов большинства видов изобразительного искусства. Нами отмечено присутствие сюжета баталии Израиля в элементах, украшающих архитектурные сооружения, и в качестве декора утилитарных вещей. Тема запечатлена в скульптурах из металла, глины, камня и дерева. Фотография и кино, а также компьютерная графика не обошли вниманием противостояние человека и сверхсуществ. Особенно многообразно прочтение рассказа о мистическом сражении в живописи. По приблизительным подсчетам, создано свыше сотни полотен. Позвольте кратко остановиться на некоторых примечательных творениях известных и безымянных мастеров. В обзоре мы не претендуем на всестороннее обсуждение или критику эмоциональных особенностей.

Знакомство с разножанровыми произведениями показало, что в них прослеживается противоречивая трактовка конфликта у брода чрез Иавок. То же самое заметно в высказываниях священников и теологов. На подавляющем числе картин увековечено физическое борение Патриарха Иакова с божественным посланником. Некоторые живописцы передают бой буквально. Другие не сосредотачиваются на прорисовке деталей и не стремятся к реалистичности. Преимущественно нас интересовало мнение о непосредственном моменте нанесения травмы Израилю. Художники взглянули на текст с эстетической позиции, отобразив возникшие ощущения.

Людмила Архипова – Переход через реку (2008).


Патриарх Иаков повредил тазобедренный сустав при ночном форсировании речки. Холсты о библейской переправе отсутствуют. Однако об этом прямо говорится в Первой книги Моисеевой: «И встал в ту ночь, и, взяв двух жен своих и двух рабынь своих, и одиннадцать сынов своих, перешел через Иавок вброд; и, взяв их, перевел через поток, и перевел все, что у него [было]» (Быт. 32:22-23). Как явствует из цитаты, Израиль непосредственно принимает участие в переправе. Подразумевается, что глава семьи переносил на другой берег малолетних детей – «взяв их» (Быт. 32:23). Для пытающегося изыскать тайный смысл, в этом эпизоде еще больше внутреннего содержания и ассоциаций, чем в единоборстве с Ангелом. Мужчина с ребенком на руках, решительно преодолевающий в сумраке стремнину реки, осознающий нависшую опасность, принимающий неизбежность и неизведанность. Указанный пробел в спектре мирового творчества восполнила Людмила Архипова.


Роберт Фладд – Тьма (1617), подписи: Et sic in infinitum (И так до бесконечности); оригинал в коллекции wikimedia.org (СС0 – общественное достояние, коррекция цветопередачи).


Религиозный реформатор Мартин Лютер (1483-1546) писал о битве Патриарха Иакова как о самом туманном месте Ветхого Завета [2]. Ориентируясь на это суждение, визуальным апофеозом загадки ночного поединка уместно принять иллюстрацию Тьма в трактате врача-философа Роберта Фладда История физического и метафизического космоса (1617) [3]. Спустя три века идею доктора развил Казимир Малевич Черным супрематическим квадратом (1913) [4] и прочими однотонными геометрическими фигурами. Взирая на помянутые лаконичные рисунки, зритель невольно выходит за границы непосредственно наблюдаемого и додумывает желаемый образ. На основе сходного восприятия зачастую комментировалось противоборство Израиля и миг поражения связки головки бедра (Быт. 32:25,32).

Неясность фабулы красочно представил абстракционист Рой Ньюэлл в картине Иаков борется с ангелом (1950) [5]. В калейдоскопе оттенков сложно разглядеть контуры людей или знакомых предметов. Обозрение работы сродни прохождению психодиагностического теста «пятна Роршаха» [6]


Архипова Александра – Сон Патриарха Иакова (2008).


Сцена рукопашной Израиля доминирует в выявленных изображениях. Наиболее достоверно удалось показать виртуальность сражения Антону Катышеву на полотне Борьба Иакова с Ангелом (2007) [7]. Из прорисовки протяженными мазками явствует: соперник Патриарха Иакова – существо не телесное, а баталия происходит в «духе», как полагал архиепископ Филарет [8]. Толкованию священнослужителя созвучен карандашный набросок Александры Архиповой. Восьмилетний ребенок нарисовал не схватку, а «разговор» с Ангелом в облаках.


Рембрандта Харменс ван Рейн – Борьба Иакова с ангелом (1659); оригинал в коллекции wikimedia.org (СС0 – общественное достояние, коррекция цветопередачи).

Рембрандт в работе Борьба Иакова с ангелом (1659) [9] наполняет события внутренним смыслом. Автор не живописует позы поединщиков. Патриарх Иаков с полуоткрытыми глазами как бы дремлет на руках Ангела. Тот с печалью умиротворяет лежащего человека, бережно держа в объятиях. Израиль не противится, а лишь смотрит потухшим взором снизу-вверх, без намека на нападение.


Александр Иванов – Борьба Иакова с Богом (1849-1858); оригинал в коллекции ekzeget.ru (СС0 – общественное достояние, коррекция цветопередачи).

Бой конкретен в произведении Александра Иванова Борьба Иакова с Богом (1849-1858) [10]. Поединок реальный, но личность, материализовавшаяся из миража, только дотрагивается до Патриарха Иакова и не наносит ущерба. Чувствуется: Всевышний указывает на ранее травмированную часть тела. Это и узрел во сне Израиль, ощутив боль в тазобедренном сочленении. Нарисовано прикосновение к левому бедру. Значит, живописец полагал, что именно этой области причинен урон.


Гюстав Доре – Иаков, борющийся с Ангелом (1855); оригинал в коллекции wikimedia.org (СС0 – общественное достояние, уменьшение контраста).

Пожалуй, самое знаменитое отображение ветхозаветной стычки: Иаков, борющийся с Ангелом (1855) [11], связано с творчеством Гюстава Доре. Гравер начертал настоящее единоборство. Мышцы Патриарха Иакова напряжены, явственна агрессия по отношению к небесному воину. Ангел противодействует, не прилагая усилий, останавливает, а не повреждает. Невозмутимый лик зрит тщетность стараний атакующего молодого мужчины. Наши расчеты показывают: в действительности возраст Израиля составлял около 37 лет.


Гюстав Моро – Иаков борется с ангелом (1874-1878); оригинал в коллекции wikimedia.org (СС0 – общественное достояние, коррекция цветопередачи).

Гюстав Моро на холсте Иаков борется с ангелом (1874-1878) [12] идет еще дальше. Он рисует Патриарха Иакова в образе юноши.


Никколо Бамбини – Иаков борется с ангелом (17-18 век); оригинал в коллекции wikimedia.org (СС0 – общественное достояние, коррекция цветопередачи).

Никколо Бамбини на картине Иаков борется с ангелом (17-18 век) [13] изобразил Израиля отроком.

Юлиус Шнорр фон Карольсфельд – Иаков борется с Ангелом (1851-1860), вероятно, иллюстрация к стиху Пророка Осии: «Он боролся с Ангелом - и превозмог; плакал и умолял Его;» (Ос. 12:4); оригинал в коллекции wikimedia.org (CC0 – общественное достояние, без изменений).

У Шнорр фон Карольсфельда на гравюре Иаков борется с Богом (1851-1860) [14] Израиль – старик. 


Безвестный мастер – Борьба Иакова с ангелом (17 век); оригинал в коллекции artvee.com (СС0 – общественное достояние, коррекция цветопередачи).

Неведомый мастер Итальянской школы в Борьбе Иакова с ангелом (17 век) [15] тоже запечатлел Патриарха Иакова пожилым.


Эжен Делакруа – Иаков борется с Ангелом (1856-1861); оригинал в коллекции wikimedia.org (СС0 – общественное достояние, коррекция цветопередачи).


Ряд художников максимально правдиво высказались о сражении. Израиль обладает подчеркнуто мощным телом. Его мускулы контурируются, а сухожилия натянуты. К означенным работам следует отнести фреску Эжена Делакруа Иаков борется с Ангелом (1856-1861) [16], что в парижской церкви Сен-Сульпис. Ангел захватывает левую ногу Израиля, пытаясь вывихнуть.


Леон Боннат – Иаков борется с ангелом (1876); оригинал в коллекции wikimedia.org (СС0 – общественное достояние, коррекция цветопередачи).

Израиля и Ангела, похожих на олимпийских супертяжеловесов, выразил Леон Боннат на полотне Иаков борется с ангелом (1876) [17]. Противник скован медвежьим зажимом. Вот-вот последует победный бросок.

Атлетизмом Израиля привлекает изваяние: Иаков борется с Ангелом, высеченное Ангом Смигельски [18]. Подобное наблюдается и в скульптуре Хендрика Кристиана Андерсена [19].


Борьба Иакова с Богом или Ангелом
 – Часовня Палантина в Палермо, Сицилия; оригинал в коллекции worldhistory.org (CC BY-NC 4.0, коррекция цветопередачи).

В религиозном искусстве сцена ратоборства Патриарха Иакова и миг нанесения увечья чаще трактуется буквально. Пример тому – икона Андрея Рублева Архангел Михаил с деяниями (15 век) [20], где имеется композиция Борьба Иакова с Архангелом Михаилом. Фрески, посвященные стычке у реки Иавок, присутствуют в Часовне Палантина (Палермо, Италия) [21], в южном пределе Софийского Собора (Киев, Украина) [22], в Церкви Кьеза ди Сан Лоренцо (Рим, Италия) [23], в Монастыре Высокие Дечаны (Сербия) [24].


Бобрьба Иакова с архангелом Михаилом
 
–  Собор святой Софии, Киев, Украина (11 век); оригинал в коллекции wikimedia.org (СС0 – общественное достояние, коррекция цветопередачи).


Обстоятельства несчастного случая с Патриархом Иаковом отражены в мозаике Кафедрального Собора Монреаля [25], в витраже Церкви Фраумюнстер (Цюрих, Швейцария) [26], рельефе Доберанского Собора (Бад-Доберан, Германия) [27], в росписи алтаря Собора Монастыря Христа Пантократора (Дечаны, Сербия) [28], капители колонны Базилики Сент-Мари-Мадлен (Везель, Германия) [29]. Подлинный бой Израиля воспроизведен на печатях, медалях, декоративной плитке, гобеленах, тарелках, марках, барельефах, в основаниях каменного креста, кронштейна уличного фонаря и подсвечника. 


Псалтырь Эгертона – миниатюра Борьба Иакова с ангелом (1270-1290); оригинал в коллекции wikimedia.org (СС0 – общественное достояние, коррекция цветопередачи).

Завораживающий читателя поединок присутствует в религиозных изданиях: на обложках [30] и миниатюрах [31]


Библия Гутенберга – иллюстрация Иаков борется с ангелом (1558); оригинал в коллекции wikipedia.org (СС0 – общественное достояние, коррекция цветопередачи).



Конрад Шлапперицин – иллюстрация Иаков, борющийся с Ангелом (1445); оригинал в коллекции digitalcollections.nypl.org (СС0 – общественное достояние, коррекция цветопередачи).

Особое внимание привлекают крупные иллюстрации как в печатных [32], так и рукописных [33] Библиях


Поль Гоген – Видение после проповеди (борьба Иакова с ангелом) (1888); оригинал в коллекции wikimedia.org (СС0 – общественное достояние, коррекция цветопередачи).


Борьба Патриарха Иакова как правило, символична у деятелей «современного» искусства: Мориса Денни [34], Поля Гогена [35], Марка Шагала [36], Одилона Редона [37], Ханании Харари [38], Макса Бекманна [39], Роя де Местра [40], Кароля Бака [41]. Сражающийся Израиль представлен в мультипликации, кинофильмах, фотографиях, компьютерном дизайне. Израиль, Бог и Ангел стали героями комиксов, шаржей, детских зарисовок, пиктограмм, кроссвордов. Популярные реплики, передающие битву «титанов духа», помещают на одежду, предметы обихода, спортивный инвентарь и на тела людей в виде татуировок.


Морис Дени – Иаков борется с ангелом (1893); оригинал в коллекции wikimedia.org (СС0 – общественное достояние, коррекция цветопередачи).


Единоборство Патриарха Иакова упомянул Томас Манн в романе Былое Иакова из тетралогии Иосиф и его братья [42]. Грани противостояния нашли отклик в философских и теологических трудах, фильмах, блогах, лекциях и статьях. Библейский фрагмент, повествующий о сражении Израиля, не ускользнул от стихотворцев. Связка головки бедра и механизм травмы обыгрывается в шестистишие Созерцатель из Книги картинок Райнера Рильке [43]. Своеобычное переложение на русский язык выполнил Борис Пастернак, переименовав в Созерцание:

«Так ангел Ветхого завета 
 Нашел соперника под стать. 
Как арфу, он сжимал атлета, 
Которого любая жила 
Струною ангелу служила, 
Чтоб схваткой гимн на нем сыграть» [44].

Вероятно, под впечатлением аутентичного текста поэт-переводчик развивает мысль в собственных строках Мне по душе строптивый норов

«Так кто ж он? На какой арене 
стяжал он поздний опыт свой? 
С кем протекли его боренья? 
С самим собой, с самим собой» [45].

Разноликость трактовок инцидента, вызвавшего повреждение связки головки бедра у Израиля, нисколько не умаляют ценность перечисленных произведений. Как и сам сюжет, каждое, бесспорно, сокровище, обогатившее всемирное культурное наследие. Одновременно креативные шедевры есть свидетельства неоднозначного отношения к произошедшему на берегу потока Иавок. Художественные творения – это оригинальные способы интерпретации сказочного эпизода тридцать второй главы книги Бытие.

Мы взглянули на воспоминания Патриарха Иакова с медицинской точки зрения. Рассуждение приподняло мистическую вуаль ветхозаветного отрывка. Возможно, это даст новый стимул для самовыражения в эстетической среде.


Примечания к тексту 


[1] Броер М, Йосифон Д. Пять книг Торы. Русс. перевод Д. Йосифона. Йырушалаим: Мосад арав Кук, 5738 [1978].

[2] Джеске Д. Бытие. Ранняя история милостивого отношения Бога к человечеству. Duncanville: World Wide Printing, 1999.

[3] Fludd R. Utriusque Cosmi Maioris scilicet et Minoris Metaphysica, Physica Atque Technica Historia: In duo Volumina secundum Cosmi differentiam divisa. De Macrocosmi Historia: in duos tractatos divisa. T. I. Oppenhemii: aere Johan-Theodori de Bry, typis Hieronymi Galleri, 1617.  

[4] Горячева Т. Почти всё о «Чёрном квадрате». Приключения «Чёрного квадрата». Санкт Петербург: Государственный Русский музей, 2007.;

[5] 1950RoyNewell, widewalls.ch.

[6] Белый БИ. Тест Роршаха: практика и теория. Под ред. Л.Н. Собчик. Санкт Петербург: Дорваль, 1992.

[7] 2007КатышевАА, artlib.ru.

[8] Святитель Филарет (Дроздов) Толкование на книгу Бытия. Испытание мудростью. Вып. 10. Москва: Лепта-Пресс, 2004. (репринт 1867)]

[9] 1659Rembrandt, wikimedia.org.

[10] 1849-1858ИвановА, wikimedia.org.

[11] 1855GustaveDoré, wikimedia.org.

[12] 1874-1878Gustave Moreau, wikimedia.org.

[13] 17-18centNiccolòBambini, wikimedia.org.

[14] 1851-1860SchnorrCarolsfeld, wikipedia.org.

[15] 17cent.Jacob_wrestling_with_the_angel, artvee.com.

[16] 1856-1861EugèneDelacroix, wikipedia.org.

[17] 1876LeonBonnat, wikipedia.org.

[18] AngSmigielski, pngitem.com.

[19] Hendrik_Christian_Andersen, pinimg.com.

[20] АндрейРублев, icon-art.info.

[21] PalantineChapel. Palermo, worldhistory.org.

[22] St.Sophia. Kyev, artsandculture.google.com.

[23] Antonio Viviani, istockphoto.com.

[24] Высокие Дечаны. Сербия, pravoslavie.ru.

[25] Cattedrale di Monreale, wikimedia.org.

[26] Церковь-Фраумюнстер. Цюрих, 80aqecdrlilg.xn.

[27] Bad Doberan, wikimedia.org.

[28] 2012ТодичБ_ТуриловАА, pravenc.ru.

[29] [Basilique Sainte-Marie-Madeleine, wikimedia.org.

[30] 1634Davids Psalmes, wikimedia.org.

1612Bible, wikimedia.org.

[31] 1270-1290EgertonPsalter, wikimedia.org.

[32] 1558GutenbergBible, wikipedia.org.

16cent.JostAmman wikimedia.org.

[33] 1445SchlapperitzinK, digitalcollections.nypl.org.

[34] 1893MauriceDenis, wikimedia.org.

[35] 1888PaulGauguin, wikipedia.org.

[36] 1.MarcChagall, collections.lacma.org.

2.MarcChagall, mutualart.com.

[37] 1905RedonO, wikiart.org.

1905-1910RedonO, brooklynmuseum.org.

[38] 1936HananiahHarari, americanart.si.edu.

[39] 1920MaxBeckmann, artsy.net.

[40] 1958Roy_de_Maistre, charlesnodrumgallery.com.au.

[41] 2011KarolBak, artyzm.com.

[42] Манн Т. Иосиф и его братья. Перевод с немецкого Соломона Апта. Москва, Мюнхен: Im Werden Verlag, 2004.

[43] Rilke RM. Das Buch der Bilder. Berlin, Leipzig, Stuttgart: Axel Juncker Verlag, 1906. 

[44] 1.РилькеР. Созерцание, next-portal.ru.

2.РилькеР. Созерцание askbooka.ru.

[45] 1935ПастернакБ, askbooka.ru


««назад || СОДЕРЖАНИЕ КНИГИ || вперед»»

                                                                     

Автор:

Архипов С.В. – кандидат медицинских наук, врач-хирург, травматолог-ортопед.

Цитирование:

Архипов С.В. Девятый месяц, одиннадцатый день: Рассуждение о XXXII главе книги Бытие; 2-е изд., перераб. и доп. Йоэнсуу: Издание Автора, 2024.  

Приобретение:

PDF версия размещена на платформах Google Play и Google Book.

Ключевые слова

ligamentum capitis femorisligamentum teres, связка головки бедра, история, первый пациент, симптомы, травма, повреждение, синонимы

СОДЕРЖАНИЕ РЕСУРСА

Комментарии

Популярные статьи

2024АрхиповСВ. Девятый месяц, одиннадцатый день

Монография « Девятый месяц, одиннадцатый день » посвящена древнейшему упоминанию травмы ligamentum capitis femoris (LCF) и судьбе первого пациента с данной патологией.  Ниже размещена дополненная интерактивная версия.  В виде PDF документа книга опубликована в Google Play и Google Book .    АННОТАЦИЯ Предание книги Бытие о борьбе Патриарха Иакова с богом – пересказ сна. Наше мнение базируется на оценке легенды с медицинской точки зрения. Анализ текста с учетом достоверных сведений показал: первая версия написана почти 3600 лет назад в Египте. Над произведением работали два сочинителя. Один, врач-энциклопедист, дополнил семейные сказания соавтора дубликатами литературных персонажей и научными фактами. Последнее сделало основу библейской эпопеи правдоподобной в глазах современников. Позже художественно обработанное сновидение явилось узловым обстоятельством доктрин крупнейших религий. Кому и почему это потребовалось, не обсуждается. Большинство загадок ветхозаветног...

СОДЕРЖАНИЕ РЕСУРСА

  LCF –  ключ к грациозной походке, выяснению причин болезней тазобедренного сустава и опровержению мифов о них. Мы представляем перспективное научное знание, необходимое для сбережения здоровья, разработки  имплантов и  новых способов лечения дегенеративно-дистрофических заболеваний тазобедренного сустава. Цель проекта: содействие сохранению нормальной походки и качества жизни, помощь в изучении механики  тазобедренного сустава, разработке эффективных способов лечения его болезней и травм.   СОДЕРЖАНИЕ  РЕСУРСА  БИОМЕХАНИКА И МОРФОМЕХАНИКА    ( О взаимосвязи механики и морфологии тазобедренного сустава ) 1586 PiccolominiA . Одно из первых рассуждений о биомеханике  LCF  с описанием ее формы, механических свойств и крепления. 1728 WaltherAF.   В выбранном отрывке обсуждаются анатомия, механические свойства и функции  LCF . 2004Архипов-БалтийскийСВ. Новая механика тазобедренного сустава.  2004...

Ваша публикация в блоге

  Публикации блога посвящены связке головки бедренной кости, именуемой на латыни ligamentum capitis femoris (LCF). Статьи и иллюстративный материал, обновляемый и публично обсуждаемый. На нашей площадке Вы можете разместить свой текст о LCF бесплатно на любом языке и далее его корректировать. Допустима публикация значимой цитаты, аннотации или всего произведения иного автора при условии соблюдения его законных прав. Участие в проекте – это перспективный вид научной кооперации, способ повышения эффективности в клинической практике и результативности исследовательской деятельности. Здесь вклад каждого умножается знаниями и опытом коллег, а также предшествующих поколений докторов и ученых, изучавших LCF. Все писатели о LCF обретают удобную возможность: участия в дискуссиях по темам, поднятым в их статье, получать комментарии специалистов и ценные советы в практической работе и научных изысканиях. У нас возможно представить и обсудить идею, зафиксировать свой приоритет, поделиться ...

ЭКСПЕРИМЕНТЫ И НАБЛЮДЕНИЯ

  ЭКСПЕРИМЕНТЫ И НАБЛЮДЕНИЯ    ( Наблюдаемые эффекты нормы и патологии, опыты на моделях ) 1672 GengaB .  Автор впервые сообщает о случае отсутствия  LCF  в обоих тазобедренных суставах.  1725SaltzmannJ_NicolaiHA.  Авторы сообщают о случае отсутствия LCF у пожилой женщины.  1738 LadmiralJ .  Первое изображение и описание LCF младенца. 1751 HallerA .  Автор описывает случай отсутствия  LCF  с двух сторон.  1779SandifortE.  Автор сообщает о случае отсутствия LCF.  1783 BonnA .  Автор описывает случаи отсутствия  LCF  и ямки головки бедренной кости.  1820 PallettaGB.  Автор подробно описывает топографию, строение и кровоснабжение  LCF . 1823 GerdyPN.  Автор наблюдал смещение головки бедренной кости из вертлужной впадины наружу при натяжении  LCF .  1827PaxtonJ.  Визуализация  LCF  через отверстие в вертлужной впадине? (интрига). 1833 GerdyPN.  Авт...

Эксперименты на рычажной модели

  Эксперименты на рычажной модели тазобедренного сустава Согласно современным представлениям, тазобедренный сустав , articulatio coxae , в одноопорной ортостатической позе функционирует как аналог рычага первого рода, что зачастую для наглядности иллюстрируется изображением рычажных весов ( Pauwels F ., 1973). С целью дальнейшего изучения биомеханики нижней конечности мы изготовили упрощенную рычажную модель тазобедренного сустава (Рис. 1).   Рис. 1. Рычажная модель тазобедренного сустава (вид с поворотом в 3/4); обозначения: 1 – основание, 2 – грузовая мачта, 3 – кронштейн грузовой мачты, 4 – рычаг, 5 – нагрузка, 6 – динамометр, 7 – серьга динамометра. Рычажная модель тазобедренного сустава выполнена из металлических планок. Она имела горизонтальное основание. К нему прикреплялась грузовая мачта, в верхней точке которой имелся кронштейн. К средней части грузовой мачты присоединялся на горизонтальной оси рычаг, который имел возможность свободного вращения во фронтальной пл...

Имитация взаимодействия всех связок, вертлужной губы и отводящей группы мышц

    Имитация взаимодействия всех связок, вертлужной губы и отводящей группы мышц   С целью дальнейшего уточнения функции взаимодействия всех связок трехмерная механическая модель тазобедренного сустава человека с аналогом вертлужной губы и аналогами наружных связок (лобково-бедренной связки, горизонтальной части подвздошно-бедренной связки, вертикальной части подвздошно-бедренной связки, седалищно-бедренной связки, круговой зоны) дополнена аналогом связки головки бедренной кости. На первом этапе мы изучили вариант сборки трехмерной механической модели тазобедренного сустава человека, в котором аналог связки головки бедренной кости пропускался через центральное отверстие в фасонной выточке модели вертлужной впадины (Рис. 1). Рис. 1. Трехмерная механическая модель правого тазобедренного сустава человека с аналогами всех связок и аналогом вертлужной губы; вверху – вид спереди (красной стрелкой указан проксимальный конец аналога связки головки бедренной кости, прикрепленный к...

2024АрхиповСВ. Глава 1

  Глава 1 монографии « Девятый месяц, одиннадцатый день » посвященной древнейшему упоминанию травмы ligamentum capitis femoris (LCF) и судьбе первого пациента с данной патологией.  Ниже размещена дополненная интерактивная версия.   Глава 1 СОЗДАНИЕ И ПЕРЕВОДЫ БИБЛИИ Сборник теологических произведений, особо почитаемых иудеями, самаритянами, христианами и мусульманами, именуется Библия . В основе эпопеи – Тора ( Закон / Учение ), – сакральное сочинение иудаизма, состоящее из пяти частей  [1] . По мнению духовенства, Пятикнижие содержит божественные откровения и повеления Всевышнего человеку. Согласно научным воззрениям, это переработанный свод образцов древнееврейской литературы, обрядовых, правовых и исторических материалов. В них присутствует удивительный калейдоскоп: сказаний, зримых образов, судеб, событий, а также отрывков: песнопений, афоризмов, речей, стихов разного жанра и эпох. Мы тоже не усматриваем сверхъестественности в возникновении Священного Писания ....

2024АрхиповСВ. Глава 2

  Глава 2 монографии « Девятый месяц, одиннадцатый день » посвященной древнейшему упоминанию травмы ligamentum capitis femoris (LCF) и судьбе первого пациента с данной патологией.  Ниже размещена дополненная интерактивная версия.   Глава 2   ДАТИРОВКА ВЕТХОЗАВЕТНОЙ ИСТОРИИ Живописный библейский фрагмент – предание об исходе семьи Патриарха Иакова из Месопотамии (Быт. 31:17-18) не сориентирован во времени. Летоисчисление книги Бытие ведется с туманного момента созидания Земли (Быт. 1:1). Единственный персонаж повествования, по отношению к которому усматривается потенциал датировки, – сын Патриарха Иакова Иосиф. Его биография подробно описана и четко разделена на периоды. Интервалы деятельности прочих героев определить сложнее. Складывается впечатление: перед нами труд литератора, подразумевавшего известную читателю давность событий. В рассказе об Иосифе можно рационально уточнить все основные этапы жизни, но не смерть. Означенное указывает на него как на возможного а...

Моделирование движений на муляже

  Моделирование движений на муляже тазобедренного сустава   С целью изучения изменения положения связки головки бедренной кости, ligamentum capitis femoris , при движениях в тазобедренном суставе, articulatio coxae , нами изготовлен стенд для экспериментов на муляже тазобедренного сустава . К горизонтально расположенному основанию, собранному из металлических пластин, прикреплена вертикальная опорная мачта, имеющая возможность поворачиваться вокруг вертикальной оси. Верхний конец опорной мачты был снабжен двухосевым (карданным) шарниром. Избранное положение в двухосевом шарнире имело возможность фиксироваться резьбовым соединением. К двухосевому шарниру опорной мачты прикреплялся муляж таза, pelvis . Головка муляжа проксимального конца бедренной кости , os femur , соединялась с муляжом таза, pelvis , аналогом связки головки бедренной кости, ligamentum capitis femoris . Нижний конец муляжа проксимального конца бедренной кости, ligamentum capitis femoris , соединялся с ...