Глава 10 монографии «Девятый месяц, одиннадцатый день» посвященной древнейшему упоминанию травмы ligamentum capitis femoris (LCF) и судьбе первого пациента с данной патологией. Ниже размещена дополненная интерактивная версия.
Глава 10
И ХРОМАЛ ОН НА БЕДРО СВОЕ
При анализе предания о травме Патриарха Иакова с точки
зрения врача, усматривается рассказ обыкновенного человека о несчастном случае.
По книге Бытие, сначала с ним «боролся Некто» (Быт. 32:24), который «коснулся состава бедра его и повредил состав бедра» (Быт. 32:25).
После увечья пострадавший находит силы удерживать соперника, да так, что тот
просит: «отпусти Меня» (Быт.
32:26). Далее сказитель повторно напоминает, что сражение имело место, но
теперь уже «с Богом» (Быт. 32:28). Следом мы узнаём о последствиях: пациент
стал хромать «на бедро свое» (Быт. 32:31). Ниже неизвестный комментатор, однозначно
не Израиль, с медицинскими подробностями разъясняет причину нарушения походки:
«…потому что [Боровшийся] коснулся жилы
на составе бедра» (Быт. 32:32). Позже травмированный герой идет,
совершая множественные поклоны (Быт. 33:3). Предположительно, он передвигается настолько
неспешно, что брат, видя болезненную поступь, бежит навстречу (Быт. 33:4). Из последующей
беседы явствует: Патриарх Иаков, несмотря на происшествие, был в состоянии
продолжать странствие, но «медленно» (Быт. 33:14). Вскорости потерпевший достигает
Сокхофа, где «построил себе дом, и для
скота своего сделал шалаши» (Быт. 33:17). Это значит, что в конце дня Израиль
сохранял способность трудиться, невзирая на неприятные ощущения.
Имитация ходьбы пациента с двухсторонней патологией тазобедренного сустава (избранные кадры фильма Чарльза Чаплина Цирк, в нашей обработке). |
Наш пациент получил травму тазобедренного сустава не в
рукопашной битве, а в процессе форсирования реки (Быт. 32:22-23). Отдыхая в
одиночестве, он беспокойно проводит остаток ночи до восхода зари (Быт. 32:26) и
осознаёт повреждение, ощутив выраженный дискомфорт. Виртуальность схватки
подчеркивается словами самого Патриарха Иакова: «я видел Бога лицем к лицу, и
сохранилась душа моя.» (Быт. 32:30). Предыдущий раз ему довелось «встретиться»
со Вседержителем «во сне» у Вефиля (Быт. 28:12-13,19). Также «во сне» Израиль слышит
обращение Бога в Харране (Быт. 31:10-13). Всевышний предстаёт «в видении
ночном» много позднее, перед переселением в Египет (Быт. 46:2-4). Соответственно,
допустимо полагать: у потока Иавок образ неназванного Бога тоже «появился» в
мыслях, а единоборство состоялось в подсознании. В этом не усматривается ничего
необычного. Как нам рассказывал художественно одаренный сновидец: «во сне
бывает всё».
Версию мистерии в сновидении, менее вероятно, галлюцинации
подрывает: напряженная ночная переправа через поток, указание на хромоту, доступность
только медленной ходьбы, упоминание о патологии малоизвестного анатомического
элемента в глубоко расположенном суставе. Особо настораживает фраза в книге Бырэйшит:
«…вывихнулся сустав бедра Яакова» (Быр. 32:26) [1].
Перечисленные события и факты говорят в пользу реальности ущерба тазобедренному
суставу, но не борьбы. Изменение походки объясняется дефектом «…жилы на составе
бедра Иакова» (Быт. 32:32). Зависимость
неочевидна. Связка головки бедра по размеру невелика. Повреждение малого
анатомического образования по обыкновению несерьезно. Оно на первый взгляд незначимо
влияет на стереотип пешего передвижения. К тому же Израиль шел самостоятельно
после увечья (Быт. 32:31, 33:3,14).
Модель головки бедренной кости для демонстрации движений связки головки бедра. |
В тексте подразумевается боль как реакция на травму,
так как указывается на возможность только замедленной ходьбы (Быт. 33:14). Означенное не подтверждает, но и не отрицает патологию
связки головки бедра. В ней присутствуют мелкие нервы [2],
неизбежно страдающие при разрыве структуры. Это в момент несчастного случая обязательно
вызывает неприятные ощущения. Они, как правило, самопроизвольно уменьшаются спустя
часы после заурядной бытовой травмы. Болезненность могла появиться и сохраняться
в связи с переполнением сустава излившейся кровью. Спонтанное перемещение ее порции
в межмышечную синовиальную сумку [3] уменьшило растяжение капсулы, а значит, и
дискомфорт. Теоретически локомоторный акт должен нормализоваться.
Первый вариант плоскостной модели для изучения и демонстрации функции связки головки бедра (материал: картон, резиновая эластическая тяга, гибкий элемент из капрона; изготовлено нами до 2000 г.). |
В Священном Писании прослеживается четкая причинно-следственная зависимость:
«повредил состав бедра» (Быт. 32:25), «хромал он на бедро свое» (Быт. 32:31), «потому
что [Боровшийся] коснулся жилы на составе бедра» (Быт. 32:32), «я пойду
медленно» (Быт. 33:14). Предпосылкой к хромоте у Патриарха Иакова явилось
нарушение целостности «жилы на составе бедра» (Быт. 32:32). По современной
терминологии это связка головки бедра, а по устаревшей – «круглая связка» [4].
Собранные нами для диссертации сведения продемонстрировали: связка головки бедра является важной
функциональной связью тазобедренного сустава [5]. Ее роль удалось наглядно продемонстрировать в
экспериментах на механических и виртуальных моделях, а также на прототипах
эндопротезов. Клинические наблюдения и биомеханические исследования показали,
что разрушение связки головки бедра влияет на симметрию и ритмичность локомоций [6].
Выяснено, что в норме натяжение данной структуры обеспечивает равномерную
нагрузку на хрящевые поверхности. В случае перерыва связки головки бедра
инициируется комплекс патологических процессов, необратимо поражающих
тазобедренный сустав. Сформированные воззрения, согласующиеся с представлениями
нынешнего здравоохранения, вполне материалистично толкуют приобретенный недуг и
изъян походки, описываемый в тридцать второй главе книге Бытие. Следовательно,
автор или, скорее, соавтор с врачебной подготовкой знал о травме связки головки
бедра при дислокации в тазобедренном сочленении (Быр. 32:26). Медицинскому
писателю было известно по меньшей мере два визуальных симптома нездоровья вышеназванного
компонента сустава: хромота (Быт. 32:31) и медленная ходьба (Быт. 33:14). По
умолчанию подразумевается третий признак – боль.
Согласно нашей гипотезе, основа Первой книги Моисеевой
заложена около 1600 года до современной эры в Древнем Египте [7].
Даже если произведение начало создаваться в десятом веке до современной эры [8],
включенные в него медицинские познания удивляют глубиной проработки темы. Естествоиспытатель
лично видел разорванную связку головки бедра. Быть может, он ставил опыты на
животных, анализировал истории болезней, препарировал тела погибших на поле боя
и умерших вместе с бальзамировщиками.
Строение живых существ и, возможно, людей исследовал в
шестом – пятом веке до современной эры греческий врач-философ Алкмеон Кротонский [9].
Об изучении анатомии позвоночных философом Демокритом Абдерским известно из
письма Гиппократа, творившего в пятом – четвертом веке до современной эры [10].
Достоверно диссекции тела человека начали в Александрии Герофил Халкидонский и
Эразистрат Кеосский в третьем веке до современной эры [11].
Но в нашем более старом литературном источнике речь идет о патологической
анатомии тазобедренного сустава людей. При этом разрыв связки головки бедра при
дислокации впервые описывают врачи Гераклид Тарентский и Гегетор, трудившиеся в
Александрии египетской в третьем – втором веке до современной эры [12].
Сочинитель книги Бытие идет дальше, обращая внимание не только на
повреждение связки головки бедра, но и на последующую аномалию движений при
ходьбе. Само собой, он представлял стереотип нормальной походки. Мы знаем из
истории науки, что впервые морфологические изменения и особенности передвижения
после вывиха бедра заинтересовали Гиппократа. Асклепиад упомянул и связку
головки бедра человека в трактате О рычаге применительно к норме [13].
Анонимный основоположник книги Бытие, глубже осведомленный как в
клинических дисциплинах, так и в физиологии, писал приблизительно на одиннадцать
веков раньше.
Передвижения живых существ привлекали Аристотеля – гениального естествоиспытателя четвертого века до современной эры [14]. Сосредоточенность на биомеханике локомоций людей прослеживается в трудах Галена Пергамского, процветавшего во втором – третьем веке [15]. Заметными вехами в развитии этого направления науки стали анатомические иллюстрации Леонардо да Винчи шестнадцатого века [16] и схемы математика Джованни Борелли семнадцатого века [17]. Изучение опорно-двигательного аппарата активно продолжается до сих пор. К сожалению, за прошедшие тысячелетия еще не осознана в полной мере роль связки головки бедра при ходьбе и поддержании вертикальных поз. Это объясняется: сложностью прижизненной визуализации элемента, его морфологическая изменчивость и отсутствие тестов, однозначно указывающих на наличие патологии. Удивительно, но ничего из упомянутого не помешало ученому, принимавшему участие в сотворении Библии, постигнуть значение связки головки бедра. По иронии, это знание позднее стало основой диетической заповеди иудеев и мусульман, что «…не едят жилы, которая на составе бедра» (Быт. 32:32).
После травмы тазобедренного сустава, полученной ориентировочно
в 1633 году до современной эры, Израиль какой-то период странствует. Сначала он
приходит в Сихем (Быт. 33:18), ныне именуемый Наблус. Как уверяет Первая
книга Моисеева, позже Патриарх Иаков поселяется в Хевроне (Быт. 35:27). Его
должно быть, периодически беспокоили боли. Уровень развития здравоохранения в
Южном Леванте, далеком от старейших цивилизаций, еще оставался невысок. Правильный
диагноз на родине заболевшего никто не мог установить и помочь исцелится. В 1603-1601
годах до современной эры дважды извергается вулкан Санторин [18].
Мощное природное бедствие [19]
обусловило развитие социального катаклизма в восточной части Средиземноморья. Нам
думается, отражение этого в Библии стало описание голода «во всех
землях» (Быт. 41:54). В поисках спасения от стихии (Быт. 43:1) семья Израиля приходит
в Египет (Быт. 46:28). Миграцию клана мы датируем 1600 годом до современной эры [20].
В дельте Нила у пострадавшего впервые появляется шанс
проконсультироваться с доктором. «Записаться на прием» поспособствовал высокий
чин сына и привилегированность свата. Иосиф занимал вторую должность в стране
после фараона (Быт. 41:40). Отец жены являлся жрецом в крупном городе Илиополе
(Быт. 41:45), то есть Гелиополисе [21].
Несомненно, Патриарха Иакова осматривает лучший специалист по опорно-двигательной
системе. Имя врача не сохранилось. Нами предложено его величать Имхотеп Младший.
Мы считаем он написал выдающийся египетский учебник по травме Хирургический
Папирус Эдвина Смита. Труд относят к 1650-1550 году до современной эры [22].
Лингвистами отмечается, что сочинитель являлся умелым оператором с богатым опытом
и познаниями в анатомии [23].
Описанные им клинические случаи проистекают из преднамеренных патологоанатомических
изысканий [24]. В
монографии безымянный медицинский писатель периода гиксосов представляет самые
ранние морфологические и физиологические наблюдения [25].
Модель головки и шейки бедренной кости для демонстрации перемещения связки головки бедра при движениях бедра. |
Египетское здравоохранение признается базой врачебного
искусства Древней Эллады. Их первое взаимодействие относится приблизительно к
1800 году до современной эры [26].
Греческие доктора стояли у истоков европейской медицины и оказали существенное
влияние на развитие этой науки в арабском мире. Поэтому с полной уверенностью можно
полагать: методы постановки диагноза в долине Нила были схожи с нынешними. Сформулировав
посылку, мы получили основание для обратной реконструкции помыслов и действий
Имхотепа Младшего.
Электромеханическая модель тазобедренного сустава для изучения и демонстрации функции связок, наружной и задней групп мышц; нагрузка 1 кг, аналог связки головки бедра не натянут (2009 г.). |
В первую очередь врач-египтянин выслушивает воспоминания
Патриарха Иакова о миграции из Харрана в Ханаан. Из рассказа выясняется, что поврежден
тазобедренный сустав. Не исключено, что писцы конспектировали предание, в том
числе для медицинских целей. Один экземпляр стенограммы вручается диагносту, а
другой передается в архив семьи Иосифа. Далее Имхотеп Младший уточняет анамнез
жизни пациента и обстоятельства травмы. На дату переселения в Египет Патриарх
Иаков описывается престарелым (Быт. 44:20). Ему исполнилось приблизительно 70
лет (Приложение 1). Закономерно, что отдельные моменты прошлого забылись.
Подготовка к эксперименту на электромеханической модели тазобедренного сустава. |
Из повествования Израиля следовало: свыше тридцати лет
назад произошел конфликт то ли с неизвестной личностью, то ли с Богом (Быт. 32:24,28).
В схватке «Некто» «повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним» (Быт.
32:24-25). Услышанное, бесспорно, насторожило, так как участие
сверхъестественных сил предполагает вмешательство служителя культа. Такового, похоже,
пригласили для «консультации». Как помнится, родственником Патриарха Иакова
являлся жрец Потифер (Быт. 41:45,50; 46:20). Его мнение имело особое значение. Из
крайних слов пострадавшего проистекало, что увечье нанесено божеством (Быт.
32:28). Причем пациент чудесным образом превозмог натиск (Быт. 32:26). Последнее
обстоятельство смутило бы любого современника, включая священника, но не врача.
Доктор продолжил опрос, уточняя жалобы: сразу после несчастного случая, по
прошествии часов, дней, лет и на дату беседы. Смешение чувств, нечеткое
описание нападавшего, психоэмоциональное напряжение, недостаток сна и
физическая нагрузка при переходе реки не отрицали реальность ущерба здоровью в
ночи. Из детального расспроса медик представил механизм и характер травмы,
полученной с малолетним ребенком на руках. В пользу этого свидетельствовал
диалог: «…отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не
благословишь меня» (Быт. 32:26).
Врач осмотрел больного по принятой и ныне схеме: стоя,
сидя и лежа. Затем он провел как общее соматическое, так и специализированное обследование
костно-суставной и нервной системы. Наверно, для этого применялись инструменты
и приспособления, аналоги: линейки, угломера, рулетки. Измерялась длина и
обхват сегментов ног, амплитуда движений в суставах. В них выслушивались шумы,
возникающие при артикуляциях. Осуществлялась ручная верификация: пальпация и
перкуссия. Определялась сила мышц, чувствительность, координация, местная
температура, состояние мягких тканей, частота пульса и дыхания. Отмечалась
конфигурация туловища, деформации рук и ног, контрактуры суставов. Фиксировался
цвет кожных покровов. Проведено тестирование Патриарха Иакова в горизонтальном положении,
в вертикальных позах и при ходьбе.
Плоскостная модель для изучения и демонстрации функции связки головки бедра во фронтальной плоскости (материал: фанера, резиновые эластические тяги, гибкие элементы из капрона). |
Верно, внимание клинициста привлекли:
трансформация осанки и хромота «на бедро» (Быт. 32:31). Кто-то ведь выяснил
конкретный уровень поражения опорно-двигательной системы: «бедро». Без
специальных навыков невозможно по наблюдаемой асимметрии движений найти, какое
сочленение компрометировано. Сегодня на патологию связки головки бедра
указывают как на потенциальный источник боли и «механических» симптомов нездоровья
тазобедренного сустава, а именно: щелканье, блокирование, защемление,
подкашивание [27]. Интегрированное
проявление изложенных признаков: нарушение ритмичности и симметрии походки [28].
В 1761 году И.З. Платнер, обсуждая дислокацию в тазобедренном суставе, указывал на перерыв
связки головки бедра и отмечал: «…редко может случиться, чтобъ она [нога] будучи
подлинно вывихнута, была бы совершенно и безъ безобразнаго хроманiя вылечена» [29].
Синтез накопленной информации, сопоставление и анализ фактов
занял у Имхотепа Младшего некоторое время. По нашей гипотезе, вердикт готовился
в письменном виде и представлялся лично с комментариями. Диагноз в нынешнем
понимании требовался лишь Имхотепу Младшему. Пациента и высокопоставленных
родственников интересовал иной вопрос: как вылечить?
Механическая модель для изучения и демонстрации перемещения связки головки бедра при движениях в тазобедренном суставе (материал – вспененный полимер). |
Мы полагаем, Имхотеп Младший не стал разъяснять собственное
видение обстоятельств. Он оставил интерпретацию увечья прежней, что зафиксировано
в книге Бытие (Быт. 32:24-25,32). В соответствие с рассказом, пациент
перенес низкоэнергетическую травму – результат невооруженного конфликта с неустановленной
персоной. Из воспоминаний Патриарха Иакова следовало: «Некто» только
«коснулся», а повреждение случилось «само-собой», непроизвольно. Использование Израилем
наименования инцидента: «вывих» (Быр. 32:26) оказалось приемлемым и понятным
всем. В связи с чем Имхотеп Младший не посоветовал изменить в записях «вывих»
на «неполный вывих» или «подворачивание» сустава.
Нам видится многих волновало, что изувечил Бог или
Ангел в теле Патриарха Иакова. По Библии развившееся недомогание
тазобедренного сочленения являлось следствием воздействия на человека сверхъестественной
силы. физический изъян стал
зримым и сохранялся на протяжении всей жизни. Это научный факт –констатировали
бы сегодня. Нюанс в том, что хромота ассоциировалась с отметиной, имеющей
негативный подтекст – «наказанием свыше». В свете означенного окружающим было «любопытно»
изведать, впрочем, и самому Патриарху Иакову, в чем заключалась его физическая
слабость. Требовалось толкование: какое звено не выдержало, даже не удар, а
только прикосновение божественной длани (Быт. 32:25).
Виртуальное моделирование перемещения связки головки бедра с использованием программы Системы видеоанализа движений компании C-Motion. |
Нарушение ходьбы Израиля (Быт. 32:31) ограничивало
подвижность и сопровождалось неприятными ощущениями. Естественно, пожелание
пациента уменьшить страдания. «Что и как лечить» – безмолвно вопрошает каждый
врач, сталкивающийся с болезнью. Имхотеп Младший проинтервьюировал, обследовал и
распознал повреждение «жилы на составе бедра» (Быт. 32:32).
Как доктор узнал о связки головки бедра остается только
строить догадки. Думается, ему приходилось наблюдать открытые вывихи бедра и
изучать патологическую анатомию травм тазобедренного сустава. Он точно видел пострадавших
от ранений в бою, при работах в каменоломнях, на строительстве зданий и
пирамид, после атак крупных животных. Полимату довелось читать специальную
литературу в храмовых библиотеках. Предположительно, им разработана эксклюзивная
методика тестирования пациентов в различных положениях и при локомоциях.
Имхотеп Младший владел навыками дифференциальной
диагностики увечий тазобедренного сустава. Он обследовал одноименное сочленение
с противоположной стороны, коленные суставы и позвоночник. Из опроса явствовало,
что Патриарх Иаков спустя считанные часы после инцидента, смог самостоятельно передвигаться
пешком (Быт. 32:31), и совершать множественные наклоны при ходьбе (Быт. 33:3). Сопоставив
факты, медработник понял: в борьбе у пациента не сломалась и не вывихнулась кость,
не повредился симфиз или крестцово-подвздошный сустав, не пострадал поясничный
отдел позвоночника. Поклоны «до земли семь раз» (Быт. 33:3) исключали воздействие
на: спинной мозг, его корешки, спинномозговые, бедренные и седалищные нервы. Хорошо
известно, что при поражении последнего наклон корпуса вперед и сгибание в
тазобедренном сочленении провоцирует резкую боль. «Тест натяжения» у Израиля оказался
«отрицательным». Кроме прочего, пациент в конце памятного дня занимался
постройкой «дома» и «шалашей» для скота (Быт. 33:17). Подобная деятельность при
патологии седалищного нерва проблематична, так как подразумевает опять-таки
наклоны, подъем и перенос тяжестей. Это досконально знал древнеегипетский врач
и отверг все травматические изменения, кроме связки головки бедра.
В распоряжении Имхотепа Младшего имелись жалобы, простейший
набор инструментов, анамнез жизни и заболевания. Проведена неинвазивная оценка здоровья:
мануальная, визуальная и тестовая. Она осуществлялась вне специальных
лабораторий, без сложного оборудования. Мы искренне восхищаемся талантом и
прозорливостью диагноста, что первым постиг роль и описал закрытое повреждение
связки головки бедра. Упоминание хромоты «на бедро» (Быт. 32:31) прямо говорит,
что этого не наблюдалось до травмы. В противном случае никто и сам пациент на зримый
симптом не обратил бы внимание. Изъян локомоций и острый дискомфорт стали
следствиями поражения связки головки бедра Израиля. Перечисленные признаки – самые
ранние свидетельства патологии названного анатомического образования.
Механическая модель для изучения нагрузки на элементы однополюсного эндопротеза тазобедренного сустава со связкой головки бедра. |
Из книги Бытие следует: связка головки бедра задействована
при ходьбе и является первостепенной функциональной связью тазобедренного
сустава, дефект которой отражается на походке. Отдельные детали мы подтвердили в
опытах на механических моделях [30].
Задолго до нас выдающийся
толкователь Торы раввин Бахия бен Ашер (1255-1340) касательно
особенностей связки головки бедра пояснял: «С физической точки зрения эта жила
очень прочная и сравнима с прочным шнуром. … важность этой конкретной жилы
заключается в том, что все тело сильно опирается на нее, так что, если она
повреждена, человек не может даже двигаться» [31]. В девятнадцатом – двадцатом
веке опытами установлено: основная функция связки головки бедра есть поддержание
вертикальной стойки в содружестве с подвздошно-бедренной связкой [32]. Похоже, исходя из этого
и ориентируясь на мнение Бахии бен Ашера, раввин Авраам Исаак Кук (1865-1935)
писал, что анатомический элемент «позволяет телу стоять прямо» [33].
По итогам обследования Имхотеп Младший называет
пораженный компонент сустава Израиля: жила «на составе бедра» (Быт. 32:32). Аналог
каждый мог обнаружить при разделке туш скота. Промышлявшие животноводством
соплеменники Патриарха Иакова ведали: эта связка участвует в соединении бедра и
таза. Они неоднократно наблюдали хромающих подопечных после дислокации бедра и
«препарировали» их перед употреблением в пищу. Вероятно, это выполнялось и для
уточнения вопроса: можно ли есть травмированную плоть и не опасна ли она для
здоровья.
После врачебного заключения Имхотепа Младшего всё
становилось «на место» в понимании мистической травмы. Малая структура тазобедренного
сустава только при учете габарита невеликой прочности. В связи с этим для ее разрушения
не предполагалось: воздействие значимой силы, полного вывиха или нанесения
раны. Бог или Ангел прикоснулся, Патриарх Иаков пошатнулся, а в тазобедренном сочленении
произошло непроизвольное движение, превысившее естественную амплитуду. Этого вполне
достаточно для нарушения целостности связки головки бедра. Сказанное доступно
для понимания любого без медицинской подготовки. В конце доходчивого объяснения
лукавый собеседник традиционно восклицает: «кто же это не знает»! В отношении трактовки
диагноза Израиля произошло подобное.
Поразмыслив, Имхотеп Младший вынес вердикт примерно следующего
содержания: «хромота от повреждения Ангелом по воле Бога сухой жилы сустава
бедра». Такая формулировка позволяла уменьшить негативные последствия от
неэффективного лечения родственника знатного царедворца. Верификация синдрома предполагала
попытку поиска исцеления в духовной сфере, а не у «эскулапов». Подразумевалось,
что вылечить вышеозначенный недуг врач не способен. Помощь надо искать у жрецов,
общающихся с Богами. Мы полагаем, в финале резолюции Имхотепа Младшего прозвучал
вердикт: «Болезнь, которую нельзя лечить». Это выражение встречается в Хирургическом
Папирусе Эдвина Смита в отношении тяжелых, безнадежных случаев. При одном
из увечий в качестве плацебо медицинский писатель единственный раз рекомендует
заклинание [34]. До
сего дня так иногда поступают священники и знахари.
Консультируя Патриарха Иакова через тридцать три года от
момента несчастного случая, Имхотеп Младший наблюдал состояние, обусловленное «застарелым»
повреждением связки головки бедра. Осматривая пациента, целитель выявил:
контрактуры суставов, изменение пространственной ориентации таза и
позвоночника, относительное укорочение ноги и атрофию мышц. Обследование лежа,
в вертикальных стойках и при ходьбе, без сомнения, обнаруживало специфическую патологию,
свойственную для страдающих артрозом тазобедренного сустава. По нашему мнению, древнеегипетский
целитель знал роль связки головки бедра в норме. Сопоставление симптомов, выявляемых
при тестировании и особенностей походки, позволили Имхотепу Младшему установить
правильный диагноз. Похоже, доктор ведал пока незнакомые нам признаки расстройства
функции связки головки бедра. На сегодня самый обоснованный тест, говорящий о
ее травме [35], обладает
средней вероятностью подтверждения [36].
Без технических приспособлений немыслимо точно описать, что случилось с названным
элементом: удлинился, частично надорвался, полностью оторвался, разорвался, отделился
с костным фрагментом или дистрофически переродился.
На дату прихода в дельту Нила в клинической картине перестройки
опорно-двигательного аппарата Патриарха Иакова доминировали последствия поражения
связки головки бедра. Нами выяснено: ее трансформация и смещение точек крепления
неизбежно приводит к аномальному функционированию пояса нижних конечностей [37].
Причем коллегами замечено: удаление разрушенной связки головки бедра вызывает прогрессирование
артроза тазобедренного сустава в течение двух лет [38].
Сочетание патологии
костно-хрящевых структур и связки головки бедра подмечена еще в начале
прошлого века [39]. Что
первично? Сложнейшая проблема, решенная безвестным гением, процветавшим при
пятнадцатой династии фараонов Древнего Египта.
На закате жизни у Патриарха Иакова присутствовали проявления
остеохондроза поясничного отдела позвоночника и артроза тазобедренного сочленения.
Такие пациенты нередко попадают в поле зрения врачей. Упрощенно их диагноз
формулируется следующим образом: «посттравматический артроз тазобедренного
сустава IV стадии с нарушением функции ходьбы и выраженным ограничением
жизнедеятельности» [40].
Мы предполагаем, после кончины Патриарха Иакова произведено
вскрытие [41].
В Первой книге Моисеевой читаем: «И повелел Иосиф слугам своим – врачам,
бальзамировать отца его; и врачи набальзамировали Израиля» (Быт. 50.2). Данную деятельность
древние египтяне вменяли не медикам, а особым специалистам – бальзамировщикам, принадлежавшим,
скорее, к касте духовенства [42].
Вместе с тем, согласно библейским стихам, мумификация почему-то поручена врачам.
Подозревается, Иосифу это насоветовал повелеть Имхотеп Младший, который,
естественно, возглавил группу медицинских работников и бальзамировщиков. По его
инициативе или на основании негласной директивы параллельно с консервацией умершего,
изучено пораженное сочленение. Официальным предлогом, видимо, стала
необходимость ликвидация контрактуры в тазобедренном суставе покойного.
На отдельных египетских мумиях сохранились следы
посмертных вмешательств: пересадка кожи, ушивание и протезирование [43].
Как явствует из нашего первоисточника, все процедуры завершены через сорок дней
(Быт. 50:3). За указанный срок «бригада патологоанатомов» успела окончательно
распознать заболевание Патриарха Иакова.
У нас сложилась уверенность: Имхотеп Младший и автор Хирургического
Папируса Эдвина Смита – одно лицо. Подмечено: описания в манускрипте
отдельных клинических случаев явно исходят из преднамеренного морфологического исследования,
что не было необычным для сочинителя [44].
То есть любознательный египетский
лекарь мог изучить тазобедренный сустав Израиля.
При аутопсии повреждение связки головки бедра способен
однозначно установить только специалист со знанием нормальной анатомии человека.
Видится, что по итогам процедур составлен отчет о бальзамировании и результатах
выполненного сечения тазобедренного сустава. В рукописи мыслитель сформулировал
заключительный диагноз. В нем Имхотеп Младший упомянул травмированную связку
головки бедра и описал обезображенные дистрофическим процессом суставные
поверхности. Первостепенное значение для доктора имело выявление материальной
причины хромоты бывшего пациента. Так Иосиф узнал, что поразил Бог или Ангела у
отца (Быт. 32:28; Быр. 32:29). Когда-нибудь археологам в содружестве с медицинскими
специалистами представится возможность провести дистанционное зондирование
саркофага Патриарха Иакова в Хевроне. Результаты навсегда прекратят дискуссию о
природе и механизме травмы Израиля, а также о первичном морфологическом
изменении, приведшем к формированию аритмичной походки.
Древнеегипетский хирург-травматолог, обследовавший
Патриарха Иакова, скорее всего, вел документацию и фиксировал рекомендации.
Среди них, похоже, был совет всемерно оберегать связку головки бедра. Истории
болезней – относительно недолговечные письменные свидетельства, что сберегают в
архивах порядка семидесяти лет. Не в пример дольше «живут» религиозные и
развлекательные произведения. Мыслится, это стало главным стимулом для Имхотепа
Младшего принять участие в сотворении книги Бытие. Так врачу удалось сохранить
ключевой аспект открытия для грядущих поколений.
Фрагмент текста Имхотепа Младшего, пронизанный заботой
о пациентах, по-своему понял и дополнил поздний корректор Библии. Он написал
о запрете употреблять в пищу «…жилы, которая на составе бедра» (Быт. 32:32). После
упоминания этого анатомического элемента в Священном Писании читатели невольно
задумывались о его значении. Драпированное ритуальным смыслом наблюдение
Имхотепа Младшего еще больше привлекло внимание. Проницательным эта
осведомленность поспособствовала сохранить здоровье.
Книжник, зафиксировавший диетическую заповедь, понимал,
что при повреждении связки головки бедра индивидуум обрекается на калечество. Получалось,
что игнорирование наставлений служителей культа, грозило невозможностью уврачевания.
Предположительно, и редактору было известно о неизбежности разрушения
тазобедренного сустава и ограничения локомоторной функции. Последствия ущерба
связки головки бедра до сих пор без шанса на излечение. Неминуемость инвалидности
довлеет над пациентом вне зависимости от возраста, образования, жизненной позиции,
материального и иерархического положения. Такая перспектива, верно, воспринималась
с мистическим ужасом и жрецами, и мирянами. Для информирования максимально широкого
круга лиц в доступной форме религиозные лидеры письменно запретили употреблять
в пищу связку головки бедра животных. Чтобы предотвратить риск ошибки, раввины
включили в смысл диетического предписания и нерв, находящийся рядом с тазобедренным
сочленением [45]. Тем
самым банальная разделка туш скота для готовки еды преобразовалась в ритуал, напоминающий
о важности связки головки бедра.
Нам представляется, что «жила состава бедра» есть символ
тщетности усилий и ума человека противостоять неведомым законам Природы. Комплекс
синдромов, развивающийся вслед за поражением связки головки бедра, неуклонно
прогрессирует. Воспрепятствовать тому мы пока бессильны. Размышления о логике
патологических процессов вслед за разрывом обсуждаемого элемента посещали и Имхотепа
Младшего 3600 лет назад. То, что он думал по этому поводу, можно только
догадываться. По счастью его дифференциально-диагностические находки, отраженные
в Первой книге Моисеевой, дошли до наших дней. Всего несколько фраз
осталось после Великого Врача, некогда трудившегося в долине Нила. Ему мы
приписываем слова: «…и хромал он на бедро свое … потому что [Боровшийся]
коснулся жилы на составе бедра Иакова.» (Быт. 32:31-32), а также «А сам пошел
пред ними и поклонился до земли семь раз, подходя к брату своему.» (Быт. 33:3).
Из глубины тысячелетий талантливый целитель напоминает о вероятности
повреждения связки головки бедра при легкой травме, ее значимости для ходьбы и
подсказывает тест, тем кто выявляет дефекты суставов.
Благодаря древнейшему энциклопедисту автор этих строк
занимался литературными поисками, клиническими и экспериментальными исследованиями.
Удалось понять, что метаморфоза связки головки бедра является первым звеном
патогенеза группы нозологий: артроз (остеоартрит), врожденный вывих бедра,
дисплазия тазобедренного сустава, асептический некроз и остеохондропатия
головки бедренной кости. Каждый, даже еще не родившийся, находится под
Дамокловым мечом перечисленных недугов. Так было всегда и так будет вечно, пока
люди живут на планете Земля.
С сожалением приходится признать: эффективное лечение еще не разработано как вышеназванных болезней, так и патологии самой связки головки бедра. Никто доныне не ведает, почему это так. В единичных лабораториях современные врачи и ученые пытаются продвинуться в поисках ответа. Помоги нам, Имхотеп Младший! До тех пор, пока изыскания не увенчались успехом, мы настоятельно советуем: берегите связку головки бедра у себя и ближнего своего.
[1] Броер М, Йосифон Д. Пять книг
Торы. Русс. перевод Д. Йосифона. Йырушалаим: Мосад арав Кук, 5738 [1978].
[2] Перлин БЗ, Андриеш ВН, Бибикова ЛА. Иннервация
тазобедренного сустава человека в норме и при туберкулезном коксите. Кишинев:
Штиинца, 1977.
[3] Кованов ВВ, Травин АА. Хирургическая анатомия нижних
конечностей. Москва, 1963.
[4] Preuss J. Biblical
and Talmudic Medicine. Transl. and ed. by Dr. F. Rosner. New York [etc.]: A
Jason Aronson Book, Rowman & Littlefeld Publishers, 2004.
Preuss J. Biblisch-talmudische
Medizin. Berlin: Verlag von S. Kargen, 1923.
[5] Архипов СВ. Роль связки головки бедренной кости в
патогенезе коксартроза: дис. … канд. мед. наук. Москва, 2012.
[6] Архипов
С.В. Связка головки бедренной кости: функция и роль в патогенезе коксартроза;
2-ое изд., испр. и доп. Йоэнсуу: Издание Автора, 2023.
[7] Архипов С.В. Дети человеческие: истоки библейских преданий в обозрении
врача. Обновляемое электронное эссе, снабженное ссылками на интерактивный
материал. Йоэнсуу: Издание Автора, 2023; версия 1.0.0.
[8] Suggs MJ,
Sakenfeld KD, Mueller JR (Eds). The Oxford Study Bible. Revision English Bible
with Apocrypha. New York: Oxford University press, 1992.
[9] Andriopoulos DZ.
Alcmeon Re-examined. Studii Clasice. 1971;13:7-14.
[10] Гиппократ. Сочинения: Пер. В.И. Руднева; комм. В.П. Карпова.
Кн.3. Москва – Ленинград: Медгиз, 1941.
[11] von Staden H.
Herophilus. The Art of Medicine in Early Alexandria. Cambridge [etc.];
Cambridge University Press, 1989.
[12] Kühn CG. Clavdii
Galeni Opera omnia. Editionem cvravit D. Carolvs Gottlob Kühn, professor
physiologiae et pathologiae in literarvm vniversitate Lipsiensi pvblicvs
ordinarivs etc. Tom. XVIII. Pars I. Lipsiae: prostat in officina libraria Car.
Cnoblochii, 1829.
Kollesch J, Kudlien F.
Apollonii Citiensis In Hippocratis De articulis commentaries; ediderunt
J.Kollesch et F.Kudlien, in linguam Germanicam transtulerunt J. Kollesch et D. Nickel.
Berolini; in aedibus Academiae Scientiarum, 1965.
[13] Гиппократ. Сочинения: Пер. В.И. Руднева; комм. В.П. Карпова.
Кн.3. Москва, Ленинград: Медгиз, 1941.
[14] Nussbaum MC.
Aristotle's De motu animalium: text with translation, commentary, and
interpretive essays. Princeton: Princeton University Press, 1985.
Creswell RT. Aristotle's
history of animals in ten books. London: George Bell & Sons, 1902.
Аристотель. О частях животных. Перевод В.П.
Карпова. Москва: Биомедгиз, 1937.
[15] Гален К. О назначении частей человеческого тела. Пер.
С. П. Кондратьева, под ред. и с примеч. В. Н. Терновского, вступ. ст. В. Н.
Терновского и Б. Д. Петрова. Москва: Медицина, 1971.
[16] Clayton M, Philo
R. Leonardo da Vinci: The mechanics of man. London: Getty Publications, 2010.
[17] Borelli GA. De
Motu Animalium... Ac Dissertationibus Physico-Mechanicis De Motu Musculorum, Et
De Effervescentia, Et Fermentatione, Clarissimi Viri Joh. Bernoullii... Aucta,
& ornata. Neapoli: Typis Felicis Mosca. 1734.
Thurston AJ. Giovanni Borelli
and the study of human movement: An historical review. ANZ Journal of Surgery.
1999;69(4):276-88.
[18] Trevisanato SI.
Medical papyri describe the effects of the Santorini eruption on human health,
and date the eruption to August 1603–March 1601 BC. Medical hypotheses,
2007;68(2)446-9.
[19] Johnson EN, Sparks
RSJ, Phillips JC, Carey S. Revised estimates for the volume of the Late Bronze
Age Minoan eruption, Santorini, Greece. Journal of the Geological Society.
2014;171(4)583-90.
[20] Архипов С.В. Дети
человеческие: истоки библейских преданий в обозрении врача. Обновляемое
электронное эссе, снабженное ссылками на интерактивный материал. Йоэнсуу:
Издание Автора, 2023; версия 1.0.0.
[21] Герц Й. Пятикнижие и гафтарот. Ивритский текст с
русским переводом и классическим комментарием «Сончино». Москва, Иерусалим: Гешарим, 1999 (5759).
[22] Breasted JH. The
Edwin Smith Surgical Papyrus: published in facsimile and hieroglyphic
transliteration with translation and commentary in two volumes. Chicago:
University Chicago Press, 1930.
Sanchez GM, Burridge AL. Decision
making in head injury management in the Edwin Smith Papyrus. Neurosurgical
focus. 2007;23(1)1-9.
[23] Castiglioni A. A
history of medicine. New York: Alfred A Knopf, 1947.
[24] Rowling JT. The
rise and decline of surgery in dynastic Egypt. Antiquity. 1989;63(239)312-9.
[25] Breasted JH. The
Edwin Smith Surgical Papyrus: published in facsimile and hieroglyphic
transliteration with translation and commentary in two volumes. Chicago:
University Chicago Press, 1930.
[26] Rossi M. Homer and
Herodotus to Egyptian medicine. Vesalius: acta internationales historiae
medicinae, 2010:3-5.
Jouanna J. Greek medicine from
Hippocrates to Galen: selected papers. Leiden, Boston: Brill, 2012.
[27] Bardakos NV,
Villar RN. The ligamentum teres of the adult hip. J Bone Joint Surg Br.
2009;91B(1)8-15.
Tibor LM, Sekiya JK.
Differential diagnosis of pain around the hip joint. Arthroskopie. 2008;24(12)1407-21.
[28] Архипов СВ. Роль связки головки бедренной кости в
патогенезе коксартроза: дис. … канд. мед. наук. Москва, 2012.
Архипов С.В. Связка
головки бедренной кости: функция и роль в патогенезе коксартроза; 2-ое изд.,
испр. и доп. Йоэнсуу: Издание Автора, 2023.
[29] Платнер ИЗ. Основательныя наставленiя хирургическiя,
медицинскiя и рукопроизводныя въ пользу учащимся съ прибавленiем къ тому
изобрѣтенныхъ нѣкоторыхъ инструментовъ или орудiй и другихъ вещей къ лѣкарскому
искусству принадлежащихъ : переведены съ Латинскаго языка на Россiйской …
Мартиномъ Шеинымъ. Въ САНКТПЕТЕРБУРГѢ, при Императорской Академiи Наукъ, 1761.
[30] Архипов-Балтийский СВ. Рассуждение о морфомеханике.
Норма. В 2 т. Испр. и доп. изд. Калининград, 2004.
Arkhipov SV. On the role of
the ligamentum capitis femoris in the maintenance of different types of erect
posture. Human Physiology. 2008;34(1)79-85.
Arkhipov SV, Zagorodny NV,
Skvortsov DV. Ligamentum capitis femoris a pilot an experimental study. Am J
Biomed Sci &
Res. 2019;5(2)92-4.
Архипов С.В. Связка головки бедренной
кости: функция и роль в патогенезе коксартроза; 2-ое изд., испр. и доп.
Йоэнсуу: Издание Автора, 2023.
[31] 1990Torah Commentary.Bereshit 32:30.14-15, sefaria.org.
[32] Weber W, Weber E.
Mechanik der menschlichen Gehwerkzeuge: eine anatomisch-physiologische
Untersuchung. Gottingen: Dietrichsche Buchhandlung, 1836.
Struthers J. Demonstration of
the use of the round ligament of the hip joint. Edinburgh Med J.
1858;4(5)434-42.
Savory WS. On the use of the
ligamentum teres of the hip joint. J Anat Physiol. 1874;8(2)291-6.
Воробьев ВП. Анатомия
человека: руководство и атлас для студентов и врачей в 3-х т., Т. 1. Москва:
Медгиз, 1932.
Иваницкий МФ. Анатомия человека (с основами динамической и спортивной
морфологии) : Учебник для институтов физической культуры. изд. 5-е, перераб., и
доп. Москва: Физкультура и спорт, 1985.
[33] Morrison C., Kook
AI. Sapphire from the Land of Israel: A new light on Weekly Torah Portion from
the writings of Rabbi Abraham Isaac HaKohen Kook. 2013.
[34] Breasted JH. The
Edwin Smith Surgical Papyrus: published in facsimile and hieroglyphic
transliteration with translation and commentary in two volumes. Chicago: University
Chicago Press, 1930.
[35] O’Donnell J,
Economopoulos K, Singh P, Bates D, Pritchard M. The ligamentum teres test: a
novel and effective test in diagnosing tears of the ligamentum teres. Am J
Sports Med 2014;42:138-43. ]
[36] Reiman MP, Kemp
JL, Heerey JJ, Weir A, Van Klij P, Kassarjian A, ... Dijkstra HP. Consensus
recommendations on the classification, definition and diagnostic criteria of
hip-related pain in young and middle-aged active adults from the International
Hip-related pain research network, Zurich 2018. British journal
of sports medicine. 2020;54(11)631-41.
[37] Архипов
С.В. Связка головки бедренной кости: функция и роль в патогенезе коксартроза;
2-ое изд., испр. и доп. Йоэнсуу: Издание
Автора, 2023.
[38] Gray AJ, Villar
RN. The ligamentum teres of the hip: an arthroscopic classification of its
pathology. Arthroscopy: The Journal of Arthroscopic & Related Surgery.
1997;13(5)575-8.
[39] Дитерихс ММ. Введение в клинику заболеваний суставов. Москва, Ленинград: Биомедгиз, 1937.
[40] Kellgren JH,
Jeffrey M, Ball J. Atlas of standard radiographs. Vol 2. Oxford: Blackwell
Scientific, 1963.
[41] Arkhipov SV,
Skvortsov DV. Ligamentum capitis femoris: first written mentions. MLTJ.
2019;9(2)156-64.
[42] Kevorkian J. The
story of dissection. New York: Philosophical Library, [c. 1959].
Ajileye AB, Esan EO, Adeyemi
OA. Human Embalming Techniques: A Review. American Journal of Biomedical
Sciences. 2018:10(2)82-95.
[43] Rowling JT.
Pathological changes in mummies. Proceedings of the Royal Society of Medicine.
1961;54(May)409-15
Giuffra V, Fornaciari G,
Ciranni R. A new case of ancient restoration on an Egyptian mummy.
2006;92(1)274-8.
Thurston AJ. Paré and
prosthetics: the early history of artificial limbs. ANZ journal of surgery.
2007;77(12)1114-9.
Colazilli A. Reproducing human
limbs. Prosthesis, amulets and votive objects in Ancient Egypt. Res
Antiquitatis. Journal of Ancient History. 2012;3:147-74.
[44] Rowling JT. The
rise and decline of surgery in dynastic Egypt. Antiquity. 1989;63(239)312-9.
[45] Маймонид. Мишне Тора. Книга Святость. Москва: Издательство «Книжники», 2014.
ben Maimon M, Touger E. Mishneh Torah. Jerusalem: Boys Town, 1965.
««назад || СОДЕРЖАНИЕ КНИГИ || вперед»»
Автор:
Архипов С.В. – кандидат медицинских наук, врач-хирург, травматолог-ортопед.
Цитирование:
Архипов С.В. Девятый месяц, одиннадцатый день: Рассуждение о XXXII главе книги Бытие; 2-е изд., перераб. и доп. Йоэнсуу: Издание Автора, 2024.
Приобретение:
PDF версия размещена на платформах Google Play и Google Book.
Ключевые слова
ligamentum capitis femoris, ligamentum teres, связка головки бедра, история, первый пациент, симптомы, травма, повреждение, синонимы
Комментарии
Отправить комментарий