К основному контенту

2024АрхиповСВ. Глава 4

  

Глава 4 монографии «Девятый месяц, одиннадцатый день» посвященной древнейшему упоминанию травмы ligamentum capitis femoris (LCF) и судьбе первого пациента с данной патологией. Ниже размещена дополненная интерактивная версия.

   

Глава 4

ГЕОГРАФИЯ ВЕТХОЗАВЕТНОГО ПОХОДА 

Книга Бытие напоминает летописное повествование, что позволяет подходить к ее анализу с позиции объективности. Возможность датировки содержания текста стала одной из ключевых предпосылок для его научного изучения. Хронологический стиль начинает прослеживаться с первой главы, где изображаются этапы творения Мира (Быт. 1:1-31). Далее излагаемые события следуют друг за другом в логичном порядке с указанием географических объектов и поселений людей. Многие из них исчезли либо поменяли название, но, несмотря на это, еще могут быть обнаружены на местности и географических картах. Вместе с тем сопряжение мифологии и реальности в Священном Писании существенно затрудняет как расшифровку смысла, так и привязку обстоятельств ко времени и ландшафту.


Рафаэль – Иаков возвращается в Ханаан (1483-1520); оригинал в коллекции gallerix.org (CC0 – общественное достояние, коррекция цветопередачи).


После двадцати лет жизни в Северной Месопотамии (Быт. 31:38) Патриарх Иаков, убоявшись притеснений тестя Лавана (Быт. 31:1-2), отправился на родину (Быт. 31:3,21). Предстояло перейти от города Харран (Быт. 28:10) в землю Ханаанскую (Быт. 31:18). По нынешнему страноведению стезя пролегала из южной части Турции (Восточная Анатолия) на территорию Израиля (Южный Левант). Наш герой вышел караваном «…со всем, что у него было» (Быт. 31:21). Жены и дети передвигались на верблюдах (Быт. 31:17). Одновременно перегонялись стада и шли вьючные животные, перевозившие «все богатство» (Быт. 31:18). О размерах достояния Патриарха Иакова мы читаем выше: «…было у него множество мелкого скота, и рабынь, и рабов, и верблюдов, и ослов» (Быт. 30:43). Позже приводится подробный перечень разновидностей имевшихся в хозяйстве домашних животных: козы, овцы, верблюды, коровы, ослы (Быт. 32:14-15). Из сказанного понятно: процессия была многочисленная и внешне выглядела переселением крупной деревни.


Ветхозаветная земля; изображение создано с использованием сервиса earth.google.com.


По Библии, прочим литературным источникам и картам возможно лишь приблизительно определить путь, которым перемещалась семья Патриарха Иакова. В проекции на современную топографию маршрут пересекал земли государств Ближнего Востока: Турцию, Сирию, Иорданию и Израиль. Перед походом Патриарх Иаков «…призвал Рахиль и Лию в поле, к [стаду] мелкого скота своего» (Быт. 31:4). Это предполагает, что семейство выдвинулось не из Харрана, а из стойбища в пригороде. Согласно Евсевию Памфил и Иерониму Стридонскому, Харран – «город Месопотамии за Едессой» называемый также Карра, Харр и Харра [1]. Похоже, в нем родился новозаветный «Иуда Симонов Искариот» (Иоан. 12:4). Наименование населенного пункта происходит от аккадского слова «ḫarrānu», переводимого как «дорога, путешествие, караван» [2]. Координаты селения: 36°52′ северной широты и 39°01′ восточной долготы. Сейчас в 45 км северо-западнее Харрана отстроен город Шанлыурфа ранее Эдесса (Едесса). Поселение является столица одноименной провинции Республики Турция. На снимках из космоса долина Харрана выглядит изумрудной местностью к югу от Армянского нагорья. По форме район представляет собой почти правильный прямоугольник. Его протяженность с севера на юг около 50 км, а с запада на восток – 30 км. До сих пор основа благосостояния туземного населения – фермерство.


Оазис Харрана; изображение создано с использованием сервиса earth.google.com.


В непосредственной близости от Харрана раскопано древнейшее святилище из резных камней Гебекли-Тепе, возведенное порядка 11000 лет назад [3]. Памятник демонстрирует социализацию и освоение людьми прилегающих земель с глубокой древности. На севере Сирии и юго-востоке Турции обнаружена достоверно одомашненная пшеница возрастом 9300-9250 лет, а «возможно домашняя» собиралась еще ранее – 10200 лет назад [4]. Прирученные овцы в Восточной Анатолии появились тоже примерно 10200 лет назад [5]. Поселение Харран известно из письменных источников конца третьего тысячелетия до современной эры [6]. До сих пор сохранились его специфические древние жилые постройки – дома-ульи.   В начале второго тысячелетия до современной эры городище пересекали торговые магистрали, включая те, что вели в Южную Месопотамию [7].

 
Дома-ульи в Харране (2015). Автор фотографии Acar54; оригинал в коллекции wikimedia.org (CC BY-SA 3.0, без изменений).


Выйдя из Харрана, Патриарх Иаков «перешел реку и направился к горе Галаад» (Быт. 31:21). Упомянутый водоток, бесспорно, среднее течение Евфрата. Он дугой рассекает Турцию и Сирию с северо-запада на юго-восток. От него процессия проследовала западнее Сирийской пустыни вдоль восточного края хребта Антиливан и Голанских высот. Затем по плато Хуран странники приблизились к глубокому непроходимому каньону реки Ярмук и обогнули его с востока.

Галаад, или плато «Гильад» (Гилад) – гористая область восточнее реки Иордан [8]. Ныне она принадлежит Иорданскому Хашимитскому Королевству, расположенному между 29-34° северной широты и 35-39° восточной долготы. Основные моменты исхода семьи Патриарха Иакова из Харрана развивались в пределах означенного государства. Протяженность Иордании с юга на север ориентировочно 400 км. Большая часть страны лежит на высотах 400-1500 м над уровнем мирового океана – Иорданском (Трансиорданском) нагорье. Оно продолжение Аравийского плоскогорья, на котором, кроме Галаадских, выделяются также Авранские и Аваримские горы [9]. Авранские локализуются северо-восточнее Галладского массива, Аваримские – южнее.


Каньон реки Ярмук, Галилейское море, Голанские высоты – обход с плато Хуран возможен с восточнее; изображение создано с использованием сервиса earth.google.com.


В Библии понятие «земля Галаад» (Чис. 32:1) распространялось на всю нагорную местность к востоку от Иорданской долины. Согласно Священному Писанию, северо-западнее расположено Галилейское (Тивериадское, Генисаретское) море (озеро) и гора Ермон (Сион, Хермон), на юге – река Арнон, восточнее – Иордан, впадающие в Мертвое море (Чис. 32:1,29; Втор. 3:8, 4:48; Иис. Нав. 13:11, 17:16, 22:13,15; Суд. 10:4, 20:1). В Первой книге Моисеевой выделяется гора Галаад, где встретились Патриарх Иаков и Лаван (Быт. 31:21,23,25). Здесь в ознаменование заключения мирного соглашения они соорудили памятный знак, установив вертикально скальный обломок и сделав насыпь из камней (Быт. 31:45-46). Мемориал родственники величали: «Иегар-Сигадуфа», «Галаад» и «Мицпа» (Быт. 31:47-49). Точная локализация библейской горы Галаад неизвестна, есть лишь предположения [10].

Галаадские горы обычно уравнивают с Иорданским нагорьем. На нем выделяют три области: северная – нагорье Джебель-Аджлун или Северный Галаад; средняя – Балка или Южный Галаад, он же Джебель Джелаад; южная – Аль-Шарат. Джебель-Аджлун часто обозначается топонимом Джелаад, а изредка – Восточные высоты. Следовательно, это новые синонимы ветхозаветной земли Галаад. Изначально именно ее достигает процессия Патриарха Иакова (Быт. 31:25). К северу от означенного горного района находится каньон реки Ярмук, на юге – ущелье реки Нахр-эз-Зарка (Иавок), восточнее – Сирийская пустыня, западнее – долина реки Иордан, а точнее, ее северо-восточный край – равнина Гор Эль Арбайн. Верификация библейских Галаадских гор свидетельствует: клан Израиля не перемещался по территории, в наше время подконтрольной государству Ливан, например, вдоль берега Средиземного моря или по долине Бекаа.


Северный Галаад; изображение создано с использованием сервиса earth.google.com.


Нагорье Джебель-Аджлун серовато-белого цвета, образовано юрским известняком вместе с доломитом и мелом. На севере вершины покрывают вечнозеленые дубовые и фисташковые рощи. Южнее, горы практически лишены лесов, весной на них появляются и быстро исчезают травы ввиду знойного лета и малого количества осадков. В низинах, в основном по берегам рек и ручьев, произрастает кустарник, встречаются деревья [11]. Общие впечатления о флоре и фауне Галаадских гор прошлых лет можно получить, посетив Национальный парк Диббин, а также туристический парк Иштафина в Иордании.


Южная часть Иорданского нагорья Аль-Шарат (справа внизу) = земля (гора) «Сеир» (Быт. 32:3); Ханаан (слева); изображение создано с использованием сервиса earth.google.com.


Иорданское нагорье с запада на восток рассечено реками, питающими Иордан и Мертвое море. Значительные водотоки: Ярмук, Нахр-эз-Зарка (Иавок), Муджиб, Хаса. Временные русла – «вади», наполняются после дождей. Высочайшие пики Иордании локализуются на юге: гора Джебель Рум (1754 м) и Джебель-Умм-ад-Дами (1854 м). Посередине Иорданского нагорья (Южный Галаад, Балка) процветает столица Амман. В прошлом город фигурировал в хрониках как Равва и Рабат Амон, а в греко-римскую эпоху – Филадельфия. На востоке от Иорданского нагорья простираются песчаные и каменистые пространства с преимущественно плоским рельефом. Они раскинулись на стыке жарких пустынь: Сирийской и Северо-Аравийской. Южную часть Иордании занимает величественная пустошь Вади-Рам, засушливая и, по сути, безжизненная, с холмами и гористыми участками. Палящее Солнце и ветер тысячелетия разрушали скальные кряжи, придавая им специфическую форму, и образовывали песчаные пространства. На западе Иордании вдоль меридиана протянулась северная оконечность Восточно-Африканского Разлома. Эта часть, обозначаемая термином Рифт Мертвого моря – 375 км в длину и шириной до 22 км. В северной зоне понижения расположена долина Иордана, а в центральной – впадина Мертвого моря. Тут локализуется низшая отметка суши планеты, лежащая на 420 м ниже уровня мирового океана [12].


Маршрут из «Маханаима» (Быт. 32:2) к реке Иавок (Быт. 32:22); изображение создано с использованием сервиса earth.google.com.


Путешествуя из Двуречья в Ханаан, Патриарх Иаков посылает парламентеров к Исаву «в землю Сеир, в область Едом» (Быт. 32:3). Гора Сеир (Сиир) описывалась как пик в стране Гевалине с главным городом Едомитян – Востра (Восор), что в 24 милях от Адраи и в четырех днях пути от Дамаска [13]. Сопоставление упомянутых ветхозаветных мест и географии показывает: Едом, что в земле Сеир (Быт. 32:3) или на «горе Сеир» (Быт. 36:8), есть территория юго-восточнее Мертвого моря. На современных картах это юг Иорданского нагорья Аль-Шарат. Известнейшее селение означенного района – оставленная людьми Петра. Важнейшие существующие населенные пункты: Вади-Муса, Эль-Карак и Маан.


Маршрут от реки Иавок (Быт. 32:22) до «Сокхофа» (Быт. 33:17) и предполагаемое место встречи Иакова и Исава (Быт. 33:1-13); изображение создано с использованием сервиса earth.google.com.

С геологической точки зрения действия предания о переселении семьи Патриарха Иакова из Харрана в Ханаан разворачивались на Аравийской литосферной плите. Она перемещается на северо-северо-восток относительно Синайской плиты примерно на 4.8 мм в год [14]. На севере с ней столкнулись Анатолийская и Евразийская тектонические плиты. При почти однонаправленном смещении с Африканской плитой, Аравийская движется несколько быстрее и поворачивается против часовой стрелки. Перемещение указанных колоссальных геологических образований породило долину Мертвого моря, реки Иордан и бассейн Галилейского озера. Сдвиг в системе трансформации Мертвого моря, а именно в долине Иордана, составляет 4.7-5.1 мм в год [15]. Южнее Ливана, вблизи устья реки Ярмук и Галилейского моря, скорость скольжения Аравийской тектонической плиты на север относительно Африканской – 4.5-4.7 мм в год [16]. Наряду с описанными смещениями, западная часть Аравийской литосферной плиты с Иорданией медленно поднимается [17]. В целом бассейн Мертвого моря представляет пример деформированной континентальной коры с растяжением с севера на юг и прогибом в поперечном направлении [18]. При скорости 5 мм в год, за 5-6 тысячелетий Аравийская тектоническая плита переместилась севернее на 25-30 метров. Значит, со времен цивилизаций Междуречья и Древнего Египта ландшафт на маршруте похода Патриарха Иакова претерпел незначительные трансформации. Менее всего рельеф изменился между реками Евфрат и Иордан.


Долина реки Иавок в 1.5 км от устья, верхнее течение справа (Иордания, ноябрь 2014 г., фотография автора).

Иордан – главная водная артерия Ветхозаветной Земли. Она начинается в горах Антиливана на высотах до 3000 метров. Далее река течет на юг, разливается Галилейским морем, выходя из которого, протекает по долине, окруженной Иудейскими (Иудейско-Самарийскими), Галаадскими и Аваримскими горами. В итоге поток впадает в Мертвое море. Расстояние, преодолеваемое рекой между Галилейским и Мертвым морем, порядка 105 км. Крупнейший восточный приток Иордана – Ярмук длиной около 40 км. Третий по значимости водоток Иордании – Нахр эз-Зарка (Синяя река), также именуется: Сейль-эз-Зарка, Зарка, Зерка, Ябок, Яббок, Иабок, Иаббок, Йаббок. В русскоязычной Библии она фигурирует как Иавок, что преодолевал Патриарх Иаков, следуя в Ханаан (Быт. 32:22). Водная преграда некогда разделяла владения аммонитян и аморреев (Чис. 21:24) [19].


Гюстав Доре – Примирение Иакова с Исавом (1866); оригинал в коллекции wikimedia.org (CC0 – общественное достояние, осветление).


Иавок образуют две главные ветви: Амман-Зарка и Вади Дулейль. Первая берет начало на северо-востоке Иорданского нагорья и в восточной области Откосов оконечности Великого Африканского разлома. Вторая – в засушливых регионах Иорданского нагорья и плато. Иавок принимает влагу множества мелких речек и ручьев, пересыхающих в летний период. Их истоки на склонах близлежащих гор Северного и Южного Галаада [20]. Генеральное направление течения – с востока на запад. Сегодня у координаты 32°11′ северной широты и 35°48′ восточной долготы в Галладских горах сооружена плотина. От нее Иавок следует по узкому каньону, выходит в долину и впадает в Иордан приблизительно в точке 32°7′ северной широты, 35°32′ восточной долготы. Устье находится ближе к Мертвому морю, ориентировочно на 1/3 расстояния меж ним и Галилейским озером. Река протекает преимущественно по гористому и холмистому рельефу, на значительном протяжении – по ущельям, а на ряде участков – по долинам. Ширина потока переменна, зависит от сезона и количества осадков, составляя от нескольких метров в верховье и среднем течении до более чем двух десятков метров в дельте [21]. Она характеризуется относительно постоянным объемом сброса воды: 2-3 млн. куб. метров летом и 5-8 млн. куб. метров зимой. По данным Multilateral Working Group on Water Resources, максимальное зарегистрированное наводнение на реке случилось 29 ноября 1979 года. В этот день по руслу прошло не менее 2.5 млн. куб. метров воды [22].


Долина реки Иордан вблизи поселения Дамия = библейский «Сокхоф» (Быт. 33:17), нижнее течение слева (Иордания, ноябрь 2014 г., фотография автора).

Продвигаясь дальше от горы Галаад, Патриарх Иаков достигает области «Маханаим» (Быт. 32:2). Мыслится, то есть местность на северо-востоке Иорданской долины, вокруг селения Эш Шуна аль Шамалия (Северная Шуна). Отсюда семейство кочует восточнее Иордана на юг. Позже караван минует локацию «Пенуэл» (Быт. 32:30) и останавливается в месте «Сокхоф» (Быт. 33:17). В версии Первой книги Моисеевой, переведенной непосредственно с иврита, топонимы именуются «Пынуэйл» (Быр. 32:32) и «Суккот» (Быр. 33:18) [23]. Их положение столетия вызывает дискуссии исследователей Ветхого Завета. По нашему мнению, Пынуэйл селение южнее реки Иавок – сейчас Маади. Лагерь Сокхоф был разбит близ устья реки Иавок. Думается, он располагался на месте сегодняшнего поселка Дамия. По легенде, где-то посередине меж Пынуэйлом и Сокхофом встретились Патриарх Иаков и Исав (Быт. 33:3-4).

Из Священного Писания ведомы прочие селения, называемые Сокхоф (Суккот). Один отстроен в Египте между «Раамсесом» и «Ефамом» (Исх. 12:37, 13:20; Чис. 33:6-7). Историки его идентифицируют с Туку, недалеко от Питома [24]. Известен другой «Сокхоф, что в Иудее», близ «Азека» «в Эфес-Даммиме» (1Цар. 17:1). Видимо, речь идет о соименной долине (Пс. 59:8, 107:8). Возле Сокхофа, состоялся поединок будущего царя Давида с великаном Голиафом (1Цар. 17:40-41). После сражения войско филистимлян преследовалось «по дороге Шааримской до Гефа и до Аккарона» (1Цар. 17:52). «Гефа» – город у «Иавнеи» и «Азота» в области «Азотской» (2Пар. 26:6). Поселение Азот в наши дни именуется Ашдот. Соответственно, долина Сокхоф, связанная со сказочным подвигом Давида, помещалась библейскими редакторами недалеко от Средиземного моря. Она не имеет отношение к исходу Патриарха Иакова из Северной Месопотамии.


Маршрут от места «Сокхоф» (Быт. 33:17) в «Сихем» (Быт. 33:18); изображение создано с использованием сервиса earth.google.com.

Климат в Иордании тропический, средиземноморского типа. Средняя температура воздуха зимой – 7.2°C, а самый холодный месяц – январь. Наиболее знойный месяц – август, когда жара достигает 48.9°C. В Аммане, южнее русла реки Иавок, обычно летом – 25.6°C. Если на территории Иорданского плато, как правило, тепло и сухо, то в пустыне пекло сменяется холодными ветрами, дующими из Центральной Азии. В зимние месяцы выпадает от 660 мм осадков на северо-западе до 127 мм на востоке. Строго говоря, сезонов только два: сухое знойное лето и зимний прохладно-дождливый период. В окрестностях Аммана и Петры зимой вместо дождей может идти снег. Летний зной сочетается с удушливыми ветрами из пустынь, поднимающими пыль. Земля охлаждается только ночью, а выпадающая роса поддерживает жизнь растений [25].

Согласно Библии, имелись отличия осадков осенью при посеве в октябре и весной в апреле. Их обозначали: «ранний и поздний дождь» (Втор. 11:14; Ос. 6:3; Иер. 3:3, 5:24; Иоил. 2:23). В промежутке время от времени выпадают жидкие осадки, а иногда идет град (Пс. 147:5). После «позднего дождя» начинается летний зной, который в течение нескольких месяцев с мая по сентябрь изнуряет людей и животных. Ливни и грозы в этот период – явление исключительно редкое. Означенное вызывало в народе «большой страх» (1Цар. 12:17-18).


Маршрут из «Сихема» (Быт. 33:18) в Хеврон = Хеброн = Эль-Халиль (Быт. 35:27); изображение создано с использованием сервиса earth.google.com.


Из Сокхофа племя переправляется через Иордан и приходит в Сихем (Быт. 33:18). Сихем (Шехэм), нынешний Наблус, – город в Самарии с координатами 32°12′ северной широты и 35°15′ восточной долготы. Местность заселяется в 4500-3200 годах до современной эры. В 1900-1750 годах до современной эры наблюдаются признаки урбанизации, а в 1650-1550 годах до современной эры это крупный населенный пункт [26]. После конфликта с аборигенами семья Патриарха Иакова направляется в Вефиль, он же Луз (Быт. 28:19, 35:1,6). В переводе книги Бытие с иврита селение называется и Луз, и Бэйт-Эйл (Быр. 35:6-7). У его стен глава семейства заночевал в юности, убегая в Харран, и узрел «вещий» сон (Быт. 28:12).

Из Вефиля клан продвигался по Иудейским горам в сторону Ефрафы (Быт. 35:16). В пути от осложнения родов умерла супруга Патриарха Иакова Рахиль и «…погребена на дороге в Ефрафу, то есть Вифлеем» (Быт. 35:19). Крайний сегодня благоденствует в двух – трех километрах южнее Иерусалима. Библеисты полагают, что последний ранее обозначали Салим (Шалэйм, Шалем) 27]. Он впервые упоминается в египетских папирусах, относящихся к 19-18 веку до современной эры [28]. В Салиме царь и священник Мелхиседек благословлял Авраама (Быт. 14:18-19). Патриарх Иаков мог лицезреть стены великого града, но не упомянул их. Возможно, странники умышленно обходили стороной поселки, опасаясь разбойного нападения. Предание говорит, что они не желали внушать ужас после резни, устроенной в Сихеме (Быт. 34:25, 35:5).


Диерик Батус Старший – Встреча Авраама и Мелхиседека (1464-1467), на заднем плане город Салим (Иерусалим?); оригинал в коллекции wikimedia.org (CC0 – общественное достояние, коррекция цветопередачи).


По синодальному тексту Библии, позже скитальцы разбивают лагерь «за башнею Гадер» (Быт. 35:21). В русском переводе с иврита упоминается остановка «подалее от Мигдал-Эйдера» (Быр. 35:21). Это поселение или фортификационное сооружение, не исключено, существовало на месте современного Мигдал Оз. В завершении странствия Патриарх Иаков приходит «в Мамре, в Кириаф-Арбу, то есть Хеврон», где проживал отец Исаак (Быт. 35:27). Хеврон (Хеброн, Эль-Халиль) процветает на юге Иудейских гор в точке 31°32′ северной широты и 35°05′ восточной долготы.

Согласно нашим измерениям, сделанным по топографической карте, выйдя из Харрана караван, преодолел ориентировочно 900 км. Он пересек по меньшей мере три реки: Евфрат, Иавок и Иордан, северную часть нагорья Джебель-Аджлун и с севера на юг – Иудейские горы. Из обзора географии представляется, то было многотрудное и рискованное переселение.

  

Примечания к тексту 


[1] Аверинцев СС (Ред). Христианство. Энциклопедический словарь: В 2-х т., Т.1. Москва: Большая Российская энциклопедия, 1993.

Нюстрем Э. Библейский энциклопедический словарь. Санкт Петербург: Библия для всех, 2000.

[2] Gelb IJ, Jacobsen T, Landsberger B, Oppenheim AL (Eds). The Assyrian Dictionary of the Oriental Institute of the University of Chicago; Vol. 6. Chicago, Glückstadt: Published by the Oriental Institute and J.J. Augustin verlagbuchhandlung, 1956.

[3] Curry A. Göbekli Tepe: The world’s first temple. Smithsonian magazine, 2008;3:1-4.

[4] Tanno KI, Willcox G. How fast was wild wheat domesticated? Science. 2006;311(5769)1886.

[5] Zeder MA. Domestication and early agriculture in the Mediterranean Basin: Origins, diffusion, and impact. Proceedings of the national Academy of Sciences. 2008;105(33)11597-604.

[6] Holloway SW. Aššur is King! Aššur is King! – Religion in the Exercise of Power in the Neo-Assyrian Empire. Leiden, Boston, Köln: BRILL, 2002.

[7] Green TM. The Presence of the Goddess in Harran. In: Lange EN (Ed). Cybele, Attis and Related Cults. Essays in Memory of M.J. Vermaseren. Leiden [etc]: Brill, 1996:87-100.

[8] Кацельсонъ Л, Гинцбургъ ДГ. Еврейская энциклопедiя. Сводъ знанiй о еврействѣ и его культурѣ в прошломъ и настоящемъ: в 16 т. С.-Петербургъ. Изданiе Общества для Научныхъ Еврейскихъ Изданiй и Издательства Брокгаузъ-Ефронъ, [1908–1913].

Герц Й. Пятикнижие и гафтарот. Ивритский текст с русским переводом и классическим комментарием «Сончино». Москва, Иерусалим: Гешарим, 1999 (5759).

[9] Арманд ДЛ, Добрынин БФ, Ефремов ЮК и др. Зарубежная Азия. Физическая география. Москва: Учпедгиз, 1956.

Атлас-мира. Москва: Главное управление геодезии и картографии, 1989.

Орленок ВВ (Ред). Физическая география. Калининград: Янтарный сказ, 1998.

[10] Нюстрем Э. Библейский энциклопедический словарь. Санкт Петербург: Библия для всех, 2000.

Феодосий. О местоположении Святой Земли. Православный Палестинский сборник. Вып. 28. Санкт Петербург, 1891.

[11] Орленок ВВ (Ред). Физическая география. Калининград: Янтарный сказ, 1998.

[12] Романова ЭП, Алексеева НН, Аршинова МА. Физическая география материков и океанов. Под ред. Э.П. Романовой. В 2-х т., Т. 1. Физическая география материков. Москва: Академия, 2014.

[13] Феодосий. О местоположении Святой Земли. Православный Палестинский сборник. Вып. 28. Санкт Петербург, 1891.

[14] Reilinger R, Karam G. GPS constraints on continental deformation in the Africa–Arabia–Eurasia continental collision zone and implications for dynamics of plate interactions. Journal of Geophysical Research: Solid Earth. 2006;111(B05411)1-26.

[15] Ferry M, Meghraoui M, Karaki AA, Al-Taj M, Amoush H, Al-Dhaisat S, Barjous M. A 48-kyr-long slip rate history for the Jordan Valley segment of the Dead Sea Fault. Earth and Planetary Science Letters. 2008;260(3-4)394-406.

[16] ArRajehi A, McClusky S, Reilinger R, Daoud M, Alchalbi A, Ergintav S, ... Kogan L. Geodetic constraints on present‐day motion of the Arabian Plate: Implications for Red Sea and Gulf of Aden rifting. Tectonics. 2010;29(TC3011)1-10.

[17] Stern RJ, Johnson P. Continental lithosphere of the Arabian Plate: a geologic, petrologic, and geophysical synthesis. Earth-Science Reviews. 2010;101(1-2)29-67.

[18] Al-Zoubi A, ten Brink U. Lower crustal flow and the role of shear in basin subsidence: an example from the Dead Sea basin. Earth and Planetary Science Letters. 2002;199(1-2)67-79.

[19] Книга апокрифов. С коммент. П. Берснева, С. Ершова. Санкт Петербург: Амфора, 2004.

[20] Арманд ДЛ, Добрынин БФ, Ефремов ЮК и др. Зарубежная Азия. Физическая география. Москва: Учпедгиз, 1956.

Атлас-мира. Москва: Главное управление геодезии и картографии, 1989.

Орленок ВВ (Ред). Физическая география. Калининград: Янтарный сказ, 1998.

[21] Арманд ДЛ, Добрынин БФ, Ефремов ЮК и др. Зарубежная Азия. Физическая география. Москва: Учпедгиз, 1956.

[22] Namrouqa H. The Integrated Environmental Management of the Zarqa River in Jordan. 05.05.2009, medwet.org.

[23] Броер М, Йосифон Д. Пять книг Торы. Русс. перевод Д. Йосифона. Йырушалаим: Мосад арав Кук, 5738 [1978].]

[24] Герц Й. Пятикнижие и гафтарот. Ивритский текст с русским переводом и классическим комментарием «Сончино». Москва, Иерусалим: Гешарим, 1999 (5759).

[25] Орленок ВВ (Ред). Физическая география. Калининград: Янтарный сказ, 1998.

[26] Freedman DN (Ed). The anchor Yale Bible Dictionary. 6 Vols. New York: Doubleday, 1992.

[27] Герц Й. Пятикнижие и гафтарот. Ивритский текст с русским переводом и классическим комментарием «Сончино». Москва, Иерусалим: Гешарим, 1999 (5759).

[28] Freedman DN (Ed). The anchor Yale Bible Dictionary. 6 Vols. New York: Doubleday, 1992. 

 

««назад || СОДЕРЖАНИЕ КНИГИ || вперед»»

                                                                     

Автор:

Архипов С.В. – кандидат медицинских наук, врач-хирург, травматолог-ортопед.

Цитирование:

Архипов С.В. Девятый месяц, одиннадцатый день: Рассуждение о XXXII главе книги Бытие; 2-е изд., перераб. и доп. Йоэнсуу: Издание Автора, 2024.  

Приобретение:

PDF версия размещена на платформах Google Play и Google Book.

Ключевые слова

ligamentum capitis femorisligamentum teres, связка головки бедра, история, первый пациент, симптомы, травма, повреждение, синонимы

СОДЕРЖАНИЕ РЕСУРСА

Комментарии

Популярные статьи

2024АрхиповСВ. Девятый месяц, одиннадцатый день

Монография « Девятый месяц, одиннадцатый день » посвящена древнейшему упоминанию травмы ligamentum capitis femoris (LCF) и судьбе первого пациента с данной патологией.  Ниже размещена дополненная интерактивная версия.  В виде PDF документа книга опубликована в Google Play и Google Book .    АННОТАЦИЯ Предание книги Бытие о борьбе Патриарха Иакова с богом – пересказ сна. Наше мнение базируется на оценке легенды с медицинской точки зрения. Анализ текста с учетом достоверных сведений показал: первая версия написана почти 3600 лет назад в Египте. Над произведением работали два сочинителя. Один, врач-энциклопедист, дополнил семейные сказания соавтора дубликатами литературных персонажей и научными фактами. Последнее сделало основу библейской эпопеи правдоподобной в глазах современников. Позже художественно обработанное сновидение явилось узловым обстоятельством доктрин крупнейших религий. Кому и почему это потребовалось, не обсуждается. Большинство загадок ветхозаветног...

СОДЕРЖАНИЕ РЕСУРСА

  LCF –  ключ к грациозной походке, выяснению причин болезней тазобедренного сустава и опровержению мифов о них. Мы представляем перспективное научное знание, необходимое для сбережения здоровья, разработки  имплантов и  новых способов лечения дегенеративно-дистрофических заболеваний тазобедренного сустава. Цель проекта: содействие сохранению нормальной походки и качества жизни, помощь в изучении механики  тазобедренного сустава, разработке эффективных способов лечения его болезней и травм.   СОДЕРЖАНИЕ  РЕСУРСА  БИОМЕХАНИКА И МОРФОМЕХАНИКА    ( О взаимосвязи механики и морфологии тазобедренного сустава ) 1586 PiccolominiA . Одно из первых рассуждений о биомеханике  LCF  с описанием ее формы, механических свойств и крепления. 1728 WaltherAF.   В выбранном отрывке обсуждаются анатомия, механические свойства и функции  LCF . 2004Архипов-БалтийскийСВ. Новая механика тазобедренного сустава.  2004...

Ваша публикация в блоге

  Публикации блога посвящены связке головки бедренной кости, именуемой на латыни ligamentum capitis femoris (LCF). Статьи и иллюстративный материал, обновляемый и публично обсуждаемый. На нашей площадке Вы можете разместить свой текст о LCF бесплатно на любом языке и далее его корректировать. Допустима публикация значимой цитаты, аннотации или всего произведения иного автора при условии соблюдения его законных прав. Участие в проекте – это перспективный вид научной кооперации, способ повышения эффективности в клинической практике и результативности исследовательской деятельности. Здесь вклад каждого умножается знаниями и опытом коллег, а также предшествующих поколений докторов и ученых, изучавших LCF. Все писатели о LCF обретают удобную возможность: участия в дискуссиях по темам, поднятым в их статье, получать комментарии специалистов и ценные советы в практической работе и научных изысканиях. У нас возможно представить и обсудить идею, зафиксировать свой приоритет, поделиться ...

ЭКСПЕРИМЕНТЫ И НАБЛЮДЕНИЯ

  ЭКСПЕРИМЕНТЫ И НАБЛЮДЕНИЯ    ( Наблюдаемые эффекты нормы и патологии, опыты на моделях ) 1672 GengaB .  Автор впервые сообщает о случае отсутствия  LCF  в обоих тазобедренных суставах.  1725SaltzmannJ_NicolaiHA.  Авторы сообщают о случае отсутствия LCF у пожилой женщины.  1738 LadmiralJ .  Первое изображение и описание LCF младенца. 1751 HallerA .  Автор описывает случай отсутствия  LCF  с двух сторон.  1779SandifortE.  Автор сообщает о случае отсутствия LCF.  1783 BonnA .  Автор описывает случаи отсутствия  LCF  и ямки головки бедренной кости.  1820 PallettaGB.  Автор подробно описывает топографию, строение и кровоснабжение  LCF . 1823 GerdyPN.  Автор наблюдал смещение головки бедренной кости из вертлужной впадины наружу при натяжении  LCF .  1827PaxtonJ.  Визуализация  LCF  через отверстие в вертлужной впадине? (интрига). 1833 GerdyPN.  Авт...

Эксперименты на рычажной модели

  Эксперименты на рычажной модели тазобедренного сустава Согласно современным представлениям, тазобедренный сустав , articulatio coxae , в одноопорной ортостатической позе функционирует как аналог рычага первого рода, что зачастую для наглядности иллюстрируется изображением рычажных весов ( Pauwels F ., 1973). С целью дальнейшего изучения биомеханики нижней конечности мы изготовили упрощенную рычажную модель тазобедренного сустава (Рис. 1).   Рис. 1. Рычажная модель тазобедренного сустава (вид с поворотом в 3/4); обозначения: 1 – основание, 2 – грузовая мачта, 3 – кронштейн грузовой мачты, 4 – рычаг, 5 – нагрузка, 6 – динамометр, 7 – серьга динамометра. Рычажная модель тазобедренного сустава выполнена из металлических планок. Она имела горизонтальное основание. К нему прикреплялась грузовая мачта, в верхней точке которой имелся кронштейн. К средней части грузовой мачты присоединялся на горизонтальной оси рычаг, который имел возможность свободного вращения во фронтальной пл...

Имитация взаимодействия всех связок, вертлужной губы и отводящей группы мышц

    Имитация взаимодействия всех связок, вертлужной губы и отводящей группы мышц   С целью дальнейшего уточнения функции взаимодействия всех связок трехмерная механическая модель тазобедренного сустава человека с аналогом вертлужной губы и аналогами наружных связок (лобково-бедренной связки, горизонтальной части подвздошно-бедренной связки, вертикальной части подвздошно-бедренной связки, седалищно-бедренной связки, круговой зоны) дополнена аналогом связки головки бедренной кости. На первом этапе мы изучили вариант сборки трехмерной механической модели тазобедренного сустава человека, в котором аналог связки головки бедренной кости пропускался через центральное отверстие в фасонной выточке модели вертлужной впадины (Рис. 1). Рис. 1. Трехмерная механическая модель правого тазобедренного сустава человека с аналогами всех связок и аналогом вертлужной губы; вверху – вид спереди (красной стрелкой указан проксимальный конец аналога связки головки бедренной кости, прикрепленный к...

2024АрхиповСВ. Глава 1

  Глава 1 монографии « Девятый месяц, одиннадцатый день » посвященной древнейшему упоминанию травмы ligamentum capitis femoris (LCF) и судьбе первого пациента с данной патологией.  Ниже размещена дополненная интерактивная версия.   Глава 1 СОЗДАНИЕ И ПЕРЕВОДЫ БИБЛИИ Сборник теологических произведений, особо почитаемых иудеями, самаритянами, христианами и мусульманами, именуется Библия . В основе эпопеи – Тора ( Закон / Учение ), – сакральное сочинение иудаизма, состоящее из пяти частей  [1] . По мнению духовенства, Пятикнижие содержит божественные откровения и повеления Всевышнего человеку. Согласно научным воззрениям, это переработанный свод образцов древнееврейской литературы, обрядовых, правовых и исторических материалов. В них присутствует удивительный калейдоскоп: сказаний, зримых образов, судеб, событий, а также отрывков: песнопений, афоризмов, речей, стихов разного жанра и эпох. Мы тоже не усматриваем сверхъестественности в возникновении Священного Писания ....

2024АрхиповСВ. Глава 2

  Глава 2 монографии « Девятый месяц, одиннадцатый день » посвященной древнейшему упоминанию травмы ligamentum capitis femoris (LCF) и судьбе первого пациента с данной патологией.  Ниже размещена дополненная интерактивная версия.   Глава 2   ДАТИРОВКА ВЕТХОЗАВЕТНОЙ ИСТОРИИ Живописный библейский фрагмент – предание об исходе семьи Патриарха Иакова из Месопотамии (Быт. 31:17-18) не сориентирован во времени. Летоисчисление книги Бытие ведется с туманного момента созидания Земли (Быт. 1:1). Единственный персонаж повествования, по отношению к которому усматривается потенциал датировки, – сын Патриарха Иакова Иосиф. Его биография подробно описана и четко разделена на периоды. Интервалы деятельности прочих героев определить сложнее. Складывается впечатление: перед нами труд литератора, подразумевавшего известную читателю давность событий. В рассказе об Иосифе можно рационально уточнить все основные этапы жизни, но не смерть. Означенное указывает на него как на возможного а...

Моделирование движений на муляже

  Моделирование движений на муляже тазобедренного сустава   С целью изучения изменения положения связки головки бедренной кости, ligamentum capitis femoris , при движениях в тазобедренном суставе, articulatio coxae , нами изготовлен стенд для экспериментов на муляже тазобедренного сустава . К горизонтально расположенному основанию, собранному из металлических пластин, прикреплена вертикальная опорная мачта, имеющая возможность поворачиваться вокруг вертикальной оси. Верхний конец опорной мачты был снабжен двухосевым (карданным) шарниром. Избранное положение в двухосевом шарнире имело возможность фиксироваться резьбовым соединением. К двухосевому шарниру опорной мачты прикреплялся муляж таза, pelvis . Головка муляжа проксимального конца бедренной кости , os femur , соединялась с муляжом таза, pelvis , аналогом связки головки бедренной кости, ligamentum capitis femoris . Нижний конец муляжа проксимального конца бедренной кости, ligamentum capitis femoris , соединялся с ...