Онлайн версия от 20.06.2025
ligamentum capitis femoris на аккадском языке
Архипов С.В.
Содержание
[iii] Анатомия тазобедренного сустава овцы
[v] О переводе термина «nimšu»
[vii] Вертлужная впадина - «ša-ḫa-tum»
[i]
[ii]
На территории долин рек Тигр и Ефрат (Месопотамия) около 4000 года до современной эры сформировалась Шумерская цивилизация (2004CrawfordHEW). К ее достижениям относят изобретение колесной повозки и гончарного круга, первой системы письма – клинописи, первых сводов законов и первых городов-государств (britannica.com). Позднее словесно-слоговая клинопись шумеров заимствована для записи аккадского языка – древнейшего из семитских (2008HuehnergardJ_WoodsC). В результате сложных исторических процессов Шумерская цивилизация заменена Аккадской, между которыми развился культурный симбиоз (2007DeutscherG). Падение Шумера и возвышение Аккада произошло около 2370 года до современной эры при царе Саргоне из Агады (2002АзимовА). Саргон Великий (Sargon the Great, Sargon of Akkad) правил ориентировочно в ~2334-2279 годах до современной эры (collections.louvre.fr). Его деятельность привела к формированию в 2400-2000 годах до современной эры единой шумеро-аккадской нации (2007RetiefFP_CilliersL). По нашему мнению, одним из важных вкладов Шумеро-Акадской цивилизации в развитие науки является дифференцировка среди анатомических структур LCF и первое ее письменное упоминание.
Из дошедших до нас клинописных текстов мы знаем, что в Древней Месопотамии существовала и развивалась медицина. На глиняных скрижалях, относящихся приблизительно к 3000 году до современной эры, зафиксированы первые сведения о медицине Шумерской цивилизации (1976MillarJH; 1977AndersonFJ). Леонард Вулли (Charles Leonard Woolley, 1880-1960) при раскопках в Уре обнаружил клинописный текст, датируемый 2700 годом до современной эры с именем врача «Лулу» (Lulu). Кроме табличек о наличии медицины свидетельствуют и личные цилиндрические печати. На одной из них читается имя другого древнейшего в Месопотамского врача – «Урлугалединн» (2002КрамерС). Первый известный сборник рецептов шумерских врачей из Ниппура датируется приблизительно 2200 годом до современной эры и считается самой древней фармакопеей (2000БелицкийМ). Примечательно, что тексты прописей лекарств конца третьего тысячелетия до современной эры на аккадском и шумерском языках практически лишены магических формулировок и заклинаний (2007RetiefFP_CilliersL). Следовательно, по крайней мере частично, медицина Двуречья в этот период основывалась на наблюдаемых фактах и клиническом опыте.
Около 2000 года до современной эры возникают письменные свидетельства о появлении в Месопотамии первых больниц (2006RetiefFP_CilliersL). В середине XVIII века до современной эры, или вблизи 1760 года до современной эры создается Кодекс царя Хаммурапи (Рис. 1), который правил между 1792-1750 годом до современной эры (2016PearnJ).
Как явствует из означенного свода, в медицине Месопотамии уже выделилась хирургия как отдельная специальность, с подразделом «травматология». В частности, в §§215-223 Кодекс царя Хаммурапи регламентируется хирургическая деятельность врача, лечение им травм костей и заболеваний суставов (1920HandcockPSP). Врачеванием в Междуречья занимались и жрецы. Отдельные из них занимали должность «машмашшу», то есть «маг-целитель». Ассирийский жрец-маг наряду с практической медициной промышлял религиозной практикой: изгнанием демонов, гаданием, филологией, составлял комментарии и различные списки (2003ЕмельяновВВ). При этом «…даже самые далёкие от волшебства, врачи, приверженцы «чистой» медицины, были тесно связаны с сословием жрецов», а сама медицина зависела «от религии и магии» (2000БелицкийМ).
[iii]
В Древней Месопотамии серьезных знания в области анатомии или физиологии отсутствовали, а вскрытие человека и животных с научной целью не проводилось (1959KevorkianJ; 2007RetiefFP_CilliersL). По всей видимости накопление анатомических сведений на берегах Тигра и Евфрата происходило спонтанно, чему способствовала практика разведения животных и использование в их в кулинарных, бытовых и религиозных целях.
Первое одомашненное животное как источник пищи – овца, появилась на территории Ирака примерно 9000 лет до современной эры или порядка 11000 лет назад (2003KrebsRE_CarolynA). В горах Загрос найдены самые ранние археологические свидетельства содержания и разведения коз около 8200 года современной эры, то есть примерно 10200 лет назад (2021DalyKG_BradleyDG).
Развитие религиозных представлений у шумеров начинается в четвертом тысячелетии до современной эры, а самые древние перечни богов, относятся к середине третьего тысячелетия (2000БелицкийМ). Своим богам шумеры наиболее часто приносили в жертву овец, использовали для этих целей птиц и другой домашний скот (2002ScurlockJ). При этой процедуре производится убой и разделение жертвенного животного на части, что подразумевает знание его строения. Кодекс царя Хаммурапи упоминает в §§224-225 ветеринарных хирургов, выполнявших операции быкам и ослам (1920HandcockPSP). Указанные факты свидетельствуют, что в Древней Месопотамии была известна анатомия как минимум домашнего скота. С ней были знакомы пастухи, мясники, ветеринары, священники и, возможно, врачи-хирурги.
За тысячелетия использования сельскохозяйственных животных технология их разделки хорошо отработана и регламентирована. Клинописный текст на шумерском и аккадском языке глиняной таблички UCLM 9-1910 Старовавилонского периода (2000-1600 г. до совр. эры), относящийся к гадательной практике, донес до нас перечисление этапов разделения туши жертвенной овцы и манипуляций с ее внутренностями (1989FoxvogDA).
Ввиду означенного, закономерным стало открытие глиняной таблички также Старовавилонского периода предназначенной в помощь прорицателю, содержащей список частей тела и внутренних органов овцы. Эта примечательная находка ныне хранится в запасниках Британского музея, ей присвоен номер BM 29663. Текст скрижали типичен для литературы по гаданию. Он расположен на обеих сторонах артефакта и разделен горизонтальными линиями. На аверсе в строках №№ 5-14 зафиксирован перечень частей тазовой конечности и задней части овцы. Перевод с аккадского произвел профессор Тель-Авивского университета Yoram Cohen. Упомянутая часть списка в описании переводчика, начинается со «скакательного сустава» (№5); потом указана некая «часть ноги» (№6) [мы предполагаем заплюсневый отдел]; «копыто» (№7); далее (№8) «пяточная кость» [кости среднего и заднего отдела стопы]; «короткая кость» предположительно «голень» (№9); затем (№10) «седалищный нерв», «жила»; в следующей сроке некая «внутренняя нога» (№11); а в завершении «задняя часть колена» (№12); «хвост» (№13); и «анус», «зад» (№14) (2018CohenY).
В процитированном перечне наше внимание привлек текст в строках №№9-11: «9. ku´-ru; 10. ni-im-šu; 11. ša-ḫa-tum». При его лексикографическом комментировании профессор Yoram Cohen (2018) пишет:
«9. ku!-rû→ kurû, «short-(bone)»(?), kurru, «body part» (CAD K 565) (?). The reading of the first sing as «ku» is difficult: consider it an incomplete sing. If this reading is accepted, however, compare this term with «kurītu», «shin» (CAD K 560). The word kurru is found in TDP, 236, Tablet KIMIN 1:49-50, in sequence with the backbone (eṣenṣēru), the hips (qablū) and buttocks (qinnātu).
10. ni-im-šu → nimšu, «sciatic nerve», «sinew» (CAD N/2 235; CAD Š/2 309; Starr 1983, 64).
11. ša-ḫa-tum → šaḫātum, «inner leg»(?). The reading is not certain. The term is not recognized from other source as a sheep body part. However, according to CAD Š/184 šaḫātu can mean the arm-pit (cf. Hebrew beit-sehi) of humans, and the wing of a bird.3 Hence it is reasonable to assume that the term meant the inner leg of the sheep, given the context. The following term may be anatomically related to it» (2018CohenY).
Отрывок в нашем переложении:
«9. ku!-rû→ kurû, «короткая (кость)»(?), kurru, «часть тела» (CAD K 565) (?). Чтение первого знака как «ku» затруднительно: считайте его неполным знаком. Однако, если это чтение принято, сравните этот термин с «kurītu», «shin» (CAD K 560). Слово kurru встречается в TDP, 236, Табличка KIMIN 1:49-50, в последовательности с позвоночником (eṣenṣēru), бедрами (qablū) и ягодицами (qinnātu).
10. ni-im-šu → nimšu, «седалищный нерв», «сухожилие» (CAD N/2 235; CAD Š/2 309; Starr 1983, 64).
11. ša-ḫa-tum → šaḫātum, «внутренность ноги»(?). Чтение не является точным. Термин не распознается из других источников как часть тела овцы. Однако, согласно CAD Š/184, šaḫātu может означать подмышечную впадину (ср. иврит beit-sehi) у людей и крыло птицы.3 Поэтому разумно предположить, что термин означал внутренность ноги овцы, учитывая контекст. Следующий термин может быть анатомически связан с ним» (2018CohenY).
Как можно заметить из приведенной цитаты смысл большинства терминов остается неизвестным. Уточнение терминов на глиняных табличках Шумеро-Аккадского времени представляет значительные трудности. Это связано с их почтенным возрастом, неясностью контекста, а также отсутствием здравствующих носителей древнего языка. В связи с этим, для понимания значения отдельных неясных слов на скрижали BM 29663, нами изучена доступная литература и методика разделки туши овцы. Произведена виртуальная реконструкция процесса расчленения жертвенного животного при проведении ритуала предсказания или гадания в Древней Месопотамии. Акцент сделан на этапе отчленения тазовой конечности. При этом нами использованы собственные клинические наблюдения и личный опыт экзартикуляции в тазобедренном суставе барана и свиньи.
Рассечение тела животного наиболее рационально производить между костями. Здесь режущий инструмент продвигается через синхондрозы, симфизы, синдесмозы и суставы (1972СинельниковРД). Сечение в произвольном месте на уровне средней трети сегментов конечностей с пересечением трубчатых костей затруднительно. Эти элементы достаточно прочны и разрушаемы только с применением специального инструмента, например пилящего или рубящего. Разделение туши животного пилой или топором не эстетично, особенно если это происходит при жертвоприношении или прорицании на глазах завороженной публики. Поэтому расчленение животного в мистической и религиозной практике до сих пор осуществляется режущим инструментом – ножом.
Изначально человечество пользовалось каменными, костяными, деревянными ножами. Их изготавливали из вулканического стекла, позднее из меди, ее сплавов, а затем железа и ее соединения с углеродом – стали. Очень редко использовались другие металлы – олово, серебро и золото. Производство изделий из самородной меди началось в Малой Азии в конце восьмого тысячелетия, а в пятом тысячелетии около 4200 года до современной эры на территории Иранского нагорья (раскоп Тепе-Яхье) произошел переход к использованию медных сплавов, в частности, мышьяковистой бронзы (2002ThorntonC_YoungSMM). Данная географическая область длительно тесно взаимодействовала с Месопотамией, поддерживая торговые и культурные связи. Соответственно к моменту написания текста таблички BM 29663, уже широко использовались режущие и рубящие инструменты из сплавов меди. В Кодексе царя Хаммурапи, также относящегося к Старовавилонскому периоду, неоднократно упоминаются бронзовые ножи (см. §§215, 218-220) применительно к хирургическим манипуляциям (1920HandcockPSP). Список присутствующий на артефакте BM 29663 связан с проведением ритуалов (2018CohenY). Нам представляется, что изучаемый перечень обязательно подразумевает использование его адресатом, специального инструмента в виде отточенного ритуального ножа. Он облегчает убой, ускоряет разделку туши и помогает в дифференцировке анатомических частей жертвенного животного.
[iv]
В сроке №9 клинописной скрижали BM 29663, по мнению профессора Yoram Cohen (2018), указана «короткая кость». Переводчик логично предполагает, что это «голень», то есть область, расположенная над вышеуказанными частями: копыто и скакательный сустав. По нашему мнению, термином «ku!-rû» в строке №9 обозначена бедренная кость. Точнее, ее проксимальная часть, а именно – головка бедренной кости. К бедренной кости овцы может быть применен эпитет «короткая», ибо по длине она меньше большеберцовой кости, и короче плюсневого отдела ноги (2006SwielinGEA).
При визуальном осмотре тазовой конечности овцы, коленный сустав и голень относительно сложно различимы из-за массива мягких тканей. Разделение голени и бедра по коленному суставу составляет значительные трудности ввиду множества связок, крупных сухожилий и мышц, огибающих его. В связи с этим при рассечении туши удобнее сначала отделить всю тазовую конечность от тела, что и делают мясники. В этом действии ключевым моментом является выполнение экзартикуляции в тазобедренном суставе. Поэтому после успешного завершения указанной манипуляции первой костью, которая становится доступна обзору – бедренная. Практически сразу мы можем видеть ее головку и частично шейку. На фоне пересеченных розовых мышц тазовой конечности головка бедренной кости выделяется стекловидностью и бело-голубоватым цветом. Второе, на что несомненно обратит внимание наблюдатель, это ее шаровидная форма. Среди мышечных групп, ограниченных фасциями на сегменты сложной конфигурации, головка бедра выглядит искусственно. Идеальная округлость позволяет думать о рукотворности, а при мистическом настрое, об участии божества в ее создании. Учитывая приведенные доводы, мы предполагаем, что за термином «ku!-rû» в тексте обсуждаемой таблички скрывается понятие – «головка бедренной кости». Если ее конфигурация, цвет, топография были изменены в сравнении с нормой, предсказатель вполне мог выдать это за предвестники неких событий.
[v]
Сроку №10 скрижали BM 29663: «ni-im-šu» → «nimšu» [нимшу] профессор Yoram Cohen (2018) переводит как «sciatic nerve», «sinew», то есть «седалищный нерв», «жила» (Рис. 2). В данном случае продемонстрирована значительно большая определенность в отличие от иных строк. Высказанная точка зрения подкрепляется автором ссылкой на фундаментальную работу I. Starr (1983, стр. 64).
![]() |
Рисунок 2. Наша реконструкция текста строки №10 глиняной таблички BM 29663 с клинописью старовавилонским шрифтом (аккадский язык, старовавилонский диалект); начертание слова – «ni-im-šu» (нимшу), которое мы переводим как LCF (создано по изображению из 2018CohenY, и фотографии артефакта с сайта Британского музея britishmuseum.org). |
Профессор Yoram Cohen в более ранней работе обсудил анатомическую терминологию овец, примет при наблюдении за их поведением и особенности внешнего вида отдельных анатомических частей ее животного (2016CohenY). Исследователь отметил, что выявленные предзнаменования – «знаки», собирались в то, что мы сегодня называем сборники. Непосредственно разбирая текст подобного перечня на табличке BM 29663, посвященного анатомии жертвенной овцы, автор пишет, что прорицатель осматривает животное поэтапно. При изучении задней части млекопитающего, духовидец переходит к некому образованию «nimšū». Оно в обсуждаемой работе переводится как «седалищный или бедренный нерв» (the sciatic or thigh nerve). При этом в сноске указывается: «комментарий к Уруку [подразумевается «Spätbabylonische Texte aus Uruk» (1976)] приравнивает шумерский «sa.meš» к аккадскому «šerʾānu», «сухожилие» (tendon) и «nimšu», что оставляет определение термина довольно надежным» (2016CohenY). Как можно отметить, в последующей статье автор отказывается от варианта «бедренный нерв», а вместо него приводит варианты «седалищный нерв» и «жила» (2018CohenY).
В «The Assyrian Dictionary…» (CAD Š/2, 308-313) поясняется: аккадский термин «šerʾānu» обозначает группу понятий «жила, сухожилие, венозные и артериальные кровеносные сосуды и мышца». Перечисленные кордоподобные части анатомии, противопоставляются мягким частями [мышца?], а также упоминается «жила» в качестве материала для производства изделий. Обращается внимание, что поскольку это слово относится к «связкам, сухожилиям, кровеносным сосудам», то есть шнуровидным деталям анатомии, его значение зависит от контекста, упоминаемой части тела и описанных симптомов (1992RothMT).
В отличие от «The Assyrian Dictionary…» (CAD Š/2), в работе D.A. Foxvog (1989) аккадский термин «šer’ānu» переводится как «нервы» (nerves). Дополнительно указывается, что для обозначения понятия «жилы» (sinews) использовалось аккадское слово «riksu», а «связки» (ligaments) обозначались понятием «rikis libbi».
По «The Assyrian Dictionary…» (CAD N/2, 235) слово «nimšū» имеет только одно значение «жила» (sinew) (1980RothMT). Это подкрепляется ссылками на работы, которые также приводят сопоставления между аккадскими и шумерскими понятиями. H. Hunger «Spätbabylonische Texte aus Uruk» (1976): «nim-šu-šu // SA.ME-šú», «SA : šír-a-ni»; а также комментарий в «Archiv für Orientforschung» к работе R. Labat «Traité akkadien de diagnostics et prognostics médicaux» (1951): «nim-šu-šu // SA.MEš- šú // SA // ni-im-šú // SA // [šir]-[a-nu]» (цит. по 1980, 1992RothMT).
Касательно помянутых терминов B. Böck (2004) пишет, что аккадское «šerʾānu», означающее, в том числе «жилы, мышцы и кровеносные сосуды», подобно шумерскому слову «sa», являющемуся общим термином для кордоподобных структур тела: «сухожилий, жил, мышц и кровеносных сосудов». Эта система тела аккадцами противопоставлялась «плоти» (šīru), термину, означающему мягкие части тела [кожа, жир, крупные мышцы?]. При этом «šerʾānu» использовалось параллельно со словом «тело» (zumru), в котором выделялись «кости». Таким образом в Древней Месопотамии имелась трехчастная концепция анатомии, включая человека, состоящего из кордоподобной системы тела, визуализированной в виде сети, мягких частей и скелета (2004BöckB). Уместно отметить, что внутреннюю «сеть» в тканях тела выделяли и аборигены Австралии, изображая ее на рисунках в рентгеновском стиле, некоторым из которых 20000 лет (подробнее см. Австралийские аборигены).
A. Attia (2000) пишет, что термин «sa» – «ser'ânu», являются анатомическими. Их перевод: «…сухожилие, органический материал», используемый мастерами, для обозначения произведенного объекта, веревки. «Доктора и экзорцисты использовали термин («sa» – «ser'ânu») для обозначения сухожилий и анатомических структур, имеющих форму шнура». Проект «Pennsylvania Sumerian Dictionary» (psd.museum.upenn.edu) приводит множество значений шумерского слова «sa». Среди них имеется трактовка Старовавилонского периода: «кишечник; жила, сухожилие; струна (смычка, музыкального инструмента); кетгутовая нить», а также перечислены его аккадские синонимы «dāmu; erru; matnu; pitnu».
W. von Soden в «Akkadisches Handwörterbuch» (1972) указывает: «nimšu(m)» (син. ni-im-šu, ni-im-šu-šu) означает «тело, плоть овцы». W. Muss-Arnolt (1905) «nimsū» приравнивает к понятию «par-ra» (par-ra = nim-su- u ša), от «paru», то есть «резать, отрезать, врезаться, прорезать» (cut, cut off, cut in, cut through). E. Leichty (1973) приводит фрагмент недатированного клинописного «Комментария на диагностическое знамение», написанного нововавилонским шрифтом: «11. nim-šú-šú : SA.MEŠ-šú : SA : ni-im-šú : SA : [šír -'a-nu...]». В пояснении лингвист отмечает, что «редкий термин «nimšu» здесь дан как синоним «šer’ãnu», подразумевающего «жилка/вена, жила/сухожилие» (vein, sinew)], и используется по отдельным источникам в отношении овец и людей (1973LeichtyE).
[vi]
Наш краткий обзор показал, что трактовка аккадского термина «nimšu», неоднозначна, вызывает затруднение у специалистов и требует сопоставления с контекстом. В связи с указанным, мы рассмотрели смысл слова с учетом процесса отделения тазовой конечности овцы от туши.
Порядок таков: изначально необходимо пересечь кожу и мощные группы тазобедренных мышц. Крупные сухожилия в верхней трети бедра и в области тазобедренного сустава отсутствуют (2009FrandsonRD_FailsAD). Эти анатомические образования не мог встретить на своем «диссекционном пути» прорицатель. Следовательно, если в скрижали BM 29663 повествуется об экзартикуляции бедра, термин «nimšu» не может означать «сухожилие» мышцы.
При рассечении мышц в верхней трети бедра животного встречаются напоминающие корд округлые в сечении анатомические образования: нервы и магистральные кровеносные сосуды. Из крупнейших нервов здесь располагаются седалищный, бедренный и запирательный (2009FrandsonRD_FailsAD). Например, седалищный нерв в верхней трети бедра следует в межмышечном промежутке между латеральной головкой четырехглавой мышцы и двуглавой мышцы бедра (2021AlvitesRD_MaurícioAC). Он хорошо различим и неизбежно встречается на пути ножа, отсекающего тазовую конечность овцы. Не меньшее поперечное сечение имеет общая бедренная артерия и вена. Они могут быть еще более заметны чем нерв, так как из них истекает кровь, если ее не полностью удалили как предписано в табличке UCLM 9-1910 (1989FoxvogDA). Пересечение нервов и кровеносных сосудов, проходящих меж мышцами, не составляет сложностей. После этого они обычно сокращаются, устремляясь в окружающие ткани и становятся не видны. Для доступа к ним, в частности к седалищному нерву, специалисты по разделки туш животных используют особые приемы, вскрывая конкретное межмышечное пространство.
Указание на седалищный нерв в древнем клинописном тексте, относящемуся к гадательной практике очень необычно. Удивительно, что среди круглых в сечении и протяженных анатомических элементов верхней части тазовой конечности дифференцирован именно этот нерв, а не бедренный, который столь же крупный, или кровеносные сосуды, например общая бедренная артерия или вена. В Староваавилонском периоде Месопотамской цивилизации было недостаточно знаний, позволявших различать среди кордоподобных морфологических структур: нервы, связки, сухожилия, кровеносные сосуды, канатики, а также другие округлые в сечении ветвящиеся и удлиненные элементы: бронхи, протоки.
Согласно Халкидию (Calcidius; IV-V вв.) первым в истории анатомом, системно и целенаправленно изучавшим строение живых организмов был Алкмеон Кротонский (ок. VI в. до совр. эры). Указание на это мы находим в его комментарии к переводу «Timaeus» Платона: « …Alcmaeo Crotoniensis, in physicis exercitatus quique primus exsectionem [первый секционист] aggredi est ausus» (Plato. Timaeus; lat. trans. Calcidius) (1902SwitalskiBW). Алкмеона Кротонского также рассматривают как первооткрывателя нервов, в частности зрительных нервов, n. optucus, описавшего их как некие «протоки» (πορόι), соединяющие глаза с головным мозгом (1961SolmsenF).
Признаки понимания отличий между кордообразными структурами в физиологическом и терминологическом смысле появляются лишь в V-IV веках до современной эры у Гиппократа Косского. Это хорошо заметно, например, в трилогии трактатов: «О переломах», «О суставах» и «О рычаге» (1936,1941Гиппократ). Более точное представление о нервах и различиях между ними складываться позднее, в IV-III веке до современной эры. Основанием стали систематические патологоанатомические исследования, а возможно и вивисекции, Александрийских врачей Герофила Халкидонского и Эразистрата Кеосского (1831LeeA, 1989vonStadenH). Одним из первых на это обратил в первом века Руф Эфесский, использовав в трактате «Анатомия частей тела человека» цитаты названых анатомов по обсуждаемой теме (1879DarenbergCV_RuelleСE).
Указание на седалищный нерв в тексте таблички BM 29663 аномально еще и потому, что у него нет какой-либо механической функции. Он не соединяет бедро с тазом, а значит не может значимо воспрепятствовать их разъединению во время разделки туши. По крайней мере, не более чем кровеносный сосуд. Отделению тазовой конечности могли бы помешать крупные сухожилия, однако, как мы уже отметили, в области тазобедренного сустава таковых не наблюдается. Мощные сухожилия начинаются на концах мышц, формируясь ниже в нижней трети бедра и на голени. Таз с бедром преимущественно соединяют мышцы. Их пересечение острым инструментом обычно не вызывает сложностей.
Кроме мышц, важными элементами, соединяющими тазовую и бедренную кость, являются: капсула и связки тазобедренного сустава. Меньшую роль в совместном удержании бедра и таза отводится вертлужной губе, охватывающей часть головки бедренной кости, а также синовиальной жидкости. Наружные связки тазобедренного сустава вплетены в капсулу и практически неразличимы как отдельные структуры при внешнем осмотре. По данной причине этот элемент со II-III века, то есть от Галена (см. трактат «Об анатомических мероприятиях») по XVIII век, приблизительно до работы E.J. Bertin «Traité d'Osteologie», полагали одной структурой (1754BertinEJ; 1821KühnCG).
Важная роль в соединении бедра, а также таза принадлежит LCF и у овцы. Так на сайте University of Guelph в разделе, посвященном строению пояса тазовых конечностей животных, в том числе овцы, находим: суставная головка бедренной кости имеет «…круглую связку [round ligament], удерживающую ее в вертлужной впадине». «Anatomy and Physiology of Farm Animals» дополняет: «связка головки бедренной кости (ранее круглая связка) соединяет головку бедренной кости с не суставной областью вертлужной впадины». При этом «тазобедренный сустав лошади укреплен дополнительной связкой, которая простирается от предлобкового сухожилия до головки бедренной кости» (2009FrandsonRD_FailsAD).
Расположенную в ацетабулярной части тазобедренного сустава LCF, окружают его костные элементы. Зачастую ее не удается увидеть даже после циркулярного рассечения капсулы. Для этого необходимо смещение головки бедренной кости наружу, чему препятствует малая длина LCF. Без ее пресечения вывихнуть бедро и отделить тазовую конечность невозможно. По означенным причинам, при пересечении LCF иногда возникают значимые трудности. Указанное подвигло отдельных хирургов разработать специальные инструменты для ее рассечения (2019ZelongS_YongkaiW).
На раннем этапе становления Месопотамской цивилизации, до создания медных орудий труда, основными инструментами для разделки животных являлись каменный нож и каменный топор. После отделения тазовой конечности топором, даже сделанным из стали, сложно в месте сечения четко дифференцировать: нервы, сухожилия и кровеносные сосуды. Тем более, они окажутся ясно не видны при отчленении ноги животного каменным топором. После его воздействия тонкие протяженные структуры будут размяты, ибо потребуется несколько ударов. Для более «тонкой» работы по разделке туши, должен использоваться нож: каменный, медный или из ее сплава. В период написания изучаемого нами текста, бронзовые ножи имели широкое применение. Думается подобным острым инструментом, во время процесса гадания над телом жертвенной овцы, и производился циркулярный разрез массива тазобедренных мышц вплоть до капсулы тазобедренного сустава. Далее, для пересечения капсулы сустава нужно выполнить несколько полуциркулярных надрезов (см. «Разделка барана» youtube.com; этап экзартикуляции в тазобедренном суставе: 40:10 – 40:50).
После полного рассечения капсулы тазобедренного сустава с наружными связками, препятствием для вычленения бедра может явиться вертлужная губа. В норме она охватывает более ½ головки бедренной кости, и как зауженная муфта герметизирует ацетабулярную часть сустава. Наличие синовиальной жидкости в суставе и герметичность вертлужной губы, создают эффект «присасывания» головки бедренной кости к вертлужной впадине. Это, предположительно первыми отметили W. Weber, E. Weber (1836) и подтвердил независимыми экспериментами П.Ф. Лесгафт (1968, репринт). Важная роль при реализации данного эффекта принадлежит силам поверхностного натяжения и, отчасти, «склеивающим» свойствам синовиальной жидкости (синовии). Для преодоления «присасывания», после пересечения капсулы достаточно отогнуть край вертлужной губы, либо разгерметизировать ацетабулярную часть сустава выполнив отверстие в вертлужной впадине со стороны таза. После того как герметичность тазобедренного сустава нарушается, головка бедра из вертлужной впадины спонтанно смещается в латеральном направлении.
Из «Четвертого комментария Галена на книгу Гиппократа О суставах» впервые врачам стало известно, что у человека LCF «очень крепкая», а длина ее невелика (1829KühnCG). Подобные особенности означенного анатомического элемента наблюдаются и у животных. Когда LCF короткая, головка бедренной кости выходит из сустава только на малое расстояние. Порвать эту структуру иногда затруднительно ввиду ее прочности, особенно у молодых особей. Несомненно, в таком случае у предсказателя или жреца, появлялись трудности с отделением ноги жертвенной овцы. Если промежуток между суставной поверхностью головки бедра и вертлужной впадиной оказывался мал, вставить в него массивный нож и пересечь LCF было сложно. Для этого требовалось сменить режущий инструмент – взять нож меньшего размера. Возникновение препятствия для отделения бедра от таза или смена инструмента, могли послужить причиной акцентирования внимания на LCF не только предсказателя, но и свидетелей (заинтересованных лиц). Это, возможно, и стало основанием для помещения ее в список значимых частей тела животного. После пересечения LCF, головка бедренной кости свободно извлекается из вертлужной впадины. Тазовая конечность оказывается более ничем не связанной с тазом и беспрепятственно отделяется от тела.
Пересечение LCF выполняется в средней части, либо вблизи ее места крепления к головке бедренной кости. Поэтому на головке бедренной кости, выступающей из мягких тканей отделенной ноги обычно хорошо заметен дистальный фрагмент LCF (Рис. 3).
![]() |
Рисунок 3. Кадр видео «Разделка барана»; произведена экзартикуляция в тазобедренном суставе овцы, вывихнута головка бедра, стрелкой нами указан дистальный фрагмент LCF, прикрепленный к головке бедренной кости (youtube.com, см. 40:10 – 40:50). |
Наблюдатель заметит, что LCF начинается от небольшого углубления ямки головки бедренной кости. Несмотря на небольшие размеры фрагмента отсеченной LCF, он четко различим на фоне шаровидной гладкой поверхности головки бедра. Будучи пересеченной в проксимальном отделе, LCF прикрепленная к головке бедра имеет вид гибкого, округлого в сечении корда светло-серого цвета. Исходя из формы и консистенции она вполне может быть поименована обыденным термином «жила». Приблизительно такой же внешний вид имеют части пересеченных сухожилий и крупных нервов. Возможно, по этой причине в древних греческих текстах, разные по функции, но подобные по внешнему виду структуры, включая LCF, длительное время, вплоть до Галена (II-III вв.) обозначались одним термином «νεῦρον» (жила). На это размышление наводит изучение трудов Гиппократа Косского, Гераклида Терентского, Гегетора Александрийского, Аполлона Китионского и Руфа Эфесского, а также цитат из Герофила Халкидонского и Эразистрата Кеосского (1829KühnCG; 1844LittréE; 1879DarenbergCV_RuelleСE; 1965KolleschJ_KudlienF; 1989vonStadenH).
Соответственно, для автора разбираемого текста таблички BM 29663 и его адресата, упоминание в десятой строке списка LCF, являлось указанием на завершение одного из важных этапов разделения туши, а именно отчленение ноги животного и появления некого «знака». Нам из клинической практики известно: внешний вид LCF исключительно изменчив. Она бывает полностью и частично поврежденной вследствие предшествующей травмы, дистрофически измененной, представлять собой фиброзный тяж, быть удлиненной, утолщенной и даже отсутствовать, например, при коксартрозе (2023АрхиповСВ). Это вполне могло стать пищей для всевозможных спекуляций при совершении ритуала «предсказания».
Одним из широко используемых синонимов LCF является латинский термин «ligamentum teres», что иногда неправильно переводится как «круглая связка», что подвергнуто убедительной критике (1880HyrtlJ). Анатомический элемент с подобным названием есть у печени: «круглая связка печени» (ligamentum teres hepatis). Установлено: в долинах Тигра и Евфрата она была хорошо известна, но именовалась не «nimšu», а термином «danānum» (2019GlassnerJJ). Детальное знание анатомии гепатобилиарной системы было обусловлено тем, что у шумеров и аккадцев печень животных (овец, коз) широко использовали для целей гадания (2003ЕмельяновВВ; 2010RichardsonMEJ). До наших дней сохранилась месопотамская глиняная модель печени с клинописными знаками на ней, служившая ориентиром при гадании и прогнозировании болезней (1987LyonsRJ_PetrucelliAS).
[vii] Вертлужная впадина - «ša-ḫa-tum»
Сроку №11 таблички BM 29663 – «ša-ḫa-tum», профессор Yoram Cohen (2018) переводит «внутренняя нога», при этом отмечает, что чтение не определенно, а термин не распознается из других источников, но может означать «…яма для рук человека и крыла птицы (ср. иврит beit-sehi), а учитывая контекст может означать внутренняя часть ноги». Если указанное анатомическое образование находится внутри тазовой конечности, то разумно предположить, что оно становится видимым в процессе разделки туши животного. Учитывая наши предыдущие рассуждения о рациональности изначального вычленения бедра и последовательности действий при экзартикуляции, то искомый морфологический элемент должен находиться в мягких тканях или на кости. Профессор А.А. Немировский, вдающийся ассириолог и переводчик, высказал предположение, что применительно к костям, аккадский термин «ša-ḫa-tum» может указывать на некую «впадину» (личное общение, 2019 год).
Думается, что после того, как фрагмент перерезанной LCF стал видимым прорицателю, отделение тазовой конечности считалось завершенным. Подобное наблюдал Леонардо да Винчи и изобразил на рисунке «Кости и мышцы ноги» (2013ClaytonM_PhiloR). Затем гадатель мог переходить к следующему этапу, а именно осмотру туши. Естественно, изначально он проводился в месте ее соединения с отчлененной ногой. Первое, на что обращает внимание обозревающий рану в тазовой части, это вертлужная впадина. Она выделяется среди пересеченных мышц как идеально круглое, сферически вогнутое углубление, подобное артефакту (Рис. 4).
![]() |
Рисунок 4. Кадр видео «Разделка барана»; произведена экзартикуляция в тазобедренном суставе овцы, удалена тазовая конечность, представлен вид на латеральную поверхность таза, стрелкой нами указана вертлужная впадина (youtube.com, см. 40:10 – 40:50). |
Контур ее образует циркулярно расположенный заостренный эластичный хрящевой выступ вертлужная губа. Это бело-голубое кольцо, хорошо различимое на фоне красных мышц, могло стать прообразом обода колеса. Тем более, что совмещение вертлужной впадины с головкой бедренной кости позволяет продемонстрировать вращательное движение. Не исключено, что вертлужная впадина вдохновила древнего человека на создание чаши для пищи и питья из глины, мягкого камня или дерева. Возможно, здесь кроется причина одинакового наименования вертлужной впадины (лат. acetabulum) и меры объема жидкости на древнегреческом языке – «κοτύλη». Указанный греческий термин, буквально означающий «впадина» или «чашка», представляет собой метафору и как мера жидких или сыпучих тел ( 0,274 л ) в античных медицинских прописях (1988SkodaF).
Нам представляется, что вертлужная впадина оказывалась наиболее заметным анатомическим образование на очередном этапе «гадания», читай – разделки туши. Вполне естественно, что после осмотра головки бедра и LCF, взор прорицателя или жреца обращался на эту структуру. Это логично, так как согласно нормальной анатомии именно на дне вертлужной впадины, находится проксимальная область крепления пересеченной LCF. Если она отсечена вблизи головки бедра, то проксимальный конец различим в виде короткого, округлого в сечении элемента в ямке или врезке вертлужной впадины.
В вертлужной впадине многоопытный прорицатель, также мог увидеть множество «признаков» грядущего. Известно, что при заболеваниях и травмах тазобедренного сустава она претерпевает существенные изменения. В случае артроза вертлужная впадина лишается хрящевого покрова полностью или локально. При диспластических процессах ее глубина уменьшается, а форма становится эллипсовидный. В ней иногда обнаруживаются свободные хрящевые тела. Тотчас после повреждений могут наблюдаться переломы вертлужной впадины, а в случае застарелого вывиха бедра она заполняется рубцовой тканью. Ищущий причину своего недуга или желающий «узреть» будущее, был прямо заинтересован привести к духовидцу здоровое животное, дабы у не имелось поводов переносить выявленную патологию на человека.
[viii]
Обсужденные этапы отделения тазовой конечности жертвенного животного, проясняют логику последовательности перечисления частей овцы, как минимум в строках №№ 9-11 таблички BM 29663. По нашему мнению, это список анатомических элементов тазобедренного сустава. Точнее: в строке № 9 автор указал «бедро», скорее всего, головку бедренной кости; далее в строчке №10 отметил LCF; а в строке №11 называет вертлужную впадину. Если наши рассуждения верны, то в проанализированном тексте мы находим первое в истории человечества упоминание о LCF и первое описание главных частей тазобедренного сустава позвоночного животного (овцы): головки бедра и вертлужной впадины.
Надпись на скрижали BM 29663 сделана клинописью на аккадском языке и относится к Старовавилонскому периоду истории Междуречья. Его исчисляют от падения Третьей династии Ура до завоевания Месопотамии касситами (XX-XVII вв. до н.э.) (1983КозыреваНВ_ЯкобсонВА). Это значит, что люди, проживавшие в области, где нашли обсуждаемый артефакт, между 2000 – 1600 годами до современной эры ведали о наличии у овцы LCF. Данное знание было зафиксировано в письменном виде с использованием аккадского термина «nimšu». Наиболее вероятно, что автором изученного нами текста являлся один из жрецов, занимавшийся предсказаниями. Подобная специализация храмового священника именовалась – «бару» (гадатель) (2003ЕмельяновВВ).
Проанализированная нами табличка с перечнем частей и органов овцы не единственный подобного рода документ. Известен клинописный текст KBo 1,51 (VAT 7465) из архива Хатуша (Ḫattuša), отредактированный в диссертации T. Scheucher (2012). В ней на хеттском и аккадском языках перечисляются органы, части тела и биологические жидкости такие как кровь и гной, человека или животного. При этом список основывается на научных интересах прорицателя и его интеллектуального окружения, а не на мире мясников древней Месопотамии. В документе упоминается бедро на хеттском языке [wa]lliš; walliš na-ta-[…], и на аккадском [pēmu], а также жила на аккадском rik[su], причем хеттский эквивалент утрачен, но возможно присутствовало слово išḫunawar- (2022CohenY). Между тем под терминами «išḫunawar-» и «rik[su]» могли скрываться понятия означающие: сухожилие, связка, нерв, кровеносный сосуд.
О «жиле бедра» овцы в связи с ритуалом или заговором при неизвестном заболевании ноги человека пишется в тексте скрижали K 2453, входящей в коллекцию Куюнджик Британского музея (Kouyunjik Collection, British Museum), датируемой приблизительно 911-612 годами до современной эры (1906Cuneiform Texts from Babylonian Tablets; №23). В Месопотамских религиозных и магических текстах, упоминаются «жилы» не только овец, но и газелей и коров, что явствует из трудов F. Köcher «Die babilonisch-assyrische Medizin in texten und Untersuchungen» (1963, 194 ii 7 / 237 i 48) и R.C. Tompson «Assyrian Medical Texts» (52,6:12) (1992RothMT).
В период начертания таблички BM 29663 в Двуречье появляются первые больницы, а среди лекарей выделяются специалисты хирургического профиля, что отмечено в Кодексе царя Хаммурапи (1920HandcockPSP; 2006RetiefFP_CilliersL). Так как врачи тесно взаимодействовали со жрецами и предсказателями, они могли знать о наличии LCF у овец и, как минимум, догадываться, о присутствии этого образования у человека. Уточнение нашего предположения требует дальнейших лингвистических исследований и удачи при поиске и прочтении клинописей.
[ix] Список литературы
Anderson FJ. An Illustrated History of the Herbals. New York: Columbia University Press, 1977. books.google
Attia A. A propos de la signification de šerʾānu dans les textes médicaux mésopotamiens: Une question d’anatomie. Histoire des sciences médicales. 2000;34(1)47-56. biusante.parisdescartes.fr
Bertin EJ. Traité d'Osteologie. Т. 1. Paris, chez Vincent, MDCCLII [1754]. hdl.handle.net
Böck B. The Healing Goddess Gula. Towards an Understanding of Ancient Babylonian Medicine. Leiden, Boston: Brill, 2004.
Cohen Y. Sheep anatomical terminology in the šumma immeru omen series and additional texts. Divination as Science: A Workshop Conducted during the 60th Rencontre Assyriologique Internationale, Warsaw 2014. Warsaw: Eisenbrauns, 2016;79-92. academia.edu
Cohen Y. An Old Babylonian List of Sheep Body Parts (BM 29663). In Panayotov SV, Vacin L. (Eds). Mesopotamian Medicine and Magic. Leiden, Boston: Brill, 2018. academia.edu
Crawford HEW. Sumer and the Sumerians. Cambridge: Cambridge University Press, 2004. books.google.fi
Cuneiform Texts from Babylonian Tablets, & c., in the British Museum. Part XXIII. (50 Plates.). London: Harrison and sons, 1906. etana.org
Daly KG, Mattiangeli V, Hare AJ, Davoudi H, FathiH, Doost SB ... Bradley DG. Herded and hunted goat genomes from the dawn of domestication in the Zagros Mountains. PNAS. 2021;118(25):e2100901118. pnas.org
Darenberg CV, Ruelle CE. Oeuvres de Rufus d'Ephèse. Paris: A L’Imprimerie nationale, MDCCCLXXIX [1879]. books.google
Deutscher G. Syntactic Change in Akkadian: The Evolution of Sentential Complementation. Oxford: Oxford University Press, 2007. bookdepository.com
Foxvog DA. A Manual of Sacrificial Procedure. In Behrens H, Loding D, Roth MT (Eds). DUMU-E2-DUB-BA-A: Studies in Honor of Åke W. Sjöberg. OPSNKF. Philadelphia: The University Museum, 1989;11:167-76. academia.edu
Frandson RD, Wilke WL, Fails AD. Anatomy and physiology of farm animals. Philadelphia: Lippincott Williams & Wilkins (Wolters Kluwer), 2009.
Glassner JJ. Le Devin historien en Mésopotamie. Leiden, Boston: Brill, 2019. brill.com
Handcock PSP. The cod of Hammurabi. London, New York: Sociaety for promoting Christian knowledge, The Macmillan company, 1920. archive.org
Huehnergard J, Woods C. Akkadian and Eblaite. In Woodard RD (Eds). The Ancient Languages of Mesopotamia, Egypt and Aksum. Cambridge/New York: Cambridge University Press, 2008. bmcr.brynmawr.edu
Kevorkian J. The story of dissection. New York: Philosophical Library, [c. 1959]. babel.hathitrust.org
Kollesch J, Kudlien F. Apollonii Citiensis In Hippocratis De articulis commentaries; ediderunt J.Kollesch et F.Kudlien, in linguam Germanicam transtulerunt J.Kollesch et D.Nickel. Berolini; in aedibus Academiae Scientiarum, 1965. cmg.bbaw.de
Krebs RE, Carolyn A. Groundbreaking Scientific Experiments, Inventions & Discoveries of the Ancient World. Westport, London: Greenwood Press. 2003. books.google
Kühn CG. Clavdii Galeni Opera omnia. Editionem cvravit D. Carolvs Gottlob Kühn, professor physiologiae et pathologiae in literarvm vniversitate Lipsiensi pvblicvs ordinarivs etc. Tom. II. Lipsiae: prostat in officina libraria Car. Cnoblochii, 1821. archive.org
Kühn CG. Clavdii Galeni Opera omnia. Editionem cvravit D. Carolvs Gottlob Kühn, professor physiologiae et pathologiae in literarvm vniversitate Lipsiensi pvblicvs ordinarivs etc. Tom. XVIII. Pars I. Lipsiae: prostat in officina libraria Car. Cnoblochii, 1829. archive.org
Lee A. Aur.Cor. Celsus on medicine, in eight books, Latin and English. Translated from L. Targa's edition, the words of the text being arranged in the order of construction. To which are prefixed, a life of the author, tables of weights and measures, with explanatory notes, etc. designed to facilitate the progress of medical students. By Alex. Lee, A.M., Surg. In two volumes. London: E.Cox, MDCCCXXXI [1831]. archive.org
Leichty E. Two Late Commentaries. Archiv für Orientforschung. 1973;24:78-86. jstor.org
Littré É. Oeuvres complétes d'Hippocrate / traduction nouvelle avec le texte grec en regard, collationne sur les manuscrits et toutes les editions; accompagnée d'une introduction, de commentaires médicaux, de variants et de notes philologiques; suivie d'une table générale des matières, par É. Littré. A Paris: chez J.-B.Baillière, 1844; T.IV. books.google
Lyons RJ, Petrucelli AS. Medicine An Illustrated History of Medicine. New York: Abradale Press, 1987. amazon.com
Millar JH. The medical library. Ulster Med J. 1976;45(1)47-55. ncbi.nlm.nih.gov
Muss-Arnolt W. A concise dictionary of the Assyrian language. Vol. II. Berlin, New York: Reuther, 1905. 2archive.org, 1archive.org
Pearn J. Hammurabi’s Code: A primary datum in the conjoined professions of medicine and law. Medico-Legal Journal. 2016;84(3)125-31. journals.sagepub.com
Retief FP, Cilliers L. Mesopotamian medicine. SAMJ. 2007;97(1)27-30. journals.co.za
Richardson MEJ. Hammurabi's Laws: Text, Translation and Glossary. London: T. & T. Clark, 2004. worldcat.org
Roth MT (Eds). The Assyrian Dictionary of the Oriental Institute of the University of Chicago; Vol. 17, Pt. II. Chicago, Glückstadt: Published by the Oriental Institute and J.J.Augustin verlagbuchhandlung, 1992. oi.uchicago.edu
Roth MT (Eds). The Assyrian Dictionary of the Oriental Institute of the University of Chicago; Vol. 11, Pt. II. Chicago, Glückstadt: Published by the Oriental Institute and J.J.Augustin verlagbuchhandlung, 1980. oi.uchicago.edu
Scheucher TS. The Transmissional and Functional Context of the Lexical Lists from Ḫattuša and from the Contemporaneous Traditions in Late-Bronze-Age Syria. PhD dissertation, Leiden University, 2012. scholarlypublications.universiteitleiden.nl
Scurlock J. Animal sacrifice in ancient Mesopotamian religion. In Collins BJ (Ed). A history of the animal world in the ancient Near East. Leiden, Boston, Köln: Brill, 2002. brill.com
Skoda F. Médecine ancienne et métaphore: le vocabulaire de l’anatomie et de la pathologie en grec ancien. Paris: Peeters / Selaf, 1988. books.google
Solmsen F. Greek philosophy and the discovery of the nerves. Museum Helveticum. 1961;18(4)150-67.
Swielin GEA. Atlas. Anatomy Of Sheep. Cairo: Academic bookshop, 2006. books.google
Switalski BW. Des Chalcidius Kommentar zu Platos Timaeus. Beiträge z. Gesch. d. Phil. d. Mittelalters, Band III. Heft VI. Münster, 1902.
Thornton C, Lamberg-Karlovsky CC, Liezers M, Young SMM. On pins and needles: tracing the evolution of copper-based alloying at Tepe Yahya, Iran, via ICP-MS analysis of Common-place items. Journal of Archaeological Science. 2002;29(12):1451-60. sciencedirect.com
von Soden W. Akkadisches Handwörterbuch Unter Benutzung des lexikalischen Nachlasses von Bruno Meissner (1868-1947). Band II: M-S. Wiesbaden: Harrassowitz, 1972. books.google
von Staden H. Herophilus. The Art of Medicine in Early Alexandria. Cambridge [etc.]; Cambridge University Press, 1989. books.google
Weber W, Weber E. Mechanik der menschlichen Gehwerkzeuge: eine anatomisch-physiologische Untersuchung. Gottingen: Dietrichsche Buchhandlung, 1836. books.google
Zelong S, Jinchuan S, Yongkai W. Femoral head round ligament cutting hook. CN Application № 211131290U, November 20, 2019. 2020. patents.google.com
Азимов А. Ближний восток. История десяти тысячелетий. Пер. с англ. Б.Э.Верпаховского. Москва: Центрполиграф, 2002. may.alleng.org
Архипов С.В. Связка головки бедренной кости: функция и роль в патогенезе коксартроза. Йоэнсуу: Издание Автора, 2023.
Белицкий М. Шумеры. Забытый мир. Москва: Вече, 2000. historylib.org
Емельянов ВВ. Ритуал в Древней Месопотамии. Санкт Петербург: Азбука-классика, 2003. academia.edu
Козырева НВ, Якобсон ВА. История древнего мира. Под ред. И.М. Дьяконова. Москва: Наука, 1983. labyrinthos.ru
Крамер С. Шумеры. Первая цивилизация на Земле. Москва: Центрполиграф, 2002. historylib.org
Лесгафт ПФ. Избранные труды по анатомии. Москва: Медицина, 1968. tlib.gbs.spb.ru
Синельников РД. Атлас анатомии человека. В 3-х т., Т.1. Москва: Медицина, 1972. livelib.ru
[x]
Автор и принадлежность
Архипов С.В. – независимый исследователь, кандидат медицинских наук, врач-хирург, травматолог-ортопед, медицинский писатель, Йоенсуу, Финляндия.
Адрес для переписки: Сергей Архипов, эл. почта: archipovsv @gmail.com
История изменений статьи
19.06.2025 статья опубликована.
Рекомендуемое цитирование
Архипов СВ. Ligamentum capitis femoris на аккадском языке. О круглой связке бедра. 20.06.2025. https://kruglayasvyazka.blogspot.com/2025/06/lcf.html
Примечание
Онлайн версия подразумевает периодические дополнения (см. Историю изменения статьи).
Статья является дальнейшим развитием
библиографического раздела (КАТАЛОГ ЛИТЕРАТУРЫ), а именно анализом и синтезом собранных
в нем сведениях.
Ключевые слова
ligamentum capitis femoris, ligamentum teres, связка головки бедра, круглая связка, связка головки бедренной кости, история, синоним, аккадский
NB! Добросовестная практика использования: копирование для целей критики, обзора, комментариев, исследований и частного изучения в соответствии с Законами об авторском праве: Copyright Laws of the US: 17 U.S.C. §107; Copyright Law of the EU: Dir. 2001/29/EC, art.5/3a,d; Copyright Law of the RU: ГК РФ ст.1274/1.1-2,7.