Содержание Часть 1 [i] Аннотация [ii] Введение [iii] Доисторический период Часть 2 [iv] Исторический период [v] Вмешательства в текст Часть 3 [vi] Египетский врач Часть 4 [vii] Азиатский прорицатель [viii] Хронологическая таблица Часть 5 [ix] Заключение [x] Список литературы 1.Печатные публикации 2.Папирусы в интернете |
Книга «Берешит», в переводе именуемая «Бытие», является одним из древнейших художественных текстов. Кроме тенденциозно трансформированных легенд и вымысла, она содержит важные медицинские и естественнонаучные факты. Произведение написано на севере Египта, вскоре после минойского извержения, вероятно, в конце 17-го века до современной эры. Над протографом работал азиатский прорицатель, ставший чиновником, и египетский врач-энциклопедист. Последний впервые в истории описывает механизм повреждения связки головки бедренной кости (ligamentum capitis femoris) и упоминает визуальный симптом данной травмы.
Исходная версия рукописи переведена с древнеегипетского на иврит с актуальной орфографией в первом тысячелетии до современной эры и неоднократно дополнялась. Так, по нашему мнению, появилась известная редакция книги «Берешит». Переложения и коррекции текста не смогли полностью стереть медицинские знания, собранные древним врачом. Более 3600 лет со страниц, ставших Священными, он продолжает напоминать о необходимости беречь связку головки бедренной кости. Замысел египетского мудреца потрясает. Гений, ставший Богом, намеренно не увековечил свое прозвище. Всевышний имени не имеет.
Цилиндрические печати появились в Уруке приблизительно
после 4400 года до современной эры, чем заложили основы протоклинописи. Она
впервые засвидетельствована на скрижалях, изготовленных 3350-3000 лет до современной
эры (2025KelleyK_FerraraS). На египетском раннединастическом кладбище в
Нага-эд-Дейр раскопано более десятка цилиндрический печатей из темного камня. Фактически
грамотность зародилась в Уруке в конце четвертого тысячелетия до современной
эры (1971HalloWW_SimpsonWK). Самые ранние документы, созданные шумерской
клинописью, относятся к 3200-3100 году до современной эры (2001StearnsPN_LangerWL). Кратчайший
обзор формирования письменности, однозначно определяет верхнюю границу легенд о
трех Ветхозаветных Патриархах. Бесспорно, не ранее 4400 года до современной эры
жил сын Патриарха Иакова по имени Иуда, что пользовался личной печатью (Берешит
38:18,25).
В нашем первоисточнике есть упоминание перстня
властителя (Берешит 41:42). Он же – «кольцо с печатью». Данное понятие имеет египетское
происхождение. Наиболее ранний тип печати, используемый с раннединастического
периода Египта, вероятно, заимствованный из месопотамских образцов, представлял
собой цилиндрическую печать, которую вешали на запястье или шею владельца.
Амулеты-печати стали широко применяться в Древнем царстве, а в Среднем царстве
появились печати-скарабеи. Печать в Древнем Египте, как и повсюду на древнем
Ближнем Востоке, гарантировала сохранность документов и содержимого контейнеров
(2021NoonanBJ). Похоже, в контексте Иосифа идет речь о печати-скарабеи, то есть
о временах Среднего царства, датируемого 2040-1640 годами до современной эры или
позднейших периодов.
В книге «Берешит» неоднократно упоминается самовращающийся
меч. Таким оружием охранялось дерево жизни Эйдэнского сада (Берешит 3:24). О
мече говорит Исаак, благословляя Исава (Берешит 27:40). С мечами напали на
жителей Шехэма (Сихема) братья Шимон и Лейви (Берешит 34:25-26). Иаков мечом
отобрал участок земли у «Эморийца» (Берешит 48:22). Первые бронзовые мечи, обнаруженные
средь руин дворца Арслантепе в верховьях Евфрата, выкованы в 3300-3000 годах до
современной эры (2010Di_NoceraGM). Неслучайность находки подтверждают бронзовые мечи из
захоронения третьего тысячелетия до современной эры того же памятника (1998PalmieriAM_HessK).
Предположительно идея изогнутого меча возникает в Месопотамии в 2700-2400 годах
до современной эры (1946Maxwell-HyslopR). На «военной стороне» шумерской мозаики «Штандарт
Ура» в центре второго ряда отчетлив силуэт солдата, держащего серповидный
клинок. Авторитеты, погруженные в тему, полагают: в Древнем Египте искривленный
боевой топор (khopesh), принят на вооружение во времена Среднего царства, то
есть примерно в 2040-1640 годы до современной эры. Это оружие широко применялось
в Новом царстве или в 1550-1070 годах до современной эры (1946Maxwell-HyslopR).
Отдельные исследователи писали: древнеегипетские мечи, включая изогнутый хопеш,
вошли в употребление во Второй промежуточный период (2017DeanR). Он ориентировочно начался в 1640-м, а завершился 1550-м
году до современной эры (2002BunsonMR).
Техника формовки гончарных маховиков на восточном
берегу реки Иордан возникает в конце пятого тысячелетия до современной эры
(2008RouxV). На севере Междуречья применение гончарного круга на
стоянке Телль-Ферес аль-Шарки усреднено датируют 3900 годом до современной эры,
а глиняный диск, способный вращаться, полагают изготовленным в 4700 году до современной
эры (2016BaldiJ_RouxV). Сопоставление фактов, связанных с изобретением меча
и применения вращения, показывает: легенда об автоматически поворачивающемся клинке
могла зародиться в Восточной Анатолии в 3300-3000 годах до современной эры.
Следовательно, не ранее обозначенного временного отрезка появились слова бога:
«И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Эйдэнского кырувов (херувимов) и
острие меча вращающегося, чтобы охранять путь к дереву жизни.» (Берешит 3:24).
На страницах рассматриваемого первоисточника говорится
о том, что во времена Пэлэга «разделилась земля» (Берешит 10:25).
Представляется первоначальным слушателям сказания пояснений не требовалось. По
нашей версии, в процитированной фразе автор подразумевает появление Аккадской
империи, посредством обособления северных территорий государства шумеров.
Возвышение Аккада произошло около 2370 года до современной эры при царе Саргоне
Великом (2002АзимовА). Единая шумеро-аккадская нация сформировалась в 2400-2000
годах до современной эры (2007RetiefFP_CilliersL). Закат упомянутого сообщества датируется 1750 годом
до современной эры и связывается с агрессией Вавилона, под управлением царя
Хаммурапи (1961KramerSN; 2002КрамерС).
Судьбоносное событие «Ветхого Завета» – исход
семейства Тэраха, включавшего внука Лота, а также детей: Авраама и Сару, из
города «Ур-Касдим» в «Харан» (Берешит 11:31). С точки зрения маститых
археологов, Ур – родина Авраама процветал в землях, позже получивших прозвание
Шумер (1961ВуллиЛ; 1981AdamsRMC). Выяснено:
город заложен ориентировочно в 2334 году до современной эры и, некогда, являлся
столицей шумеров (2015HeadT). До нас дошла шумерская элегия «Плач по Уру»,
описывающая разрушение поселения при падении Третьей династии Ура под натиском
эламитов в 2004 году до современной эры. Однако большинство табличек с
поэтическим текстом, вещающем о том событии, написаны не позднее середины 18-го
века до современной эры (2014NiliS).
Нельзя исключить, что Тэрах уводит домочадцев в момент
вторжения эламитов. Но за свою богатую историю город много раз страдал от
вражеских набегов. Существует мнение, что Ур разграбил и сжег в 1737 году до современной
эры вавилонский царь Самсуилуна, правивший в 1749-1712 годах до современной эры
(1961ВуллиЛ; 2000GraysonAK). В одиннадцатом году его
царствования пишется о разрушении стен Урука и Ура (2013SeriA). Многостороннее изучение означенной записи показало:
фортификационные сооружения, общественные здания и дома частных лиц в Уре
уничтожаются в 1739 году до современной эры, но более вероятно, в 1740 году до современной
эры (1969BrinkmanJA). Исходя из
вышесказанного, мы полагаем, Тэрах, Авраам, Сара и Лот, некогда оседлые
фермеры, покинули Ур в период с 1740 по 1737 год до современной эры, скорее в
1740 году до современной эры. Вторжение Самсуилуны нарушило нормальную
деятельность в городе и в округе. Аборигенам следовало искать мирной жизни без
давления иноплеменников, и невыжженные пожарищами пастбища. Подобное объяснение
миграции из Ура в Харран не добавляет доблести библейским героям и потому не
могло найти отражение в стихах. Чтобы покинуть родные места Южной Месопотамии и
не вернуться, нужна была исключительно веская причина. Вражеское нашествие – прагматичное
пояснение, но доказать его почти невозможно. Страницы нашего первоисточника
лишь намекают на беженцев и несчастья, постигшие их. Одно из них это смерть
Тэраха, после перехода в Харран (Берешит 11:32). Пожилой мужчина не выдержал похода
протяженностью свыше тысячи километров.
После кончины отца Авраам, не имевший достаточно
средств для покупки надела земли в Северной Месопотамии, пускается в странствие
(Берешит 12:5). Его семейная группа пересекает с севера на юг территорию
современной Турции, Сирии, Иордании и Израиля. Пройдя еще порядка 1000 км, Авраам,
Сара и Лот достигают нильских берегов (Берешит 12:10,14). Тут впервые в тексте упоминается
Египет. В связи с этим необходимо выяснить, как давно началось взаимодействие жителей
долины Нила и выходцев из Азии. Недавнее изучение останков египтянина, жившего в 2855-2570 годах до современной эры, показало:
примерно 20% его генетического происхождения прослеживается до геномов представителей
восточной
части Плодородного полумесяца, включая Месопотамию и прилегающие регионы (2025MorezJacobsA_Girdland-FlinkL). Ранее полагали,
что обитатели Западной Азии переселились на берега Нила во времена Среднего
царства, жили там веками, а затем возвысились (2020StantisC_SchutkowskiH).
Это воззрение подкрепляла процессия «азиатов», пришедших в Египет, что запечатлена
на фреске в гробнице чиновника Хнумхотепа Второго. Есть мнение, она построена в
1897-1878 годах до современной эры (2009KamrinJ). Иные египтологи упомянутое изображение каравана хананеев,
прибывающих в качестве переселенцев, относят к 1895 году до современной эры (2021BietakM_RensburgA).
Согласно отдельным исследователям, Нижним Египтом управляли
пришельцы – гиксосы примерно с 1675 по 1567 год до современной эры (1990HayesWC; 2010Van_SetersJ). Другие учение указывают, что эта династия
царствовала с 1640 по 1532 год до современной эры (2002BunsonMR). Столицей азиатских переселенцев стал Аварис, отстроенный
на северо-востоке Египта (2018BietakM).
Археологические находки показали: в нем наблюдался приток мигрантов в 1610-1590
годах до современной эры с возникшей перенаселенностью в 1590-1570 годах до современной
эры (2005BoothC). Средь руин города
обнаружены артефакты, рассказавшие о тесном взаимодействии египетской и
ханаанской культуры при доминировании последней (1995RedmountCA). Следовательно, отдельно взятое семейство из
междуречья Тигра и Евфрата могло прибыть в Египет при гиксосах во времена Среднего
царства в 2040-1783 годах до современной эры и даже на 500 лет раньше – в 2855-2570
годах до современной эры. Крайние цифры показывают, с какого периода следует
ожидать возникновение рассказа о странствиях Авраама. То есть его могла
подвигнуть к миграции как агрессия Элама в 2004 – 2004 году до современной эры,
так и нападение вавилонян в 1740 году до современной эры.
Полученную нами очередную, «самую раннюю» границу сочинения
книги «Берешит», а именно начало третьего тысячелетия, подкрепляет упоминание производства
изделий из железа (Берешит 4:22). Старейший пример обработанного космического
железа из Египта – бусы, откованные 5200 лет назад (2013RehrenT_Szőkefalvi-NagyZ). Предметы
из расплавленного земного железа в небольших количествах выявляются в
Месопотамии в слоях почвы, начиная с 5000 года до современной эры (2015WadsworthJ). В металлургическом центре долины Тимна Синайской
пустыни откопаны небольшие железные слитки, видимо, сформировавшиеся случайно 3000
лет до современной эры (1972RothenbergB;
2000PenseAW). Кусок железа, оплавленный в 3000-2700 годах до современной
эры, найден на сайте Чагар-База на северо-востоке Сирии, а обломок железного
кинжала, изготовленного приблизительно в 2700 году до современной эры, обнаружен
на стоянке Тель Асмар недалеко от Багдада (1969DartRA). Как показано выше, примерно тогда же, в 2855-2570
годах до современной эры, трудился в Египте гончар, имевший азиатских предков
(2025MorezJacobsA_Girdland-FlinkL).
На страницах «Первой книги Моисеевой» неоднократно
появляются представители племени арамеев (Бырэйшит 25:20; 28:5; 31:20,24). К этой
народности нужно причислить Авраама, его брата Нахора и прадеда Тэраха
(Бырэйшит 11:26-28; 24:10). Старейший текст сообщающей о данном этносе – скрижаль
ассирийского царя Тиглатпаласара Первого, действовавшего в 1114-1076 годах до
современной эры (2016YoungerKL).
Места проживания арамеев по нашему первоисточнику – это «Арам-Наараим» и «Паддан-Арам»
(Бырэйшит 24:10; 25:20; 28:2,5-7; 31:18; 33:18; 35:9; 36:26; 46:15). «Арам»
появляется средь топонимов Северной Сирии почти 3000 лет до современной эры как
«A-ra-muki», а месопотамский населенный пункт «Араме» (A-ra-meki) значится в
клинописи 22-го века до современной эры (2000LipińskiE). Значит,
предположение об эмиграции клана Авраама в Египет в начале третьего тысячелетия
правдоподобно.
Следующая подсказка в
датировке – упоминание хеттов. Эта народность, населявшая Малую Азию и Левант, возможно,
фигурирует в «Первой книге Моисеевой» как «Хэйтийцы» (Берешит 15:20). У
представителей означенного этноса Авраам покупает пещеру для погребения
(Берешит 23:20). Старейший текст на хеттском языке приписывается царю Куссары Анитте,
властвовавшему около 1750 года до современной эры, еще до появления
Древнехеттского царства, процветавшего приблизительно с 1650 по 1500 год до современной
эры (2020KuhrtA). Маловероятно, что библейские «Хэйтийцы» не имеют отношение к
выходцам из Анатолии. Хетты основали собственное мощное государство в первой
половине второго тысячелетия до современной эры и могли переселяться на юг
Леванта в течение этого периода. K.A. Kitchen (1966) писал,
что нет никаких веских причин, по которым в 19-17 веках до современной эры в
Палестине не должно было быть хеттов, ибо в 1800 году до современной эры в
Библосе в Финикии зафиксирован случай ликийца из Западной Малой Азии
(1966KitchenKA). Присутствие хеттов на страницах книги «Берешит» показывает, что
путешествия Авраама происходили в начале второго тысячелетия, а не третьего. Поэтому
его исход из Ура, скорее, могло обусловить вооруженное вторжение Вавилона в районе 1740 года до современной эры. Либо
так желал датировать странствия своего персонажа автор эпоса.
Домашняя лошадь нетипична для Африки. Присутствие данного
вида подразумевается в рассказе из книги «Берешит», как некий Ана «…нашел мулов
в пустыне, когда пас ослов» (Берешит 36:24). Иосиф менял хлеб на лошадей во
время голода в Египте (Берешит 47:17). Всадники, похоже на лошадях, но не
исключено, что на верблюдах участвовали в похоронах его отца (Берешит 50:9). Всадник
и конь упомянут при благословении Дана (Берешит 49:17).
Приручение лошадей ботайской культурой Казахстана, относят
примерно к середине третьего тысячелетия до современной эры (2009OutramAK_EvershedRP). Между
тем, на основании анализа древней дезоксирибонуклеиновой кислоты установлено:
одомашнивание лошади почти исключено ранее третьего тысячелетии до современной
эры (2009LudwigA_HofreiterM). Повозки и лошади показаны на шумерском «Штандарте
Ура», созданном при Ранней династии, доминировавшей в 2550-2400 годах до современной
эры (2003AruzJ_WallenfelsR). Отражение присутствия лошади в Египте найдено в
виде резного изделия, датируемого ориентировочно 2000 годом до современной эры.
Скелет лошади, раскопанный на юге Hильской
долины в Бухене, датируется приближенно 2055-1650 годом до современной эры.
Несколько захоронений лошадей изыскано на месте столицы гиксосов в Аварисе. Всадники
изображаются лишь в сценах сражений Нового царства, то есть периода 1550-1069 годов
до современной эры (2014TatomirR).
Патриарха Иакова и его внуков доставляют в Египет на повозке (Берешит 45:21,27; 46:5). Легкие повозки появились в степях Украины в третьем тысячелетии до современной эры, откуда они попадают в Восточную Анатолию (1986MooreyPRS). Однако только в начале второго тысячелетия до современной эры была сконструирована двухколесная повозка, которую можно назвать колесницей (2022LittauerMA_CrouwelJH). На колеснице везли Иосифа, после назначения на должность премьер-министра (Берешит 41:43). Он же на колеснице выезжает навстречу отцу, доставленному в повозке в дельту Нила (Берешит 46:29). Колесницы двигаются в составе траурной процессии Иакова (Берешит 50:9). Легкая колесница широко распространилась в Восточном Средиземноморье и по Ближнему Востоку во втором тысячелетии до современной эры, а в Египте появилась лишь при гиксосах (2010FeldmanMH_SauvageC). На стеле фараона Камоса, приблизительно относящейся к 1550 году до современной эры, присутствует первое свидетельство о конной колеснице в египетском тексте (2025FlamminiRC). На основании представленных сведений мы понимаем, что повествование об Иосифе лучше вписывается во времена гиксосов. Они наступили приблизительно на сто лет позже разрушения Ура войском Самсуилуны, ориентировочно в 1740 году до современной эры. Это соответствует сроку жизни двух-трех поколений. Как нам известно, Иосиф приходился правнуком Аврааму.
В целом стройную последовательность событий «Первой
книги Моисеевой» нарушает ряд несоответствий между событиями понятного периода
и названием географических объектов. Например, в тексте дважды фигурирует
Дамаск. Авраам преследовал врагов «до Ховы, что влево от Даммэсэка», и у него
служил домоправителем «Элиэзэр из Даммэсэка» (Берешит 14:15; 15:2). Изыскания
показали: ранее второго тысячелетия до современной эры на месте крепости
Дамаска отсутствовал какой-либо населенный пункт, а первое упоминание о нем
относится лишь ко второй половине 14-го века до современной эры (2005BurnsR). Это смещает ветхозаветное повествование
приблизительно на 400 лет ближе к нашему времени, при условии хождения Авраама
в 18-м веке до современной эры.
Единожды в книге «Берешит» говорится о земле
«Раамсэйс», где Иосиф поселил отца и братьев (Берешит 47:11). В других местах
эта территория множество раз именуется как «Гошэн» (Берешит 45:10; 46:28,31;
47:1,5-6,27; 50:8). Наиболее
предпочтительным является заключение: в данной части «Пятикнижия» речь идет о предместьях
города Пи-Рамсес (Дом Рамсеса). Поселение получило наименование и стало столицей
Египта при фараоне Рамзесе Втором (2024FranzmeierH). Египтологи полагают: он правил с 1290 по 1224 год
до современной эры (2002BunsonMR). Таким
образом, не иначе как редактор по-своему датирует эпос, помещая завершающие
события в конец 18-й – начало 19-й Династии. Как мы помним, на этот период
приходится максимальное расширение Древнего Египта, которое находилось в
жестокой конфронтации с Хеттским царством. Поэтому читателя должно удивить присутствие
хеттов на юге Леванта в Хэвроне (Берешит 23:2,19-20). Диссонанс привносит вторая
часть «Пятикнижия» – «Исход». В данном письменном памятнике утверждается, что именно
Иосиф строил город «Раамсэйс» (Исход 1:11). Получается, что ее сочинитель
творил позже 13-го века до современной эры. Его перу могла принадлежать книга «Исход»
и правка «Первой книги Моисеевой», спутавшая хронологию истинного автора. Как
недвусмысленно утверждает легенда, племя израильтян покинуло дельту Нила через
430 лет (Исход 12:40-41). Тогда переселение нужно датировать девятым веком до
современной эры. Если Авраам действовал в 14-м веке до современной эры, а Иосиф
на сто лет позже, становится ясна логика творца истории об исходе. Но согласно
раввинскому иудаизму, «Первая книга Моисеева» сотворена в 13-м веке до
современной эры (2017OliverS). В этом
случае писатель, принявший псевдоним «Моисей», творил при Иосифе.
В 36-й главе книги «Берешит» мы находим перечисление правителей,
царствовавших «…в земле Эдома прежде царствования царя у сынов Исраэйлевых»
(Берешит 36:31-39). Несомненно, процитированные слова не принадлежат
Ветхозаветному Моисею, но последующему редактору, который знал о властителях Израильтян
и Эдомеев (Берешит 36:43). Практически общепринято, что первый царь Израиля
Саул правил около 1030-1010 года до современной эры, Давид – в 1010-970 годах
до современной эры, а Соломон – приблизительно в 970-931 годах до современной
эры (2006FinkelsteinI_SilbermanNA). Историчность Саула и объединенного царства Израиля
обсуждается, а сведения о Давиде из книг «Царств», занимают промежуточное
положение между пропагандой и негативным воззрением, появившимся при Соломоне (2003HalpernB). Каноническая хронология вновь вступает в конфликт с
археологией. Период между Иосифом и Саулом составляет лишь две сотни лет.
Самое раннее внебиблейское упоминание о народе Израиля
содержится на «Стеле Мернептаха», установленной в интервале с 1209/1208 по 913/903
год до современной эры (2013ClarkeP).
Надежно подтверждено: Иерусалим начинает активно застраиваться в девятом веке
до современной эры (2024RegevJ_BoarettoE). Означенное свидетельствует в пользу первых шагов
формирования государства с единоличным правлением на землях Иудеи, но не ранее. Израильское царство фигурирует на «Стеле Меши»,
которую большинство исследователей относят к периоду с 850 по 840 год до современной
эры (2013RoutledgeB). Дом Давида упомянут
на «Стеле Тель-Дана», датируемой приближенно 796 годом до современной эры. В триумфальной
надписи подразумевается, что Иерусалим являлся городом-государством, а не столицей
регионального царства (2006AthasG). Однако чаще этот текст помещают в середину девятого
века до современной эры (2024MandellA). Такую
оценку отчасти подтверждает имя израильского царя союзника Салманасара Третьего,
участвовавшего в 853 году до современной эры в битве при Каркаре (2002Na'amanN). Таким
образом, библейское упоминание царей Израиля могло появиться позднее девятого
века до современной эры, что противоречит канону.
Северное Израильское (Самарийское) царство, по библейскому
сказанию, извечный противник Иудейского (Южного) царства, было разорено около
720 года до современной эры новоассирийской армией Саргона Второго (2019HasegawaS_RadnerK).
Последний царь Самарии исчезает с исторической арены несколько ранее – в
723-722 году до современной эры (1990Na'amanN). Доказано: Иерусалим, столица Южного царства,
разрушается вавилонянами в 586 году до современной эры, что определило конец
Иудейской монархии (2024RegevJ_BoarettoE). Значит, по документальным источникам,
древнееврейские государства существовали лишь с 9-го по начало 6-го века до
современной эры.
Некто попытался переориентировать во времени еще один
из фрагментов ветхозаветного эпоса посредством упоминания Мидии. Мидьянские торговцы
купили и увели Иосифа в египетское рабство (Берешит 37:28,36). В исторических
хрониках находим: выходцы из Мидии начинают фигурировать в текстах 858-824 годов
до современной эры при ассирийском царе Салманасаре Третьем (2021GopnikH). Этот правитель сразился с мидийским царем
Ханасируком в 834 году до современной эры (2023RadnerK_PottsDT). Мидийское
государство возвысилось спустя некоторое время при Киаксаре, который с
вавилонским царем Набопаласаром в 616-609 годах до современной эры осадил
столицу Ассирийской империи Ниневию (2000GraysonAK). В соответствие с традиционной точкой зрения,
персидский царь Кир Великий завоевал Мидию около 553 года до современной эры
(2014AndersonSD). Тем самым данное царство и топоним оказался поглощен
Персией. Мидьянские купцы могли водить караваны в Египет с девятого по середину
шестого века до современной эры, позже уже персидские, а раньше – ассирийские.
То есть обсуждаемое вмешательство в протограф посредством указания на
коммерсантов из Мидии, осуществлено в 9-6 веке до современной эры. В этот
временной интервал присутствовали и цари израильтян.
В «Первой книге Моисеевой» синонимом этноса «мидяне»
является понятие «измаильтяне» (Берешит 37:25; 39:1). Замечено, что сообщения о них исчезают из библейских
текстов после середины 10-го века до современной эры (1976EphʿalI). То-есть
«измаильтяне» более древнее включение? Принято ассоциировать библейских измаильтян
с арабами. Первое свидетельство об этих кочевниках, обитавших в Северной
Аравии, выявлено на «Стеле Тиглатпаласара Третьего», правившего в 744-727 годах
до современной эры (2014ShuaibMG).
В нашем первоисточнике говорится: внук Ноя Ашшур построил
«Нинывэй и Рыховот-Ир, и Кэлах» (Берешит 10:11-12). «Кэлах», похоже, Нимруд, а
«Нинывэй» – это Ниневия. По консесусу, разрушение Ниневии происходит в 612 году
до современной эры, что подтверждается отсутствием ассирийских записей, хотя
жизнь на этом месте полностью не прекратилась (1993DalleyS). Несмотря на существование еще обитаемых руин,
Ниневия навсегда утратила статус центра, имевшего значение свыше регионального
(2008FrahmE). Поэтому историк Ксенофонт, проходя мимо через два
века, ошибочно именует это поселение как «Лариса», покинутое после того, как
«персы отняли власть у мидийцев» (1854Xenophon).
Указание в тексте Ниневии есть свидетельство либо о ее
процветании при жизни автора или редактора, либо об их исключительном знании
прошлого Месопотамии. Так как первое представляется более правдоподобным, то
612 год до современной эры допустимо полагать наиболее поздней датой возможной
корректировки. О наличии вмешательства в него недвусмысленно говорят
специфические вставки. В первую версии книги «Берешит» кто-то вписал фразы:
«отец Моавитян доныне. … отец сынов Аммоновых доныне» (Берешит
19:37-38); «первоначальное имя того города Луз» (Берешит 28:19); «не
едят сыны Исраэйлевы сухой жилы, которая из сустава бедра, до нынешнего дня»
(Берешит 32:33); «памятник Рахэйли до сего дня» (Берешит 35:20); «закон
земле Египетской до сего дня» (Берешит 47:26). Между тем произведение
могло подвергнуться редактуре и после 612 года до современной эры.
Оценивая материал с исторической точки зрения, представляется, что основные события разбираемого эпоса помещены сказителем в Среднее царство и Второй переходный период летописи Египта. Данный временной отрезок завершается изгнанием гиксосов где-то в 1567-1532 году до современной эры (2002BunsonMR; 2014TatomirR). Присутствие топонимов Дамаск, земля Рамзеса, а также понятий: цари Израиля, мидьянские торговцы и измаильтяне более чем похожи на вмешательства редакторов. Это подтверждает нашу гипотезу: писатель, рассказавший нам о травме связки головки бедренной кости, творил ранее второй половины 14-го века до современной. Как его звали, наверное, останется неведомо, если он сочинял в Древнем Египет. По традиции долины Нила тексты в жанре повествовательного рассказа никогда не писались под именем исторической личности (2010ParkinsonRB). Как мы отметим ниже, научные и магические произведения обычно находили возле статуй богов во храме. Так авторы ценой безвестности придавали авторитетности своим писаниям.
««назад || СОДЕРЖАНИЕ || вперед»»
Введение
Доисторический период
Исторический период
Вмешательства в текст
Египетский врач
Азиатский прорицатель
Хронологическая таблица
Заключение
Список литературы
Автор статьи
Архипов С.В. – независимый исследователь, кандидат медицинских наук, врач-хирург, травматолог-ортопед, медицинский писатель, Йоенсуу, Финляндия.
Адрес для переписки: Сергей Архипов, эл. почта: archipovsv @ gmail.com
История статьи
09.11.2025 - опубликована интернет-версия статьи.
18.12.2025 - обновление статьи.
Рекомендуемое цитирование
Архипов СВ. Кто и когда впервые описал повреждение ligamentum capitis femoris? Часть 2. О круглой связке бедра. 09.11.2025. https://kruglayasvyazka.blogspot.com/2025/11/lcf-2.html
Примечание
Ключевые слова
ligamentum capitis femoris, ligamentum teres, связка головки бедра, круглая связка, связка головки бедренной кости, история, Библия, упоминание, Тора