К основному контенту

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ

  Н ОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ РЕСУРСА      12 .11.2025 АрхиповСВ.   Каталог тестов патологии LCF .  2025АрхиповСВ_АрхиповаЛН . Кто, когда и где написал Книгу Бытия? Перевод 10 .11.2025 Тестирование патологии LCF. Обзор.   Представлены сведения о тестах для выявления и дифференциальной диагностики патологии LCF . 09 .11.2025 Архипов СВ. Кто и когда в первые описал повреждение LCF ? Часть 1.   Архипов СВ. Кто и когда впервые описал повреждение  LCF ? Часть 2.   Архипов СВ. Кто и когда впервые описал повреждение  LCF ? Часть 3.   Архипов СВ. Кто и когда впервы е описал повреждение  LCF ? Часть 4.   Архипов СВ. Кто и когда впервые описал повреждение  LCF ? Часть 5. 08 .11.2025 1635Auferstehungskirche. Картина . Изображение обстоятельств и механизма травмы LCF.  1906Hartmann O.  Эскиз картины. Изображение обстоятельств и механизма травмы LCF.  1668Augsburg.  Картина. Изображение обстоятельств и механизма тр...

Кто, когда и где написал Книгу Бытия? Перевод

 

КТО, КОГДА И ГДЕ НАПИСАЛ КНИГУ БЫТИЯ? МЕДИЦИНСКАЯ ГИПОТЕЗА 

Сергей В. Архипов, кандидат медицинских наук, и Людмила Н. Архипова, бакалавр сестринского дела



 Содержание




[i] Аннотация

Книга Бытия — пример древнего литературного текста, содержащего важные медицинские сведения. Мы предполагаем, что она была написана в Северном Египте в конце XVII века до н. э., примерно через десять лет после минойского извержения. Протограф, вероятно, появился в результате сотрудничества азиатского провидца, дослужившегося до египетского чиновника, и египетского врача-энциклопедиста. Уточняя датировку и авторство, эта гипотеза позиционирует Книгу Бытия как достоверный источник медицинских и исторических данных, тем самым повышая ее ценность для междисциплинарных исследований.



[ii] Введение

Согласно раввинскому иудаизму, Книга Бытия* появилась около XIII века до н. э., хотя некоторые исследователи предполагают возможное её составление в V веке до н. э. (Oliver 2017: 11–12). Некоторые учёные предполагают, что самые ранние фрагменты, включённые в Пятикнижие, датируются X веком до н. э. (Suggs, Sakenfeld & Mueller 1992: 5). Это мнение косвенно подтверждается самыми ранними еврейскими надписями, датируемыми концом XI – началом X века до н. э. (Misgav, Garfinkel & Ganor 2009: 243). Однако это не исключает возможности того, что Первая книга Моисея изначально была написана на другом языке и в другое время.

* Мы проанализировали английский перевод с иврита и цитировали Книгу Бытия из: Leeser 1922.



[iii] Египетский врач

Мифологические повествования Книги Бытия переплетаются с отрывками, передающими философские концепции и эпизоды, связанные с реальной медицинской практикой. История развития медицины как человеческого занятия хорошо документирована, что помогает прояснить происхождение текста и возможную личность его автора.

Описание архаичной хирургической операции на груди Адама (Бытие 2:21) заинтриговало бы любого врача. Она подразумевает анестезию, разрез кожи, резекцию ребра и ушивание раны. Торакотомия немыслима без набора инструментов, шовного материала, искусственной вентиляции лёгких и методов обезболивания. Самым ранним аналогичным повествованием в развлекательной прозе является шумерская легенда о стране Дильмун, в которой примитивно описывается исцеление ребра бога Энки богиней Нин-ти (Kramer 1961: 103). Первое подробное медицинское описание рёбер встречается в древнеегипетском папирусе Эдвина Смита, где рассматриваются растяжения, вывихи, переломы и пальпация рёбер в ране (Breasted 1930: 392, 398, 401, 402). Составитель этого руководства по травматологии жил около 1650–1550 гг. до н. э., не позднее XVII династии (Sanchez & Burridge 2007: 1). Он мог только мечтать о хирургии грудной клетки с резекцией рёбер под общим наркозом.

Свидетельства лечения режущими инструментами в Средиземноморье обнаружены на черепе египтянина, жившего между 2686 и 2345 гг. до н. э. (III–V династия, Древнее царство) (Tondini, Isidro & Camarós 2024: 2). К 2400 году до н. э. хирургические операции регулярно проводились на берегах Нила (Gabriel 2012: 74). Тексты периода Нового царства (1567–1085 гг. до н. э.) свидетельствуют об упадке хирургической практики (Rowling 1989: 316). Медицинские знания шумеров были весьма прагматичными, но в поздний вавилонский период (1700–600 гг. до н. э.) они были искажены мистицизмом (Gabriel 2012: 55). Этот краткий экскурс в раннюю историю хирургии подтверждает, что концепция торакотомии могла быть задумана врачом, работавшим в Древнем или Среднем царстве Египта.

Авраам и его соплеменники подвергаются обрезанию после посещения Египта (Бытие 13:1; 17:24–27). В Книге Бытия эта хирургическая процедура упоминается неоднократно (Быт. 18:23–27; 21:4; 35:24). Примечательно, что автор этого прозаического произведения не только демонстрирует знание обрезания крайней плоти, но и, по-видимому, осведомлён о сроках и особенностях послеоперационного периода (Быт. 34:25). Самое раннее изображение этой процедуры найдено на фреске времён правления фараона V династии Джедкара, датируемой 2388–2356 годами до н. э. (Megahed & Vymazalová 2011: 155; Bunson: 105).

 

Автор нашего первоисточника также уделяет внимание офтальмологии. Жена Иакова, Лия, вероятно, страдала сильной близорукостью (Бытие 29:17). «Глаза Исаака притупились, и он фактически ослеп (Бытие 27:1, 18). Аналогично, «глаза Израиля притупились от старости, и он не мог видеть» (Бытие 48:10). Слепота Исаака и Иакова, вероятно, была вызвана трахомой, хронической бактериальной глазной инфекцией, распространённой в бедных сельскохозяйственных регионах. Приписывание слепоты Иакову, по-видимому, является литературным приёмом, о чём свидетельствует его последняя речь, утешающая и вдохновляющая его сыновей (Бытие 49:1). Эта речь напоминает песни слепых египетских арфистов, которые должны были утешить обитателя гробницы (Lichtheim 2019: 242).

Первая книга Моисея посвящена клиническим наблюдениям в области акушерства и гинекологии. В тексте описывается смерть роженицы, предположительно, из-за обильного послеродового кровотечения (Бытие 35:18–19). Некоторое время женщины трёх поколений одной семьи страдали бесплодием (Бытие 11:30; 25:21; 29:31). В повествовании неоднократно подчёркивается, что дети рождаются благодаря участию мужчин, синтезирующих репродуктивный материал (Бытие 30:17; 37:9). Автор умело развенчивает народное поверье о способности мандрагоры преодолевать трудности с зачатием. В частности, Рахиль получает желаемое растение, но долгое время не может зачать ребёнка, в то время как её сестра, давшая растение, рожает двух сыновей и дочь (Бытие 30:14, 17–21). С древних времён мандрагора была известна, прежде всего, своими седативными, снотворными и амнестическими свойствами. Её изображения встречаются в нескольких гробницах в Луксоре-Фивах (Верхний Египет), датируемых XVI–XIV веками до н. э. (Chidiac, Kaddoum & Fuleihan: 2012: 1437–1438).

В «Гинекологическом папирусе Кахун», созданном в эпоху Среднего царства в Египте (ок. 1825 г. до н. э.), обсуждаются репродуктивные патологии и осложнения при родах, методы улучшения зачатия и контрацепции, а также диагностика бесплодия и беременности (Haimov-Kochman, Sciaky-Tamir & Hurwitz 2005: 4). В Первой книге Моисея также упоминается определённая диагностика многоплодной беременности (Бытие 25:23). Древнеегипетский папирус Весткар, датируемый периодом гиксосов, рассказывает о рождении тройни, которую принимала группа божественных повитух (Lichtheim 2019: 265, 270). Повитухи дважды упоминаются в Книге Бытия (Бытие 35:17; 38:28). Многоплодная беременность также упоминается дважды (Бытие 25:24; 38:27). Оба случая связаны с осложнениями во время родов, такими как выпадение мелких частей плода (Бытие 25:26; 38:28). В одном случае повитуха, помогающая роженице, вправляет выпавшую руку ребенка (Бытие 38:28–29). В другом случае, без помощи специалиста, ребенок рождается в ненормальном положении с вытянутой рукой (Бытие 25:26). Верхняя конечность неизбежно прижимается головой к внутренним стенкам родового канала, что иногда приводит к перелому плечевой кости. Такая травма почти наверняка вызывает паралич лучевого нерва (Watson-Jones, 1952: 351). Перелом плечевой кости с беспомощным свисанием руки, возможно, из-за повреждения сопутствующего нерва, описан в папирусе Эдвина Смита (Breasted, 1930: 355).

В Книге Бытия описывается редкая аномалия роста волос у Исава (Бытие 25:25; 27:11, 23). Вероятно, это относится к врожденному гипертрихозу ланугинозному или врожденному генерализованному гипертрихозу (Wendelin, Pope & Mallory 2003: 164-165). Самые ранние письменные свидетельства гипертрихоза встречаются в шумерском эпосе о Гильгамеше, записанном между 2000 и 1800 годами до н. э. (Sommer 2004: 145). В частности, Энкиду описывается как «имеющий все тело, покрытое волосами» (Kovacs 1989: 6). Исав, по-видимому, является реинкарнацией Энкиду, а путешествия полубога Гильгамеша напоминают путешествия Иакова. В то же время Иаков имеет общие черты с египетским беглецом-путешественником Синухе (Parkinson 1997: 28). Ещё раньше, в Текстах пирамид V–VI династий, отражены странствия Осириса, убитого своим братом Сетом (Griffiths 1980: 7). В более древнем аналоге, убитый Осирис путешествует в гробу в Библ и обратно, позже, будучи расчленённым был рассеян по земле, прежде чем быть собранным заново и отправиться в подземный мир. Миф об Осирисе напоминает об убийстве Каином своего брата Авеля (Бытие 4:8). Хорошо известно, что древние авторы свободно компилировали материал из существующих трудов (Lambert 1985: 115).

Помимо обсуждения соматических заболеваний, автор Первой книги Моисея затрагивает и психиатрические проблемы. Первое духовное общение Авраама происходит при достижении зрелого возраста (Бытие 12:1–3). В преклонном возрасте он продолжает периодически слышать голоса сверхъестественных существ и общаться с ними (Бытие 15:1, 17; 17:1; 22:1, 11, 15). Рациональным объяснением религиозных видений Первого Патриарха может быть поражение мозга, вызванное медленно прогрессирующим объёмным процессом. Мы предполагаем, что оккультные явления у его прототипа были вызваны кистой, возникшей в результате зоонозного заболевания, распространённого среди скотоводов: цистицеркоза или эхинококкоза. У Исаака изначально отсутствуют религиозные видения. Зафиксировано лишь два случая, один из которых явно сон (Бытие 26:2, 24). Авраам и Исаак изображены как кочевники, разводящие «мелкий и крупный скот» (Бытие 46:32; 47:3). В передаче возбудителей цистного эхинококкоза участвуют собаки, дикие и домашние копытные животные (Moro & Schantz 2009: 125–126). Цистицеркозом заражаются преимущественно свиньи и крупный рогатый скот (Zammarchi et al. 2013: 1). Систематические аутопсии выявили эхинококкоз у овец, коз, крупного рогатого скота и верблюдов, а цистицеркоз – у коз, овец и крупного рогатого скота (Dada & Belino 1978: 311). Доказано, что локализация паразитарных образований в головном мозге может вызывать у некоторых пациентов слуховые и зрительные галлюцинации (Bekény & Péter 1973: 237; Asri et al. 2007: 216).

В свете вышеизложенного становится понятным происхождение повествования о разрушении Содома и Гоморры (Бытие 19:24–25). Если это не вымысел талантливого писателя, то он представляет собой приукрашенный пересказ галлюцинации, вызванной дневным зноем (Бытие 18:1). Помимо искажений восприятия, повествование Авраама содержит суждения, не соответствующие действительности. Мания величия подразумевается в божественных обещаниях будущей власти и господства (Бытие 12:1–3; 15:18–21; 18:17–19). Рассказ о притеснениях Авимелеха напоминает манию преследования (Бытие 20:2). Мания влияния подразумевается в стихах, описывающих повеление Бога принести в жертву Исаака (Бытие 22:2). Психические расстройства такого литературного персонажа, как и в реальной жизни, вызывают сочувствие не только у врачей.

Другая причина лежит в основе фантастического видения Иакова в городе Луз (Бытие 28:19). С материалистической точки зрения, это представляет собой эпизод гипоксии во время сна, вызванный резким наклоном шеи, когда голова покоилась на большом камне (Бытие 28:11–17). Острый и хронический дефицит кислорода в крови поражает височно-теменной узел и префронтальную кору – области, связанные с мистическими переживаниями и изменённым восприятием тела (Arzy et al. 2005: 843). Недостаточная оксигенация головного мозга может вызывать спутанность сознания во время сна (Chokroverty 2007: 159).

На протяжении тысячелетий борьба и общение Иакова с ангелом или Богом у реки Иавок (Бытие 32:25–30) оставались загадкой. Этот рассказ имеет прямую аналогию со сном пациента, вероятно, страдающего брюшным тифом, как это изображено в седьмой табличке Эпоса о Гильгамеше (Kovacs 1989: 64). Более поздний хеттский ритуальный текст описывает похожее противостояние богини Хебат и царя. Хеттские и библейские рассказы имеют поразительное сходство по содержанию, но в первом случае это изолированное событие, интегрированное в ритуал, тогда как во втором оно является частью исторического повествования (Tsevat 1983: 322).

Галлюцинации, дезориентация и дереализация у психически здоровых людей могут быть вызваны лишением сна, ночным одиночеством, а также умственным или физическим истощением (Mullaney et al. 1983: 645-646; Chaudhury 2010: 8-9). Эти условия присутствуют в описании действий Иакова до и после перехода через поток (Бытие 32:23–24). Другие его сны (Бытие 31:10; 45:2–3) воспринимаются как обыденность. Напротив, божественные явления в Сихеме и ниже Вефиля (Бытие 35:1, 8–9) выделяются как, вероятно, более поздние интерполяции. Упоминания Дамаска (Бытие 14:15; 15:2), Раамсеса (Бытие 47:11), Мидии (Бытие 37:28, 36) и царей Израиля (Бытие 36:31) также, по-видимому, являются редакционными правками протографа.

В повествовании есть описание эпидемии сибирской язвы. Во время пребывания Сары в покоях фараона придворных поразила болезнь, проявившаяся в виде «великих язв» (Бытие 12:17). Кожная форма сибирской язвы возникает при прямом контакте раны с продуктами животного происхождения или через укус насекомого-переносчика (World Health Organization 2008: 2). Бацилла переносится кровососущими насекомыми на расстояние до четырёх километров (Fasanella et al. 2013: 769). По-видимому, автор подразумевает наличие заражённого животного в стаде Авраама, находившегося недалеко от царского дворца во время его разговора с правителем (Бытие 12:19). Согласно историческим записям, в 1733 году до н. э. фараон Сихатор умирает по неизвестной причине до восшествия на престол, а затем в 1731 году до н. э. — Неферхотеп I. Ранее, в 1732 году до н. э., престол переходит к его брату Собхотепу IV (Ryholt & Bülow-Jacobsen 1997: 408). Похоже, что, согласно замыслу автора, Авраам прибывает в Египет в 1733 году до н. э., где начинает свирепствовать эпидемия сибирской язвы. Среди первых жертв оказывается Сихатор, а затем Неферхотеп I, который успевает назначить преемника. Согласно этому сценарию, изгнание семьи Авраама из Египта следует датировать 1732–1731 годами до н. э. Признавая связь между эпидемией и прибытием чужеземцев, их благоразумно щадят, но изгоняют из государства вместе со скотом (Бытие 12:20). Чтобы предотвратить заражение местного населения и земель, чужеземцев не убивают и не лишают их имущества (Бытие 13:1–2). Запрет на совместную трапезу между египтянами и иноземными пастухами является разумной мерой предосторожности, а не выражением презрения (Бытие 43:32; 46:34).

Текст содержит наблюдения, связанные с травматологией и патологической анатомией. Иаков возвращается из своего путешествия азиатом, родственным древнеегипетскому Синухе (Parkinson 1997: 40). Он переправляется через реку Иавок, перевозя свои пожитки, детей и скот на противоположный берег (Бытие 32:23–24). Затем повествование описывает его ночную борьбу с незнакомцем и вывих бедра (Бытие 32:25–26). Неявно рассказ предполагает подворачивание ноги в тазобедренном суставе во время спешной переправы через реку. После такого несчастного случая пострадавший может ходить, но с хромотой на «бедро» (Бытие 32:32). Подобно медицинскому руководству, автор объясняет морфологическую причину изменённой походки: повреждение «сухожилия» бедра (Бытие 32:33). Врач Моше бен Маймон, живший в XII–XIII веках, придерживался этого мнения (Маймон ок. 1986–ок. 2007: 8.1). В XX веке талмудист Юлиус Пройсс подтвердил это суждение (Preuss 2004: 132). Современные врачи также отмечают изменения походки, вызванные повреждением связки головки бедренной кости (Byrd & Jones 2004: 387). Такая травма может впоследствии привести к стойкой хромоте и изнурительному остеоартриту тазобедренного сустава (Arkhipov & Skvortsov 2019: 157).

Вывихи челюсти, позвонков и ключицы обсуждаются в папирусе Эдвина Смита (Breasted 1930: 303, 323, 342). Возможно, во втором томе этого трактата упоминался вывих бедренной кости. Самые ранние сведения о морфологии тазобедренного сустава человека и его изменениях при травмах встречаются в Илиаде Гомера (Homer 1924: 217). Первое упоминание о связке головки бедренной кости у человека встречается в трактате Мохликос Гиппократа Косского (род. 460 г. до н. э.) (Adams 1886: 162). Самые ранние сообщения о повреждении этой структуры при вывихе бедра встречаются в трудах врача Гераклида Тарентского и хирурга Гегетора, работавших в Александрии в III–II веках до н. э. (Arkhipov & Prolygina 2020: 539–540).

Как автор Книги Бытия мог знать о связке головки бедренной кости раньше греческих врачей? Текст свидетельствует о его знакомстве с торакальной хирургией, андрологией, акушерством, гинекологией, офтальмологией, травматологией, психиатрией, эпидемиологией, фармакогнозией, тератологией, медицинской генетикой, а также с нормальной и патологической анатомией. Автор был сведущ в фармакологии и анестезиологии, применял метод искусственного сна и понимал снотворное действие алкоголя (Бытие 2:21; 9:21, 24). Этот интеллектуал был сведущ в селекции (Бытие 30:40–42), ветеринарии (Бытие 24:35; 31:38–39; 32:6, 16; 49:6) и бальзамировании (Бытие 50:2–3). Этот талантливый человек также размышлял о возможности клонирования человека (Бытие 2:22). По-видимому, идея использования ребра возникла из наблюдения за тем, как целое растение растет из листа или ветки. Наш первоисточник отражает знания автора в области истории, географии, экономики, биологии, астрономии, космологии, геофизики, метеорологии, геологии, технологии, броматологии, сельского хозяйства, металлургии, архитектуры и военного дела.

Этот представитель редкой когорты полиматов был сопоставим с Аристотелем. В IV папирусе Честера Битти (BM 10684), составленном не ранее конца XIX династии, перечислены выдающиеся древнеегипетские интеллектуалы прошлых веков: Хардедеф, Имхотеп, Нофри, Ахтой, Птахемджедхути, Хакхеперрасенб, Птаххотеп и Кайрос (Gardiner 1935: 28, 39). Однако искомый нами человек обладал глубоким медицинским образованием и знал Ниневию (Бытие 10:11), которая перестала упоминаться после 612 г. до н. э. (Dalley 1993: 134). Врачи из еврейских общин не добились известности до Средневековья (Castiglioni 1947: 77). Вавилонская медицина включала в себя значительную долю магии (Geller 2010: 8). Как отмечалось, «подобно вавилонянам более позднего времени, шумеры приписывали многочисленные болезни нежелательному присутствию вредоносных демонов в теле больного» (Kramer 1981: 64).

Мы убеждены, что в создании Книги Бытия участвовал врач-энциклопедист. Он мог появиться в Египте только до Нового царства, то есть примерно до 1550 года до н. э. Этот специалист был способен создать хирургический трактат. Сохранился лишь один документ той далёкой эпохи, отмеченный исключительным мастерством самого раннего из известных хирургов в истории — папирус Эдвина Смита (Breasted 1930: 92). Он был составлен во времена XVI–XVII династий, около 1600 года до н. э. (Allen 2005: 70). Впервые раскрывается личность врача, исследующего тайны человеческого тела, выявляющего процессы и состояния, обусловленные физическими факторами (Fisher & Shaw 2005: 43, 45–46). Трактат написан с последовательной, беспристрастной авторитетностью, которая вызывает уважение к интеллекту и статусу его ученого автора (Rowling 1989: 313). Случаи, представленные в рукописи, часто основаны на патологоанатомических исследованиях, что было не редкостью для его автора (Breasted 1930: xvi).

Первая книга Моисея подразумевает присутствие такого специалиста. Мы предполагаем, что Иосиф поручил этому человеку возглавить бригаду врачей и бальзамировщиков тела Иакова (Бытие 50:2). Вполне вероятно, что этот врач одновременно проводил посмертное исследование тазобедренного сустава, установив причину хромоты покойного (Архипов и Скворцов 2019: 157). Египетские жрецы, вероятно, препятствовали анатомическим исследованиям и хирургической практике, что объясняет ограниченное понимание анатомии человека, отраженное в медицинских текстах (Габриэль 2012: 74). Влияние местного жречества в северной части дельты Нила ослабло во Второй переходный период. В то время там преобладали азиатские поселенцы, которые продолжали обосновываться в районе Авариса до конца правления гиксосов (Биэтак 2018: 79).

В Сборнике студента (BM 10684) периода Рамессидов утверждается, что память об авторах книг сохраняется вечно (Gardiner 1935: 37, 39). Повествовательные тексты обычно привлекают больше внимания, чем научные. Предположительно, искомый нами медицинский автор стремился продемонстрировать свои достижения потомкам и осветить нерешённые научные вопросы посредством такого труда. Папирус Эдвина Смита более материалистичен, чем медицинский папирус Эберса, содержащий больше заклинаний, поскольку его автор, по-видимому, уподобляет себя богу и приписывает себе способность творить чудеса (Ebers 1889: 240). Последний манускрипт был составлен между 1553 и 1550 годами до н. э. (Castiglioni 1947: 49). Соответственно, прагматичный автор папируса Эдвина Смита и, по нашему мнению, Книги Бытия, писал раньше. 

Наш первоисточник содержит множество медицинских наблюдений и элементов развлекательной литературы, но в нём преобладают легенды одного племени. Возникает ощущение, что этот сборник преданий призван возвысить статус Иосифа. Он изображён красноречивым, хитрым, грамотным, амбициозным, с живым воображением и превосходной памятью. Иосиф представлен как сын азиатки, родившийся в Харране (Бытие 29:5–6; 30:22–23). Его ораторский и пророческий талант проявился рано (Бытие 37:5–11). В юности он пастух, переселившийся из провинции в столичный город (Бытие 37:2, 28, 36). Благодаря успешным пророчествам он продвигается по карьерной лестнице и, согласно легенде, достигает поста премьер-министра (Бытие 40:8; 41:15, 40; 45:6). Мы предполагаем, что Иосиф, или его прототип, был основным автором Книги Бытия, работавшим в сотрудничестве с врачом. Независимо от того, достиг ли он действительно высокого положения или просто стремился к нему, легитимация и популяризация были необходимы для карьерного роста. В прошлом претенденты на административные должности создавали вокруг себя мифологическую структуру, надеясь, что она будет выглядеть настолько достоверной, что обеспечит их авторитету широкое признание (Почкаев 2024: 6).

В долине Нила появились люди, сочетавшие магию, медицину и интерес к литературе. Свидетельство этому найдено в гробнице под заупокойным храмом Рамсеса II, где находилась библиотека, известная как Папирусы Рамессеума, датируемая XIII династией (1755–1640 гг. до н. э.). Последний человек, похороненный в этой многокамерной гробнице, вероятно, принадлежал к семье жрецов, связанных с письмом, магией, ритуалами и врачеванием (Parkinson 2009: 189). Умерший также «забрал» с собой в могилу копии классических прозаических произведений и медико-магических рукописей (Raven 2012: 77). Иосиф установил родственные связи со жречеством Гелиополя (Бытие 41:45, 50; 46:20). Этот прорицатель мог быть писателем, но ему помогал профессиональный врач, поскольку наш первоисточник содержит невероятное количество медицинских фактов.

В рассматриваемом произведении подробно описан только жизненный путь Иосифа. В шесть лет он вместе с семьёй переселяется в Ханаан (Бытие 29:20, 30; 30:25–26; 31:17, 41). В семнадцать лет его «продают» в египетское рабство (Бытие 37:2, 28). В действительности, не имея перспектив наследования, он бежит от кочевой жизни в урбанизированный мир. К тридцати годам Иосиф назначается правителем «над всей землёй Египетской» (Бытие 41:41, 46). Как указано в тексте, он дожил до ста десяти лет (Бытие 50:22, 26). В древнеегипетских текстах часто упоминается идеальная продолжительность жизни в 110 лет (Тейлор 2001: 39). Папирус Эберса, составленный позже папируса Эдвина Смита, примечателен тем, что документирует значительное количество патологических состояний, возможно, вызванных последствиями вулканического извержения (Trevisanato 2006: 188). Можно предположить, что автор жил после крупного вулканического извержения в Средиземноморском регионе. Наиболее значительным таким катаклизмом в бронзовом веке было минойское извержение вулкана Санторин на острове Фера. Современный анализ показывает, что минойское извержение было крупнейшим в голоцене (Johnston et al. 2014: 583). После такой катастрофы наблюдались явления, сопоставимые с последствиями извержения Тамборы 1815 года: аномальное похолодание, «год без лета», неурожаи, недоедание и болезни людей, падеж скота и массовая миграция населения (Oppenheimer 2003: 244).

Благодаря радиоуглеродному датированию оливковой ветви, захороненной во время минойского извержения, было установлено, что это событие, несомненно, произошло в конце XVII века до н. э., с вероятностью 95% между 1627 и 1600 годами до н. э. (Friedrich et al. 2006: 548). Недавняя переоценка ископаемого растительного материала из Средиземноморья дала схожие результаты: вулкан был активен между 1619 и 1543 годами до н. э. с вероятностью 95,4% и между 1617 и 1601 годами до н. э. с вероятностью 62,8% (Manning et al. 2020: 9). Между тем, самый большой сигнал сульфата в бронзовом веке, указывающий на вулканический пепел, обнаруженный в ледяном керне Гренландии, датируется 1695 годом до н. э. (Clausen et al. 1997: 26713). Было установлено, что для датирования химических соединений в гренландском льду этого периода необходима поправка примерно на 80 лет, а данные радиоуглеродного датирования не могут быть точно откалиброваны (Southon 2004: 1255). Следовательно, аномальная концентрация сернистых соединений в Гренландии, вероятно, образовалась около 1615 года до н. э. На основании сохранившихся останков насекомых того периода был сделан вывод о том, что вулкан «пробудился» летом, вероятно, в июне или начале июля, после сбора урожая (Panagiotakopulu et al. 2013: 687). Пепел и пыль от извержения Санторини были разнесены ветрами на юг и восток (Druitt, McCoy & Vougioukalakis 2019: 186, 189). Пепел от минойского извержения был обнаружен в восточной части дельты Нила (Stanley & Sheng 1986: 733).

Извержение вулкана Санторин, предположительно, отражено на египетской Стеле Бури, относящейся к началу XVIII династии. На этом обелиске фараон Яхмос описывает необычайную климатическую катастрофу, человеческие жертвы и разрушение зданий, при этом усиление штормов и ливней, вероятно, продолжалось ещё несколько лет (Ритнер и Мёллер, 2014: 14). Гиксосы, враги Яхмоса, также отмечали это необычайное погодное явление, упомянутое в «Математическом папирусе Ринда». В частности, в документе содержится примечание о том, что, по-видимому, в начале сентября произошло событие, похожее на гром, без осадков, а дождь прошёл только на следующий день (Пит, 1923: 129).

В нашем первоисточнике описывается голод «во всех землях» (Бытие 41:54). Это подразумевает, что нехватка продовольствия не была связана с низким уровнем воды в Ниле. Далее говорится, что через два года «голод в земле усилился», и прогнозируется ещё пять лет «без пахоты и жатвы» (Бытие 43:1; 45:6). Мы предполагаем, что авторы имели в виду последствия вулканизма Санторина, негативно повлиявшие на сельское хозяйство Восточного Средиземноморья. Если это предположение верно, то Книга Бытия была завершена после минойского извержения. Прототип Иосифа не предсказал это событие, но пережил его. Это событие служит точкой отсчёта для датировки заключительной части произведения.

Менее точно проверяемые временные связи между литературным текстом и исторической реальностью включают эпидемию сибирской язвы в Египте около 1733 г. до н. э. и разрушение Ура. Фарра, Авраам, Сара и Лот покидают Ур (Бытие 11:31). Наиболее правдоподобным представляется предположение, что в то время Аврааму было 25 лет, а Сарре – на десять лет меньше (Бытие 17:17). Вероятно, они были вынуждены навсегда покинуть свою родину из-за царя Самсу-илуны, который разрушил Ур и его стены, возможно, в 1740 году до н. э. (Brinkman 1969: 345). Сомнительно, что переселение Фарры было связано с падением Третьей династии Ура в 2004 году до н. э. (Samet 2014: 8).

Основываясь на вышеупомянутых датах, мы попытались реконструировать хронологию, предложенную авторами. В Древнем Египте урожай созревал с марта по май (Noaman & Quosy 2017: 22). Если извержение Санторини произошло в 1615 г. до н. э., то 1614 г. до н. э. знаменует начало голода (Бытие 41:54).

 

Предположительная датировка основных событий семьи Авраама

Год до современной эры

Событие

Ссылки в первоисточнике

1541

Гипотетическая смерть Иосифа в 110 лет

Берешит 50:22,26.

1595

Гипотетическая кончина Иакова через 17 лет

Берешит 47:28; 49:33

1605

Предположительная смерть Иакова через 7 лет

пояснение в тексте

1612

Иаков прибывает в Египет

Берешит 45:6; 46:6

1614

Начало «голода», Иосифу исполнилось 37 лет

Берешит 41:53–54

1615

Минойское извержение

пояснение в тексте

1621

Иосиф в 30 лет назначается на должность

Берешит 41:44,46

1634

Иосиф в 17 лет достигает Египта

Берешит 37:2,28,36

1644

Семья поселяется в Сихеме

Берешит 33:18-19

1645

Семья покидает Харран, Иосифу 6 лет, травма Иакова у реки Иавок

Берешит 31:17-18,41; 32:26,33

1651

Рождение Иосифа, Иаков заключает крайний контракт с Лаваном

Берешит 30:22-23,25-34

1658

Свадьба Иакова

Берешит 29:20,22

1665

Иаков (17? лет) убегает в Харран

Берешит 27:43; 28:10; 29:1-4

1682

Рождение Исава и Иакова

Берешит 25:25-26

1707-1706

Рождение Исаака

Берешит 21:2

1708-1707

Обрезание Авраама и Исмаила в 13 лет

Берешит 17:24-25

1721-1720

Рождение Исмаила

Берешит 16:15

1722-1721

Зачатие Исмаила

Берешит 16:2-4

1732-1731

Уход семьи Авраама из Египта

Берешит 13:1

1733-1732

Эпидемия сибирской язвы в Египте

Берешит 12:17

1733

Авраам и Сара приходят в Египет

Берешит 12:14

1740

Авраам (25? лет) и Сара (15? лет) уходят из Ура

Берешит 11:31; 17:17

1755

Предположительное рождение Сары

пояснение в тексте

1765

Рождение Авраама

Берешит 11:26

 

Предположительно, в 1612 году до н. э., в возрасте семидесяти лет, Иаков прибыл в Египет (Бытие 45:6; 46:6). Свидетельства увеличения азиатского населения в регионе Авариса отмечены во времена XIII династии (около 1773–1650 гг. до н. э.) (Bard 2015: 188). Однако более высокая плотность заселения в этом районе наблюдается позднее, особенно в конце Второго переходного периода (Vilain 2021: 320). Археологические находки на руинах Авариса (Телль-эль-Даба) обнаруживают артефакты, свидетельствующие о слиянии египетской и ханаанской культур, причём последняя преобладала (Redmount 1995: 182).

В тексте неоднократно, в различных формах, сообщается, что аграрный кризис длился семь лет (Быт. 41:27, 30, 36, 54; 45:6, 11). Основываясь на этом, авторы предполагают, что Иаков прожил на чужбине семь лет. Таким образом, он, вероятно, умер примерно в возрасте семидесяти семи лет. Следовательно, вскоре после 1605 года до н. э. повествование эпоса и, предположительно, работа над ним были завершены. Смерть Иосифа и упоминание о его возрасте представлены как прогноз. Поэтому мы интерпретируем последние стихи, касающиеся бальзамирования его тела и погребения в Египте (Быт. 50:26), как завещание. Думается, такова летопись трех Патриархов, которую разработали сочинители. Судьбы четырёх поколений этой семьи разумно укладываются в промежуток времени примерно в 150 лет. 



[v] Заключение

Проанализировав книгу Бытия с учетом медицинских сведений, мы пришили к заключению, что ее первая версия завершена на севере дельты Нила в конце 17-го века BCE, приблизительно через десятилетие после минойского извержения. Это художественное произведение изначально было начертано древнеегипетскими иероглифами или протосинайскими символами. Его сочинил: азиатский прорицатель, ставший чиновником при фараоне-гиксосе и египетский врач-интеллектуал. Далее в текст вмешивались редакторы, трансформируя его в соответствие с религиозно-политическими установками. Мужчины соавторы протографа, творившие в бронзовом веке, обусловили патриархальность повествования. Поэтичные творцы поместили героев в четко определенные временные и географические рамки. Дополнительно желая убедить читателя в правдивости рассказа, события ими сопровождаются описанием реальных природных явлений и культуры обитателей Плодородного полумесяца. В повествование внедряются фрагменты канонических литературных памятников и подразумеваются знакомые персонажи, что добавляет убедительности. Так сказание приблизилось к формату универсальной энциклопедии. Она создана с вполне определенными целями. Чиновник-прорицатель Иосиф разработал легенду появления в Египте своего народа, возвеличил предков, легитимизировал себя как обладателя властных полномочий. Врач-полимат продемонстрировал широту своих познаний и глубину понимания медико-социальных проблем. Мы предлагаем его именовать Имхотеп Младший. Имеющему имя талантливому доктору станет удобнее приписывать первенство установления важных медицинские фактов, зафиксированных в книге Бытия. Одним из таковых является самое раннее упоминание связки головки бедренной кости человека и ее повреждения как причины жестокой болезни тазобедренного сустава.



[vi] Список литературы

Adams, Francis, ed. The genuine works of Hippocrates – Volume 2. New York: William Wood, 1886.

Allen, James P. The art of medicine in ancient Egypt. New York: Metropolitan Museum of Art, 2005.

Arkhipov, Sergey V., and Dmitry V. Skvortsov. “Ligamentum capitis femoris: first written mentions.” MLTJ 9.2 (2019): 156-64.

Arkhipov, Sergey V., and Irina V. Prolygina. “Ancient Textual Sources on Ligamentum Teres: Context and Transmission.” MLTJ 10.3 (2020): 536-46.

Asri, Fatiha, I. Tazi, K. Maaroufi, A. El Moudden, H. Ghannane, S. Ait Benali. “Kyste hydatique cérébral et troubles psychiatriques. À propos de deux cas [Cerebral hydatic cyst and psychiatric disorders. Two cases].” L'encephale 3.2 (2007): 216-9.

Bard, Kathryn A. An introduction to the archaeology of ancient Egypt. Malden, MA; Chichester: Wiley-Blackwell, 2015.

Bekény, Georg, and & Ágnes Péter. “Meningocerebral cysticercosis with auditory perseveration (palinacusis).” Stereotact Funct Neurosurg 35.4 (1973): 236-47.

Ben Maimon, Moses. Mishneh Torah, Forbidden Foods. Translated by Eliyahu Touger. Jerusalem: Moznaim Publishing, c1986-c2007. www.sefaria.org. Accessed October 24, 2025.

Bietak, Manfred. “The many ethnicities in Avaris.” Pages 73-92 in From microcosm to macrocosm: individual households and cities in ancient Egypt and Nubia. Edited by Julia Budka and Johannes Auenmüller. Leiden: Sidestone press, 2018.

Breasted, James Henry. The Edwin Smith Surgical Papyrus: published in facsimile and hieroglyphic transliteration with translation and commentary in two volumes – Volume 1. Chicago: University of Chicago Press, 1930.

Brinkman, John Anthony. “Ur: ‘The Kassite Period and the Period of the Assyrian Kings.’” Orientalia, NOVA SERIES. 38.2 (1969): 310-348.

Bunson, Margaret. Encyclopedia of ancient Egypt. New York: Facts on File, 2002.

Byrd, John W. Thomas and Kay S. Jones. “Traumatic rupture of the ligamentum teres as a source of hip pain.” Arthroscopy 20.4 (2004): 385-391. 

Castiglioni, Arturo. A history of medicine. New York: Knopf, 1947.

Chaudhury, Suprakash. “Hallucinations: Clinical aspects and management.” Ind Psychiatry J 19.1 (2010): 5-12.

Chidiac, Elie J., Romeo N. Kaddoum, and Samir F. Fuleihan. “Mandragora: anesthetic of the ancients.” Anesth Analg 115.6 (2012): 1437-1441.

Chokroverty, Sudhansu. 100 questions & answers about sleep and sleep disorders. Boston: Jones & Bartlett, 2007.

Clausen, Henrik B., Claus U. Hammer, Christine S. Hvidberg, Dorthe Dahl-Jensen, Jørgen P. Steffensen, Josef Kipfstuhl, Michel Legrand. “A comparison of the volcanic records over the past 4000 years from the Greenland Ice Core Project and Dye 3 Greenland ice cores.” J Geophys Res Oceans 102.C12 (1997): 26707-26723.

Dada, B. J., and E. D. Belino. “Prevalence of hydatidosis and cysticercosis in slaughtered livestock in Nigeria.” Vet Rec 103.14 (1978): 311-2.

Dalley, Stephanie. “Nineveh after 612 BC.” Altorientalische Forschungen 20.1 (1993): 134-47.

Druitt, Timothy H., Floyd W. McCoy, Georges E. Vougioukalakis. “The Late Bronze Age eruption of Santorini volcano and its impact on the ancient Mediterranean world.” Elements 15.3 (2019): 185-190.

Ebers, Georg. Papyrus Ebers: Die Maasse und das Kapitel über die Augenkrankheiten. Abhandlungen der Philologisch–Historischen Klasse der Königl. Sächsischen Gesellschaft der Wissenschaften. Band 11, No 2–3. Leipzig: Hirzel, 1889.

Fasanella, Antonio, Giuliano Garofolo, Michelangelo Galella, Pasquale Troiano, Carlo De Stefano, … & Rosanna Adone. “Suspect vector transmission of human cutaneous anthrax during an animal outbreak in Southern Italy.” VBZD 13.10 (2013): 769-771. 

Fisher, Ricardo F. González and Patricia L. Flores Shaw. “El papiro quirúrgico de Edwin Smith.” Anales Médicos de la Asociación Médica del Centro Médico ABC 50.1 (2005): 43-48.

Gabriel, Richard A. Man and wound in the ancient world: A history of military medicine from Sumer to the fall of Constantinople. Washington: Potomac Books, 2012.

Gardiner, Alan H. Hieratic Papyri in the British Museum, Third Series: Chester Beatty Gift – Volume 1. London: British Museum, 1935.

Geller, Markham J. Ancient Babylonian medicine: theory and practice. New York: Wiley & Sons, 2010.

Griffiths, John G. The origins of Osiris and his cult. Leiden: Brill, 1980.

Haimov-Kochman, Ronit, Yael Sciaky-Tamir, and Arye Hurwitz. Reproduction concepts and practices in ancient Egypt mirrored by modern medicine. Eur J Obstet Gynecol Reprod Biol 123.1 (2005): 3-8.

Homer. The Iliad. – Volume 1. Translated by A. T. Murray in two volumes. Cambridge: Harvard University Press; London: Heinemann, 1924.

Johnston, Emma N., R. Stephen J. Sparks, Jeremy C. Phillips, Steven Carey. “Revised estimates for the volume of the Late Bronze Age Minoan eruption, Santorini, Greece.” J Geol Soc 171.4 (2014): 583-590.

Kovacs, Maureen G. The epic of Gilgamesh. Stanford, CA: Stanford University Press, 1989.

Kramer, Samuel Noah. “Mythology of Sumer and Akkad.” Pages 93–137 in Mythologies of the ancient world. Edited by Samuel N. Kramer. New York, Garden City: Anchor Books, Doubleday & Company, 1961.

Kramer, Samuel Noah. History begins at Sumer: Thirty-nine firsts in recorded history. Philadelphia: University of Pennsylvania press, 1981.

Lambert, Wilfred G. “The Evolution of the Gilgamesh Epic.” JBL 104.1 (1985): 115-17.

Leeser, Isaac. Twenty-four Books of the Holy Scriptures. New York: Bloch, 1922.

Lichtheim, Miriam, ed. Ancient Egyptian Literature. Berkeley: University of California Press, 2019.

Manning, Sturt W., Lukas Wacker, Ulf Büntgen, Christopher Bronk Ramsey, Michael W. Dee, Bernd Kromer, Brita Lorentzen, Willy Tegel. “Radiocarbon offsets and old world chronology as relevant to Mesopotamia, Egypt, Anatolia and Thera (Santorini).” Sci Rep 10.1 (2020): 13785.

Megahed, Mohamed, and Hana Vymazalová. “Ancient Egyptian royal circumcision from the pyramid complex of Djedkare.” Anthropologie (1962-) 49.2 (2011): 155-64.

Misgav, Haggai, Yosef Garfinkel, Saar Ganor. “The ostracon.” Pages 243–57 in Khirbet Qeiyafa. Vol. 1. Excavation Report 2007–2008. Edited by Yosef Garfinkel and Saar Ganor. Jerusalem: Israel Exploration Society, 2009.

Moro, Pedro, and Peter M. Schantz. “Echinococcosis: a review.” IJID 13.2 (2009): 125-33.

Mullaney, Daniel J., Daniel F. Kripke, Paul A. Fleck, Laverne C. Johnson. “Sleep loss and nap effects on sustained continuous performance.” J Psychophysiol 20.6 (1983): 643-651.

Noaman, Mohanad N., and D. El Quosy. “Hydrology of the Nile and ancient agriculture.” Pages 9-28 in Irrigated Agriculture in Egypt: Past, Present and Future. Edited by Masayoshi Satoh and Samir Aboulroos. Cham: Springer, 2017.

Oliver, Simon. Creation: A Guide for the Perplexed. London, New Delhi, New York, Sydney: Bloomsbury, 2017.

Oppenheimer, Clive. “Climatic, environmental and human consequences of the largest known historic eruption: Tambora volcano (Indonesia) 1815.” Prog Phys Geogr 27.2 (2003): 230-259.

Panagiotakopulu, Eva, Thomas Higham, Anaya Sarpaki, Paul Buckland, Christos Doumas. “Ancient pests: the season of the Santorini Minoan volcanic eruption and a date from insect chitin.” Naturwissenschaften 100.7 (2013): 683-689.

Parkinson, Richard B. Reading ancient Egyptian poetry: among other histories. Malden, MA; Chichester: Wiley-Blackwell, 2009.

Parkinson, Richard B. The tale of Sinuhe and other ancient Egyptian poems, 1940-1640 BC. Oxford: Clarendon, 1997.

Peet, Eric T., еd. The Rhind Mathematical Papyrus: British Museum 10057 and 10058. London: University Press of Liverpool, 1923.

Preuss, Julius. Biblical and Talmudic Medicine. Translated by Fred Rosner. Landah, MD: A Jason Aronson Book, Rowman & Littlefield, 2004.

Raven, Maarten J. Egyptian magic: the quest for Thoth's Book of Secrets. Cairo, New York: American University in Cairo, 2012.

Redmount, Carol A. “Ethnicity, pottery, and the Hyksos at Tell el-Maskhuta in the Egyptian Delta.” The Biblical Archaeologist 58.4 (1995): 182-190.

Ritner, Robert K., and Nadine Moeller. The Ahmose ‘Tempest Stela’, Thera and comparative chronology. JNE 73.1 (2014): 1-19.

Rowling, Thompson J. “The rise and decline of surgery in dynastic Egypt.” Antiquity 63.239 (1989): 312-9.

Ryholt, Kim S. B., and Adam Bülow-Jacobsen. The political situation in Egypt during the second intermediate Period, c. 1800-1550 BC – Volume 20. Copenhagen: Museum Tusculanum Press, 1997.

Samet, Nili. The Lamentation over the Destruction of Ur. Winona Lake, IN: Eisenbrauns, 2014.

Sanchez, Gonzalo M., and Alwyn L. Burridge. “Decision making in head injury management in the Edwin Smith Papyrus.” Neurosurgical focus 23.1 (2007): E5.

Shahar, Arzy, Moshe Idel, Theodor Landis, Olaf Blanke. “Why revelations have occurred on mountains?: Linking mystical experiences and cognitive neuroscience.” Medical hypotheses 65.5 (2005): 841-845.

Sommer, Benjamin D. “The Epic of Gilgamesh.” Pages 145–55 in World literature and its times. Vol. 6. Middle Eastern Literature and Its Times. Edited by Joyce Moss. Detroit: Thomson Gale, 2004.

Southon, John. “A radiocarbon perspective on Greenland ice-core chronologies: can we use ice cores for 14C calibration?.” Radiocarbon 46.3 (2004): 1239-1259.  

Stanley, Daniel Jean and Harrison Sheng. “Volcanic shards from Santorini (upper Minoan ash) in the Nile Delta, Egypt.” Nature 320.6064 (1986): 733-735.

Suggs, M. Jack, Katharine Doob Sakenfeld and James R. Mueller, eds. The Oxford Study Bible: Revised English Bible with Apocrypha. Oxford, London, New York: Oxford University Press, 1992.

Taylor, John H. Death and the afterlife in ancient Egypt. London: The British Museum Press, 2001.

Tondini, Tatiana, Albert Isidro, and Edgard Camarós. “Case report: Boundaries of oncological and traumatological medical care in ancient Egypt: new palaeopathological insights from two human skulls.” Frontiers in Medicine 11 (2024): 1371645.

Trevisanato, Siro Igino. “Six medical papyri describe the effects of Santorini’s volcanic ash, and provide Egyptian parallels to the so-called biblical plagues.” Med. Hypotheses 67.1 (2006): 187-190.

Tsevat, Matitiahu. “Two Old Testament Stories and Their Hittite Analogues.” JAOS 103.1 (1983): 321-326.

Vilain, Sarah. “A Crisis? What Crisis? Challenging Times at Tell el-Dab'a during the Second Intermediate Period.” Pages 315-32 in The Enigma of the Hyksos. Vol. 4. Changing Clusters and Migration in the Near Eastern Bronze Age. Collected Papers of a Workshop held in Vienna 4th−6th of December 2019. Edited by Manfred Bietak and Silvia Prell. Wiesbaden: Harrassowitz, 2021.

Walter L. Friedrich, Bernd Kromer, Michael Friedrich, Jan Heinemeier, Tom Pfeiffer, Sahra Talamo. “Santorini eruption radiocarbon dated to 1627-1600 BC.” Science 312.5773 (2006): 548.

Watson-Jones, Reginald. Fractures and joint injuries – Volume 1, 4th ed.  Edinburgh, London: E. & s. Livingstone, 1952.

Wendelin, Daniel S., David N. Pope, and Susan B. Mallory. “Hypertrichosis.” J Am Acad Dermatol 48.2 (2003): 161-82.

World Health Organization and International Office of Epizootics. Anthrax in humans and animals. 4th ed. Geneva: World Health Organization, 2008.

Zammarchi, Lorenzo, Marianne Strohmeyer, Filippo Bartalesi, Elisa Bruno, José Muñoz,Dora Buonfrate, Alessandra Nicoletti, … & The COHEMI Project Study Group. “Epidemiology and management of cysticercosis and Taenia solium taeniasis in Europe, systematic review 1990–2011.” PloS one 8.7 (2013): e69537.

Почекаев, Роман. Легитимация власти, узурпаторство и самозванство в государствах Евразии. Тюрко-монгольский мир XIII–начала ХХ в. [Legitimization of Power, Usurpation, and Imposture in the Eurasian States. The Turco-Mongol World of the 13th–Early 20th Cen.] Москва: Издательский Дом ВШЭ, 2024.



[vii] Приложение

Авторы статьи

Архипов С.В. – независимый исследователь, кандидат медицинских наук, врач-хирург, травматолог-ортопед, медицинский писатель, Йоенсуу, Финляндия.

Архипова ЛН. – бакалавр сестринского дела, Йоенсуу, Финляндия.

Адрес для переписки: Сергей Архипов, эл. почта: archipovsv @ gmail.com

 

История статьи

12.11.2025 - опубликована интернет-версия статьи. 

 

Рекомендуемое цитирование

Arkhipov S.V, Arkhipova L.N. Who, When, and Where Wrote the Book of Genesis? A Medical Hypothesis. About round ligament of femur. November 11, 2025. https://roundligament.blogspot.com/2025/11/who-when-and-where-wrote-book-of-genesis.html

DOI: 10.13140/RG.2.2.21265.29289; 

PDF version: researchgate.net , academia.edu

 

Примечание

Интернет-версия подразумевает периодические дополнения (см. Историю статьи).

 

Ключевые слова

ligamentum capitis femorisligamentum teresсвязка головки бедра, круглая связка, связка головки бедренной кости, история, Библия, упоминание, Тора



NB! Добросовестная практика использования: копирование для целей критики, обзора, комментариев, исследований и частного изучения в соответствии с Законами об авторском праве: Copyright Laws of the US: 17 U.S.C. §107; Copyright Law of the EU: Dir. 2001/29/EC, art.5/3a,d; Copyright Law of the RU: ГК РФ ст.1274/1.1-2,7.

                                                                   

Популярные статьи

Кто и когда впервые описал повреждение LCF? Часть 1

  Кто и когда впервые описал повреждение   ligamentum capitis femoris?  Часть 1. Архипов С.В.   Содержание Часть 1 [i]   Аннотация [ii]   Введение [iii]   Доисторический период Часть 2 [iv]   Исторический период [v]   Вмешательства в текст Часть 3 [vi]   Египетский врач Часть 4 [vii]   Азиатский прорицатель [viii]   Хронологическая таблица Часть 5 [ix]   Заключение [x]   Список литературы [xi]   Приложение [i]   Аннотация Книга «Берешит», в переводе именуемая «Бытие», является одним из древнейших художественных текстов. Кроме тенденциозно трансформированных легенд и вымысла, она содержит важные медицинские и естественнонаучные факты. Произведение написано на севере Египта вскоре после минойского извержения, вероятно в конце 17-го века до современной эры. Над протографом работал азиатский прорицатель, ставший чиновником и египетский врач-энциклопедист. Последний впервые в истории описывает механизм повреждени...

Кто и когда впервые описал повреждение LCF? Часть 2

Кто и когда впервые описал повреждение   ligamentum capitis femoris?  Часть 2. Архипов С.В.     Содержание Часть 1 [i]   Аннотация [ii]   Введение [iii]   Доисторический период Часть 2 [iv]   Исторический период [v]   Вмешательства в текст Часть 3 [vi]   Египетский врач Часть 4 [vii]   Азиатский прорицатель [viii]   Хронологическая таблица Часть 5 [ix]   Заключение [x]   Список литературы [xi]   Приложение [i]   Аннотация Книга «Берешит», в переводе именуемая «Бытие», является одним из древнейших художественных текстов. Кроме тенденциозно трансформированных легенд и вымысла, она содержит важные медицинские и естественнонаучные факты. Произведение написано на севере Египта вскоре после минойского извержения, вероятно в конце 17-го века до современной эры. Над протографом работал азиатский прорицатель, ставший чиновником и египетский врач-энциклопедист. Последний впервые в истории описывает механизм повреждени...

Кто и когда впервые описал повреждение LCF? Часть 5

  Кто и когда впервые описал повреждение   ligamentum capitis femoris?  Часть 5. Архипов С.В.     Содержание Часть 1 [i]   Аннотация [ii]   Введение [iii]   Доисторический период Часть 2 [iv]   Исторический период [v]   Вмешательства в текст Часть 3 [vi]   Египетский врач Часть 4 [vii]   Азиатский прорицатель [viii]   Хронологическая таблица Часть 5 [ix]   Заключение [x]   Список литературы [xi]   Приложение [i]   Аннотация Книга «Берешит», в переводе именуемая «Бытие», является одним из древнейших художественных текстов. Кроме тенденциозно трансформированных легенд и вымысла, она содержит важные медицинские и естественнонаучные факты. Произведение написано на севере Египта вскоре после минойского извержения, вероятно в конце 17-го века до современной эры. Над протографом работал азиатский прорицатель, ставший чиновником и египетский врач-энциклопедист. Последний впервые в истории описывает механизм пов...

Кто и когда впервые описал повреждение LCF? Часть 3

  Кто и когда впервые описал повреждение   ligamentum capitis femoris?  Часть 3. Архипов С.В.     Содержание Часть 1 [i]   Аннотация [ii]   Введение [iii]   Доисторический период Часть 2 [iv]   Исторический период [v]   Вмешательства в текст Часть 3 [vi]   Египетский врач Часть 4 [vii]   Азиатский прорицатель [viii]   Хронологическая таблица Часть 5 [ix]   Заключение [x]   Список литературы [xi]   Приложение [i]   Аннотация Книга «Берешит», в переводе именуемая «Бытие», является одним из древнейших художественных текстов. Кроме тенденциозно трансформированных легенд и вымысла, она содержит важные медицинские и естественнонаучные факты. Произведение написано на севере Египта вскоре после минойского извержения, вероятно в конце 17-го века до современной эры. Над протографом работал азиатский прорицатель, ставший чиновником и египетский врач-энциклопедист. Последний впервые в истории описывает механизм пов...

Кто и когда впервые описал повреждение LCF? Часть 4

  Кто и когда впервые описал повреждение   ligamentum capitis femoris?  Часть 4. Архипов С.В.     Содержание Часть 1 [i]   Аннотация [ii]   Введение [iii]   Доисторический период Часть 2 [iv]   Исторический период [v]   Вмешательства в текст Часть 3 [vi]   Египетский врач Часть 4 [vii]   Азиатский прорицатель [viii]   Хронологическая таблица Часть 5 [ix]   Заключение [x]   Список литературы [xi]   Приложение [i]   Аннотация Книга «Берешит», в переводе именуемая «Бытие», является одним из древнейших художественных текстов. Кроме тенденциозно трансформированных легенд и вымысла, она содержит важные медицинские и естественнонаучные факты. Произведение написано на севере Египта вскоре после минойского извержения, вероятно в конце 17-го века до современной эры. Над протографом работал азиатский прорицатель, ставший чиновником и египетский врач-энциклопедист. Последний впервые в истории описывает механизм пов...