Глава 4 эссе Дети человеческие: истоки библейских преданий в обозрении врача (PDF версия без иллюстраций).
Глава 4
Имхотеп младший
Хирургическая
деятельность, как правило, сопровождается нанесением дополнительной травмы
пациенту, а её издержки окупаются результатом. Поэтому в подавляющем
большинстве случаев операциям сопутствует определенный вид обезболивания: локального,
регионарного или тотального. Первобытный человек с лечебной целью использовал автохтонную
флору (листья, стебли, кору, плоды, сок), природное минеральное сырье (соли,
щелочи, кислоты, глину, тальк), биологические жидкости животных (яд, моча,
желчь, молоко) и их ткани (мышцы, железы, внутренние органы). Вещества-анальгетики
центрального и периферического действия синтезируются растениями, а их преобразование
в состоянии усилить эффект. Методом проб и ошибок при неограниченном ресурсе
времени племя способно дифференцировать субстанцию с ингредиентом, оказывающим
как местную, так и общую анестезию. Значимую роль в обретении этой информации играли
вербальные контакты и взаимовыгодные обмены с иными группами.
Свидетельства
применения психотропных растений известны из позднего палеолита, что предполагает
– люди той эпохи уже расширили познания до употребления вторичных соединений[1]. Переходу от среднего к позднему
палеолиту 50-45 тыс. лет назад сопутствовала одна из крупнейших культурно-технологических
революций в предыстории Человечества[2].
Следовательно, теоретически допустимо, что первая ампутация у Homo sapiens была
выполнена 31-30 тыс. лет назад на острове Калимантан (Borneo, Kalimantan[3])[4].
Эта и перечисленные в предыдущей главе ранние инвазивные процедуры требовали
купирования боли. Скорее, при них использовался состав из растительных компонентов.
Возвращаясь
к операции на грудной клетке Адама[5],
необходимо признать: для её выполнения недостаточно обычных анальгетиков или успокоительных.
Библейский хирург под именем «Господь Бог»[6]
избрал лекарство, обеспечивающее тотальную анальгезию – эквивалент наркоза. Ребра
близки к поверхности кожи с хорошей чувствительностью, а вдоль нижнего края каждого
проходит нерв, прикосновение к которому крайне болезненно. Выделение и пересечение
костей – травматичная, трудоемкая манипуляция даже при наличии специальных
инструментов. Резекцию части скелета грудной стенки, у индивидуума в сознании в
отсутствии медикаментозной поддержки следует полностью отмести вследствие шокогенности
действа.
Менее
ста лет назад разработана методика локальной анестезии, позволившей производить
без наркоза торакотомии[7].
Такие хирургические вмешательства сопровождаются разгерметизацией плевральной
полости и коллапсом легкого, угрожающим жизни больного. Эти следствия
невозможно в полной мере компенсировать исключительно фармакологическими
средствами, включая мощные анальгетики. Базируясь на негативном клиническом опыте
и наработках патофизиологов, сегодня торакальные операции осуществляются с угнетением
сознания, искусственной вентиляцией дыхательных путей и миорелаксантами. Приведенные
доводы демонстрируют, что медицинское мероприятие из книги Бырэйшит подразумевало
общее обезболивание и аппаратное вспоможение газообмену. Мы полагаем, древний
мыслитель, описывая изъятие ребра у Адама[8],
прекрасно понимал сложности грудной хирургии и выказывал гуманизм, оберегая своих
пациентов от мучительных ощущений при лечении режущим инструментом. Оттого-то в
легенде фигурирует «крепкий сон»[9].
В
погребении неандертальца с консолидированным переломом ребра из иракской пещеры
Шанидар (Shanidar Cave[10]) изыскана пыльца кустарника эфедра
высокая (Ephedra altissima)[11].
В связи с этим выдвинута гипотеза: цветень, обнаруженная возле останков покойного,
названного Шанидар 4, привнесена грызунами[12].
Дополнительно проведенный анализ установил, что возраст могилы – 50-46 тыс. лет,
а растения в могилу поместили соплеменники[13].
Цветы эфедры не обладают значимой питательной ценностью, но доставляют
эстетическое наслаждение и являются источником биологически активных соединений.
Анатомически современный человек издавна знал эфедру. Так, в
китайской провинции Синьцзян в захоронении, сделанном 3980-3540 лет назад, найдены
намеренно положенные туда ветки эфедры[14].
В том же районе выявлена мумия, погребенная в 1800-1500 гг. до совр. эры, а подле
три мешочка с эфедрой[15].
Её цветки употребляли в пищу архаичные люди Старого Света[16].
Ныне установлено: экстракт эфедры вызывает анальгезию при пероральном введении[17].
Наряду с этим обезболивающие свойства присущи вытяжке и без эфедрина, вероятно,
благодаря гербацетину[18].
Означенное позволяет заподозрить: вышеупомянутый травмированный неандерталец Шанидар
4 принимал снадобье из эфедры, уменьшая интенсивность боли, это и подвигло
соплеменников снабдить покойного целительными цветами, отправляя его в «последний
путь». Невольно приходит мысль: в убежище Шанидар сформировался наистарейший
аптечный склад, а неизрасходованное сырье сородичи разместили рядом с усопшим.
Изучение останков Шанидар 3 выявило у него признаки проникающего ранения грудной полости[19] с неизбежно развивающимся
спонтанным сокращением легочной ткани и кровопотерей[20]. Неандерталец, получив тяжелое ранение, боролся с осложнениями
несколько недель, нуждался в анестетиках и снотворных, подобно Шанидар 4. Выбор
этим архаичным потерпевшим эфедры нам видится разумным и доступным способом
облегчить состояние. Любопытно – растение до сих пор применяют в качестве
галлюциногена в отдельных частях Азии[21].
Фармакология
изведала влияние веществ, содержащихся в конопле (Cannabis sativa) на сон, центральные
и периферические механизмы воспаления, а также боли[22].
Систематический обзор публикаций убедительно подчеркнул: число пациентов,
сообщивших об уменьшении каннабиноидами неприятных ощущений на 30% больше, чем
при назначении плацебо[23].
В выводах обозрения контролируемых испытаний подытожено: субстанции из растений
семейства коноплевых безопасные, умеренно эффективные анальгетики[24].
Исследователи
генома выяснили: одомашнивание конопли в Восточной Азии произошло 15728-6458 лет назад. Означенный
интервал включает датировку самого раннего изображения травы на керамике,
обожженной приблизительно 12000 лет назад. Древнейшей пыльце каннабиса из Китая
– свыше 5000 лет, а первым наркотикам – примерно 4000 лет;
тогда же продукты переработки конопли распространяются по Ближнему (Среднему)
Востоку и достигают Европы[25].
Считается, что китайской медицине каннабис известен 6000 лет[26].
Об этом растении говорится в египетском Папирусе Георга Эберса (George
Ebers Papyrus), написанном в 1550-1500 гг. до совр. эры[27].
Конопля широко распространена в Юго-Восточной Азии. Думается, приготовленный из
нее настой, испарения или дым от сжигания пустили в ход при ампутации голени на
острове Калимантан 31-30 тыс. лет назад[28].
В
Центральной и Юго-Западной Азии, в Южной и Центральной Европе, а также в Северной
Африке произрастают различные виды мака[29].
С точки зрения археоботаников, вид опийный или снотворный мак (Papaver
somniferum) возник путем спонтанных скрещиваний диких форм (Papaver gracile &
Papaver glaucum) в районах контакта Анатолии и Сирийской пустыни[30].
Согласно другому воззрению, опийный мак происходит из западного Средиземноморья
и обособляется в шестом тысячелетии до совр. эры[31].
Старейшему свидетельству связи мака и наших предков 7700 лет, что доказано раскопками
поселения на территории Италии[32].
Снотворный
мак выращивали шумеры ориентировочно за 3000 лет до совр. эры и изготавливали опиум[33]. В Древнем Египте
данное растение распространяется в Новом царстве при правлении 18-ой Династии
или в 1550-1350 гг. до совр. эры[34].
Похоже, опиум попал на берега Нила из Месопотамии, где использовался и как
эйфориант в религиозной практике, и в медицине, о чем вещает Папирус Георга
Эберса[35]. Опиум
в Нильской долине являлся широко распространенным наркотиком. По легенде, его приготовлению
обучил людей Бог Тот, а Богиня Исида избрала это снадобье для лечения головной
боли у Бога Ра[36]. Экстракт
мака египтяне употребляли в качестве усыпляющего зелья, а к 1500 г. до совр.
эры регулярно завозили с Кипра (Cyprus[37]),
как анальгетик либо медикамент, близкий сумеречному препарату[38].
![]() |
Гиппократ Косский. Бюст в Государственном Дарвиновском музее, Москва (фотография автора). |
Врач
Гиппократ Косский (Hippocrates of Kos), родившийся в 460 г. до совр. эры, рекомендует
сок мака в трактатах: О внутренних страданиях, О болезнях, О диете, О
женских болезнях, О женской природе[39].
В начале первого тысячелетия римский историк Плиний Старший (Gaius Plinius
Secundus, 23-79 гг. совр. эры) описывал мак как гипнотическое средство; ученый-энциклопедист
Авл Цельс (Avl Cornelius Celsis, ~50 г. до совр. эры – 25 г. совр. эры) советовал
опиум для обезболивания; через тысячу лет субстанция полагалась сильнейшим анальгетиком
арабским медиком Авиценной (Avicenna, Ibn Sina; 980-1037)[40].
Опийный мак в роли лекарственной травы ведом со времен первых цивилизаций и продолжает
культивироваться для фармацевтических целей, а также производства героина[41].
Опиаты – основа современной анестезии и, видимо, останутся таковыми в обозримом
будущем[42].
Человечеством освоены два ведущих способа повлиять опиумом на организм: «съесть»
и «выкурить»[43]. Оба
варианта могли задействовать при инвазивных медицинских мероприятиях в
Месопотамии с третьего тысячелетия до совр. эры, а в Египте – со середины
второго тысячелетия до совр. эры.
Мандрагора (Mandragora officinarum) растет в бассейне Восточного
Средиземноморья. О траве повествуется в рецептах Папируса Георга Эберса,
а её изображения обнаружены в гробницах Луксора (Luxor[44])
и Фив (Thebes[45]),
построенных в 1600-1400 гг. до совр. эры[46]. На фреске 18-ой
Династии, предположительно мандрагора преподносится опирающемуся на костыль фараону
с укороченной ногой[47]. Вышеуказанный вид
цветковых не принадлежал к исконной египетской флоре, был
завезен из Палестины или Сирии при 18-ой Династии, после чего культивировался в
садах придворной знати[48]. В
Новом царстве Древнего Египта – в 1550-1069 гг. до совр. эры мандрагора почиталась
афродизиаком и подмешивалась в алкоголь для угнетения сознания[49].
Настенные росписи изображают, как её бутоны на банкетах обоняют, а может, употребляют
в пищу мужчины и женщины[50].
Между тем, по Диодору (Diodorus Siculus, ~90-30 гг. до совр. эры), в завершении
египетских пиров на десерт подавались плоды персеи (persica), отождествляемые с
ягодами Mimusops schimperi (Mimusops laurifolia), вызревающими на
северо-востоке Африки и Аравийском полуострове[51].
В
месопотамских клинописных табличках больным назначалась ботва (сок) и корень
мандрагоры[52]. О
ней писали: Гиппократ Косский (Hippocrates, 5-4 вв. до совр. эры), Теофраст
(Theophrastus, 4-3 вв. до совр. эры), Диоскорид (Dioscorides, 1 в.), Аретей
(Aretaeus, 2 в.), Афиней (Athenaeus, 2-3 вв.)[53].
Ганнибал (Hannibal, 247-182 гг. до совр. эры) и Юлий Цезарь (Gaius Iulius
Caesar, 100-44 гг. до совр. эры) смешали мандрагору с вином, дабы усыпить солдат
противника; Авл Цельс рекомендовал её в качестве анальгетика; Плиний Старший советовал
назначать перед операциями; а в царствование Нерона (Nero Claudius Caesar
Augustus Germanicus, 37-68 гг.) она предписывалась как снотворное при стоматологических
процедурах. Трава насыщена скополамином, обладающим
седативным и амнестическим эффектом, который в сочетании с анестетиками, например,
опиумом, способен обеспечить истинное обезболивание[54].
В эмоциональном эпизоде Первой книги Моисеевой разворачивается
торг двух сестер вокруг мандрагоры, но не освещается её предназначение[55].
Однако издревле существовало верование, названное цветковое: вызывает безумие,
влияет на половые отношения, будучи «эффективным» в зельях, как афродизиак и компонент,
якобы повышающий плодовитость[56].
Основные
действия нашего первоисточника развиваются на землях Юго-Западной Азии и Северной
Африки. Обитатели этих регионов с давних пор потребляли вещества, влияющие на
психику, содержащиеся как непосредственно в растениях, так и полученные путем
их переработки. Они по-разному влияют на мозг, порождая: сон, успокоение либо
состояние, близкое к опьянению. В актуальном обзоре научных публикаций
приводится датировка начального знакомства человека с еще не обсужденными нами растениями
и грибами – сосредоточиями психоактивных веществ и в том числе приготовленными
из них напитками: спорынья (Claviceps spp.) – Ближний Восток 18 тыс. лет (здесь
и далее до совр. эры); пиво – Израиль 11 тыс. лет, Месопотамия 3.5-3.2 тыс. лет,
Египет 4 тыс. лет; белена (Hyoscyamus spp.) – Египет 7-6 тыс. лет;
псилоцибиновые (галлюциногенные) грибы – Сахара 6-4.5 тыс. лет; кувшинки
(Nymphaea spp.) – Египет ~6 тыс. лет; вино – Кавказ ~5.8 тыс. лет, Иран 5.4-5.0
тыс. лет, Греция 4.5-4.0 тыс. лет, Египет ~3.2 тыс. лет; хармал или дикая рута
(Peganum harmala) – Кавказ ~5 тыс. лет, Египет 3.7-3.5 тыс. лет, Иран, ~3 тыс.
лет; салат-латук (Lactuca spp.) – Египет ~2.5 тыс. лет, Греция ~800 лет[57].
Египтяне употребляли во время ритуалов вплоть до Птолемеевского периода (~330-30
гг. до совр. эры) галлюциногенные напитки, в состав которых включали Peganum
harmala, Nimphaea nouchali и растения рода Cleome[58].
На
наш взгляд, вымышленная операция, перенесенная библейским Адамом[59],
сопровождалась виртуальным наркозом. Среди ведомых ранними людьми психотропных снадобий
для общей анальгезии лучше подходят произведенные из опийного мака и конопли. Они
применялись в медицинской практике в Месопотамии, Древнем Египте и Китае. С позиции
нынешней фармакологии их перспективно сочетать с мандрагорой. Это предполагает разработку
рецепта анестетика, определение оптимальной дозы и пути введения. Такую пропись
мы нашли в переводе оттиска ассирийской глиняной скрижали. В ней рекомендуется
комбинация мандрагоры, опиума и некоторых иных ингредиентов при болях, а также,
чтоб ликвидировать «навязчивую идею»[60].
В гробнице Тутанхамона (Tutankhamun, ~1334-1325 гг. до совр. эры) изыскан
роскошный золотой браслет, напоминающий плод мандрагоры в окружении мака[61].
В Месопотамии и, похоже, вдоль Нила практиковалось совмещение перечисленных трав,
что могло привести к открытию состава, вызывающего медикаментозный сон.
Формирование
человека из почвы[62] –
не новация книги Бырэйшит. Египетский Бог Хнему (Хнум) изображался
сидящим перед гончарным кругом[63],
что подразумевает лепку им и людей из глины[64].
Начало почитания Хнума на острове Элефантина (Elephantine[65])
относят к Раннему царству, то есть к 3000-2686 гг. до совр. эры[66].
В противовес этим сведениям египетский трактат, составленный 2200 лет до совр. эры,
утверждает: Человечество произошло из тела Бога-творца[67]. Вышеприведенное говорит
об отличии взглядов разных эпох на появление Homo sapiens. Примечательно,
об изготовлении Богами всевозможных персонажей из глины повествует
шумерский миф, датируемый 2000-1600 гг. до совр. эры[68].
Перенята ли жителями Месопотамии данная древнеегипетская доктрина или то их «догадка»
пока однозначно неясно. А вот иудейская концепция: «…создал Господь Бог
человека из праха земного, и вдунул в ноздри его дыхание жизни»[69],
бесспорно, позаимствована, по-видимому, у цивилизации долины Нила.
Бог Тот (Джхути)
первым в пантеоне сверхсуществ Древнего Египта проявил себя как целитель и созидатель
органов, а именно глаза[70]. Он считался Богом
Луны, времени, премудрости и культуры, покровителем библиотек, присутственных
мест, магов, ученых и чиновников, изобрел иероглифы и писал священные книги[71].
Следовательно,
по умозрению египтян, первого мужчину «из праха земного»[72] сделал Бог
Хнему, а Тот мог преобразовать кость грудной клетки в его спутницу[73]. В то же
время в ветхозаветном рассказе о сотворении женщины из ребра мужчины нет прямых
аналогий ни в месопотамских, ни в древнеегипетских мифах.
По
материальным и литературным свидетельствам, изложенная в Священном Писании
операция никем не выполнялась в Древнем Мире. Наше обозрение начал североафриканской
и ближневосточной медицины не выявило сообщений о торакальных хирургических
вмешательствах под наркозом. При этом такая комбинация обязательна для забора
костного материала у Адама[74].
Соответственно, логично заключение: библейское предание – результат воображения
одаренного врача-хирурга, хорошо знавшего анатомию и имевшего представление об анестезиологии.
В
античности фигуры с похожим набором знаний экстремально редки: Гиппократ
Косский, мысливший в 5-4 вв. до совр. эры; Герофил Халкидонский (Herophilus of
Chalcedon), прославившийся в 4-3 вв. до совр. эры; Гален Пергамский (Galen of Pergamon),
живший в 2-3 вв.[75]. Помянутые
титаны медицины творили много позже закладки фундамента нашего первоисточника,
как полагает библеистика – в 14-10 вв. до совр. эры[76].
К сожалению, сведения о докторах того периода скудны, а египетский Имхотеп на
ниве здравоохранения себя не реализовал. Возможно, им практиковалось
мистическое целительство, но в ипостаси жреца[77].
Скорее всего, методику создания женщины из
ребра Адама[78] разработал врач-материалист, четко
осознававший строение людей, функцию основных органов и систем. Этот медик владел
письменным словом, умел ясно и кратко излагать мысли. Его отличала
оригинальность суждений, смелый полет научной фантазии, основанной на глубоком понимании
живой природы. Искомый доктор должен был оставить после себя след в виде блестящего
труда на медицинскую тему.
О знаменитых личностях в науке мы обычно узнаем из их произведений и ссылок в других публикациях. Века не пощадили многие письмена древних авторов по причине недолговечности основной массы избранных ими носителей информации: папирусов, пергамента, бересты, бумаги. Учитывая вышеописанное, дошедшие до нас имена – действительно незаурядные личности. Средь них мы хотим разыскать яркого хирурга, жившего во втором тысячелетии до совр. эры. Оценка фактов показывает: в ту пору неординарный оперирующий доктор мог развиться только в Египте. Именно на нильских берегах следует попытаться выявить величественный медицинский трактат – памятник безвестному талантливому врачу, сопричастному рождению книги Бырэйшит.
Фрагмент Папируса Эдвина Смита (из 1930BreastedJH, Том 2, Пластина XII). |
В корпусе древнеегипетской литературы хирургии
посвящены два манускрипта: Папирус Георга Эберса и Папирус Эдвина Смита
(Edwin
Smith Papyrus)[79]. Старейший из двух –
Папирус Эдвина Смита сочинен при 16-17-ой Династии, ориентировочно 1600
лет до совр. эры[80]. Бытует
мнение, что это копия более старого труда 3000-2500 гг. до совр. эры[81]. Вывод сделан на основании наличия в тексте
архаичных терминов[82]. Нужно учесть, египтяне были традиционалистами
высокого порядка и с додинастического периода до середины третьего века совр.
эры параллельно выписывали иероглифы иератического (раннего), а также демотического
(позднего) стиля[83]. Нам думается, вставки устаревших терминов как
бы придавали значимости и являлись данью литературной моде. Тщательное изучение
Папируса Эдвина Смита указывает на его появление не раньше 17-ой Династии,
властвовавшей в 1650-1550 гг. до совр. эры[84]. Датировка Папируса Георга Эберса
определеннее: он составлен при Аменхотепе Первом (Amenhotep I), фараоне 18-ой
Династии, около 1550 г. до совр. эры[85]. Исходя из астрономических систем, фигурирующих
в рукописи, интервал суживают до 1553-1550 гг. до совр. эры[86].
Прискорбно – манускрипты не содержат имени авторов,
но самоочевидно: оба медики[87]. В Папирусе Георга Эберса есть автограф
как будто доктора, выполнившего вторую нумерацию страниц, и пуриста «…когда
подпись врача отсутствовала»[88]. Подмечено: фрагменты Папируса Эдвина
Смита присутствуют в Папирусе Георга Эберса, что означает либо копирование,
либо происхождение отрывков из третьего источника[89]. Это основание высказываемого нами предположения:
то следы деятельности учителя и ученика, видимо, заочного. Причем создатель
первого труда явно материалистичнее в терапии болезней и травм. На лицевой
стороне Папируса Эдвина Смита имеется единственное описание лечения
заклинанием при открытом переломе лобной кости с неблагоприятным прогнозом[90]. Складывается впечатление: рекомендованная магическая
формула – вербальное психотерапевтическое средство ввиду бесперспективности иных
врачебных усилий. В Папирусе Георга Эберса приводится несравненно больше
колдовских изречений, порядка четырехсот[91], это приближает его сочинителя, к плеяде
жрецов и удаляет от когорты рациональных докторов.
Папирус Эдвина Смита лингвистами
признан хорошо структурированным учебным пособием по травматологии и хирургии,
отличающимся здравомыслием и серией точно подобранных медицинских сценариев,
основанных на клинических познаниях[92]. Повреждения, проанализированные в документе,
затрагивают анатомические структуры выше таза, а травмы пояса нижних
конечностей не освещаются, как если бы те обсуждались во втором утраченном
свитке.
Папирус Георга Эберса включает в себя
лишь пару кратких хирургических глав, упоминающих несколько операций без уточнения
техники их исполнения[93]. В письменном памятнике зафиксированы составы:
седативных, наркотических, снотворных и обезболивающих «препаратов»[94]. Указанное говорит в пользу того, что в
пору появления Папируса Георга Эберса, в середине 16-го в. до совр. эры,
лечебные инвазивные вмешательства могли выполняться с медикаментозной
поддержкой.
Исследователями отмечено: в Папирусе
Эдвина Смита впервые обнаруживается личность врача, ищущего тайны
человеческого тела, распознающего процессы и состояния, возникающие в
результате воздействия физических факторов[95]. Этого медицинского писателя признают древнейшим
ученым-естествоиспытателем, проявившим интерес к чистой науке с широким взглядом
на природу, основывавшим личные индуктивные выводы на совокупности реальных данных[96]. Систематическое расположение разделов показывает:
рукопись задумывалась хирургическим руководством, а очерченные в ней
клинические ситуации точны в толковании проницательного наблюдателя и опытного
оператора со знанием анатомии[97]. Трактат начертан со стройной холодной авторитетностью,
вызывающей уважение к интеллекту и статусу научного литератора. При нем
хирургия видится развивающимся искусством, учрежденным на здравом созерцании и
логическом мышлении. Приведенные в манускрипте случаи зачастую исходят из
преднамеренного патологоанатомического исследования, которое не было чем-то
необычным для сочинителя[98].
Идентификация Имхотепа в образе доктора не
подтверждается достоверными фактами и маловероятна его связь с Папирусом
Эдвина Смита в поздней редакции[99]. Уже изначальный перевод документа продемонстрировал:
произведение сотворено древним хирургом, практиковавшим вскрытия[100]. Высказывалась точка зрения о пребывании им в
должности военного хирурга, прекрасно осведомленного о боевых ранениях, с
врачебным мышлением, развившимся вне мистической традиции, в отличие от
священников-целителей, не уделявшим внимания повреждениям со вполне ясными
причинами[101]. По нашему мнению, рассмотренное
произведение написал гениальный многоопытный травматолог-ортопед.
Теперь нам известно: автор Папируса
Эдвина Смита жил в 1650-1550 гг. до совр. эры при 17-ой Династия[102]. В ней насчитывается девять фараонов, но даты
владычества отдельных еще не уточнены[103]. Дополнительную сложность привносит то, что
в тот период страна оказалась разделенной надвое. Верхним Египтом владела 17-ая
Династия, а в Нижнем Египте приблизительно с 1675 г. до совр. эры на престоле восседали
пришельцы – гиксосы, изгнанные около 1567 г. до совр. эры[104]. Эти иноязычные правители происходили из
Западной Азии, чьи предки переселились на берега Нила во времена Среднего царства,
жили там веками, а затем возвысились[105]. До вторжения гиксосов, ранее 17-го в. до
совр. эры египетская медицина описывается исключительно местной, изолированной
от достижений в других регионах Ближнего Востока[106]. Первый переводчик Папируса Эдвина Смита
– Джеймс Брэстед (James Henry Breasted, 1865-1935) касательно датировки труда заметил:
«…кажется, он определенно принадлежит эпохе гиксосов», а переписан в Фивах[107]. Часть исследователей почитали и Папирус
Георга Эберса, созданным в бытность неизвестного гиксосского царя[108].
Как ни парадоксально, автор Папируса
Эдвина Смита, несомненно, учившийся в долине Нила, вероятно, был
левантийского или анатолийского происхождения, а не этнический египтянин. Мы допускаем,
означенное стало причиной исчезновения всяких сведений о нем в хрониках последующих
династий. Всё, напоминавшее оккупацию иностранцами, нещадно уничтожалось, естественно
и их письмена. Отсюда понятно, почему оказалась забыта практика патологоанатомических
исследований, подразумевающаяся из Папируса Эдвина Смита. Предназначение
диссекций находилось в противоречии с воззрениями жрецов на мертвое тело и с мистическим
пониманием подоплеки болезней. Возвращение исконного правления поспособствовало
укреплению статуса священнослужителей, восстановлению их влияния на многие сферы
жизни страны, включая здравоохранение. Медицина постепенно пришла в упадок, а
прогрессивные подходы, основанные на научных выводах, стали чужды и врачам,
обратившимся к визионерству.
Отдавая
дань интереснейшему манускрипту – Папирусу Эдвина Смита и задавшись
целью восхвалить неведомого сочинителя, мы предлагаем его именовать «Имхотеп
Младший». Хочется верить, настоящее имя всё же будет уточнено, и чудесным
образом вновь увидит свет, написанный им второй том-свиток трактата, посвященный
повреждениям пояса нижних конечностей.
![]() |
Мудрец Имхотеп (1 тыс. до совр. эры) Бронзовая скульптура в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (Москва); фотография автора. |
Литература
до Гиппократа Косского удостоверяет: во втором тысячелетии до совр. эры относительно
высокий уровень анатомии и хирургии присутствовал только в долине Нила. Согласно
дошедшему до нас Папирусу Эдвина Смита, подлинный расцвет медицины
пришелся на узкий исторический интервал царствования гиксосов. Сказанное
подвигает нас к формулировке гипотезы: идея преобразования ребра донора-мужчины
в женщину посредством операции и биотехнологии появилась на севере Египта в 1650-1550
гг. до совр. эры. Из Папируса Георга Эберса видно, что позже в египетском
врачевании доминирует магия над наукой, без сомнения, вследствие подъема престижа
жречества.
Наиболее раннее упоминание патологии ребра
человека – в легенде об исцелении больного Бога Энки Богиней Нин-ти из пантеона
шумеров, прекративших существование в формате единого народа с аккадцами после
1750 г. до совр. эры[109].
Впервые в древнеегипетских медицинских текстах о ребрах говорится в Папирусе
Эдвина Смита; более того, термин «не встречается ни в одном другом
восточном документе» той отдаленной эпохи[110].
Трактат обсуждает сразу три клинические ситуации, связанные с ребрами:
растяжения, воспаления, переломы и указывает на возможность их пальпации через
рану[111].
В клинописной табличке на аккадском языке, выявленной средь руин столицы
Хеттского царства Хаттуса (Hattusa[112]),
рассказывается о дренировании плевральной полости по поводу эмпиемы[113].
Сейчас такую операцию делают путем прокола или надреза в межреберном промежутке
с обезболиванием. Предполагается, вышеназванная скрижаль с диагнозом и прогнозом
вышла «из-под пера» вавилонского ученого одиннадцатого века до совр. эры[114].
Соответственно, он жил через 500-600 лет после сочинителя Папируса Эдвина
Смита. Уместно отметить: последний манускрипт содержит и стародавнее перечисление
методов закрытия ран: наложение шва, пластыря и их комбинацию[115].
В Первой книге Моисеевой также упоминается эта хирургическая
манипуляция, что усматривается из фразы: «закрыл плотию то место»[116].
Врач,
сотворивший Папирус Эдвина Смита при доминировании в дельте Нила гиксосов
– выходцев из Западной Азии[117],
мог узнать от них о снотворном свойстве опиума и его приложении в медицине
шумеров[118].
Примерно тогда же египтяне познакомились с мандрагорой, завезенной с территории
Палестины
или Сирии[119].
Представляется, вдумчивый естествоиспытатель, автор Папируса Эдвина Смита
пробовал сочетание мандрагоры и опиума[120], достигая у
пациентов полноценной анестезии. Принимая во внимание эти доводы, мы не
наблюдаем иного древнейшего доктора-литератора, потенциально способного
рассуждать о торакальной хирургии под наркозом. Порукой тому пытливый ум
писателя с опытом лечения травм, багажом сведений в области фармакологии,
физиологии и анатомии. Он был вооружен знаниями египетской медицины и новыми
веяниями в здравоохранении, привнесенными из Месопотамии при снижении «контроля»
со стороны жрецов титульной нации. По нашему убеждению, безымянный египетский врач
стал консультантом созидателя фундамента Священного Писания по научным и
медицинским аспектам предания, в частности: изложении сути операции на грудной
клетке Адама и плана «изготовления» ему спутницы[121].
Сформулированная гипотеза противоречит существующим взглядам на датировку возникновения устной традиции библейского эпоса, восходящей к четырнадцатому веку до совр. эры[122]. Выдвинутое предположение конфликтует с глубоко укоренившимся мнением, что книга Бырэйшит написана Моше (Моисеем) на Синайском полуострове в 1450-1400 гг. до совр. эры[123]. Нас поправят и религиозные источники, утверждающие: основание христианской Библии – иудейская Тора дарована в 1280 г. до совр. эры[124]. Кроме прочего, лингвисты полагает, что Пятикнижие начало складываться не ранее десятого века до совр. эры[125]. Вместе с тем анализ рассказа о создании женщины путем перестройки ребра при учете исторического контекста показывает: в поисках истока ветхозаветных легенд необходимо обратить взор на «древнеегипетскую версию». Нам видится находка рационального объяснения возникновения медико-биологических эпизодов в Священном Писании также проливает свет на развитие наук и технологий в прошлом Человечества.
ссылки на источники
[1] Hardy K.
Paleomedicine and the evolutionary context of medicinal plant use. Revista
Brasileira de Farmacognosia. 2021;31(1)1-15.
[2] Bar-Yosef O. The
upper paleolithic revolution. Annual Review of Anthropology. 2002;31:363-93.
[3] Kalimantan, www.mapcarta.com.
[4] Maloney TR,
Dilkes-Hall IE, Vlok M, Oktaviana AA, Setiawan P, Priyatno AAD, ... Aubert M.
Surgical amputation of a limb 31,000 years ago in Borneo. Nature. 2022;609(7927)547-51.
[5] Бырэйшит 2:21
- 21 И навел Господь Бог крепкий
- сон на человека; и, когда он уснул, взял одно из ребер
- его, и закрыл плотию то место.
[6] Бырэйшит 2:21
- 21 И навел Господь Бог крепкий
- сон на человека; и, когда он уснул, взял одно из ребер
- его, и закрыл плотию то место.
[7] Вишневский АВ. Местное обезболивание по методу
ползучего инфильтрата. Москва: Медгиз, 1956.
[8] Бырэйшит 2:21
- 21 И навел Господь Бог крепкий
- сон на человека; и, когда он уснул, взял одно из ребер
- его, и закрыл плотию то место.
[9] Бырэйшит 2:21
- 21 И навел Господь Бог крепкий
- сон на человека; и, когда он уснул, взял одно из ребер
- его, и закрыл плотию то место.
[10] Shanidar Cave,
www.mapcarta.com.
[11] Lietava J.
Medicinal plants in a Middle Paleolithic grave Shanidar IV? Journal of
ethnopharmacology. 1992;35(3)263-6.
Spikins P, Needham A, Wright B,
Dytham C, Gatta M, Hitchens G. Living to fight another day: the ecological and
evolutionary significance of Neanderthal healthcare. Quaternary Science
Reviews. 2019;217:98-118.
[12] Sommer DJ. The
Shanidar IV «Flower Burial»: A re-evaluation of Neanderthal burial ritual.
Cambridge Archaeological Journal. 1999;9:127-9.
[13] Leroi-Gourhan A.
Rites et langage à Shanidar? Bulletin de la Société préhistorique française.
2000;97(2)91-3.
[14] Li JF, Abuduresule
I, Hueber FM, Li WY, Hu XJ, Li YZ, Li CS. Buried in sands: environmental
analysis at the archaeological site of Xiaohe Cemetery, Xinjiang, China. PLOS ONE.
2013;8(7)e68957.
[15] Mair VH. The
mummies of east central Asia. Expedition. 2010;52(3)23-32.
[16] Reinhard K,
Hamilton DL, Hevly RH. Use of pollen concentration in paleopharmacology:
coprolite evidence of medicinal plants. J. Ethnobiol. 1991;11(1)117-32.
[17] Kobayashi Y.
Analgesic Effects and Side Effects of Ephedra Herb Extract and Ephedrine
Alkaloids-free Ephedra Herb Extract. Yakugaku Zasshi: Journal of the
Pharmaceutical Society of Japan. 2017;137(2)187-94.
[18] Hyuga S, Hyuga M,
Oshima N, Maruyama T, Kamakura H, Yamashita T, ... Hanawa T. Ephedrine
alkaloids-free Ephedra Herb extract: a safer alternative to ephedra with
comparable analgesic, anticancer, and anti-influenza activities. Journal of
natural medicines. 2016;70(3)571-83.
[19] Trinkaus E,
Zimmerman MR. Trauma among the Shanidar Neandertals. American Journal of
Physical Anthropology. 1982;57(1)61-76.
[20] Spikins P, Needham
A, Wright B, Dytham C, Gatta M, Hitchens G. Living to fight another day: the
ecological and evolutionary significance of Neanderthal healthcare. Quaternary
Science Reviews. 2019;217:98-118.
[21] Leroi-Gourhan A.
Rites et langage à Shanidar? Bulletin de la Société préhistorique française.
2000;97(2)91-3.
[22] Bonini SA, Premoli
M, Tambaro S, Kumar A, Maccarinelli G, Memo M, Mastinu A. Cannabis sativa: A
comprehensive ethnopharmacological review of a medicinal plant with a long
history. Journal of ethnopharmacology. 2018;227:300-15.
[23] Whiting PF, Wolff
RF, Deshpande S, Di Nisio M, Duffy S, Hernandez AV, Keurentjes JC, Lang S,
Misso K, Ryder S, Schmidlkofer S, Westwood M, Kleijnen J. Cannabinoids for
medical use a systematic review and meta-analysis. J. Am. Med. Assoc.
2015;313(24)2456-73.
[24] Lynch ME,
Ware MA. Cannabinoids for the Treatment of Chronic Non-Cancer Pain: An Updated
Systematic Review of Randomized Controlled Trials. J Neuroimmune Pharmacol.
2015;10(2)293-301.
[25] Ren G, Zhang X, Li
Y, Ridout K, Serrano-Serrano ML, Yang Y, ... Fumagalli L. Large-scale
whole-genome resequencing unravels the domestication history of Cannabis
sativa. Science Advances. 2021;7(29)eabg2286.
[26] Li HL. An
Archaeological and Historical Account of Cannabis in China. Economic Botany.
1974;28(4)437-48.
[27] Aboelsoud NH.
Herbal medicine in ancient Egypt. Journal of Medicinal Plants Research.
2010;4(2)82-6.
Brownstein MJ. A brief history
of opiates, opioid peptides, and opioid receptors. Proceedings of the National
Academy of Sciences. 1993;90(12)5391-3.
Kelly K. History of medicine.
New York: Facts on file, 2009.
[28] Maloney TR,
Dilkes-Hall IE, Vlok M, Oktaviana AA, Setiawan P, Priyatno AAD, ... Aubert M.
Surgical amputation of a limb 31,000 years ago in Borneo. Nature.
2022;609(7927)547-51.
[29] Voglmayr H,
Montes-Borrego M, Landa BB. Disentangling Peronospora on Papaver:
phylogenetics, taxonomy, nomenclature and host range of downy mildew of opium
poppy (Papaver somniferum) and related species. PLOS ONE. 2014;9(5)e96838.
[30] Kadereit JW. Some
suggestions on the geographical origin of the central, west and north European
synanthropic species of Papaver L. Botanical Journal of the Linnean Society.
1990;103(3)221-31.
[31] Samorini G. The
oldest archeological data evidencing the relationship of Homo sapiens with
psychoactive plants: A worldwide overview. Journal of Psychedelic Studies.
2019;3(2)63-80.
[32] Merlin MD.
Archaeological evidence for the tradition of psychoactive plant use in the old
world. Economic Botany. 2003;57(3)295-323.
[33] Kapoor LD. Opium
poppy: botany, chemistry and pharmacology. New York, London: Food Products
Press, The Haworth Press, 1995.
[34] Merlin MD.
Archaeological evidence for the tradition of psychoactive plant use in the old
world. Economic Botany. 2003;57(3)295-323.
[35] Brownstein MJ. A
brief history of opiates, opioid peptides, and opioid receptors. Proceedings of
the National Academy of Sciences. 1993;90(12)5391-3.
[36] Schiff PL. Opium
and its alkaloids. American Journal of Pharmaceutical Education.
2002;66(2)188-96.
[37] Cyprus, www.mapcarta.com.
[38] Gabriel RA. Man and
Wound in the ancient World: A History of Military Medicine from Sumer to the
Fall of Constantinople. Washington: Potomac Books, 2012.
[39] Гиппократ. Сочинения: Пер. В.И. Руднева; комм. В.П. Карпова.
Кн.1. Москва: Биомедгиз, 1936.
Гиппократ. Сочинения: Пер. В.И. Руднева; ред. и прим.
В.П. Карпова. Кн.2. Москва: Медгиз, 1944.
Гиппократ. Сочинения: Пер. В.И. Руднева; комм. В.П. Карпова.
Кн.3. Москва, Ленинград: Медгиз, 1941.
[40] Duarte DF. Opium
and opioids: a brief history. Revista brasileira de anestesiologia.
2005;55:135-46.
[41] Marciano MA,
Panicker SX, Liddil GD, Lindgren D, Sweder KS. Development of a method to
extract opium poppy (Papaver somniferum L.) DNA from heroin. Scientific
reports. 2018;8(1)1-15.
[42] Moore JT, Kelz MB.
Opiates, sleep, and pain: the adenosinergic link. The Journal of the American
Society of Anesthesiologists. 2009;111(6)1175-6.
[43] Damania AB. The
Origin, History, and Commerce of the Opium Poppy (Papaver somniferum) in Asia
and the United States. Asian Agri-History. 2011;15(2)109-23.
[44] Luxor, www.mapcarta.com.
[45] Thebes, www.mapcarta.com.
[46] Chidiac EJ,
Kaddoum, RN, Fuleihan SF. Mandragora: anesthetic of the ancients. Anesthesia
& Analgesia. 2012;115(6)1437-41.
[47] Relief mit
Darstellung eines Königs und einer Königin. Neues Museum, www.id.smb.museum.
[48] Samorini G. The
oldest archeological data evidencing the relationship of Homo sapiens with
psychoactive plants: A worldwide overview. Journal of Psychedelic Studies.
2019;3(2)63-80.
[49] Aboelsoud NH.
Herbal medicine in ancient Egypt. Journal of Medicinal Plants Research.
2010;4(2)82-6.
[50] Reeves C. Egyptian
medicine. Buckinghamshire: Shire Publications, 1992.
[51] Викентьев ВМ. Древне-египетская Повесть о двух братьях. Культурно-исторические памятники древнего востока. Под
общ. ред. проф. Б.А. Тураева; Выпуск 4. Москва: Тов. скоропечатни А.А.
Левинсон, 1917.
Mimusops schimperi. Global
Plants, www.plants.jstor.org.
[52] Thompson RC.
Assyrian medical texts. Proceedings of the Royal Society of Medicine. 1926;19(Sect_Hist_Med)29-78.
[53] Randolph CB. The
Mandragora of the Ancients in Folk-lore and Medicine. In: Proceedings of the
American Academy of Arts and Sciences. 1905;40(12)487-537.
[54] Chidiac EJ,
Kaddoum, RN, Fuleihan SF. Mandragora: anesthetic of the ancients. Anesthesia
& Analgesia. 2012;115(6)1437-41.
[55] Бырэйшит 30:14-16
- 14 А Рыувэйн шел в дни
- жатвы пшеницы, и нашел мандрагоры в поле, и принес
- их Лэе, матери своей. И Рахэйль сказала Лэе: дай мне
- 15 мандрагоров сына твоего. Но та сказала ей: мало ли
- тебе забрать мужа моего, а еще забрать и мандрагоры
- сына моего? И Рахэйль сказала: за то он ляжет с тобою
- 16 эту ночь, за мандрагоры сына твоего. Когда Яаков
- пришел с поля вечером, и вышла Лэя ему навстречу, и
- сказала: ко мне войдешь, ибо я наняла тебя за мандрагоры
- сына моего.
[56] Randolph CB. The
Mandragora of the Ancients in Folk-lore and Medicine. In: Proceedings of the
American Academy of Arts and Sciences. 1905;40(12)487-537.
[57] Samorini G. The
oldest archeological data evidencing the relationship of Homo sapiens with
psychoactive plants: A worldwide overview. Journal of Psychedelic Studies.
2019;3(2)63-80.
[58] Tanasi D, van Oppen
de Ruiter BF, Florian F, Pavlovic R, Chiesa LM, Fochi I, ... Greco E.
Multianalytical investigation reveals psychotropic substances in a ptolemaic
Egyptian vase. Scientific Reports. 2024;14(1)27891.
[59] Бырэйшит 2:21
- 21 И навел Господь Бог крепкий
- сон на человека; и, когда он уснул, взял одно из ребер
- его, и закрыл плотию то место.
[60] Thompson RC.
Assyrian medical texts. Proceedings of the Royal Society of Medicine. 1926;19(Sect_Hist_Med)29-78.
[61] Reeves C. Egyptian
medicine. Buckinghamshire: Shire Publications, 1992.
[62] Бырэйшит 2:7
- 7 И создал Господь Бог чело-
- века из праха земного, и вдунул в ноздри его дыхание
- жизни, и стал человек существом живым.
[63] Бадж ЭАУ. Древний Египет: духи, идолы, боги. Москва:
ЗАО Центрполиграф, 2009.
[64] Викентьев ВМ. Древне-египетская Повесть о двух
братьях. Культурно-исторические памятники древнего востока. Под общ. ред. проф.
Б.А. Тураева; Выпуск 4. Москва: Тов. скоропечатни А.А. Левинсон, 1917.
[65] Elephantine, www.mapcarta.com.
[66] Миронова АВ. Праздник Хнума и праздник Нового года в
Элефантины эпохи Хатшепсут и Тутмоса III. Вопросы эпиографики. Выпуск 6.
Москва: Русский Фонд Содействия Образованию и Науки, 2012:167.
Malek J. The Old Kingdom (c.
2686-2160 BC). In: Shaw I (Ed). The Oxford History of Ancient Egypt. Oxford:
Oxford University Press, 2003;83-107.
[67] Рубинштейн PИ. Египетская мифология. Мифы народов мира: Энциклопедия. Москва: Советская энциклопедия, 1980;Т.1:420-7.
[68] Benito CA. «Enki
and Ninmah» and «Enki and the World Order». A dissertation in oriental studies.
University of Pennsylvania, 1969.
Enki and Ninmaḫ. ETCSL, www.etcsl.orinst.ox.ac.uk.
[69] Бырэйшит 2:7
- 7 И создал Господь Бог чело-
- века из праха земного, и вдунул в ноздри его дыхание
- жизни, и стал человек существом живым.
[70] Бадж ЭАУ. Древний Египет: духи, идолы, боги. Москва:
ЗАО Центрполиграф, 2009.
[71] Тураев Б. Тот, древнеегипетский бог. Энциклопедический
словарь Брокгауза и Ефрона в 86-х т. Санкт-Петербург, 1901;Т.33a:665-6.
[72] Бырэйшит 2:7
- 7 И создал Господь Бог чело-
- века из праха земного, и вдунул в ноздри его дыхание
- жизни, и стал человек существом живым.
[73] Бырэйшит 2:22
- 22 И перестроил Господь
- Бог ребро, которое взял у человека, в женщину, и привел
- ее к человеку.
[74] Бырэйшит 2:21
- 21 И навел Господь Бог крепкий
- сон на человека; и, когда он уснул, взял одно из ребер
- его, и закрыл плотию то место.
[75] Margotta R. The
story of medicine. New York: Golden Press, 1968.
Nuland SB. Doctors: The
Biography of Medicine. New York: Knopf, 1988.
von Staden H. Herophilus. The
Art of Medicine in Early Alexandria. Cambridge [etc]: Cambridge University
Press, 1989.
Laios K, Moschos MM, Androutsos
G. Herophilus of Chalcedon (c. 330-250 BC) and ocular anatomy. A review.
Italian Journal of Anatomy and Embryology. 2017;122(2)151-4.
Petit C. What does pseudo-Galen
tell us that Galen does not? Ancient medical schools in the Roman Empire. In:
Adamson P, Hansbeger R, Wilberding J (Eds). Philosophical themes in Galen.
London: The Institute of Classical Studies University of London, 2014:269-90.
[76] Suggs MJ, Sakenfeld
KD, Mueller JR (Eds). The Oxford Study Bible. Revision English Bible with
Apocrypha. New York: Oxford University press, 1992.
Щедровицкий
Д. Введение в Ветхий Завет. Книга Бытия. Москва: Теревинф, 2012.
[77] Monnet J. Frans
Jonckheere. – Les Médecins de l'Egypte pharaonique, essai de prosopographie (La
Médecine Égyptienne, №3). Syria. Archéologie, Art et histoire Année.
1960;37(1-2)184-7.
[78] Бырэйшит 2:21-22
- 21 И навел Господь Бог крепкий
- сон на человека; и, когда он уснул, взял одно из ребер
- его, и закрыл плотию то место.
- 22 И перестроил Господь
- Бог ребро, которое взял у человека, в женщину, и привел
- ее к человеку.
[79] Bryan CP, Smith GE.
Ancient Egyptian Medicine: The Papyrus Ebers / trans. C. P. Bryan; with an
introduction by G. Elliot Smith. Chicago: Ares Publishers, 1974.
Ebers G. Papyrus Ebers: die
Maasse und das Kapitel über die Augenkrankheiten (Band 1): Die Gewichte und
Hohlmaasse des Papyrus Ebers. Leipzig: Bei S. Hirzel, 1889.
Breasted JH. The Edwin Smith
Surgical Papyrus: published in facsimile and hieroglyphic transliteration with
translation and commentary in two volumes. Chicago: University Chicago Press,
1930.
[80] Allen JP. The art
of medicine in ancient Egypt. New York: Metropolitan Museum of Art, 2005.
[81] Atta HM. Edwin
Smith Surgical Papyrus: the oldest known surgical treatise. The American
Surgeon. 1999;65(12)1190-2.
[82] Leake CD. The old
Egyptian medical papyri. Lawrence: University of Kansas Press, 1952.
[83] Rowling JT. The rise
and decline of surgery in dynastic Egypt. Antiquity. 1989;63(239)312-9.
[84] Sanchez GM,
Burridge AL. Decision making in head injury management in the Edwin Smith
Papyrus. Neurosurgical focus. 2007;23(1)1-9.
[85] Griffith FL. Some
notes on the Ebers papyrus. British medical journal. 1893;2(1704)477-8.
[86] Castiglioni A. A
history of medicine. New York: Alfred A Knopf, 1947.
[87] Haas LF. Papyrus of
Ebers and Smith. Journal of Neurology, Neurosurgery & Psychiatry. 1999;67(5)578.
[88] von Klein CH. The medical features of the Papyrus Ebers.
Chicago: Press of the American medical association, 1905.
[89] Sarton G. Book
Review: The Edwin Smith Surgical Papyrus James Henry Breasted. Isis.
1931;15(2)355-367.
[90] Breasted JH. The
Edwin Smith Surgical Papyrus: published in facsimile and hieroglyphic
transliteration with translation and commentary in two volumes. Chicago:
University Chicago Press, 1930.
[91] Ebers G. Papyrus
Ebers: die Maasse und das Kapitel über die Augenkrankheiten (Band 1): Die
Gewichte und Hohlmaasse des Papyrus Ebers. Leipzig: Bei S. Hirzel, 1889.
[92] van Middendorp JJ,
Sanchez GM, Burridge AL. The Edwin Smith papyrus: a clinical reappraisal of the
oldest known document on spinal injuries. European Spine Journal.
2010;19(11)1815-23.
[93] Rowling JT. The
rise and decline of surgery in dynastic Egypt. Antiquity. 1989;63(239)312-9.
[94] von Klein CH. The
medical features of the Papyrus Ebers. Chicago: Press of the American medical
association, 1905.
[95] Fisher RFG, Shaw
PLF. El papiro quirúrgico de Edwin Smith. Anales Médicos de la Asociación
Médica del Centro Médico ABC. 2005;50(1)43-8.
[96] Breasted JH. The
Edwin Smith Surgical Papyrus: published in facsimile and hieroglyphic
transliteration with translation and commentary in two volumes. Chicago:
University Chicago Press, 1930.
[97] Castiglioni A. A
history of medicine. New York: Alfred A Knopf, 1947.
[98] Rowling JT. The
rise and decline of surgery in dynastic Egypt. Antiquity. 1989;63(239)312-9.
[99] Blomstedt P.
Imhotep and the discovery of cerebrospinal fluid. Anatomy Research
International. 2014(2014)256105:1-2.
[100] Breasted JH. The
Edwin Smith Surgical Papyrus: published in facsimile and hieroglyphic
transliteration with translation and commentary in two volumes. Chicago:
University Chicago Press, 1930.
[101] Gabriel RA. Man and
Wound in the ancient World: A History of Military Medicine from Sumer to the
Fall of Constantinople. Washington: Potomac Books, 2012.
[102] Sanchez GM,
Burridge AL. Decision making in head injury management in the Edwin Smith
Papyrus. Neurosurgical focus. 2007;23(1)1-9.
[103] Bunson MR.
Encyclopedia of ancient Egypt. New York: Facts on file, 2002.
[104] Van Seters J. The
Hyksos: a new investigation. Wipf and Stock Publishers, 2010.
Hayes WC. The Scepter of Egypt.
A background for the study of the Egyptian Antiquities in the Metropolitan
Museum of Art. Pt. 2: The Hyksos period and the New Kingdom (1675-1080 BC). New
York: Metropolitan Museum of Art, 1990.
[105] Stantis C, Kharobi
A, Maaranen N, Nowell GM, Bietak M, Prell S, Schutkowski H. Who were the
Hyksos? Challenging traditional narratives using strontium isotope (87Sr/86Sr)
analysis of human remains from ancient Egypt. PLOS ONE. 2020;15(7)e0235414.
[106] Gabriel RA. Man and
Wound in the ancient World: A History of Military Medicine from Sumer to the
Fall of Constantinople. Washington: Potomac Books, 2012.
[107] Breasted JH. The
Edwin Smith Surgical Papyrus: published in facsimile and hieroglyphic
transliteration with translation and commentary in two volumes. Chicago:
University Chicago Press, 1930.
[108] von Klein CH. The
medical features of the Papyrus Ebers. Chicago: Press of the American medical
association, 1905.
[109] Крамер С. Шумеры. Первая цивилизация на Земле. Москва: Центрполиграф, 2002.
[110] Breasted JH. The
Edwin Smith Surgical Papyrus: published in facsimile and hieroglyphic
transliteration with translation and commentary in two volumes. Chicago:
University Chicago Press, 1930.
[111] Breasted JH. The
Edwin Smith Surgical Papyrus: published in facsimile and hieroglyphic
transliteration with translation and commentary in two volumes. Chicago:
University Chicago Press, 1930.
[112] Hattusa, www.mapcarta.com.
[113] Scurlock J.
Sourcebook for ancient Mesopotamian medicine. Atlanta: SBL Press, 2014.
[114] Rutz MT.
Mesopotamian Scholarship in Ḫattuša and the Sammeltafel kub 4.53. Journal of
American Oriental Society. 2012;132(2)171-88.
[115] Breasted JH. The
Edwin Smith Surgical Papyrus: published in facsimile and hieroglyphic
transliteration with translation and commentary in two volumes. Chicago:
University Chicago Press, 1930.
[116] Бырэйшит 2:21
- 21 И навел Господь Бог крепкий
- сон на человека; и, когда он уснул, взял одно из ребер
- его, и закрыл плотию то место.
[117] Stantis C, Kharobi
A, Maaranen N, Nowell GM, Bietak M, Prell S, Schutkowski H. Who were the
Hyksos? Challenging traditional narratives using strontium isotope (87Sr/86Sr)
analysis of human remains from ancient Egypt. PLOS ONE. 2020;15(7)e0235414.
[118] Brownstein MJ. A
brief history of opiates, opioid peptides, and opioid receptors. Proceedings of
the National Academy of Sciences. 1993;90(12)5391-3.
[119] Samorini G. The
oldest archeological data evidencing the relationship of Homo sapiens with
psychoactive plants: A worldwide overview. Journal of Psychedelic Studies.
2019;3(2)63-80.
[120] Chidiac EJ,
Kaddoum, RN, Fuleihan SF. Mandragora: anesthetic of the ancients. Anesthesia & Analgesia.
2012;115(6)1437-41.
[121] Бырэйшит 2:21-23
- 21 И навел Господь Бог крепкий
- сон на человека; и, когда он уснул, взял одно из ребер
- его, и закрыл плотию то место.
- 22 И перестроил Господь
- Бог ребро, которое взял у человека, в женщину, и привел
- 23 ее к человеку. И сказал человек: сей раз это кость от
- моих костей и плоть от плоти моей; она будет называться
- иша (женщина), ибо от иш (мужчины) взята она.
[122] Щедровицкий Д. Введение в Ветхий Завет. Книга Бытия.
Москва: Теревинф, 2012.
[123] Кацельсонъ Л, Гинцбургъ ДГ. Еврейская энциклопедiя. Сводъ знанiй о
еврействѣ и его культурѣ в прошломъ и настоящемъ: в 16 т. С.-Петербургъ. Изданiе Общества для Научныхъ Еврейскихъ Изданiй и Издательства Брокгаузъ-Ефронъ, [1908-1913].
[124] Scharfstein S.
Torah and Commentary: The Five Books of Moses. Transacion, Rabbinic and
Contemporary Commentary. Jersey City: KTAV Publishing House, 2008.
[125] Suggs MJ, Sakenfeld KD, Mueller JR (Eds). The Oxford Study Bible. Revision English Bible with Apocrypha. New York: Oxford University press, 1992.
Архипов С.В. – кандидат медицинских наук, врач-хирург, травматолог-ортопед.
Цитирование
Архипов С.В. Дети человеческие: истоки библейских преданий в обозрении врача. Эссе, снабженное ссылками на интерактивный материал. 2-е изд. перераб. и доп. Йоэнсуу: Издание Автора, 2025.
Приобретение
PDF версия размещена на платформах Google Play и Google Books
Ключевые слова
ligamentum capitis femoris, ligamentum teres, связка головки бедра, история, повреждение, Библия, Тора, Архипов