Глава 7 эссе Дети человеческие: истоки библейских преданий в обозрении врача (PDF версия без иллюстраций).
Глава 7
эвэль и каин
Переломным
моментом в судьбе архаичных людей стал исход из «сада Эйдэна» с целью
возделывания нивы[1].
Приоритетом было культивирование злаков, ибо выше в тексте упоминается «хлеб»[2].
Где поселились Адам и Хавва, покинув рай, книга Бырэйшит не сообщает. Мы
можем лишь догадываться – пришли они в теплый регион. В нем присутствовали
водные ресурсы, достаточные для выращивания культурных растений и разведения животных.
Свидетельством тому – профессии сыновей ветхозаветной пары: у Каина – «земледелец»,
а у Эвэля – «пастырь овец»[3].
По
прошествии времени Каин с семьей уходит «на восток от Эйдэна» в землю «Нод» и основывает
«город»[4],
то есть поселение со стационарными жилищами. Здесь его потомки развили
искусство игры на музыкальных инструментах: струнном «кинноре» и духовом
«свирели»[5].
Отдельные овладели методиками обработки металлов, выковывая и шлифуя «всякую
медь и железо»[6], а
другие освоили кочевое скотоводство, обитая в «шатрах со стадами»[7].
В результате обретения узкоспециализированных навыков и разделения труда отмечен
прогресс сообщества, выразившийся в увеличении численности[8].
Кроме прочего, кто-то задумался об идеологии, придумал «называть именем
Господа»[9],
что явилось отправной точкой созидания касты жрецов и узурпации права инспекции
дум.
![]() |
Фернан Кормон – Каин летит перед проклятием Иеговы (1880); оригинал в коллекции wikimedia.org (CC0 – общественное достояние, коррекция цветопередачи). |
По
нашему мнению, приведенные подробности намеренно внесены автором в произведение.
Детали позволяют примерно определить, куда перебрались жить Адам с Хаввой и
когда приблизительно то произошло. Отчасти проясняется, в каком месте
обосновалось племя Каина, а также к какой эпохе Человечества имеет отношение сказание
о нем. Более того, нужно учесть, что далекие предки сочинителя оказываются уже технологически
продвинуты, склонны к творчеству, с собственной религией и философией.
В
истории об оставлении «сада Эйдэна»[10]
нам видится повествование о переселении некой семейной группы на территорию с условиями,
благоприятными сельскому хозяйству. Послеледниковое потепление высвободило наших
далеких предков из климатических убежищ, в результате чего активизировалась
миграция и различные виды взаимодействия между людьми[11].
Думается, глобальное повышение температуры, наблюдавшееся 20-19 тыс. лет назад[12],
и есть триггер перехода конкретного родоплеменного союза под предводительством
условного Адама из долины в горах Загрос на Месопотамскую равнину.
Нагрев
планеты поднял уровень «вечных снегов» на хребтах и открыл до сих пор
недоступные перевалы. Человек обрел свободу передвижения, расширил угодья охоты
и собирательства. Увеличение количества осадков и средних температур удлинило
вегетацию растений, возросла генерируемая ими биомасса, а по пищевой цепочке приумножилась
фауна. Урожайность плодовых деревьев и злаков – «трав семяносных»[13]
повысилась, образовывались излишки, заложившие фундамент экономики. Из поколения
в поколение передавалась заповедь о необходимости возделывать и хранить поприще
обетованное.
Люди
меньше страдали от холода и полноценнее питались, что снижало частоту развития
заболеваний и способствовало укрупнению субпопуляции в Хорремабадской долине. Количество
скальных убежищ оставалось прежним, естественно, и «жилая площадь». Появилась
конкуренция вновь создающихся семей за кров. Теплый климат предоставил доступ к
иным пригодным для обитания пространствам. Возникли предпосылки к дальнейшему
расселению людей из межгорного прибежища, поименованного ими «сад Эйдэнский»[14].
К
северу от Хорремабадской долины Иранское нагорье ограничивается Каспийским морем,
до которого 400-450 км. До плодородной долины Инда на востоке – около 2000 км
через сложно проходимые Сулеймановы горы. Западнее и южнее – хребты Загрос с
высотами более 2000 м. Проходы имеются в местах естественного понижения и на участках,
где скалы рассечены каньонами водотоков. Предпочтительный маршрут выхода из
Хорремабадской долины пролегает по берегу речки Хорремабад (Гелал), а далее по
ущелью реки Керхе (Karkheh),
петляющей меж возвышенностей и вытекающей на юг Месопотамской равнины. До нее напрямую
от современного города Хорремабад не менее ста километров, но вдоль потока путь
удлиняется в три раза[15].
![]() |
Маршрут вдоль рек из Хорремабадской долины в Южную Месопотамию (изображение создано с использованием сервиса www.earth.google.com). |
Нам
представляется означенной стезей покинули райские кущи прапрародители
Человечества. Изгнаны ли они были сородичами или ушли добровольно в поисках
лучшей доли, нам не узнать никогда. Отголоски упомянутого путешествия и воспоминания
о прежней безмятежной жизни послужили основой создания ими мифа о трагическом
прощании с благодатным оазисом[16].
В памяти потомков осталось имя главы семейства – «Адам» и его супруги – «Хавва»[17].
Сохранившимся в нашем первоисточнике неясным воспоминаниям об истечении народа
из комфортной межгорной долины почти два десятка тысяч лет. Ключевой фактор,
запустивший события, – существенное потепление, повлекшее значимые экологические
трансформации окружающей среды. С нашей
точки зрения, трактовка повода «выпроваживания» людей из благословенной пущи литературно
разработана позже произошедшего. Так выкристаллизовалось предание о рае и обрело
собственные вариации у разных народов.
Вероятно,
группа горцев Загроса какое-то время кочевала по западному краю Месопотамской
равнины у окраинных хребтов в поисках приемлемой местности для жительства. На
юге, куда изначально пришло племя, наблюдалась избыточная влажность, обилие
озер, болот и рек. Сухость на севере Месопотамии компенсировалась удовлетворительным
орошением земель потоками с гор. На сегодняшний день в указанном районе преимущественно
увлажняются западные склоны хребтов Загрос, что благоприятствует произрастанию низкорослых
дубов и маквиса[18].
Особенности живой природы в северо-западной предгорной зоне
Загроса, деятельность наших пращуров и климат доисторического периода проясняют
раскопки у пещеры Палегавра (Palegawra Cave, 35°35'59"N, 45°08'42"E), находящейся южнее левого
притока Тигра – реки Малый Заб. Люди поселились в названом укрытии приближенно 19.6
тыс. лет назад и обитали в нем с перерывами в среднем шесть тысяч лет. Ими
производились каменные и костяные орудия, украшения в виде бус и использовалась
охра. Обнаружение у пещеры артефактов из обсидиана и морских раковин
подразумевает обмен либо путешествия в Восточную Анатолию (Anatolia[19]),
Левант (Levant[20]) и
к побережью Персидского залива. Холмистый ландшафт вокруг скального жилища
представлял собой редколесье с пастбищами и водно-болотными угодьями. Климат два
десятка тысяч лет назад был прохладный, умеренно сухой, со среднегодовыми
осадками в диапазоне 500-330 мм. Из охотничьих трофеев дифференцированы: тур,
олень, онагр, овца, коза, лань, газель, кабан. Растительный рацион людей включал
клубни,
орехи, мелкосеменные бобовые и злаковые – дикий ячмень[21]. Крайнюю из указанных
культур, обрабатывали в присутствии воды и употребляли в пищу около 46
тыс. лет назад неандертальцы из пещеры Шанидар (Shanidar
Cave[22]), что также в северо-западной части
Загроса[23].
Изучение глобальных погодных изменений и находки в пещере
Палегавра позволяют нам сформулировать гипотезу: семейство библейского Адама
обосновалось в ней, а может в подобном пределе ориентировочно 19.6 тыс. лет
назад или 17.6 тыс. лет до совр. эры[24].
Разнообразные стада копытных, наличие покрытосеменных растений, оптимальный температурно-влажностный
режим поспособствовали оседлому процветанию на краю Месопотамской равнины эмигрантов
из палеоклиматического пристанища в горах Загрос.
![]() |
Пещера Палегавра в Загросе и Месопотамия (изображение создано с использованием сервиса www.earth.google.com). |
Как
нам сообщает первая часть Священного Писания, Адам дожил до 930 лет[25].
Столь долгое бытие лидера общины, вышедшей из Эйдэна, несомненно, настораживает
читателя, так как противоречит известной продолжительности жизни позвоночных[26].
Она максимальна у гренландской акулы (Somniosus microcephalus), достигая
392±120 лет[27]. Самое
долгоживущее млекопитающее – гренландский кит (Balaena mysticetus), возраст особи «95WW5»
на момент добычи составил 211±35 лет[28]. Наибольшая
задокументированная жизнедеятельность представителя Homo sapiens – 122 г. и 164
дня, у гражданки Франции Жанны Луизы Кальман (Jeanne Louise Calment, 1875-1997),
но не признана верхним пределом[29].
Подмечено:
в прошлые века люди здравствовали существенно меньше, чем сегодня. Предполагается,
охотник-собиратель доживал до 30-39 лет[30]. Это подтверждают останки
мужчины, умершего в 35-40 лет на севере Иорданской долины порядка 19 тыс. лет
назад[31].
Левантиец верхнего (позднего) палеолита, возможно, был единовременник Адама. Нам
мыслится, мужчины прожили приблизительно одинаковое число лет, существуя в похожих
природных условиях на близкой географической широте, разнесенные с востока на
запад лишь на 700 км. Усредненная продолжительность жизни в неолите составляла 35.4
г., к концу раннего бронзового века снизилась до 32.1 г., увеличилась к середине
бронзового века до 34.7 лет, а максимума достигла в классическую древность 38.1
г.[32].
Следовательно, на заре Человечества никогда не наблюдалось экстремального долголетия.
По
Первой книге Моисеевой, Адам практически достиг тысячелетнего рубежа[33],
что нами объясняется легендарностью личности в совокупности с традицией
возвеличивания предков. Из месопотамских хроник явствует: цари Шумера
«отличались» еще большим долгожительством. Так, Эн-ме-эн-лу-ан-на властвовал в
городе Бад-табира 43.2 тыс. лет[34].
Сочинитель базовой части Священного Писания, верно, намеренно поставил в
один ряд по долголетию «первого» из людей и месопотамских правителей, тем самым
создав Человека-Эпоху, основателя рода и веху отсчета. У потомков Адама отрезки
судеб отмерены заметно короче: Йосэйф – крайняя ключевая фигура нашего
первоисточника, скончался «ста десяти лет» отроду[35].
Исключительный
возраст Адама может объясняться и неверной интерпретацией цифр в неизвестном произведении
Двуречья, ставшем литературным фундаментом предания о райском саде. Шумеры
использовали шестеричную нумерацию, а в определенных случаях применяли
коэффициенты и шесть, и десять, допуская гибкость при записи чисел[36].
Десятеричная система появилась не ранее начала второго тысячелетия до совр. эры,
прежде использовалась шумерская десятерично-шестеричная, а в Старовавилонский
период (20-17 вв. до совр. эры) оба варианта фиксации цифр употреблялись
параллельно, иногда даже в одном документе[37].
Изложенное косвенно удостоверяет – шумерская легенда об Эйдэне, сведения о
возрасте Адама и последующих Патриархов, зафиксированы в книге Бырэйшит не
позже 17-ого века до совр. эры. Потом познания о правильности перевода шумерских
величин в десятеричную систему оказались окончательно утеряны. Означенное,
похоже, и привело к аномальной длительности жизни многих персонажей ветхозаветных
времен, наряду с желанием их превозвысить. В наших глазах это придало
сказочности сюжету.
По
Библии, дети «первой пары» людей – уже не кочевая общность охотников-собирателей,
а представители оседлого племени. Согласно первоисточнику, они занимались фермерством
в соответствии со своей специализацией: Каин – как хлебопашец, а Эвэль – как животновод[38].
Формирование благоприятной среды для ведения сельского хозяйства нами связывается
с завершением последнего оледенения планеты, продолжавшегося 25-18 тыс. лет
назад[39].
Замена холодного этапа древнего дриаса (Older Dryas) на теплую фазу, именуемую
Бёллин-Аллеред (Bölling-Alleröd), внезапно свершается 14680±400 лет назад в течение двадцатилетия[40].
Температура в Гренландии 14672 г. назад повысилась на 9±3°C, а через 20-80 лет существенно
нагрелись тропики[41]. Эти факты коррелируют
с интервалом увеличения влажности и потепления в Азии, по меньшей мере в районе
нынешнего Нанкина (Nanjing, 32°30'N, 119°10'E)[42]. Возле той же широты раскинулась долина
с городом Хорремабад (Khorramabad, 33°29'03"N, 48°21'14"E[43]),
ассоциируемая нами с «Эйдэнской» реликтовой пущей.
По
причине таяния ледников порядка 22 тыс. лет назад стартует повышение уровня Всемирного
океана, а ускоряется почти 17 тыс. лет назад[44]. Около 14.5 тыс. лет назад происходит
резкий подъем зеркала вод вследствие вышеописанной трансформации климата[45].
После возвращается прохлада в период младшего (позднего) дриаса (Younger Dryas)
или 12860-11690 лет назад[46].
По научным свидетельствам, в конце очерченного промежутка зафиксировано
увеличение средней температуры, обусловившей переход людей от подвижного
собирательства к оседлости[47].
Сложившиеся условия с обилием воды и тепла позволили эффективно взращивать
сельскохозяйственные культуры и разводить домашний скот.
По
выработанному консенсусу, граница младшего дриаса и эпохи голоцена (Holocene) проходит
близ отметки 11700 лет назад (~9750 лет до совр. эры) с максимальной ошибкой 99
лет[48].
Тогда воздух в Гренландии нагрелся на 10±4°C и дополнительно позже – 11270±30
лет назад (~9270±30 лет до совр. эры), причем второй эпизод глобального возрастания
температур продлился считанные годы[49].
Подобные резкие смены климата неоднократно случались в доисторическом прошлом[50].
Отдельные исследования показали: первый из означенных скачков температуры
происходит 11640 лет назад[51].
В других публикациях приводится близкая датировка начала изменения погодной
обстановки за пределами Арктики – 11660 лет назад[52].
Скоротечность события подчеркивается большинством авторов, разрабатывающих обсуждаемую
тему. В частности, отмечается: в среднем 11700 лет назад потепление продолжалось
три года и сопровождалось увлажнением азиатских пустынь при сдвиге зоны
межтропической конвекции на север[53].
В Новой Англии 12000 лет назад наблюдается двухфазное преобразование озерных
экосистем, связываемое с повышением температуры окружающей среды[54].
Параллельно перестройке в живой природе зарегистрирован ускоренный двухэтапный подъем уровня Мирового океана на 121±5 м за
счет массивного притока пресной воды[55]. Перечисленное демонстрирует
неуклонное увеличение степени теплоты на планете, что вызвало интенсивное таяние
приполярных ледниковых полей.
С
формированием общемирового мягкого климата 12-10 тыс. лет назад (~10-8 тыс. лет
до совр. эры) согласуется революционная метаморфоза охотников-собирателей в скотоводов
и земледельцев[56]. Видимо,
указанное споспешествовало свободному перемещению Homo sapiens по
Месопотамской равнине, обмену племен знаниями, навыками, посевным материалом и
породами домашних животных. Братья Каин и Эвэль олицетворяют важнейшую стадию становления
человеческого общества. Чается – они символические представители неолитической
революции, специфически отраженной в Священном Писании, неким древним
интеллектуалом.
На
юго-западном берегу Галилейского моря откопана стоянка рыбаков-охотников-собирателей,
существовавшая не менее 23 тыс. лет назад (~21 тыс. лет до совр. эры), получившая
название Охало-2 (Ohalo II)[57].
При расчистке остатков хижины из кустарника найдены каменные серпы, семена дикого
овса, ячменя, пшеницы, нескольких разновидностей просо и дикорастущих бобовых: гороха,
чечевицы, вики[58]. В
жилище подмечены следы измельчения пшеницы, ячменя и овса, что подразумевает их
несомненное использование в пищу[59].
Признаки интенсивной эксплуатации растений 16159-12897 лет назад изысканы и в архаичном
поселении Пинабарши (Pınarbașı) в Анатолии[60].
Целенаправленно высаживать дикую рожь стали по крайней мере 13 тыс. лет назад (~11
тыс. лет до совр. эры) в Северной Сирии[61].
Неолитические
сообщества в бассейне Тигра и в горах Загрос полагались на разнообразие луговых
ресурсов, еще не завися от дикой пшеницы и ячменя[62].
Выращивание зерновых на территории современного Ирана начато
охотниками-собирателями 12 тыс. лет назад[63].
Между 12-11 тыс. лет назад в Загросе неокультуренные злаковые травы уже были основой
пропитания[64]. На
сайте Кёртик-Тепе (Kӧrtik Tepe) в юго-восточном Загросе дифференцированы семена
природных видов просо, ячменя, пшеницы и бобовых, собранных 11700-11250 лет
назад. На раскопе Чога-Голан (Chogha Golan) в центральной области гор зерна
злаков извлечены из слоев почвы старше 10600 лет, а ячменю окультуренного типа –
10200 лет[65]. Обнаруженные
в горах Загрос старейшие семена, похоже одомашненной пшеницы, имеют возраст
9800 лет[66].
Достоверно домашняя пшеница взращивалась на
севере Сирии и юго-востоке Турции 9300-9250 лет назад (~7294-7244 лет до совр. эры), а «возможно домашняя» – 10200 лет назад (~8194 лет до совр. эры)[67].
Генетические
исследования показали: разделение домашней овцы и азиатского муфлона произошло
15000-9000 лет назад (~13000-7000 лет до совр. эры)[68]]. Разведение диких коз началось
10700-9900 лет назад (~8692-7892 лет до совр. эры) в их высокогорной
естественной среде обитания в районе Восточного Тавра и северо-запада Загроса[69].
Фермерские
овцы в Восточной Анатолии появились около 10200 лет назад (~8200 лет до совр.
эры)[70].
Первому свидетельству одомашнивания овец из Ирака примерно 11000 лет (~9000 лет
до совр. эры)[71]. Ориентировочно – 8200 лет назад
(~6179
лет до совр. эры) горы Загрос оказываются основным сосредоточием
вариаций прирученной козы, а ранее там выпасалось её дикое поголовье[72].
Основываясь
на сведениях
о развитии сельского хозяйства на Иранском нагорье, мы предполагаем: прообраз конфликта
хлебопашца Каина и пастыря овец Эвэля[73] мог принадлежать периоду 15000-13000
лет назад (13000-11000 лет до совр. эры), ближе к поздней дате. Упоминание
о библейском животноводе и земледельце содержалось в «источнике J», написанном
в 828-722 гг. до совр. эры[74].
То есть иудейский книжник, а скорее более древний литератор ведал, где
зародилось фермерство?
После
климатического этапа младшего дриаса 12860-11690 лет назад[75], происходит
нагрев высокогорного Загроса, обусловивший изобилие и многообразие растений[76]. К концу
очерченного интервала относится эпизод из Первой книги Моисеевой,
повествующий о перемещении семьи Каина «на восток от Эйдэна» в землю «Нод» и закладке города «Ханох»[77]. Освещаемый нами фрагмент библеисты связывают с текстом-предтече книги Бырэйшит
– «источником J»[78].
В нем рассказывается и о местоположении «Эйдэна»[79].
Создается впечатление: рассмотренные отрывки написаны с участием безвестного
консультанта, хорошо знакомого с географией и сельским хозяйством. Использование
устаревших топонимов при характеристике региона говорит о деятельности ученого до
создания «источника J»,
то есть прежде первой половины первого тысячелетия до совр. эры.
Геонимы, связанные
с исходом Каина, до сего времени однозначно не идентифицированы. Нам
представляется, обсуждаемая миграция состоялась с окраины Месопотамской равнины
вглубь гор Загрос. Теоретически отселение сына Адама могло состояться еще далее
на восток – на Иранское нагорье. Однако в его центре наиболее ранние городища: Чахар
Бон (Čahār Bone) возникло «лишь»
6010-5677 лет назад, Северный Сиалк (Sialk North) вблизи отметки 5715 лет назад[80], Южный Сиалк (Sialk South) – 5800±700 лет назад[81], а на
северо-востоке Санг-э Чахмак (Sang-e Chakhmaq) – 8067±32 лет назад[82].
Соответственно, в этих точках люди обосновывается позже, чем нами определен уход
Каина, приближенно 11700 лет назад или 9750 лет до совр. эры.
Согласно Священному Писанию, «Ханох»[83] – первое стационарное поселение человека. В центральной части гор Загрос, у города Керманшах (Kermanshah, 34°19'26"N, 47°04'25"E[84]) выявлены руины доисторических деревень Шейх-э Абад (Sheikh-e Abad) возрастом 10000-7590 лет до совр. эры и Джани (Jani) – 8240-7730 лет до совр. эры[85]. В связи с этим мы высказываем предположение: Каин переселяется в Керманшахскую долину (Kermanshah Valley[86]), расположенную в зоне между 33°45'-34°45'N и 46°15'-47°15'E, рядом с долинами Шахабад (Shahabad Valley) и Махидашт (Mahidasht Valley). Тут изыскано свыше 250 стоянок, процветавших от 100 до 5 тыс. лет назад[87].
Крупнейшие
города долины Махидашт в одноименной местности (Māhī Dasht[88]): Робат
(Robat, 34°16'07"N, 46°48'14"E[89]) и
Махидашт (Mahidash, 34°16'04"N, 46°48'01"E[90]). Эту территорию орошает река
Аби-Марик (Ab-i Marik River), севернее высится горная цепь Сефид (Sefid), а на юге
– Нессар (Nessar)[91].
Высочайшая вершина южной границы – гора Кух-э Несар Сиах (Kūh-e Nes̄ār Sīāh,
1947 м[92]),
а на севере – гора Кух-э Сефид (Kūh-e Sefīd, 2734 м[93])
хребта Сефид (Sefīd). Западнее полей Махидашт раскинулась долина Шахабад[94].
На ней основной населенный пункт Шахабад (ShahAbad), также называемый Исламабад-э-Герб
(Eslamabad-e-Gharb, 34°06'48"N, 46°31'33"E[95]).
![]() |
Участок «Великой Хорасанской дороги» из Северной Месопотамии до Керманшахской долины (изображение создано с использованием сервиса www.earth.google.com). |
Предпочтительный
маршрут перемещения людей из предгорий Загроса в Керманшахскую долину совпадает
с автомобильной дорогой №48, соединяющей города Ханакин (Khanaqin) – Каср-э-Ширин (Qasreshirin, Ghasr-e-Shirin) – Керенд-э-Герб (Kerend-e Gharb)
– Исламабад-э-Герб (Eslamabad-e-Gharb) – Керманшах (Kermanshah)[96].
Здесь пролегала караванная тропа мимо Каср-э-Ширин (Qasreshirin, Ghasr-e-Shirin) – Керманшах
(Kermanshah) – Кангавар (Kangavar) – Хамадан (Hamadan) – Савех (Saveh) – Рей
(Rayy), связывавшая Месопотамию с Афганистаном. Означенный тракт с продолжением
на восток именовался «Шелковый путь», а также «Великая Хорасанская дорога» (Great Khorasan Road)[97].
Вдоль нее вблизи 3500 г. до совр. эры торговали лазуритом, перемещая
полудрагоценный камень из Афганистана на север Месопотамии до поселения
Тепе-Гавра (Tepe Gawra)[98].
Есть археологические факты, говорящие о функционировании Великого Хорасанского
пути в 2300-1700 гг. до совр. эры меж царствованием Саргона Великого (Sargon
the Great) и Хаммурапи (Hammurabi)[99].
Дорога
чрез западные окраины гор Загрос и далее по Иранскому нагорью могла быть
известна архаичным людям. По нашей версии, продвигаясь этим маршрутом, Каин останавливается
в Керманшахской долине[100]
и отстраивает «Ханох»[101]. Ветхозаветное
селение нами ассоциируется с открытым в 2008 г. городищем Шейх-э Абад (Sheikh-e Abad, 34°36'42"N, 47°16'11"E[102]).
Оно
оказалось приблизительно на тысячу лет старше самого древнего каменного строения – святилища
Гебекли-Тепе (Göbekli Tepe[103]),
воздвигнутого 11000 лет назад (~9000 лет до совр. эры) на юго-востоке Турции[104].
Фундаменты
построек круглогодичного проживания Шейх-э Абада отысканы в межгорье, лежащем на высоте 1430 м
над уровнем океана[105], на востоке Мианрахан-Камьяранской
равнины (Mianrahan-Kamyaran plain)[106]
с городами Миян Рахан (Miyan Rahan[107])
и Камьяран (Kamyaran[108]).
В двух с половиной километрах севернее археологического сайта, теперь
процветает деревня Чешме-йе Голам Вейс (Cheshmeh-ye Gholam Veysd[109]).
Юго-западнее в километре поселок Гортавич-э Оля (Gortavich-e `Olya[110]),
примерно на таком же расстоянии, но северо-восточнее, – населенный пункт Алиабад
(`Aliabad[111]).
Юго-восточнее
возвышается гора Кух-э Такалту (Kūh-e Takaltū, 2480 м[112]), а в 30 км юго-западнее,
через горный массив с вершинами Кух-э Гол Зард (Kūh-e Gol Zard,
2910 м)[113],
Кух-э Манголат (Kūh-e Māngolāt, 3359 м)[114],
Кух-э Сиравалех (Kūh-e Sīrāvaleh, 3150 м[115]), раскинулся город
Керманшах[116].
В
центре гор Загрос Шейх-э Абад, пожалуй, – самое восточное из ранних мест обитания человека.
Севернее и южнее от него высятся вершины с пиками 2000-3000 м. По
причине сложного рельефа и высокогорья дальнейшее движение затруднено: северо-восточнее
находится перевал Чешме-йе Сараб Ахмадабад (Cheshmeh-ye Sarāb Aḩmadābād,
1900 м[117]),
а на юго-востоке – перевал Гардане-йе Гашур (Gardaneh-ye Gashūr, 1949 м[118]).
Относительно приемлемая дорога идет строго на восток, в направлении перевала Гардане-йе
Бид Сорх (Gardaneh-ye Bīd Sorkh, 1682 м[119]),
вглубь Иранского нагорья, в сторону города Кангавар (Kangavar[120]).
Тропу, гипотетически проложенную Каином, затем величали «Великий Хорасанский
путь», связавший Ближний (Средний) Восток, Среднюю Азию и Китай.
На раскопках в
Шейх-э Абаде найдены признаки управления и возможного содержания в загонах мелкого
рогатого скота – коз и овец[121]. В городище ученые наткнулись на свидетельства возделывания
11700 лет назад дикорастущих злаков, что столь же рано, как в Леванте[122].
Обращает на себя внимание совпадение возникновения в Шейх-э Абаде фермерства и глобального
потепления, приходящегося на конец младшего дриаса (12860-11690 лет назад[123]).
С этим отрезком времени мы связываем описанное в книге Бырэйшит переселение
на восток сына Адама – землепашца Каина[124].
По нашему воззрению, одно из захоронений неолита в Шейх-э Абаде[125], предположительно библейского «Ханоха»[126]
– могила Каина, первого архитектора городища с
капитальными постройками. Он привел семью с запада, обитая прежде на лугах в
предгорье Загроса. Изложенное мнение подкрепляется названием его предыдущего местожительства
– «Эйдэн»[127]. Выше отмечалось: шумерское «eden» и
аккадское «edinu» переводятся как открытая
местность, равнина, степь[128].
Смысловое наполнение топонима именующего родину Каина подразумевает, что
история о нем изначально сложена представителями шумеро-аккадского этноса. Это
намекает на наличие у первой версии книги Бырэйшит двух создателей. Один
знал легенды Месопотамии, а соавтор ведал
толк в древнеегипетской медицине и обладал исключительной широтой естественнонаучных
познаний.
Мы полагаем,
отселение Каина состоялось при повышении среднегодовых температур в горах
Загрос. Миграции способствовало формирование в них экологических ниш с подходящими
условиями для сельского хозяйства[129].
Изначально пристанищами людей в области будущей деревни Шейх-э Абад[130],
бесспорно, были пещеры – их только поблизости насчитывается не менее шести[131]. Если наше предположение верно, то «бегство»
Каина пришлось на потепление в начале голоцена[132].
Он застает переход к похолоданию, называемому предбореальное колебание (Preboreal
Oscillation), захватывающее два столетия 11400-11200 лет назад[133].
Указанное и побудило переселенцев возводить стационарные жилища.
Среди
потомков Каина в памяти племени остался выдающийся музыкант, исполнитель на
струнном и духовом инструменте с именем Йувал, а также Тувал-Каин – кузнец, шлифовавший
и ковавший «всякую медь и железо»[134].
Помеченное означает, что речь идет о развитом обществе, осведомленном о музыке,
знакомым с технологиями работы с различными металлами. Соответственно, уточнение обретения навыков металлообработки и музыкального
искусства, позволяет дополнительно сузить искомый временной интервал сотворения
Первой книги Моисеевой.
Древнейшее
изделие из самородной меди – подвеска, выкованная и отполированная 10800 лет
назад, обнаружена в пещере Шанидар (Shanidar) на северо-западе гор Загрос[135].
Судя по всему, украшение изготовлено в соответствии с упрощенной методологией,
освоенной ветхозаветным Тувал-Каином. Производство ювелирных изделий из медных самородков
на сайте Чатал-Хююк (Çatalhöyük) в Южной Анатолии начато 7400-5600 гг. до совр.
эры[136]. Около 4200 г. до совр. эры на юге Иранского
нагорья в Тепе Яхья (Tepe Yahya) произошел переход к использованию медных
сплавов – мышьяковистой бронзы[137]. Данная металлургия
с 4000-3500 гг. до совр. эры присутствует в Анатолии и на смежных территориях[138].
Железные
артефакты пятого тысячелетия до совр. эры, вероятно, метеоритного происхождения[139].
Старейший пример обработанного космического железа из Египта – бусы, откованные
5200 лет назад[140].
Предметы из плавленого железа в очень небольших количествах выявлены в
Месопотамии в слоях почвы начиная с 5000 г. до совр. эры[141].
В металлургическом центре долины Тимна (Timna Valley[142])
Синайской пустыни откопаны небольшие железные слитки, видимо, полученные случайно
при плавке меди 3000 лет до совр. эры[143].
Кусок
железа, оплавленный в 3000-2700 гг. до совр. эры, изыскан в Чагар-База (Chagar
Baza) на северо-востоке Сирии, а обломок железного кинжала, изготовленного в 2700
г. до совр. эры, найден на стоянке Тель Асмар (Tell Asmar) недалеко от Багдада (Baghdad[144])[145]. Позднейшая выработка и ковка земного железа из турецкого месторождения
Каман-Калехойюк (Kaman-Kalehöyük) относится
к 2200-2000 гг. до совр. эры[146].
Сопоставление фактов обретения людьми навыков обращения с этим металлом говорит
в пользу того, что книга Бырэйшит либо её прототип возник никак
не раньше, чем пять тысяч лет до совр. эры.
Постледниковое
изменение климата на планете положило начало отчетливому прогрессу Человечества[147].
Вместе с тем зачатки музыкального искусства подмечены еще у наших архаичных пращуров.
Отысканная в Словении флейта из кости возрастом 67.0-43.4 тыс. лет, а скорее 43100±700
лет, вписывается в неандертальскую страницу истории[148].
Известна костяная свирель из Германии, сделанная 36800±1000 лет назад, а подобные
ей встречаются по всей Европе[149].
На стене французской пещеры Трех братьев (Les Trois Frères) почти 14 тыс. лет назад нарисован танцующий человек-бизон,
то ли держащий в руках лук, то ли играющий на смычке[150].
Контуры струнного приспособления для извлечения звука выгравированы на
месопотамской цилиндрической печати, изготовленной порядка 3100 лет до совр.
эры, относящейся к культуре Позднего Урука (Late Uruk)[151].
В Британском музее храниться реставрированная лира, созданная 2600 лет до совр.
эры, извлеченная из погребения царя Ура (Ur, 30°57'42"N,
46°06'15"E[152]). Краткий обзор демонстрирует:
Homo sapiens достоверно занимался музицированием на протяжении всего позднего
палеолита. Таким образом, ветхозаветного артиста Йувала[153]
нельзя признать родоначальником музыкального творчества.
Упоминание
в тексте сразу двух инструментов допускает несколько уверенных утверждений. К
обсуждаемому моменту занятие музыкой уже коллективное. В пору, описываемую Священным
Писанием, люди могли сформировать струнно-духовой оркестр, что подразумевает
наличие лидера – дирижера и незримое присутствие композитора. Ими создавались и
аккумулировались этно-произведения, составлялся репертуар к значимым поводам. Гармоническая
последовательность мелодий передавалась в процессе обучения и совместных выступлений.
Не исключается, высоту звуков некими знаками фиксировали, но записей тех нот пока
не найдено. Наличие струнной группы в коллективе создает принципиальную
возможность сочетания игры на инструментах и пения. Предтече означенных искусств
– простейшие разновидности лицедейства: речитативы и былины. Малые словесно-мелодические
формы, закономерное совершенствование устной прозы – рассказов, к примеру, о благословенном
рае.
Согласно
нашей позиции, повествование об исходе Адама[154]
с супругой из сада Эйдэнского[155]
– событие, имеющее реальное основание в прошлом. Прообразом «изгнания» явилась
миграция 20-19 тыс. лет назад племени из Хорремабадской долины центрального
региона гор Загрос в западное предгорье. Отсюда, из «Эйдэна» хлебороб Каин переходит
с домочадцами[156] на
восток, в Керманшахскую долину ориентировочно 11700 лет назад, при общепланетарном
потепления в начале эпохи голоцена[157].
Освоенная им целина в горной котловине наречена «земля Нод». На ней заложен наистарейший
даже по ветхозаветным меркам город «Ханох». По нашему смелому предположению, населенный
пункт, воздвигнутый Каином, – археологический памятник Шейх-э Абад. Представляется,
что в хижинах упомянутого городища уже циркулировал начальный вариант сказания
о «первой» семье и райских кущах. Нельзя исключить, что в его литературной переработке
автором библейского эпоса принял участие энциклопедист, сведущий в географии,
сельском хозяйстве, кузнечном деле и музыкальном мастерстве. Не без консультации с мыслителем в текст Первой книги
Моисеевой внедряются персоны пахаря и пастуха овец, сведения о «земле Нод»,
«Эйдэне» и городе «Ханох», струнном и духовом музыкальном инструменте, железе и
модифицированной меди[158]. Включения были сделаны, в том числе
для датировки основных моментов художественного произведения и уточнения мест
действия.
Библеисты полагают: легенда о переселении Каина «перетекла» в Священное Писание из документа, сложенного в 828-722 гг. до совр. эры в Иудеи[159]. Нам же видится, что текст-прототип древнее. Он составлен после того, как пращуры узнали сплавы меди и принялись обрабатывать земное железо, но не раньше 3000-2700 гг. до совр. эры и не позже 17 в. до совр. эры. Безвестный древний мультигений, сопричастный рождению книги Бырэйшит, имел ясное понятие о передовых технологиях своего времени. Отблески деятельности подобного многогранного ученого сохранились в Папирусе Эдвина Смита. Исследователи названого трактата бескомпромиссно писали, что его сочинитель – врач. Обсуждая анатомию человека, он черпал «…описательные термины из природы, из механических искусств, из архитектуры и из многих сторон повседневного опыта. У него имеются наблюдения тигля медеплавильного завода и сравнение извилин мозга с гофрами на металлическом шлаке»[160]. Чем более ранние даты существования египетского медика и научного редактора Первой книги Моисеевой мы выбираем, тем выше должно быть иерархическое положение каждого. Либо это все-таки одно лицо?
ссылки на источники
[1] Бырэйшит 3:23
- 23 И выслал его Господь Бог из сада
- Эйдэна, чтобы возделывал землю, из которой он взят.
[2] Бырэйшит 3:19
- 19 В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе
- не возвратишься в землю, ибо из нее ты взят; ибо прах
- ты, и в прах возвратишься.
[4] Бырэйшит 4:16-17
- 16 И ушел Каин от лица Господня, и поселился в земле Нод, на восток от
- 17 Эйдэна. И познал Каин жену свою; и она зачала и
- родила Ханоха. И построил он город; и назвал город
- по имени сына своего Ханох.
[5] Бырэйшит 4:20-21
- 20 И родила А да Явала: он был отец живущих
- 21 в шатрах со стадами. А имя брата его Йувал: он был
- отец всех играющих на кинноре и свирели.
[6] Бырэйшит 4:22
- И Цилла тоже родила, — Тувал-Каина, шлифующего и кующего
- всякую медь и железо. А сестра Тувал-Каина — Наама.
[9] Бырэйшит 4:26
- 26 У Шэйта также родился сын, и он нарек ему имя Энош;
- тогда начали называть именем Господа.
[10] Бырэйшит 3:23
- 23 И выслал его Господь Бог из сада
- Эйдэна, чтобы возделывал землю, из которой он взят.
[11] Platt DE, Haber M, Dagher-Kharrat MB, Douaihy B,
Khazen G, Bonab MA, … Zalloua PA. Mapping post-glacial expansions: the peopling
of Southwest Asia. Scientific reports. 2017;7(1)1-10.
[12] Clark PU, Dyke AS,
Shakun JD, Carlson AE, Clark J, Wohlfarth B, Mitrovica JX, Hostetler SW, McCabe
AM. The last glacial maximum. Science. 2009;325(5941)710-4.
[13] Бырэйшит 1:29
- 29 И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву
- семяносную, какая на всей земле, и всякое дерево, у
- которого плод древесный, семяносный, вам это будет в пищу.
[14] Бырэйшит 2:15
- 15 И взял Господь Бог человека, и поместил его в саду Эйдэнском,
- чтобы возделывал его и хранил его.
[15] Exodus from Eden
(c. 20-19 ka), www.earth.google.com.
[16] Бырэйшит 3:23-24
- 23 И выслал его Господь Бог из сада
- Эйдэна, чтобы возделывал землю, из которой он взят.
- 24 И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Эйдэнского
- кырувов (херувимов) и острие меча вращающегося, чтобы
- охранять путь к дереву жизни.
[17] Бырэйшит 2:25, 3:20
- 25 И были они оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.
- 20 И нарек Адам имя жене
- своей Хавва, ибо она была матерью всех живущих.
[18] Романова ЭП, Алексеева НН, Аршинова МА. Физическая
география материков и океанов. Под ред. Э.П. Романовой. В 2-х т., Т. 1.
Физическая география материков. Москва: Академия, 2014.
[19] Anatolia, www.mapcarta.com.
[20] Levant, www.mapcarta.com.
[21] Asouti E, Baird D,
Kabukcu C, Swinson K, Martin L, García-Suárez A, ... Rasheed K. The Zagros
Epipalaeolithic revisited: New excavations and 14C dates from Palegawra cave in
Iraqi Kurdistan. PLOS ONE. 2020;15(9)e0239564.
[22] Shanidar Cave, www.mapcarta.com.
[23] Henry AG, Brooks
AS, Piperno DR. Microfossils in calculus demonstrate consumption of plants and
cooked foods in Neanderthal diets (Shanidar III, Iraq; Spy I and II,
Belgium). Proceedings of the National Academy of
Sciences. 2011;108(2)486-91.
[24] Life outside of
Paradise (c. 19.6), www.earth.google.com.
[25] Бырэйшит 5:5
- 5 И было всех дней жизни Адама девятьсот тридцать лет; и он умер.
[26] AnAge: The Animal
Ageing…, www.genomics.senescence.info.
[27] Nielsen J, Hedeholm
RB, Heinemeier J, Bushnell PG, Christiansen JS, Olsen J, ... Steffensen JF. Eye
lens radiocarbon reveals centuries of longevity in the Greenland shark
(Somniosus microcephalus). Science. 2016;353(6300)702-4.
[28] George JC, Bada J,
Zeh J, Scott L, Brown SE, O'Hara T, Suydam R. Age and growth estimates of
bowhead whales (Balaena mysticetus) via aspartic acid racemization. Canadian
Journal of Zoology. 1999;77(4)571-80.
[29] Lenart A, Aburto
JM, Stockmarr A, Vaupel JW. The human longevity record may hold for decades:
Jeanne Calment’s extraordinary record is not evidence for an upper limit to
human lifespan. In: Maier H, Jeune B, Vaupel JW (Eds). Exceptional Lifespans.
Cham: Springer, 2021:49-55.
[30] Gurven M, Kaplan H.
Longevity among hunter‐gatherers: a cross‐cultural examination. Population and
Development review. 2007;33(2)321-65.
[31] Hershkovitz I,
Speirs MS, Frayer D, Nadel D, Wish‐Baratz S, Arensburg B. Ohalo II H2: A
19,000‐year‐old skeleton from a water‐logged site at the Sea of Galilee,
Israel. American Journal of Physical Anthropology. 1995;96(3)215-34.
[32] Gabriel RA. Man and
Wound in the ancient World: A History of Military Medicine from Sumer to the
Fall of Constantinople. Washington: Potomac Books,
2012.
[34] Вулли Л. Ур халдеев. Москва: Издательство восточной
литературы, 1961.
[35] Бырэйшит 50:26
- 26 И умер Йосэйф ста десяти лет. И набальзамировали его, и положили в
- ковчег в Египте.
[36] Крамер С. Шумеры. Первая цивилизация на Земле. Москва:
Центрполиграф, 2002.
[37] Вайман АА, Струве ВВ (Ред). Шумеро-вавилонская
математика III-I тысячелетия до нашей эры. Москва: Издательство Восточная
литература, 1961.
Козырева НВ, Якобсон ВА. История древнего мира. Под ред. И.М. Дьяконова.
Москва:
Наука, 1983.
[38] Бырэйшит 4:1-2
- 1 И Адам познал
- Хавву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и
- 2 сказала: приобрела я человека с Господом. И еще
- родила брата его, Эвэля. И был Эвэль пастырь овец,
- а Каин был земледелец.
[39] Griggs DJ, Noguer M
(Eds). Climate change 2001: the scientific basis. Cambridge: Cambridge
University Press, 2001.
[40] Alley RB, Meese DA,
Shuman CA, Gow AJ, Taylor KC, Grootes PM, ... Zielinski GA. Abrupt increase in
Greenland snow accumulation at the end of the Younger Dryas event. Nature.
1993;362(6420)527-9.
[41] Severinghaus JP,
Brook EJ. Abrupt climate change at the end of the last glacial period inferred
from trapped air in polar ice. Science. 1997;286(5441)930-4.
[42] Wang YJ, Cheng H,
Edwards RL, An ZS, Wu JY, Shen CC, Dorale JA. A high-resolution absolute-dated
late Pleistocene monsoon record from Hulu Cave, China. Science.
2001;294(5550)2345-8.
[43] Khorramabad, www.mapcarta.com.
[44] Stanford JD,
Hemingway R, Rohling EJ, Challenor PG, Medina-Elizalde M, Lester AJ. Sea-level
probability for the last deglaciation: A statistical analysis of far-field
records. Global and Planetary Change. 2011;79(3-4)193-203.
[45] Clark PU, Dyke AS,
Shakun JD, Carlson AE, Clark J, Wohlfarth B, Mitrovica JX, Hostetler SW, McCabe
AM. The last glacial maximum. Science. 2009;325(5941)710-4.
[46] Alley RB, Meese DA,
Shuman CA, Gow AJ, Taylor KC, Grootes PM, ... Zielinski GA. Abrupt increase in
Greenland snow accumulation at the end of the Younger Dryas event. Nature.
1993;362(6420)527-9.
[47] Platt DE, Haber M,
Dagher-Kharrat MB, Douaihy B, Khazen G, Ashrafian Bonab M, ... Zalloua PA.
Mapping post-glacial expansions: the peopling of Southwest Asia. Scientific
reports. 2017;7(1)1-10.
[48] Walker M, Johnsen
S, Rasmussen SO, Popp T, Steffensen JP, Gibbard P, … Schwander J. Formal
definition and dating of the GSSP (Global Stratotype Section and Point) for the
base of the Holocene using the Greenland NGRIP ice core, and selected auxiliary
records. Journal of Quaternary Science. 2009;24(1)3-17.
[49] Kobashia T, Severinghaus JP, Barnola JM. 4±1.5°C abrupt
warming 11,270 years ago identified from trapped air in Greenland ice. Earth
and Planetary Science Letters. 2008;268(3-4)397-407.
[50] Sirocko F, Claussen
M, Litt T, Sanchez-Goni MF (Eds). The climate of past interglacials. Amsterdam
[etc]: Elsevier, 2006.
[51] Severinghaus JP,
Sowers T, Brook EJ, Alley RB, Bender ML. Timing of abrupt climate change at the
end of the Younger Dryas interval from thermally fractionated gases in polar
ice. Nature. 1998;391(6663)141-6.
[52] Taylor KC, Mayewski
PA, Alley RB, Brook EJ, Gow AJ, Grootes PM, ... Zielinski GA. The
holocene-younger dryas transition recorded at Summit, Greenland. Science.
1997;278(5339)825-7.
[53] Steffensen JRP,
Andersen KK, Bigler M, Clausen HB, Dahl-Jensen D, Fischer H, Goto-Azuma K,
Hansson M, Johnsen SSJ, Jouzel J, ... White JW. High-resolution Greenland ice
core data show abrupt climate change happens in few years. Science
2008;321(5889)680-4.
[54] Shuman B. Patterns,
processes, and impacts of abrupt climate change in a warm world: the past
11,700 years. Wiley Interdisciplinary Reviews: Climate Change. 2012;3(1)19-43.
[55] Fairbanks RG. A
17,000-year glacio-eustatic sea level record: influence of glacial melting
rates on the Younger Dryas event and deep-ocean circulation. Nature.
1989;342(6250)637-42.
[56] Little MA, Blumler
MA. Hunter-Gatherers. In: Muehlenbein MP (Ed). Basics in Human Evolution.
Boston: Academic Press, 2015;323-35.
[57] Nadel D, Weiss E,
Simchoni O, Tsatskin A, Danin A, Kislev M. Stone Age hut in Israel yields
world's oldest evidence of bedding. Proceedings of the National Academy of
Sciences. 2004;101(17)6821-6.
[58] Snir A, Nadel D,
Groman-Yaroslavski I, Melamed Y, Sternberg M, Bar-Yosef O, Weiss E. The origin
of cultivation and proto-weeds, long before Neolithic farming. PLOS ONE.
2015;10(7)e0131422.
[59] Nadel D, Piperno
DR, Holst I, Snir A, Weiss E. New evidence for the processing of wild cereal
grains at Ohalo II, a 23,000-year-old campsite on the shore of the Sea of
Galilee, Israel. Antiquity. 2012;86(334)990-1003.
[60] Baird D, Asouti E,
Astruc L, Baysal A, Baysal E, Carruthers D, ... Pirie A. Juniper smoke, skulls
and wolves’ tails. The Epipalaeolithic of the Anatolian plateau in its
South-west Asian context; insights from Pınarbaşı. Levant. 2013;45(2)175-209.
[61] Hillman G, Hedges
R, Moore A, Colledge S, Pettitt P. New evidence of Lateglacial cereal
cultivation at Abu Hureyra on the Euphrates. The Holocene. 2001;11(4)383-93.
[62] Weide A,
Arranz-Otaegui A, Schmidt AF, Kim H, Charles M, Zeidi M, ... Conard NJ.
Identification of the Triticoid-type grains (Poaceae) from archaeobotanical
assemblages in southwest Asia as Heteranthelium piliferum (Banks & Sol.)
Hochst. Veget Hist Archaeobot. 2021;30:657-74.
[63] Ghahremaninejad F,
Hoseini E, Jalali S. The cultivation and domestication of wheat and barley in
Iran, brief review of a long history. The Botanical Review. 2021;87(1)1-22.
[64] Weide A, Riehl S,
Zeidi M, Conard NJ. A systematic review of wild grass exploitation in relation
to emerging cereal cultivation throughout the Epipalaeolithic and aceramic
Neolithic of the Fertile Crescent. PLOS ONE. 2018;13(1)e0189811.
[65] Riehl S, Benz M,
Conard NJ, Darabi H, Deckers K, Nashli HF, Zeidi-Kulehparcheh M. Plant use in
three Pre-Pottery Neolithic sites of the northern and eastern Fertile Crescent:
a preliminary report. Vegetation History and Archaeobotany. 2012;21(2)95-106.
[66] Riehl S, Zeidi M,
Conard NJ. Emergence of agriculture in the foothills of the Zagros Mountains of
Iran. Science. 2013;341(6141)65-7.
[67] Tanno KI, Willcox G. How fast was wild wheat
domesticated? Science. 2006;311(5769)1886.
[68] Chen ZH, Xu YX, Xie
XL, Wang DF, Aguilar-Gómez D, Liu GJ, ... Li MH. Whole-genome sequence analysis
unveils different origins of European and Asiatic mouflon and
domestication-related genes in sheep. Communications biology. 2021;4(1)1-15.
[69] Zeder MA. Animal
domestication in the Zagros: an update and directions for future research. MOM
Éditions. 2008;49(1)243-77.
[70] Zeder MA.
Domestication and early agriculture in the Mediterranean Basin: Origins,
diffusion, and impact. Proceedings of the national Academy of Sciences.
2008;105(33)11597-604.
[71] Krebs RE, Carolyn
A. Groundbreaking Scientific Experiments, Inventions & Discoveries of the
Ancient World. Westport, London: Greenwood Press. 2003.
[72] Daly KG,
Mattiangeli V, Hare AJ, Davoudi H, FathiH, Doost SB, ... Bradley DG. Herded and
hunted goat genomes from the dawn of domestication in the Zagros Mountains.
PNAS. 2021;118(25)e2100901118.
[73] Бырэйшит 4:3-13
- 3 И было, спустя несколько
- времени, принес Каин от плодов земли дар Господу.
- 4 И Эвэль также принес из первородных овец своих и из
- тучных. И Господь обратил внимание на Эвэля и на дар
- 5 его, А на Каина и на дар его не обратил внимания;
- и очень досадно стало Каину, и поникло лицо его.
- 6 И сказал Господь Каину: отчего досадно тебе? и отчего
- 7 поникло лицо твое? Ведь если станешь лучше, прощен
- будешь, а если не станешь лучше, то у входа грех лежит,
- и к тебе влечение его, но ты будешь господствовать над
- 8 ним. И сказал Каин Эвэлю, брату своему... И когда
- они были в поле, восстал Каин на Эвэля, брата своего,
- 9 и убил его. И сказал Господь Каину: где Эвэль, брат
- твой? А он сказал: не знаю, разве сторож я брату моему?
- 10 И сказал Он: что ты сделал? голос крови брата твоего
- 11 вопиет ко М не из земли. И ныне проклят ты от земли,
- которая отверзла уста свои, чтобы принять кровь брата
- 12 твоего от руки твоей. Когда ты будешь возделывать
- землю, она не станет более давать силы своей для тебя;
- 13 изгнанником и скитальцем будешь ты на земле. И
- сказал Каин Господу: велика вина моя, непростительна.
[74] Фридман Р. Как создавалась Библия. Пер. с англ. Г.
Ястребова. Москва: Эксмо, 2011.
[75] Alley RB, Meese DA, Shuman
CA, Gow AJ, Taylor
KC, Grootes
PM, ... Zielinski GA. Abrupt increase in Greenland snow
accumulation at the end of the Younger Dryas event. Nature. 1993;362(6420)527-9.
[76] Амиров ШН. Первые поселения предгорий и подгорной
равнины Загроса. История, археология и этнография Кавказа. 2022;18(1)110-27.
[77] Бырэйшит 4:16-17
- 16 И ушел Каин от лица Господня, и поселился в земле Нод, на восток от
- 17 Эйдэна. И познал Каин жену свою; и она зачала и
- родила Ханоха. И построил он город; и назвал город
- по имени сына своего Ханох.
[78] Фридман Р. Как создавалась Библия. Пер. с англ. Г.
Ястребова. Москва: Эксмо, 2011.
[79] Бырэйшит 2:10-14
- 10 И выходит река из Эйдэна для орошения сада,
- и оттуда разделяется и образует четыре главных реки.
- 11 Имя одной П и то н : она обтекает землю Хавилу, ту, где
- 12 золото; И золото той земли хорошее; там бдолах и
- 13 камень оникс. А имя второй реки Тихон: она обтекает
- 14 землю Куш. Имя третьей реки Хиддэкэль: она течет
- на восток от Ашшура. Четвертая река Пырат.
[80] Pollard AM, Fazeli
Nashli H, Davoudi H, Sarlak S, Helwing B, Saeidi F. A new radiocarbon
chronology for the North Central Plateau of Iran from the Late Neolithic to the
Iron Age. Archäologische Mitteilungen aus Iran und Turan. 2013;45:27-50.
[81] Nashli HF,
Theodorakopoulou K, Stamoulis K, Athanassas C, Nazari H, Nokandeh J, ... Shokri
M. (Deciphering the chronology of Tepe Sialk (South) «Ziggurat», North Central
Iranian Plateau, through optically stimulated luminescence (OSL) dating.
Journal of Archaeological Science: Reports. 2023;48:103860.
[82] Roustaei K,
Mashkour M, Tengberg M. Tappeh Sang-e Chakhmaq and the beginning of the
Neolithic in north-east Iran. Antiquity. 2015;89(345)573-95.
[83] Бырэйшит 4:17
- 17 И познал К аин жену свою; и она зачала и
- родила Ханоха. И построил он город; и назвал город
- по имени сына своего Ханох.
[84] Kermanshah, www.mapcarta.com.
[85] Matthews R,
Matthews W, Richardson A, Raheem KR. The Neolithic transition in the Eastern
Fertile Crescent: project themes, aims and objectives. In: R. Matthews W.
Matthews A. Richardson, KR. Raheem (Eds). The Early Neolithic of the Eastern
Fertile Crescent: Excavations at Bestansur and Shimshara, Iraqi Kurdistan.
Oxford: Oxbow Books, 2020:1-18.
[86] YoungJr TC, Smith
PE. Research in the Prehistory of Central Western Iran: Recent preliminary
excavations promise to document 40,000 years of prehistory in the Zagros
Mountains. Science. 1966;153(3734)386-91.
[87] Braidwood RJ, Howe
B, Reed CA. The Iranian Prehistoric Project: New problems arise as more is
learned of the first attempts at food production and settled village life.
Science. 1961;133(3469)2008-10.
[88] Māhī Dasht, www.mapcarta.com.
[89] Robat, www.mapcarta.com.
[90] Mahidasht, www.mapcarta.com.
[91] Niknami KA,
Irandoust H, Tahmasebi A. Environmental and cultural factors influencing
Parthian archaeological site distribution in the Sarfirouzabad Plain of
Kermanshah, Northwest of Iran. International Journal of Geosciences.
2013;4:69-77.
[92] Kūh-e Nes̄ār Sīāh, www.mapcarta.com.
[93] Kūh-e Sefīd, www.mapcarta.com.
[94] Map of Shahabad
Valley, www.library.wur.nl.
[95] Eslamabad-e-Gharb, www.mapcarta.com.
[96] Migration of Cain (c. 11-10 ka), www.earth.google.com.
[97] Majidzadeh Y. Lapis
Lazuli and the Great Khorasan Road. Paléorient. 1982;8(1)59-69.
[98] Herrmann G. Lapis
lazuli: the early phases of its trade. Iraq. 1968;30(1)21-57.
[99] Francfort HP. The
Grand'Route of Khorasan (Great Khorasan Road) during the third millennium BC
and the «dark stone» artefacts. In: Meyer JW, Vila E, Mashkour M, Michèle
Casanova M, Vallet R (Eds). The Iranian Plateau during the Bronze Age.
Development of urbanisation, production and trade. Lyon: MOM Éditions, 2019:247-66.
[100] YoungJr TC, Smith
PE. Research in the Prehistory of Central Western Iran: Recent preliminary
excavations promise to document 40,000 years of prehistory in the Zagros
Mountains. Science. 1966;153(3734)386-91.
[101] Бырэйшит 4:16-17
- 16 И ушел Каин от лица Господня, и поселился в земле Нод, на восток от
- 17 Эйдэна. И познал Каин жену свою; и она зачала и
- родила Ханоха. И построил он город; и назвал город
- по имени сына своего Ханох.
[102] Sheikh-e Abad, www.mapcarta.com.
[103] Göbekli Tepe, www.mapcarta.com.
[104] Curry A. Göbekli
Tepe: The world’s first temple. Smithsonian magazine, 2008;3:1-4.
[105] Matthews R,
Matthews W, Mohammadifar Y (Eds). The earliest Neolithic of Iran: 2008
excavations at Sheikh-e Abad and Jani. Vol. 1. Oxford: Oxbow Books, 2013.
[106] Maleki M, Sabour
SMT, Rahmati M, Arjomand B. Statistical Integration of Radar and Optical Data
for Geomorphological Feature Extraction. Int. J. Image Processing Pattern
Recognit. 2017;3:1-10.
[107] Miyan Rahan, www.mapcarta.com.
[108] Kamyaran, www.mapcarta.com.
[109] Cheshmeh-ye Gholam
Veysd, www.mapcarta.com.
[110] Gortavich-e `Olya, www.mapcarta.com.
[111] Sheikh-e Abad Mound,
www.mapcarta.com.
[112] Кух-э Такалту (Kūh-e Takaltū), www.mapcarta.com.
[113] Kūh-e Gol Zard, www.mapcarta.com.
[114] Kūh-e Māngolāt, www.mapcarta.com.
[115] Kūh-e Sīrāvaleh, www.mapcarta.com.
[116] Kermanshah, www.mapcarta.com.
[117] Cheshmeh-ye Sarāb Aḩmadābād,
www.mapcarta.com.
[118] Gardaneh-ye Gashūr,
www.mapcarta.com.
[119] Gardaneh-ye Bīd
Sorkh, www.mapcarta.com.
[120] Kangavar, www.mapcarta.com.
[121] Matthews R,
Matthews W, Mohammadifar Y (Eds). The earliest Neolithic of Iran: 2008
excavations at Sheikh-e Abad and Jani. Vol. 1. Oxford: Oxbow Books, 2013.
[122] Willcox G. The
roots of cultivation in southwestern Asia. Science. 2013;341(6141)39-40.
[123] Alley RB, Meese DA,
Shuman CA, Gow AJ, Taylor KC, Grootes PM, ... Zielinski GA. Abrupt increase in
Greenland snow accumulation at the end of the Younger Dryas event. Nature.
1993;362(6420)527-9.
[125] Matthews R,
Matthews W, Mohammadifar Y (Eds). The earliest Neolithic of Iran: 2008
excavations at Sheikh-e Abad and Jani. Vol. 1. Oxford: Oxbow Books, 2013.
[126] Бырэйшит 4:17
- 17 И познал Каин жену свою; и она зачала и
- родила Ханоха. И построил он город; и назвал город
- по имени сына своего Ханох.
[128] The Pennsylvania
Sumerian Dictionary Projec. The electronic PSD. Eden [PLAIN], www.psd.museum.upenn.edu.
Oppenheim AL (Ed). The Assyrian
Dictionary of the Oriental Institute of the University of Chicago. Vol. 4.
Chicago, Glückstadt: Published by the Oriental Institute and J.J. Augustin
verlagbuchhandlung, 2004.
[129] Амиров ШН. Первые поселения предгорий и подгорной
равнины Загроса. История, археология и этнография Кавказа. 2022;18(1)110-27.
[130] Sheikh-e Abad, www.mapcarta.com.
[131] Matthews R,
Matthews W, Mohammadifar Y (Eds). The earliest Neolithic of Iran: 2008
excavations at Sheikh-e Abad and Jani. Vol. 1. Oxford: Oxbow Books, 2013.
[132] Walker M, Johnsen
S, Rasmussen SO, Popp T, Steffensen JP, Gibbard P, … Schwander J. Formal definition
and dating of the GSSP (Global Stratotype Section and Point) for the base of
the Holocene using the Greenland NGRIP ice core, and selected auxiliary
records. Journal of Quaternary Science. 2009;24(1)3-17.
[133] Kobashia T,
Severinghaus JP, Barnola JM. 4±1.5°C abrupt warming 11,270 years ago identified
from trapped air in Greenland ice. Earth and Planetary Science Letters.
2008;268(3-4)397-407.
[134] Бырэйшит 4:20-22
- 20 И родила А да Явала: он был отец живущих
- 21 в шатрах со стадами. А имя брата его Йувал: он был
- 22 отец всех играющих на кинноре и свирели. И Цилла
- тоже родила, — Тувал-Каина, шлифующего и кующего
- всякую медь и железо. А сестра Тувал-Каина — Наама.
[135] Smith CS.
Metallurgy as a human experience. Metallurgical Transactions A, 1975;6(4)603-23.
Solecki RS. A Copper Mineral
Pendant from Northern Iraa. Antiquity. 1969;43(172)311-4.
[136] Birch T, Rehren
THH, Pernicka E. The metallic finds from Çatalhöyük: a review and preliminary
new work. In: Hodder I. (Ed). Substantive Technologies at Catalhöyük.
Çatalhöyük Research Project Series, Vol. 9. Cotsen Institute of Archaeology
Press, 2013:307-23.
[137] Thornton C,
Lamberg-Karlovsky CC, Liezers M, Young SMM. On pins and needles: tracing the
evolution of copper-based alloying at Tepe Yahya, Iran, via ICP-MS analysis of
Common-place items. Journal of Archaeological Science. 2002;29(12)1451-60.
[138] Wadsworth J.
Archeometallurgy related to swords. Materials Characterization. 2015;99:1-7.
[139] Pickles S,
Peltenburg E. Metallurgy, society and the bronze/iron transition in the East
Mediterranean and the Near East. Report of the Department of Antiquities,
Cyprus 1998. Nicosia, 1998:67-100.
[140] Rehren T, Belgya T,
Jambon A, Káli G, Kasztovszky Z, Kis Z, ... Szőkefalvi-Nagy Z. 5,000 years old
Egyptian iron beads made from hammered meteoritic iron. Journal of
Archaeological Science. 2013;40(12)4785-92.
[141] Wadsworth J.
Archeometallurgy related to swords. Materials Characterization. 2015;99:1-7.
[142] Timna Valley, www.mapcarta.com.
[143] Pense AW. Iron
through the ages. Materials Characterization. 2000;45(4-5)353-63.
Rothenberg B. Timna. London:
Thames & Hudson, 1972.
[144] Baghdad, www.mapcarta.com.
[145] Dart RA. The
bloodstone source of metallurgy. Trabalhos de Antropologia e Etnologia.
1969;21:119-29.
[146] Akanuma H. The Significance of Early Bronze Age
Iron Objects from Kaman-Kalehöyük, Turkey. Anatolian Archaeological Studies.
Tokyo: Japanese Institute of Anatolian Archaeology, 2008;17:313-20.
[147] Nielsen E. Response
of the Lateglacial fauna to climatic change. Palaeogeography,
Palaeoclimatology, Palaeoecology. 2013;391B:99-110.
[148] Holden C. Early
music. Science. 1997;276(5310)203-5.
Chase PG, Nowell A. Taphonomy
of a suggested Middle Paleolithic bone flute from Slovenia. Current
Anthropology. 1998;39(4)549-53.
[149] Morley IRM. The
long-forgotten melody? Music in the Mesolithic. In: Milner N, Woodman P (Ed).
Oxford: Oxbow Books, 2005:212-25.
Hahn J, Münzel S. Knochenflöten
aus den Aurignacien des Geissenklösterle bei Blaubeuren, Alb-Donau-Kreis.
Fundberichte aus Baden-Würtemberg. 1995;20:1-12.
[150] Walter EV.
Placeways: A theory of the human environment. Chapel Hill, London: UNC Press
Books, 1988.
Britannica. Trois Frères, www.britannica.com.
[151] British Museum.
Cylinder seal, www.britishmuseum.org.
[152] Ur, www.mapcarta.com.
[154] Бырэйшит 3:23
- 23 И выслал его Господь Бог из сада
- Эйдэна, чтобы возделывал землю, из которой он взят.
[155] Бырэйшит 2:15
- 15 И взял Господь Бог человека, и поместил его в саду Эйдэнском,
- чтобы возделывал его и хранил его.
[156] Бырэйшит 4:16
- 16 И ушел Каин от лица Господня, и поселился в земле Нод, на восток от Эйдэна.
[157] Walker M, Johnsen
S, Rasmussen SO, Popp T, Steffensen JP, Gibbard P, … Schwander J. Formal
definition and dating of the GSSP (Global Stratotype Section and Point) for the
base of the Holocene using the Greenland NGRIP ice core, and selected auxiliary
records. Journal of Quaternary Science. 2009;24(1)3-17.
[158] Бырэйшит 4:2,16-17,20-22
- 2 И еще родила брата его, Эвэля. И был Эвэль пастырь овец,
- а Каин был земледелец.
- 16 И ушел Каин от лица Господня, и поселился в земле Нод, на восток от
- 17 Эйдэна. И познал Каин жену свою; и она зачала и
- родила Ханоха. И построил он город; и назвал город
- по имени сына своего Ханох.
- 20 И родила А да Явала: он был отец живущих
- 21 в шатрах со стадами. А имя брата его Йувал: он был
- отец всех играющих на кинноре и свирели.
[159] Фридман Р. Как создавалась
Библия. Пер. с англ. Г. Ястребова. Москва: Эксмо,
2011.
[160] Breasted JH. The Edwin Smith Surgical Papyrus: published in facsimile and hieroglyphic transliteration with translation and commentary in two volumes. Chicago: University Chicago Press, 1930.
Архипов С.В. – кандидат медицинских наук, врач-хирург, травматолог-ортопед.
Цитирование
Архипов С.В. Дети человеческие: истоки библейских преданий в обозрении врача. Эссе, снабженное ссылками на интерактивный материал. 2-е изд. перераб. и доп. Йоэнсуу: Издание Автора, 2025.
Приобретение
PDF версия размещена на платформах Google Play и Google Books
Ключевые слова
ligamentum capitis femoris, ligamentum teres, связка головки бедра, история, повреждение, Библия, Тора, Архипов