К основному контенту

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ

  Н ОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ РЕСУРСА:      10 .04 .2025   О НАТЯЖЕНИИ LIGAMENTUM CAPITIS FEMORIS  Публикация в группе  facebook.  09 .04 .2025 Создан раздел   TWITTER = X .  Публикации в  данной социальной сети . Твитт 09 апреля 2025 08 .04 .2025 Создан раздел   РЕЦЕНЗИИ -  комментарии, отзывы и   рецензии на публикации о LCF. Начато заполн ение страницы: Интернет-журнал "О КРУГЛОЙ СВЯЗКЕ БЕДРА", апрель 2025 . Изменен дизайн. 06 .04 .2025 2025АрхиповСВ. ПОЧЕМУ ВОССТАНОВЛЕНИЕ ВЕРТЛУЖНОЙ ГУБЫ МОЖЕТ БЫТЬ НЕЭФФЕКТИВНО? Статья. Grok. Рецензия на статью «Почему восстановление вертлужной губы может быть неэффективно?»   Рецензия на статью. ChatGPT. Рецензия на статью «Почему восстановление вертлужной губы может быть неэффективно?»  Рецензия на статью. 02 .04 .2025 РАЗОБЩАЮЩИЙ ЭФФЕКТ ПРИ УДЛИНЕННОЙ LCF.   Публикация в группе  facebook.  01 .04 .2025 Публикации о LCF в 2025 году (Март)   Статьи и книги с...

2025АрхиповСВ. Глава 7

 

Глава 7 эссе Дети человеческие: истоки библейских преданий в обозрении врача (PDF версия без иллюстраций).


Глава 7

эвэль и каин

Переломным моментом в судьбе архаичных людей стал исход из «сада Эйдэна» с целью возделывания нивы[1]. Приоритетом было культивирование злаков, ибо выше в тексте упоминается «хлеб»[2]. Где поселились Адам и Хавва, покинув рай, книга Бырэйшит не сообщает. Мы можем лишь догадываться – пришли они в теплый регион. В нем присутствовали водные ресурсы, достаточные для выращивания культурных растений и разведения животных. Свидетельством тому – профессии сыновей ветхозаветной пары: у Каина – «земледелец», а у Эвэля – «пастырь овец»[3].

По прошествии времени Каин с семьей уходит «на восток от Эйдэна» в землю «Нод» и основывает «город»[4], то есть поселение со стационарными жилищами. Здесь его потомки развили искусство игры на музыкальных инструментах: струнном «кинноре» и духовом «свирели»[5]. Отдельные овладели методиками обработки металлов, выковывая и шлифуя «всякую медь и железо»[6], а другие освоили кочевое скотоводство, обитая в «шатрах со стадами»[7]. В результате обретения узкоспециализированных навыков и разделения труда отмечен прогресс сообщества, выразившийся в увеличении численности[8]. Кроме прочего, кто-то задумался об идеологии, придумал «называть именем Господа»[9], что явилось отправной точкой созидания касты жрецов и узурпации права инспекции дум.



Фернан Кормон – Каин летит перед проклятием Иеговы (1880); оригинал в коллекции wikimedia.org (CC0 – общественное достояние, коррекция цветопередачи).

По нашему мнению, приведенные подробности намеренно внесены автором в произведение. Детали позволяют примерно определить, куда перебрались жить Адам с Хаввой и когда приблизительно то произошло. Отчасти проясняется, в каком месте обосновалось племя Каина, а также к какой эпохе Человечества имеет отношение сказание о нем. Более того, нужно учесть, что далекие предки сочинителя оказываются уже технологически продвинуты, склонны к творчеству, с собственной религией и философией.

В истории об оставлении «сада Эйдэна»[10] нам видится повествование о переселении некой семейной группы на территорию с условиями, благоприятными сельскому хозяйству. Послеледниковое потепление высвободило наших далеких предков из климатических убежищ, в результате чего активизировалась миграция и различные виды взаимодействия между людьми[11]. Думается, глобальное повышение температуры, наблюдавшееся 20-19 тыс. лет назад[12], и есть триггер перехода конкретного родоплеменного союза под предводительством условного Адама из долины в горах Загрос на Месопотамскую равнину.

Нагрев планеты поднял уровень «вечных снегов» на хребтах и открыл до сих пор недоступные перевалы. Человек обрел свободу передвижения, расширил угодья охоты и собирательства. Увеличение количества осадков и средних температур удлинило вегетацию растений, возросла генерируемая ими биомасса, а по пищевой цепочке приумножилась фауна. Урожайность плодовых деревьев и злаков – «трав семяносных»[13] повысилась, образовывались излишки, заложившие фундамент экономики. Из поколения в поколение передавалась заповедь о необходимости возделывать и хранить поприще обетованное.

Люди меньше страдали от холода и полноценнее питались, что снижало частоту развития заболеваний и способствовало укрупнению субпопуляции в Хорремабадской долине. Количество скальных убежищ оставалось прежним, естественно, и «жилая площадь». Появилась конкуренция вновь создающихся семей за кров. Теплый климат предоставил доступ к иным пригодным для обитания пространствам. Возникли предпосылки к дальнейшему расселению людей из межгорного прибежища, поименованного ими «сад Эйдэнский»[14].

К северу от Хорремабадской долины Иранское нагорье ограничивается Каспийским морем, до которого 400-450 км. До плодородной долины Инда на востоке – около 2000 км через сложно проходимые Сулеймановы горы. Западнее и южнее – хребты Загрос с высотами более 2000 м. Проходы имеются в местах естественного понижения и на участках, где скалы рассечены каньонами водотоков. Предпочтительный маршрут выхода из Хорремабадской долины пролегает по берегу речки Хорремабад (Гелал), а далее по ущелью реки Керхе (Karkheh), петляющей меж возвышенностей и вытекающей на юг Месопотамской равнины. До нее напрямую от современного города Хорремабад не менее ста километров, но вдоль потока путь удлиняется в три раза[15].


Маршрут вдоль рек из Хорремабадской долины в Южную Месопотамию (изображение создано с использованием сервиса www.earth.google.com).


Нам представляется означенной стезей покинули райские кущи прапрародители Человечества. Изгнаны ли они были сородичами или ушли добровольно в поисках лучшей доли, нам не узнать никогда. Отголоски упомянутого путешествия и воспоминания о прежней безмятежной жизни послужили основой создания ими мифа о трагическом прощании с благодатным оазисом[16]. В памяти потомков осталось имя главы семейства – «Адам» и его супруги – «Хавва»[17]. Сохранившимся в нашем первоисточнике неясным воспоминаниям об истечении народа из комфортной межгорной долины почти два десятка тысяч лет. Ключевой фактор, запустивший события, – существенное потепление, повлекшее значимые экологические трансформации окружающей среды. С нашей точки зрения, трактовка повода «выпроваживания» людей из благословенной пущи литературно разработана позже произошедшего. Так выкристаллизовалось предание о рае и обрело собственные вариации у разных народов.

Вероятно, группа горцев Загроса какое-то время кочевала по западному краю Месопотамской равнины у окраинных хребтов в поисках приемлемой местности для жительства. На юге, куда изначально пришло племя, наблюдалась избыточная влажность, обилие озер, болот и рек. Сухость на севере Месопотамии компенсировалась удовлетворительным орошением земель потоками с гор. На сегодняшний день в указанном районе преимущественно увлажняются западные склоны хребтов Загрос, что благоприятствует произрастанию низкорослых дубов и маквиса[18].

Особенности живой природы в северо-западной предгорной зоне Загроса, деятельность наших пращуров и климат доисторического периода проясняют раскопки у пещеры Палегавра (Palegawra Cave, 35°35'59"N, 45°08'42"E), находящейся южнее левого притока Тигра – реки Малый Заб. Люди поселились в названом укрытии приближенно 19.6 тыс. лет назад и обитали в нем с перерывами в среднем шесть тысяч лет. Ими производились каменные и костяные орудия, украшения в виде бус и использовалась охра. Обнаружение у пещеры артефактов из обсидиана и морских раковин подразумевает обмен либо путешествия в Восточную Анатолию (Anatolia[19]), Левант (Levant[20]) и к побережью Персидского залива. Холмистый ландшафт вокруг скального жилища представлял собой редколесье с пастбищами и водно-болотными угодьями. Климат два десятка тысяч лет назад был прохладный, умеренно сухой, со среднегодовыми осадками в диапазоне 500-330 мм. Из охотничьих трофеев дифференцированы: тур, олень, онагр, овца, коза, лань, газель, кабан. Растительный рацион людей включал клубни, орехи, мелкосеменные бобовые и злаковые – дикий ячмень[21]. Крайнюю из указанных культур, обрабатывали в присутствии воды и употребляли в пищу около 46 тыс. лет назад неандертальцы из пещеры Шанидар (Shanidar Cave[22]), что также в северо-западной части Загроса[23].

Изучение глобальных погодных изменений и находки в пещере Палегавра позволяют нам сформулировать гипотезу: семейство библейского Адама обосновалось в ней, а может в подобном пределе ориентировочно 19.6 тыс. лет назад или 17.6 тыс. лет до совр. эры[24]. Разнообразные стада копытных, наличие покрытосеменных растений, оптимальный температурно-влажностный режим поспособствовали оседлому процветанию на краю Месопотамской равнины эмигрантов из палеоклиматического пристанища в горах Загрос.

Пещера Палегавра в Загросе и Месопотамия (изображение создано с использованием сервиса www.earth.google.com).

Как нам сообщает первая часть Священного Писания, Адам дожил до 930 лет[25]. Столь долгое бытие лидера общины, вышедшей из Эйдэна, несомненно, настораживает читателя, так как противоречит известной продолжительности жизни позвоночных[26]. Она максимальна у гренландской акулы (Somniosus microcephalus), достигая 392±120 лет[27]. Самое долгоживущее млекопитающее – гренландский кит (Balaena mysticetus), возраст особи «95WW5» на момент добычи составил 211±35 лет[28]. Наибольшая задокументированная жизнедеятельность представителя Homo sapiens – 122 г. и 164 дня, у гражданки Франции Жанны Луизы Кальман (Jeanne Louise Calment, 1875-1997), но не признана верхним пределом[29].

Подмечено: в прошлые века люди здравствовали существенно меньше, чем сегодня. Предполагается, охотник-собиратель доживал до 30-39 лет[30]. Это подтверждают останки мужчины, умершего в 35-40 лет на севере Иорданской долины порядка 19 тыс. лет назад[31]. Левантиец верхнего (позднего) палеолита, возможно, был единовременник Адама. Нам мыслится, мужчины прожили приблизительно одинаковое число лет, существуя в похожих природных условиях на близкой географической широте, разнесенные с востока на запад лишь на 700 км. Усредненная продолжительность жизни в неолите составляла 35.4 г., к концу раннего бронзового века снизилась до 32.1 г., увеличилась к середине бронзового века до 34.7 лет, а максимума достигла в классическую древность 38.1 г.[32]. Следовательно, на заре Человечества никогда не наблюдалось экстремального долголетия.

По Первой книге Моисеевой, Адам практически достиг тысячелетнего рубежа[33], что нами объясняется легендарностью личности в совокупности с традицией возвеличивания предков. Из месопотамских хроник явствует: цари Шумера «отличались» еще большим долгожительством. Так, Эн-ме-эн-лу-ан-на властвовал в городе Бад-табира 43.2 тыс. лет[34]. Сочинитель базовой части Священного Писания, верно, намеренно поставил в один ряд по долголетию «первого» из людей и месопотамских правителей, тем самым создав Человека-Эпоху, основателя рода и веху отсчета. У потомков Адама отрезки судеб отмерены заметно короче: Йосэйф – крайняя ключевая фигура нашего первоисточника, скончался «ста десяти лет» отроду[35].

Исключительный возраст Адама может объясняться и неверной интерпретацией цифр в неизвестном произведении Двуречья, ставшем литературным фундаментом предания о райском саде. Шумеры использовали шестеричную нумерацию, а в определенных случаях применяли коэффициенты и шесть, и десять, допуская гибкость при записи чисел[36]. Десятеричная система появилась не ранее начала второго тысячелетия до совр. эры, прежде использовалась шумерская десятерично-шестеричная, а в Старовавилонский период (20-17 вв. до совр. эры) оба варианта фиксации цифр употреблялись параллельно, иногда даже в одном документе[37]. Изложенное косвенно удостоверяет – шумерская легенда об Эйдэне, сведения о возрасте Адама и последующих Патриархов, зафиксированы в книге Бырэйшит не позже 17-ого века до совр. эры. Потом познания о правильности перевода шумерских величин в десятеричную систему оказались окончательно утеряны. Означенное, похоже, и привело к аномальной длительности жизни многих персонажей ветхозаветных времен, наряду с желанием их превозвысить. В наших глазах это придало сказочности сюжету.

По Библии, дети «первой пары» людей – уже не кочевая общность охотников-собирателей, а представители оседлого племени. Согласно первоисточнику, они занимались фермерством в соответствии со своей специализацией: Каин – как хлебопашец, а Эвэль – как животновод[38]. Формирование благоприятной среды для ведения сельского хозяйства нами связывается с завершением последнего оледенения планеты, продолжавшегося 25-18 тыс. лет назад[39]. Замена холодного этапа древнего дриаса (Older Dryas) на теплую фазу, именуемую Бёллин-Аллеред (Bölling-Alleröd), внезапно свершается 14680±400 лет назад в течение двадцатилетия[40]. Температура в Гренландии 14672 г. назад повысилась на 9±3°C, а через 20-80 лет существенно нагрелись тропики[41]. Эти факты коррелируют с интервалом увеличения влажности и потепления в Азии, по меньшей мере в районе нынешнего Нанкина (Nanjing, 32°30'N, 119°10'E)[42]. Возле той же широты раскинулась долина с городом Хорремабад (Khorramabad, 33°29'03"N, 48°21'14"E[43]), ассоциируемая нами с «Эйдэнской» реликтовой пущей.

По причине таяния ледников порядка 22 тыс. лет назад стартует повышение уровня Всемирного океана, а ускоряется почти 17 тыс. лет назад[44]. Около 14.5 тыс. лет назад происходит резкий подъем зеркала вод вследствие вышеописанной трансформации климата[45]. После возвращается прохлада в период младшего (позднего) дриаса (Younger Dryas) или 12860-11690 лет назад[46]. По научным свидетельствам, в конце очерченного промежутка зафиксировано увеличение средней температуры, обусловившей переход людей от подвижного собирательства к оседлости[47]. Сложившиеся условия с обилием воды и тепла позволили эффективно взращивать сельскохозяйственные культуры и разводить домашний скот.

По выработанному консенсусу, граница младшего дриаса и эпохи голоцена (Holocene) проходит близ отметки 11700 лет назад (~9750 лет до совр. эры) с максимальной ошибкой 99 лет[48]. Тогда воздух в Гренландии нагрелся на 10±4°C и дополнительно позже – 11270±30 лет назад (~9270±30 лет до совр. эры), причем второй эпизод глобального возрастания температур продлился считанные годы[49]. Подобные резкие смены климата неоднократно случались в доисторическом прошлом[50]. Отдельные исследования показали: первый из означенных скачков температуры происходит 11640 лет назад[51]. В других публикациях приводится близкая датировка начала изменения погодной обстановки за пределами Арктики – 11660 лет назад[52]. Скоротечность события подчеркивается большинством авторов, разрабатывающих обсуждаемую тему. В частности, отмечается: в среднем 11700 лет назад потепление продолжалось три года и сопровождалось увлажнением азиатских пустынь при сдвиге зоны межтропической конвекции на север[53]. В Новой Англии 12000 лет назад наблюдается двухфазное преобразование озерных экосистем, связываемое с повышением температуры окружающей среды[54]. Параллельно перестройке в живой природе зарегистрирован ускоренный двухэтапный подъем уровня Мирового океана на 121±5 м за счет массивного притока пресной воды[55]. Перечисленное демонстрирует неуклонное увеличение степени теплоты на планете, что вызвало интенсивное таяние приполярных ледниковых полей.

С формированием общемирового мягкого климата 12-10 тыс. лет назад (~10-8 тыс. лет до совр. эры) согласуется революционная метаморфоза охотников-собирателей в скотоводов и земледельцев[56]. Видимо, указанное споспешествовало свободному перемещению Homo sapiens по Месопотамской равнине, обмену племен знаниями, навыками, посевным материалом и породами домашних животных. Братья Каин и Эвэль олицетворяют важнейшую стадию становления человеческого общества. Чается – они символические представители неолитической революции, специфически отраженной в Священном Писании, неким древним интеллектуалом.

На юго-западном берегу Галилейского моря откопана стоянка рыбаков-охотников-собирателей, существовавшая не менее 23 тыс. лет назад (~21 тыс. лет до совр. эры), получившая название Охало-2 (Ohalo II)[57]. При расчистке остатков хижины из кустарника найдены каменные серпы, семена дикого овса, ячменя, пшеницы, нескольких разновидностей просо и дикорастущих бобовых: гороха, чечевицы, вики[58]. В жилище подмечены следы измельчения пшеницы, ячменя и овса, что подразумевает их несомненное использование в пищу[59]. Признаки интенсивной эксплуатации растений 16159-12897 лет назад изысканы и в архаичном поселении Пинабарши (Pınarbașı) в Анатолии[60]. Целенаправленно высаживать дикую рожь стали по крайней мере 13 тыс. лет назад (~11 тыс. лет до совр. эры) в Северной Сирии[61].

Неолитические сообщества в бассейне Тигра и в горах Загрос полагались на разнообразие луговых ресурсов, еще не завися от дикой пшеницы и ячменя[62]. Выращивание зерновых на территории современного Ирана начато охотниками-собирателями 12 тыс. лет назад[63]. Между 12-11 тыс. лет назад в Загросе неокультуренные злаковые травы уже были основой пропитания[64]. На сайте Кёртик-Тепе (Kӧrtik Tepe) в юго-восточном Загросе дифференцированы семена природных видов просо, ячменя, пшеницы и бобовых, собранных 11700-11250 лет назад. На раскопе Чога-Голан (Chogha Golan) в центральной области гор зерна злаков извлечены из слоев почвы старше 10600 лет, а ячменю окультуренного типа – 10200 лет[65]. Обнаруженные в горах Загрос старейшие семена, похоже одомашненной пшеницы, имеют возраст 9800 лет[66]. Достоверно домашняя пшеница взращивалась на севере Сирии и юго-востоке Турции 9300-9250 лет назад (~7294-7244 лет до совр. эры), а «возможно домашняя» – 10200 лет назад (~8194 лет до совр. эры)[67].

Генетические исследования показали: разделение домашней овцы и азиатского муфлона произошло 15000-9000 лет назад (~13000-7000 лет до совр. эры)[68]]. Разведение диких коз началось 10700-9900 лет назад (~8692-7892 лет до совр. эры) в их высокогорной естественной среде обитания в районе Восточного Тавра и северо-запада Загроса[69]. Фермерские овцы в Восточной Анатолии появились около 10200 лет назад (~8200 лет до совр. эры)[70]. Первому свидетельству одомашнивания овец из Ирака примерно 11000 лет (~9000 лет до совр. эры)[71]. Ориентировочно – 8200 лет назад (~6179 лет до совр. эры) горы Загрос оказываются основным сосредоточием вариаций прирученной козы, а ранее там выпасалось её дикое поголовье[72].

Основываясь на сведениях о развитии сельского хозяйства на Иранском нагорье, мы предполагаем: прообраз конфликта хлебопашца Каина и пастыря овец Эвэля[73] мог принадлежать периоду 15000-13000 лет назад (13000-11000 лет до совр. эры), ближе к поздней дате. Упоминание о библейском животноводе и земледельце содержалось в «источнике J», написанном в 828-722 гг. до совр. эры[74]. То есть иудейский книжник, а скорее более древний литератор ведал, где зародилось фермерство?

После климатического этапа младшего дриаса 12860-11690 лет назад[75], происходит нагрев высокогорного Загроса, обусловивший изобилие и многообразие растений[76]. К концу очерченного интервала относится эпизод из Первой книги Моисеевой, повествующий о перемещении семьи Каина «на восток от Эйдэна» в землю «Нод» и закладке города «Ханох»[77]. Освещаемый нами фрагмент библеисты связывают с текстом-предтече книги Бырэйшит – «источником J»[78]. В нем рассказывается и о местоположении «Эйдэна»[79]. Создается впечатление: рассмотренные отрывки написаны с участием безвестного консультанта, хорошо знакомого с географией и сельским хозяйством. Использование устаревших топонимов при характеристике региона говорит о деятельности ученого до создания «источника J», то есть прежде первой половины первого тысячелетия до совр. эры.

Геонимы, связанные с исходом Каина, до сего времени однозначно не идентифицированы. Нам представляется, обсуждаемая миграция состоялась с окраины Месопотамской равнины вглубь гор Загрос. Теоретически отселение сына Адама могло состояться еще далее на восток – на Иранское нагорье. Однако в его центре наиболее ранние городища: Чахар Бон (Čahār Bone) возникло «лишь» 6010-5677 лет назад, Северный Сиалк (Sialk North) вблизи отметки 5715 лет назад[80], Южный Сиалк (Sialk South) – 5800±700 лет назад[81], а на северо-востоке Санг-э Чахмак (Sang-e Chakhmaq) 8067±32 лет назад[82]. Соответственно, в этих точках люди обосновывается позже, чем нами определен уход Каина, приближенно 11700 лет назад или 9750 лет до совр. эры.

Согласно Священному Писанию, «Ханох»[83] первое стационарное поселение человека. В центральной части гор Загрос, у города Керманшах (Kermanshah, 34°19'26"N, 47°04'25"E[84]) выявлены руины доисторических деревень Шейх-э Абад (Sheikh-e Abad) возрастом 10000-7590 лет до совр. эры и Джани (Jani) – 8240-7730 лет до совр. эры[85]. В связи с этим мы высказываем предположение: Каин переселяется в Керманшахскую долину (Kermanshah Valley[86]), расположенную в зоне между 33°45'-34°45'N и 46°15'-47°15'E, рядом с долинами Шахабад (Shahabad Valley) и Махидашт (Mahidasht Valley). Тут изыскано свыше 250 стоянок, процветавших от 100 до 5 тыс. лет назад[87].

Крупнейшие города долины Махидашт в одноименной местности (Māhī Dasht[88]): Робат (Robat, 34°16'07"N, 46°48'14"E[89]) и Махидашт (Mahidash, 34°16'04"N, 46°48'01"E[90]). Эту территорию орошает река Аби-Марик (Ab-i Marik River), севернее высится горная цепь Сефид (Sefid), а на юге – Нессар (Nessar)[91]. Высочайшая вершина южной границы – гора Кух-э Несар Сиах (Kūh-e Nes̄ār Sīāh, 1947 м[92]), а на севере – гора Кух-э Сефид (Kūh-e Sefīd, 2734 м[93]) хребта Сефид (Sefīd). Западнее полей Махидашт раскинулась долина Шахабад[94]. На ней основной населенный пункт Шахабад (ShahAbad), также называемый Исламабад-э-Герб (Eslamabad-e-Gharb, 34°06'48"N, 46°31'33"E[95]).


Участок «Великой Хорасанской дороги» из Северной Месопотамии до Керманшахской долины (изображение создано с использованием сервиса www.earth.google.com).


Предпочтительный маршрут перемещения людей из предгорий Загроса в Керманшахскую долину совпадает с автомобильной дорогой №48, соединяющей города Ханакин (Khanaqin) – Каср-э-Ширин (Qasreshirin, Ghasr-e-Shirin) – Керенд-э-Герб (Kerend-e Gharb) – Исламабад-э-Герб (Eslamabad-e-Gharb) – Керманшах (Kermanshah)[96]. Здесь пролегала караванная тропа мимо Каср-э-Ширин (Qasreshirin, Ghasr-e-Shirin) – Керманшах (Kermanshah) – Кангавар (Kangavar) – Хамадан (Hamadan) – Савех (Saveh) – Рей (Rayy), связывавшая Месопотамию с Афганистаном. Означенный тракт с продолжением на восток именовался «Шелковый путь», а также «Великая Хорасанская дорога» (Great Khorasan Road)[97]. Вдоль нее вблизи 3500 г. до совр. эры торговали лазуритом, перемещая полудрагоценный камень из Афганистана на север Месопотамии до поселения Тепе-Гавра (Tepe Gawra)[98]. Есть археологические факты, говорящие о функционировании Великого Хорасанского пути в 2300-1700 гг. до совр. эры меж царствованием Саргона Великого (Sargon the Great) и Хаммурапи (Hammurabi)[99].

Дорога чрез западные окраины гор Загрос и далее по Иранскому нагорью могла быть известна архаичным людям. По нашей версии, продвигаясь этим маршрутом, Каин останавливается в Керманшахской долине[100] и отстраивает «Ханох»[101]. Ветхозаветное селение нами ассоциируется с открытым в 2008 г. городищем Шейх-э Абад (Sheikh-e Abad, 34°36'42"N, 47°16'11"E[102]). Оно оказалось приблизительно на тысячу лет старше самого древнего каменного строения – святилища Гебекли-Тепе (Göbekli Tepe[103]), воздвигнутого 11000 лет назад (~9000 лет до совр. эры) на юго-востоке Турции[104].

Фундаменты построек круглогодичного проживания Шейх-э Абада отысканы в межгорье, лежащем на высоте 1430 м над уровнем океана[105], на востоке Мианрахан-Камьяранской равнины (Mianrahan-Kamyaran plain)[106] с городами Миян Рахан (Miyan Rahan[107]) и Камьяран (Kamyaran[108]). В двух с половиной километрах севернее археологического сайта, теперь процветает деревня Чешме-йе Голам Вейс (Cheshmeh-ye Gholam Veysd[109]). Юго-западнее в километре поселок Гортавич-э Оля (Gortavich-e `Olya[110]), примерно на таком же расстоянии, но северо-восточнее, населенный пункт Алиабад (`Aliabad[111]). Юго-восточнее возвышается гора Кух-э Такалту (Kūh-e Takaltū, 2480 м[112]), а в 30 км юго-западнее, через горный массив с вершинами Кух-э Гол Зард (Kūh-e Gol Zard, 2910 м)[113], Кух-э Манголат (Kūh-e Māngolāt, 3359 м)[114], Кух-э Сиравалех (Kūh-e Sīrāvaleh, 3150 м[115]), раскинулся город Керманшах[116].

В центре гор Загрос Шейх-э Абад, пожалуй, – самое восточное из ранних мест обитания человека. Севернее и южнее от него высятся вершины с пиками 2000-3000 м. По причине сложного рельефа и высокогорья дальнейшее движение затруднено: северо-восточнее находится перевал Чешме-йе Сараб Ахмадабад (Cheshmeh-ye Sarāb Aḩmadābād, 1900 м[117]), а на юго-востоке перевал Гардане-йе Гашур (Gardaneh-ye Gashūr, 1949 м[118]). Относительно приемлемая дорога идет строго на восток, в направлении перевала Гардане-йе Бид Сорх (Gardaneh-ye Bīd Sorkh, 1682 м[119]), вглубь Иранского нагорья, в сторону города Кангавар (Kangavar[120]). Тропу, гипотетически проложенную Каином, затем величали «Великий Хорасанский путь», связавший Ближний (Средний) Восток, Среднюю Азию и Китай.

На раскопках в Шейх-э Абаде найдены признаки управления и возможного содержания в загонах мелкого рогатого скота – коз и овец[121]. В городище ученые наткнулись на свидетельства возделывания 11700 лет назад дикорастущих злаков, что столь же рано, как в Леванте[122]. Обращает на себя внимание совпадение возникновения в Шейх-э Абаде фермерства и глобального потепления, приходящегося на конец младшего дриаса (12860-11690 лет назад[123]). С этим отрезком времени мы связываем описанное в книге Бырэйшит переселение на восток сына Адама – землепашца Каина[124]. По нашему воззрению, одно из захоронений неолита в Шейх-э Абаде[125], предположительно библейского «Ханоха»[126]могила Каина, первого архитектора городища с капитальными постройками. Он привел семью с запада, обитая прежде на лугах в предгорье Загроса. Изложенное мнение подкрепляется названием его предыдущего местожительства – «Эйдэн»[127]. Выше отмечалось: шумерское «eden» и аккадское «edinu» переводятся как открытая местность, равнина, степь[128]. Смысловое наполнение топонима именующего родину Каина подразумевает, что история о нем изначально сложена представителями шумеро-аккадского этноса. Это намекает на наличие у первой версии книги Бырэйшит двух создателей. Один знал легенды Месопотамии, а соавтор ведал толк в древнеегипетской медицине и обладал исключительной широтой естественнонаучных познаний. 

Мы полагаем, отселение Каина состоялось при повышении среднегодовых температур в горах Загрос. Миграции способствовало формирование в них экологических ниш с подходящими условиями для сельского хозяйства[129]. Изначально пристанищами людей в области будущей деревни Шейх-э Абад[130], бесспорно, были пещеры – их только поблизости насчитывается не менее шести[131]. Если наше предположение верно, то «бегство» Каина пришлось на потепление в начале голоцена[132]. Он застает переход к похолоданию, называемому предбореальное колебание (Preboreal Oscillation), захватывающее два столетия 11400-11200 лет назад[133]. Указанное и побудило переселенцев возводить стационарные жилища.

Среди потомков Каина в памяти племени остался выдающийся музыкант, исполнитель на струнном и духовом инструменте с именем Йувал, а также Тувал-Каин – кузнец, шлифовавший и ковавший «всякую медь и железо»[134]. Помеченное означает, что речь идет о развитом обществе, осведомленном о музыке, знакомым с технологиями работы с различными металлами. Соответственно, уточнение обретения навыков металлообработки и музыкального искусства, позволяет дополнительно сузить искомый временной интервал сотворения Первой книги Моисеевой.

Древнейшее изделие из самородной меди – подвеска, выкованная и отполированная 10800 лет назад, обнаружена в пещере Шанидар (Shanidar) на северо-западе гор Загрос[135]. Судя по всему, украшение изготовлено в соответствии с упрощенной методологией, освоенной ветхозаветным Тувал-Каином. Производство ювелирных изделий из медных самородков на сайте Чатал-Хююк (Çatalhöyük) в Южной Анатолии начато 7400-5600 гг. до совр. эры[136]. Около 4200 г. до совр. эры на юге Иранского нагорья в Тепе Яхья (Tepe Yahya) произошел переход к использованию медных сплавов – мышьяковистой бронзы[137]. Данная металлургия с 4000-3500 гг. до совр. эры присутствует в Анатолии и на смежных территориях[138].

Железные артефакты пятого тысячелетия до совр. эры, вероятно, метеоритного происхождения[139]. Старейший пример обработанного космического железа из Египта – бусы, откованные 5200 лет назад[140]. Предметы из плавленого железа в очень небольших количествах выявлены в Месопотамии в слоях почвы начиная с 5000 г. до совр. эры[141]. В металлургическом центре долины Тимна (Timna Valley[142]) Синайской пустыни откопаны небольшие железные слитки, видимо, полученные случайно при плавке меди 3000 лет до совр. эры[143]. Кусок железа, оплавленный в 3000-2700 гг. до совр. эры, изыскан в Чагар-База (Chagar Baza) на северо-востоке Сирии, а обломок железного кинжала, изготовленного в 2700 г. до совр. эры, найден на стоянке Тель Асмар (Tell Asmar) недалеко от Багдада (Baghdad[144])[145]. Позднейшая выработка и ковка земного железа из турецкого месторождения Каман-Калехойюк (Kaman-Kalehöyük) относится к 2200-2000 гг. до совр. эры[146]. Сопоставление фактов обретения людьми навыков обращения с этим металлом говорит в пользу того, что книга Бырэйшит либо её прототип возник никак не раньше, чем пять тысяч лет до совр. эры.

Постледниковое изменение климата на планете положило начало отчетливому прогрессу Человечества[147]. Вместе с тем зачатки музыкального искусства подмечены еще у наших архаичных пращуров. Отысканная в Словении флейта из кости возрастом 67.0-43.4 тыс. лет, а скорее 43100±700 лет, вписывается в неандертальскую страницу истории[148]. Известна костяная свирель из Германии, сделанная 36800±1000 лет назад, а подобные ей встречаются по всей Европе[149]. На стене французской пещеры Трех братьев (Les Trois Frères) почти 14 тыс. лет назад нарисован танцующий человек-бизон, то ли держащий в руках лук, то ли играющий на смычке[150]. Контуры струнного приспособления для извлечения звука выгравированы на месопотамской цилиндрической печати, изготовленной порядка 3100 лет до совр. эры, относящейся к культуре Позднего Урука (Late Uruk)[151]. В Британском музее храниться реставрированная лира, созданная 2600 лет до совр. эры, извлеченная из погребения царя Ура (Ur, 30°57'42"N, 46°06'15"E[152]). Краткий обзор демонстрирует: Homo sapiens достоверно занимался музицированием на протяжении всего позднего палеолита. Таким образом, ветхозаветного артиста Йувала[153] нельзя признать родоначальником музыкального творчества.

Упоминание в тексте сразу двух инструментов допускает несколько уверенных утверждений. К обсуждаемому моменту занятие музыкой уже коллективное. В пору, описываемую Священным Писанием, люди могли сформировать струнно-духовой оркестр, что подразумевает наличие лидера – дирижера и незримое присутствие композитора. Ими создавались и аккумулировались этно-произведения, составлялся репертуар к значимым поводам. Гармоническая последовательность мелодий передавалась в процессе обучения и совместных выступлений. Не исключается, высоту звуков некими знаками фиксировали, но записей тех нот пока не найдено. Наличие струнной группы в коллективе создает принципиальную возможность сочетания игры на инструментах и пения. Предтече означенных искусств – простейшие разновидности лицедейства: речитативы и былины. Малые словесно-мелодические формы, закономерное совершенствование устной прозы – рассказов, к примеру, о благословенном рае.

Согласно нашей позиции, повествование об исходе Адама[154] с супругой из сада Эйдэнского[155] – событие, имеющее реальное основание в прошлом. Прообразом «изгнания» явилась миграция 20-19 тыс. лет назад племени из Хорремабадской долины центрального региона гор Загрос в западное предгорье. Отсюда, из «Эйдэна» хлебороб Каин переходит с домочадцами[156] на восток, в Керманшахскую долину ориентировочно 11700 лет назад, при общепланетарном потепления в начале эпохи голоцена[157]. Освоенная им целина в горной котловине наречена «земля Нод». На ней заложен наистарейший даже по ветхозаветным меркам город «Ханох». По нашему смелому предположению, населенный пункт, воздвигнутый Каином, – археологический памятник Шейх-э Абад. Представляется, что в хижинах упомянутого городища уже циркулировал начальный вариант сказания о «первой» семье и райских кущах. Нельзя исключить, что в его литературной переработке автором библейского эпоса принял участие энциклопедист, сведущий в географии, сельском хозяйстве, кузнечном деле и музыкальном мастерстве. Не без консультации с мыслителем в текст Первой книги Моисеевой внедряются персоны пахаря и пастуха овец, сведения о «земле Нод», «Эйдэне» и городе «Ханох», струнном и духовом музыкальном инструменте, железе и модифицированной меди[158]. Включения были сделаны, в том числе для датировки основных моментов художественного произведения и уточнения мест действия.

Библеисты полагают: легенда о переселении Каина «перетекла» в Священное Писание из документа, сложенного в 828-722 гг. до совр. эры в Иудеи[159]. Нам же видится, что текст-прототип древнее. Он составлен после того, как пращуры узнали сплавы меди и принялись обрабатывать земное железо, но не раньше 3000-2700 гг. до совр. эры и не позже 17 в. до совр. эры. Безвестный древний мультигений, сопричастный рождению книги Бырэйшит, имел ясное понятие о передовых технологиях своего времени. Отблески деятельности подобного многогранного ученого сохранились в Папирусе Эдвина Смита. Исследователи названого трактата бескомпромиссно писали, что его сочинитель – врач. Обсуждая анатомию человека, он черпал «…описательные термины из природы, из механических искусств, из архитектуры и из многих сторон повседневного опыта. У него имеются наблюдения тигля медеплавильного завода и сравнение извилин мозга с гофрами на металлическом шлаке»[160]. Чем более ранние даты существования египетского медика и научного редактора Первой книги Моисеевой мы выбираем, тем выше должно быть иерархическое положение каждого. Либо это все-таки одно лицо?



ссылки на источники


[1] Бырэйшит 3:23

  • 23 И выслал его Господь Бог из сада 
  • Эйдэна, чтобы возделывал землю, из которой он взят.

[2] Бырэйшит 3:19

  • 19 В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе 
  • не возвратишься в землю, ибо из нее ты взят; ибо прах
  • ты, и в прах возвратишься. 

[3] Бырэйшит 4:2

  • 2 И еще родила брата его, Эвэля. И был Эвэль пастырь овец,
  • а Каин был земледелец. 

[4] Бырэйшит 4:16-17

  • 16 И ушел Каин от лица Господня, и поселился в земле Нод, на восток от 
  • 17 Эйдэна. И познал Каин жену свою; и она зачала и 
  • родила Ханоха. И построил он город; и назвал город 
  • по имени сына своего Ханох. 

[5] Бырэйшит 4:20-21

  • 20 И родила А да Явала: он был отец живущих 
  • 21 в шатрах со стадами. А имя брата его Йувал: он был 
  • отец всех играющих на кинноре и свирели. 

[6] Бырэйшит 4:22

  • И Цилла тоже родила, — Тувал-Каина, шлифующего и кующего 
  • всякую медь и железо. А сестра Тувал-Каина — Наама. 

[7] Бырэйшит 4:20

  • 20 И родила А да Явала: он был отец живущих в шатрах со стадами. 

[8] Бырэйшит 6:1

  • 1 И было, когда люди начали умножаться
  • на земле, и дочери родились у них, 

[9] Бырэйшит 4:26

  • 26 У Шэйта также родился сын, и он нарек ему имя Энош; 
  • тогда начали называть именем Господа.

[10] Бырэйшит 3:23

  • 23 И выслал его Господь Бог из сада 
  • Эйдэна, чтобы возделывал землю, из которой он взят.

[11] Platt DE, Haber M, Dagher-Kharrat MB, Douaihy B, Khazen G, Bonab MA, … Zalloua PA. Mapping post-glacial expansions: the peopling of Southwest Asia. Scientific reports. 2017;7(1)1-10.

[12] Clark PU, Dyke AS, Shakun JD, Carlson AE, Clark J, Wohlfarth B, Mitrovica JX, Hostetler SW, McCabe AM. The last glacial maximum. Science. 2009;325(5941)710-4.

[13] Бырэйшит 1:29

  • 29 И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву 
  • семяносную, какая на всей земле, и всякое дерево, у 
  • которого плод древесный, семяносный, вам это будет в пищу. 

[14] Бырэйшит 2:15

  • 15 И взял Господь Бог человека, и поместил его в саду Эйдэнском, 
  • чтобы возделывал его и хранил его. 

[15] Exodus from Eden (c. 20-19 ka), www.earth.google.com.

[16] Бырэйшит 3:23-24

  • 23 И выслал его Господь Бог из сада 
  • Эйдэна, чтобы возделывал землю, из которой он взят.
  • 24 И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Эйдэнского 
  • кырувов (херувимов) и острие меча вращающегося, чтобы
  • охранять путь к дереву жизни. 

[17] Бырэйшит 2:25, 3:20

  • 25 И были они оба наги, Адам и жена его, и не стыдились. 
  • 20 И нарек Адам имя жене
  • своей Хавва, ибо она была матерью всех живущих. 

[18] Романова ЭП, Алексеева НН, Аршинова МА. Физическая география материков и океанов. Под ред. Э.П. Романовой. В 2-х т., Т. 1. Физическая география материков. Москва: Академия, 2014.

[19] Anatolia, www.mapcarta.com.

[21] Asouti E, Baird D, Kabukcu C, Swinson K, Martin L, García-Suárez A, ... Rasheed K. The Zagros Epipalaeolithic revisited: New excavations and 14C dates from Palegawra cave in Iraqi Kurdistan. PLOS ONE. 2020;15(9)e0239564.

[22] Shanidar Cave, www.mapcarta.com.

[23] Henry AG, Brooks AS, Piperno DR. Microfossils in calculus demonstrate consumption of plants and cooked foods in Neanderthal diets (Shanidar III, Iraq; Spy I and II, Belgium). Proceedings of the National Academy of Sciences. 2011;108(2)486-91.

[24] Life outside of Paradise (c. 19.6), www.earth.google.com.

[25] Бырэйшит 5:5

  • 5 И было всех дней жизни Адама девятьсот тридцать лет; и он умер. 

[26] AnAge: The Animal Ageing…, www.genomics.senescence.info.

[27] Nielsen J, Hedeholm RB, Heinemeier J, Bushnell PG, Christiansen JS, Olsen J, ... Steffensen JF. Eye lens radiocarbon reveals centuries of longevity in the Greenland shark (Somniosus microcephalus). Science. 2016;353(6300)702-4.

[28] George JC, Bada J, Zeh J, Scott L, Brown SE, O'Hara T, Suydam R. Age and growth estimates of bowhead whales (Balaena mysticetus) via aspartic acid racemization. Canadian Journal of Zoology. 1999;77(4)571-80.

[29] Lenart A, Aburto JM, Stockmarr A, Vaupel JW. The human longevity record may hold for decades: Jeanne Calment’s extraordinary record is not evidence for an upper limit to human lifespan. In: Maier H, Jeune B, Vaupel JW (Eds). Exceptional Lifespans. Cham: Springer, 2021:49-55.

[30] Gurven M, Kaplan H. Longevity among hunter‐gatherers: a cross‐cultural examination. Population and Development review. 2007;33(2)321-65.

[31] Hershkovitz I, Speirs MS, Frayer D, Nadel D, Wish‐Baratz S, Arensburg B. Ohalo II H2: A 19,000‐year‐old skeleton from a water‐logged site at the Sea of Galilee, Israel. American Journal of Physical Anthropology. 1995;96(3)215-34.

[32] Gabriel RA. Man and Wound in the ancient World: A History of Military Medicine from Sumer to the Fall of Constantinople. Washington: Potomac Books, 2012.

[33] Бырэйшит 5:5

  • 5 И было всех дней жизни Адама девятьсот тридцать лет; и он умер. 

[34] Вулли Л. Ур халдеев. Москва: Издательство восточной литературы, 1961.

[35] Бырэйшит 50:26

  • 26 И умер Йосэйф ста десяти лет. И набальзамировали его, и положили в 
  • ковчег в Египте.

[36] Крамер С. Шумеры. Первая цивилизация на Земле. Москва: Центрполиграф, 2002.

[37] Вайман АА, Струве ВВ (Ред). Шумеро-вавилонская математика III-I тысячелетия до нашей эры. Москва: Издательство Восточная литература, 1961.

Козырева НВ, Якобсон ВА. История древнего мира. Под ред. И.М. Дьяконова. Москва: Наука, 1983.

[38] Бырэйшит 4:1-2

  • 1 И Адам познал
  • Хавву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и
  • 2 сказала: приобрела я человека с Господом. И еще 
  • родила брата его, Эвэля. И был Эвэль пастырь овец,
  • а Каин был земледелец. 

[39] Griggs DJ, Noguer M (Eds). Climate change 2001: the scientific basis. Cambridge: Cambridge University Press, 2001.

[40] Alley RB, Meese DA, Shuman CA, Gow AJ, Taylor KC, Grootes PM, ... Zielinski GA. Abrupt increase in Greenland snow accumulation at the end of the Younger Dryas event. Nature. 1993;362(6420)527-9.

[41] Severinghaus JP, Brook EJ. Abrupt climate change at the end of the last glacial period inferred from trapped air in polar ice. Science. 1997;286(5441)930-4.

[42] Wang YJ, Cheng H, Edwards RL, An ZS, Wu JY, Shen CC, Dorale JA. A high-resolution absolute-dated late Pleistocene monsoon record from Hulu Cave, China. Science. 2001;294(5550)2345-8.

[43] Khorramabad, www.mapcarta.com.

[44] Stanford JD, Hemingway R, Rohling EJ, Challenor PG, Medina-Elizalde M, Lester AJ. Sea-level probability for the last deglaciation: A statistical analysis of far-field records. Global and Planetary Change. 2011;79(3-4)193-203.

[45] Clark PU, Dyke AS, Shakun JD, Carlson AE, Clark J, Wohlfarth B, Mitrovica JX, Hostetler SW, McCabe AM. The last glacial maximum. Science. 2009;325(5941)710-4.

[46] Alley RB, Meese DA, Shuman CA, Gow AJ, Taylor KC, Grootes PM, ... Zielinski GA. Abrupt increase in Greenland snow accumulation at the end of the Younger Dryas event. Nature. 1993;362(6420)527-9.

[47] Platt DE, Haber M, Dagher-Kharrat MB, Douaihy B, Khazen G, Ashrafian Bonab M, ... Zalloua PA. Mapping post-glacial expansions: the peopling of Southwest Asia. Scientific reports. 2017;7(1)1-10.

[48] Walker M, Johnsen S, Rasmussen SO, Popp T, Steffensen JP, Gibbard P, … Schwander J. Formal definition and dating of the GSSP (Global Stratotype Section and Point) for the base of the Holocene using the Greenland NGRIP ice core, and selected auxiliary records. Journal of Quaternary Science. 2009;24(1)3-17.

[49] Kobashia T, Severinghaus JP, Barnola JM. 4±1.5°C abrupt warming 11,270 years ago identified from trapped air in Greenland ice. Earth and Planetary Science Letters. 2008;268(3-4)397-407.

[50] Sirocko F, Claussen M, Litt T, Sanchez-Goni MF (Eds). The climate of past interglacials. Amsterdam [etc]: Elsevier, 2006.

[51] Severinghaus JP, Sowers T, Brook EJ, Alley RB, Bender ML. Timing of abrupt climate change at the end of the Younger Dryas interval from thermally fractionated gases in polar ice. Nature. 1998;391(6663)141-6.

[52] Taylor KC, Mayewski PA, Alley RB, Brook EJ, Gow AJ, Grootes PM, ... Zielinski GA. The holocene-younger dryas transition recorded at Summit, Greenland. Science. 1997;278(5339)825-7.

[53] Steffensen JRP, Andersen KK, Bigler M, Clausen HB, Dahl-Jensen D, Fischer H, Goto-Azuma K, Hansson M, Johnsen SSJ, Jouzel J, ... White JW. High-resolution Greenland ice core data show abrupt climate change happens in few years. Science 2008;321(5889)680-4.

[54] Shuman B. Patterns, processes, and impacts of abrupt climate change in a warm world: the past 11,700 years. Wiley Interdisciplinary Reviews: Climate Change. 2012;3(1)19-43.

[55] Fairbanks RG. A 17,000-year glacio-eustatic sea level record: influence of glacial melting rates on the Younger Dryas event and deep-ocean circulation. Nature. 1989;342(6250)637-42.

[56] Little MA, Blumler MA. Hunter-Gatherers. In: Muehlenbein MP (Ed). Basics in Human Evolution. Boston: Academic Press, 2015;323-35.

[57] Nadel D, Weiss E, Simchoni O, Tsatskin A, Danin A, Kislev M. Stone Age hut in Israel yields world's oldest evidence of bedding. Proceedings of the National Academy of Sciences. 2004;101(17)6821-6.

[58] Snir A, Nadel D, Groman-Yaroslavski I, Melamed Y, Sternberg M, Bar-Yosef O, Weiss E. The origin of cultivation and proto-weeds, long before Neolithic farming. PLOS ONE. 2015;10(7)e0131422.

[59] Nadel D, Piperno DR, Holst I, Snir A, Weiss E. New evidence for the processing of wild cereal grains at Ohalo II, a 23,000-year-old campsite on the shore of the Sea of Galilee, Israel. Antiquity. 2012;86(334)990-1003.

[60] Baird D, Asouti E, Astruc L, Baysal A, Baysal E, Carruthers D, ... Pirie A. Juniper smoke, skulls and wolves’ tails. The Epipalaeolithic of the Anatolian plateau in its South-west Asian context; insights from Pınarbaşı. Levant. 2013;45(2)175-209.

[61] Hillman G, Hedges R, Moore A, Colledge S, Pettitt P. New evidence of Lateglacial cereal cultivation at Abu Hureyra on the Euphrates. The Holocene. 2001;11(4)383-93.

[62] Weide A, Arranz-Otaegui A, Schmidt AF, Kim H, Charles M, Zeidi M, ... Conard NJ. Identification of the Triticoid-type grains (Poaceae) from archaeobotanical assemblages in southwest Asia as Heteranthelium piliferum (Banks & Sol.) Hochst. Veget Hist Archaeobot. 2021;30:657-74.

[63] Ghahremaninejad F, Hoseini E, Jalali S. The cultivation and domestication of wheat and barley in Iran, brief review of a long history. The Botanical Review. 2021;87(1)1-22.

[64] Weide A, Riehl S, Zeidi M, Conard NJ. A systematic review of wild grass exploitation in relation to emerging cereal cultivation throughout the Epipalaeolithic and aceramic Neolithic of the Fertile Crescent. PLOS ONE. 2018;13(1)e0189811.

[65] Riehl S, Benz M, Conard NJ, Darabi H, Deckers K, Nashli HF, Zeidi-Kulehparcheh M. Plant use in three Pre-Pottery Neolithic sites of the northern and eastern Fertile Crescent: a preliminary report. Vegetation History and Archaeobotany. 2012;21(2)95-106.

[66] Riehl S, Zeidi M, Conard NJ. Emergence of agriculture in the foothills of the Zagros Mountains of Iran. Science. 2013;341(6141)65-7.

[67] Tanno KI, Willcox G. How fast was wild wheat domesticated? Science. 2006;311(5769)1886.

[68] Chen ZH, Xu YX, Xie XL, Wang DF, Aguilar-Gómez D, Liu GJ, ... Li MH. Whole-genome sequence analysis unveils different origins of European and Asiatic mouflon and domestication-related genes in sheep. Communications biology. 2021;4(1)1-15.

[69] Zeder MA. Animal domestication in the Zagros: an update and directions for future research. MOM Éditions. 2008;49(1)243-77.

[70] Zeder MA. Domestication and early agriculture in the Mediterranean Basin: Origins, diffusion, and impact. Proceedings of the national Academy of Sciences. 2008;105(33)11597-604.

[71] Krebs RE, Carolyn A. Groundbreaking Scientific Experiments, Inventions & Discoveries of the Ancient World. Westport, London: Greenwood Press. 2003. 

[72] Daly KG, Mattiangeli V, Hare AJ, Davoudi H, FathiH, Doost SB, ... Bradley DG. Herded and hunted goat genomes from the dawn of domestication in the Zagros Mountains. PNAS. 2021;118(25)e2100901118.

[73] Бырэйшит 4:3-13

  • 3 И было, спустя несколько 
  • времени, принес Каин от плодов земли дар Господу.
  • 4 И Эвэль также принес из первородных овец своих и из 
  • тучных. И Господь обратил внимание на Эвэля и на дар
  • 5 его, А на Каина и на дар его не обратил внимания; 
  • и очень досадно стало Каину, и поникло лицо его.
  • 6 И сказал Господь Каину: отчего досадно тебе? и отчего
  • 7 поникло лицо твое? Ведь если станешь лучше, прощен 
  • будешь, а если не станешь лучше, то у входа грех лежит, 
  • и к тебе влечение его, но ты будешь господствовать над 
  • 8 ним. И сказал Каин Эвэлю, брату своему... И когда 
  • они были в поле, восстал Каин на Эвэля, брата своего, 
  • 9 и убил его. И сказал Господь Каину: где Эвэль, брат 
  • твой? А он сказал: не знаю, разве сторож я брату моему? 
  • 10 И сказал Он: что ты сделал? голос крови брата твоего 
  • 11 вопиет ко М не из земли. И ныне проклят ты от земли, 
  • которая отверзла уста свои, чтобы принять кровь брата 
  • 12 твоего от руки твоей. Когда ты будешь возделывать 
  • землю, она не станет более давать силы своей для тебя; 
  • 13 изгнанником и скитальцем будешь ты на земле. И 
  • сказал Каин Господу: велика вина моя, непростительна.

[74] Фридман Р. Как создавалась Библия. Пер. с англ. Г. Ястребова. Москва: Эксмо, 2011.

[75] Alley RB, Meese DA, Shuman CA, Gow AJ, Taylor KC, Grootes PM, ... Zielinski GA. Abrupt increase in Greenland snow accumulation at the end of the Younger Dryas event. Nature. 1993;362(6420)527-9.

[76] Амиров ШН. Первые поселения предгорий и подгорной равнины Загроса. История, археология и этнография Кавказа. 2022;18(1)110-27.

[77] Бырэйшит 4:16-17

  • 16 И ушел Каин от лица Господня, и поселился в земле Нод, на восток от 
  • 17 Эйдэна. И познал Каин жену свою; и она зачала и 
  • родила Ханоха. И построил он город; и назвал город 
  • по имени сына своего Ханох. 

[78] Фридман Р. Как создавалась Библия. Пер. с англ. Г. Ястребова. Москва: Эксмо, 2011.

[79] Бырэйшит 2:10-14

  • 10 И выходит река из Эйдэна для орошения сада,
  • и оттуда разделяется и образует четыре главных реки. 
  • 11 Имя одной П и то н : она обтекает землю Хавилу, ту, где 
  • 12 золото; И золото той земли хорошее; там бдолах и 
  • 13 камень оникс. А имя второй реки Тихон: она обтекает 
  • 14 землю Куш. Имя третьей реки Хиддэкэль: она течет 
  • на восток от Ашшура. Четвертая река Пырат. 

[80] Pollard AM, Fazeli Nashli H, Davoudi H, Sarlak S, Helwing B, Saeidi F. A new radiocarbon chronology for the North Central Plateau of Iran from the Late Neolithic to the Iron Age. Archäologische Mitteilungen aus Iran und Turan. 2013;45:27-50.

[81] Nashli HF, Theodorakopoulou K, Stamoulis K, Athanassas C, Nazari H, Nokandeh J, ... Shokri M. (Deciphering the chronology of Tepe Sialk (South) «Ziggurat», North Central Iranian Plateau, through optically stimulated luminescence (OSL) dating. Journal of Archaeological Science: Reports. 2023;48:103860.

[82] Roustaei K, Mashkour M, Tengberg M. Tappeh Sang-e Chakhmaq and the beginning of the Neolithic in north-east Iran. Antiquity. 2015;89(345)573-95.

[83] Бырэйшит 4:17

  • 17 И познал К аин жену свою; и она зачала и 
  • родила Ханоха. И построил он город; и назвал город 
  • по имени сына своего Ханох. 

[84] Kermanshah, www.mapcarta.com.

[85] Matthews R, Matthews W, Richardson A, Raheem KR. The Neolithic transition in the Eastern Fertile Crescent: project themes, aims and objectives. In: R. Matthews W. Matthews A. Richardson, KR. Raheem (Eds). The Early Neolithic of the Eastern Fertile Crescent: Excavations at Bestansur and Shimshara, Iraqi Kurdistan. Oxford: Oxbow Books, 2020:1-18.

[86] YoungJr TC, Smith PE. Research in the Prehistory of Central Western Iran: Recent preliminary excavations promise to document 40,000 years of prehistory in the Zagros Mountains. Science. 1966;153(3734)386-91.

[87] Braidwood RJ, Howe B, Reed CA. The Iranian Prehistoric Project: New problems arise as more is learned of the first attempts at food production and settled village life. Science. 1961;133(3469)2008-10.

[88] Māhī Dasht, www.mapcarta.com.

[90] Mahidasht, www.mapcarta.com.

[91] Niknami KA, Irandoust H, Tahmasebi A. Environmental and cultural factors influencing Parthian archaeological site distribution in the Sarfirouzabad Plain of Kermanshah, Northwest of Iran. International Journal of Geosciences. 2013;4:69-77.

[92] Kūh-e Nes̄ār Sīāh, www.mapcarta.com.

[93] Kūh-e Sefīd, www.mapcarta.com.

[94] Map of Shahabad Valley, www.library.wur.nl.

[95] Eslamabad-e-Gharb, www.mapcarta.com.

[96] Migration of Cain (c. 11-10 ka), www.earth.google.com.

[97] Majidzadeh Y. Lapis Lazuli and the Great Khorasan Road. Paléorient. 1982;8(1)59-69.

[98] Herrmann G. Lapis lazuli: the early phases of its trade. Iraq. 1968;30(1)21-57.

[99] Francfort HP. The Grand'Route of Khorasan (Great Khorasan Road) during the third millennium BC and the «dark stone» artefacts. In: Meyer JW, Vila E, Mashkour M, Michèle Casanova M, Vallet R (Eds). The Iranian Plateau during the Bronze Age. Development of urbanisation, production and trade. Lyon: MOM Éditions, 2019:247-66.

[100] YoungJr TC, Smith PE. Research in the Prehistory of Central Western Iran: Recent preliminary excavations promise to document 40,000 years of prehistory in the Zagros Mountains. Science. 1966;153(3734)386-91.

[101] Бырэйшит 4:16-17

  • 16 И ушел Каин от лица Господня, и поселился в земле Нод, на восток от 
  • 17 Эйдэна. И познал Каин жену свою; и она зачала и 
  • родила Ханоха. И построил он город; и назвал город 
  • по имени сына своего Ханох. 

[102] Sheikh-e Abad, www.mapcarta.com.

[103] Göbekli Tepe, www.mapcarta.com.

[104] Curry A. Göbekli Tepe: The world’s first temple. Smithsonian magazine, 2008;3:1-4.

[105] Matthews R, Matthews W, Mohammadifar Y (Eds). The earliest Neolithic of Iran: 2008 excavations at Sheikh-e Abad and Jani. Vol. 1. Oxford: Oxbow Books, 2013.

[106] Maleki M, Sabour SMT, Rahmati M, Arjomand B. Statistical Integration of Radar and Optical Data for Geomorphological Feature Extraction. Int. J. Image Processing Pattern Recognit. 2017;3:1-10.

[107] Miyan Rahan, www.mapcarta.com.

[108] Kamyaran, www.mapcarta.com.

[109] Cheshmeh-ye Gholam Veysd, www.mapcarta.com.

[110] Gortavich-e `Olya, www.mapcarta.com.

[111] Sheikh-e Abad Mound, www.mapcarta.com.

[112] Кух-э Такалту (Kūh-e Takaltū), www.mapcarta.com.

[113] Kūh-e Gol Zard, www.mapcarta.com.

[114] Kūh-e Māngolāt, www.mapcarta.com.

[115] Kūh-e Sīrāvaleh, www.mapcarta.com.

[116] Kermanshah, www.mapcarta.com.

[117] Cheshmeh-ye Sarāb Aḩmadābād, www.mapcarta.com

[118] Gardaneh-ye Gashūr, www.mapcarta.com.  

[119] Gardaneh-ye Bīd Sorkh, www.mapcarta.com.

[120] Kangavar, www.mapcarta.com.

[121] Matthews R, Matthews W, Mohammadifar Y (Eds). The earliest Neolithic of Iran: 2008 excavations at Sheikh-e Abad and Jani. Vol. 1. Oxford: Oxbow Books, 2013.

[122] Willcox G. The roots of cultivation in southwestern Asia. Science. 2013;341(6141)39-40.

[123] Alley RB, Meese DA, Shuman CA, Gow AJ, Taylor KC, Grootes PM, ... Zielinski GA. Abrupt increase in Greenland snow accumulation at the end of the Younger Dryas event. Nature. 1993;362(6420)527-9.

[124] Бырэйшит 4:2 

  • 2 И еще родила брата его, Эвэля. И был Эвэль пастырь овец,
  • а Каин был земледелец. 

[125] Matthews R, Matthews W, Mohammadifar Y (Eds). The earliest Neolithic of Iran: 2008 excavations at Sheikh-e Abad and Jani. Vol. 1. Oxford: Oxbow Books, 2013.

[126] Бырэйшит 4:17 

  • 17 И познал Каин жену свою; и она зачала и 
  • родила Ханоха. И построил он город; и назвал город 
  • по имени сына своего Ханох. 

[127] Бырэйшит 4:16

  • 16 И ушел Каин от лица Господня, и поселился в земле Нод, на восток от Эйдэна. 

[128] The Pennsylvania Sumerian Dictionary Projec. The electronic PSD. Eden [PLAIN], www.psd.museum.upenn.edu.

Oppenheim AL (Ed). The Assyrian Dictionary of the Oriental Institute of the University of Chicago. Vol. 4. Chicago, Glückstadt: Published by the Oriental Institute and J.J. Augustin verlagbuchhandlung, 2004.

[129] Амиров ШН. Первые поселения предгорий и подгорной равнины Загроса. История, археология и этнография Кавказа. 2022;18(1)110-27.

[130] Sheikh-e Abad, www.mapcarta.com.

[131] Matthews R, Matthews W, Mohammadifar Y (Eds). The earliest Neolithic of Iran: 2008 excavations at Sheikh-e Abad and Jani. Vol. 1. Oxford: Oxbow Books, 2013.

[132] Walker M, Johnsen S, Rasmussen SO, Popp T, Steffensen JP, Gibbard P, … Schwander J. Formal definition and dating of the GSSP (Global Stratotype Section and Point) for the base of the Holocene using the Greenland NGRIP ice core, and selected auxiliary records. Journal of Quaternary Science. 2009;24(1)3-17.

[133] Kobashia T, Severinghaus JP, Barnola JM. 4±1.5°C abrupt warming 11,270 years ago identified from trapped air in Greenland ice. Earth and Planetary Science Letters. 2008;268(3-4)397-407.

[134] Бырэйшит 4:20-22

  • 20 И родила А да Явала: он был отец живущих 
  • 21 в шатрах со стадами. А имя брата его Йувал: он был 
  • 22 отец всех играющих на кинноре и свирели. И Цилла 
  • тоже родила, — Тувал-Каина, шлифующего и кующего 
  • всякую медь и железо. А сестра Тувал-Каина — Наама. 

[135] Smith CS. Metallurgy as a human experience. Metallurgical Transactions A, 1975;6(4)603-23.

Solecki RS. A Copper Mineral Pendant from Northern Iraa. Antiquity. 1969;43(172)311-4.

[136] Birch T, Rehren THH, Pernicka E. The metallic finds from Çatalhöyük: a review and preliminary new work. In: Hodder I. (Ed). Substantive Technologies at Catalhöyük. Çatalhöyük Research Project Series, Vol. 9. Cotsen Institute of Archaeology Press, 2013:307-23.

[137] Thornton C, Lamberg-Karlovsky CC, Liezers M, Young SMM. On pins and needles: tracing the evolution of copper-based alloying at Tepe Yahya, Iran, via ICP-MS analysis of Common-place items. Journal of Archaeological Science. 2002;29(12)1451-60.

[138] Wadsworth J. Archeometallurgy related to swords. Materials Characterization. 2015;99:1-7.

[139] Pickles S, Peltenburg E. Metallurgy, society and the bronze/iron transition in the East Mediterranean and the Near East. Report of the Department of Antiquities, Cyprus 1998. Nicosia, 1998:67-100.

[140] Rehren T, Belgya T, Jambon A, Káli G, Kasztovszky Z, Kis Z, ... Szőkefalvi-Nagy Z. 5,000 years old Egyptian iron beads made from hammered meteoritic iron. Journal of Archaeological Science. 2013;40(12)4785-92.

[141] Wadsworth J. Archeometallurgy related to swords. Materials Characterization. 2015;99:1-7.

[142] Timna Valley, www.mapcarta.com.

[143] Pense AW. Iron through the ages. Materials Characterization. 2000;45(4-5)353-63.

Rothenberg B. Timna. London: Thames & Hudson, 1972.

[145] Dart RA. The bloodstone source of metallurgy. Trabalhos de Antropologia e Etnologia. 1969;21:119-29.

[146] Akanuma H. The Significance of Early Bronze Age Iron Objects from Kaman-Kalehöyük, Turkey. Anatolian Archaeological Studies. Tokyo: Japanese Institute of Anatolian Archaeology, 2008;17:313-20.

[147] Nielsen E. Response of the Lateglacial fauna to climatic change. Palaeogeography, Palaeoclimatology, Palaeoecology. 2013;391B:99-110.

[148] Holden C. Early music. Science. 1997;276(5310)203-5.

Chase PG, Nowell A. Taphonomy of a suggested Middle Paleolithic bone flute from Slovenia. Current Anthropology. 1998;39(4)549-53.

[149] Morley IRM. The long-forgotten melody? Music in the Mesolithic. In: Milner N, Woodman P (Ed). Oxford: Oxbow Books, 2005:212-25.

Hahn J, Münzel S. Knochenflöten aus den Aurignacien des Geissenklösterle bei Blaubeuren, Alb-Donau-Kreis. Fundberichte aus Baden-Würtemberg. 1995;20:1-12.

[150] Walter EV. Placeways: A theory of the human environment. Chapel Hill, London: UNC Press Books, 1988.

Britannica. Trois Frères, www.britannica.com.

[151] British Museum. Cylinder seal, www.britishmuseum.org.

[153] Бырэйшит 4:21

  • 21 А имя брата его Йувал: он был отец всех играющих на кинноре и свирели. 

[154] Бырэйшит 3:23

  • 23 И выслал его Господь Бог из сада 
  • Эйдэна, чтобы возделывал землю, из которой он взят.

[155] Бырэйшит 2:15

  • 15 И взял Господь Бог человека, и поместил его в саду Эйдэнском, 
  • чтобы возделывал его и хранил его. 

[156] Бырэйшит 4:16

  • 16 И ушел Каин от лица Господня, и поселился в земле Нод, на восток от Эйдэна. 

[157] Walker M, Johnsen S, Rasmussen SO, Popp T, Steffensen JP, Gibbard P, … Schwander J. Formal definition and dating of the GSSP (Global Stratotype Section and Point) for the base of the Holocene using the Greenland NGRIP ice core, and selected auxiliary records. Journal of Quaternary Science. 2009;24(1)3-17.

[158] Бырэйшит 4:2,16-17,20-22

  • 2 И еще родила брата его, Эвэля. И был Эвэль пастырь овец,
  • а Каин был земледелец. 

  • 16 И ушел Каин от лица Господня, и поселился в земле Нод, на восток от 
  • 17 Эйдэна. И познал Каин жену свою; и она зачала и 
  • родила Ханоха. И построил он город; и назвал город 
  • по имени сына своего Ханох. 

  • 20 И родила А да Явала: он был отец живущих 
  • 21 в шатрах со стадами. А имя брата его Йувал: он был 
  • отец всех играющих на кинноре и свирели. 

[159] Фридман Р. Как создавалась Библия. Пер. с англ. Г. Ястребова. Москва: Эксмо, 2011.

[160] Breasted JH. The Edwin Smith Surgical Papyrus: published in facsimile and hieroglyphic transliteration with translation and commentary in two volumes. Chicago: University Chicago Press, 1930.


                                                                                                                      


Автор

Архипов С.В. – кандидат медицинских наук, врач-хирург, травматолог-ортопед.


Цитирование

Архипов С.В. Дети человеческие: истоки библейских преданий в обозрении врача. Эссе, снабженное ссылками на интерактивный материал. 2-е изд. перераб. и доп. Йоэнсуу: Издание Автора, 2025.

 

Приобретение

PDF версия размещена на платформах Google Play и Google Books

 

Ключевые слова

ligamentum capitis femoris, ligamentum teres, связка головки бедра, история, повреждение, Библия, Тора, Архипов


СОДЕРЖАНИЕ РЕСУРСА



Популярные статьи

2025АрхиповСВ. ПОЧЕМУ ВОССТАНОВЛЕНИЕ ВЕРТЛУЖНОЙ ГУБЫ МОЖЕТ БЫТЬ НЕЭФФЕКТИВНО?

Тематический Интернет-журнал О круглой связке бедра Апрель, 2025 Почему восстановление вертлужной губы может быть НЕЭФФЕКТИВНО?: заметка о таинственной «темной материи» в тазобедренном суставе Архипов С.В., независимый исследователь, Йоенсуу, Финляндия Аннотация Восстановление и реконструкция вертлужной губы не предотвращает остеоартрит и нестабильность тазобедренного сустава при ходьбе в случае удлинения ligamentum capitis femoris . Заключение сделано на основании математических расчетов и анализа результатов экспериментов на механической модели. Ключевые слова: артроскопия, тазобедренный сустав, вертлужная губа, ligamentum capitis femoris, ligamentum teres, связка головки бедренной кости, реконструкция, восстановление Введение Почти 80% первичных артроскопий тазобедренного сустава включает восстановление вертлужной губы (2019 WestermannRW _ RosneckJT ). Реконструкция – наиболее распространенная процедура для устранения патологии вертлужной губы и при ревизионной артроскопии (2...

Публикации о LCF в 2025 году (Март)

  Публикации о LCF в 2025 году (Март):  Статьи и книги с упоминанием LCF опубликованные в марте 2025 года. Matsushita, Y., Sugiyama, H., Hayama, T., Sato, R., & Saito, M. (2025). Long-term Outcome of Pediatric Arthroscopic Surgery for Avulsion Fracture of the Ligamentum Teres: A Case Report.  JBJS Case Connector ,  15 (1), e25.   [i]      journals.lww.com   Arkhipov, S. V. (2025).  Inferior Portal for Hip Arthroscopy: A Pilot Experimental Study. Pt. 2. Inferior Portal Prototypes.  About Round Ligament of Femur . February   26, 2025.   [ii]    researchgate . net   Pfirrmann, C. W., & Kim, Y. J. (2025). Advanced Imaging. In  Surgical Hip Dislocation: A Comprehensive Approach to Modern Hip Surgery  (pp. 29-42). Cham: Springer Nature Switzerland.   [iii]      link.springer.com   Singh, R., & Yadav, N. (2025). Morphometry and Morphology of the Fovea Ca...

Моделирование взаимодействия LCF нормальной длины и отводящей группы мышц

  Моделирование взаимодействия LCF нормальной длины и отводящей группы мышц   С целью дальнейшего уточнения значения отводящей группы мышц для биомеханики тазобедренного сустава, articulatio coxae , мы изучили ее взаимодействие со связкой головки бедренной кости, ligamentum capitis femoris , нормальной длины. Аналог связки головки бедренной кости одним концом соединялся с моделью вертлужной впадины, будучи пропущенным через отверстие, расположенное на границы ямки и канавки фасонной выточки модели вертлужной впадины (Рис. 1). Рис. 1. Тазовая часть механической модели тазобедренного сустава птицы, через отверстие в фасонной выточке, лежащее на границе ямки (круглого углубления) и канавки (продольного углубления) пропущен аналог связки головки бедренной кости; вид с латеральной стороны.     Другой конец аналога связки головки бедренной кости соединялся с бедренной частью модели после размещения тазовой части модели на головке бедренной части модели. Методика соеди...

Эксперименты на упрощенной рычажной модели тазобедренного сустава

  Эксперименты на упрощенной рычажной модели тазобедренного сустава С целью определения величины усилия воздействия нижнего сектора вертлужной впадины, acetabulum , на нижний сектор головки бедренной кости, caput femoris , в ненапряженной одноопорной ортостатической позе и конце одноопорного периода шага мы использовали упрощенную рычажную модель тазобедренного сустава (см.  Эксперименты на упрощенной модели тазобедренного сустава ). На кольцевидном основании вертикально устанавливалась мачта с горизонтальным кронштейном. К крайнему отверстию кронштейна прикреплялся верхний конец капронового шнура, воспроизводивший связку головки бедренной кости, ligamentum capitis femoris . К нижнему концу капронового шнура присоединялась горизонтально расположенная металлическая пластина (рычаг). Она, по нашему замыслу, воспроизводила таз, pelvis , который зависал на связке головки бедренной кости, ligamentum capitis femoris . Левая часть пластины соединялась с основанием бытовым дин...

Эксперименты на рычажной модели

  Эксперименты на рычажной модели тазобедренного сустава Согласно современным представлениям, тазобедренный сустав , articulatio coxae , в одноопорной ортостатической позе функционирует как аналог рычага первого рода, что зачастую для наглядности иллюстрируется изображением рычажных весов ( Pauwels F ., 1973). С целью дальнейшего изучения биомеханики нижней конечности мы изготовили упрощенную рычажную модель тазобедренного сустава (Рис. 1).   Рис. 1. Рычажная модель тазобедренного сустава (вид с поворотом в 3/4); обозначения: 1 – основание, 2 – грузовая мачта, 3 – кронштейн грузовой мачты, 4 – рычаг, 5 – нагрузка, 6 – динамометр, 7 – серьга динамометра. Рычажная модель тазобедренного сустава выполнена из металлических планок. Она имела горизонтальное основание. К нему прикреплялась грузовая мачта, в верхней точке которой имелся кронштейн. К средней части грузовой мачты присоединялся на горизонтальной оси рычаг, который имел возможность свободного вращения во фронтальной пл...