Эпилог эссе Дети человеческие: истоки библейских преданий в обозрении врача.
эпилог
Прелюдия
Завершилось духоподъемное представление в финском Нурмесе[1], пересказавшее сюжет рождения новозаветного
Еммануила[2] в иудейском Вифлееме[3]. Озаряемая полярным сиянием публика
поспешила с мороза к теплу очагов. Кто-то расставил яства и налил глёги, а нами
раскрыты фолианты. Их корешки и обрезы преломили библейский эпос, как грани
хрустальных призм расщепляют белый луч на радужное разноцветье.
Творение и Рождение
И узрели мы, – вначале было движение, и не
ясно чего и отчего, и непонятно в точности, где и когда. И древнейшим движением
явилось творение[4], и ничего ранее не было, и движения в том
числе. И оно стало вступительным аккордом созидания Космоса, ведомого нам. И
если и было что прежде, то не известно, что было и было ли, вообще, это: Нечто,
Некто или Ничто. И возникло движение, и образовался Мир[5], и всё в нём пришло в движение. И до сего
дня всё в движении и будет в движении, и есть движение. И прекратится движение,
опять-таки, неким движением в конце всего, в заключительном акте пьесы Бытие
Вселенной. И только сие нам и ведомо, и более не знаем, и не догадываемся
вовсе. И не разумеем ни структуры, ни сути предстоящего темного,
величественного Покоя.
И по причине движения, из чего-то, произошли:
и вещество, и энергия, и информация, и спаялись временем. И те субстанции
заструились и перетекали одна в другую, и убывали, и прибывали, и обретали
форму, и лишались её, и синтезировались, и делились, и соединялись, и разделялись,
и непрестанно находились в движении. И сгустился газ межзвездный, и возгорелось
Солнце, и завихрило вокруг пространство, и пыль, и та слепилась и в малые тела,
и в планеты. И вращались последние, и теснились, и сталкивались, и нагревались,
и охлаждались. И каменные сферы средь них, в «зоне Златовласки», собирали
жидкую влагу в океаны. И вскипали воды, и замерзали, и испарялись, и
конденсировались, и обогащались солями, и падали в них глыбы с небес, и били
молнии, и вспенивались, и перемешивались, и застаивались, и приходили в движение
снова.
И вдруг, неведомо как, видимо, лишь на земном
мелководье зародилось из неживого – живое[6]. И, в отличие от безжизненного, живое обрело
способность воспроизводить самоё себя и регулировать величины среднесуточных
механических напряжений своих организмов. И живое в пучине тоже непрерывно
двигалось, но не подобно бездыханному, а целенаправленно и далее вышло на сушу,
и углубилось в почву, и взлетело, и заселило всё и вся. И зарождались живые
существа, и росли, и изменялись, и давали жизнь, и отнимали её, и умирали. И
переходили и в живое, и в геоморфное, и в газообразное, и в жидкое, и не
останавливались ни на миг в неустанном движении до смертного часа – необратимого
несоответствия энергии, массы и информации.
И, наконец, на севере Африки расцвёл человек[7] – сознательное, напористое и любознательное
создание. И пришествие современных людей на лицо земли[8] было также движением, но ума, и столь же загадочным,
как происхождение самóй жизни. И не сиделось разумным на месте, и заинтересовали
их края за морями. И, перейдя с материка-колыбели на просторы иные, часть поселилась
в Загрос-горах. И старейших переселенцев с прозвищами Адам[9] и Хавва[10] заточил холод суровый и не выпускал,
оберегая в укромной и удобной долине[11]. И пару ту сменила вторая, а её третья, и
следующая, и последующая. И там пребывало Человечество в движении и удовлетворяя
потребности, и в соответствии с естественным ходом событий, и сообразно сезонам,
и преображало округу и предметы, и внешний свой облик, и подвергалось
изменчивости. И об этом безмятежном прошлом наследники сложили предание о райском
саде в Эйдэне[12]. И уходили[13] потом с нагорья, и возвращались туда[14], сохраняя сказание пращуров в сердцах.
И однажды разверзлись небесные хляби, и
обрушились наземь потоки[15], и отворились источники бездны великой[16], и наводнили равнины, и утопили меж хребтов
племена[17]. И исключительно дальновидные, и сметливые сокрылись
в скальном ковчеге[18] и так пережили локальный «всемирный» потоп[19]. И затем плодились, и размножались[20], и осваивали местность, и овладевали ею[21], и взращивали злаки[22] и виноград[23], и расселялись[24]. И в неусыпном движении и враждовали, и дружились,
и трудились, и бездельничали, и женились, и расставались, и пытались постичь
всё[25], и склонялись к непостижимости. И изыскивали
нужное, и делали собственными руками[26], и закладывали поселения, и строили башни[27], и сформировали первую цивилизацию – шумерскую[28].
И вот муж с именем Тэрах[29] в городе Ур-Касдим[30] Месопотамской области Шинар[31] «родил» Авраама[32], а тот Ицхака[33] в Кынаане[34], подарившего нам легендарного Яакова[35], воспитавшего Йосэйфа[36], что вместе с врачом-хирургом сотворил в Египте
при гиксосах книгу Бырэйшит и в ней описал начало сущего и своего рода.
И положили потомки произведение то в основу нравственности и Веры. И читали, и изучали,
и дополняли манускрипт этот тысячи лет и в годы поражений, и в пору побед, и
черпали в нём и мощь, и волю, и установления. И правили Судьи, и восседали на престолах
Цари, и выстраивались и распадались государства, и угонялся народ в рабство, и возвращался
из него, продолжая держаться заветов, изложенных предками.
И к череде династий прибавился названый отец
Иисуса Христа[37], плотник[38] по прозванию Иосиф[39]. И жил он праведно[40], и трудился, и сочетался браком с Марией[41]. И, заметив необычно рано забеременевшую жену[42], уводит её прочь с глаз односельчан[43] в Египет[44]. И пошло семейство из Назарета[45] через Иудею[46], избегая тем самым и лишних вопросов, и
кривотолков. И над чадом в утробе и будущей матерью[47] нависла Дамокловым мечом дорога, некогда
погубившая Рахэйль[48]. И супруг, и супруга осознавали вероятный трагичный
исход их исхода. И чувствовали эту мрачность те, к кому взывали путники и просили
пристанища[49]. И никто не желал видеть и в доме, и рядом смерть,
пусть и чужую.
И встретился хлев в Вифлееме[50], к счастью, не занятый скотиной. И, наскоро
очистив строение[51], Иосиф готовится к родам Марии. И поспешает
к стоящему недалеко каравану[52], с которым, возможно, идет повитуха. И уверены
мы в милостивом отклике: помощь женщине приходит в срок. И спеленали, и уложили
кроху в ясли[53]. И возрадовались очевидцы благополучному появлению
дитя на свет. И пришедшие с близлежащего поля пастухи[54], найдя обитель опекаемого поголовья,
вычищенную и преобразованную в жилище, приветливо согласились не тревожить отдохновение
родильницы и её первенца. И рассказывали каждому встречному о примечательном происшествии
со счастливым финалом[55]. И стар и млад дивились покровительству
Свыше странникам тем[56].
И накрывает Иосиф праздничный стол для
случайных добросердечных знакомых[57]. И званые на трапезу вручают Иисусу единственные
в жизни дары[58]. И набирались сил Мария и младенец[59] под крышей убежища стада. И по заповеди
Моше, чрез тридцать три дня[60] приходят в Иерусалим[61], куда спустя тридцать три года явятся вновь[62], – он в славе[63], а она в печали[64].
Служение
и Учение
Возвращение в Назарет с новорожденным,
несомненно, поднимет волну злословия. Предвидя пересуды, Иосиф направляется
далее, как и планировал, в противоположную сторону – в Египет[65]. В долину Нила он идет стезей Авраама[66] и Мидьянских купцов, доставивших туда Йосэйфа[67]. Скитальцы обосновываются в диаспоре
единоверцев, где глава семейства, владея столярным ремеслом, зарабатывает на
хлеб в период малолетства пасынка. Когда оказывается невозможным однозначно исчислить
возраст ребенка, совершается обратное путешествие – «в землю Израилеву»[68] в Назарет Галилейский[69]. В том селении проходит детство Иисуса,
проявляются присущие ему необычные наклонности[70], а в отрочестве обнаруживается тяга к познанию[71]. Мальчика, не ведающего родного отца, предпочтительно
взращивает мать[72]. Впоследствии её внимание поглощают младшие
дети[73].
Взрослеющий Иисус постепенно отдаляется от родителей,
братьев и сестер[74]. Юноша погружается в мысли, проницательно
вглядывается в окружающую действительность[75], черпая исходные сведения о природе в Первой
книге Моисеевой. Конспект сáмой ранней научной энциклопедии увлекает. В ней
завораживают тайны устройства мироздания, уровни организации живого, анатомия и
физиология людей. Сей труд вдохновляет к постижению искусства врачевания,
подвигает к выяснению истинных причин недугов и нарушения походки после повреждения
таинственной жилы «сустава бедра»[76] – ligamentum teres[77] (ligamentum capitis femoris[78]).
Сродни Йосэйфу[79], в 16-17 лет Иисус, снабженный начальным
капиталом[80], покидает провинциальный Назарет и устремляется
в высокоразвитую Александрию[81]. Пример успешной карьеры любимого[82] наследника Патриарха Яакова[83] дает надежду на лучшие перспективы судьбы.
Талантливость и памятливость абитуриента высоко оценивают преподаватели «Мусейона»
и зачисляют в медицинскую школу. В стенах прославленной Академии уникальный студент
впитывает знания и становится доктором.
Клинический опыт Иисусом накапливается при
лечении населения дельты Нила почти десятилетие. Витающий над Египтом дух
врача-полимата, научного редактора книги Бырэйшит Имхотепа Младшего, возжигает
факел полиглота, врача-философа Иисуса Назорея[84]. Однако риск обострения тлеющего
этнического конфликта в Александрии вынуждает подвижника-интеллектуала вернуться
в отчий край – в Галилею.
В поисках смысла жития Иисус осуществляет паломничество
к Иордану. Мудрый Иоанн подмечает и оглашает пастырское призвание крестника[85]. Уединение в пустыне[86] расставляет по местам приоритеты, а
убеждения окончательно кристаллизуются в фантасмагоричном сновидении[87]. Встреченный земляками отпрыск краснодеревщика
не воспринимается медицинским специалистом[88]. Он поселяется поодаль, в Капернауме[89], где открывает врачебную практику. Привлекательные
черты характера, эффективная терапия, полезные рекомендации и добрые напутствия
способствуют популярности[90]. К нему тянутся и для восстановления
здоровья, и за пояснениями[91], и за просвещением[92].
Ввиду несостоятельности системы здравоохранения
Римской Палестины, множество пациентов вожделеют исцеления. Жрецы заботятся о профилактике,
а имеющиеся доктора[93] не в состоянии охватить всех страждущих. Иисус
видит необходимость в медиках и начинает подготовку учеников[94]. Они отрабатывают практические навыки в
стажировках[95], а идеологию перенимают через притчи[96] с комментариями[97]. Несистематический процесс обучения в
полевых условиях влечет жалобы на курсантов[98] и бросает тень на методики Наставника[99].
В проповеди на холме близ Генисаретского
(Галилейского) озера Иисус обнародует оригинальную социальную доктрину и разъясняет
её краеугольные камни-положения[100]. Им определяется главная цель Служения –
создание гармоничного сообщества соплеменников на фундаменте откорректированных
принципов иудейского исповедания. По идеалистическому замыслу в человеколюбивой
сети снизится конфликтность, увеличится уровень взаимного доверия, улучшится
психологический климат и в семьях, и в поселениях, и в стране. Горизонтальные
связи помогут единомышленникам поддерживать друг друга вне зависимости от власти,
религиозных предписаний, а также области проживания. Указанное оздоровит социум
в целом, предупредит травмы, соматические и душевные заболевания конкретных
субъектов. Позже Иисус соглашается принимать в общину иные этносы[101], воспринявшие провозглашенные им универсальные
формулы обустройства ноосферы[102].
В деятельности и вразумлениях новоявленного Мессии
священники усматривают угрозу благосостоянию и влиянию на паству. Появляются сигналы
о готовящейся расправе[103] над основателем ширящейся гуманной общности.
Иисус размышляет, как не дать разрушиться товариществу при личной гибели, и сочиняет
беспримерный сценарий кончины. В кульминационном эпизоде предполагается
оставить запоминающееся послание приверженцам, свидетельство о себе и Учении,
одновременно обличив зложелателей и ободрив идущих вослед[104]. В иносказательных изречениях[105] Иисус обещает воскреснуть[106], подразумевая воспоминания о своем образе. Пастырь
говорит о дальнейшем обитании «на облаках небесных»[107], а именно в чаяниях новых поколений.
По нашему мнению, в разработанной Иисусом концепции
«Бог»[108] не обезличен, а вполне определенный покровитель
трех Ветхозаветных Патриархов[109] и месопотамского Ура[110] – шумеро-аккадский «владыка знаний» Нанна[111]. Эта сущность есть Постоянство, свод
неизменного: законов бытия человека, живой и безжизненной материи, а также перечней,
правил, эффектов, процессов, порядков, констант. Схематично и кратко: Божество Иисуса
– Наука. Понимание им неизбывных алгоритмов природы, позволило ясно увидеть и перекроить
грядущее точно Сыну «Всевышнего»[112].
Акция распятия[113], спланированная и реализованная эвтаназия при
содействии безупречного соратника Иуды Искариота[114], произвела задуманное впечатление. Зрители,
«бия себя в грудь»[115], брели от Голгофы[116] и, закрывая глаза, представляли символ – «Врач
на Кресте». Предсказанное вознесение[117] на «небо»[118], как задумывалось, оказалось не физическим
воспарением и не медико-биологическим оживлением[119], а переходом в положительную коллективную
память.
Каденция
Успение целителя душ и плоти породило поток социального
излучения, импульс которого, пройдя сквозь эпохи, повлиял на миллиарды судеб. В
отсутствие Учителя искажения и добавления в Учение понятны, а равно побочные негативные
явления. Вместе с тем принятие реальности Иисуса и беспристрастный анализ его Послания
удаляет налет мистицизма, копившийся две тысячи лет.
Естествознание высвобождает тезисы Нагорного
манифеста и сопутствующие идеи из догматического плена, инициирует прагматичное
отношение к фантазиям, лукавству, снам, галлюцинациям и сверхъестественным
сущностям, описанным в книге Бырэйшит. В результате обретается стройное
и прочное мировоззрение – «научная религия», опирающаяся на непреложные закономерности
Вселенной. Объединенные ею земляне или колонисты Марса, сплоченные этическими узами,
когда-нибудь смогут образовать прогрессивно развивающееся общество без лжи и
паразитизма. Их опорой явится: здравое восприятие непонятного и научных фактов,
важность личности и моральные нормы.
Имя и благие намерения Врача Галилейского бережно
сохраняются на берегах финского озера Пиелинен[120]. Здесь Рождественские гимны и помыслы Сына
Человеческого[121] доныне наполняют паруса города-корабля
Нурмес. Он плывет по малахитовым волнам Северной Карелии[122] в гармоничное Будущее, увлекая за собой и
нас, Детей Человеческих.
Аминь!
С.А.
2021-2025
Нурмес – Йоэнсуу
ссылки на источники
[1] Nurmes, www.mapcarta.com.
[2] Матфей 1:21-23
- Матф.1:21 родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.
- Матф.1:22 А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит:
- Матф.1:23 се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог.
[3] Матфей 2:1
- Матф.2:1 Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят:
Bethlehem, www.mapcarta.com.
[4] Бырэйшит 1:1
- 1 В начале сотворил Бог небо и землю.
[5] Бырэйшит 2:4
- 4 Вот происхождение неба и земли при сотворении их, во
- время создания Господом Богом земли и неба.
[6] Бырэйшит 1:12
- 12 И стало так. И выпустила земля зелень,
- траву семяносную, по роду своему, и дерево плодоносное,
- в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что хорошо.
[7] Бырэйшит 1:27
- 27 И сотворил Бог
- человека по образу Своему, по образу Божию сотворил
- его; мужчину и женщину — сотворил Он их. И
[8] Бырэйшит 6:7
- 7 И сказал
- Господь: истреблю человека, которого Я сотворил, с
- лица земли, от человека до скота, до гадов и до птиц
- небесных, ибо
[9] Бырэйшит 2:25
- 25 И были они оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.
[10] Бырэйшит 3:20
- 20 И нарек Адам имя жене
- своей Хавва, ибо она была матерью всех живущих.
[11] Бырэйшит 2:8,15
- 8 И насадил
- Господь Бог сад в Эйдэне с востока, и поместил там чело-
- века, которого создал.
- 15 Четвертая река Пырат. И взял
- Господь Бог человека, и поместил его в саду Эйдэнском,
- чтобы возделывал его и хранил его.
[12] Бырэйшит 2:9
- 9 И произрастил Господь Бог из
- земли всякое дерево, приятное на вид и годное в пищу,
- и дерево жизни посреди сада, и дерево познания добра и зла.
[13] Бырэйшит 3:24
- 24 И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Эйдэнского
- кырувов (херувимов) и острие меча вращающегося, чтобы
- охранять путь к дереву жизни.
[14] Бырэйшит 4:16
- 16 И ушел Каин от
- лица Господня, и поселился в земле Нод, на восток от
- Эйдэна.
[15] Бырэйшит 7:12
- 12 И был дождь на земле сорок дней и сорок ночей.
[16] Бырэйшит 7:11
- 11 В шестисотый год жизни Ноаха, во второй месяц, в
- семнадцатый день месяца, в этот день разверзлись все
- источники великой бездны и окна небесные отворились:
[17] Бырэйшит 7:19-22
- 19 И вода усилилась на земле
- чрезвычайно, и покрылись все высокие горы, которые
- 20 под всем небом. На пятнадцать локтей вверх поднялась
- 21 вода, и покрылись горы. И погибла всякая плоть,
- движущаяся по земле, из птиц, из скота, из зверей и
- 22 из всех гадов, ползающих по земле, и все люди. Все,
- что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих, из
- всего, что на суше, — умерло.
[18] Бырэйшит 7:7,23
- 7 И вошел Hoax и сыновья его, и жена его, и жены сынов
- его с ним в ковчег от вод потопа.
- 23 И стер всякое существо,
- что на поверхности земли: от человека до скота и гада,
- и птиц небесных, — и были стерты они с земли; и остал-
- ся только Hoax и что с ним в ковчеге.
[19] Бырэйшит 8:18-19
- 18 И вышел
- Hoax и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с
- 19 ним. Всякое животное, все гады и все птицы, все,
- движущиеся по земле, по родам своим вышли из ковчега.
[20] Бырэйшит 1:22
- 22 И благословил их Бог, сказав: плодитесь и
- размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да
- размножаются на земле.
[21] Бырэйшит 1:28
- 28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размно-
- жайтесь, и наполняйте землю, и овладейте ею, и вла-
- дычествуйте над рыбами морскими, и над птицами
- небесными, и над всяким животным, движущимся по земле.
[22] Бырэйшит 3:19
- 19 В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе
- не возвратишься в землю, ибо из нее ты взят; ибо прах
- ты, и в прах возвратишься.
[23] Бырэйшит 9:20
- 20 И начал Hoax возделывать землю, и насадил виноградник.
[24] Бырэйшит 10:32
- 32 Вот семьи сынов Ноаха по родословию их, в народах их.
- И от них расселились народы по земле после потопа.
[25] Екклесиаст 1:12-13
- Еккл.1:12 Я, Екклесиаст, был царем над Израилем в Иерусалиме;
- Еккл.1:13 и предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем.
[26] Бырэйшит 11:3
- 3 И сказали друг
- другу: давай наделаем кирпичей и обожжем огнем. И
- стали у них кирпичи вместо камней, а горная смола
- была у них вместо глины.
[27] Бырэйшит 11:4
- 4 И сказали они (друг другу):
- давайте построим себе город и башню, главою до небес;
- и сделаем себе имя, чтобы мы не рассеялись по лицу
- всей земли.
[28] Крамер С. Шумеры. Первая цивилизация на Земле. Москва:
Центрполиграф, 2002.
[29] Бырэйшит 11:24
- 24 А Нахор жил двадцать девять лет и родил Тэраха.
[30] Бырэйшит 11:28
- 28 И умер Аран при Тэрахе,
- отце своем, в земле рождения своего, в Ур-Касдим.
Вулли Л. Ур халдеев. Москва: Издательство восточной
литературы, 1961.
[31] Бырэйшит 11:2
- 2 И случилось: двинувшись с востока, они нашли долину
- в земле Шинар, и поселились там.
[32] Бырэйшит 11:27-28
- 27 А вот родословная Тэраха: Тэрах родил Аврама, Нахора
- 28 и Арана, а Аран родил Лота. И умер Аран при Тэрахе,
- отце своем, в земле рождения своего, в Ур-Касдим.
[33] Бырэйшит 21:3
- 3 И нарек Авраам имя сыну своему, ро-
- дившемуся у него, которого родила ему Сара, Ицхак.
[34] Бырэйшит 17:8
- 8 И дам тебе и потомству твоему после тебя землю твоего
- пребывания, всю землю Кынаанскую, во владение вечное;
- и буду им Богом.
[35] Бырэйшит 25:25-26
- 25 И вышел
- первый: красный, весь как плащ волосатый; и нарекли
- 26 ему имя Эйсав. А потом вышел брат его, держась
- рукою за пяту Эйсава; и наречено ему имя Яаков. Ицхак
- же был шестидесяти лет при рождении их.
[36] Бырэйшит 30:25
- 25 И было, после того как Рахэйль
- родила Йосэйфа, сказал Яаков Лавану: отпусти меня,
- и пойду я в место свое и в страну свою.
[37] Матфей 1:1; Марк 1:1
- Матф.1:1 Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова.
- Мар.1:1 Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия,
[38] Матфей 13:54-55
- Матф.13:54 И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы?
- Матф.13:55 не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?
[39] Матфей 1:16
- Матф.1:16 Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос.
[40] Матфей 1:19
- Матф.1:19 Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее.
[41] Лука 1:27
- Лук.1:27 к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.
[42] Матфей 1:18-19
- Матф.1:18 Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого.
- Матф.1:19 Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее.
[43] Лука 2:4-5
- Лук.2:4 Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова,
- Лук.2:5 записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна.
[44] Матфей 2:13
- Матф.2:13 Когда же они отошли, — се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.
[45] Nazareth, www.mapcarta.com.
[46] Лука 2:4
- Лук.2:4 Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова,
[47] Лука 2:5
- Лук.2:5 записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна.
[48] Бырэйшит 35:19
- 19 И умерла Рахэйль, и погребена на дороге в Эфрату, он же Бэйт-Лэхэм. И
[49] Лука 2:6-7
- Лук.2:6 Когда же они были там, наступило время родить Ей;
- Лук.2:7 и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.
[50] Матфей 2:1
- Матф.2:1 Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят:
[51] Матфей 2:10-11; Лука 2:7
- Матф.2:10 Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою,
- Матф.2:11 и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.
- Лук.2:7 и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.
[52] Матфей 2:1-2
- Матф.2:1 Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят:
- Матф.2:2 где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.
[53] Лука 2:12
- Лук.2:12 и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.
[54] Лука 2:15-16
- Лук.2:15 Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь.
- Лук.2:16 И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях.
[55] Лука 2:17
- Лук.2:17 Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем.
[56] Лука 2:18
- Лук.2:18 И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи.
[57] Лука 2:13-14
- Лук.2:13 И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее:
- Лук.2:14 слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!
[58] Матфей 2:10-11
- Матф.2:10 Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою,
- Матф.2:11 и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.
[59] Лука 2:21
- Лук.2:21 По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве.
[60] Ваикра 12:4
- 4 И тридцать три дня должна она оставаться
- в чистом кровотечении ее; ни к чему священному не
- должна прикасаться и в святилище не входить, пока не
- исполнятся дни очищения ее.
[61] Лука 2:22
- Лук.2:22 А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа,
[62] Матфей 20:17-19, 26:1-2; Марк 10:32-34; Лука 18:31-33;
Иоанн 19:26-27
- Матф.20:17 И, восходя в Иерусалим, Иисус дорогою отозвал двенадцать учеников одних, и сказал им:
- Матф.20:18 вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть;
- Матф.20:19 и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет.
- Матф.26:1 Когда Иисус окончил все слова сии, то сказал ученикам Своим:
- Матф.26:2 вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие.
- Мар.10:32 Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним:
- Мар.10:33 вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам,
- Лук.18:31 Отозвав же двенадцать учеников Своих, сказал им: вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится все, написанное через пророков о Сыне Человеческом,
- Лук.18:32 ибо предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его,
- Лук.18:33 и будут бить, и убьют Его: и в третий день воскреснет.
- Иоан.19:26 Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой.
- Иоан.19:27 Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.
[63] Матфей 21:5-11; Марк 11:7-10; Лука 19:35-38
- Матф.21:5 Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной.
- Матф.21:6 Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус:
- Матф.21:7 привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их.
- Матф.21:8 Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге;
- Матф.21:9 народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!
- Матф.21:10 И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей?
- Матф.21:11 Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского.
- Мар.11:7 И привели осленка к Иисусу, и возложили на него одежды свои; Иисус сел на него.
- Мар.11:8 Многие же постилали одежды свои по дороге; а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге.
- Мар.11:9 И предшествовавшие и сопровождавшие восклицали: осанна! благословен Грядущий во имя Господне!
- Мар.11:10 благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! осанна в вышних!
- Лук.19:35 И привели его к Иисусу, и, накинув одежды свои на осленка, посадили на него Иисуса.
- Лук.19:36 И, когда Он ехал, постилали одежды свои по дороге.
- Лук.19:37 А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они,
- Лук.19:38 говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних!
[64] Иоанн 19:25-27
- Иоан.19:25 При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.
- Иоан.19:26 Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой.
- Иоан.19:27 Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.
[65] Матфей 2:14-15
- Матф.2:14 Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет,
- Матф.2:15 и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего.
[66] Бырэйшит 12:10
- 10 И был голод в той земле. И сошел Аврам в Египет
- пожить там, потому что тяжел был голод в земле той.
[67] Бырэйшит 37:28
- 28 И когда проходили мимо люди Мидьянские, купцы, они
- вытащили и подняли Йосэйфа из ямы, и продали Йосэйфа
- Ишмыэйльтянам за двадцать сребреников; а те отвели
- Йосэйфа в Египет.
[68] Матфей 2:19-21
- Матф.2:19 По смерти же Ирода, — се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте
- Матф.2:20 и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца.
- Матф.2:21 Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву.
[69] Матфей 2:22-23
- Матф.2:22 Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские
- Матф.2:23 и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.
[70] Лука 2:39-40
- Лук.2:39 И когда они совершили всё по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет.
- Лук.2:40 Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем.
[71] Лука 2:42,46-47
- Лук.2:42 И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник.
- Лук.2:46 Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их;
- Лук.2:47 все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его.
[72] Лука 2:19,51
- Лук.2:19 А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем.
- Лук.2:51 И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем.
[73] Матфей 13:54-56; Марк 6:3
- Матф.13:54 И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы?
- Матф.13:55 не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?
- Матф.13:56 и сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него всё это?
- Мар.6:3 Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем.
[74] Матфей 12:47-48; Марк 3:32-34
- Матф.12:47 И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою.
- Матф.12:48 Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои?
- Мар.3:32 Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои, вне дома, спрашивают Тебя.
- Мар.3:33 И отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои?
- Мар.3:34 И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои;
[75] Лука 2:52
- Лук.2:52 Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков.
[76] Бырэйшит 32:25-26,31-33
- 25 И остался Яаков один. И боролся
- 26 человек с ним до восхода зари, И увидел, что не
- одолевает его, и коснулся сустава бедра его, и вывих-
- нулся сустав бедра Яакова, когда он боролся с ним.
- 31 И нарек Яаков имя месту тому Пыниэйл, ибо ангела
- 32 видел я лицом к лицу, а жизнь моя спасена. И засияло
- ему солнце, когда он проходил Пынуэйл; а он хромал
- 33 на бедро свое. Поэтому не едят сыны Исраэйлевы
- сухой жилы, которая из сустава бедра, до нынешнего
- дня, потому что коснулся тот сустава бедра Яакова в
- жилу сухую.
[77] Preuss J.
Biblisch-talmudische Medizin. Berlin: Verlag von S. Kargen, 1923.
Preuss J. Biblical and Talmudic
Medicine. Transl. and ed. by Dr. F. Rosner. New York [etc]: A Jason Aronson
Book, Rowman & Littlefeld Publishers, 2004.
[78] Arkhipov SV,
Prolygina IV. Ancient Textual Sources on Ligamentum Teres: Context and
Transmission. MLTJ. 2020;10(3)536-46.
[79] Бырэйшит 37:2
- 2 Йосэйф семнадцати лет пас с братьями своими мелкий скот, будучи
- отроком, с сыновьями Билы и с сыновьями Зилпы, жен
- отца его. И доводил Йосэйф худые слухи о них до отца их.
[80] Матфей 2:10-11
- Матф.2:10 Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою,
- Матф.2:11 и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.
[81] Alexandria, www.mapcarta.com.
[82] Бырэйшит 37:3
- 3 А Исраэйль любил Йосэйфа более всех сыновей своих,
- потому что он был сын старости его; и сделал ему раз-
- ноцветную рубашку.
[83] Бырэйшит 41:41-42,44
- 41 И сказал Паро Йосэйфу: смотри, я назначил тебя над
- всею землею Египетскою.
- ...
[84] Марк 10:47; Лука 18:37; Иоанн 18:5,7, 19:19
- Мар.10:47 Услышав, что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня.
- Лук.18:37 Ему сказали, что Иисус Назорей идет.
- Иоан.18:5 Ему отвечали: Иисуса Назорея. Иисус говорит им: это Я. Стоял же с ними и Иуда, предатель Его.
- Иоан.18:7 Опять спросил их: кого ищете? Они сказали: Иисуса Назорея.
- Иоан.19:19 Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский.
[85] Матфей 3:16; Марк 1:9-11; Лука 3:21-22; Иоанн 1:32
- Матф.3:16 И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.
- Мар.1:9 И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане.
- Мар.1:10 И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него.
- Мар.1:11 И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.
- Лук.3:21 Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо,
- Лук.3:22 и Дух Святой нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!
- Иоан.1:32 И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем.
[86] Матфей 4:1-2; Лука 4:1-2
- Матф.4:1 Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола,
- Матф.4:2 и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал.
- Лук.4:1 Иисус, исполненный Духа Святого, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню.
- Лук.4:2 Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал.
[87] Матфей 4:3-10; Лука 4:3-12
- Матф.4:3 И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.
- Матф.4:4 Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.
- Матф.4:5 Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма,
- Матф.4:6 и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.
- Матф.4:7 Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего.
- Матф.4:8 Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их,
- Матф.4:9 и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне.
- Матф.4:10 Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.
- Лук.4:3 И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом.
- Лук.4:4 Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим.
- Лук.4:5 И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени,
- Лук.4:6 и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее;
- Лук.4:7 итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твое.
- Лук.4:8 Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи.
- Лук.4:9 И повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз,
- Лук.4:10 ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя;
- Лук.4:11 и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.
- Лук.4:12 Иисус сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего.
[88] Марк 6:3
- Мар.6:3 Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем.
[89] Матфей 4:12-13
- Матф.4:12 Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею
- Матф.4:13 и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых,
[90] Марк 1:28; Лука 4:14
- Мар.1:28 И скоро разошлась о Нем молва по всей окрестности в Галилее.
- Лук.4:14 И возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране.
[91] Матфей 12:10, 22:17
- Матф.12:10 И вот, там был человек, имеющий сухую руку. И спросили Иисуса, чтобы обвинить Его: можно ли исцелять в субботы?
- Матф.22:17 итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет?
[92] Марк 3:7-8, 6:2; Лука 5:1-2
- Мар.3:7 Но Иисус с учениками Своими удалился к морю; и за Ним последовало множество народа из Галилеи, Иудеи,
- Мар.3:8 Иерусалима, Идумеи и из-за Иордана. И живущие в окрестностях Тира и Сидона, услышав, что Он делал, шли к Нему в великом множестве.
- Мар.6:2 Когда наступила суббота, Он начал учить в синагоге; и многие слышавшие с изумлением говорили: откуда у Него это? что за премудрость дана Ему, и как такие чудеса совершаются руками Его?
- Лук.5:1 Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского,
- Лук.5:2 увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети.
[93] Марк 5:25-26; Лука 8:43
- Мар.5:25 Одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет,
- Мар.5:26 много потерпела от многих врачей, истощила всё, что было у ней, и не получила никакой пользы, но пришла еще в худшее состояние, —
- Лук.8:43 И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей всё имение, ни одним не могла быть вылечена,
[94] Матфей 10:1; Марк 3:14-15; Лука 6:13
- Матф.10:1 И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь.
- Мар.3:14 И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь,
- Мар.3:15 и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов;
- Лук.6:13 Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами:
[95] Матфей 10:5-8; Лука 9:1-6, 10:8-9
- Матф.10:5 Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите;
- Матф.10:6 а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева;
- Матф.10:7 ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное;
- Матф.10:8 больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте.
- Лук.9:1 Созвав же двенадцать, дал силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней,
- Лук.9:2 и послал их проповедывать Царствие Божие и исцелять больных.
- Лук.9:3 И сказал им: ничего не берите на дорогу: ни посоха, ни сумы, ни хлеба, ни серебра, и не имейте по две одежды;
- Лук.9:4 и в какой дом войдете, там оставайтесь и оттуда отправляйтесь в путь.
- Лук.9:5 А если где не примут вас, то, выходя из того города, отрясите и прах от ног ваших во свидетельство на них.
- Лук.9:6 Они пошли и проходили по селениям, благовествуя и исцеляя повсюду.
- Лук.10:8 И если придёте в какой город и примут вас, ешьте, что вам предложат,
- Лук.10:9 и исцеляйте находящихся в нём больных, и говорите им: приблизилось к вам Царствие Божие.
[96] Матфей 13:3; Марк 4:2
- Матф.13:3 И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять;
- Мар.4:2 И учил их притчами много, и в учении Своем говорил им:
[97] Марк 4:34
- Мар.4:34 Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все.
[98] Матфей 17:14-16; Марк 9:17-18; Лука 9:38-40
- Матф.17:14 Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени,
- Матф.17:15 сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду,
- Матф.17:16 я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его.
- Мар.9:17 Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым:
- Мар.9:18 где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли.
- Лук.9:38 Вдруг некто из народа воскликнул: Учитель! умоляю Тебя взглянуть на сына моего, он один у меня:
- Лук.9:39 его схватывает дух, и он внезапно вскрикивает, и терзает его, так что он испускает пену; и насилу отступает от него, измучив его.
- Лук.9:40 Я просил учеников Твоих изгнать его, и они не могли.
[99] Матфей 17:17; Марк 9:19; Лука 9:41
- Матф.17:17 Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда.
- Мар.9:19 Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне.
- Лук.9:41 Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами и буду терпеть вас? приведи сюда сына твоего.
[100] Матфей 5:1-7:27; Лука 6:20-49
- Матф.5:1 Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.
- Матф.5:2 И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:
- Матф.5:3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
- Матф.5:4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
- Матф.5:5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
- Матф.5:6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
- Матф.5:7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
- Матф.5:8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
- Матф.5:9 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
- Матф.5:10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
- Матф.5:11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
- Матф.5:12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
- ...
- Лук.6:20 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.
- Лук.6:21 Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.
- Лук.6:22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.
- Лук.6:23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.
- Лук.6:24 Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение.
- Лук.6:25 Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете.
- Лук.6:26 Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их.
- Лук.6:27 Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас,
- Лук.6:28 благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас.
- Лук.6:29 Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку.
- Лук.6:30 Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад.
- Лук.6:31 И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.
- Лук.6:32 И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.
- Лук.6:33 И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают.
- Лук.6:34 И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.
- Лук.6:35 Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.
- Лук.6:36 Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.
- Лук.6:37 Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете;
- Лук.6:38 давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам.
- Лук.6:39 Сказал также им притчу: может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму?
- Лук.6:40 Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его.
- Лук.6:41 Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?
- Лук.6:42 Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.
- Лук.6:43 Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый,
- Лук.6:44 ибо всякое дерево познаётся по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника.
- Лук.6:45 Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его.
- Лук.6:46 Что вы зовете Меня: Господи! Господи! — и не делаете того, что Я говорю?
- Лук.6:47 Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен.
- Лук.6:48 Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода напёрла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне.
- Лук.6:49 А слушающий и неисполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда напёрла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое.
[101] Матфей 15:26-28; Марк 7:27-29
- Матф.15:26 Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.
- Матф.15:27 Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их.
- Матф.15:28 Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.
- Мар.7:27 Но Иисус сказал ей: дай прежде насытиться детям, ибо нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.
- Мар.7:28 Она же сказала Ему в ответ: так, Господи; но и псы под столом едят крохи у детей.
- Мар.7:29 И сказал ей: за это слово, пойди; бес вышел из твоей дочери.
[102] Матфей 5:1-7:29; Лука 6:20-49
- Матф.5:1 Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.
- Матф.5:2 И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:
- Матф.5:3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
- Матф.5:4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
- Матф.5:5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
- Матф.5:6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
- Матф.5:7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
- Матф.5:8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
- Матф.5:9 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
- Матф.5:10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
- Матф.5:11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
- Матф.5:12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
- ...
- Лук.6:20 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.
- Лук.6:21 Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.
- Лук.6:22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.
- Лук.6:23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.
- Лук.6:24 Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение.
- Лук.6:25 Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете.
- Лук.6:26 Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их.
- Лук.6:27 Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас,
- Лук.6:28 благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас.
- Лук.6:29 Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку.
- Лук.6:30 Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад.
- Лук.6:31 И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.
- Лук.6:32 И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.
- Лук.6:33 И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают.
- Лук.6:34 И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.
- Лук.6:35 Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.
- Лук.6:36 Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.
- Лук.6:37 Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете;
- Лук.6:38 давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам.
- Лук.6:39 Сказал также им притчу: может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму?
- Лук.6:40 Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его.
- Лук.6:41 Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?
- Лук.6:42 Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.
- Лук.6:43 Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый,
- Лук.6:44 ибо всякое дерево познаётся по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника.
- Лук.6:45 Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его.
- Лук.6:46 Что вы зовете Меня: Господи! Господи! — и не делаете того, что Я говорю?
- Лук.6:47 Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен.
- Лук.6:48 Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода напёрла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне.
- Лук.6:49 А слушающий и неисполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда напёрла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое.
[103] Матфей 12:14
- Матф.12:14 Фарисеи же, выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его. Но Иисус, узнав, удалился оттуда.
[104] Матфей 17:22-23; Марк 9:31; Лука 9:43-44, 18:31-33
- Матф.17:22 Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие,
- Матф.17:23 и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились.
- Мар.9:31 Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет.
- Лук.9:43 И все удивлялись величию Божию. Когда же все дивились всему, что творил Иисус, Он сказал ученикам Своим:
- Лук.9:44 вложите вы себе в уши слова сии: Сын Человеческий будет предан в руки человеческие.
- Лук.18:31 Отозвав же двенадцать учеников Своих, сказал им: вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится все, написанное через пророков о Сыне Человеческом,
- Лук.18:32 ибо предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его,
- Лук.18:33 и будут бить, и убьют Его: и в третий день воскреснет.
[105] Матфей 13:34-35; Марк 4:34
- Матф.13:34 Всё сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им,
- Матф.13:35 да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира.
- Мар.4:34 Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все.
[106] Матфей 16:21, 17:9,23, 20:19, 26:32; Марк 8:31,
9:9,31, 10:34, 14:28; Лук 9:22, 18:33
- Матф.16:21 С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.
- Матф.17:9 И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.
- Матф.17:23 и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились.
- Матф.20:19 и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет.
- Матф.26:32 по воскресении же Моем предварю вас в Галилее.
- Мар.8:31 И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.
- Мар.9:9 Когда же сходили они с горы, Он не велел никому рассказывать о том, что видели, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.
- Мар.9:31 Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет.
- Мар.10:34 и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет.
- Мар.14:28 По воскресении же Моем, Я предваряю вас в Галилее.
- Лук.9:22 сказав, что Сыну Человеческому должно много пострадать, и быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.
- Лук.18:33 и будут бить, и убьют Его: и в третий день воскреснет.
[107] Матфей 26:64; Марк 14:62
- Матф.26:64 Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных.
- Мар.14:62 Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных.
[108] Марк 12:29
- Мар.12:29 Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый;
[109] Бырэйшит 17:9; Матфей 22:32; Марк 12:26; Лука 20:37
- 19 Бог же сказал: именно Сара,
- жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя
- Ицхак; и установлю союз Мой с ним союзом вечным
- для потомства его после него.
- Матф.22:32 Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых.
- Мар.12:26 А о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова?
- Лук.20:37 А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова.
[110] Бырэйшит 11:28,31
- 28 И умер Аран при Тэрахе,
- отце своем, в земле рождения своего, в Ур-Касдим.
- 31 И взял Тэрах Аврама, сына своего,
- и Лота, сына Арана, внука своего, и Сарай, невестку
- свою, жену Аврама, сына своего, и вышли вместе из
- Ур-Касдима, чтобы идти в землю Кынаанскую, и дошли
- они до Харана, и поселились там.
Вулли Л. Ур халдеев. Москва: Издательство восточной
литературы, 1961.
[111] Афанасьева ВК. Нанна. Из:
Мелетинский ЕМ (Ред). Мифологический словарь. Москва: Советская энциклопедия,
1990:379.
[112] Марк 5:7; Лука 1:32
- Мар.5:7 и, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня!
- Лук.1:32 Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его;
[113] Матфей 27:22; Иоанн 19:16-18
- Матф.27:22 Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят.
- Иоан.19:16 Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели.
- Иоан.19:17 И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа;
- Иоан.19:18 там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса.
[114] Иоанн 13:23,26
- Иоан.13:23 Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса.
- Иоан.13:26 Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту.
[115] Лука 23:48
- Лук.23:48 И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь.
[116] Матф.27:33; Марк 15:22; Иоанн 19:17
- Матф.27:33 И, придя на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место,
- Мар.15:22 И привели Его на место Голгофу, что значит: Лобное место.
- Иоан.19:17 И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа;
[117] Иоанн 12:32
- Иоан.12:32 И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе.
[118] Марк 16:19
- Мар.16:19 И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога.
[119] Матфей 28:6-7; Марк 16:6,9; Лука 24:6-7,34; Иоанн 2:22
- Матф.28:6 Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь,
- Матф.28:7 и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам.
- Мар.16:6 Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен.
- Мар.16:9 Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов.
- Лук.24:6 Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее,
- Лук.24:7 сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть.
- Лук.24:34 которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону.
- Иоан.2:22 Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус.
[120] Pielinen, www.mapcarta.com.
[121] Матфей 12:32; Марк 13:26; Лука 12:10; Иоанн 8:28
- Матф.12:32 если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.
- Мар.13:26 Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою.
- Лук.12:10 И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святого Духа, тому не простится.
- Иоан.8:28 Итак Иисус сказал им: когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я и что ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю.
[122] North Karelia, www.mapcarta.com.
Архипов С.В. – кандидат медицинских наук, врач-хирург, травматолог-ортопед.
Цитирование
Архипов С.В. Дети человеческие: истоки библейских преданий в обозрении врача. Эссе, снабженное ссылками на интерактивный материал. 2-е изд. перераб. и доп. Йоэнсуу: Издание Автора, 2025.
Приобретение
PDF версия размещена на платформах Google Play и Google Books
Ключевые слова
ligamentum capitis femoris, ligamentum teres, связка головки бедра, история, повреждение, Библия, Тора, Архипов