Глава 11 эссе Дети человеческие: истоки библейских преданий в обозрении врача (PDF версия без иллюстраций).
Глава 11
Арарат и аккад
В
соответствии с книгой Бырэйшит, плавание ковчега завершается «в горах
Араратских»[1].
Возможно, здесь же после чудесного спасения поселяется Ноах. Сначала Патриарх
живет во временном жилище – шатре, возделывает поля, принимается выращивать
виноград и изготавливает вино[2]. По нашему первоисточнику, от
сыновей Ноаха вновь «населилась вся земля»[3].
С ними из спасательного судна вышли: «всякое животное, все гады и все птицы,
все, движущиеся по земле»[4].
Ими порождено настоящее разнообразие обитающих на суше позвоночных, минимум: млекопитающих,
рептилий и пернатых. Вместе с тем нам не сообщается об иных зоологических
типах, живущих вне воды: червях, моллюсках, членистоногих. Абсолютное
большинство из них, бесспорно, погибнут в морской пучине.
В
некий момент потомки Ноаха переселяются, но неясно, откуда и какое происшествие
инициировало эту миграцию. Причина изложена предельно кратко: «и случилось», а
затем народ двинулся с востока на запад и заселил «долину в земле Шинар»[5].
На новом месте люди выбирают «себе имя» и приступают к созидательной
деятельности; ими добывается «горная смола», обжигаются кирпичи, они строят
«город и высокую башню»[6].
Образованное селение получает наименование «Бавэл», ставшее отправным пунктом распространения
последующих поколений «по лицу всей земли»[7].
Обстоятельства дальнейших передвижений племени Ноаха нам остаются неведомы. Предание
скупо говорит: это происходит по ликвидации следствий наводнения[8].
Внуки
и правнуки Ноаха явились родоначальниками многочисленных народностей, заложивших:
«Нинывэй», «Рыховот-Ир», «Кэлах», «Рэсэн» и сплотившихся в царства: «Бавэл»,
«Эрэх», «Аккад», «Калнэй», «Шинар»[9].
Изначально речь идет об едином этносе, ибо «был на всей земле один язык»[10].
В прозвищах праправнуков Ноаха отдельные комментаторы Священного Писания
видят основоположников древних государств Северной Африки и Ближнего (Среднего)
Востока[11].
![]() |
Питер Брейгель Старший – Вавилонская башня (1563); оригинал в коллекции wikimedia.org (CC0 – общественное достояние, коррекция цветопередачи). |
В
кратко пересказанных фрагментах Первой книги Моисеевой проступают
контуры относительно хорошо задокументированного прошлого Человечества. Из
текста представляется: родоплеменная группа Ноаха основала некую цивилизацию.
Однако остается завуалировано которую в точности, а также где их отчий край.
Может, близ причала ветхозаветного корабля появился окультуренный виноград[12]
и зародилось виноделие?
В
обзоре конструкции ковчега не указаны движители: паруса, винты, колеса, шесты,
весла. При затоплении окружающей местности, он всплыл и дрейфовал по воле волн[13].
Из рассказа следует: спасательное судно двигалось сперва «над», а потом «средь»
гор; в таком ключе о них говорит Священное Писание[14].
В повествовании подразумевается – перемещение плавсредства осуществлялось по
течению[15].
О ветре в начале катастрофы речи нет, он подул лишь через сто пятьдесят дней[16].
До той поры корабль приводился в движение энергией потоков воды. Ладья Ноаха,
ввиду больших размеров[17],
обладала значительной инерцией, препятствующей обретению высокой скорости. Судя
по всему, ковчег пребывал на протяжении катаклизма недалеко от точки всплытия.
Анализируя
лексику сказания, логично предположить: плавание окончилось в «горах»[18].
Они именуются «Араратские»[19],
но нахождение их достоверно неизвестно. С учетом малой скорости дрейфа судна,
эта область должна располагаться поблизости от «земли Нод»[20].
Мы помним, – сказ про «горы Араратские» принадлежал библейскому «источнику P», созданному в 715-687 гг. до
совр. эры[21].
В более раннем «источнике J»,
написанном в 828-722 гг. до совр. эры[22],
названый топоним не встречается.
На
географических картах обозначено два потухших вулкана: Большой Арарат (Mount
Ararat, Mount Ağrı; 5165 м, 39°42'07"N, 44°17'54"E[23])
и Малый Арарат (Mount Little Ararat, Küçük Ağrı; 3925 м, 39°38'56"N, 44°24'44"E[24]).
Они возвышаются на Армянском нагорье северо-западнее Месопотамской равнины, гор
Загрос и Иранского нагорья[25].
Примечательно: эти вершины проживающие рядом народы с незапамятных времен
называли по-иному[26].
Нам импонирует концепция, согласно которой «горы Араратские» – богатая,
труднодоступная страна Аратта из шумерских мифов, процветавшая «за семью
горами»[27].
Высказывалось суждение о расположении сказочной державы южнее или юго-восточнее
Каспийского моря, но вероятнее, легендарное государство помещалось в границах современной
провинции Керман на юге Иранского нагорья[28].
Автор «источника P»[29]
с религиозным мировосприятием вполне мог иметь в виду фантастическую либо некую
исключительно далекую гористую окраину ведомого ему мира. Локализация мифической
страны навсегда стерлась из памяти людской. Версии, выдвинутые доныне, пока, не
подкрепляются серьезными научными аргументами.
По
книге Бырэйшит, события всемирного наводнения разворачивались в горах и
в них же завершаются. По нашему мнению, описанная катастрофа происходит локально
– в Керманшахской долине и на смежных с ней низменностях. Воды потопа схлынули,
и семья Ноаха смогла покинуть убежище – пещеру на возвышенности. Если следовать
«источнику P»[30],
то приблизительно спустя год, а по «источнику J» – через два месяца[31].
Принимая
во внимание масштабы и продолжительность бедствия, попытаемся вообразить
последствия. В связи с затоплением люди и скот вне скальных укрытий не выжили.
Погибли плодовые деревья и кустарники, смытые с верхним слоем грунта. Временные
и капитальные постройки оказались разрушены, а колодцы завалены. Инвентарь,
утварь, заготовки провианта, посевной материал испортились, многое было унесено
реками Сеймаре и Сирван. Русла водотоков изменились, увеличилась площадь болот
и разлились новые озера. Почву на склонах возвышенностей размыло, а пастбища в
низинах оказались замусорены камнями, грязью, ветвями и стволами деревьев. Минимум
до следующего сезона луга не обрели полноценный травяной покров. Следовательно,
выпас скота и растениеводство стали проблематичным занятием.
Ближайшие
годы Ноах сталкивался со сложностями в землепользовании и добыче пропитания
посредством охоты. Оценив свои силы и доступные природные ресурсы, семья могла остаться
в прежней местности или мигрировать на соседнюю, испытавшую менее разрушительное
половодье. Мы уверены: группа не покидала отечество, а продолжила обитать в «земле
Нод». В начавшемся мягком климатическом периоде вырисовывались положительные
перспективы восстановления природы. Из Священного Писания явствует – соперничество
с иными родоплеменными сообществами полностью прекратилось. По легенде, ни Патриарх,
ни его дети не пострадали от голода и болезней. Им удалось пережить стихию и благополучно
преодолеть все сложности.
В
финале рассказа о катаклизме в судьбе Ноаха, впервые на страницах книги Бырэйшит
упоминается виноград[32],
что свидетельствует о потеплении. Виноградная лоза покоится при 10°C и ниже, зацветает,
когда средняя дневная температура достигает 17-20°C, а активная вегетация
начинается при 28-30°C[33].
Ареал произрастания дикого винограда частично совпадает с Плодородным полумесяцем,
простираясь до Восточного Тавра и северного Загроса, пересекая верховья Евфрата
и Тигра[34].
В провинции Керманшах сегодня успешно выращивается виноград ранних и средних
сортов[35].
Похоже, в «допотопную» эпоху обычные температуры в «земле Нод», где жил Ноах, имели
усредненные значения ниже 28-30°C. Указанное не позволяло возделывать
теплолюбивые культуры, но после наводнения такая возможность появилась.
Наши
предположения подкрепляются генетическими данными, по ним виноград одомашнен на
Ближнем Востоке[36]. Вид
обыкновенная виноградная лоза (Vitis vinifera) обозначился в природе примерно
11000-9000 лет назад или в 9000-7000 гг. до совр. эры[37].
Растение распространилось после глобального скоротечного потепления 11270±30
лет назад[38]. Несколько
раньше, 11900 лет назад появляется штамм дрожжей Saccharomyces cerevisiae,
используемый для приготовления хлеба, пива и вина[39].
С того периода люди целенаправленно обрабатывали растительное сырье энзимами
микроорганизмов, не ведая о нюансах биологической природы процесса. На Кавказе,
в пределах Восточного Тавра и на севере Загроса культура виноделия возникла
минимум 7000 лет до совр. эры[40].
Значит, люди там сбраживали сок винограда 9000 лет назад. Находки в Китае говорят
о производстве ферментированных напитков из ягод и фруктов с возраста 7000 лет до
совр. эры[41].
В Грузии изысканы обугленные семена винограда, законсервированные в почве
8000-7000 лет назад[42].
Старейшая соль винной кислоты, обнаруженная в глиняном кувшине из неолитической
деревни Хаджи Фируз Тепе (Hajji Firuz Tepe[43])
на севере гор Загрос, датируется 5400-5000 гг. до совр. эры[44].
Нами
подмечено: окультуривание винограда и начало ферментативной обработки ягод приходится
на период вслед за скачком температуры на планете около 11270 лет назад[45].
Эти факты поддерживают винодельческую «гипотезу Ноя» (Noah hypothesis), нареченную
в честь библейского праотца, якобы посадившего первый виноградник[46].
Постледниковое потепление существенно активизировало взаимодействие людей
разных географических локаций[47].
В связи с этим не исключается – прототип Ноаха получил семя винограда путем
обмена с группой, проживавшей на Кавказе, а может, в Анатолии.
![]() |
Джовани Беллини – Опьянение Ноя (ок. 1515); оригинал в коллекции wikimedia.org (CC0 – общественное достояние, коррекция цветопередачи). |
В
истории о винограде и опьянении Ноаха усматривается участие безвестного
энциклопедиста с багажом медицинских знаний, хорошо представлявшего воздействие
алкоголя на организм человека[48].
Не исключено, врач использовал эти сведения, добиваясь седации и обезболивания
у своих пациентов, например, при операциях. Поэтому в нравоучительном поминании
алкоголизации Ноаха нами усматривается желание доктора показать значимый эффект
напитка, подходящего для наркоза, лечения боли, бессонницы и стресса. Нервное перенапряжение
у Патриарха, без сомнения, присутствовало. Он не пьянствовал, но пытался «заглушить»
деструктивные воспоминания вином, как доступным снадобьем, а также трудовой
деятельностью[49].
В
первой части Священного Писания отмечается: по завершении катастрофы
употреблялся на «земле один язык и слова одни»[50].
В этом и в подробной родословной отпрысков Ноаха[51]
мы различаем намерение одного из авторов изложить историографию своего племени.
Далее скупо повествуется о неком обстоятельстве, инициировавшем эмиграцию: «И
случилось: двинувшись с востока, они нашли долину в земле Шинар, и поселились
там»[52].
Откуда прибыли переселенцы и что конкретно произошло, не уточняется, ясно лишь
направление перемещения – на запад. В целом понятно, куда пришли мигранты – в «Шинар»,
то есть в Вавилонию[53].
Соответственно, под «долиной» подразумевается Месопотамская равнина, тогда «Шинар»
– её область, где позже возникло царство Аккад. Аккадом величали северные
территории междуречья Тигра и Евфрата, а южные именовали Шумер или Халдея[54].
Восточнее Двуречья раскинулось Иранское нагорье с авангардом из хребтов Загрос.
Выше нами предпринята попытка обосновать суждение: начальные обстоятельства,
описанные в Библии, развивались в очерченном уголке планеты. Какие-либо
этапы перемещения этноса к иному месту обитания в тексте не фигурируют. Таким
образом, отселение осуществилось одним «броском» и не на внушительное расстояние
в тысячи километров.
С
нашей точки зрения, отдельный родоплеменной союз исходно обитал в Керманшахской
долине. Климат, природа, достаток пищевых ресурсов способствовали приумножению
населения, развитию искусств и ремесел. Причина, вынудившая людей покинуть
обжитую местность, определенно была весомой. Бросить свои дома, начать
обустраиваться в другом регионе, безусловно, вынужденное и отчаянное решение
острой проблемы целой народности.
![]() |
Предполагаемый маршрут племени Ноаха из Керманшахской долины гор Загрос на север Месопотамской равнины в землю «Шинар» (изображение создано с использованием сервиса www.earth.google.com). |
По
защищаемой нами гипотезе, племя Ноаха ушло тропой, ставшей затем караванной
дорогой, соединяющей Вавилон (Babylon[55])
с Хамаданом (Hamadān[56]).
По ней проходили армии Дария Великого (Darius the Great) и Александра
Македонского (Alexander the Great)[57].
Путь тот пересекает Керманшахскую долину южнее двойной пещеры До-Ашкафт (Do-Ashkaft[58])
на горе Мейвала, где, видимо, спасался от потопа прообраз Ноаха[59].
Согласно нашему воззрению, тем же маршрутом в «землю Нод»[60]
пришел его предок – условный Каин[61].
Ныне здесь проложена автомобильная трасса №48, связывающая города: Керманшах (Kermanshah) –
Исламабад-э-Герб (Eslamabad-e-Gharb) – Каср-э-Ширин (Qasreshirin, Ghasr-e-Shirin)
– Ханакин (Khanaqin).
Ранее эта дорога именовалась «Великим Хорасанским путем» (Great Khorasan Road)[62].
Самые старые материальные свидетельства использования обсуждаемой транспортной
артерии датируют приближенно 3500 г. до совр. эры[63].
Предположительно,
семья Ноаха знала о «стезе Каина» и пользовалась ею для совершения торговых
операций с Месопотамией. До северной её части из Керманшахской долины по Великому
Хорасанскому пути без малого 300 км. Означенное подтверждает доступность
маршрута для потомков Ноаха, перемещающих скарб, скот и малых детей. По итогам
миграции родоплеменная группа прибывает и расселяется в «земле Шинар»[64],
определяемую комментаторами Священного Писания как Вавилония[65].
Сказанное согласуется с первоисточником, указывающим: царство «Бавел» (Babel,
Вавилон, Вавилония) локализовалось «в земле Шинар» вместе с государствами
«Эрэх», «Аккад» и «Калнэй»[66].
Позднее тут появилась династия Аккада, учрежденная семитом по прозвищу Саргон
Великий (Sargon the Great, Sargon of Akkad)[67].
Царь-родоначальник правил в ~2334-2279 гг. до совр. эры и отметился многими
победами, увековеченными обелисками[68].
Может с названой героической личностью создатель книги Бырэйшит,
ассоциирует «Нимрода»[69]?
![]() |
Дэвид Скотт – Нимрод (ок. 1832); оригинал в коллекции wikimedia.org (CC0 – общественное достояние, коррекция цветопередачи). |
Анализ палеоклимата подвигает нас к заключению: род Ноаха к переселению подтолкнула продолжительная засуха, развившаяся вследствие глобального похолодания. Такое масштабное климатическое изменение зарегистрировано 8175±30 лет назад (6225±30 лет до совр. эры), когда температура только в Гренландии снизилась на 3.3±1.1°C менее чем за 20 лет, а потом поэтапно повысилась ориентировочно через 70 лет, причем общая длительность климатической трансформации составила где-то 150 лет[70]. Следы внезапного похолодания и засушливости, наблюдавшиеся 8200 лет назад, найдены в Европе и Северной Африке[71]. Понижение температуры воздуха 8200 лет назад происходило в Восточной Азии, в частности, в Корее и в районе Окинавского желоба[72]. Накоплено достаточно убедительных данных об адаптации к событию, развернувшемуся 8200 лет назад на земледельческой стоянке Телль Саби Абьяд (Tell Sabi Abyad[73]) в Северной Сирии[74]. Холодные, сухие и, вероятно, ветреные условия 8200 лет назад затронули обширные пространства Северного полушария в ответ на очень сильное опреснение Северной Атлантики[75]. В связи с данной климатической пертурбацией люди из Керманшахской долины устремились к рекам Тигр и Евфрат. Примечательно совпадение: в Месопотамии ранние культуры зацвели в 7000-6000 гг. до совр. эры[76].
Как
нам ведомо из Первой книги Моисеевой, переселенцы занялись возведением
города, для чего наладили выпуск обожженных глиняных блоков[77].
Если руководствоваться буквой сказания, прибывший издалека этнос уже владел
технологией закалки строительного материала и опытом обустройства деревень,
состоящих из капитальных строений. Древнейшие фундаменты стационарных жилищ
обнаружены на восточном крае Мианрахан-Камьяранской равнины[78], в центре
Загроса, рядом с городом Керманшах. То поселение археологи нарекли Шейх-э Абад
(Sheikh-e Abad[79]) и
датировали 10000-7590 гг. совр. эры[80].
По нашей версии из этой области, обозначенной в книге Бырэйшит как «земля
Нод», и пришли «дети детей» Ноаха в «землю Шинар»[81].
Сообразно библейскому преданию, их первый царь «Нимрод»[82].
Следовательно, его отец «Куш»[83],
гипотетически мог являться предводителем выходцев из Керманшахской долины, что
маловероятно.
В
юго-восточной Анатолии, в непосредственной близости от плодородных лугов с
населенным пунктом Харран (Harran[84]),
в 9500-9000 гг. до совр. эры возведено наистарейшее святилище Гебекли-Тепе
(Göbekli Tepe[85])
из резных камней[86].
Позднейшие постройки в Месопотамии раскопаны севернее Мосула (Mosul[87]),
на сайте Немрик (Nemrik). В нём дома, относящиеся к девятому тысячелетию до
совр. эры, имели тауфовые (глина/грязь + солома/трава) стены из блоков
всевозможной формы и размеров, а в восьмом тысячелетии для построек уже
использовались высушенные на солнце сигарообразные сырцовые кирпичи[88].
При археологических изысканиях в Центральном Загросе на сайте Гандж Даре (Ganj
Dareh[89])
и Тепе Абдул Хусейн (Tepe Abdul Hosein) выявлены сырцовые кирпичи возрастом
порядка 8000 лет до совр. эры[90]. На западе
гор Загрос на руинах деревни Бестансур (Bestansur[91]),
благоденствовавшей между 7700-7100 гг. до совр. эры, наряду с сырцовым,
дифференцирован обожженный кирпич[92]. В верхнем течении
Тигра, в Восточном святилище кургана Гавра (Tepe Gawra[93]),
изыскано 99 модельных кирпичей из терракоты[94].
Древнейший слой залегания артефактов памятника Гавра 13 (Gawra XIII)
сформировался 4500 лет до совр. эры[95].
Жители Ура (Ur[96]) замостили дорогу
к дворцу закаленным кирпичом вблизи 3500 г. до совр. эры[97].
Перечисленные факты допускают: праправнуки Ноаха поселились рядом с племенами,
освоившими производство кирпича, включая обожженный. Соответственно, пришельцы
переняли разработанную до них технологию и смогли сразу начать сооружать дома
из глины. Полевые исследования в Месопотамии показали – массовое использование
в строительстве закаленных кирпичей в 7700-3500 гг. до совр. эры не
наблюдалось. Простейшее тому объяснение – дефицит топочного материала.
По
первоисточнику, мигранты с востока принялись возводить «город» и «башню»[98].
Нам видится последнее, это пирамидальное сооружение религиозного назначения –
зиккурат. Наиболее ранний фундамент месопотамского храма найден в Эриду (Eridu[99]),
где чтили верховное Божество Энки[100].
По легенде, упомянутый шумерский населенный пункт заложен приблизительно в 5400
г. до совр. эры[101].
Зиккурат «Белый Храм» построен в Уруке (Uruk, Erech[102]) около 3450 г. до
совр. эры[103].
Другой известный зиккурат в Уре (Ziggurat of Ur[104]), посвященный Богу Луны Нанна или Наннар
(староаккад. – «владыка знания»), воздвигнут в 22 в. до совр. эры[105]. По форме святилище представляло
собой четырехгранную усеченную ступенчатую пирамиду высотой почти 30 м с
фундаментом 64´46
м. Зиккурат сложили из глинобитных блоков, а снаружи покрыли толстым слоем
обожженного кирпича[106].
Присутствовавший на плоской вершине храм, не сохранился. Грандиозное его основание
предназначалось в прямом смысле слова для возвышения святилища Бога Нанна.
После его разрушения пирамида, возможно, ассоциировалась с подножием
недостроенной башни[107].
Видел ли её лично безвестный творец первой книги Библии, сказать
затруднительно, но что он знал о сходстве – несомненно. Более того, в
обсуждаемом отрывке писатель проявился как «поэт в прозе» с неординарно развитым
воображением. Предположительно, сочинил, историю не врач-энциклопедист, а его
соавтор, связанный родственными узами с Месопотамией.
![]() |
Зиккурат Ура (реконструкция 80-х годов 20-го века). Автор изображения Tla2006; оригинал в коллекции wikimedia.org (CC0 – общественное достояние, коррекция цветопередачи). |
Для
скрепления кирпичей, пришедшим в «долину» с востока народом, использовалась
«горная смола»[108]
– битум (асфальт), издревле добывавшийся в горах. Отличают битум и смолу
растительную, являющихся двумя разными материалами, употреблявшимися в эпоху
палеолита в качестве клея[109].
В западной части Загроса на сайте Шейх-э Абад (Sheikh-e Abad, ~10000-7590 лет до
совр. эры) и Джани (Jani,
~8240-7730 лет до совр. эры) зарегистрировано приклеивание битумом рукоятей
инвентаря[110]. Месторождения
битума открыты в предгорье Загроса, где его применяли обитатели стоянок Али-Кош
(Ali Kosh[111]) и Чага-Сефид (Chagha Sefid) 7200-6800 лет до совр.
эры[112].
В крупнейшем городе шумеров Урук, основанном в конце пятого тысячелетия до
совр. эры, битумом обрабатывали поверхности, препятствуя их смачиванию[113].
В Уре эта субстанция широко использовалась в строительстве: ею мостили тротуары,
мазали ступени, герметизировали бассейны, заливали полы, делали покрытия зданий
и водостоков, скрепляли камни[114].
Приведенные
факты свидетельствуют: в область «Шинар»[115]
пришли жители горного района, знавшие свойства «горной смолы». Нация туда
вынужденно переселилась в поисках влажных условий в прохладно-засушливый период,
наблюдавшийся в 6255-6195 гг. до совр. эры. Однако к очерченному времени в
междуречье Тигра и Евфрата уже существовали селения людей, занявших удобные для
ведения сельского хозяйства территории. Тут выявлены горизонты с артефактами
позднего неолита, начавшегося грубо 7000 лет до совр. эры[116].
В Северной Месопотамии в 7000-6500 гг. до совр. эры развилась культура
Прото-Хассуна (Proto-Hassuna), её сменила Хассуна
(Hassuna) и Самарра, (Samarra) преуспевавшие до
6000 г. до совр. эры[117].
Верхняя Месопотамия, от плато Джазира (Эль-Джазира) до округи реки Балих, меж
6100-5100 гг. до совр. эры попадает под влияние культуры Халаф (Halaf)[118].
В 6500-4200 гг. до совр. эры в Южной Месопотамии выделяется археологическая
фаза Убейд (Ubaid[119])[120].
Как
видно, наследникам Ноаха, явившимся с востока в конце седьмого тысячелетия до
совр. эры, пришлось осваиваться в краях, где здравствовали развитые сообщества
«коренных» жителей. Наверное, это не единственное племя, перебравшееся с гор на
Месопотамскую равнину. Следствием стала конкуренция за пищевые ресурсы, воду,
участки под постройки и сельскохозяйственные угодья. Преимущество получали
отличающиеся наблюдательностью, смекалкой, терпением и трудолюбием. Раскопки показали:
архаичные оседлые жители Южной Месопотамии занимали острова в болотистой
местности, изначально малопригодные для растениеводства[121].
В подобных сложных обстоятельствах выживали и развивались только креативные
этносы.
Археологами
высказано предположение – шумеры эмигрировали на земли меж Евфратом и Тигром
из какого-то отдаленного горного региона[122].
Их экспансия в Южную Месопотамию, в область с городом Эриду, датируется
серединой шестого тысячелетия до совр. эры[123].
По другому мнению, шумеры появляются во второй половине четвертого тысячелетия
до совр. эры[124].
Для справки: в 4200-3100 гг. до совр. эры на юге Двуречья процветала культура
Урук (Uruk)[125],
замещенная Джемдет Наср (Jemdet Nasr),
что благоденствовала в 3100-2900 гг. до совр. эры[126].
Устоявшееся
суждение гласит: примерно в 4000 г. до совр. эры в южной части Месопотамии
появилась шумерская
цивилизация[127].
Её составляли развитые города-государства с политической и социальной
жизнью, экономикой, религией, мифологией, медициной, юриспруденцией,
литературой, системой образования, наукой и техникой[128]. Считается,
первая цивилизация возникла из элементов трех культур: Убейд, Урук, Джемдет
Наср и оформилась после их слияния[129].
Ныне лингвисты достаточно уверенно полагают: самоназвание шумеров «sag-gig» в
переводе означает «черноголовые»[130].
По книге Бырэйшит, «народ Ноаха», дабы не рассеяться «по лицу всей
земли», избирает «себе имя»[131],
какое – не поясняется и остается секретом по сию пору.
В результате
сложных исторических процессов шумерскую цивилизацию поглотила аккадская с
возникновением меж ними культурного симбиоза[132]. Падение Шумера и
возвышение Аккада произошло в районе 2370 г. до совр. эры при царе Саргоне
Великом из Агады[133]. Единая шумеро-аккадская
нация сформировалась в 2400-2000 гг. до совр. эры[134]. Закат
упомянутого высокоорганизованного общества датируется 1750 г. до совр. эры и
связан с возвышением Вавилона под управлением царя Хаммурапи[135].
В круглых цифрах: с 2000 г. до совр. эры шумерский язык вытесняется аккадским, который во
втором тысячелетии «…стал единственным официальным языком Вавилонии и Ассирии,
и до некоторой степени литературным языком Передней Азии». К девятому
веку до совр. эры общее наречие на Ближнем Востоке – вавилонский диалект
аккадского, замененный арамейским языком в течение 7-6 вв. до совр. эры[136].
Повествование
о величайшем наводнении и последующем переселении некого племени находит
научное обоснование. Начальная версия былины явно представляла собой устный
рассказ. На каком языке она впервые зафиксирована – неясно, скорее на
шумерском. В Священном Писании приводится одна из интерпретаций на
основе вавилонского Эпоса о Гильгамеше, опирающегося на ранее сочиненный
шумерский миф о потопе[137].
Нижнюю границу временного интервала появления легенды о той трагедии нам
подсказывает хронология создания письма.
Древнейшая
надпись присутствует на черепке, закаленном в 3350-3200 гг. до совр. эры,
откопанным на развалинах шумерского города Киш (Kish[138])[139]. Фактически грамотность
зародилась в Уруке в конце четвертого тысячелетия до совр. эры[140]. Протоклинопись,
впервые засвидетельствована на глиняных табличках в городе Урук на юге
Ирака около 3350-3000 гг. до совр. эры[141].
Самые ранние документы, созданные шумерской
клинописью, относятся к 3200-3100 гг. до совр. эры[142]. Словесно-слоговая
азбука шумеров заимствована для записи аккадского языка, позднейшего из семитских[143].
Постепенно аккадский вытесняет шумерский, а во втором тысячелетии, становится официальным в
Вавилонии и Ассирии[144]. Ханаанский
алфавит сформировался приближенно в 1400 г. до совр. эры на базе
протосинайского, разработанного в Северном Египте ориентировочно в 1900 г. до
совр. эры[145].
Почтеннейшие строчки на иврите начертаны на керамике, датируемой концом 11-го –
началом 10-го вв. до совр. эры[146].
Соответственно, с
3350 г. до совр. эры миф о потопе могли начертать на шумерском языке.
Литературно обработанные месопотамские вариации истории о колоссальном
затоплении относятся к 2017-1600 гг. до совр. эры[147].
Думается, их фиксировали с использованием аккадского письма. По нашей мысли,
ветхозаветная версия апокалиптической стихии не излагалась на древнем иврите до
конца 11-го в. до совр. эры. Если это сказание существовало в письменном виде,
то на аккадском наречии или… на древнеегипетском. К сформулированной догадке
нас подводит предание о возведении «башни» подобной египетским пирамидам.
Складывается впечатление, что сочинитель книги Бырэйшит сопоставляет в
тексте цивилизацию берегов Нила и Двуречья, намекая на первенство последней.
Дополнительные
ориентиры в «послепотопной» летописи читатель уясняет из родословной потомков
Ноаха. В ней перечислены реальные государства, поселения и географические
объекты[148],
что делает зримым контекст книги Бырэйшит. Среди царств приведены:
«Бавэл», «Эрэх», «Аккад», «Калнэй»; из городов: «Нинывэй», «Рыховот-Ир»,
«Кэлах», «Рэсэн», «Аза», «Сыдом», «Амора», «Адмуа», «Цывоим», «Лаша»; помянуты
территории: «Шинар», «Цидон», «Гырар», «Мэйши»; и фигурирует гора «Сыфар»[149].
По мнению авторитета библеистики Р. Фридмана, топонимы принадлежали «источнику
J», сотворенному в 828-722 гг. до совр. эры[150].
Ряд названий был конкретизирован: «Бавэл» – Вавилон, «Эрэх» – Урук, «Акад» –
Агаде, «Нинывэй» – столица Ассирии, а «земля Шинар» – Вавилония[151].
Отдельные наименования вызывают споры, а идентификация других представляется
вообще невозможной.
![]() |
Клинописная табличка, III Династия Ура (2111-2004 гг. до совр. эры). Экспонат Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва (фотография автора). |
Самые
ранние артефакты с раскопок Урука, современника шумерской цивилизации, имеют
возраст порядка 4000 лет до совр. эры[152].
«Аза», теперь – Газа (Gaza[153]), основана около
3000 г. до совр. эры[154].
Первое письменное свидетельство о ней составлено при фараоне Тутмосе Третьем (Thutmose III) приблизительно в 1457 г.
до совр. эры[155].
Акад, Агаде, Аккад (Akkad), некогда столица Аккадской империи, впервые
встречается в форме топонима «A-ga-de» на скрижали 2350-2200 гг. до совр. эры[156].
Из третьего тысячелетия до совр. эры о Вавилоне (Babylon[157])
дошло исключительно мало сведений[158].
Примерно с 1770 г. до совр. эры населенный пункт становится крупнейшим в
Древнем Мире и получает широкую известность[159].
О Ниневии (Nineveh[160])
ведомо с третьего тысячелетия до совр. эры, которая расцветает в бытность царя
Ашшурбанипала (Ashurbanipal, 669-633 гг. до совр. эры), разрушается в 612 г. до
совр. эры и «больше не упоминается»[161].
В родословной Ноаха Ниневия фигурирует дважды, что говорит нам о значимости этого
урбанистического объекта на момент сотворения предания.
Опираясь на принципы классической научной критики Библии, мы полагаем, ветхозаветная легенда о наводнении окончательно зафиксирована до 612 г. до совр. эры. Содержательные мотивы потопа появились существенно раньше. Его основой стали: шумерский миф, записанный не позднее 2017 г. до совр. эры, и Эпос о Гильгамеше, сложенный до 1600 г. до совр. эры[162]. Надо думать, что прежде конца четвертого тысячелетия до совр. эры сказание о беспрецедентном затоплении циркулировало в устной форме. Былина сочинена после 9270 г. до совр. эры или 11270 лет назад, как рассказ о бедственных последствиях повышения температуры на планете[163]. Согласно Первой книге Моисеевой, их преодоление позволило человеку расселиться по «всей земле»[164]. По нашей гипотезе, побудительная причина к миграции обозначилась в районе 8175 лет назад (~6225 лет до совр. эры) при глобальном похолодании[165]. Далее на потомков Ноаха преимущественно влияли локальные изменения климата и различные аспекты взаимодействия племен.
ссылки на источники
[1] Бырэйшит 8:4
- 4 И остановился ковчег в седьмой месяц, в сем-
- надцатый день месяца, на горах Араратских.
[2] Бырэйшит 9:20-21
- 20 И начал Hoax возделывать землю, и насадил виноград-
- 21 ник. И выпил он вина, и опьянел, и обнажил он себя
- посреди шатра своего.
[3] Бырэйшит 9:19
- 19 Эти трое были сыновья Ноаха, и от них населилась вся земля
[4] Бырэйшит 8:18-19
- 18 И вышел
- Hoax и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с
- 19 ним. Всякое животное, все гады и все птицы, все,
- движущиеся по земле, по родам своим вышли из ковчега.
[5] Бырэйшит 11:2
- 2 И случилось: двинувшись с востока, они нашли долину
- в земле Шинар, и поселились там.
[6] Бырэйшит 11:3-4
- 3 И сказали друг
- другу: давай наделаем кирпичей и обожжем огнем. И
- стали у них кирпичи вместо камней, а горная смола
- 4 была у них вместо глины. И сказали они (друг другу):
- давайте построим себе город и башню, главою до небес;
- и сделаем себе имя, чтобы мы не рассеялись по лицу
- всей земли.
[7] Бырэйшит 11:8-9
- 8 И рассеял их Господь
- оттуда по всей земле; и они перестали строить город.
- 9 Поэтому наречено ему имя Бавэл, ибо там смешал
- Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь
- по лицу всей земли.
[8] Бырэйшит 10:32
- 32 Вот семьи сынов Ноаха по родословию их, в народах их.
- И от них расселились народы по земле после потопа.
[9] Бырэйшит 10:10-12
- 10 И было, его начальным царством был Бавэл и Эрэх, и Аккад,
- 11 и Калнэй в земле Шинар. Из земли этой вышел Ашшур
- 12 и построил Нинывэй и Рыховот־Ир, и Кэлах, И Рэсэн,
- между Нинывэем и Кэлахом, это город великий.
[11] Герц Й. Пятикнижие и гафтарот. Ивритский текст с русским
переводом и классическим комментарием «Сончино». Москва, Иерусалим: Гешарим,
1999 (5759).
[12] Бырэйшит 9:20-21
- 20 И начал Hoax возделывать землю, и насадил виноград-
- 21 ник. И выпил он вина, и опьянел, и обнажил он себя посреди шатра своего.
[13] Бырэйшит 7:17
- 17 И затворил Господь за ним. И был
- потоп на земле сорок дней, и умножилась вода, и по-
- несла ковчег, и он поднялся с земли.
[14] Бырэйшит 7:19-20
- 19 И вода усилилась на земле
- чрезвычайно, и покрылись все высокие горы, которые
- под всем небом.
[15] Бырэйшит 7:17
- 17 И затворил Господь за ним. И был
- потоп на земле сорок дней, и умножилась вода, и по-
- несла ковчег, и он поднялся с земли.
[17] Бырэйшит 6:15
- 15 И вот как сделаешь его: триста локтей длина ковчега, пятьдесят локтей
- ширина его и тридцать локтей высота его.
[18] Бырэйшит 8:4
- 4 И остановился ковчег в седьмой месяц, в сем-
- надцатый день месяца, на горах Араратских.
[19] Бырэйшит 8:4
- 4 И остановился ковчег в седьмой месяц, в сем-
- надцатый день месяца, на горах Араратских.
[20] Бырэйшит 4:16
- 16 И ушел К аин от
- лица Господня, и поселился в земле Нод, на восток от Эйдэна.
[21] Фридман Р. Как создавалась Библия. Пер. с англ. Г.
Ястребова. Москва: Эксмо, 2011.
[22] Фридман Р. Как создавалась Библия. Пер. с англ. Г.
Ястребова. Москва: Эксмо, 2011.
[23] Mount Ararat,
www.mapcarta.com.
[24] Küçük Ağrı, www.mapcarta.com.
[25] Романова ЭП, Алексеева НН, Аршинова МА. Физическая
география материков и океанов. Под ред. Э.П. Романовой. В 2-х т., Т. 1.
Физическая география материков. Москва: Академия, 2014.
[26] Bryce J.
Transcaucasia and Ararat: Being Notes of a Vacation Tour in the Autumn of 1876.
London: Macmillan, 1877.
[27] Крамер С. Шумеры. Первая цивилизация на Земле. Москва:
Центрполиграф, 2002.
[28] Majidzadeh Y. Lapis
Lazuli and the Great Khorasan Road. Paléorient. 1982;8(1)59-69.
[29] Фридман Р. Как создавалась Библия. Пер. с англ. Г.
Ястребова. Москва: Эксмо, 2011.
[30] Фридман Р. Как создавалась Библия. Пер. с англ. Г.
Ястребова. Москва: Эксмо, 2011.
[31] Фридман Р. Как создавалась Библия. Пер. с англ. Г.
Ястребова. Москва: Эксмо, 2011.
[32] Бырэйшит 9:20-21
- 20 И начал Hoax возделывать землю, и насадил виноград-
- 21 ник. И выпил он вина, и опьянел, и обнажил он себя
- посреди шатра своего.
[33] MacNeil K. The Wine
Bible. New York: Workman Publishing, 2015.
[34] Thurmond DL. From
Vines to Wines in Classical Rome: A Handbook of Viticulture and Oenology in
Rome and the Roman West. Leiden, Boston: Brill, 2016.
[35] Gholami R,
Pirkhezri M, Gerdakaneh M, Zahedi SM. Study of Lands Covered by Border Rivers
of Kermanshah Province to Present the Pattern of Industrial Fruit Trees
Cultivation. Agrotechniques in Industrial Crops. 2022;2(4)207-12.
[36] Myles S, Boyko AR,
Owens CL, Brown PJ, GrassiF, Aradhya MK, ... Buckler ES. Genetic structure and
domestication history of the grape. Proceedings of the National Academy of
Sciences. 2011;108(9)3530-5.
[37] Rotaru L, Cotea VV,
Mustea M, Buburuzanu C, Zamfir CI, Gherghina N. Agro-biological and
Technological Value of some Grape Varieties Vitis Vinifera L from Caucasus in
the Agro-Pedo-Climatic Conditions of North-East Romania. XXXIIIth – World
Congres of Vine and Wine OIV. Volume: Viticulture. Tbilisi – Georgia, 20-25
June, 2010.
[38] Kobashia T,
Severinghaus JP, Barnola JM. 4±1.5°C abrupt warming 11,270 years ago identified
from trapped air in Greenland ice. Earth and Planetary Science Letters.
2008;268(3-4)397-407.
[39] Fay JC, Benavides
JA. Evidence for domesticated and wild populations of Saccharomyces cerevisiae.
PLOS genetics. 2005;1(1)e5.
[40] McGovern PE.
Uncorking the past: the quest for wine, beer, and other alcoholic beverages.
Berkeley, Los Angeles: University of California Press, 2009.
[41] McGovern PE, Zhang
J, Tang J, Zhang Z, Hall GR, Moreau RA, ... Wang C. Fermented beverages of
pre-and proto-historic China. Proceedings of the National Academy of Sciences.
2004;101(51)17593-8.
[42] McGovern PE.
Ancient Wine: The Search for the Origins of Viniculture. Princeton, Oxford:
Princeton University Press, 2019.
[43] Hajji Firuz Tepe, www.mapcarta.com.
[44] McGovern PE,
Glusker DL, Exner LJ, Voigt MM. Neolithic resinated wine. Nature.
1996;381:480-1.
[45] Kobashia T,
Severinghaus JP, Barnola JM. 4±1.5°C abrupt warming 11,270 years ago identified
from trapped air in Greenland ice. Earth and Planetary Science Letters.
2008;268(3-4)397-407.
[46] Grassi F, De
Lorenzis G. Back to the origins: background and perspectives of grapevine
domestication. International Journal of Molecular Sciences. 2021;22(9)4518.
[47] Platt DE, Haber M, Dagher-Kharrat MB, Douaihy B,
Khazen G, Bonab MA, … Zalloua PA. Mapping post-glacial expansions: the peopling
of Southwest Asia. Scientific reports. 2017;7(1)1-10.
[48] Бырэйшит 9:21-24
- 21 И выпил он вина, и опьянел, и обнажил он себя
- 22 посреди шатра своего. И увидел Хам, отец Кынаана,
- наготу отца своего, и рассказал двум братьям своим на
- 23 дворе. И взяли Шэйм и Йэфэт одежду, и, положив
- ее оба на плечи свои, пошли задом, и покрыли наготу
- отца своего; а лица их обращены назад, и наготы отца
- 24 своего они не видели. И проспался Hoax от вина
- своего, и узнал, что сделал над ним меньший сын его;
[49] Бырэйшит 9:20-21
- 20 И начал Hoax возделывать землю, и насадил виноград-
- 21 ник. И выпил он вина, и опьянел, и обнажил он себя
- посреди шатра своего.
[51] Бырэйшит 10:1-32
- 1 А вот родословная сынов Ноаха: Шэйма, Хама и Йэфэта.
- 2 У них родились дети после потопа. Сыны Йэфэта:
- Гомэр и Магог, и Мадай, и Йаван, и Тувал, и Мэшех,
- 3 и Тирас. А сыны Гомэра: Ашкыназ и Рифат, и Тогарма.
- 4 А сыны Йавана: Элиша, Таршиш, Киттим и Доданим.
- 5 От них отделились острова народов в землях их, каждый
- по языку своему, по семьям своим, в народах своих.
- 6 7 А сыны Хама: Куш, Мицраим, Фут и Кынаан. А
- сыны Куша: Сыва, Хавила, Савта, Раама и Савтыха.
- 8 А сыны Раамы: Шева и Дыдан. А Куш родил
- 9 Нимрода; он стал на земле богатырем. Он был силь-
- ный зверолов пред Господом, поэтому говорится: как
- 10 Нимрод, сильный зверолов пред Господом. И было,
- его начальным царством был Бавэл и Эрэх, и Аккад,
- 11 и Калнэй в земле Шинар. Из земли этой вышел Ашшур
- 12 и построил Нинывэй и Рыховот־Ир, и Кэлах, И Рэсэн,
- 13 между Нинывэем и Кэлахом, это город великий. А
- Мицраим родил Лудим и Анамим, и Лыавим, и
- 14 Нафтухим, И Патрусим, и Каслухим, откуда вышли
- 15 Пылиштим и Кафторим. А Кынаан родил
- 16 Цидона, первенца своего, и Хэйта; И (роды) Йывусея,
- 17 18 и Эморея, и Гиргаши, И Хивви, и Арки, и Сини, И
- Арвади, и Цымари, и Хамати. А впоследствии рас-
- 19 сеялись племена Кынаанские. И был предел Кына-
- анеев от Цидона по направлению к Гырару, до Азы,
- по направлению в Сыдом, Амору, Адму и Цывоим, до
- 20 Лаши. Это сыны Хама по племенам их, по языкам
- 21 их, в землях их, в народах их. Родились
- (дети) и у Шэйма, отца всех сынов Эйвэра, старшего
- 22 брата Йэфэта. Сыны Шэйма: Эйлам и Ашшур, и Арпах-
- 23 шад, и Луд, и Арам. А сыны Арама: Уц и Хул, и
- 24 Гэтэр, и Маш. А Арпахшад родил Шэлаха, а Шэлах
- 25 родил Эйвэра. У Эйвэра родились два сына: имя
- одного Пэлэг, потому что во дни его разделилась земля,
- 26 а имя брата его Йоктан. А Йоктан родил Алмодада
- 27 и Шэлэфа, и Хацармавэта, и Йэраха, И Адорама,
- 28 и Узала, и Диклу, И Овала., и Авимаэйла, и Шеву,
- 29 И Офира, и Хавилу, и Йовава. Все это сыны Йоктана.
- 30 И поселения их были от Мэйши по направлению к
- 31 Сыфару, горе восточной. Это сыновья Шэйма по
- семьям их, по языкам их, по землям их, по народам их.
- 32 Вот семьи сынов Ноаха по родословию их, в народах их.
- И от них расселились народы по земле после потопа.
[52] Бырэйшит 11:2
- 2 И случилось: двинувшись с востока, они нашли долину
- в земле Шинар, и поселились там.
[53] Герц Й. Пятикнижие и гафтарот. Ивритский текст с русским переводом и классическим
комментарием «Сончино». Москва, Иерусалим: Гешарим, 1999
(5759).
[54] Castiglioni A. A
history of medicine. New York: Alfred A Knopf, 1947.
[55] Babylon, www.mapcarta.com.
[56] Hamadān, www.mapcarta.com.
[57] BISOTUN, www.iranicaonline.org.
[58] Do-Ashkaft, www.mapcarta.com.
[59] Migration to
«Shinar» (c. 8.2 ka), www.earth.google.com.
[61] Migration of Cain
(c. 11-10 ka), www.earth.google.com.
[62] Majidzadeh Y. Lapis
Lazuli and the Great Khorasan Road. Paléorient. 1982;8(1)59-69.
[63] Herrmann G. Lapis
lazuli: the early phases of its trade. Iraq.
1968;30(1)21-57.
[64] Бырэйшит 11:2
- 2 И случилось: двинувшись с востока, они нашли долину
- в земле Шинар, и поселились там.
[65] Герц Й. Пятикнижие и гафтарот. Ивритский текст с русским
переводом и классическим комментарием «Сончино». Москва, Иерусалим: Гешарим,
1999 (5759).
[66] Бырэйшит 10:10
- 10 Нимрод, сильный зверолов пред Господом. И было,
- его начальным царством был Бавэл и Эрэх, и Аккад,
- и Калнэй в земле Шинар.
[67] Крамер С. Шумеры. Первая цивилизация на Земле. Москва:
Центрполиграф, 2002.
[68] Stele of Sargon, www.collections.louvre.fr.
[69] Бырэйшит 10:8-10
- 8 А Куш родил
- 9 Нимрода; он стал на земле богатырем. Он был силь-
- ный зверолов пред Господом, поэтому говорится: как
- 10 Нимрод, сильный зверолов пред Господом. И было,
- его начальным царством был Бавэл и Эрэх, и Аккад,
- и Калнэй в земле Шинар.
[70] Kobashi T,
Severinghaus J, Brook EJ, Barnola JM, Grachev A. Precise timing and
characterization of abrupt climate change 8,200 years ago from air trapped in
polar ice. Quat. Sci. Rev. 2007;26(9-10)1212-22.
[71] Turu V, Carrasco
RM, López-Sáez JA, Pontevedra-Pombal X, Pedraza J, Luelmo-Lautenschlaeger R,
... Soriano-López JM. Palaeoenvironmental changes in the Iberian central system
during the Late-glacial and Holocene as inferred from geochemical data: A case study
of the Navamuño depression in western Spain. Catena. 2021;207:105689.
[72] Park J, Park J, Yi
S, Kim JC, Lee E, Jin Q. The 8.2 ka cooling event in coastal East Asia:
High-resolution pollen evidence from southwestern Korea. Scientific Reports.
2018;8(1)1-9.
Yu H, Xiong Y, Liu
Z, Berné S, Huang CY, Jia G. Evidence for the 8,200 a B.P. cooling event in the
middle Okinawa Trough. Geo-Marine Letters. 2008;28:131-6.
[73] Tell Sabi Abyad, www.mapcarta.com.
[74] Flohr P, Fleitmann
D, Matthews R, Matthews W, Black S. Evidence of resilience to past climate
change in Southwest Asia: Early farming communities and the 9.2 and 8.2 ka
events. Quaternary Science Reviews. 2016;136:23-39.
[75] Alley RB,
Ágústsdóttir AM. The 8k event: cause and consequences of a major Holocene
abrupt climate change. Quaternary Science Reviews. 2005;24(10-11)1123-49.
[76] van de Mieroop M.
Historia del Próximo Oriente antiguo ca. 3000-323 a.e.c. Trotta, 2020.
[77] Бырэйшит 11:2-3
- 2 И случилось: двинувшись с востока, они нашли долину
- 3 в земле Шинар, и поселились там. И сказали друг
- другу: давай наделаем кирпичей и обожжем огнем. И
- стали у них кирпичи вместо камней, а горная смола
- была у них вместо глины.
[78] Maleki M, Sabour
SMT, Rahmati M, Arjomand B. Statistical Integration of Radar and Optical Data
for Geomorphological Feature Extraction. Int. J. Image Processing Pattern
Recognit. 2017;3:1-10.
[79] Sheikh-e Abad, www.mapcarta.com.
[80] Matthews R,
Matthews W, Richardson A, Raheem KR. The Neolithic transition in the Eastern
Fertile Crescent: project themes, aims and objectives. In: R. Matthews W.
Matthews A. Richardson, KR. Raheem (Eds). The Early Neolithic of the Eastern
Fertile Crescent: Excavations at Bestansur and Shimshara, Iraqi Kurdistan.
Oxford: Oxbow Books, 2020:1-18.
[81] Бырэйшит 11:2
- 2 И случилось: двинувшись с востока, они нашли долину
- в земле Шинар, и поселились там.
[82] Бырэйшит 10:10
- 10 Нимрод, сильный зверолов пред Господом. И было,
- его начальным царством был Бавэл и Эрэх, и Аккад,
- и Калнэй в земле Шинар.
[84] Harran, www.mapcarta.com.
[85] Göbekli Tepe, www.mapcarta.com.
[86] Curry A. Göbekli
Tepe: The world’s first temple. Smithsonian magazine, 2008;3:1-4.
[87] Mosul, www.mapcarta.com.
[88] Kozłowski SK,
Kempisty A. Architecture of the pre‐pottery neolithic settlement in Nemrik,
Iraq. World Archaeology. 1990;21(3)348-62.
[89] Ganj Dareh, www.mapcarta.com.
[90] Daly KG,
Mattiangeli V, Hare AJ, Davoudi H, FathiH, Doost SB ... Bradley DG. Herded and
hunted goat genomes from the dawn of domestication in the Zagros Mountains.
PNAS. 2021;118(25)e2100901118.
[91] Bestansur, www.mapcarta.com.
[92] Richardson A,
Matthews R, Matthews W, Walsh S, Raeuf Aziz K, Stone A. Excavations and
contextual analysis: Bestansur. In: R. Matthews W. Matthews A. Richardson, KR.
Raheem (Eds). The Early Neolithic of the Eastern Fertile Crescent: Excavations
at Bestansur and Shimshara, Iraqi Kurdistan. Oxford: Oxbow Books, 2020:115-76.
[93] Tepe Gawra, www.mapcarta.com.
[94] Moorey PRS. Ancient
Mesopotamian Materials and Industries: The Archaeological Evidence. Winona
lake: Eisenbrauns, 1999.
[95] Rothman MS. Tepe
Gawra: the evolution of a small, prehistoric center in northern Iraq.
Philadelphia: University of Pennsylvania Museum of Archaeology and
Antrhropology, 2002.
[96] Ur, www.mapcarta.com.
[97] Hnaihen KH. The
appearance of bricks in ancient mesopotamia. Athens Journal of History.
2020;6(1)73-96.
[98] Бырэйшит 11:4
- 4 И сказали они (друг другу):
- давайте построим себе город и башню, главою до небес;
- и сделаем себе имя, чтобы мы не рассеялись по лицу
- всей земли.
[99] Eridu, www.mapcarta.com.
[100] Крамер С. История начинается в Шумере. Москва: Наука, 1965.
[101] Head T. Ancient
Mesopotamia. North Mankato: ABDO, 2015.
[102] Uruk, www.mapcarta.com.
[103] Crüsemann N, van
Ess M, Hilgert M, Salje B, Potts T (Eds). Uruk: First City of the Ancient
World. Getty Publications, 2019.
[104] Ziggurat of Ur, www.mapcarta.com.
[105] Вулли Л. Ур халдеев. Москва: Издательство восточной
литературы, 1961.
Афанасьева ВК. Нанна. Из: Мелетинский ЕМ (Ред).
Мифологический словарь. Москва: Советская энциклопедия, 1990:379.
[106] Sarhan HR, Abed FM.
The Feasibility of Using UAV Structure from Motion Photogrammetry to Extract
HBIM of the Great Ziggurat of UR. Iraqi Journal of Science. 2021;62(11)4518-28.
[107] Бырэйшит 11:5-8
- 5 И сошел Господь посмотреть город и
- 6 башню, которые строили сыны человеческие. Й ска-
- зал Господь: ведь народ один и язык один у всех; и
- вот что начали они делать; а теперь для них не будет
- недостижимо все, что бы они ни задумали сделать?
- 7 Сойдем же, и смешаем там язык их, чтобы они не
- 8 понимали речи друг друга. И рассеял их Господь
- оттуда по всей земле; и они перестали строить город.
[108] Бырэйшит 11:3
- 3 И сказали друг
- другу: давай наделаем кирпичей и обожжем огнем. И
- стали у них кирпичи вместо камней, а горная смола
- была у них вместо глины.
[109] Hardy K.
Paleomedicine and the evolutionary context of medicinal plant use. Revista
Brasileira de Farmacognosia. 2021;31(1)1-15.
[110] Matthews R,
Matthews W, Richardson A, Raheem KR. The Neolithic transition in the Eastern
Fertile Crescent: project themes, aims and objectives. In: R. Matthews, W.
Matthews, A. Richardson, KR. Raheem (Eds). The Early Neolithic of the Eastern
Fertile Crescent: Excavations at Bestansur and Shimshara, Iraqi Kurdistan.
Oxford: Oxbow Books, 2020:1-18.
[111] Ali Kosh, www.mapcarta.com.
[112] Gregg MW, Stern B,
Brettell R. Bitumen in Neolithic Iran: biomolecular and isotopic evidence. In:
Glascock M (Ed). Archaeological Chemistry: Analytical Methods and
Interpretation. American Chemical Society. Oxford: Oxford University Press,
2007:137-51.
[113] Crüsemann N, van
Ess M, Hilgert M, Salje B, Potts T (Eds). Uruk: First City of the Ancient
World. Getty Publications, 2019.
[114] Вулли Л. Ур халдеев. Москва: Издательство восточной
литературы, 1961.
[115] Бырэйшит 11:2
- 2 И случилось: двинувшись с востока, они нашли долину
- в земле Шинар, и поселились там.
[116] Kopanias K. Ubaid
«Islands» in a non-Ubaid «Sea»: An Attempt to Define the Ubaid and its Cultural
Boundaries in Northeastern Mesopotamia. In: Baysal E, Karakatsanis L (Eds).
Bordered Places, Bounded Times: Cross-disciplinary Perspectives on Turkey. London:
The British Institute at Ankara, 2017:27-35.
Nieuwenhuyse OP,
Akkermans PMMG. Transforming the upper Mesopotamian landscape in the late
Neolithic. In: Marchinaik A. Concluding the Neolithic: The Near East in the
Second Half of the Seventh Millennium BC. 2019;1:101-36.
[117] van de Mieroop M.
Historia del Próximo Oriente antiguo ca. 3000-323 a.e.c. Trotta, 2020.
[118] Liverani M. The
ancient Near East: History, society and economy. London, New York: Routledge,
2013.
[119] Ubaid, www.mapcarta.com.
[120] Ashkanani HJ, Tykot
RH, Al‐Juboury AI, Stremtan CC, Petřík J, Slavíček K. A characterisation study
of Ubaid period ceramics from As‐Sabbiya, Kuwait, using a non‐destructive
portable X‐Ray fluorescence (pXRF) spectrometer and petrographic analyses.
Arabian Archaeology and Epigraphy. 2020;31(1)3-18.
[121] Вулли Л. Ур халдеев. Москва: Издательство восточной
литературы, 1961.
[122] Castiglioni A. A
history of medicine. New York: Alfred A Knopf, 1947.
[123] van de Mieroop M.
Historia del Próximo Oriente antiguo ca. 3000-323 a.e.c. Trotta, 2020.
[124] Крамер С. История начинается в Шумере. Москва: Наука, 1965.
[125] Müller J, Pollock
S. Trypillia and Uruk. In: Müller J, Rassmann K, Videiko M (Eds). Trypillia
Mega-Sites and European Prehistory. London, New York: Routledge, 2016:299-306.
[126] van de Mieroop M.
Historia del Próximo Oriente antiguo ca. 3000-323 a.e.c. Trotta, 2020.
[127] Crawford HEW.
Sumer and the Sumerians. Cambridge: Cambridge University Press, 2004.
[129] Вулли Л. Ур халдеев. Москва: Издательство восточной
литературы, 1961.
[130] Канева ИТ. Шумерский язык. Санкт-Петербург:
Петербургское Востоковедение, 2006.
[131] Бырэйшит 11:4
- 4 И сказали они (друг другу):
- давайте построим себе город и башню, главою до небес;
- и сделаем себе имя, чтобы мы не рассеялись по лицу
- всей земли.
[132] Deutscher G.
Syntactic Change in Akkadian: The Evolution of Sentential Complementation.
Oxford: Oxford University Press,
2007.
[133] Азимов А. Ближний восток. История десяти тысячелетий. Пер. с англ.
Б.Э. Верпаховского. Москва: Центрполиграф, 2002.
[134] Retief FP,
Cilliers L. Mesopotamian medicine.
SAMJ. 2007;97(1)27-30.
[135] Крамер С. Шумеры. Первая цивилизация на Земле. Москва:
Центрполиграф, 2002.
[136] Потапов В. Краткий лингвистический справочник. Языки и
письменность. Москва: Фонд развития фундаментальных лингвистических
исследований, 2014.
[137] Крамер С. История начинается в Шумере. Москва: Наука,
1965.
[138] Kish, www.mapcarta.com.
[139] Hayes JL. A
Manual of Sumerian Grammar and Texts, Undena Publications, 1990.
[140] Hallo WW, Simpson
WK. The Ancient Near East: A History. New York: Harcourt Brace Jovanovich,
1971.
[141] Kelley K, Cartolano
M, Ferrara S. Seals and signs: tracing the origins of writing in ancient
South-west Asia. Antiquity. 2025;99(403)64-82.
[142] Stearns PN,
Langer WL. The encyclopedia of world history: Ancient, Medieval, and Modern,
chronologically arranged. Boston: Houghton Mifflin, 2001.
[143] Huehnergard J,
Woods C. Akkadian and Eblaite. In: Woodard RD (Ed). The Ancient Languages of
Mesopotamia, Egypt and Aksum. Cambridge/New York: Cambridge University Press,
2008.
[144] Потапов В. Краткий лингвистический справочник. Языки и письменность. Москва: Фонд развития
фундаментальных лингвистических исследований, 2014.
[145] Howard MC.
Transnationalism in Ancient and Medieval Societies: the role of cross-border
trade and travel. USA: McFarland, 2012.
[146] Misgav H, Garfinkel
Y, Ganor S. The Ostracon. In: Khirbet Qeiyafa. Vol. 1: Excavation Report
2007-2008. Jerusalem: Israel Exploration Society, 2009:243-57.
Garfinkel Y, Golub
MR, Misgav H, Ganor S. The Eshbaal Inscription. In: Khirbet Qeiyafa. Vol. 4.
Jerusalem: Israel Exploration Society, 2018.
[147] Chen YS. The
Primeval Flood Catastrophe: Origins and Early Development in Mesopotamian
Traditions. Oxford: Oxford University Press, 2013.
[148] Бырэйшит 10:1-32
- 1 А вот родословная сынов Ноаха: Шэйма, Хама и Йэфэта.
- 2 У них родились дети после потопа. Сыны Йэфэта:
- Гомэр и Магог, и Мадай, и Йаван, и Тувал, и Мэшех,
- 3 и Тирас. А сыны Гомэра: Ашкыназ и Рифат, и Тогарма.
- 4 А сыны Йавана: Элиша, Таршиш, Киттим и Доданим.
- 5 От них отделились острова народов в землях их, каждый
- по языку своему, по семьям своим, в народах своих.
- 6 7 А сыны Хама: Куш, Мицраим, Фут и Кынаан. А
- сыны Куша: Сыва, Хавила, Савта, Раама и Савтыха.
- 8 А сыны Раамы: Шева и Дыдан. А Куш родил
- 9 Нимрода; он стал на земле богатырем. Он был силь-
- ный зверолов пред Господом, поэтому говорится: как
- 10 Нимрод, сильный зверолов пред Господом. И было,
- его начальным царством был Бавэл и Эрэх, и Аккад,
- 11 и Калнэй в земле Шинар. Из земли этой вышел Ашшур
- 12 и построил Нинывэй и Рыховот־Ир, и Кэлах, И Рэсэн,
- 13 между Нинывэем и Кэлахом, это город великий. А
- Мицраим родил Лудим и Анамим, и Лыавим, и
- 14 Нафтухим, И Патрусим, и Каслухим, откуда вышли
- 15 Пылиштим и Кафторим. А Кынаан родил
- 16 Цидона, первенца своего, и Хэйта; И (роды) Йывусея,
- 17 18 и Эморея, и Гиргаши, И Хивви, и Арки, и Сини, И
- Арвади, и Цымари, и Хамати. А впоследствии рас-
- 19 сеялись племена Кынаанские. И был предел Кына-
- анеев от Цидона по направлению к Гырару, до Азы,
- по направлению в Сыдом, Амору, Адму и Цывоим, до
- 20 Лаши. Это сыны Хама по племенам их, по языкам
- 21 их, в землях их, в народах их. Родились
- (дети) и у Шэйма, отца всех сынов Эйвэра, старшего
- 22 брата Йэфэта. Сыны Шэйма: Эйлам и Ашшур, и Арпах-
- 23 шад, и Луд, и Арам. А сыны Арама: Уц и Хул, и
- 24 Гэтэр, и Маш. А Арпахшад родил Шэлаха, а Шэлах
- 25 родил Эйвэра. У Эйвэра родились два сына: имя
- одного Пэлэг, потому что во дни его разделилась земля,
- 26 а имя брата его Йоктан. А Йоктан родил Алмодада
- 27 и Шэлэфа, и Хацармавэта, и Йэраха, И Адорама,
- 28 и Узала, и Диклу, И Овала., и Авимаэйла, и Шеву,
- 29 И Офира, и Хавилу, и Йовава. Все это сыны Йоктана.
- 30 И поселения их были от Мэйши по направлению к
- 31 Сыфару, горе восточной. Это сыновья Шэйма по
- семьям их, по языкам их, по землям их, по народам их.
- 32 Вот семьи сынов Ноаха по родословию их, в народах их.
- И от них расселились народы по земле после потопа.
[150] Фридман Р. Как создавалась
Библия. Пер. с англ. Г. Ястребова. Москва: Эксмо, 2011.
[151] Герц Й. Пятикнижие и гафтарот. Ивритский текст с русским
переводом и классическим комментарием «Сончино». Москва, Иерусалим: Гешарим, 1999
(5759).
[152] Crawford H. Sumer
and the Sumerians. Cambridge: Cambridge University Press, 2004.
[153] Gaza, www.mapcarta.com.
[154] Dumper M, Stanley
BE, Abu-Lughod J. Cities of the Middle East and North Africa: A Historical
Encyclopedia. Santa Barbara, Denver, Oxford: ABC-CLIO, 2007.
[155] Filiu JP. Gaza: A
History. Oxford: Oxford University Press, 2014.
[156] Heimpel W. Das
Untere Meer. Zeitschrift für Assyriologie und Vorderasiatische Archäologie.
1987;77(1)22-91.
[157] Babylon, www.mapcarta.com.
[158] Lambert WG.
Babylon: origins. In: Cancik-Kirschbaum EC, van Ess M, Marzahn J (Eds).
Babylon: Wissenskultur in Orient Und Okzident/Science Culture Between Orient
and Occident. Berlin, Boston: Walter de Gruyter, 2011:71-6.
[159] Chandler T, Fox G.
3000 years of urban growth. New York, London: Elsevier, 2013.
[160] Nineveh, www.mapcarta.com.
[161] Всемирная история. Энциклопедия. Т. 7. Мл-Ол. Москва:
ОЛМА Медиа Групп, 2006:176-8.
[162] Chen YS. The Primeval Flood Catastrophe: Origins and Early
Development in Mesopotamian Traditions. Oxford: Oxford University Press, 2013.
[163] Kobashia T,
Severinghaus JP, Barnola JM. 4±1.5°C abrupt warming 11,270 years ago identified
from trapped air in Greenland ice. Earth and Planetary Science Letters.
2008;268(3-4)397-407.
[164] Бырэйшит 10:32, 11:8-9
- 1 А вот родословная сынов Ноаха: Шэйма, Хама и Йэфэта.
- 2 У них родились дети после потопа. Сыны Йэфэта:
- Гомэр и Магог, и Мадай, и Йаван, и Тувал, и Мэшех,
- 3 и Тирас. А сыны Гомэра: Ашкыназ и Рифат, и Тогарма.
- 4 А сыны Йавана: Элиша, Таршиш, Киттим и Доданим.
- 5 От них отделились острова народов в землях их, каждый
- по языку своему, по семьям своим, в народах своих.
- 6 7 А сыны Хама: Куш, Мицраим, Фут и Кынаан. А
- сыны Куша: Сыва, Хавила, Савта, Раама и Савтыха.
- 8 А сыны Раамы: Шева и Дыдан. А Куш родил
- 9 Нимрода; он стал на земле богатырем. Он был силь-
- ный зверолов пред Господом, поэтому говорится: как
- 10 Нимрод, сильный зверолов пред Господом. И было,
- его начальным царством был Бавэл и Эрэх, и Аккад,
- 11 и Калнэй в земле Шинар. Из земли этой вышел Ашшур
- 12 и построил Нинывэй и Рыховот־Ир, и Кэлах, И Рэсэн,
- 13 между Нинывэем и Кэлахом, это город великий. А
- Мицраим родил Лудим и Анамим, и Лыавим, и
- 14 Нафтухим, И Патрусим, и Каслухим, откуда вышли
- 15 Пылиштим и Кафторим. А Кынаан родил
- 16 Цидона, первенца своего, и Хэйта; И (роды) Йывусея,
- 17 18 и Эморея, и Гиргаши, И Хивви, и Арки, и Сини, И
- Арвади, и Цымари, и Хамати. А впоследствии рас-
- 19 сеялись племена Кынаанские. И был предел Кына-
- анеев от Цидона по направлению к Гырару, до Азы,
- по направлению в Сыдом, Амору, Адму и Цывоим, до
- 20 Лаши. Это сыны Хама по племенам их, по языкам
- 21 их, в землях их, в народах их. Родились
- (дети) и у Шэйма, отца всех сынов Эйвэра, старшего
- 22 брата Йэфэта. Сыны Шэйма: Эйлам и Ашшур, и Арпах-
- 23 шад, и Луд, и Арам. А сыны Арама: Уц и Хул, и
- 24 Гэтэр, и Маш. А Арпахшад родил Шэлаха, а Шэлах
- 25 родил Эйвэра. У Эйвэра родились два сына: имя
- одного Пэлэг, потому что во дни его разделилась земля,
- 26 а имя брата его Йоктан. А Йоктан родил Алмодада
- 27 и Шэлэфа, и Хацармавэта, и Йэраха, И Адорама,
- 28 и Узала, и Диклу, И Овала., и Авимаэйла, и Шеву,
- 29 И Офира, и Хавилу, и Йовава. Все это сыны Йоктана.
- 30 И поселения их были от Мэйши по направлению к
- 31 Сыфару, горе восточной. Это сыновья Шэйма по
- семьям их, по языкам их, по землям их, по народам их.
- 32 Вот семьи сынов Ноаха по родословию их, в народах их.
- И от них расселились народы по земле после потопа.
- 8 И рассеял их Господь
- оттуда по всей земле; и они перестали строить город.
- 9 Поэтому наречено ему имя Бавэл, ибо там смешал
- Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь
- по лицу всей земли.
[165] Kobashi T,
Severinghaus J, Brook EJ, Barnola JM, Grachev A. Precise timing and
characterization of abrupt climate change 8,200 years ago from air trapped in
polar ice. Quat. Sci. Rev. 2007;26(9-10)1212-22.
Архипов С.В. – кандидат медицинских наук, врач-хирург, травматолог-ортопед.
Цитирование
Архипов С.В. Дети человеческие: истоки библейских преданий в обозрении врача. Эссе, снабженное ссылками на интерактивный материал. 2-е изд. перераб. и доп. Йоэнсуу: Издание Автора, 2025.
Приобретение
PDF версия размещена на платформах Google Play и Google Books
Ключевые слова
ligamentum capitis femoris, ligamentum teres, связка головки бедра, история, повреждение, Библия, Тора, Архипов