Глава 2 эссе Дети человеческие: истоки библейских преданий в обозрении врача (PDF версия без иллюстраций).
Глава 2
творение людей
Согласно
второму варианту ветхозаветного предания о создании всего сущего, после появления
«земли и неба» на планете закономерно отсутствовали: «трава», «кустарник» и «человек»[1].
Вода на поверхности не наблюдалась, а выпаривалась из грунта[2],
как если бы имелась в исходном материале Земли – в протопланетном газопылевом
диске[3].
По Первой книге Моисеевой, влага сублимируется из твердой породы,
переходя в газообразное состояние, а в жидкость преобразуется посредством
конденсации, росой орошая почву[4].
Дожди еще не выпадают[5],
то есть водоемы полнятся сжижением испарений. Это противоречит первой
библейской космогонии, где говорится о видимой глазом воде на заре Творения[6].
Разъяснений ниже в тексте нет, наверно, в расчете на фрагментарное чтение и
слепое верование.
Тут
и в предыдущей части нашей работы кратко очерчены две древние концепции возникновения
неживой материи во Вселенной. Они косвенно указывают на существование некогда
различных научных школ. Следы их деятельности присутствуют в первоисточнике в
виде включений, похоже, почерпнутых в более ранних писаниях. Вариация,
изложенная в первой главе книги Бырэйшит, созвучна представлениям
египетских жрецов Гелиополиса (Annu, Heliopolis[7])[8].
Вторая, обсуждаемая здесь доктрина, напоминает мемфисское
учение, где и вода, и земная твердь существовали исходно[9].
Она более прогрессивна: по ней не океан Нун, а суша была в начале всего, при
чем еще без наличия жидкой влаги[10].
Тем самым автор вступает в заочную дискуссию, выражая собственную продуманную
позицию не как священник, но подобно независимому исследователю. Такое смелое возражение
служителям сразу обоих культов могло слишком дорого стоить, высказавшись он на
территории древнеегипетского государства.
По
анализируемой в этом разделе версии, эволюция биологических форм началась с
того, что «создал Господь Бог человека из праха земного»[11].
Позже нам станет ясно: перво-наперво сделана особь мужского пола[12].
Затем всходят растения и «сад в Эйдэне» заполняют деревья, в том числе плодовые[13].
На другом этапе, как и человека, «образовал Господь Бог из земли всех животных
полевых» (дикие виды сухопутных), «птиц небесных» (дикие пернатые) и скот (домашние
разновидности млекопитающих)[14].
Далее
мы читаем о хирургическом вмешательстве по изъятию у мужчины «одного из ребер»[15].
Операцию выполняет Всевышний с применением общей анестезии, как и положено, вызвавшей
«крепкий сон»[16]. Последующим
шагом заготовленная кость неким образом перестраивается «в женщину»[17].
Индивидуум противоположного пола взращивается из костного органа в ином специально
отведенном месте, так как, завершив весь перечень задуманных манипуляций, «Бог»
«привел» женщину «к человеку»[18].
Стихи представляются нам обоснованием патриархального социума, описываемого далее.
Не иначе, автором являлся мужчина.
![]() |
Микеланджело – Сотворение Евы (1508-1512); оригинал в коллекции wikimedia.org (CC0 – общественное достояние, фрагмент, коррекция цветопередачи). |
По
Р. Фридману, очерченная система воззрений первоначально принадлежала древнему
письменному «источнику J». Библеисты его поименовали заглавной буквой
сокращения «Jah / Yah», обозначающего Бога (Yahweh). Сочинитель того трактата неизвестен,
но, вероятно, творил в Иудеи между 828-722 гг. до совр. эры[19].
Научный взгляд на этот фрагмент Священного Писания выявляет кратчайшую обрисовку
медицинских и биотехнологических методик. К уровню уверенного владения ими мы
еще подступаем, не решив для себя этические проблемы трансформации генома гамет
и выращивания модифицированных персон. Невольно приходит мысль: стародавний
ученый, изложивший последовательность рукотворного происхождения нашего вида,
получил и по сегодняшним меркам замечательное образование. Он разбирался в
нюансах химии, биологии и медицины. Фигура разработчика второй теории Творения
и её суть, по меньшей мере, интригуют.
Истоки
представлений безвестного писателя о далеком будущем науки, несомненно, в старинных
манускриптах. У него прослеживается связь с шумерским произведением Энки и
Нинмах: сотворение человека[20].
Небылица Старовавилонского периода, то есть относящаяся к 2000-1600 гг. до
совр. эры, описывает лепку Богами из глины как мужчин, так и женщин[21].
Нужно учесть: шумеры – несемитский народ, процветавший на юге Месопотамии с
начала четвертого по конец третьего тысячелетия до совр. эры[22].
К середине третьего тысячелетия до совр. эры в их пантеоне находились сотни Божеств,
и средь них – Бог воды Энки и Богиня-мать Нинмах (Нинхурсаг)[23].
Соответственно, аналогу библейского рассказа о формовке мужчины «из праха
земного»[24]
свыше пяти тысяч лет. Миф тот сложен в Шумере, на юге междуречья Тигра и Евфрата,
вдали от Леванта (Levant[25])
и Египта.
Созидание
людей из глины упоминается и в позднейшем семитском Эпосе о Гильгамеше, зафиксированном в Вавилонии в 1800-1700 гг. до совр. эры[26].
Исследователями высказана посылка: Гильгамеш – реальная личность, жрец и военный
вождь Урука (Uruk, Erech[27]), живший ориентировочно
в 2800-2700 гг. до совр. эры[28].
По притче, герой в путешествии добывает цветок бессмертия, похищаемый змеёй[29].
Вышеупомянутое пресмыкающееся[30]
и сосредоточие жизни[31]
также фигурируют в книге Бырэйшит. Змей помогает нашим пращурам в
обретении знаний[32],
но не препятствует «жить вечно»[33],
как легендарному аккадскому страннику. Не месопотамский ли аспид, обхитрив
Гильгамеша и став нетленным[34],
вместо него обретается в «саду Эйдэнском»[35]?
Глина
применялась для изготовления хозяйственных предметов и в Древнем Египте. Бог
Хнему (Хнум), как явствует из фресок влеплял людей[36],
используя гончарный круг[37].
Культ Хнума на юге государства расцвел в Раннем царстве или в 3000-2686 гг. до
совр. эры[38]. То
есть у библейского сказания о лепке основателя человечества было как минимум
два прототипа. Одна легенда выдумана в Месопотамии, а другая на берегах Нила.
Сущность
Бога в Первой книге Моисеевой определена понятием «дух»[39].
Выдыхая, он вселяет жизнь в человека[40].
Способности Вседержителя в иудейской религии схожи с дарованиями древнеегипетского
Бога Пта. Его изображали без начала, вечным эфемерным существом, истоком всех Богов,
производившим разумом любую материальную вещь и оживлявшим всё дыханием[41].
Пта имел несколько обличий, считался создателем людей, неба, земли, моря и
бездны[42].
Четыре тысячелетия до совр. эры жрецы Мемфиса (Memphis[43])
ему приписывали качества, идентичные Богу еврейской, а затем христианской Библии,
почитали разумом Вселенной, причиной причин[44].
В первой части Священного Писания «дух Божий» поминает фараон, выслушав толкование
сновидений[45]. Иудейский
«Господь» непосредственно вещает о наличии своего «духа» в людях[46].
Из древнееврейского литературного памятника Бымидбар (Числа) явствует:
«дух Божий» нисходит на Билама (Валаама)[47].
Им исполняется и Быцалэйл (Веселеил) по книге Шемот (Исход)[48]
– продолжение Бырэйшит. Таким образом, характеристики Всевышнего в
иудаизме чрезвычайно близки суждениям египтян о верховном Божестве.
Большинство
ученых сходятся во мнении, что тексты, которые сейчас содержатся в Первой
книге Моисеевой, начали записываться где-то после установления монархии в
Израиле – в десятом веке до совр. эры[49].
С учетом продолжительного времени кодификации и длительной устной традиции Пятикнижие
может восходить к четырнадцатому веку до совр. эры[50].
Египет и Израильские царства соседствовали, что стимулировало культурное и научное
общение, но первое старше. Допустимо предположить влияние верований жителей берегов
Нила на мировоззрение основателя иудаизма, а именно на восприятие Бога. Однако
шумерологами подмечено: отдельные эпизоды ветхозаветного эпоса перекликаются и с
месопотамскими сюжетами[51]…
Библия
повествует о периоде, когда на Земле проживало два человека. В ноябре 2022
г. население планеты достигло восьми миллиардов[52].
За 35 млн. лет развития ветви с «плодом» Homo sapiens размер популяции никогда не ограничивался
несколькими индивидуумами[53].
Путем анализа генома установлено, что в экстремальнейший момент истории
Человечества, между 930±23.52 и 813±11.02 тыс. лет назад число наших предков
снижалось до 1280±131 особей[54],
но не меньше.
Как
ранее отмечено, книга Бырэйшит описывает две модификации сотворения людей.
Второй вариант кардинально отличается от первого и от смыслового наполнения мифов
Двуречья. В нем, по мнению востоковеда Сэмюэля Крамера (Samuel Noah Kramer,
1897-1990), содержится один из «самых загадочных мотивов» – сказ о возникновении
женщины[55]
из ребра мужчины, имеющий лишь отголоски в шумерских скрижалях. Так, в легенде о
стране Дильмун (Тильмун) говорится про врачевание больного ребра Бога Энки целенаправленно
материализованной Богиней Нин-ти, что значит «Госпожа ребра», а позднее называемой
«госпожа, дающая жизнь»[56].
Доисторическая женщина в нашем первоисточнике именовалась близким эпитетом: «матерью
всех живущих»[57].
Ее взрастили из ребра. Аналогичного сюжета в сказаниях шумеров пока не
обнаружено.
Опус
о лечении патологии грудной клетки и торакотомии отсутствует в цикле о
Гильгамеше, сочинявшемся на аккадском языке с конца третьего тысячелетия до
совр. эры[58],
зафиксированного в начале второго тысячелетия до совр. эры[59].
Означенный месопотамский корпус мифов включает фабулы древнейших шумерских клинописей,
а в позабытых могли присутствовать фрагменты с упоминанием ребра и преобразовании
его в женщину. Не исключено, поверье циркулировало в дошумерских былинах
Хассунской либо Самаррской культур, существовавших в Месопотамии 6.0-5.5 тыс.
лет до совр. эры[60]. Письменности
те народы не создали. Потому-то маловероятен зачаток обсуждаемой истории на
землях между Тигром и Евфратом. Достоверно о «создании» Богом подруги главному
персонажу живописуется в древнеегипетской Повести о двух братьях[61].
В ней, в отличие от Библии, способ, избранный Хнумом, не расшифровывается.
Нынешний
читатель, знакомясь с ветхозаветным преданием о творении мужчины из глины, а
женского организма – из его ребра, улыбнется. Действительно, при поверхностном восприятии
текст кажется фольклорным. Вдумчивое прочтение и оценка сути написанного с
позиций науки, не высвечивает в нём ничего невероятного. Складывается
впечатление о наличии у автора книги Бырэйшит консультанта с глубокими медико-биологическими
познаниями, обладавшего гениальной интуицией. В месопотамских мифах нет сюжетов,
вещающих о перестройке ребер. Потому-то мы склоняемся к мнению: замысливший основополагающую
часть Пятикнижия творил не в рамках шумеро-аккадской или иудейской
культуры, а в Египте.
По первой трактовке появления людей «Бог» сделал архаичных супругов «по образу Своему»[62]. Как то исполнено, не уточняется. В соответствии со второй версией, изначально лепится мужчина «из праха земного»[63]. Неоспоримо, речь идет о нашем виде, к которому надо причислить и Всевышнего. Подтверждение тому: разумность и коммуникация с Адамом на одном наречии[64]. Бог дышит[65], ходит[66], потребное берет и манипулирует[67]. Следовательно, применима дефиниция: человек формируется «по образу Божию»[68]. Более того, из смысла описания явствует, что Создатель и его «изделие» имели одинаковый пол – мужской. Патриархальность как бы закрепляется в Священном Писании: бог-мужчина дарит жизнь человеку-мужчине, а уж потом женщине.
![]() |
Микеланджело – Сотворение Адама (1511); оригинал в коллекции wikimedia.org (CC0 – общественное достояние, фрагмент, коррекция цветопередачи). |
Размножение
людей теоретически возможно посредством репродуктивного клонирования, –
преднамеренного производства генетически идентичного субъекта[69].
Пример в природе – партеногенезис, то есть тиражирование живых организмов без
партнера, приводящее к возникновению клонов. Среди позвоночных истинный
партеногенез обнаружен у шляпной акулы, крокодила, чешуйчатых рептилий:
браминовой слепой змеи и ящериц[70].
Скорее
всего, зная подобные факты, неизвестный эрудит поведал писавшему книгу Бырэйшит
о принципиальной допустимости обретения потомства изолированным существом. В
двадцатом веке Человечество, наконец, постигло, что требуется для этого. Первое
клонированное млекопитающее – овца, прозванная «Долли» (Dolly), появилась в
1996 г. с участием трех самок на 277 попытку, тем самым продемонстрировав
сложность и опасность методики[71].
По алгоритму переноса ядра соматической клетки в ооцит, успешно апробированному
на овцах, только в 2017 г. удалось клонировать примата – макаку-крабоеда[72].
К настоящему моменту во множестве стран приняты профессиональные стандарты и
законы, запрещающие репродуктивное клонирование человека[73].
До конца 2024 г. о рождении людей с поддержкой означенной технологией в
открытой печати не сообщалось. Когда-нибудь, решив моральные и юридические проблемы,
попутно усовершенствовав лабораторные процедуры, всё же удастся клонировать и вид
Homo sapiens.
«Получение»
человека «из пробирки» в прошлые эпохи – невероятное действо и в умопостроениях.
Необходимые реактивы, инструментарий, оборудование отсутствовали, кроме этого, сложнейший
инкубатор для выращивания эмбриона и кувез для выхаживания недоношенного младенца
тогда сконструировать никто не мог. Перечисленное и сегодня не доступно
большинству государств. Лежащее на поверхности объяснение слишком фантастично: первого
мужчину «изготовил» посланец инопланетной цивилизации, используя находившееся
на борту звездолета оснащение для восстановления собственных органов и самовоспроизведения.
Зыбкость высказанного в том, что следы посещения Земли из Космоса разумными существами
или мыслящими объектами не выявлены. Помимо прочего, люди незначительно
генетически отличаются от обезьян, те анатомически схожи с грызунами, близкими
к хвостатым амфибиями, бесспорно произошедшими от рыб. Эволюция жизни от
одноклеточных до Homo sapiens неопровержимо доказывается генетикой, биологией,
палеонтологией. Сходство и тех и других на уровне нуклеиновых кислот отрицать
невозможно, если, конечно, нет личной заинтересованности в обратном.
По
книге Бырэйшит, первому «искусственному индивидууму» выделяется определенный
период роста. Его продолжительность такова, что успевают произрасти деревья и
дать плоды[74]. Одновременно
библейский сад заселяется различными четвероногими животными и птицами[75].
Затем Адам переходит на этап взрослого бытия, и ему становится посильна ответственная
трудовая деятельность, направленная на самообеспечение[76].
У него развивается речь, способность осознавать обращенные к нему фразы,
запоминать и анализировать услышанное[77].
Только тогда Всевышний приступает к следующему эпизоду – «изготовлению» женщины.
Преследуя поставленную цель, сначала у мужчины извлекается «одно из ребер»[78].
Установлено, что окончательное окостенение их хрящевых моделей завершается в
18-25 лет[79]. Данные
сведения указывают, сколько приблизительно прошло времени от «зарождения» человека
до выемки у него костного органа. Еще 15-16 лет Богу потребовалось для «взращивания»
женщины. То есть пара сформировалась при возрасте супруга старше тридцати лет. Любопытно:
имя «Адам» начинает фигурировать ниже по тексту[80].
Ранее, как выразились бы систематики, «стволовой» представитель вида Homo sapiens безымянен.
События
предпоследнего акта творения людей описаны ясно и лаконично: «И навел Господь
Бог крепкий сон на человека; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и
закрыл плотию то место.»[81].
Из прочитанного представляется, что мужчина не младше 18 лет подвергается хирургической
агрессии. Перед мысленным взором нашего современника явственно возникает интерьер
операционного блока торакального отделения крупного лечебного учреждения. В нём
действует врач, поименованный «Господь Бог»[82]
дающий наркоз, будто анестезиолог. Тем самым у пациента достигается хирургическая
стадия обезболивания, сопровождающаяся угнетением сознания. Ветхозаветная
анестезия обозначается словосочетанием «крепкий сон», и он, без сомнения, медикаментозный.
В связи с риском остановки спонтанного дыхания, в операционном зале Эйдэнского
сада стоял как минимум аппарат принудительной вентиляции легких. Соответственно,
прилагался фармакологический арсенал, включавший: анальгетики, миорелаксанты, средства
для выведения и введения в наркоз.
По
Библии, мужчина погружается в сон[83]
и оперируется Богом. Возможность анестезиолога «перевоплотиться» в хирурга иллюстрирует
первое медицинское вмешательство с общим обезболиванием, сделанное в 1804 г. доктором
Сейшу Ханаока (Seishu Hanaoka, 1760-1835)[84].
Похоже, оператору из книги Бырэйшит помогали ассистенты. Их позже обезличено
упоминает Творец, говоря: «Адам стал как один из нас»[85].
Отдельных помощников – «кырувов (херувимов)» Вседержитель определил охранниками
«сада Эйдэнского»[86],
а некоторых, думается, назначил анестезистами.
![]() |
Сейшу Ханаока (19-й век) оригинал в коллекции wikimedia.org (CC0 – общественное достояние, без изменений). |
В
процессе хирургического мероприятия у пациента извлечено «одно из ребер»[87].
Это подразумевает наличие у сотворившего первый раздел Священного Писания
подготовки по нормальной анатомии. Он ведал, что в нашем теле имеются ребра числом
больше, чем «одно». Мудрец постиг основные моменты физиологии дыхания и, что газообмен
несущественно пострадает при удалении единственной кости из множества,
образующих грудную клетку. Для нас явно: в сказании говорится о резекции, то
есть удалении части правого либо левого двенадцатого ребра, ибо тотальное изъятие
с вычленением из реберно-позвоночного сустава достаточно травматично. По-видимому,
разрез располагался в подлопаточной области выше поясницы. Такой доступ к скелету
грудной стенки на начальном этапе осуществим без опасности ранения жизненно
важных органов, крупных сосудов и нервных стволов.
Выделение
ребра с аккуратным отслоением надкостницы может предотвратить разгерметизацию
плевральной полости и не нарушить вентиляцию легкого с одноименной стороны. В
случае интраоперационного осложнения, такого как пневмоторакс и коллапс
легкого, противоположное в состоянии обеспечить приемлемую оксигенацию крови.
То, что в Библии речь идет об операции, подтверждается и заключительным
действием Всевышнего, закрывающего «плотию то место»[88].
Стандартное правило заготовки массива биологических тканей в чистых условиях – сближение
краев раны и удержание их нитями, скобами, пластырями. Как поступил «Господь»[89]
оперировавший Адама – ушил или соединил кромки рассеченной кожи липкими лентами,
неизвестно и не принципиально. Во всяком случае, нам представляется исключительно
хирургическая процедура, выполненная Богом в Эйдэнском саду.
Предпринятое
обсуждение библейского текста демонстрирует, что сочинитель книги Бырэйшит был
доктор. Более предпочтительное объяснение: ведущему литератору помогал
квалифицированный хирург. Он знал порядок манипуляций оператора и понимал надобность
анестезии. Надо полагать, тот врач применял обезболивание при медицинских
вмешательствах, будучи хорошо осведомленным в нормальной морфологии человека и
биомеханике акта дыхания. Из «протокола» Эйдэнской операции понятно, что его составил
мужчина. Патриархальные сообщества преобладали в Древнем Мире, но наблюдались
исключения. Например, на Пиренейском полуострове обнаружено несколько захоронений
женщин с высоким социальным статусом, живших в конце четвертого – середине
третьего тысячелетия до совр. эры[90].
Свидетельства матриархата в архаичной Европе способны воодушевить большую и
красивейшую половину нынешнего населения континента.
После
ветхозаветной операции описывается третий акт «производства» людей, и это уже
не медицина, а биотехнология. Анализируя повествование, легко догадаться: донорская
кость куда-то транспортируется, виду того, что позднее женщина откуда-то приводится
«к человеку»[91]. Складывается
мнение: в специальных условиях ребро перестраивается в субъекта противоположного
пола. Но масса любой кости значительно меньше целого существа!
Пестование
женщины по Первой книге Моисеевой основывается на созерцании мира живой
природы. Общеизвестно: из листа травянистого растения, ветви куста, побега
дерева произрастает целый растительный организм, а из сегмента дождевого червя (Lumbricina)
формируется полноценное животное. Забор у мужчины относительно небольшой кости предполагал
эксплантацию в питательных средах. По ветхозаветной логике женщина появилась
путем вегетативного размножения сродни растению. Выращивание осуществлялось посредством
гидропонных систем в теплице либо аналогично выведению цыпленка из яйца на
птицеводческой ферме. Продвигаясь в раздумьях путем, обозначенным Библией,
нами ожидается формирование второго мужчины. Отсюда становится понятным, почему
сказитель избрал термин «перестроил»[92],
а не «произрастил». Древнему писателю было очевидно – предварительно должно
произойти значимое изменение
биологических тканей ребра.
Изложенное
в книге Бырэйшит намекает на трансформацию дезоксирибонуклеиновых кислот
(ДНК) ядер клеток. Это использует генная инженерия – новейшая совокупность
приемов и методов выделения генов. Её, естественно, не существовало в доисторические
времена, но некий безвестный ученый в юности Человечества спрогнозировал
указанную биотехнологию. Да, он мечтал, но осмысленно – «фантазировал научно».
Редактирование генома ныне освоено в широком перечне передовых лабораторий.
Пока же никакая из них не достигла уровня, позволяющего поменять пол в пробирке
и вырастить человека.
Отталкиваясь
от актуальных исследований и наработок, усматривается дополнительная причина
выбора ребра для дальнейшего переустройства. В «костном мозге» выделяют две
разновидности клеток, обладающих потенциалом дифференцироваться в иные ткани:
мезенхимальные стволовые клетки и стволовые клетки костного мозга[93].
Не их ли планировал использовать «Господь Бог»[94]?
Мы далеки от дискуссии по такому язвительному вопросу.
Набор
действий для сотворения женщины из тканей мужчины примерно понятен и гипотетически
осуществим. Библейскому биотехнологу предстояло сперва получить конкретные
клетки из изъятого ребра и преобразовать в индуцированные плюрипотентные
стволовые клетки. Подобные удалось выделить в 2006 г., хотя их потенциал
дифференцироваться в другие типы клеток осознан еще в 60-х годах прошлого века[95].
Далее следовало бы обретенные клетки разделить на два подмножества. В первом необходимо
удалить Y-хромосому, заменив
её X-хромосомой из ядер
клеток второй группы. В итоге перепрограммирования образуется массив клеток со свойственным
женщинам геномом ядра с двумя X-хромосомами.
Интересно отметить, последовательность 99.9% нуклеотидов в X-хромосоме Homo sapiens выяснена
лишь в 2020 г.[96]. Индуцированные
плюрипотентные стволовые клетки Создателю требовалось превратить в женские
половые клетки ооциты, а тщательно отобранный стимулировать к делению. Затем
предсказуемо формирование женщины в соответствии с генетической программой. Тут
есть еще нюанс. В норме с ооцитом потомству передается ДНК митохондрий матери,
а не отца…
Половые
хромосомы человека образовались из неполовых – аутосом. Эволюционно X-хромосома относительно обогатилась
генами, кодируя 800 белков, а Y-хромосома
регрессировала до сведений о 78 протеинах[97].
При этом женский организм оказывается максимально насыщен биологической
информацией в противовес мужскому, что предопределяет больший потенциал
адаптаций. Предположительно «эксклюзивные» 722 гена позволяют женщинам жить
дольше. Согласно данным проекта WorldData.info, ответственно собранным до начала
2023 г., нет региона, где продолжительность жизни женщин была бы меньше, чем у
мужчин[98].
Генетики установили, что Y-хромосома
укорачивает срок существования «сильного пола» в некоторых популяциях на 10-15
лет[99].
Именуемый в просторечии «слабый пол» в действительности прямая
противоположность: надежнее, перспективнее и здоровее мужского пола. Почему он
не доминирует?
Анализируя
современные естественнонаучные достижения, мы приходим к заключению: путем
модификации ДНК рациональнее «изготовлять» мужчин из женщин, а не наоборот.
Такое направление процесса теоретически обеспечит новым поколениям меньшие темпы
старения и низкую заболеваемость. Перечисленные качества дают существенный
выигрыш в социальном прогрессе. В рамках приведенных суждений возникает предположение:
манипуляции с ребром Адама – не выдумка инопланетянина, а умозаключение патриархального
землянина с еще скудным багажом знаний. Подспудно просматриваются мотивы: угнетение,
использование способности производить потомство и труд субъекта, обладающего
меньшей мышечной силой.
При
реализации репродуктивного клонирования модифицированные ооциты имплантируют в
матку особи того же вида и добиваются беременности. В случае её благоприятного течения
рождается однотипный представитель фауны. У людей «экстракорпоральное
оплодотворение» уже относительно широко распространено. В 1978 г. зачатие в
пробирке впервые завершилось появлением на свет здорового младенца[100].
Для реализации технологии требуется женщина детородного возраста. Мужчины
Эйдэнского сада: Бог[101],
кто-то «как один из»[102]
подобных ему, а также Адам[103]
или «кырувы» (херувимы)[104]
не могли выносить и родить ребенка по анатомическим ограничениям. Следовательно,
остается единственный вариант – инкубация в специальном устройстве и
поддержание его непрерывной работоспособности около девяти месяцев. Похожий
перспективный алгоритм размножения выработали однопроходные и рептилии, а от последних
«переняли» птицы. Как показано выше, те яйцекладущие появились позже синапсид[105],
предшественников нас, млекопитающих. С точки зрения морфологии, пернатые совершеннее
людей, сообразительны и к тому же мобильнее. Не ровен час, первые сменят вторых.
Нам видится, энциклопедист сопричастный написанию книги Бырэйшит подразумевал
приём сродни инкубации яиц. Практика искусственного выведения потомства птицы на
берегах Нила восходит приблизительно к 3000 г. до совр. эры[106]. Отдельные исследователи
полагали, что египтяне должны гордится построенными инкубаторами даже «…больше,
чем своими пирамидами»[107].
![]() |
Египетский инкубатор. Опубликовано в «The Penny Magazine», 1833 г.; оригинал в коллекции wikimedia.org (CC0 – общественное достояние, без изменений). |
Затронутые
в наших рассуждениях биотехнологии доступны продвинутым кооперациям врачей,
генетиков, биологов и биохимиков. Вместе с тем при реализации библейского плана
редактирования генетического кода не обойтись без внушительных знаний, должного
материально-технического оснащения, специализированных помещений, отточенных
навыков и огромного опыта, добытого в экспериментах. Репродуктивное
клонирование и генная модификация людей реализуемы. Препятствие для дальнейшего
обсуждения – «доисторичность» событий первой части Священного Писания. По
тексту они произошли задолго до ранних цивилизаций и пришествия на свет их основателей.
Мы
не располагаем фактами о прибытии в архаичные времена на Землю одинокого мужчины,
принадлежащего разумной общности инопланетян. Отсутствуют сведения и о клонировании
им себя «по образу Своему»[108].
Нами отвергается, что ткани клона он «перестроил»[109]
в лицо противоположного пола. При успехе в учреждении семьи людей, маловероятна
организация космическим пришельцем на пустынной планете среды их обитания,
включая насаждение сада с плодовыми и волшебными деревьями «жизни» и «познания»[110].
Эти размышления, как не имеющие отношения к реальной эволюции Homo sapiens, необходимо передать в
разработку фантастам и режиссерам кинолент. Даровитые выдумщики эпопей типа Властелин
колец или Звездные войны не начинали повествовать из такого далека.
Кто
автор обрисованной медико-биологической стратегии – интереснейшая научная
загадка. Складывается впечатление, незнакомый нам литератор зафиксировал воззрения
старейшего из ученых провидцев со своеобычным мнением по поводу возникновения материального
Мира. Язык сказания характеризует личность, не погруженную в естествознание. Тем
не менее в книге Бырэйшит присутствуют оттиски разума неведомого талантливого
медика-мужчины. Выяснение, как его имя может приблизить нас к пониманию начального
этапа составления библейской одиссеи. Параллельно мы надеемся выявить и территорию,
где рождена «научная легенда» о рукотворном происхождении людей. Пока примерно
представляется, что «семена» нашего первоисточника взошли не ранее трех
тысячелетий до совр. эры в Древнем Египте или в Месопотамии. Обоснования
озвученной предварительной точки зрения: отзвук перипетий странствий Гильгамеша[111],
лечение Бога Энки[112],
эпизоды египетской Повести о двух
братьях[113],
космология Мемфиса и Гелиополиса[114],
а также инкубаторы долины Нила[115].
Анализ
первой части Пятикнижия позволил нам выдвинуть гипотезу: впервые проект искусственного
размножения Homo sapiens
разработал гениальный врач-энциклопедист. По авторитетной библеистике его помыслы
положены на писчий материал между 828-722 гг. до совр. эры в Южном израильском царстве
(Иудее)[116].
Очерченный период есть позднейший временной отрезок «кристаллизации» сверхоригинального
принципа сотворения человека. Причем датировка возникновения вышеозначенной
идеи связана с уровнем развития медицины. Предположение выдвигается нами пока
на зыбком фундаменте – палеоученым упоминается операция под наркозом. Скупые и
выверенные действия Творца, в нашем представлении хирурга-биотехнолога, сообщают
убедительности истории в целом. Указанное было способно вызвать доверие к преданию
и у простолюдинов, и в образованной прослойке любого древнего социума.
Для
грядущего комментирования Первой книги Моисеевой важно конкретизировать,
когда вообще стали выполняться лечебные манипуляции с тотальной анестезией. Нам
мыслится, это поможет в уточнении эпохи формулировки ветхозаветного плана
создания «синтетической» популяции людей. Представляется, то будет самая ранняя
оценка из всех возможных.
ссылки на источники
[1] Бырэйшит 2:4-5
- 4 Вот происхождение неба и земли при сотворении их, во
- 5 время создания Господом Богом земли и неба. Никако-
- го же кустарника полевого еще не было на земле, и
- никакая трава полевая еще не росла: ибо дождя не по-
- сылал Господь Бог на землю, и человека не было для
- возделывания земли;
[3] Hazen RM. The
Origin and Evolution of Earth: From the Big Bang to the Future of Human
Existence. Course Guidebook. United States of America: The great courses, 2013.
Bouvier A, Wadhwa M. The age of
the Solar System redefined by the oldest Pb–Pb age of a meteoritic inclusion.
Nature geoscience. 2010;3(9)637-41.
[5] Бырэйшит 2:5
- 5 время создания Господом Богом земли и неба. Никако-
- го же кустарника полевого еще не было на земле, и
- никакая трава полевая еще не росла: ибо дождя не по-
- сылал Господь Бог на землю, и человека не было для
- возделывания земли;
[7] Heliopolis, www.mapcarta.com.
[8] Бадж У. Древний Египет: духи, идолы, боги. Пер. с англ. Л.А. Игоревского. Москва: Центрполиграф,
2009.
[9] Рак ИВ. Египетская мифология. Москва: ТЕРРА - Книжный
клуб, 2004.
[10] Бырэйшит 2:5-6
- 5 время создания Господом Богом земли и неба. Никако-
- го же кустарника полевого еще не было на земле, и
- никакая трава полевая еще не росла: ибо дождя не по-
- сылал Господь Бог на землю, и человека не было для
- возделывания земли;
- 6 возделывания земли; И пар поднимался с земли и
- орошал все лицо земли.
[11] Бырэйшит 2:7
- 7 орошал все лицо земли. И создал Господь Бог чело-
- века из праха земного, и вдунул в ноздри его дыхание
- жизни, и стал человек существом живым.
[12] Бырэйшит 2:23
- 23 И сказал человек: сей раз это кость от
- моих костей и плоть от плоти моей; она будет называться
- иша (женщина), ибо от иш (мужчины) взята она.
[13] Бырэйшит 2:8-9
- 8 жизни, и стал человек существом живым. И насадил
- Господь Бог сад вЭйдэне с востока, и поместил там чело-
- 9 века, которого создал. И произрастил Господь Бог из
- земли всякое дерево, приятное на вид и годное в пищу,
- и дерево жизни посреди сада, и дерево познания добра
- и зла.
[14] Бырэйшит 2:19-20
- 19 И образовал Господь Бог из
- земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и
- привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их. И
- как назовет человек всякое живое существо, так и имя его.
- 20 И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным,
- и всем зверям полевым; а для человека не нашел О н
- подмоги соответственной.
[15] Бырэйшит 2:21
- 21 И навел Господь Бог крепкий
- сон на человека; и, когда он уснул, взял одно из ребер
- его, и закрыл плотию то место.
[16] Бырэйшит 2:21
- 21 И навел Господь Бог крепкий
- сон на человека; и, когда он уснул, взял одно из ребер
- его, и закрыл плотию то место.
[17] Бырэйшит 2:22-23
- 22 И перестроил Господь
- Бог ребро, которое взял у человека, в женщину, и привел
- 23 ее к человеку. И сказал человек: сей раз это кость от
- моих костей и плоть от плоти моей; она будет называться
- иша (женщина), ибо от иш (мужчины) взята она.
[18] Бырэйшит 2:22
- 22 И перестроил Господь
- Бог ребро, которое взял у человека, в женщину, и привел
- ее к человеку.
[19] Фридман Р. Как создавалась Библия. Пер. с англ. Г.
Ястребова. Москва: Эксмо, 2011.
[20] Крамер С. Шумеры. Первая цивилизация на Земле. Москва:
Центрполиграф, 2002.
[21] Benito CA. «Enki
and Ninmah» and «Enki and the World Order». A dissertation in oriental studies.
University of Pennsylvania, 1969.
[22] Kramer SN.
Sumerian Literature; A Preliminary Survey of the Oldest Literature in the
World. Proceedings of the American Philosophical Society. 1942;85(3)293-323.
[23] Крамер С. Шумеры. Первая цивилизация на Земле. Москва:
Центрполиграф, 2002.
[24] Бырэйшит 2:7
- 7 И создал Господь Бог чело-
- века из праха земного, и вдунул в ноздри его дыхание
- жизни, и стал человек существом живым.
[25] Levant, www.mapcarta.com.
[26] Крамер С. История начинается в Шумере. Москва: Наука,
1965.
[27] Uruk, www.mapcarta.com.
[28] Дьяконов ИМ. Эпос о Гильгамеше. Пер. с аккадского.
Москва, Ленинград: Издательство Академии Наук СССР, 1961.
[29] Дьяконов ИМ. Эпос о Гильгамеше. Пер. с аккадского.
Москва, Ленинград: Издательство Академии Наук СССР, 1961.
[30] Бырэйшит 3:1
- 1 Змей же был хитрее всех зверей полевых, которых создал
- Господь Бог. И сказал он жене: подлинно ли сказал Бог:
- "не ешьте ни от какого дерева в саду..."?
[31] Бырэйшит 3:22,24
- 22 И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из нас
- в познании добра и зла, и теперь как бы не простер он
- руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не поел,
- и не стал жить вечно.
- 24 И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Эйдэнского
- кырувов (херувимов) и острие меча вращающегося, чтобы
- охранять путь к дереву жизни.
[32] Бырэйшит 3:4-6
- 4 И сказал змей жене: умереть не умрете,
- 5 Но знает Бог, что в день, в который поедите от него,
- откроются глаза ваши, и вы будете, как великие, знающие
- 6 добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для
- еды, и что оно услада для глаз и вожделенно дерево
- для познания; и взяла плодов его, и ела; и дала также
- мужу, (что) с нею, и он ел.
[33] Бырэйшит 3:22-23
- 22 И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из нас
- в познании добра и зла, и теперь как бы не простер он
- руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не поел,
- 23 и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада
- Эйдэна, чтобы возделывал землю, из которой он взят.
[34] Дьяконов ИМ. Эпос о Гильгамеше. Пер. с аккадского.
Москва, Ленинград: Издательство Академии Наук СССР, 1961.
[35] Бырэйшит 2:15, 3:1
- 15 Четвертая река Пырат. И взял
- Господь Бог человека, и поместил его в саду Эйдэнском,
- чтобы возделывал его и хранил его.
- 1 Змей же был хитрее всех зверей полевых, которых создал
- Господь Бог. И сказал он жене: подлинно ли сказал Бог:
- "не ешьте ни от какого дерева в саду..."?
[36] Викентьев ВМ. Древне-египетская Повесть о двух
братьях. Культурно-исторические памятники древнего востока. Под общ. ред. проф.
Б.А. Тураева; Выпуск 4. Москва: Тов. скоропечатни А.А. Левинсон, 1917.
[37] Бадж ЭАУ. Древний Египет: духи, идолы, боги. Москва:
ЗАО Центрполиграф, 2009.
[38] Миронова АВ. Праздник Хнума и праздник Нового года в
Элефантины эпохи Хатшепсут и Тутмоса III. Вопросы эпиографики. Выпуск 6.
Москва: Русский Фонд Содействия Образованию и Науки, 2012:167.
Malek J. The Old Kingdom (c.
2686-2160 BC). In: Shaw I (Ed). The Oxford History of Ancient Egypt. Oxford:
Oxford University Press, 2003;83-107.
[39] Бырэйшит 1:2
- 2 Земля же была
- пуста и хаотична, и тьма над бездною; и дух Божий ви-
- тал над водою.
[40] Бырэйшит 2:7
- 7 И создал Господь Бог чело-
- века из праха земного, и вдунул в ноздри его дыхание
- жизни, и стал человек существом живым.
[41] Бадж ЭАУ. Древний Египет: духи, идолы, боги. Москва: ЗАО Центрполиграф, 2009.
[42] Тураев Б. Пта. Энциклопедический словарь Брокгауза и
Ефрона в 86-х т. Санкт-Петербург, 1898.Т.25a:712.
[43] Memphis, www.mapcarta.com.
[44] Бадж ЭАУ. Древний Египет:
духи, идолы, боги. Москва: ЗАО Центрполиграф, 2009.
[45] Бырэйшит 41:38
- 38 И сказал Паро рабам своим: найдем ли мы та-
- кого, как о н ,״ человека, в котором дух Божий?
[46] Бырэйшит 6:3
- 3 И сказал Господь: да
- не борется дух Мой в человеке вечно, потому что он
- плоть; пусть будут дни его сто двадцать лет.
[47] Бымидбар 24:2
- 2 И поднял Билам
- глаза свои, и увидел Исраэйля, расположившегося по
- коленам своим, и снизошел на него дух Божий.
[48] Шемот 31:1-3
- 1 И сказал Господь Моше,
- 2 говоря: Смотри, Я призвал именно Быцалэйла, сына
- 3 Ури, сына Хура, из колена Йыудина. И Я исполнил
- его духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и
- всяким искусством,
[49] Suggs MJ, Sakenfeld KD, Mueller
JR (Eds). The Oxford Study
Bible. Revision English Bible with Apocrypha. New York: Oxford University
press, 1992.
[50] Щедровицкий
Д. Введение в Ветхий Завет. Книга Бытия. Москва: Теревинф, 2012.
[51] Крамер С. Шумеры. Первая цивилизация на Земле. Москва:
Центрполиграф, 2002.
[52] Adam D. The World
Population Just Hit 8 Billion, and Here’s How It Will Continue to Grow.
Scientific American. Nature. November 15, 2022.
[53] Takahata N. Allelic
genealogy and human evolution. Molecular biology and evolution. 1993;10(1)2-22.
[54] Hu W, Hao Z, Du P,
Di Vincenzo F, Manzi G, Cui J, Fu Y-X, Pan Y-H, Li H. Genomic inference of a
severe human bottleneck during the Early to Middle Pleistocene transition. Science. 2023;381(6661)979-84.
[55] Бырэйшит 2:22-23
- 22 И перестроил Господь
- Бог ребро, которое взял у человека, в женщину, и привел
- 23 ее к человеку. И сказал человек: сей раз это кость от
- моих костей и плоть от плоти моей; она будет называться
- иша (женщина), ибо от иш (мужчины) взята она.
[56] Крамер С. Шумеры. Первая цивилизация на Земле. Москва:
Центрполиграф, 2002.
[57] Бырэйшит 3:20
- 20 И нарек Адам имя жене
- своей Хавва, ибо она была матерью всех живущих.
[58] Дьяконов ИМ. Эпос о Гильгамеше. Пер. с аккадского.
Москва, Ленинград: Издательство Академии Наук СССР, 1961.
[59] Крамер С. История начинается в Шумере. Москва: Наука, 1965.
[60] Hann G, Dabrowska
K, Townsend-Greaves T. Iraq: The Ancient Sites and Iraqi Kurdistan. Guilford:
Bradt Travel Guides, 2015.
[61] Викентьев ВМ. Древне-египетская Повесть о двух братьях. Культурно-исторические памятники древнего востока. Под
общ. ред. проф. Б.А. Тураева; Выпуск 4. Москва: Тов. скоропечатни А.А.
Левинсон, 1917.
[62] Бырэйшит 1:27
- 27 И сотворил Бог
- человека по образу Своему, по образу Божию сотворил
- его; мужчину и женщину — сотворил Он их.
[63] Бырэйшит 2:7
- 7 И создал Господь Бог чело-
- века из праха земного, и вдунул в ноздри его дыхание
- жизни, и стал человек существом живым.
[64] Бырэйшит 2:16-17,19-20,23, 3:12
- 16 И заповедал
- Господь Бог человеку, сказав: от всякого дерева сада ты
- 17 можешь есть, А от дерева познания добра и зла, —
- не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от
- него, смертию умрешь.
- 19 И образовал Господь Бог из
- земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и
- привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их. И
- как назовет человек всякое живое существо, так и имя его.
- 20 И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным,
- и всем зверям полевым; а для человека не нашел Он
- подмоги соответственной.
- 23 И сказал человек: сей раз это кость от
- моих костей и плоть от плоти моей; она будет называться
- иша (женщина), ибо от иш (мужчины) взята она.
- 12 Я заповедал тебе не есть от него, ел ты? И сказал
- Адам: жена, которую Ты дал мне, она дала мне от дерева,
- и я ел.
[65] Бырэйшит 2:7
- 7 И создал Господь Бог чело-
- века из праха земного, и вдунул в ноздри его дыхание
- жизни, и стал человек существом живым.
[66] Бырэйшит 3:8
- 8 И услышали голос
- Господа Бога, ходящего в саду в прохладе дня; и спря-
- тался Адам и жена его от Господа Бога среди деревьев
- сада.
[67] Бырэйшит 2:21
- 21 И навел Господь Бог крепкий
- сон на человека; и, когда он уснул, взял одно из ребер
- его, и закрыл плотию то место.
[68] Бырэйшит 1:27
- 27 И сотворил Бог
- человека по образу Своему, по образу Божию сотворил
- его; мужчину и женщину — сотворил Он их.
[69] National Research
Council [etc]. Scientific and medical aspects of human reproductive cloning.
Washington: National Academies Press, 2002.
[70] Ryskov AP, Osipov
FA, Omelchenko AV, Semyenova SK, Girnyk AE, Korchagin VI, ... Murphy RW. The
origin of multiple clones in the parthenogenetic lizard species Darevskia
rostombekowi. PLOS ONE. 2017;12(9)e0185161.
Booth W, Levine BA, Corush JB,
Davis MA, Dwyer Q, De Plecker R, Schuett GW. Discovery of facultative
parthenogenesis in a new world crocodile. Biology Letters. 2023;19(6)20230129.
[71] Williams N. Death
of Dolly marks cloning milestone. Current Biology. 2003;13(6)R209-10.
[72] Liu Z, Cai Y, Wang
Y, Nie Y, Zhang C, Xu Y, ... Sun Q. Cloning of macaque monkeys by somatic cell
nuclear transfer. Cell. 2018;172(4)881-7.
[73] Lo B, Parham L,
Alvarez-Buylla A, Cedars M, Conklin B, Fisher S, ... Wagner R. Cloning mice and
men: prohibiting the use of iPS cells for human reproductive cloning. Cell Stem
Cell. 2010;6(1)16-20.
[74] Бырэйшит 2:8-9
- 8 И насадил
- Господь Бог сад вЭйдэне с востока, и поместил там чело-
- 9 века, которого создал. И произрастил Господь Бог из
- земли всякое дерево, приятное на вид и годное в пищу,
- и дерево жизни посреди сада, и дерево познания добра
- и зла.
[75] Бырэйшит 2:19-20
- 19 И образовал Господь Бог из
- земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и
- привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их. И
- как назовет человек всякое живое существо, так и имя его.
- 20 И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным,
- и всем зверям полевым; а для человека не нашел Он
- подмоги соответственной.
[76] Бырэйшит 2:15
- 15 И взял
- Господь Бог человека, и поместил его в саду Эйдэнском,
- чтобы возделывал его и хранил его.
[77] Бырэйшит 2:16-17,19-20
- 16 И заповедал
- Господь Бог человеку, сказав: от всякого дерева сада ты
- 17 можешь есть, А от дерева познания добра и зла, —
- не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от
- него, смертию умрешь.
- 19 И образовал Господь Бог из
- земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и
- привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их. И
- как назовет человек всякое живое существо, так и имя его.
- 20 И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным,
- и всем зверям полевым; а для человека не нашел О н
- подмоги соответственной.
[78] Бырэйшит 2:21
- 21 И навел Господь Бог крепкий
- сон на человека; и, когда он уснул, взял одно из ребер
- его, и закрыл плотию то место.
[79] Привес МГ, Лысенков НК,
Бушкевич ВИ. Анатомия человека. Москва: Медицина, 1985.
[80] Бырэйшит 2:25
- 25 И были они оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.
[81] Бырэйшит 2:21
- 21 И навел Господь Бог крепкий
- сон на человека; и, когда он уснул, взял одно из ребер
- его, и закрыл плотию то место.
[82] Бырэйшит 2:21
- 21 И навел Господь Бог крепкий
- сон на человека; и, когда он уснул, взял одно из ребер
- его, и закрыл плотию то место.
[83] Бырэйшит 2:21
- 21 И навел Господь Бог крепкий
- сон на человека; и, когда он уснул, взял одно из ребер
- его, и закрыл плотию то место.
[84] Kotler
DL, Hirose
H, Yeo CJ, Cowan SW. Dr. Seishu Hanaoka (1760–1835): Surgeon, Pharmacist,
and Anesthesiologist. The American Surgeon. 2014;80(1)7-9.
[85] Бырэйшит 3:22
- 22 И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из нас
- в познании добра и зла, и теперь как бы не простер он
- руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не поел,
- и не стал жить вечно.
[86] Бырэйшит 3:24
- 24 И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Эйдэнского
- кырувов (херувимов) и острие меча вращающегося, чтобы
- охранять путь к дереву жизни.
[87] Бырэйшит 2:21
- 21 И навел Господь Бог крепкий
- сон на человека; и, когда он уснул, взял одно из ребер
- его, и закрыл плотию то место.
[88] Бырэйшит 2:21
- 21 И навел Господь Бог крепкий
- сон на человека; и, когда он уснул, взял одно из ребер
- его, и закрыл плотию то место.
[89] Бырэйшит 2:21
- 21 И навел Господь Бог крепкий
- сон на человека; и, когда он уснул, взял одно из ребер
- его, и закрыл плотию то место.
[90] Sanjuán LG,
Ramírez-Cruzado S, Díaz-Guardamino M, Rodríguez JAL, Romero TD, Vargas JÁA, ...
Guinea FM. A multi-analytical study of the Montelirio beaded attires: Marine
resources, sumptuary crafts, and female power in copper age
Iberia. Science Advances. 2025;11(5)eadp1917.
[91] Бырэйшит 2:22
- 22 И перестроил Господь
- Бог ребро, которое взял у человека, в женщину, и привел
- ее к человеку.
[92] Бырэйшит 2:22
- 22 И перестроил Господь
- Бог ребро, которое взял у человека, в женщину, и привел
- ее к человеку.
[93] Mahla RS. Stem
cells applications in regenerative medicine and disease therapeutics.
International journal of cell biology. 2016;2016:6940283.
[94] Бырэйшит 2:21
- 21 И навел Господь Бог крепкий
- сон на человека; и, когда он уснул, взял одно из ребер
- его, и закрыл плотию то место.
[95] Gurdon JB, Melton
DA. Nuclear reprogramming in cells. Science. 2008;322(5909)1811-5.
Yoshida Y, Yamanaka S. Recent
stem cell advances: induced pluripotent stem cells for disease modeling and
stem cell–based regeneration. Circulation. 2010;122(1)80-7.
[96] Miga KH, Koren S,
Rhie A, Vollger MR, Gershman A, Bzikadze A, ... Phillippy AM.
Telomere-to-telomere assembly of a complete human X chromosome. Nature.
2020;585(7823)79-84.
[97] Bachtrog D.
Y-chromosome evolution: emerging insights into processes of Y-chromosome
degeneration. Nature Reviews Genetics.
2013;14(2)113-24.
[98] WorldData, www.worlddata.info.
[99] Marais GA, Gaillard
JM, Vieira C, Plotton I, Sanlaville D, Gueyffier F, Lemaitre JF. Sex gap in
aging and longevity: can sex chromosomes play a role? Biology of sex
differences. 2018;9(1)1-14.
[100] Cohen ME. The «brave
new baby» and the law: Fashioning remedies for the victims of in vitro
fertilization. American Journal of Law & Medicine. 1978;4(3)317-36.
[101] Бырэйшит 3:8
- 8 И услышали голос
- Господа Бога, ходящего в саду в прохладе дня; и спря-
- тался Адам и жена его от Господа Бога среди деревьев
- сада.
[102] Бырэйшит 3:22
- 22 И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из нас
- в познании добра и зла, и теперь как бы не простер он
- руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не поел,
- и не стал жить вечно.
[104] Бырэйшит 3:24
- 24 И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Эйдэнского
- кырувов (херувимов) и острие меча вращающегося, чтобы
- охранять путь к дереву жизни.
[105] Laurin M, Reisz RR.
A reevaluation of early amniote phylogeny. Zoological Journal of the Linnean
Society. 1995;113(2)165-223.
[106] Adame MM, Yusuf Y,
Kuda NT. Influences of Types of Incubators on Hatchability of Eggs. Advances in
Applied Sciences. 2023;8(3)80-5.
[107] El-Ibiary HM. The
Old Egyptian Method of Incubation. World’s Poultry Science Journal, 1946;2(3)92-8.
[108] Бырэйшит 1:27
- 27 И сотворил Бог
- человека по образу Своему, по образу Божию сотворил
- его; мужчину и женщину — сотворил Он их.
[109] Бырэйшит 2:22-23
- 22 И перестроил Господь
- Бог ребро, которое взял у человека, в женщину, и привел
- 23 ее к человеку. И сказал человек: сей раз это кость от
- моих костей и плоть от плоти моей; она будет называться
- иша (женщина), ибо от иш (мужчины) взята она.
[110] Бырэйшит 2:9
- 9 И произрастил Господь Бог из
- земли всякое дерево, приятное на вид и годное в пищу,
- и дерево жизни посреди сада, и дерево познания добра
- и зла.
[111] Дьяконов ИМ. Эпос о Гильгамеше. Пер. с аккадского.
Москва, Ленинград: Издательство Академии Наук СССР, 1961.
[112] Крамер С. Шумеры. Первая цивилизация на Земле. Москва:
Центрполиграф, 2002.
[113] Викентьев ВМ. Древне-египетская Повесть о двух
братьях. Культурно-исторические памятники древнего востока. Под общ. ред. проф.
Б.А. Тураева; Выпуск 4. Москва: Тов. скоропечатни А.А. Левинсон, 1917.
[114] Бадж У. Древний Египет: духи, идолы, боги. Пер. с
англ. Л.А. Игоревского. Москва: Центрполиграф, 2009.
Рак ИВ. Египетская мифология. Москва: ТЕРРА - Книжный
клуб, 2004.
[115] Adame MM, Yusuf Y,
Kuda NT. Influences of Types of Incubators on Hatchability of Eggs. Advances in
Applied Sciences.
2023;8(3)80-5.
Архипов С.В. – кандидат медицинских наук, врач-хирург, травматолог-ортопед.
Цитирование
Архипов С.В. Дети человеческие: истоки библейских преданий в обозрении врача. Эссе, снабженное ссылками на интерактивный материал. 2-е изд. перераб. и доп. Йоэнсуу: Издание Автора, 2025.
Приобретение
PDF версия размещена на платформах Google Play и Google Books
Ключевые слова
ligamentum capitis femoris, ligamentum teres, связка головки бедра, история, повреждение, Библия, Тора, Архипов