Этюд с упоминанием LCF основан на Прологе и Эпилоге эссе: Архипов СВ. Дети человеческие: истоки библейских преданий в обозрении врача. Йоэнсуу: Издание Автора, 2025.
С.В.
Архипов
Сцена
Нурмес
– малоречивый городок, заякорившийся средь волн изумрудных сопок Северной
Карелии. Ночами, окна и фонари поселения отражаются в сопредельных озерах, подобно
огням внушительного корабля в зеркале рейда. Днями вдоль протяженной улицы-палубы,
мимо березовых мачт неспешно шествуют умудренные «пассажиры» и проносятся говорливые
«велоюнги». Пронзительный клекот чаек, влажный порывистый ветер, рокот катеров,
сверкающая рябь и изобилие шлюпок не оставляют сомнений в том, где ты
находишься.
Лайнер надежно удерживают незримые
цепи, и, верно, поэтому, вопреки плещущимся водам, качка неощутима. Огромное судно
даже не кренится под тяжестью въезжающих по мостам груженых автомобилей и железнодорожных
вагонов. Бескозырок не видно, но флотский порядок кругом подразумевает – моряки
добросовестно несут свою вахту. Вместо кратких ударов в рынду часы ими отмериваются
колокольным благовестом, стелющимся над акваторией. Того и гляди отзвучит оригинальная
склянка, переливчато запоет боцманская дудка – «Все наверх!», а шкипер прикажет:
«Поднять паруса!». Команда явно готовится к рейсу, звонко роняет и гулко
скатывает бревна, вероятно, в трюм. В светлое время проплывающим лодкам трудники
салютуют радужными фонтанами поливальных машин, а в сумраке предупредительно озаряют
розово-золотистым свечением фарватер и заодно небесную твердь. Воздух насыщен ароматом
распиленного смолистого леса, прозрачен, напорист и свеж. Кэп медлит, дожидаясь
то ли прилива, то ли попутного бриза, а может, заветной приметы, по которой отправится
в путь.
Исподволь застывшее волнение
малахитовых холмов инкрустируется мерцающим мрамором. Сквозь морозное марево
город-ковчег подсвечивается скупым медным Солнцем, зависшим у извилистой кромки
близкого горизонта. Постепенно величественная ладья украшается искрящимися
снежинками, пленяется льдами и погружается в сосредоточенную задумчивость. Царит
ощущение зимовки затертой в торосах морской экспедиции, охраняемой суровыми
айсбергами. Везде режущая взор белизна и недвижимая тишь. Лишь только изредка
слышно, как дятел починяет рангоут, хлёстко вбивая в него пару-тройку гвоздей.
Умиротворение…
Вдруг, – в конце лаконичных приарктических
суток происходит загадочное оживление пейзажа. Повсюду зажигаются цветные гирлянды,
возгораются лампады у входов и за стеклами жилищ. Рукотворным свершениям вторят
всполохи полярных сияний, заволакивающих перламутром гроздья ослепительных созвездий.
Земные и заоблачные светляки перемигиваются,
напоминая друг другу о неком грядущем событии.
Однажды подмеченная тайность
разъясняется: и почему капитан задержался с отплытием, и чего ожидал экипаж драккара-полуострова
и Мир. В тот вечер учащаются вспышки проемов дверей, а иссинемолочные тропы
заполняют спешащие силуэты. Впотьмах их ручейки, огибая сугробы, жестикулируют,
скрипят рыхлым пухом и парят, будто дымные линкоры в походе. Окрестность стремится
ко Храму, что взвился к чёрнобездонному своду, увенчанному Вифлеемской звездой.
Словно по сигналу корабельного горна, сбежавшиеся сгрудились возле подмостков, точно
матросы у рубки. Поплотнее укутавшись от летящих хладных кристаллов, разновозрастное сообщество благоговейно замирает в предвкушении
действа.
Драма «Иммануил»
И разверзлась
антрацитно-студеная мгла. И возник уголок Назарета, непостижимо завязший в безбрежных
снегах. И отнюдь никого не смутила ни южность местечка, ни плотник Иосиф в
утепленном наряде. И вот, размеренную праведность краснодеревщика рассекает нисшедший
Архангел. И, предстоя на пригорке в блистающем оттиске канувшей в Лету Луны, Посланец
вещает: «…не бойся принять Марию, жену твою,» ибо по пророку она: «…родит Сына,
и нарекут имя Ему Еммануил»!
Смиренное смятение мужа во
взрослом собрании вызывает мозаику чувств. Как будет всё дальше? Не изгнал!
Приветил! Сажает на пони, влечет торопливо прочь через тьму. Позади – посвист
вьюги, сверху – тянутся еловые лапы, по сторонам – притихший зритель, впереди –
неизвестность.
Грозный Ирод мрачно внемлет речь
степенную волхвов, о скором рождении и восшествии на престол Вселенского Правителя.
В отчаянном страхе крушения власти царь-лютый шлет войско чадам в погибель. С
копьями и факелами, не дрогнув душою, злодеи ретиво бросаются вслед беглецам.
Мечутся путники, ищут в
буране приюта и не находят состраданья вокруг. Отвергнув гонимых, не ведают
люди, что близится миг их расплаты детьми.
Эпизод постановки
завораживает, окончательно сковывая созерцателей. Воспоминания воскрешают ужас
собственных предков, неоднократно спасавшихся от супостата с узлами скарба и
безысходной обездоленностью на плечах. Немощных и малолетних настигала длань
лихолетий, отливая иконописные облики почивших из сплава ненависти и печали в
памяти оставшихся чудом в живых.
Пещерка в заснеженном склоне
укрыла беглянку, а рядом в тревоге ступает Иосиф. Приостанавливаясь, старец всплескивает
озябшими руками и сокрушенно оглядывает подножье своего возвышения. Чуть ниже,
также волнуясь, раскинулось терпеливое море блещущих искренних глаз. С каждой
секундой мороз свирепеет: обжигает напряженные лица, студит кисти и яростней
хлещет поземь. Натиски завихрений пурги и пронзающий холод усугубляют испытание
воли и Веры.
Как яркий проблеск маяка в
кромешном мраке, внезапно к небу вознесся новорожденного вскрик. Откинув завесу,
выносит из грота Мария дитя на заклание и во спасенье толпе. Подходят учтиво мудрецы
с пастухами, спускаются Ангелы Божии, склоняются вершины косматых сосен и ветви
прозрачных берез. Приближающиеся горние светила пристально всматриваются в
сердца свидетелей произошедшего.
Дивертисмент
Некогда безликая, молчаливая
разрозненность пробуждается, объединяется воодушевлением, улыбаясь, гомонит на всевозможные
лады, пускается в пляс под незамысловатую мелодию и трогательный напев.
Он явился!
Всеобщую радость заслоняет знание
судьбы младенца, туманит думы об уготованной участи Сыну Человеческому.
Преображенная публика, направляясь
к домашнему уюту, осторожно прячет от колючей метели в заиндевелых ладонях, робкую
пламень обретенных свечей Рождества. Доселе задернутый воронёной драпировкой город-корабль
– светлеет. Улицами овладевает приподнятая суета, ровно набережной при встрече вернувшейся
в порт флотилии. Расходящиеся мысленно переносятся из современного Нурмеса в новозаветный
Вифлеем и далее – к истокам библейских преданий. В те минуты очевидцы и актеры воспаряют
над тяготами повседневья, забывают о бренном здоровье, зрят луч надежды в бытие.
Дивным образом становится много теплее внутри и снаружи.
Каким был родившийся той ночью
и жил ли в действительности? Существовало ль Святое Семейство, ныне неусыпно радеющее
о нас в божественной обители? Когда странствовали по Земле их ветхозаветные пращуры
и откуда пришли? В какую эпоху и где началась эта эпическая история? Кем она написана
и зачем перекроена в легенду?
Прелюдия
Завершилось
духоподъемное представление в финском Нурмесе, пересказавшее сюжет рождения
новозаветного Еммануила в иудейском Вифлееме. Озаряемая полярным сиянием
публика поспешила с мороза к теплу очагов. Кто-то расставил яства и налил
глёги, а нами раскрыты фолианты. Их корешки и обрезы преломили библейский эпос,
как грани хрустальных призм расщепляют белый луч на радужное разноцветье.
Творение и Рождение
И узрели мы, – вначале было движение, и не ясно чего и отчего, и
непонятно в точности, где и когда. И древнейшим движением явилось творение, и
ничего ранее не было, и движения в том числе. И оно стало вступительным
аккордом созидания Космоса, ведомого нам. И если и было что прежде, то не
известно, что было и было ли, вообще, это: Нечто, Некто или Ничто. И возникло
движение, и образовался Мир, и всё в нём пришло в движение. И до сего дня всё в
движении и будет в движении, и есть движение. И прекратится движение,
опять-таки, неким движением в конце всего, в заключительном акте пьесы Бытие
Вселенной. И только сие нам и ведомо, и более не знаем, и не догадываемся
вовсе. И не разумеем ни структуры, ни сути предстоящего темного,
величественного Покоя.
И по причине движения, из чего-то, произошли: и вещество, и
энергия, и информация, и спаялись временем. И те субстанции заструились и
перетекали одна в другую, и убывали, и прибывали, и обретали форму, и лишались
её, и синтезировались, и делились, и соединялись, и разделялись, и непрестанно
находились в движении. И сгустился газ межзвездный, и возгорелось Солнце, и
завихрило вокруг пространство, и пыль, и та слепилась и в малые тела, и в
планеты. И вращались последние, и теснились, и сталкивались, и нагревались, и
охлаждались. И каменные сферы средь них, в «зоне Златовласки», собирали жидкую
влагу в океаны. И вскипали воды, и замерзали, и испарялись, и конденсировались,
и обогащались солями, и падали в них глыбы с небес, и били молнии, и
вспенивались, и перемешивались, и застаивались, и приходили в движение снова.
И вдруг, неведомо как, видимо, лишь на земном мелководье
зародилось из неживого – живое. И, в отличие от безжизненного, живое обрело
способность воспроизводить самоё себя и регулировать величины среднесуточных
механических напряжений своих организмов. И живое в пучине тоже непрерывно
двигалось, но не подобно бездыханному, а целенаправленно и далее вышло на сушу,
и углубилось в почву, и взлетело, и заселило всё и вся. И зарождались живые
существа, и росли, и изменялись, и давали жизнь, и отнимали её, и умирали. И
переходили и в живое, и в геоморфное, и в газообразное, и в жидкое, и не
останавливались ни на миг в неустанном движении до смертного часа – необратимого
несоответствия энергии, массы и информации.
И, наконец, на севере Африки расцвёл человек – сознательное,
напористое и любознательное создание. И пришествие современных людей на лицо
земли было также движением, но ума, и столь же загадочным, как происхождение
самой жизни. И не сиделось разумным на месте, и заинтересовали их края за
морями. И, перейдя с материка-колыбели на просторы иные, часть поселилась в
Загрос-горах. И старейших переселенцев с прозвищами Адам и Хавва заточил холод
суровый и не выпускал, оберегая в укромной и удобной долине. И пару ту сменила
вторая, а её третья, и следующая, и последующая. И там пребывало Человечество в
движении и удовлетворяя потребности, и в соответствии с естественным ходом
событий, и сообразно сезонам, и преображало округу и предметы, и внешний свой
облик, и подвергалось изменчивости. И об этом безмятежном прошлом наследники
сложили предание о райском саде в Эйдэне. И уходили потом с нагорья, и
возвращались туда, сохраняя сказание пращуров в сердцах.
И однажды разверзлись небесные хляби, и обрушились наземь
потоки, и отворились источники бездны великой, и наводнили равнины, и утопили
меж хребтов племена. И исключительно дальновидные, и сметливые сокрылись в
скальном ковчеге и так пережили локальный «всемирный» потоп. И затем плодились,
и размножались, и осваивали местность, и овладевали ею, и взращивали злаки и
виноград, и расселялись. И в неусыпном движении и враждовали, и дружились, и
трудились, и бездельничали, и женились, и расставались, и пытались постичь всё,
и склонялись к непостижимости. И изыскивали нужное, и делали собственными
руками, и закладывали поселения, и строили башни, и сформировали первую
цивилизацию – шумерскую.
И вот муж с именем Тэрах в городе Ур-Касдим Месопотамской
области Шинар «родил» Авраама, а тот Ицхака в Кынаане, подарившего нам
легендарного Яакова, воспитавшего Йосэйфа, что вместе с врачом-хирургом
сотворил в Египте при гиксосах книгу Бырэйшит и в ней описал начало
сущего и своего рода. И положили потомки произведение то в основу
нравственности и Веры. И читали, и изучали, и дополняли манускрипт этот тысячи
лет и в годы поражений, и в пору побед, и черпали в нём и мощь, и волю, и
установления. И правили Судьи, и восседали на престолах Цари, и выстраивались и
распадались государства, и угонялся народ в рабство, и возвращался из него,
продолжая держаться заветов, изложенных предками.
И к череде династий прибавился названый отец Иисуса Христа,
плотник по прозванию Иосиф. И жил он праведно, и трудился, и сочетался браком с
Марией. И, заметив необычно рано забеременевшую жену, уводит её прочь с глаз
односельчан в Египет. И пошло семейство из Назарета через Иудею, избегая тем
самым и лишних вопросов, и кривотолков. И над чадом в утробе и будущей матерью
нависла Дамокловым мечом дорога, некогда погубившая Рахэйль. И супруг, и
супруга осознавали вероятный трагичный исход их исхода. И чувствовали эту
мрачность те, к кому взывали путники и просили пристанища. И никто не желал
видеть и в доме, и рядом смерть, пусть и чужую.
И встретился хлев в Вифлееме, к счастью, не занятый скотиной. И,
наскоро очистив строение, Иосиф готовится к родам Марии. И поспешает к стоящему
недалеко каравану, с которым, возможно, идет повитуха. И уверены мы в
милостивом отклике: помощь женщине приходит в срок. И спеленали, и уложили
кроху в ясли. И возрадовались очевидцы благополучному появлению дитя на свет. И
пришедшие с близлежащего поля пастухи, найдя обитель опекаемого поголовья,
вычищенную и преобразованную в жилище, приветливо согласились не тревожить
отдохновение родильницы и её первенца. И рассказывали каждому встречному о
примечательном происшествии со счастливым финалом. И стар и млад дивились
покровительству Свыше странникам тем.
И накрывает Иосиф праздничный стол для случайных добросердечных знакомых.
И званые на трапезу вручают Иисусу единственные в жизни дары. И набирались сил
Мария и младенец под крышей убежища стада. И по заповеди Моше, чрез тридцать
три дня приходят в Иерусалим, куда спустя тридцать три года явятся вновь, – он
в славе, а она в печали.
Служение и Учение
Возвращение в Назарет с новорожденным, несомненно, поднимет
волну злословия. Предвидя пересуды, Иосиф направляется далее, как и планировал,
в противоположную сторону – в Египет. В долину Нила он идет стезей Авраама и
Мидьянских купцов, доставивших туда Йосэйфа. Скитальцы обосновываются в
диаспоре единоверцев, где глава семейства, владея столярным ремеслом,
зарабатывает на хлеб в период малолетства пасынка. Когда оказывается
невозможным однозначно исчислить возраст ребенка, совершается обратное
путешествие – «в землю Израилеву» в Назарет Галилейский. В том селении проходит
детство Иисуса, проявляются присущие ему необычные наклонности, а в отрочестве
обнаруживается тяга к познанию. Мальчика, не ведающего родного отца, предпочтительно
взращивает мать. Впоследствии её внимание поглощают младшие дети.
Взрослеющий Иисус постепенно отдаляется от родителей, братьев и
сестер. Юноша погружается в мысли, проницательно вглядывается в окружающую
действительность, черпая исходные сведения о природе в Первой книге
Моисеевой. Конспект самой ранней научной энциклопедии увлекает. В ней
завораживают тайны устройства мироздания, уровни организации живого, анатомия и
физиология людей. Сей труд вдохновляет к постижению искусства врачевания, подвигает
к выяснению истинных причин недугов и нарушения походки после повреждения
таинственной жилы «сустава бедра» (связка головки бедра).
Сродни Йосэйфу, в 16-17 лет Иисус, снабженный начальным
капиталом, покидает провинциальный Назарет и устремляется в высокоразвитую
Александрию. Пример успешной карьеры любимого наследника Патриарха Яакова дает
надежду на лучшие перспективы судьбы. Талантливость и памятливость абитуриента
высоко оценивают преподаватели «Мусейона» и зачисляют в медицинскую школу. В
стенах прославленной Академии уникальный студент впитывает знания и становится
доктором.
Клинический опыт Иисусом накапливается при лечении населения
дельты Нила почти десятилетие. Витающий над Египтом дух врача-полимата,
научного редактора книги Бырэйшит Имхотепа Младшего, возжигает факел
полиглота, врача-философа Иисуса Назорея. Однако риск обострения тлеющего
этнического конфликта в Александрии вынуждает подвижника-интеллектуала
вернуться в отчий край – в Галилею.
В поисках смысла жития Иисус осуществляет паломничество к
Иордану. Мудрый Иоанн подмечает и оглашает пастырское призвание крестника.
Уединение в пустыне расставляет по местам приоритеты, а убеждения окончательно
кристаллизуются в фантасмагоричном сновидении. Встреченный земляками отпрыск
краснодеревщика не воспринимается медицинским специалистом. Он поселяется
поодаль, в Капернауме, где открывает врачебную практику. Привлекательные черты
характера, эффективная терапия, полезные рекомендации и добрые напутствия
способствуют популярности. К нему тянутся и для восстановления здоровья, и за
пояснениями, и за просвещением.
Ввиду несостоятельности системы здравоохранения Римской
Палестины, множество пациентов вожделеют исцеления. Жрецы заботятся о
профилактике, а имеющиеся доктора не в состоянии охватить всех страждущих.
Иисус видит необходимость в медиках и начинает подготовку учеников. Они
отрабатывают практические навыки в стажировках, а идеологию перенимают через
притчи с комментариями. Несистематический процесс обучения в полевых условиях
влечет жалобы на курсантов и бросает тень на методики Наставника.
В проповеди на холме близ Генисаретского (Галилейского) озера
Иисус обнародует оригинальную социальную доктрину и разъясняет её краеугольные
камни-положения. Им определяется главная цель Служения – создание гармоничного
сообщества соплеменников на фундаменте откорректированных принципов иудейского
исповедания. По идеалистическому замыслу в человеколюбивой сети снизится
конфликтность, увеличится уровень взаимного доверия, улучшится психологический
климат и в семьях, и в поселениях, и в стране. Горизонтальные связи помогут
единомышленникам поддерживать друг друга вне зависимости от власти, религиозных
предписаний, а также области проживания. Указанное оздоровит социум в целом,
предупредит травмы, соматические и душевные заболевания конкретных субъектов.
Позже Иисус соглашается принимать в общину иные этносы, воспринявшие
провозглашенные им универсальные формулы обустройства ноосферы.
В деятельности и вразумлениях новоявленного Мессии священники
усматривают угрозу благосостоянию и влиянию на паству. Появляются сигналы о
готовящейся расправе над основателем ширящейся гуманной общности. Иисус
размышляет, как не дать разрушиться товариществу при личной гибели, и сочиняет
беспримерный сценарий кончины. В кульминационном эпизоде предполагается
оставить запоминающееся послание приверженцам, свидетельство о себе и Учении,
одновременно обличив зложелателей и ободрив идущих вослед. В иносказательных
изречениях Иисус обещает воскреснуть, подразумевая воспоминания о своем образе.
Пастырь говорит о дальнейшем обитании «на облаках небесных», а именно в чаяниях
новых поколений.
По нашему мнению, в разработанной Иисусом концепции «Бог» не
обезличен, а вполне определенный покровитель трех Ветхозаветных Патриархов и
месопотамского Ура – шумеро-аккадский «владыка знаний» Нанна. Эта сущность есть
Постоянство, свод неизменного: законов бытия человека, живой и безжизненной
материи, а также перечней, правил, эффектов, процессов, порядков, констант.
Схематично и кратко: Божество Иисуса – Наука. Понимание им неизбывных
алгоритмов природы, позволило ясно увидеть и перекроить грядущее точно Сыну
«Всевышнего».
Акция распятия, спланированная и реализованная эвтаназия при
содействии безупречного соратника Иуды Искариота, произвела задуманное
впечатление. Зрители, «бия себя в грудь», брели от Голгофы и, закрывая глаза,
представляли символ – «Врач на Кресте». Предсказанное вознесение на «небо», как
задумывалось, оказалось не физическим воспарением и не медико-биологическим
оживлением, а переходом в положительную коллективную память.
Каденция
Успение целителя душ и плоти породило поток социального
излучения, импульс которого, пройдя сквозь эпохи, повлиял на миллиарды судеб. В
отсутствие Учителя искажения и добавления в Учение понятны, а равно побочные
негативные явления. Вместе с тем принятие реальности Иисуса и беспристрастный
анализ его Послания удаляет налет мистицизма, копившийся две тысячи лет.
Естествознание высвобождает тезисы Нагорного манифеста и
сопутствующие идеи из догматического плена, инициирует прагматичное отношение к
фантазиям, лукавству, снам, галлюцинациям и сверхъестественным сущностям,
описанным в книге Бырэйшит. В результате обретается стройное и прочное
мировоззрение – «научная религия», опирающаяся на непреложные закономерности
Вселенной. Объединенные ею земляне или колонисты Марса, сплоченные этическими
узами, когда-нибудь смогут образовать прогрессивно развивающееся общество без
лжи и паразитизма. Их опорой явится: здравое восприятие непонятного и научных
фактов, важность личности и моральные нормы.
Имя и благие намерения Врача Галилейского бережно сохраняются на
берегах финского озера Пиелинен. Здесь Рождественские гимны и помыслы Сына
Человеческого доныне наполняют паруса города-корабля Нурмес. Он плывет по
малахитовым волнам Северной Карелии в гармоничное Будущее, увлекая за собой и
нас, Детей Человеческих.
Аминь!
Сергей Архипов
2021-2025
Нурмес – Йоэнсуу
.
Автор
Архипов С.В. – кандидат медицинских наук, врач-хирург, травматолог-ортопед.
Цитирование
Архипов С. Истоки библейских преданий в обозрении врача: художественный этюд. О круглой связке бедра. 11.04.2025. https://kruglayasvyazka.blogspot.com/2025/04/2025_11.html
Ключевые слова
ligamentum capitis femoris, ligamentum teres, связка головки бедра, история, повреждение, Библия, Тора, Архипов